ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников 7
1.1. Психологическая характеристика возрастных особенностей
младших школьников 7
1.2. Особенности учебной мотивации в младшем школьном
возрасте 11
1.3. Характеристика стилей семейного воспитания 17
1.4. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и мотивации
учения у младших школьников 26
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
исследования 34
2.3. Рекомендации родителям младших школьников по
формированию адекватного стиля воспитания 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретический анализ влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников 7
1.1. Психологическая характеристика возрастных особенностей
младших школьников 7
1.2. Особенности учебной мотивации в младшем школьном
возрасте 11
1.3. Характеристика стилей семейного воспитания 17
1.4. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и мотивации
учения у младших школьников 26
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
исследования 34
2.3. Рекомендации родителям младших школьников по
формированию адекватного стиля воспитания 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В момент поступления в школу в жизни ребенка происходят крупные изменения, среди которых важную роль играет смена социальной среды развития и взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками. В жизни младшего школьника появляется новый значимый взрослый - учитель. Существенно меняются детско-родительские отношения - теперь ребенок стал школьником, у него должны быть новые обязанности, появляются новые требования к нему. Но успешное личностное и интеллектуальное развитие младшего школьника зависит не только от усилий учителя, но и от адекватных детско-родительских отношений в семье младшего школьника. От благоприятных отношений родителей и младшего школьника зависит его благополучное эмоциональное состояние, а значит успешная адаптация к новым условиям жизни.
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. Существует прямая зависимость между стилем родительского воспитания и формированием личностных качеств у ребенка, так как семейная среда - это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б. и многие другие.
В настоящий момент существует множество определений мотивации как основы содержания учебного процесса. В отечественной психологии указанной тематикой занимались Л.И. Божович, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн. Так же необходимо отметить вклады Л.И Анцыферовой, В.Г. Асеева, П.Я Гальперина, Е.П. Ильина, Н.Ф. Талызиной, Х. Хекхаузена, занимавшихся исследованием активности развивающейся личности, природы мотивов, тенденций, определяющих их трансформацию и укрепление в структуре личности. Активно анализировалась в науке система мотивации учебной деятельности такие ученые как Дж. Аткинсон, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников, В.И. Ковалёв, М.Ш. Магомед - Эминов, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, П.В. Симонов, Д.Н.Узнадзе, А.А. Файзулаев, П.М. Якобсони и др.
Проблема исследования: каков характер влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: стиль семейного воспитания.
Предмет исследования: влияние стиля семейного воспинания на мотивацию учения у младших школьников.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что стиль семейного воспитания влияет на мотивацию учения у младших школьников, а именно демократический стиль семейного воспитания, характеризующийся эмоциональной близостью, удовлетворенностью отношениями с родителями,
принятием ребенка, сотрудничеством с ним, положительно влияет на формирование учебной мотивации в целом, а также в частности таких учебных мотивов как процесс учения, творческой самореализации, достижения успеха, долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, а также предпочтительности таких учебных предметов как математика и русский язык. Авторитарный стиль семейного воспитания, характеризующийся чрезмерной требовательностью,
отсутствием принятия, чрезмерным контролем, влияет на формирование таких мотивов учебной деятельности как избегания неудачи и аффилиации.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по вопросам психологического содержания особенностей возраста младших школьников, а также мотивации учения у младших школьников;
2. Определить тип мотивации учения у младших школьников;
3. Проанализировать особенности детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания в младшем школьном возрасте;
4. Изучить особенности стиля семейного воспитания младших школьников;
5. Установить связь мотивации учения у младших школьников и стиля семейного воспитания;
6. Определить характер влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников;
7. Разработать рекомендации для родителей по гармоничному воспитанию.
Теоретической основой стали психолого-педагогические разработки, исследующие проблему формирования и развития учебной мотивации как обязательного фактора целостного процесса личностного становления (Л.И. Божович, Н.Г. Лусканова, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Г.И.Щукина и др.), а также представления о стиле семейного воспитания (Д. Баумринд, Д.М. Болдуин, А.И. Захаров, И.М. Марковская, Е. Шафер).
В исследовании были применены следующие методы: количественный анализ; эмпирические (психодиагностический метод); методы математико-статистического анализа данных (статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS 17.0 с помощью коэффициента ранговой корреляции (r-критерий Спирмена) и многофакторного регрессивного анализа); метод качественного анализа.
Использовались следующие методики:
1. «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой),
2. «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой,
3. «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна,
4. «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №13» г. Белгорода. Объем выборки составил 147 человек. Из них 50 обучающихся 2-х классов и 97 человек - родители этих детей (50 матерей и 47 отцов в возрасте 27-42 года).
Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты использованы для разработки рекомендаций родителям младших школьников по формированию адекватного стиля воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования проводилась на кафедре возрастной и социальной психологи Педагогического института НИУ «БелГУ» (в апреле 2018 года) в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии».
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. Существует прямая зависимость между стилем родительского воспитания и формированием личностных качеств у ребенка, так как семейная среда - это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б. и многие другие.
В настоящий момент существует множество определений мотивации как основы содержания учебного процесса. В отечественной психологии указанной тематикой занимались Л.И. Божович, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн. Так же необходимо отметить вклады Л.И Анцыферовой, В.Г. Асеева, П.Я Гальперина, Е.П. Ильина, Н.Ф. Талызиной, Х. Хекхаузена, занимавшихся исследованием активности развивающейся личности, природы мотивов, тенденций, определяющих их трансформацию и укрепление в структуре личности. Активно анализировалась в науке система мотивации учебной деятельности такие ученые как Дж. Аткинсон, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников, В.И. Ковалёв, М.Ш. Магомед - Эминов, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, П.В. Симонов, Д.Н.Узнадзе, А.А. Файзулаев, П.М. Якобсони и др.
Проблема исследования: каков характер влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: стиль семейного воспитания.
Предмет исследования: влияние стиля семейного воспинания на мотивацию учения у младших школьников.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что стиль семейного воспитания влияет на мотивацию учения у младших школьников, а именно демократический стиль семейного воспитания, характеризующийся эмоциональной близостью, удовлетворенностью отношениями с родителями,
принятием ребенка, сотрудничеством с ним, положительно влияет на формирование учебной мотивации в целом, а также в частности таких учебных мотивов как процесс учения, творческой самореализации, достижения успеха, долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, а также предпочтительности таких учебных предметов как математика и русский язык. Авторитарный стиль семейного воспитания, характеризующийся чрезмерной требовательностью,
отсутствием принятия, чрезмерным контролем, влияет на формирование таких мотивов учебной деятельности как избегания неудачи и аффилиации.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по вопросам психологического содержания особенностей возраста младших школьников, а также мотивации учения у младших школьников;
2. Определить тип мотивации учения у младших школьников;
3. Проанализировать особенности детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания в младшем школьном возрасте;
4. Изучить особенности стиля семейного воспитания младших школьников;
5. Установить связь мотивации учения у младших школьников и стиля семейного воспитания;
6. Определить характер влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников;
7. Разработать рекомендации для родителей по гармоничному воспитанию.
Теоретической основой стали психолого-педагогические разработки, исследующие проблему формирования и развития учебной мотивации как обязательного фактора целостного процесса личностного становления (Л.И. Божович, Н.Г. Лусканова, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Г.И.Щукина и др.), а также представления о стиле семейного воспитания (Д. Баумринд, Д.М. Болдуин, А.И. Захаров, И.М. Марковская, Е. Шафер).
В исследовании были применены следующие методы: количественный анализ; эмпирические (психодиагностический метод); методы математико-статистического анализа данных (статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS 17.0 с помощью коэффициента ранговой корреляции (r-критерий Спирмена) и многофакторного регрессивного анализа); метод качественного анализа.
Использовались следующие методики:
1. «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой),
2. «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой,
3. «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна,
4. «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №13» г. Белгорода. Объем выборки составил 147 человек. Из них 50 обучающихся 2-х классов и 97 человек - родители этих детей (50 матерей и 47 отцов в возрасте 27-42 года).
Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты использованы для разработки рекомендаций родителям младших школьников по формированию адекватного стиля воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования проводилась на кафедре возрастной и социальной психологи Педагогического института НИУ «БелГУ» (в апреле 2018 года) в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии».
В младшем школьном возрасте (с 7 до 10 лет) учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - до 10 или 11 лет жизни ребенка. В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: произвольность
психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия.
Учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов. Принято выделять две группы мотивов:1) познавательные мотивы; 2) социальные мотивы. Роль социальных мотивов у младших школьников иногда настолько велика, что учащиеся выполняют задания учителя, даже не осознавая, для чего и зачем это делается. У современных младших школьников преобладают мотивы получения высоких отметок и долга, и совсем не наблюдается мотив самоопределения и самообразования. Познавательные мотивы связаны с процессом и содержанием учебной деятельности. У младших школьников они не имеют преобладающего значения в формировании мотивации. У детей преобладает эмоциональный интерес к учению.
Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей во многом зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье и самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, и прежде всего родителей. Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которыми снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя сам, а также образ себя как обладающего теми или иными чертами и качествами. Большинство классификаций основаны на критериях родительского контроля и особенностей проявления эмоциональной теплота родителей. Важными параметрами различения стилей семейного воспитания выступают также степень властности и уважения родителей в отношении детей разного возраста.
Семейное воспитание имеет связь с мотивацией учебной деятельности младших школьников. Многими авторами отмечно, что чрезмерная строгость, отвержение, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность санкций положительно связана с мотивами избегания неудачи, тогда как эмоциональное принятие, позитивный иньтерес, высокая степень кооперации связана, наоборот, с мотивами достижения успеха.
Для определения характера влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников в нашем исследовании использовались следующие методики: определение доминирующих мотивов учения второклассников по методике «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой), определение уровня учебной мотивации второклассников по методике «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, оценка отношения к учебным предметам по методике «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна, диагностика стиля семейного воспитания по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской.
Итак, первой задачей эмпирического исследования стало определение учебной мотивации младших школьников. По методике «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой), получили результаты, что наиболее выраженным мотивом учебной деятельности среди опрошенных нами младших школьников является социальный мотив достижения успеха (средний балл - 4,2). По методике «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, в целом по выборке наблюдаем средний уровень мотивации учебной деятельности (57%), что в целом характерно для середины младшего школьного возраста. По методике «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна получили результаты о том, что наиболее
предпочтительными школьными предметами для опрошенных нами младших школьников являются окружающий мир, музыка, рисование и технология; наименее предпочтительными - русский язык и литературное чтение. Хотя в целом ко всем учебным предметам отношение достаточно лояльного, негативного отношения в ходе исследования выявлено не было. Также отметим, что для младших школьников с более высоким уровнем учебной мотивации более предпочтительными являются познавательные учебные предметы (окружающий мир, математика, литературное чтение, русский язык); а для респондентов с более низким уровнем учебной мотивации - окружающий мир, физическая культура, музыка, рисование и технология.
Следущая задача - определить тип детско-родительских отношений. По методике «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской выявили, что во взаимоотношениях родители проявляют строгость (56,67%), последовательность действий (63,3%), контроль по отношению к ребенку - (73,3%), эмоциональная близость к ребенку (80%), принятие ребенка рода телем (76,67%), удовлетворенность отношениями (66%).
Далее нам было необходимо выявить характер связи типа детско-родительских отношений и учебной мотивации младших школьников. По результатам корреляционного анализа нами были выявлены прямые связи между такими шкалами детско-родительских отношений как «Принятие», «Требовательность», «Последовательность», «Контроль», «Эмоциональная близость», «Удовлетворенность отношениями» и такими учебными мотивами как «Долга и ответственности», «Благополучия», «Самоопределения и самосовершенствования», «Творческой самореализации », «Избегания неудачи», «Процесс учения», а также с уровнем учебной мотивации в целом и предпочтительности таких учебных предметов как «Русский язык» и «математика». Также были выявлены отрицательны корреляционные связи между показателями «Принятие» - «Аффилиация» и «Требовательность» - «Технология, рисование, музыка».
Для подтверждения гипотезы и данных, полученных в результате корреляционного анализа мы провели многофакторный регрессионный анализ с целью углубленного изучения полученных связей между типами детско-родительских отношений и учебной мотивацией младших школьников.
По результатам МРА, мы выявили наличие прямого влияния таких аспектов детско-родительских отношений как «Требовательность», «Контроль», «Эмоциональная близость», «Принятие»,
«Последовательность», «Удовлетворенность отношениями» и такими учебными мотивами как «Долга и ответственности», «Самоопределения и самосовершенствования», «Избегания неудачи», «Процесс учения», «Творческой самореализации», «Достижения успеха», а также на уровень учебной мотивации младших школьников, что в целом совпадает с результатами корреляционного анализа.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что стиль семейного воспитания влияет на мотивацию учения у младших школьников, а именно демократический стиль семейного воспитания, характеризующийся эмоциональной близостью, удовлетворенностью отношениями с родителями, принятием ребенка, сотрудничеством с ним, положительно влияет на формирование учебной мотивации в целом, а также в частности таких учебных мотивов как процесс учения, творческой самореализации, достижения успеха, долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, а также предпочтительности таких учебные предметов как математика и русский язык. Авторитарный стиль семейного воспитания, характеризующийся чрезмерной требовательностью, отсутствие м принятия, чрезмерным контролем, влияет на формирование таких мотивов учебной деятельности как избегания неудачи и аффилиации, подтвердилась.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия.
Учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов. Принято выделять две группы мотивов:1) познавательные мотивы; 2) социальные мотивы. Роль социальных мотивов у младших школьников иногда настолько велика, что учащиеся выполняют задания учителя, даже не осознавая, для чего и зачем это делается. У современных младших школьников преобладают мотивы получения высоких отметок и долга, и совсем не наблюдается мотив самоопределения и самообразования. Познавательные мотивы связаны с процессом и содержанием учебной деятельности. У младших школьников они не имеют преобладающего значения в формировании мотивации. У детей преобладает эмоциональный интерес к учению.
Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей во многом зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье и самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, и прежде всего родителей. Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которыми снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя сам, а также образ себя как обладающего теми или иными чертами и качествами. Большинство классификаций основаны на критериях родительского контроля и особенностей проявления эмоциональной теплота родителей. Важными параметрами различения стилей семейного воспитания выступают также степень властности и уважения родителей в отношении детей разного возраста.
Семейное воспитание имеет связь с мотивацией учебной деятельности младших школьников. Многими авторами отмечно, что чрезмерная строгость, отвержение, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность санкций положительно связана с мотивами избегания неудачи, тогда как эмоциональное принятие, позитивный иньтерес, высокая степень кооперации связана, наоборот, с мотивами достижения успеха.
Для определения характера влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников в нашем исследовании использовались следующие методики: определение доминирующих мотивов учения второклассников по методике «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой), определение уровня учебной мотивации второклассников по методике «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, оценка отношения к учебным предметам по методике «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна, диагностика стиля семейного воспитания по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской.
Итак, первой задачей эмпирического исследования стало определение учебной мотивации младших школьников. По методике «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой), получили результаты, что наиболее выраженным мотивом учебной деятельности среди опрошенных нами младших школьников является социальный мотив достижения успеха (средний балл - 4,2). По методике «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, в целом по выборке наблюдаем средний уровень мотивации учебной деятельности (57%), что в целом характерно для середины младшего школьного возраста. По методике «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна получили результаты о том, что наиболее
предпочтительными школьными предметами для опрошенных нами младших школьников являются окружающий мир, музыка, рисование и технология; наименее предпочтительными - русский язык и литературное чтение. Хотя в целом ко всем учебным предметам отношение достаточно лояльного, негативного отношения в ходе исследования выявлено не было. Также отметим, что для младших школьников с более высоким уровнем учебной мотивации более предпочтительными являются познавательные учебные предметы (окружающий мир, математика, литературное чтение, русский язык); а для респондентов с более низким уровнем учебной мотивации - окружающий мир, физическая культура, музыка, рисование и технология.
Следущая задача - определить тип детско-родительских отношений. По методике «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской выявили, что во взаимоотношениях родители проявляют строгость (56,67%), последовательность действий (63,3%), контроль по отношению к ребенку - (73,3%), эмоциональная близость к ребенку (80%), принятие ребенка рода телем (76,67%), удовлетворенность отношениями (66%).
Далее нам было необходимо выявить характер связи типа детско-родительских отношений и учебной мотивации младших школьников. По результатам корреляционного анализа нами были выявлены прямые связи между такими шкалами детско-родительских отношений как «Принятие», «Требовательность», «Последовательность», «Контроль», «Эмоциональная близость», «Удовлетворенность отношениями» и такими учебными мотивами как «Долга и ответственности», «Благополучия», «Самоопределения и самосовершенствования», «Творческой самореализации », «Избегания неудачи», «Процесс учения», а также с уровнем учебной мотивации в целом и предпочтительности таких учебных предметов как «Русский язык» и «математика». Также были выявлены отрицательны корреляционные связи между показателями «Принятие» - «Аффилиация» и «Требовательность» - «Технология, рисование, музыка».
Для подтверждения гипотезы и данных, полученных в результате корреляционного анализа мы провели многофакторный регрессионный анализ с целью углубленного изучения полученных связей между типами детско-родительских отношений и учебной мотивацией младших школьников.
По результатам МРА, мы выявили наличие прямого влияния таких аспектов детско-родительских отношений как «Требовательность», «Контроль», «Эмоциональная близость», «Принятие»,
«Последовательность», «Удовлетворенность отношениями» и такими учебными мотивами как «Долга и ответственности», «Самоопределения и самосовершенствования», «Избегания неудачи», «Процесс учения», «Творческой самореализации», «Достижения успеха», а также на уровень учебной мотивации младших школьников, что в целом совпадает с результатами корреляционного анализа.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что стиль семейного воспитания влияет на мотивацию учения у младших школьников, а именно демократический стиль семейного воспитания, характеризующийся эмоциональной близостью, удовлетворенностью отношениями с родителями, принятием ребенка, сотрудничеством с ним, положительно влияет на формирование учебной мотивации в целом, а также в частности таких учебных мотивов как процесс учения, творческой самореализации, достижения успеха, долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, а также предпочтительности таких учебные предметов как математика и русский язык. Авторитарный стиль семейного воспитания, характеризующийся чрезмерной требовательностью, отсутствие м принятия, чрезмерным контролем, влияет на формирование таких мотивов учебной деятельности как избегания неудачи и аффилиации, подтвердилась.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019 - Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Влияние детско-родительских отношений на мотивацию учения младших школьников (Психолого-педагогические основы учебной деятельности, Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Роль стиля семейного воспитания в формировании учебной мотивации младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ(19,00,07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016



