ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7
1.1. Современные образовательные технологии, используемые в
практике общеобразовательной школы 7
1.2. Определение и история создания ментальных 11
карт
1.3. Области применения ментальных карт 14
1.4. Преимущества и недостатки ментальных карт 15
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ 19
2.1. Основные правила создания ментальных карт 19
2.2. Краткий обзор онлайн-сервисов и программ для построения
ментальных карт 22
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ 23
3.1. Методические разработки уроков по химии в девятом клас-
се с применением технологии интеллект-карт 23
3.2. Проверка эффективности использования ментальных карт
при обучении химии 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время человеческое общество, существуя в век огромных
современных информационных технологий, диктует новые требования к системе образования подрастающего поколения. Сегодня чтобы быть востребованным и успешным членом общества, необходимо четко ориентироваться в
огромных потоках информации, владеть навыками анализа и синтеза, учиться и развиваться на протяжении всей жизни. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования нацелен на такой процесс обучения, который будет направлен на воспитание всесторонне развитой личности, а также на развитие качеств, отвечающих требованиям современного информационного общества [Дронова, 2017].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
(2012 г.) в статье 28 п. 12 говориться о том, что к основной компетенции образовательного учреждения относится модернизация и совершенствование
методов обучения и воспитания подрастающего поколения, использование
новых образовательных технологий в системе обучения, в том числе и электронных [Федеральный закон об образовании..., 2013, с. 35]. Учитывая, что
на сегодняшний день приоритетной основой реализации ФГОС на всех уровнях обучения является системно-деятельностный подход, характеризующийся ориентацией педагога на управление самостоятельной деятельностью
учащихся, пришло время кардинального пересмотра применения новых образовательных технологий.
Стратегия модернизации системы образования в России предъявляет
новые требования, определяющие главную цель современной школы, в том
числе формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на
практике для решения разнообразных проблем; работать с различными источниками информации, анализировать, обобщать полученные результаты;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении
проблем.3
Основная задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь обучающихся в
активную творческую деятельность, где участники процесса обучения активно взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Именно поэтому сегодня огромное значение в учебном процессе уделяется развитию у школьников таких качеств, как рефлексия (понимание сути самого себя, своего сознания), целеполагание (построение цели, обдумывание образа желаемого будущего), планирование и оценка. От развития этих качеств зависит уровень сформированности таких мыслительных
операций как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение и конкретизация [Гордиенко, Смирнова, 2018].
Для того чтобы эффективно организовать учебный процесс, научится
быстро и продуктивно запоминать большие объемы информации, необходимо создать особые условия для развития у обучающихся логического мышления. Современный мир требует от молодых специалистов наличия творческого мышления, под которым понимается мышление, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и
открытиям [Останина, 2001].
Одним из продуктивных средств, для развития мыслительных операций на сегодняшний день выступает использование в учебном процессе так
называемых ментальных карт, которые, по мнению Марченковой Е.А. [Марченкова, 2018] представляют собой визуальное представление мыслей, идей
и событий. В методической литературе используются синонимы этого понятия – интеллект-карты, карты разума, карты мышления, карты ума, карты
памяти, ассоциативные карты и др. Ментальные карты характеризуются тем,
что сочетают в себе элементы логического и образного мышления, задействуя при этом оба полушария головного мозга человека. Ментальные карты –
одна из широко востребованных и популярных техник активизации процесса
мышления обучающихся на сегодняшний день [Сазанова, 2016]. Основная
идея данной технологии заключается в формировании умений перерабаты4
вать огромный объем информации и отображать ее в виде логических схем,
состоящих из понятий, образов и явлений.
Актуальность исследования. Интеллект-карты – уникальный и простой метод визуализации для обработки и запоминания информации различного объема и уровня сложности, с помощью которого развиваются творческие и мыслительные способности обучающихся. Интеллект-карты задействуют левое и правое полушария головного мозга, способствует развитию речи, памяти и мышления. Использование ментальных карт на уроках химии
будет целесообразным, так как данная технология позволит объединить информацию, выражение взаимосвязей, визуализировать и структурировать
мысли. Составление интеллект-карт может принести пользу в следующих
сферах: обучение, творчество, мышление, память, составление записей, подготовка и проведение выступлений и докладов, что является актуальным при
условии введения ФГОС на уровне основного общего образования.
Цель исследования: рассмотрение особенностей использования ментальных карт как средство развития мышления обучающихся девятых классов на уроках химии в условиях средней общеобразовательной школы.
В основу исследования была положена гипотеза: мы предполагаем, что
применение технологии ментальных карт на уроках химии будет способствовать развитию познавательной активности, учебной мотивации и повышению
уровня знаний обучающихся.
Таким образом, в результате проведенных исследований об особенностях применения ментальных карт как средства развития мышления обучающихся на уроках химии в условиях средней общеобразовательной школы, можно сделать следующие выводы:
Внедрение в учебный процесс элементов инновационных образовательных технологий повышает результативность и качество процесса обучения,
также позволяет повысить учебно-познавательную деятельность обучающихся при обучении химии. В целом, технология интеллект-карт направлена на
формирование и развитие школьника, как личности, которая необходима современному обществу.
Технология интеллект-карт, используемая при обучении химии в условиях средней общеобразовательной школы, позволяет:
– сформировать коммуникативные навыки в процессе групповой работы;
– сформировать умения анализа большого объема информации;
– улучшить развитие всех видов памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) обучающихся;
– ускорить процесс обучения;
– сформировать организационно-деятельностные умения;
– улучшить качество знаний обучающихся;
– сформировать умения, связанные с контролем собственной интеллектуальной деятельности.
Результаты эффективности использования ментальных карт при обучении химии в период прохождении педагогической практики в МБОУ школе
№ 10 Елабужского района Республики Татарстан, показали, что обучающиеся в экспериментальном классе, наиболее полно и качественно усваивали
учебный материал по химии, их уровень успеваемости почти доходил до
100%, уровень качества знаний стал значительно выше, чем в контрольном
классе.45
На основании полученных результатов исследования мы подтверждаем
нашу гипотезу: данный метод способствует развитию познавательной учебной мотивации и повышению уровня знаний обучающихся по данному предмету.
Таким образом, использование технологии составления интеллект-карт в
обучении химии не только возможно, но и необходимо, поскольку способствует визуализации самого процесса мышления ребенка, что особенно ценно в
освоении такой сложной дисциплины, как химия.
Создание ментальных карт ориентирует будущих учителей на объемные
темы, требующие систематизации, уточнения, актуализации знаний. При
применении ментальных карт мы обращаем внимание как обучающихся, так
и учителей на следующие важнейшие характеристики интеллект-карт:
1. Наглядность и экономичность. Важный элемент – найти адекватный
объемной информации образ, выразить мысль одним словом, аббревиатурой,
знаком. Только в этом случае всю проблему с ее многочисленными сторонами и гранями можно окинуть одним взглядом.
2. Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная,
чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт»
[Бьюзен, 2003].
3. Бесконечность. Не ограничивайте себя имеющейся информацией –
ищите слабые стороны в понимании текста, ставьте вопросы и переходите на
другой уровень познания.
1. Алдабергенова А.О., Узакова М.К. Роль и основы разработки ментальных карт // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сб. статей XIII Международной научно-практической конфе¬ренции, 20 марта 2018. - Пенза, 2018. - С. 89-91.
2. Балан И.В. Использование ментальных карт в обучении // Молодой уче¬ный, 2015. - №11-1. - С. 58-59.
3. Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория. - М.: Педа-гогический поиск, 2003. - 176 с.
4. Бершадский М.Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами ин- теллект-понятий // Народное образование, 2012. - № 6. - С. 203-212.
5. Бершадский М.Е. Когнитивная визуализация процессов присвоения ин-формации // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: тео-рия, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции. - М.; Уфа: Изд-во БГПУ имени М. Акмулы, 2013. - 290 с.
6. Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Минск: Попурри, 2003. - 304 с.
7. Вахрушева А.В. Использование метода интеллект - карт в образователь¬ном процессе // Студенческий: электрон. научн. журнал, 2019. - № 41(85). - С.76-80.
8. Воробьева В.М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие // В.М. Воробьева, Л. Г. Будунова, Л. В. Чурикова. - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с.
9. Дронова Е.Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы раз¬работки // Проблемы современного образования, 2017. - №2. - С. 118-124.
10. Гаршина Ю.П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический элек¬тронный журнал «Концепт», 2016. - Т. 46. - С. 90-94. - URL: http://e- koncept.ru/2016/76387.htm (дата обращения: 12.11.2019).
11. Голенко И.В., Остапенко А.А. Интеллект-карты как помощь менеджеру // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института, 2015. - №3-4. - С. 549-553.
12. Гордиенко Т. П., Смирнова О.Ю. Формирование профессиональных спо¬собностей обучающихся с помощью ментальных карт // Проблемы со¬временного педагогического образования, 2018. - №60-1. - С. 89-92.
13. Журавлева Л.В., Власов А.И. Визуализация творческих стратегий с ис-пользованием ментальных карт // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии, 2013. - № 1. - С. 133-140.
14. Заграничная Н.А. Научный метод познания в школьном естественнона-учном образовании: обучение химии и биологии / Н.А. Заграничная, Л.А. Паршутина, А.Ю. Пентин // Отечественная и зарубежная педагогика, 2019. - №1 (57). - С. 6-27.
15. Ильязо-
ва Л.М., Якушева Г.И. Методика использования технологии составления интеллект карт в школьном курсе химии // Современные проблемы науки и образования, 2015. - №1-1. URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=19377 (дата обращения: 30.10.2019)
16. Карманова Е.В. Использование ментальных карт в учебном процессе // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: Материалы XI Меж¬дународной научно-практической конференции, 2018. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. - С. 223-229.
17. Карнилова А.А. Технология проблемного обучения // Проблемы и пер-спективы развития науки в России: сб. статей Международной научно-практической конференции. - В 7 ч. Ч.4. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016.- С. 83-86.
18. Киселева Ю.С. Использование здоровьесберегающих технологий в об-щественно активной школе / Ю.С. Киселева, О.Г. Козликина, О.О. Черне¬цова // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2013. - № 7. - С. 21-25.
19. Киселева Ю.С., Козликина О. Г. Современные педагогические техноло-гии воспитания и обучения в общественно активной школе // Концепт,
2013. - №1. - С. 170-174.
20. Кудринская О.В. Ментальные карты в образовании // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук: сб. науч. ст. ежегодной XV Межрег. науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 147-150.
21. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для сту-дентов педагогических специальностей. - М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. - 333 с.
22. Логачева А.В. Анализ современных педагогических технологий [Элек-тронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материа¬лы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук,
2014. - С. 183-184. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6277/ (да¬та обращения: 28.01.2020).
23. Майер Е.И. Некоторые методические рекомендации по использованию ментальных карт в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - №44. - С. 165-167.
24. Майер Е.И., Бронникова Л.М. Возможности и преимущества использова¬ния ментальных карт в образовательном процессе // Наука и образование,
2017. - № 3. - С. 120-124.
25. Марченкова Е.А. Использование ментальных карт для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся // Педагогический опыт: от теории к практике: Сб. материалов V Межд. научно-практ. конф., г. Чебоксары, 2018. - С. 105-108.
26. Останина Т.Ю. Формирование способностей к творческому мышлению - важное условие подготовки специалистов // Проблемы подготовки кадров для сферы искусств и культуры: Материалы Всероссийской научно¬практической конференции, 2001. - С. 46-48.
27. Ползикова Н. Б. Современные образовательные технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. - Т. 25. - С. 232-234.
28. Пурер Н.А. Применение интеллектуальных карт для формирования твор¬ческого мышления обучающихся / Н.А. Пурер, В.А. Минькина, Н.Г. Не- умоина // Научное обозрение, 2019. - № 3. - С. 10-114.
29. Пяткова О. Б. Интеллект-карты как инструмент визуализации учебного материала на уроках естественно-математических дисциплин [Электрон¬ный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт»,
2018. - № В 4. - URL: http:ZZe-koncept.ru/2018Z186039.htm (дата обраще¬ния: 3.02.2020).
30. Сазанова Л.А. Ментальные карты как средство обучения в вузе // Пер-спективы развития информационных технологий, 2016. - № 28. - С. 118¬122.
31. Самохина В. М. Применение интеллект-карт в обучении // Молодой уче¬ный, 2016. - №29. - С. 598-600.
32. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современ¬ных технологий обучения [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение, 2009. - №1. - URL: https:Z/cyberleninka.ruZarticleZn/problemnoe- obuchenie-kak-odno-iz-napravleniy-sovremennyh-tehnologiy-obucheniya (да¬та обращения: 27.11.2019).
33. Созонова С. Д. Использование технологии проектного обучения на уро¬ках в начальной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Межд. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). - Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2018. - С. 95-98.
34. Хакимов Д.Р. Применение в учебном процессе ментальных карт // Обра¬зовательные ресурсы и технологии, 2016. - №1(13). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-v-uchebnom-protsesse-mentalnyh- kart (дата обращения: 28.11.2019).
35. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 191 с.
36. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Моск¬ва: Проспект, 2013. - 160 с.
37. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика,1989. - 334 с.
38. Щербакова Т.Н. Развитие творческого мышления у учащихся с помощью технологии интеллект-карт // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014. - №3. - С. 45-61.