Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практическое и обыденное мышление: полипосредованность, субъектность и стратегичность

Работа №7355

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы195стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
632
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 12
1.1. Развитие психологии практического мышления 12
1.2. Субъектное опосредование в практическом и обыденном мышлении. Мифологическое мышление 23
1.3. Полиопосредованность практического мышления 40
1.4. К проблеме методов исследования мышления в практической деятельности 54
1.5. Выводы и задачи 64
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 66
2.1. Постановка проблемы, цель, задачи и гипотеза исследования 66
2.2. Методический аппарат, процедура и объект исследования 67
2.3. Основные результаты и их интерпретация 69
2.4. Выводы и задачи 88
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ОБРАЗНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ В ХОДЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРИ ИСКУССТВЕННОМ «БЛОКИРОВАНИИ» ВЕРБАЛЬНОГО И ОБРАЗНОГО ПЛАНА 89
3.1. Общая стратегия исследования. Цель, задачи и гипотезы 89
3.2. Методы, процедура и объект исследования 90
3.3. Основные результаты и их интерпретация 92
3.3.1. Анализ различных способов решения вербальных задач 92
3.3.2. Изучение процесса решения задачи в условиях образного блокирования 105
3.3.3. Изучение процесса решения задачи в условиях вербального
блокирования 110
3.4. Выводы 116
Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ И МИФОЛОГИЧНОСТИ В
ПРАКТИЧЕСКОМ И ОБЫДЕННОМ МЫШЛЕНИИ 118
4.1. Субъектные свойства в «первовидении» объекта 118
4.1.1.Общая стратегия исследования 118
4.1.2. Методы, процедура и объект исследования 119
4.1.3. Результаты исследования 119
4.1.4. Обсуждение результатов и выводы 121
4.2. Субъективация проблемной ситуации 122
4.2.1. Цель исследования 122
4.2.2. Гипотеза исследования 122
4.2.3. Методы исследования 123
4.2.4. Характеристика выборки и ход работы 124
4.2.5. Результаты 124
4.2.6. Обсуждение результатов и выводы 125

3
4.3. Изучение изменений в обыденном сознании человека, переживающего кризисную ситуацию 126
4.3.1. Постановка целей, задач и гипотезы 126
4.3.2. Описание списка вопросов 128
4.3.3. Характеристика выборки и ход работы 128
4.3.4. Результаты 129
4.3.5. Обсуждение результатов и выводы 131
4.4. Исследование связи склонности к мифологизации действительности со способностью построить осмысливаемую проблемную ситуацию адекватно развернутой во временном плане .131
4.4.1. Постановка целей, задача и гипотеза 131
4.4.2. Методы исследования 133
4.4.3. Характеристика выборки и ход работы 138
4.4.4. Результаты 139
4.4.5. Обсуждение результатов 140
4.5. Связь уровня тревожности и компетентности во времени 146
4.5.1. Цель исследования: 146
4.5.2. Гипотезы исследования: 147
4.5.3. Методы исследования: 147
4.5.4. Результаты исследования 147
4.5.5. Обсуждение результатов и выводы 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
ЛИТЕРАТУРА 156
ПРИЛОЖЕНИЯ



Актуальность темы исследования определяется прежде всего тем, что в настоящее время, на наш взгляд, обострился дефицит научного обеспечения бурно развивающейся практической психологии. Психологи, решающие практические задачи в области психологии управления, отбора и повышения квалификации персонала, менеджмента, в политической психологии, в регуляции социальных процессов, в психологии рекламы и PR, в психотерапии и психоконсультации и во многих других областях, сталкиваются с проблемой недостаточной разработанности в научной психологии теории психических механизмов регуляции форм и свойств человеческой активности, которыми они занимаются, и, оказавшись в этой неразрешаемой проблемной ситуации, создают всевозможные мифологические конструкции.
В отечественной науке, как нам кажется, наиболее полно психические механизмы регуляции практической активности человека рассматриваются в Ярославской психологической школе, руководимой Ю.К. Корниловым, а также в исследованиях Д.Н. Завалишиной. Эта полнота связана с тем, что здесь занимаются т.н. практическим мышлением (ПМ), т.е. психической реальностью, в которой как в управляющей системе высшего уровня представлены все когнитивные, регуляторные и коммуникативные компоненты этой активности.
Изначально ПМ в работах В Келера, О. Липмана и Х. Богена, в учебни¬ках С.Л. Рубинштейна, вышедших в 30-е и 40-е гг. XX века рассматривалось как особый вид мышления, со специфическими процессуальными и содержательными свойствами, как решение задач, данных в чувственной форме, «здесь и сейчас», как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в чистом виде. В качестве важнейшего свойства обобщений ПМ во многих со¬временных отечественных и зарубежных исследованиях рассматривается их невербальность, практический опыт субъекта трактуется как «молчаливое знание». В качестве высшего уровня развития человеческого мышления видится теоретическое мышление, а ПМ противопоставляется ему как нечто более простое, примитивное.
Мы считаем необходимым дополнить существующее понимание природы, функций и свойств ПМ, его места в человеческой психике.
В соответствии с этим, цель исследования — выявить специфику практического мышления как совокупности продуктивных психологических механизмов, детерминирующих весь процесс человеческой жизнедеятельности.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Выявить сущностные свойства практического мышления в ходе теоретического анализа.
2. Осуществить эмпирическое исследование сложной профессиональной деятельности руководителя производства, чтобы получить данные о функциях и свойствах практического мышления в ходе регуляции этой деятельности.
3. В экспериментальном исследовании проверить гипотезу, что важнейшим свойством ПМ является полиопосредованность, и успешность решения задач связана с лабильностью переключения между различными репрезентирующими механизмами на примере переключения между вербальным и образным опосредованием.
4. Провести эмпирические исследования, направленные на изучение таких свойств практического и обыденного мышления, как развернутость осмысливаемой ситуации во временном плане (компетентность во времени), субъективизированность восприятия.
Гипотезы исследования:
1) Практическое мышление оперирует ситуацией, включающей дли¬тельный промежуток активности субъекта, оно не сводимо к мышлению «здесь и сейчас».
2) В процессе профессионализации основной функцией практического мышления является самостоятельное активное (хотя часто и не осознаваемое) построение субъектом его индивидуализированной системы деятельности, накопление им когнитивно-действенных образований, интегрирующих, отражающих и регулирующих процессы его взаимодействия с объектом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты, полученные в ходе исследования позволили нам сформулировать следующие выводы:
1. Теоретический анализ проблемы исследования показал, что исследования мышления в реальной, практической деятельности позволяют выходить на более общие и сложные закономерности мышления, которые не вы¬являются при лабораторных исследованиях решения задач или в практике усвоения теоретических знаний. Научное, теоретическое мышление есть лишь инструмент, «утилита», встроенная в мощный пакет практического мышления, в свойствах которого наиболее полно выражаются коренные свойства «человеческого мышления вообще», направленного на обеспечение взаимодействия субъекта с миром. В связи с этим в полном объеме эти свойства могут быть изучены в психологических исследованиях мышления, объектом которых должны служить деятельности, представляющие из себя взаимодействие субъекта не с модельными формированиями культуры, а с реальным миром.
2. Процесс профессионализации практика связан с формированием сложных когнитивных образований, приобретающих индивидуализированный характер и составляющих основу принципов и способов деятельности данного руководителя в конкретных производственных условиях. Субъективная проблемность деятельности изменяется по мере профессионализации. Успешные и опытные руководители отличаются развитой пропедевтической функцией мышления, что выражается в предупреждении возникновения проблемных ситуаций посредством направленного управления работой участка. В результате количество таких ситуаций уменьшается. Развитие в ходе профессионализации когнитивного обеспечения деятельности руководителя характеризуется «расширением» факторов индивидуальной деятельности в ее временных, генетических, каузальных и пространственно-функциональных аспектах, и «укрупнением» решаемых задач.


1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.—302 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: про¬блемы и стратегии исследования // Психол. журнал. — т. 14 — № 4. — 1994.
— С. 39—55.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: изд-во МГУ, 1980.—
416 с.
4. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функцио¬нальных систем // Принципы системной организации функций. — М.: Наука, 1973. — С. 5-61.
5. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения в 4 т. Т. 4 — М.: Мысль, 1984.— 828 с. — С. 53-294.
6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Проме¬тей, 1994. — 352 с.
7. Арнхейм Р. Образ и мысль. // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. — Душанбе: 1972, ч. 1.— С. 31-50.
8. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. — М.: изд-во МГУ, 1980. — 128 с.
9. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. — Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1988. — С. 52-66.
10. Артемьева Е.Ю. и др. Описание структур субъективного опыта: кон¬текст и задачи /Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков, В.П. Серкин // Мышление. Общение. Опыт. — Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1983. — С. 99-108.
11. Артемьева Е.Ю., Урунтаева Г.А. Изучение структуры субъективного опыта в условиях неопределенных инструкций. // Мышление. Общение. Опыт. — Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1983. — С. 108-118
12. Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ динамической афазии.

157
— М.: изд-во МГУ, 1975. — 144 с.
13. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ син¬таксиса. — М.: изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
14. Барт Р. Мифологии: Пер. с фр.— М.: Изд-во им. Сабашниковых,
1996. — 313 с.
15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд.— М.: Сов. Россия, 1979.— 318 с.
16. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник 84-85. — М.: 1986. — С. 106-107.
17. Блюменфельд Б.М. К характеристике наглядно-действенного мыш¬ления // Изв. АПН РСФСР, 1948, вып. 13. — С. 175-203.
18. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как лично¬сти: Монография. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 136 с.
19. Бергсон А. Творческая эволюция: Пер. с франц. — М.: Кучково по¬ле, 1998.— 384 с.
20. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
21. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. — М.: Мысль, 1979. — 230 с.
22. Брушлинский А.В. Проблема деятельности и психология мышления // Мышление и общение в производственной деятельности. — Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1981. — С. 3-10.
23. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статьи 1-3) // Психол. журнал.— № № 6. — 1991, 1992, 1993.
24. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М.: изд-во ИП РАН, 1994. — 109 с.
25. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие, М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
26. Варенов А.В. Ситуационная модель: коммуникация событий или

158
коммуникация отношений. // Практическое мышление: специфика обоб¬щения, природа вербализации и реализуемости знаний. — Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1997. — С. 71-79.
27. Варенов А.В. Мышление и репрезентация знаний // Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструментальность обобщений. — Яро¬славль: изд-во ЯрГУ, 2000, 192 с.
28. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журнал, — т. 16 — № 3 — 1995. — С. 90¬
101.
29. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления крити¬ческих ситуаций). — М., изд-во МГУ, 1985. — 200 с.
30. Васищев А. А. Исследование процесса построения проблемной си¬туации в практическом мышлении. Дис. ... канд. псих. Наук. — Ярославль: 2002.
31. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., МГУ, 1982.— 336 с.
32. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из не¬опубликованных трудов — АПН РСФСР.— М.: Акад.пед.наук, 1960.— 500 с.
33. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1982.— 504с. — С. 5-361.
34. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время: парадоксы на¬стоящего // Знание — сила. — № 9, 1983.
35. Голосовкер Я.Э. Логика мифа — М.: Наука, 1987.— 218 с..
36. Гостев А.А. Индивидуальные особенности представлений: некото¬рые результаты, проблемы и перспективы изучения. // Когнитивная психоло-гия/ Под ред. Б.Ф. Ломова., Т.Н. Ушаковой. и др. — М.: изд-во ИП АН, 1986.
— С. 121-131.
37. Гостев А.А. Образная сфера личности. // Психол. журнал, Т. 8 — № 3 — 1987. — С. 32-42.

159
38. Гостев А.А. Образность и познание. // Психол. журнал, Т. 6 —
№ 4 — 1985. — С. 33-43.
39. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира: Пер. с англ.
— М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.— 327 с.
40. Гуревич П.С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983. — 175 с.
41. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. — Воронеж, 1976.—327 с.
42. Гурова Л.Л. Функции наглядно-образных компонентов в решении задач. // Вопросы психологии. — № 5 — 1969. — С. 76-90.
43. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психол. про¬блемы построения учеб. предметов — 2-е изд. — М.: Пед. о-во России,
2000. —479 с.
44. Дернер Д. Логика неудачи: Стратег. мышление в сложных ситуаци¬ях: Пер. с нем. Ред. Д. А. Леонтьев — М.: Смысл, 1997.— 243 с.
45. Дерябо С.Д. Феномен субъектного восприятия природных объектов. // Вопросы психологии. — № 1 — 2002. — С. 45-59.
46. Драпак Е.В. Практика как одна из детерминант мышления // Мыш¬ление и субъективный мир. — Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1991. — С. 84-90.
47. Драпак Е.В. Изучение индивидуальной специфики мышления как мышления практического. Дис. ... канд. псих. наук. — Ярославль: 1994.
48. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. пер. с фр. Сост. А.Б.Гофман — М.: Канон, 1995.— 352с.
49. Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии — М.: Рассвет, 1894. — 256 с.
50. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания.— № 6 — 1964.
51. Жукова А.Н., Иванов П.Н. О некоторых личностных особенностях мышления руководителя (мастера) // Мышление и общение в производствен¬

160
ной деятельности. — Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1981. — С. 34-41.
52. Журавлев А.Л. и др. Индивидуальный стиль руководства производ¬ственным коллективом. / А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин — М.: изд-во ИП АН, 1976. — 119 с.
53. Журавлев А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяю¬щихся экономических условиях // Психол. журнал. — Т. 19 — № 3 —1998. — С. 3-16.
54. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях ор¬ганизационно-экономических изменений. Дис. ... докт. псих. наук. — М.: 1999.
55.Завалишина Д.Н. Две функции наглядности при решении задач. // Вопросы психологии. — № 4 — 1973. — С. 17-27.
56.Завалишина Д.Н. Обобщения в практическом мышлении // Мышле¬ние и общение в конкретных видах практической деятельности. — Яро¬славль: изд-во ЯрГУ, 1984. — С. 3-18.
57.Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления.
— М.: Наука, 1985. — 222 с.
58.Завалишина Д.Н. Мышление и деятельность // III Международный конгресс «Теория деятельности и социальная практика». Сборник тезисов. — М.: 1995. — С. 42-43.
59.Завалишина Д.Н. Полисистемные основания анализа динамики практического мышления // Ежегодник Российского Психологического Об¬щества: Психология и практика, том 4, выпуск 4. Издательство Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Издательство Междуна¬родной Академии Психологических наук, Российское Психологическое Об¬щество, Ярославль 1998.
60.Завалишина Д.Н. Субъект профессиональной деятельности: дина-мический аспект // Психология субъекта профессиональной деятельности. Выпуск II. — Москва-Ярославль: Аверс-пресс, 2002. — С. 42-64.

161
61.Завалишина Д.Н. Парадигма процессуальности в исследовании практического мышления // Творческое наследие А.В. Брушлинского и
О.К. Тихомирова и современная психология мышления. М.: изд-во «Инсти¬тут психологии РАН», 2003. — С. 277-280.
62.Завалова Н.Д. и др. Образ в системе психической регуляции дея-тельности. / Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Пономаренко. — М.: Наука, 1986. — 174 с.
63.Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. // Запоро¬жец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. Развитие произ¬вольных движений Сост. Т.И.Гиневская; Ред. В.П.Зинченко; АПН СССР.— М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
64.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание.— М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1961.— 562 с.
65. Иванова А.Н. О методах психологического изучения содержания деятельности руководителя (на базе изучения деятельности сменного мастера текстильного производства) // Проблемы индустриальной психологии. Вып.2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ