ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 6
1.1. Исторический обзор развития детской журналистики 6
1.2. Виды и функции детских изданий 14
ГЛАВА II. ДЕТСКИЕ ИЗДАНИЯ «МУРЗИЛКА» И «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНКА»: ФУНКЦИИ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТР 24
2.1. Общая характеристики детских журналов «Мурзилка»
и «Большая переменка» 24
2.2. Функционально-тематический спектр журнала «Мурзилка» 29
2.3. Функционально-тематический спектр журнала «Большая
переменка» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. Детская журналистика представляет интерес для широкой аудитории. Студенты гуманитарных факультетов, журналисты, психологи, социологи, родители, - для них большую роль играет журналистика в воспитании детей.
Наше будущее напрямую зависит от того, кого мы сможем воспитать. Детская журналистика направляет и обучает детей, от нее зависит, кем они станут, когда вырастут, смогут ли они выбрать правильный жизненный путь и достичь, желаемых целей.
Авторы и редакторы воплощают в реальность детские мечты, создают для них героев для подражания и учат верным шагам, шаг за шагом.
«Детям больше нужен пример для подражания, чем критика» (Ж. Жубер), «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» «В. А. Сухомлинский», - в этих и многих других высказываниях можно увидеть трепетное и заботливое отношение людей к юным дарованиям. Сформировать и повлиять на детское сознание должны именно взрослые. От наших непосредственных действий и стараний зависит психологическое здоровье детей, их развитость и благополучие, и как следствие, будущее нашей страны.
Оказывать влияние можно совершенно по-разному, существует огромное количество способов и рычагов воздействия. Детскую журналистику можно отнести к одному из этих способов, именно об этом пойдет речь в нашей работе.
Детская журналистика берет свое начало с деткой литературы, она выросла из неё. Их цели и задачи также во многом схожи - воспитать и создать новую личность, со своим мнением и мировоззрением, с умением принимать и учитывать чужие взгляды и точки зрения. Есть и различия. Журналистика использует различные средства для воздействия на детей, на их воспитание и донесение информации, действует напрямую. Помогает познать мир, развивает интеллектуально и духовно. [Жукова, https://].
Разнообразие детских изданий в настоящее время радует как детей, так и их родителей. В преимуществе находятся журналы для семейного чтения. Большая часть печатной продукции для детей хорошо иллюстрирована и напечатана на качественной бумаге. Маленькие читатели выбирают между журналом и книгой, в приоритете находятся первое, ведь жанровое и тематическое разнообразие удовлетворяет их интересам. Журналы не только развлекают юного читателя, но и обучают его.
Журналистика, как для детей, так и в целом, является социальным институтом и выполняет определенным функции: информационная, воспитательная, образовательная и познавательная. В последнее время большей популярностью пользуется функция общения. На страницах журналов маленькие читатели оставляют свои контактные данным с целью начать переписку, поделится своим мнением, познакомится, вести спор на определенную тему и отстаивать позицию. [Кудрявцева 1998:208]
Приобретает спрос рекламно-справочная и контактная функции. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал, адресные послания.
Объектом исследования - детские издания «Мурзилка» и «Большая переменка». Журнал «Большая переменка» является белгородским областным детским изданием, а журнал «Мурзилка» - российским литературно-художественным.
Предмет исследования - тематических спектр и функции, реализуемые детскими журналами «Большая переменка» и «Мурзилка».
Цель работы - проанализировать тематический спектр и функции детских журналов «Большая переменка» и «Мурзилка».
Задачи данного исследования:
1. Описать историю развития детской журналистики.
2. Определить особенности восприятия прессы детской аудиторией;
3. Рассмотреть структуру и тематические особенности журналов;
4. Выявить тематическим спектр и функции изданий «Большая переменка» и «Мурзилка».
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы базируется на различных работах и статьях прямо или опосредованно посвященных проблеме развития детской журналистики. Истоки этих исследований принадлежат таким авторам, как Холмов М. И., Н, Овсепян Р. П., Арзамасцева И. Н., Соловьев В. И., Фомичева И., Антонова С. Г., Романенко А. Р., Светловская Н. Н., Суворов С., Олешко В.Ф., Кулагина И.Ю., Микляева Н.В., Кудрявцева Л.С., Фролова С.В., Цымбаленко С.Б., Чернышова Л.И, Житомирова Н.Н.
Эмпирической базой исследования послужили номера журналов «Большая переменка» и «Мурзилка» за 2016-2017 гг.
Методы исследования. Ведущий - метод научного описания. В работе также использовался метод анализа тематики издания, а также сопоставительный метод.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключение, списка использованной литературы, приложение.
Во введении представлен выбор темы, её актуальность, определяется предмет работы, объект, цели и задачи. Первая глава представляет теоретические вопросы, обращает внимание на историю и развитие детской журналистики в России. Её возникновение и становление. Рассмотреть влияние прессы на детскую аудиторию. Вторая глава обращена к анализу двух журнальных изданий для детей младшего школьного возраста. Это журнал «Большая переменка» и «Мурзилка» за 2016-2017 гг. Определение структуры и тематических особенностей, специфику социальных функций. В заключении описываются результаты исследования.
Современная детская периодика отвечает различным потребностям аудитории. Она развлекает, объясняет, воспитывает, помогает познать мир, советует как поступить. Она дифференцирована по возрасту: для дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников; по полу; интересам, способу издания. Журналы для школьников младших классов в понятной и доступной форме объясняют ребенку мир, в котором он живет, показывают всю красоту природы, повествуют о добре и зле, лжи и правде. Издания должны помочь применить полученные знания на практике. В связи с этим на страницах журналов расположено много развивающих игр и конкурсов, заданий и упражнений.
В процессе анализа двух журналов для школьников младших классов «Большая переменка» и «Мурзилка», мы пришли к выводу что, современные издания для детей соответствуют потребностям данной возрастной категории читателей и психологическим особенностям восприятия информации. По своей структуре содержаний журналы похожи, они организованны по одному и тому же принципу. Их периодичность, формат и качество во многом схожи.
Графически оформлены журналы качественно. Яркие иллюстрации, в той цветовой гамме, которая воспринимается лучше детьми. Только положительные материалы и позитивные новости печатаются в изданиях. Дети должны представлять мир в реальном, но чистом виде, в том, в котором им бы хотелось жить. Многочисленные рубрики дают возможность выбора. Каждый подберет себе именно то, что ему интересно и полезно. Их интересуют все новости и задания, которые предоставляются авторами на всеобщее обозрение. Каждый родитель беспокоится о сохранности психологической составляющей своего ребенка и выбор журналов в данном случае обуславливается прежде всего выбором родителей или воспитателей.
Функции в журналах «Большая переменка» и «Мурзилка» схожие. На первом месте стоит воспитание. Также важным является развлекательная функция, которая характерна для детской журналистики в большом соотношении с первой функцией. Развлекать можно по-разному, в анализируемых изданиях, развлечение тесно связано с обучением. Задачи и задания, кроссворды и считалки, все это проходят в школе, и учат с преподавателями, но в журналах это преподноситься в совершенно другой форме. Вся эти упражнения малыши делают с радостью и удовольствием, считая, что это просто развлечение.
Одним значимым отличием является то, что авторами «Мурзилки» в преимуществе являются сотрудники редакции, а авторами «Большой переменки» выступают сами читатели. Каждый желающий может выступить в роли автора и стать известнее.
Хотелось бы выделить, коммуникативную функцию. С ее помощью наше будущее поколение учиться находить общий язык и общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Находить компромиссы и искать альтернативные пути решения возникших вопросов. Не все возникающие проблемы ребенок пойдет решать со старшими, иногда требуется помощь сверстников. На страницах журналов ребята делаться своим мнением, тем самым давая советы друг другу, а также ищут ответы на интересующие вопросы. В журналах для школьников грамотно поставлены темы и рубрики, они всегда отвечают заявленным требованиям и в полной мере реализуют свои способности. Детская журналистика необходима в нашем современном обществе, она является путеводителем для будущего поколения. С ее помощью можно создать общество с моральными устоями и нравственными ценностями.
1. Аникина М. Е., Баранов В. В., Шкондин М. В., Реснянская Л. Л., Воронова О. А. Типология периодической печати. Учебное пособие для студентов вузов. Москва: АспектПресс.,2009. — 236с.
2. Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А. и др. Редакторская подготовка зданий: Учебник/ С.Г.Антонова. - М.: Логос, 2002. - С. 120-248.
3. Арзамасцева И.Н. Детская литература / И.Н.Арзамасцева.- Москва: Академия, 2007. - С.52.
4. Бегак Борис. Классики в стране детства / Б. Бегак. - Москва,1983. - С. 224
5. Белькова А. Е., Певцова Т. С. Специфика социальных функций детских периодических изданий как типоформирующий признак [Текст]/ Молодой ученый. 2016 С. 1122-1125.
6. Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 495 с.
7. Васильева, Г.В. Учебные материалы по специальному аспекту «Журналистика». Вып. 2. Компетентностный подход / Г.В.Васильева, Н.З. Киселева, И.В. Голубцова. - М.: МГИМО, 2007. - С.98.
8. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. / Э.З. Ганкина - М.,1963. - С.278.
9. Детская журналистика 1920-1930-х гг. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://studopedia.su/19_94321_bilet-detskaya-zhurnalistika—h- gg.html.
10. Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов /В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов О детской литературе. М., 1954, с. 325.
11. Доброскок Н.Е. «Характеристика и типологические особенности
развивающего детского издания» Краснодар, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ovaciya-krasnodar.ru/40-metodicheskie-materialy/1313-
dobroskok-n-e-kharakteristika-i-tipologicheskie-osobennosti-razvivayushchego- detskogo-izdaniya?template=accessibility.
12. Житомирова Н.Н. О руководстве детским чтением. / Н.Н.
Житомирова. - Москва, 1998. - С.24.
13. Жукова Д.А. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития // Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»/ [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-detskaya-zhurnalistika-kak-faktor-formirovaniya-individualnogo-i-gruppovogo-soznaniya-detey-problemy-i-perspektivy.
14. Журин А. А., Бондаренко Е. А., И. А. Малютина И. А. Технические средства обучения в современной школе. [Текст] М: 2004. — 346 с.
15. Зылевич, Д. П. Редакторская подготовка изданий для детей: учеб.
пособие для студентов специальности «Издательское дело» / Д. П. Зылевич. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://shkola.of.by/d-p-zilevich-
redaktorskaya-podgotovka-izdanij -dlya-detej .html.
16. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. — СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2012. — 224 c.
17. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 161-197
18. Косолапова Д.И. Ювенильная журналистика в россии:
исторические и функциональные особенности. Екатеринбург, 2015 [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30123/1/urgu1436s.pdf.
19. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших пед. Учеб. Заведений / М.: Издат. Центр «Academia», 1998 - 208 с.
20. Кулагина, И.Ю., Колюций, В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебныз заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюций. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - С.464.
21. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
22. Лукьянова И. В: Корней Чуковский
"Спасите детей" [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://chukovskiy.lit-info .ru/chukovskiy/bio/lukyanova/spasite-detej .htm
23. Майсурадзе Ю.Ф., Мильчин А.Э., Гаврилов Э.П. и др. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. - М.: Юристъ, 1998. - 536 с.
24. Микляева, Н.В. Школьная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - С. 411.
25. Немов Р.С. Психология /Р.С. Немов. - М.: Просвещение, Владос, 1995 г. - Т.1. С. 431-445.
26. Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики / Р.П.Овсепян. - М.: Журналистика, 1999. - С.229.
27. Олешко, В.Ф. Психология журналистики / В.Ф.Олешко. - М.: Михайлова В.А., 2006 - С.214.
28. Педагогическая и литературная критика 20-30 годов против журналов «Еж» и «Чиж». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.litmind.ru/milits-968-2. html.
29. Перевалов В.В. Основы интернет-журналистики/ В.В. Перевалов,
Моск. гос.ун-тпечати имени Ивана Федорова. — М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2012 [Электронный ресурс].- Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/2868393.
30. Пионерские журналы. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/120557/Пионерские.
31. Позднякова, О. В. Оформительское решение современной детской книги // Ярославский пед. Вестн.: Гуманитар. науки. - 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2014_ 1g/39.pdf .
32. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е.П. Прохоров. - Издание 2-ое, испр., дополн. - М.: РИП - холдинг, 1998. - С. 44-73.
33. Прудникова А.Ю., Пьянкова А.А. Журнал создателей и потребителей / Сб. статей Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы. Вып.1. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008, с.152-159.
34. Романенко, А.Р. Мир сказочный и мир реальный / А.Р.Романенко. - М.: Художественная литература, 1987. - С.141.
35. Светловская, Н.Н. Детская книга и детское чтение / Н.Н.Светловская.[Текст]/- Москва: Академия, 1999. - С.22 - 41.
36. Советские журналы для детей. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://sovietime.ru/sovetskaya-literatura/sovetskie-zhurnaly-dlya-detej
37. Соловьев, В.И. Редакционная подготовка периодических изданий / В.И.Соловьев. - М.: ПРЕССА, 2002. - С.132.
38. Суворов, С. Как детские журналы приспосабливаются к взрослым правилам игры / Суворов, С. // Индустрия рекламы. - 2007.
39. Фомичева, И. Подписка и розница: крушение старых привычек / И.Фомичева / Фонд «Общественное мнение». М.: Общество, 1993. - С. 15.
40. Фролова С. В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация [Текст]/ Начальная школа. 2003. № 1. — С. 108-113.
41. Холмов, М.И.Становление советской журналистики для детей / М.И.Холмов. - Ленинград: Издательство ленинградского университета [Текст], 1983. - С.11. - 25.
42. Цымбаленко С. Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. [Текст] М.: НИИ школьных технологий, 2010. — 62 с.
43. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова: под ред. Э.В.Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФА-М, 2013. - С.381.