Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №73555

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Общая характеристика понятий «мораль» и «моральные
нормы поведения» 7
1.2. Особенности формирования моральных норм поведения у
детей младшего школьного возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования моральных норм
поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 32
2.1. Диагностика уровня сформированности моральных норм
поведения у младших школьников 32
2.2. Проект реализации педагогических условий формирования
моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 39
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 59

Проблемы морали и нравственности на протяжении длительного времени находятся в центре внимания человека. Любое высокоразвитое общество хотело бы видеть свои законы справедливыми, а людей добрыми, отзывчивыми и заботливыми.
Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит морали, которая является важнейшим социальным регулятором, включённым в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующим на преобразования сознания личности.
На сегодняшний день понятия морали, такие, как «совесть», «честь», «справедливость» приобретают несколько иной оттенок, чем несколько лет назад. Развитие современных технологий, ускорение темпа жизни являются неотъемлемой чертой современной жизни, приводят к усилению вариативности моральных проявлений и пересмотру традиционных взглядов на мораль.
Моральное воспитание и развитие школьников является главной задачей современной образовательной системы, что подтверждается Концепцией морального развития и развития личности гражданина РФ.
Моральное воспитание ребёнка определяется всем ходом его жизни - учёбой, игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые знания о моральных нормах и правилах поведения в природе, в обществе, в отношениях с людьми. Младшему школьнику важно знать принципы морали и последствия нарушения данных принципов для окружающих людей.
Основу для формирования моральных норм поведения младших школьников составляет содержание учебного предмета «Окружающий мир», который несёт информацию о природном и социальном окружении. Содержание предмета позволяет воспитывать в учащихся нравственные качества, желание совершать хорошие поступки, уважение к моральным нормам.
Проблеме формирования моральных норм поведения у детей уделяли внимание многие психологи и педагоги. Среди них О.С. Богданова, О.Г. Дробницкий, И.А. Каиров, И.С. Кон, А.В. Кирьякова, С.Г. Якобсон и др.
Теорию и концепцию моральной деятельности, моральных норм поведения индивида разрабатывали Л.М. Архангельский, Д.М. Гришин, О.Г. Дробницкий, И.Ф. Харламов, и др.
Актуальность проблемы вызвана тем, что при достаточном количестве исследований она требует дальнейшей разработки. Это определило выбор темы выпускного квалифицированного исследования «Формирование моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования моральных норм поведения у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет более эффективным, если:
1) систематически знакомить младших школьников с нормами поведения в природе и обществе;
2) организовывать коммуникативно-деятельностное общение младших школьников в ситуациях нравственного выбора;
3) использовать этические игры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «мораль», «моральные нормы поведения».
2. Охарактеризовать особенности формирования моральных норм поведения у детей младшего школьного возраста.
3. Выделить и описать педагогические условия формирования моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Определить уровень сформированности моральных норм поведения у младших школьников.
5. В ходе экспериментальной работы апробировать педагогические условия формирования моральных норм поведения младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент, тестирование, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: 4 класс МБОУ «СОШ № 7» г. Белгорода.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; дана характеристика методов; база и структура исследования.
В первой главе раскрыта сущность понятий «мораль», «моральные нормы поведения»; рассмотрены особенности формирования моральных норм поведения у детей младшего школьного возраста; описаны педагогические условия формирования моральных норм поведения при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлена диагностика уровня сформированности моральных норм поведения у младших школьников, описаны ход и результаты экспериментальной работы по формированию моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
Библиографический список включает 55 источников.
В приложении помещены диагностические методики, таблицы результатов исследования, разработки уроков и внеурочных занятий

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы. В настоящее время вопросы морального развития и нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают решающее значение. Формирование моральных норм поведения у младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.
В ходе проведённого исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
Теоретический анализ установил, что мораль - это нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение, чувства, суждения. Моральные нормы поведения - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к самому себе.
Мораль является особой формой общественных отношений, в ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности по отношению друг к другу и к обществу.
У младших школьников преобладает доморальный уровень развития морального сознания, поэтому соблюдение учащимися нравственных норм поведения чаще происходит не из-за сознательного подчинения требованиями взрослых и нормам морали, а из-за страха быть наказанным.
Диагностическое исследование уровня сформированности моральных норм поведения у младших школьников, проведённое на базе 4 класса МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода, выявило, что у 50% учащихся средний уровень сформированности моральных норм поведения, у 30% - высокий, у 20% - низкий. Мы пришли к выводу, что большинство младших школьников имеют достаточный объём моральных знаний, у них сформированы нравственная мотивация и ценностное отношение к окружающим людям, но ещё затрудняются применить моральные нормы поведения в конкретных жизненных ситуациях, не могут с точки зрения моральных норм оценить своё поведение или поведение окружающих людей.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан проект формирования моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». На проведённых нами уроках и внеурочных занятиях мы апробировали следующие педагогические условия: систематически знакомили младших школьников с нормами поведения в природе и обществе, организовывали коммуникативно-деятельностное общение младших школьников в ситуациях нравственного выбора, использовали этические игры.
Наблюдение за младшими школьниками на уроках и внеурочных занятиях позволило сделать вывод об эффективности апробированных нами педагогических условий формирования моральных норм поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». В ходе нашего исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования моральных норм поведения у младших школьников. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в детальном рассмотрении конкретных путей её решения, например, через взаимодействие учителя с родителями младших школьников


1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания курса по предмету «Окружающий мир» в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. Образования пед. Профиля / Г.Н Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - С. 34-39.
2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно¬прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: Юнити, 2009. - 545 с.
4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. - 1999, №4. - С. 31-48.
5. Архангельский Н.В. Моральное воспитание / Н.В. Архангельская. - М.: Просвещение, 2012. - С. 45-50.
6. Бабаян А.В. О морали и моральном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. - 2012. - №2. - С. 57-58.
7. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, -
2006. - С. 42-72.
8. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2012. - С. 32-36.
9. Бунеев Р.Н. Диагностика метопредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. - М.: Балласс, 2012. - С. 56-58.
10. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов / Г.Х. Валеев. - М.: Академия, 2010. - 134 с.
11. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С.11-15.
12. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева - М.: Просвещение, 1978. - С. 287-291.
13. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - М., 2004г. - С. 164-206.
14. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
15. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: автореф. дисс. д-ра психол. Наук / Н.В. Гришина. - СПб: СПбГУ, 2010. - 125 с.
16. Данилюк А.Я. Концепция морального развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - С. 29-35.
17. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 2007. - 246 с.
18. Дуканова Е.И. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Симоненко В.Д. - М.: «Вентана-Граф», 2006. - С. 79-92.
19. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 26-30.
20. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников /А.А. Калюжный. - Москва, 2008. - 205с.
21. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2005. - 319 с.
22. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: автореф. дис. докт. пед. наук / А. В. Кирьякова. - СПб, 2009. - 35 с.
23. Колберг Л. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию / Л. Колберг, Ф. Пауэр, Э. Хиггинс // Психологический журнал. - 2004. - № 3. - С. 173-175.
24. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат. - 1987. - 390 с.
25. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания / И.П. Косачёва. - М.: Аркти, 2005. - 64 с.
26. Крэйг Г. Психология развития / Г. Крэйг. - СПб: Питер, 2009. - 992 с.
27. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. -
2007. - № 7. - С. 21-29.
28. Моральное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 2012. - С. 61-62.
29. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, В.О. Николаичева. - М.: МГУ, 2004. - 176 с.
30. Нравственное воспитание личности школьника / под ред. Я.И. Колдунова
- Калуга, 2011. - 26 с.
31. Нравственное развитие детей в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 2009. - 520 с.
32. Обухова Л. Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2009. - 300 с.
33. Плешаков А.А. Пояснительная записка к учебникам «Окружающий мир» / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение 2011. - С. 10-20.
34. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Юрайт-Издат, 2009.
- 140с.
35. Практическая психология / под ред. С.В. Кондратьевой. - Мн.: Харвест, 2007. - 260 с.
36. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - (Стандарты второго поколения). - М., 2010. - С. 25-37.
37. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 168 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 113с.
39. Савкина Г.П. Проблема преемственности в освоении школьниками моральных ценностей / Г. П. Савкина // Вопросы психологии. - 2006. - № 4. - С.110-116.
40. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин и др. - М.: Академия, 2010. - 576 с.
41. Смирнова О. Ю. Моральный конфликт / О. Ю. Смирнова // Духовная культура: Материалы докладов пятой межвузовской конференции по теории и методике преподавания психологии в высшее школе. - 2009. - С. 67-69.
42. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности / В.М. Соколов. - М.: Политиздат, 2010. - 239 с.
43. Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребёнка / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 47-55.
44. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.:
Школьная пресса, - 2003. - 192 с.
45. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника / Н.М. Трофимова // Педагогика, 1997. - №6. - С. 39-42.
46. УМК «Школа России» и новый стандарт. Отличительные особенности курса «Окружающий мир» [Офиц. сайт]. URL:http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=18353/(дата обращения: 15.04.2018).
47. Федеральный государственный образовательный стандарт Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября. - 2009 г. - № 373. - 41 с.
48. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2009. - 380 с.
49. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / И. Ф. Харламов. - 4-е изд. - М.: Гардарики, 2009. - 460 с.
50. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2012. - 120 с.
51. Штольц Х. Как воспитывать моральное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. / Х. Штольц, Р. Рудольф. - М.: Просвещение, 2006. - 175 с.
52. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 62-75.
53. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 42-49.
54. Якобсон С.Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 34-39.
55. Якобсон С.Г. Психологические проблемы морального развития детей / С. Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 2004. - 193 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ