КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Неговорящие дети и их характеристика 9
1.2. Коррекционно-педагогическая компетентность родителей как условие
речевого развития неговорящих детей 17
1.3. Организационно-содержательные аспекты консультативно¬
просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями речи 25
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Изучение состояния консультативно-просветительской деятельности
учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической
компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, I уровнем речевого развития 38
2.2. Рекомендации по организации и содержанию консультативно-просветительской деятельности учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, I уровнем речевого
развития 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Современные социально-экономические условия отражают усиление роли семьи в отношении воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, многочисленную группу которых составляют дети с речевыми нарушениями.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Проблеме взаимодействия педагогов с семьи ребенка с ОВЗ посвящены работы С.Г. Алексенко, А. Андреева, В.В. Ткачевой, О.А. Романович, Л.С. Вакуленко, Е.В. Овчинниковой, О.А. Рогожиной, Т.В Захаровой, уделяется внимание семьям, имеющих неговорящих детей (Г.В. Баринова, О.В. Бачина, Е.В. Кириллова). Однако недостаточно активное участие родителей в коррекционном процессе есть одна из наиболее сложных проблем в работе логопеда. Вся коррекционно-педагогическая работа дошкольного учреждения должна быть направлена на переход родителей из пассивных наблюдателей в активных участников воспитания и обучения своих детей. Этот процесс невозможен без определенного специального образования родителей.
Как утверждает Е.В. Овчинникова, в консультационно-просветительской деятельности учителя-логопеда содержится определенный инструментарий для достижения поставленной цели, реализации конкретных задач в рамках конкретного направления деятельности. Так, одна из главных задач консультационно-просветительской деятельности учителя-логопеда - своевременно сформировать коррекционно-педагогическую компетентность родителей.
Коррекционно-педагогическая компетентность родителей в
сопровождении ребенка с особенностями развития, по утверждению К.В. Влайкова, включает:
-знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии;
-знание возрастных особенностей;
-использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии;
-способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения;
-сознательно планировать образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией.
К сожалению, в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Довольно часто многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных знаний.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия в рамках консультативно-просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями с целью повышения их мотивации к участию в коррекционном процессе и получения знаний о речевом дефекте ребенка на пути к его преодолению.
Особое внимание сегодня следует уделять формированию коррекционно¬педагогической компетентности родителей неговорящих детей младшего дошкольного возраста в связи с ростом в детской популяции этой группы детей, в частности детей, имеющих ОНР I уровня речевого развития и недостаточной проработанностью организационно-содержательного аспектов консультативно¬просветительской деятельности учителя-логопеда в этом направлении, что составляет противоречие и соответственно определяет проблему исследования - совершенствование консультативно-просветительской деятельности учителя- логопеда по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить организационные и содержательные аспекты консультационно-просветительской деятельности учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: консультативно-просветительская деятельность учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической
компетентности родителей.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты
консультативно-просветительской деятельности учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста с ОНР, I уровня речевого развития.
Гипотеза исследования: В условиях дошкольной образовательной организации недостаточно реализуется консультативно-просветительская деятельность учителя-логопеда с родителями детей с ОНР I уровня речевого развития. Консультативно-просветительская деятельность учителя-логопеда с родителями детей с ОНР I уровня речевого развития должна осуществляться систематически, учитывая следующие условия: владение учителем-логопедом знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления коррекционно-образовательного процесса, полнотой информации о психофизиологических, когнитивных и коммуникативно-речевых особенностях детей с ОНР I уровня речевого развития, информацией о состоянии коррекционно-педагогической компетентности родителей неговорящих детей по вопросам стимулирования и развития речи, использование разнообразных организационных форм взаимодействия с родиелями рамках существления консультативно-просветительской деятельности,а так же материально¬техническое обеспечение осуществления консультативно-просветительской деятельности.
В соответствии с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Изучить состояние консультативно-просветительской деятельности учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической
компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста с ОНР, I уровня речевого развития.
3. Разработать рекомендации по организации и содержанию консультативно-просветительской деятельности учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста с ОНР, I уровня речевого развития.
Теоретико-методологические основы:
Основные общеметодологические принципы по исследованию компетентности, заложенные Дж. Равеном.
Общетеоретический фундамент изучения проблемы формирования педагогической компетентности, представленны в трудах А. Андреева, В.Н. Введенского, Ю.С. Кострова, М.Ю. Олешкова, И.А. Ильина,
Д.И.Ивановой, К.Р.Митрофанова, О.В.Соколовой . О.В. Бачиной, А.Г. Бермус.
Исследовали особенности коммуникативно-речевого развития
неговорящих детей раннего и младшего дошкольного возраста О.А. Громова, О.Е. Грибова, Г.В Дедюхина, Е.В. Кириллова, М.Н. Ромусик,.С.Ю. Танцюра, Е.А. Екжанова, Р.Е. Левина, М.А. Полякова, А.В. Никитенко, М.И. Лынская, Е.В. Шереметьева, Е.В. Кошелева.
Научная новизна исследования:
1) раскрыты особенности консультативно-просветительской
деятельности учителя-логопеда с родителями детей младшего дошкольного возраста с ОНР, I уровня речевого развития;
консультативно-просветительской деятельности учителя логопеда по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста с ОНР, I уровня речевого развития.
Теоретическая значимость исследования: обоснована необходимость целенаправленной и систематической консультативно-просветительской деятельности учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста с ОНР, I уровня речевого развития и определены условия ее эфефективности.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации, предложены практические материалы (разработана анкета для определения коррекционно-педаогичекой компетентности родителей и предложены инновационные формы взаимодействия с родителями, подобрана методика работы с детьми, онлайн ресурсы и литература для учителя-логопеда, разработан примерный перспективный план работы), которые найдут применение в практике консультативно-просветительской деятельности учителя- логопеда.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В условиях дошкольной образовательной организации недостаточно реализуется консультативно-просветительская деятельность учителя-логопеда с родителями детей с ОНР I уровня речевого развития.
2. Для формирования коррекционно-педагогической компетентности родителей должна быть организована целенаправленная, систематическая консультативно-просветительская деятельность.
3. Условиями эффективности осуществления консультационно-просветительской деятельности родителей неговорящих детей младшего дошкольного возраста являются: владение учителем-логопедом знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления коррекционно-образовательного процесса, полнотой информации о психофизиологических, когнитивных и коммуникативно-речевых особенностях детей с ОНР I уровня речевого развития, информацией о состоянии коррекционно-педагогической компетентности родителей неговорящих детей по вопросам стимулирования и развития речи, использование разнообразных организационных форм взаимодействия с родиелями рамках существления консультативно- просветительской деятельности,а так же материально-техническое обеспечение осуществления консультативно-просветительской деятельности.
Выделенные условия позволили сформировать модель работы, которая освещает огранизационные и содержательные аспекты консультационно-просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями раннего и младшего дошкольного возраста.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на XVI Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее» (20 июня 2018 года) База исследования: МБДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка» г. Белгорода, МБДОУ детский сад № 43, МБДОУ детский сад № 79, МБДОУ детский сад № 85 «Красная шапочка», МДОУ детский сад № 89 центр Развития Ребенка «Непоседы».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: метод анкетирования (опрос по нужной проблеме); количественный и качественный анализ результатов исследования, научная и теоретическая новизна, практическая значимость.
Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей. Анализ специальной литературы показал, что неговорящие дети представляют собой разнородную группу в отношении нозологии. В нашем исследовании мы ориентировались на детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня речевого развития.
Для этой категории детей характерны следующие особенности: разные уровни понимания речи - от удовлетворительного до полного непонимания; слуховые функции и фонематические представления у большинства детей снижены; нарушение речи обуславливает ряд особенностей невербальных компонентов коммуникации.
Выявлено, что неговорящие дети не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи и моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, поэтому родители должны уделять таким детям больше внимания, изучать специальную литературу, консультироваться с педагогами, ставить требования перед ребенком в зависимости от его возможностей, постоянно заниматься с ним коррекционно-педагогической работой, что в свою очередь требует специального образования от самих родителей.
Компетентность родителей в коррекционно-педагогической работе с неговорящими детьми состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционного процесса. Мы рассмотрели коррекционно-педагогическая компетентность родителей в сопровождении неговорящих детей, как многоуровневый процесс, включающий в себя мотивационно-ценностное отношение к участию в коррекционно-педагогическом процессе, а так же владение достаточным уровнем знаний, умений и навыков в аспекте речевого нарушения.
Повышение уровня коррекционно-педагогической компетентности родителей помогает оказывать психолого-педагогическую помощь ребенку на качественно новом уровне, со знанием особенностей возрастного развития ребенка, закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. Организационно-содержательные аспекты консультативно-просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями речи направлена на формирование коррекционно¬педагогической компетентности родителей и включает комплексную систему, которая включает в себя адекватную оценку родителями состояния речи ребенка, выработку правильного отношения к особенностям речи, формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом. Владение приемами коррекционно-развивающего воздействия и проведения развивающих занятий в домашних условиях.
В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы, направленного на оценку состояния консультативно-просветительской деятельности учителя- логопеда по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей неговорящих детей раннего дошкольного возраста мы выявили, что все педагоги понимают необходимость работы в данном направлении, но недостаточный уровень теоретических знаний и недостаточный уровень системности работы не позволяет в полной мере осуществлять эффективную деятельность логопункта в данном направлении.
На основе анализа литературы и с полученным данным мы разработали методические рекомендации по организации консультативно-просветительской деятельности учителя-логопеда по формированию коррекционно-педагогической компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня речевого развития, которая включает в себя условия эффективности данного процесса: Владение учителем-логопедом знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления коррекционно-образовательного процесса, полнотой информации о психофизиологических, когнитивных и коммуникативно-речевых особенностях детей с ОНР I уровня речевого развития,
информацией о состоянии коррекционно-педагогической компетентности родителей неговорящих детей по вопросам стимулирования и развития речи. Использование разнообразных организационных форм взаимодействия с родителями рамках осуществления консультативно-просветительской
деятельности. Так же в эти условия мы включили материально-техническое обеспечение осуществления консультативно-просветительской деятельности.
Выделенные условия позволили сформировать модель работы, которая освещает организационные и содержательные аспекты консультационно-просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями раннего и младшего дошкольного возраста.
1. Ажищева, Т.А. Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями [Текст]/ Т.А. Ажищева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. -С. 222-224.
2. Алексенко, С.Г. Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности учителя-логопеда ДОУ [Текст]/С.Г. Алексенко// Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы./Под ред. Вакуленко. — СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012. - С. 58-63.
3. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду [Текст]/Е.А. Алябьева.-М.:ТЦ «Сфера», 2013.- 88с.
4. Андреев, А. Знания или компетенции родителей? [Текст]/А.
Андреев// Высшее образование в России. - 2015. - №2. - С. 78-90.
5. Баринова, Г.В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на неговорящего ребенка [Текст]/Г.В. Баринова// Логопед в детском саду. - 2014. - №1. - С. 70-74.
6. Батяева, С.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких[Текст]/С.В. Батяева. - М. - 2010. - 233 с.
7. Бачина, О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с
недостатками речи[Текст]/О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. - М., 2009. - 342 с.
8. Бачина, О.В. Компетенции родителей неговорящих детей
[Текст]/О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. - С. 12-19.
9. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Текст]/ А.Г. Бермус // Интернет- журнал "Эйдос".
10. Богомолкина, Л.В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями [Текст]/ Л.В. Богомолкина, Т.В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - №2. - С. 54-56.
11. Вакуленко, Л.С. Организация взаимодействия учителя - логопеда и семьи[Текст]/Л.С. Вакуленко. - СПб, 2011. - 390 с.
12. Варфоламеева, О.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу [Текст]/О.В. Варфоламеева, Е.В. Савельева// Дошкольная педагогика.-2012.- №8.- С.40-45.
13. Вафина, Е.Н. Наглядно-иформационные стенды в работу учителя логопеда с родителями [Текст]/Е.Н. Вафина, Т.В. Гавриленко// Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012. - С. 102-110.
14. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст]/В.Н.Введенский // Педагогика. - 2003. - №10.
15. Влайкова, К.В. Включение родителей в коррекционно-образовательный процесс как одна из форм работы по повышению родительской компетентности. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития[Текст]/К.В. Влайкова. - М.: Просвещение, 2010. - 355с.
16. Грибова, О.Е. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: Мозаика-Синтез , 2015. - 256 с.
17. Громова, О.А. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно - развивающего обучения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А. Громова - М., 2003. - 22 с.
18. Давидович, Л.Р. «Ребе нок плохо говорит? Почему?, Что делать?» [Текст]/ Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. - М.: Просвещение, 2013. - 489 с.
19. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей[Текст]/Т.А. Данилин, Н.М. Степина. - М.: «Айрис дидактика», 2014. - 455 с.
20. Дедюхина, Г.В. «Учимся говорить.» 55 способов общения с
неговорящим ребенком[Текст]/ Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова. - М.:
Издательский центр «Техинформ» МАИ, 2007. - 322 с.
21. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
[Текст] / Е. А. Екжанова - М.: Просвещение, 2005.
22. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Если ваш ребёнок отстаёт в развитии [Текст] / Н.С. Жукова - М.: 1993г.
23. Жукова Н.С Преодоление ОНР у дошкольников. [Текст]/Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. - М.: Владос, 1990г.
24. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. [Текст // Логопед, 2006, № 6. С.54 - 58.
25. Захарова, Т.В. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речи[Текст]/Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова - М., 2009. - С. 186 - 206.
26. Иванова, Л.А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей [Текст] / Л.А. Иванова // Magister Dixit. - 2012. - №1. - С. 29.
27. Иванова Д.И., Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. [Текст] / Д.И. Иванова, К.Р. Митрофанов, О.В.Соколова - М.: АПК и ПРО, 2003.
28. Карпенкова, С.А. Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями [Текст] / С.А. Карпенкова // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 77-80.
29. Кириллова, Е.В. Безречевые дети: особенности психолого¬
педагогической характеристики[Текст]/ Е.В. Кириллова//Научно-методический журнал «Логопед». - №3. - 2012. - С. 12-19.
30. Кириллова, Е.В. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при работе с неговорящими детьми: Учебно-методическое пособие [Текст]/ Е.В. Кириллова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64с.
31. Кириллова, Е.В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.В. Кириллова - М., 2001. - 202 с.
32. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с неговорящими детьми: Учебно-методическое пособие[Текст]/Е.В. Кириллова. - М.: ТЦ Сфера. - 2011. - 345 с.
33. Кострова, Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» [Текст]/Ю.С. Кострова// Молодой ученый. - 2011. - №12. Т.2. - С. 102-104.
34. Кошелева, Е.В. Безречевые дети: психолого-педагогические
особенности[Текст]/ Е.В. Кошелева//Научно-методический журнал «Логопед». - №5. - 2015. - С. 45-49.
35. Кудрявцева, И.И. Новые формы взаимодействия учителя-логопеда в процессе реабилитации детей с ОВЗ [Текст] / И.И. Кудрявцева // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С.111-115.
36. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)
[Электронный ресурс] / Р.Е. Левина Режим доступа:
http: //search.rsl .ru/ru/record/01005826878
37. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя- дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2015. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика).
38. Монахова, Т.В., Преемственность в речевой работе детского сада и семьи [Текст]/Т.В. Монахова//Научно-методический журнал. Логопед. -2006. — №5. -С.38-43.
39. Никитенко А.В. Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей [Текст] / А.В. Никитенко, Е.А. Фролова// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 218-222.
40. Овчинникова, Е.В. Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей [Текст]/ Е.В. Овчинникова// Логопед. - 2013. - №6. - С. 74-78.
41. Олешков М.Ю. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины [Текст] /М. Ю. Олешков, В. М. Уваров// 2006 г.
42. Павлова, О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / О.С. Павлова - М., 1998. - 190 с.
43. Полякова, М.А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей [Текст]/М.А. Полякова. - М.:ЛОГО ЭЙДОС, 2014 - 233 с.
44. Приходько, О.Г. Логопедическое изучение речевого развития детей группы риска от года жизни. [Текст]/ О.Г. Приходько //Научно-методический журнал «Логопед». - №2. - 2012. - С. 32-38.
45. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ [Текст]/ авт.-сост.
Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. - Волгоград, 2014. - 232 с.
46. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Текст]/ Дж.Равен. - М., Когито-центр, 2002. - С. 23
47. Ромусик, М.А. Личностно-ориентированный подход в коррекционно¬логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Н. Ромусик - М., 2011 - 25 с.
48. Рогожина, О.А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении. [Текст]/ О.А. Рогожина //Научно-методический журнал «Логопед». - №8. - 2013. - С. 23-29.
49. Романович, О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи [Текст] /О.А. Романович// Логопед. - 2009. - №3. - С. 86-89.
50. Свободина, Н.Г., Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения [Текст]/Н.Г. Свободина// Научно-методический журнал. Логопед. -2007. - №2. -С.4-10.
51. Кудрявцева, И.И. Новые формы взаимодействия учителя-логопеда в процессе реабилитации детей с ОВЗ [Текст] / И.И. Кудрявцева // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С.111-115.
52. Танцюра, С.Ю. Формирование предпосылок речевой коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1 уровня [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Ю. Танцюра - М., 2008 - 19 с.
53. Ушаков, Д.И. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 [Текст] / Под ред. М., 1935.
54. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] / А.В Хуторской // Народное образование. -
2003. - № 2. - С. 58-64
55. Шереметьева, Е.В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева. - М.: НКЦ, 2013 - 112 с.
56. Шереметьева, Е.В. Логопедическое изучение речевого развития детей группы риска 3-го года жизни [Текст]/ Е.В. Шереметьева // Логопед. -
2004. - №4 - С. 56-61
57. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста (логопедия: от теории к практике) [Текст] / Е.В. Шереметьева. - М.: НКЦ, 2012. - 168 с.
58. Шорина, Е.П. Формы и технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.П. Шорина // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 224-227.