ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОССИИ 9
1.1. Понятие инвестиционного климата государства 9
1.2. Современные особенности международного движения капитала 16
1.3. Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в
России 21
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИИ 29
2.1. Государственная инвестиционная политика 29
2.2. Повышение инвестиционной привлекательности Республики Дагестан.35
2.3. Целевой подход к формированию благоприятного инвестиционного климата 47
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 54
3.1. Взаимосвязь инвестиционного климата и ввоза капитала 54
3.2. Формы государственной поддержки инвесторов 63
3.3. Правовой режим функционирования иностранного капитала в России...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В рыночной экономике совокупность финансовых, культурных, политических, организационно-правовых, социально-экономических, географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть инвестиционным климатом.
В фундаментальных социально-экономических процессах регионального развития, ключевую роль играет инвестирование. Экономическая динамика субъекта РФ, возможности повышения качества и уровня жизни его населения зависят от эффективности и масштабов инвестиций.
Инвестиционный климат играет существенную роль в активизации инвестиционной деятельности, состояние и векторы изменения которого, в значительной мере зависят от характера и результативности действий государственных органов власти и управления.
Анализ современной российской практики, между тем, свидетельствует о достаточно пассивном участии государства в разработке мер, направленных на улучшение условий инвестирования, а также снижение рисков.
Изучению прикладных и теоретических аспектов инвестирования посвящены труды зарубежных учёных: Т. Веблена, С. Фишера, JI. Гитмана, С. Денисона, Р. Солоу, Дж. Кейнса, Дж. Неймана, У. Шарпа, Дж. Бейли, Дж. Хикса и др.
Тем не менее, современный уровень разработки теоретических и методических основ государственного содействия процессам улучшения инвестиционного климата регионов явно, не адекватен потребностям экономической практики и возможностям, которыми располагают государственные органы в части воздействия инвестиционного климата на ввоз капитала в национальную экономику.
В нашей стране инвестиционный климат неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как мощный производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, природные ресурсы России, относительно высокий научно- технический потенциал не привлекают инвесторов. Не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России современное состояние инвестиционного климата, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, чтобы повышался индекс инвестиционного климата в России как внутри страны, так и за её пределами.
Предоставление гарантий инвесторам - важный фактор формирования инвестиционного климата. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учётом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка за-рубежных инвесторов безальтернативна.
Инвестиционный климат в России может быть лучше, но из-за оттока капитала это не происходит. И соотношение валового внутреннего продукта к инвестициям должно быть выше. Специалисты Всемирного банка считают, что заканчивается цикл уменьшения запасов товаров, а темп роста потребления успешно стабилизируется. Это, в свою очередь, должно привести к тому, что инвестиционный климат в Российской Федерации постепенно улучшится.
В целом можно говорить о положительных сдвигах в инвестиционном климате России. В ближайшие 5-10 лет, в российском производстве общая ситуация может измениться в лучшую сторону. С увеличением инвестиций в экономику, уменьшится риск долгосрочных кредитов, увеличится её стабильность, а значит, будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы, что в свою очередь уменьшит социальную напряжённость в стране.
Тема выпускной квалификационной работы, с учётом изложенного, является актуальной.
Целью магистерской диссертации является исследования в развитии теоретических положений, характеризующих инвестиционный климат регионов России и разработке комплекса практических мер по улучшению его воздействия на ввоз капитала в национальную экономику.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть сущность и содержание инвестиционного климата региона;
- усовершенствовать методическую базу оценки состояния инвестиционного климата региона;
- осуществить селекцию продуктивных элементов современной зарубежной и российской практики государственного содействия процессам улучшения инвестиционного климата территорий;
- оценить современное состояние инвестиционного климата в России;
- разработать концепцию улучшения инвестиционного климата.
Научная новизна результатов исследования состоит в системном подходе к оценке и анализу особенностей механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в государстве на современном этапе.
К основным результатам, раскрывающим положения новизны, относятся:
- развитие теоретических основ формирования благоприятного инвестиционного климата России;
- аналитическое обобщение проблем формирования благоприятного инвестиционного климата России, в том числе Республики Дагестан, и выявление на этой основе особенностей слабого притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику;
- разработка комплекса практических мер по повышению инвестиционной привлекательности Республики Дагестан.
В качестве информационной базы исследования использованы законы Российской Федерации, нормативно-законодательные акты стран в области регулирования инвестиционной деятельности, методические, нормативные и инструктивные документы ЦБ РФ, материалы специальных экономических изданий и текущей периодики по проблемам формирования инвестиционного климата, а также статьи ведущих российских и зарубежных учёных, занимающихся данной проблематикой.
Объектом исследования является инвестиционная сфера региона, условия и факторы, определяющие её состояние, векторы и динамику развития.
Предметом исследования выступают экономико-организационные отношения, опосредствующие процессы воздействия государственных органов власти и управления на состояние, характер и динамику изменений инвестиционного климата территорий.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в развитии теории мировой экономики и международных экономических отношений, а также определяется возможностью использования её положений, выводов и рекомендаций для совершенствования положений в стратегии раз-вития инвестиционной деятельности и концепции формирования благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиционный климат - это политические, финансовые, экономические условия, оказывающие влияние на приток внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется умеренными налогами, льготами, наличием законодательной базы, политической устойчивостью, представляемыми инвесторам.
Россия обладает большим инвестиционным потенциалом, однако перед властью и бизнесом стоит множество проблем, тормозящих инвестиционный процесс. К основным проблемам относятся несовершенство законодательной базы, не достаточное развитие инфраструктуры, коррупция.
Одно из последних мест в России по уровню социально-экономического развития занимает сейчас, и занимала в дореформенный период Республика Дагестан.
Депрессивное состояние экономики Дагестана изначально предопределено недостаточным развитием производительных сил и ошибки в политике проведения рыночных реформ лишь усугубили отсталость, но не явились её причиной. Одна из главных причин консервации отсталости - замедленные процессы индустриализации, обусловленные достаточно инертной к преобразованиям структурой производства.
В условиях системного кризиса усиливается потребность в прогрессивных структурных преобразованиях и обостряется проблема их ресурсного обеспечения.
Наблюдается за последние годы снижение инвестиционной активности всеми основными группами инвесторов:
1) низкий инвестиционный потенциал, как новых собственников, так и государственных предприятий, и населения, отсутствие условий для долгосрочного кредитования и высокие риски для иностранных партнёров;
2) сокращение доли централизованных государственных вложений, направляемых на финансирование народного хозяйства.
Проблемой является не только сужение источников накоплений, но и отсутствие мотиваций для их трансформации в производственные инвестиции. Инвесторам в создавшейся экономико-политической ситуации выгоднее направлять свои средства на скупку ценных бумаг, "прокручивание" в банках, вывод и размещение за границей, чем вкладывать их в реальное производство.
Преодоление кризиса и подъём экономики должен происходить на новой структурной базе, ныне сложившаяся структура отбрасывает республику в своём развитии далеко назад, к уровню слаборазвитых стран.
Анализ социально-экономических условий, осуществления структурных преобразований и структурно-инвестиционных процессов в промышленности Дагестана, позволяет определить основные цели структурных преобразований, состоящие в обеспечении функционирования промышленности как единого республиканского комплекса, способного к самообеспечиваемости, интегрированного в единое экономическое пространство России в качестве автономного блока на принципах равноправного и эквивалентного обмена, как с регионами России, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья. Для реализации этих целей необходимо выбрать оптимальные направления реформирования структуры промышленности, а также разработать комплексную государственную программу структурных преобразований промышленности.
Регулирующее воздействие государства на инвестиционную деятельность может осуществляться в 3 направлениях:
- непосредственное участие в инвестиционной деятельности;
- коррекция использования рыночных механизмов;
- создание стимулов для инвестиций.
Непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности и выполнение регулирующих функций осуществляется посредством развития государственного и частно-государственного сектора.
В направлении создания стимулов для инвестиций действуют такие законодательные меры как, установление налоговых льгот, стимулов, механизмы гарантий и защиты инвестиций и т.д. Часто одни и те же инструменты выполняют как стимулирующую функцию, так и функцию коррекции рыночных механизмов.
Перспективным представляется также создание необходимых экономических и правовых предпосылок для непосредственного участия иностранного капитала прежде всего, в строительстве и в отраслях, обслуживающих ТЭК. Сегодня, в эту сферу, иностранный капитал практически не идёт из-за неэффективной отдачи вложенных средств, а также отсутствия надёжных гарантий их сохранности.
В сложившихся условиях нам представляется целесообразным рекомендовать создание смешанных акционерных обществ с участием заказчика, производителя оборудования и изготовителей строительной продукции. Это повысит взаимную заинтересованность всех участников.
Говоря о проблеме совершенствования инвестиционной политики нельзя не упомянуть о надлежащем научном и информационном обеспечении всех инвестиционных программ. Многие из упомянутых проблем требует не только создания соответствующей нормативной базы, но и проведения исследований в сочетании с изучением зарубежного опыта.
Инвестиционная политика сегодня является одним из решающих факторов, способствующих выводу экономики из кризиса. В связи с этим на первый план выходит задача активизации инвестиционной деятельности, нахождение способов и путей привлечения инвестиций, изыскание их источников. Таких путей много, но все они ведут к одному - к обеспечению гарантии возврата, созданию условий для того, чтобы деньги работали.
Республика по-прежнему располагает набором необходимых условий для стратегических инвесторов, то есть тех, кто готов инвестировать только в объекты, где они сами становятся собственниками.
Дополнительным источником инвестирования может послужить рациональное использование средств полученных от приватизации бездействующих нерентабельных предприятий.
Другое направление активизации инвестиционной деятельности - это совершенствование методов амортизации, централизация амортизационных отчислений предприятий, находящихся в частичной или полной государственной собственности, и целевое использование этих средств на восстановление физически выбитых и морально устаревших основных фондов. В условиях инфляции и устаревших норм амортизационные отчисления обесцениваются, и не обеспечивают необходимого накопления ресурсов на обновление производства. Если ещё в недалёком прошлом за счёт амортизации предприятия могли профинансировать 40% своих капитальных вложений, то сейчас - менее 10%.
Актуальными остаются вопросы о привлечении иностранных инвестиций в экономику Дагестана. Следует отметить, что иностранный капитал - это не только деньги, но ещё и опыт, и «ноу-хау».
Основной целью привлечения иностранных инвестиций должно стать укрепление хозяйственного и финансового положения предприятий, формирование конкурентной рыночной среды. По мнению западных аналитиков, залог привлечения инвестиций - экономическая стабильность страны.
Ключ к ней - обеспечение низкого уровня инфляции, снижение процентной ставки, небольшой бюджетный дефицит, стабилизация обменных курсов в валюте. Следующая задача - осуществление либерализации и реструктуризации экономики, обеспечение открытости рынков, включая рынок рабочей силы. Необходимо достижение прозрачности макроэкономических мероприятий, банковской системы, статистики, принятие чёткого корпоративного законодательства. Наконец, иностранные инвесторы ценят возможность свободного возврата прибыли, и любые ограничения в этой сфере отрицательно воздействуют на уровень заинтересованности внешних деловых кругов вкладывать деньги.
1. Ваниев А. Г. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе / Региональная экономика: теория и практика. 2006. — № 3. - С. 63-71.
2. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике / Н.Берзон//Вопросы экономики. -2004. -№ 6. С. 104-115.
3. Мухамедшин И. Взаимосвязь инновационной активности
и конкурентоспособности российских товаропроизводителей / И. Мухамедшин // Хозяйство и право. 2001. - № 9. - С. 99-103.
4. Аникеева А. Актуальные проблемы инвестиционных рейтингов регионов России/ А.Аникеева // Инвестиции в России. 2009. - № 5. — С. 212.
5. ЯсинЕ. Инвестиционный климат в России / Е. Ясин, JI. Григорьев, О. Кузнецов, Ю. Данилов, А. Косыгина // Общество и экономика. — 2007. № 13. - С.6-43.
6. Бабурин А. И. Меньше зависим от импорта, крепим связь с регионами / А.И.Бабурин // Региональная экономика: теория и практика. 2007. -№5. - С. 21-27.
7. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты / www.raexpert.ru/researches/regions/investclimate.
8. Асаул А.Н. Состояние инвестиционного климата региона — основа развития строительного комплекса / А.Н. Асаул, И.В. Денисова // www.aup .ni/articles/investment/7 .htm
9. Ю.Белоусова О. Механизмы реализации инвестиционной стратегии / О. Белоусова // Проблемы теории и практики управления. 2007. - №11. — С. 71-79.
10. Глисин Ф. Взаимодействие промышленных предприятий России с зарубежными партнерами в области инновационной деятельности / Ф. Глисин, Г. Остапкович // Вопросы статистики. 1998. - № 9. - С. 5965.
11. Лучко М. Прямые иностранные инвестиции: движение и значение /М. Лучко // Экономист. 2005. - № 7. - С. 26-29.
12. Белокрылова О. Финансовые инструменты
активизации предпринимательской деятельности в агросфере: экономико-правовой аспект / О.Белокрылова, Е.Диц, В.Гурова // Хозяйство и право. — 1999. №7. -С. 26-34.
13. Бернштам Е.С. Инвестиционная среда российских регионов: объемные и структурные изменения / Е.С.Бернштам // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2004. - № 10. - С. 2-12.
14. Рыбак О. Основные тенденции инвестиционной активности / О. Рыбак // Экономист. 2005. - № 15. - С. 11-18.
15. Бетин О.И. Некоторые аспекты региональной социально-экономической политики / О.И. Бетин // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2005. - № 2. — С. 16-27.
16. Ершов М. О стереотипах в экономической политике / М.Ершов // Вопросы экономики. 2003. - № 10. - С. 7-23.
17. Буркин А.И. Ресурсное обеспечение процесса
формирования корпоративной культуры населения муниципальных образований // А.И. Бур-кин // Региональная экономика: теория и практика. — 2005. — № 4. С. 57-62.
18. Блинов А.О. Новые формы организации инновационной и
инвестиционной политики на региональном уровне: зарубежный опыт / А.О. Блинов // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2007. - № 9. — С. 26-34.
19. Виленский А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса / А. Виленский // Вопросы экономики. 2001. - № 7. - С. 106-115.
20. Водянов А. Налоговые инструменты восстановления инвестиций в
реальном секторе экономики / А.Водянов, О.Гаврилова // Российский экономический журнал. 2003. - № 7. - С. 32-41.
21. Гохберг JI.M. Вузовская наука: перспективы развития. / Л.М. Гох-берг, И.А. Кузнецова // JI.M. Гохберг // Высшее образование в России. -2005. - №6. -С. 54.
22. Белянова Е. Органы власти и деятельность предприятий / Е. Белянова // Вопросы экономики. — 2004. -№ 8. — С. 125-127.
23. Гаджиев Г. Н. Развитие регионов в западных странах / Г.Н. Гадждиев // Региональная экономика: теория и практика. 2006. -№ 8. — С. 72-77.
24. Кулешов В. Финансовые аспекты
прогнозирования темпов экономического роста // В. Кулешов, В. Маршак // Вопросы экономики. 2005. -№ 12. -С. 36-48.
25. Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре // М. Елизаветин // Инвестиции в России. 2005. - N 11. - С. 1925.
26. Вардомский JI. Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России // Голос России. 2004. - № 7. — С.45.
27. Иванов Л.Г. Ивановская область: стратегия действий в экономике региона на рубеже XXI столетия / Л.Г. Иванов // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. — № 4. -С. 60¬68.
28. Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных
накоплений: Указ Президента РФ от 23 июля 2005 года № 827 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. № 29. - Ст. 3047.
29. Инвестиционная политика на территории муниципального образования / (под общ. ред. В.И.Шеина. М.: РИЦ Муниципальная власть, 2003. -64 с.
30. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. С. 20-29.
31. Цакунов С. Инвестиции в России / С. Цакунов // Рынок ценных бумаг. 2000. - № 8. - С. 112-118.
32. Караваев В. Региональная инвестиционная политика: российские проблемы и международный опыт / В. Караваев // Вопросы экономики. - 1997. -№ 9. -С. 73-74.
33. Мау В. Политические и правовые факторы экономического роста в российских регионах / В. May, К. Яновский // Вопросы экономики. 2003. - №8. — С. 7-30.
34. Артамонов А.Д. Социально-экономическая политика Калужской области / А.Д. Артамонов // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. — 2005. № 2. — С. 62-66.
35. Канада: взгляд из России. М.: Анкил, 2004. 318 с.
36. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации. Проект. /macro@economy.gov.ru.
37. Мельникова Н. Иностранные инвестиции в экономике России //
Экономист. 2004. - № 9. - С. 38-45.
38. Концепция государственной инвестиционной политики на период до 2010 года // Федеративные отношения и региональная социально¬экономическая политика. —2004. — № 3, —С. 117-129.
39. Коркунов И. Китай на пути интеграции в глобальную экономику // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 7. - С. 53-65.
40. Кретинин В. На пути к устойчивому развитию хозяйственной системы региона / В. Кретинин // Проблемы теории и практики управления. -2005.- №5.-С. 68-71.
41. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов / О. Кузнецова // Вопросы экономики. 2004. - № 5. - С. 63-69.
42. Лапуста М.Г., Шартукова Л.Г. Риски в предпринимательской
деятельности / М.Г. Лапуста, Л.Г. Шартукова. М.: ИНФРА-М, 2000. - 224 с.
43. Лебедева Л.Ф. Иностранный капитал в экономике США / Л.Ф.Лебедева. М., 1999. - 212 с.
44. Логинов В. Инвестиционная политика: возможности реализации и приоритеты / В. Логинов, К. Гусева, Ю. Соколов // Вопросы экономики. - 1995. -№11. -С. 79-86.
45. Лодкин Ю.Е. О путях стабилизации социально-экономического положения Брянской области / Ю.Е.Лодкин // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. — 2003. № 7. - С. 16¬31.
46. Лисицын А.И. Социально-экономическая политика Ярославской области / А.И.Лисицын // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. — 2004. № 9. — С. 25-37.
47. Марченко Г. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты / Г. Марченко, О. Мачульская // Вопросы экономики. 2001. - № 5. - С. 68-81.
48. Ефремов А.А. Новая пятилетка будет удачной, но для этого надо всем хорошенько поработать / А.А.Ефремов // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2003. - № 8. - С. 49-56.
49. Мырынюк А. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России / А. Мырынюк // Еженедельная газета Стройка. - 2002. — № 14. -С. 3.
50. Модестов С. Доверие к России заметно укрепилось. Прогресс налицо, но Уганда нас все же обогнала // Деловой мир, 2 октября 1999г.
51. Основные показатели социально-экономического положения областей центрального Федерального округа: Стат.бюллетень / Воронежский областной комитет государственной статистики. Воронеж: 2007. -61 с.
52. Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров: Указ Президента РФ от 25 марта 1997 года №108 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. - № 15. — Ст. 1311.
53. Скопина И.В. Инвестиционный климат территории: мировой и
национальный взгляд / И.В. Скопина, Ю.О. Бакланова, А.А. Агаев // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. - № 7. — С. 37-45.
54. О составе государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России: Указ Президента РФ от 22 декабря 1999 года № 1364 // Собр. законодательства Рос. Федерации.1999. -№55. -Ст. 5916.
55. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 9 июля 2000 года № 160-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. - № 29. - Ст. 3493.
56. Курочкин А.В. Эффективность государственного управления: проблема определения и оценки в контексте «способностей государства / А.В. курочкин // Демократия и управление. 2008. — № 4 (4). - С. 24-29.
57. Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 16 сентября 1998 года № 1034 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. № 39. -Ст. 4356.
58. Проблемы повышения инвестиционной активности в экономике России. Круглый стол // Российский экономический журнал. 2006. - № 6. -С. 5-11.
59. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. —1998. -№ 46. -Ст. 5394.
60. Рахимов Т. Экспресс-методика оценки инвестиционного климата на региональном уровне / Т.Рахимов // Проблемы теории и практики управления. 2010. - № 9. - С. 99-108.
61. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 512 с.
62. Ройзман И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов / И. Ройзман // Инвестиции в России. 2008. -№ 6. - С. 4-32.
63. Рахаев Б.М. Инвестиционная политика как фактор роста региональной экономики / Б.М. Рахаев // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. — 2001. — № 5. — С. 86-99.
64. США: государство, человек, экономика (региональные аспекты). — М., 2006. 285 с.
65. Самогородская М. Анализ форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах Центрального федерального округа / М. Самогородская // Инвестиции в России. — 2005. № 9. - С. 17-22).
66. Лексин В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / В. Лексин, А. Шевцов // Российский экономический журнал. - 1994. -№12. -С. 55-58.
67. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет
канадского опыта. — СПб.: Международный центр социально¬
экономических исследований «Леонтьевский центр», 2007. 303 с.
68. Фоломьев А. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения / А. Фоломьев, В. Ревазов // Вопросы экономики. — 1996. — №7. -С. 78-79.
69. Ройзман И. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики / И.Ройзман, И.Гришина И., А.Шахназаров // Инвестиции в России. 2008. - № 7. - С. 33-41.
70. Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России: ограничения и возможности / О. Хорошилова // Инвестиции в России. 2009. -№6. — С. 14-19.
71. Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе / Б.А. Чуб. М.: БУКВИЦА, 2000. - 186 с.
72. Штульберг Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б.М. Штульберг, В.В. Введенский. - М.: Гелиос АРВ, 2008. 354 с.
73. Шин Н. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне / Н. Шин // Инвестиции в России. 2007. - № 7. — С. 34-37.
74. Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста / Е. Ясин // Вопросы экономики. 2004. - № 4. - С. 9-28.
75. Эммонс Д. Препятствия на пути повышения производительности в государственном секторе / Д. Эммонс // Эффективность государственного управления. М.: Консалтбанкир, 1999. — С. 164-184.
76. ЯсинЕ. Экономический рост как цель и как средство / Е.Ясин // Вопросы экономики. -2006. -№ 10. С. 7-19.
77. Стародубцев В.А. Социально-экономическая политика Тульской области / В.А. Стародубцев // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. — 2006. № 7. — С. 42-51.
78. Treisman D. After the Deluge: Regional Crises and Political Consolidation in Russia. University of Michigan Press, 2000. - 194 p.
79. Richardson H.W. Regional Growth Theory. London: Mccmillan, 1978. - 342 p.
80. King D. N. Local Government Economics in Theoiy and Practice. London: Routledge, 1997. - 412 p.
81. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. London: Mcmillan, 1995. - 273 p.
82. Reports of international education exchange (http://opendoors. iinet- work.org/page/499929/).
83. Armstrong N., Taylor J. Regional Economics and Policy. L.:Harvezyer Wheat-sheaf, 1997. - 397 p.
84. Treisman D. The Politics of Intergovernmental Transfers in Post-Soviet Russia // British Journal of Political Science. Vol. 26, 3, July 2002. - P. 299-335.
85. https://theins.ru/news/197686Рейтинг Transparency International: Россия заняла 137-е место из 180 по уровню коррупции.
86. https://gks.ru/free doc/new site/business/invest/tab inv-OKVED.htm
87. http://mspinvestrd.ru/custom/202