Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №73543

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
793
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников 7
1.1. Психологическая характеристика возрастных особенностей
младших школьников 7
1.2. Особенности учебной мотивации в младшем школьном
возрасте 11
1.3. Характеристика стилей семейного воспитания 17
1.4. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и мотивации
учения у младших школьников 26
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
исследования 34
2.3. Рекомендации родителям младших школьников по
формированию адекватного стиля воспитания 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность проблемы исследования. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В момент поступления в школу в жизни ребенка происходят крупные изменения, среди которых важную роль играет смена социальной среды развития и взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками. В жизни младшего школьника появляется новый значимый взрослый - учитель. Существенно меняются детско-родительские отношения - теперь ребенок стал школьником, у него должны быть новые обязанности, появляются новые требования к нему. Но успешное личностное и интеллектуальное развитие младшего школьника зависит не только от усилий учителя, но и от адекватных детско-родительских отношений в семье младшего школьника. От благоприятных отношений родителей и младшего школьника зависит его благополучное эмоциональное состояние, а значит успешная адаптация к новым условиям жизни.
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. Существует прямая зависимость между стилем родительского воспитания и формированием личностных качеств у ребенка, так как семейная среда - это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б. и многие другие.
В настоящий момент существует множество определений мотивации как основы содержания учебного процесса. В отечественной психологии указанной тематикой занимались Л.И. Божович, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн. Так же необходимо отметить вклады Л.И Анцыферовой, В.Г. Асеева, П.Я Гальперина, Е.П. Ильина, Н.Ф. Талызиной, Х. Хекхаузена, занимавшихся исследованием активности развивающейся личности, природы мотивов, тенденций, определяющих их трансформацию и укрепление в структуре личности. Активно анализировалась в науке система мотивации учебной деятельности такие ученые как Дж. Аткинсон, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников, В.И. Ковалёв, М.Ш. Магомед - Эминов, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, П.В. Симонов, Д.Н.Узнадзе, А.А. Файзулаев, П.М. Якобсони и др.
Проблема исследования: каков характер влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: стиль семейного воспитания.
Предмет исследования: влияние стиля семейного воспинания на мотивацию учения у младших школьников.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что стиль семейного воспитания влияет на мотивацию учения у младших школьников, а именно демократический стиль семейного воспитания, характеризующийся эмоциональной близостью, удовлетворенностью отношениями с родителями,
принятием ребенка, сотрудничеством с ним, положительно влияет на формирование учебной мотивации в целом, а также в частности таких учебных мотивов как процесс учения, творческой самореализации, достижения успеха, долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, а также предпочтительности таких учебных предметов как математика и русский язык. Авторитарный стиль семейного воспитания, характеризующийся чрезмерной требовательностью,
отсутствием принятия, чрезмерным контролем, влияет на формирование таких мотивов учебной деятельности как избегания неудачи и аффилиации.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по вопросам психологического содержания особенностей возраста младших школьников, а также мотивации учения у младших школьников;
2. Определить тип мотивации учения у младших школьников;
3. Проанализировать особенности детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания в младшем школьном возрасте;
4. Изучить особенности стиля семейного воспитания младших школьников;
5. Установить связь мотивации учения у младших школьников и стиля семейного воспитания;
6. Определить характер влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников;
7. Разработать рекомендации для родителей по гармоничному воспитанию.
Теоретической основой стали психолого-педагогические разработки, исследующие проблему формирования и развития учебной мотивации как обязательного фактора целостного процесса личностного становления (Л.И. Божович, Н.Г. Лусканова, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Г.И.Щукина и др.), а также представления о стиле семейного воспитания (Д. Баумринд, Д.М. Болдуин, А.И. Захаров, И.М. Марковская, Е. Шафер).
В исследовании были применены следующие методы: количественный анализ; эмпирические (психодиагностический метод); методы математико-статистического анализа данных (статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS 17.0 с помощью коэффициента ранговой корреляции (r-критерий Спирмена) и многофакторного регрессивного анализа); метод качественного анализа.
Использовались следующие методики:
1. «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой),
2. «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой,
3. «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна,
4. «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №13» г. Белгорода. Объем выборки составил 147 человек. Из них 50 обучающихся 2-х классов и 97 человек - родители этих детей (50 матерей и 47 отцов в возрасте 27-42 года).
Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты использованы для разработки рекомендаций родителям младших школьников по формированию адекватного стиля воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования проводилась на кафедре возрастной и социальной психологи Педагогического института НИУ «БелГУ» (в апреле 2018 года) в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В младшем школьном возрасте (с 7 до 10 лет) учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - до 10 или 11 лет жизни ребенка. В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: произвольность
психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия.
Учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов. Принято выделять две группы мотивов:1) познавательные мотивы; 2) социальные мотивы. Роль социальных мотивов у младших школьников иногда настолько велика, что учащиеся выполняют задания учителя, даже не осознавая, для чего и зачем это делается. У современных младших школьников преобладают мотивы получения высоких отметок и долга, и совсем не наблюдается мотив самоопределения и самообразования. Познавательные мотивы связаны с процессом и содержанием учебной деятельности. У младших школьников они не имеют преобладающего значения в формировании мотивации. У детей преобладает эмоциональный интерес к учению.
Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей во многом зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье и самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, и прежде всего родителей. Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которыми снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя сам, а также образ себя как обладающего теми или иными чертами и качествами. Большинство классификаций основаны на критериях родительского контроля и особенностей проявления эмоциональной теплота родителей. Важными параметрами различения стилей семейного воспитания выступают также степень властности и уважения родителей в отношении детей разного возраста.
Семейное воспитание имеет связь с мотивацией учебной деятельности младших школьников. Многими авторами отмечно, что чрезмерная строгость, отвержение, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность санкций положительно связана с мотивами избегания неудачи, тогда как эмоциональное принятие, позитивный иньтерес, высокая степень кооперации связана, наоборот, с мотивами достижения успеха.
Для определения характера влияния стиля семейного воспитания на мотивацию учения у младших школьников в нашем исследовании использовались следующие методики: определение доминирующих мотивов учения второклассников по методике «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой), определение уровня учебной мотивации второклассников по методике «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, оценка отношения к учебным предметам по методике «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна, диагностика стиля семейного воспитания по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской.
Итак, первой задачей эмпирического исследования стало определение учебной мотивации младших школьников. По методике «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой), получили результаты, что наиболее выраженным мотивом учебной деятельности среди опрошенных нами младших школьников является социальный мотив достижения успеха (средний балл - 4,2). По методике «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, в целом по выборке наблюдаем средний уровень мотивации учебной деятельности (57%), что в целом характерно для середины младшего школьного возраста. По методике «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна получили результаты о том, что наиболее
предпочтительными школьными предметами для опрошенных нами младших школьников являются окружающий мир, музыка, рисование и технология; наименее предпочтительными - русский язык и литературное чтение. Хотя в целом ко всем учебным предметам отношение достаточно лояльного, негативного отношения в ходе исследования выявлено не было. Также отметим, что для младших школьников с более высоким уровнем учебной мотивации более предпочтительными являются познавательные учебные предметы (окружающий мир, математика, литературное чтение, русский язык); а для респондентов с более низким уровнем учебной мотивации - окружающий мир, физическая культура, музыка, рисование и технология.
Следущая задача - определить тип детско-родительских отношений. По методике «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской выявили, что во взаимоотношениях родители проявляют строгость (56,67%), последовательность действий (63,3%), контроль по отношению к ребенку - (73,3%), эмоциональная близость к ребенку (80%), принятие ребенка рода телем (76,67%), удовлетворенность отношениями (66%).
Далее нам было необходимо выявить характер связи типа детско-родительских отношений и учебной мотивации младших школьников. По результатам корреляционного анализа нами были выявлены прямые связи между такими шкалами детско-родительских отношений как «Принятие», «Требовательность», «Последовательность», «Контроль», «Эмоциональная близость», «Удовлетворенность отношениями» и такими учебными мотивами как «Долга и ответственности», «Благополучия», «Самоопределения и самосовершенствования», «Творческой самореализации », «Избегания неудачи», «Процесс учения», а также с уровнем учебной мотивации в целом и предпочтительности таких учебных предметов как «Русский язык» и «математика». Также были выявлены отрицательны корреляционные связи между показателями «Принятие» - «Аффилиация» и «Требовательность» - «Технология, рисование, музыка».
Для подтверждения гипотезы и данных, полученных в результате корреляционного анализа мы провели многофакторный регрессионный анализ с целью углубленного изучения полученных связей между типами детско-родительских отношений и учебной мотивацией младших школьников.
По результатам МРА, мы выявили наличие прямого влияния таких аспектов детско-родительских отношений как «Требовательность», «Контроль», «Эмоциональная близость», «Принятие»,
«Последовательность», «Удовлетворенность отношениями» и такими учебными мотивами как «Долга и ответственности», «Самоопределения и самосовершенствования», «Избегания неудачи», «Процесс учения», «Творческой самореализации», «Достижения успеха», а также на уровень учебной мотивации младших школьников, что в целом совпадает с результатами корреляционного анализа.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что стиль семейного воспитания влияет на мотивацию учения у младших школьников, а именно демократический стиль семейного воспитания, характеризующийся эмоциональной близостью, удовлетворенностью отношениями с родителями, принятием ребенка, сотрудничеством с ним, положительно влияет на формирование учебной мотивации в целом, а также в частности таких учебных мотивов как процесс учения, творческой самореализации, достижения успеха, долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, а также предпочтительности таких учебные предметов как математика и русский язык. Авторитарный стиль семейного воспитания, характеризующийся чрезмерной требовательностью, отсутствие м принятия, чрезмерным контролем, влияет на формирование таких мотивов учебной деятельности как избегания неудачи и аффилиации, подтвердилась.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута.



1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М., 2002. - 208 с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб.пособие / Т.В. Андреева. - СПб., 2004. - 244 с.
3. Анисимович, О.В. Помощь родителю в воспитании ребенка. Беседы с психологом / О.В. Анисимович. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. - 158 с.
4. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 243-244.
5. Бандурка, А.М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - Ростов н/Д, 2009. - 250 с.
6. Басина, Т.А. Особенности психологического сопровождения педагогов на этапе адаптации первоклассников к школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Т.А. Басина. - М., 2010. - 32 с.
7. Безруких, М.М. Трудности обучения в школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М., 2009. - 464 с.
8. Божович, Л.И. О мотивации учения / Л.И. Божович. - Москва,
2001 // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для
студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 2001. - С. 111-113.
9. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М., 1972. - С. 7-44.
10. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга, Т.С. Драпкина / Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб., 2001. - 144 с.
11. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. - М., 2002. - 128 с.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М., 2003. - 512 с.
13. Гани, С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] :. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.13 / С.В. Гани. - М., 2009. - 199 с.
14. Гинзбург, М.Р. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / М.Р. Гинзбург // под ред. А.Л. Эльконина, А.Л. Венгер. М., 1988.- 136 с.
15. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М., 2000. - 184 с.
16. Диагностика семьи. Методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я. Райгор одский. - Самара, 2004. - 736 с.
17. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.,
2005. - 176 с.
18. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.В. Елфимова.- М., 2011. - 108 с.
19. Екжанова, Е.А. Семейные истоки школьных успехов / Е.А. Екжанова, А.П. Копылова, О.А. Фроликова. - Спб., 2013. - 256 с.
20. Ершова, Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка: автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.13 / Ю.С. Ершова. - Ярославль, 2007. - 23 с.
21. Желтов, В.В. Психолого-педагогическая адаптация
первоклассников / В.В. Желтов // под ред. С.А. Репина - Челябинск, 2014. - 81 с.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д, 1997. - 480 с.
23. Индивидуальные варианты развития младшего школьника / под ред. А.В. Занкова, М.В. Зверевой. - М., 2013 - 176 с.
24. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д, 2010. - 510 с.
25. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / Е.Н.Каменская. - Ростов н/Д, 2011 . - 224 с.
26. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М., 2015. - 320 с.
27. Косыгина, Е.А. Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников средствами искусств: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.А. Косыгина. - Липецк, 2006. - 228 с.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М., 1999. - 175 с.
29. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред.ивысш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М., 1999. - 232 с.
30. Кураев, Г.А. Возрастная психология: Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-н/Д, 2012. - 146 с.
31. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе: учебное пособие / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. - М., 2012. - 352 с.
32. Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении / Н.Г. Лусканова. - М., 1999. - 30 с.
33. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. — М., 1983. - 96 с.
34. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М., 2010. - 192 с.
35. Марковская, И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 2. - С. 94 - 108.
36. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова. - М., 2017. - 304 с.
37. Обухова , Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.,
2006. - 427 с.
38. Пензулаева, Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л.И. Пензулаева. - М., 2014. - 352 с.
39. Первицкая, А.М. Изучение связи стилей семейного воспитания и мотивационной сферы младшего школьника, занимающегося творческой деятельностью / А.М. Первицкая // Вектор науки ТГУ. - 2017. - №1 (20). - С. 245-247.
40. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М., 2004. - 365 с.
41. Поляков, A.M. Психология развития: учеб. пособие для студентов психол. и пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш.образования /А.М. Поляков. - Минск, 2016. - 304 с.
42. Психология развития: Словарь / под ред. А.Л. Венгера. - М., 2015. - 176 с.
43. Рубцов, В.В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 57-64.
44. Сарпова, Н.М. Формирование учебной мотивации у младших школьников / Н.М. сарпова // Сибирский учитель. - 2016. - №2 (44). - С. 41-46.
45. Семья и формирование личности. Сб. научн. ст. / Под. ред. Бодалева А.А., - М., 2011. - 220 с.
46. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб., 2002. - 350 с.
47. Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мерещяков, В.П.Зинченко. - СПб, 2007. - 688 с.
48. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2009. - 541 с.
49. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности. - М., 2015. - 352 с.
50. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастнта
психология / И.В. Шаповаленко. - М., 2012. - 567 с.
51. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. - М., 2016. - 512 с.
52. Щепкина, И.В. Психофизиологические и семейные предикторы согласования интеллекта и мотивации достижения: дис. ... канд. псих. наук : 19.00.02 / И.В. Щепкина. - Ростов-н/Д, 2007. - 157 с.
53. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М., 2008. - 260 с.
54. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб., 2012. - 656 с.
55. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) / Б.Д. Эльконин. - М., 1994. - 268 с.
56. Юферова, М.А. Влияние семейного воспитания на развиты мотивации достижения детей 9-11 лет: дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / М.А. Юферова. - Ярославль, 2004. - 147 с.
57. Якобсон, П.М. Мотивация учения / под ред. М.В. Матюхиной. - Волгоград, 1976. - 142 с.
58. Якобсон, П.М. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. - М., 1972. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ