Мультиагентный подход в управлении компаниями с дочерними предприятиями
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОМПАНИЯМИ С ДОЧЕРНИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 7
1.1 Государственные учреждения и предприятия 7
1.2 Модель деятельности государственных учреждений и предприятий 8
1.3 Методологии управления предприятиями 10
1.3.1 ITIL 4 10
1.3.2 COBIT 2019 13
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИАГЕНТНОГО ПОДХОДА ПРИ УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЯМИ С ДОЧЕРНИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 17
2.1 Мультиагентные технологии и возможность их использования
в управленческих целях 17
2.2 Формирование мультиагентной системы 22
2.3 Языки программирования агентов 26
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-АНАЛИЗ СПБ ГКУ «УИТС» 28
3.1 Организационная структура СПб ГКУ «УИТС» 29
3.2 Функциональная модель 30
3.3 SWOT-анализ СПб ГКУ «УИТС» 31
3.4 Мотивационная модель 32
3.3 Процессы взаимодействия 33
3.3.1 Процесс оказания ИТ-услуги ИОГВ или ГУ 34
3.3.2 Ежегодное формирование централизованных заявок на ИТ-услуги ... 35
3.3.3 Процесс обоснования начальной максимальной цены контракта 36
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА МУЛЬТАГЕНИТНОЙ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ОТНОШЕНИЯМИ С ЧАСТНЫМИ КОМПАНИЯМИ 38
4.1 Архитектура МАС 38
4.1.1 Агент проверки заявки 39
4.1.2 Агент подготовки документов 40
4.1.3 Агент сопровождения ГК 41
4.1.4 Агент сбора потребностей 42
4.1.5 Агенты расчета НМЦК 43
4.2 Интеграция МАС с действующими системами 43
4.3 Процессы взаимодействия с использованием МАС 44
4.3.1 Ежегодное формирование централизованных заявок на ИТ-услуги ... 44
4.3.2 Процесс контроля и исполнения ГК 45
4.3.3 Процесс обоснования начальной максимальной цены контракта 46
4.4 Проект внедрения МАС 48
4.4.1 Диаграмма Ганта проекта внедрения МАС 48
4.4.2 Оценка стоимости проекта внедрения МАС 49
4.4.3 Выбор среды разработки МАС 51
4.4.4 Планируемые результаты внедрения МАС 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОМПАНИЯМИ С ДОЧЕРНИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 7
1.1 Государственные учреждения и предприятия 7
1.2 Модель деятельности государственных учреждений и предприятий 8
1.3 Методологии управления предприятиями 10
1.3.1 ITIL 4 10
1.3.2 COBIT 2019 13
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИАГЕНТНОГО ПОДХОДА ПРИ УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЯМИ С ДОЧЕРНИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 17
2.1 Мультиагентные технологии и возможность их использования
в управленческих целях 17
2.2 Формирование мультиагентной системы 22
2.3 Языки программирования агентов 26
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-АНАЛИЗ СПБ ГКУ «УИТС» 28
3.1 Организационная структура СПб ГКУ «УИТС» 29
3.2 Функциональная модель 30
3.3 SWOT-анализ СПб ГКУ «УИТС» 31
3.4 Мотивационная модель 32
3.3 Процессы взаимодействия 33
3.3.1 Процесс оказания ИТ-услуги ИОГВ или ГУ 34
3.3.2 Ежегодное формирование централизованных заявок на ИТ-услуги ... 35
3.3.3 Процесс обоснования начальной максимальной цены контракта 36
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА МУЛЬТАГЕНИТНОЙ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ОТНОШЕНИЯМИ С ЧАСТНЫМИ КОМПАНИЯМИ 38
4.1 Архитектура МАС 38
4.1.1 Агент проверки заявки 39
4.1.2 Агент подготовки документов 40
4.1.3 Агент сопровождения ГК 41
4.1.4 Агент сбора потребностей 42
4.1.5 Агенты расчета НМЦК 43
4.2 Интеграция МАС с действующими системами 43
4.3 Процессы взаимодействия с использованием МАС 44
4.3.1 Ежегодное формирование централизованных заявок на ИТ-услуги ... 44
4.3.2 Процесс контроля и исполнения ГК 45
4.3.3 Процесс обоснования начальной максимальной цены контракта 46
4.4 Проект внедрения МАС 48
4.4.1 Диаграмма Ганта проекта внедрения МАС 48
4.4.2 Оценка стоимости проекта внедрения МАС 49
4.4.3 Выбор среды разработки МАС 51
4.4.4 Планируемые результаты внедрения МАС 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сложность управления материнскими компаниями заключается в переменчивом составе дочерних предприятий, разнообразности их целей, функций. Каждое из них использует информационные системы, оборудование, персонал нужный исключительно для своего функционирования. Целью же материнской компании является максимизация прибыли, которая может реализовываться, например, минимизацией затрат. Дочерние же в свою очередь также имеют своей основной целью максимизацию своей прибыли, но они зачастую рассматривают
другие дочерние предприятия как отдельные внешние организации, поставщики
товаров и услуг, тем самым могут лишить материнскую компанию добавленной
стоимости продукции или услуг и, соответственно, дополнительной прибыли.
Наличие множества организаций с множеством используемых ими ИС ведет к экспоненциальному росту взаимной интегрированности источников данных, удаленно управляемых автономных устройств и ИС, что требует усовершенствования взаимодействия организаций между собой.
Подобные рассуждения в основной степени можно распространить и на
государственные учреждения и предприятия, с той лишь разницей, что их большинство имеет единственной статьей дохода бюджет муниципального образования и эффективность работы следует оценивать, соответственно, экономией и
эффективностью расходования этих средств.
На сегодняшний день под управлением г. Санкт-Петербург находится
69 исполнительных органов государственной власти (ИОГВ), 176 государственных казенных учреждений (ГКУ), 2576 государственных бюджетных учреждений (ГБУ), 15 государственных автономных учреждений (ГАУ) и 14 государственных унитарных предприятий (ГУП). Подавляющее большинство этих учреждений создано для исполнения обязанностей государства перед гражданами
Российской Федерации. Для обслуживания огромного количества таких учреждений и контроля за расходованием бюджетных средств г. Санкт-Петербург5
вынужден был создать государственные учреждения (ГУ) с соответствующими
задачами, из-за чего возрастает сложность управления ими.
Проблема сложности взаимодействия на современном этапе развития информационных технологий все чаще решается с помощью мультиагентных технологий. Поскольку человеческий фактор имеет больший вес, не приняв во внимание какой-нибудь важный аспект, результат может быть достигнут с существенными временными и материальными отклонениями. Использование же
мультиагентных систем позволит учесть все необходимые правила и ограничения, при чем результат во многом будет получен автоматически путем взаимодействия агентов.
Реализация подобной системы соответствует одной из целей подпрограммы «Информационное государство» программы «Информационное общество» «Повышение качества государственного управления за счет создания и
внедрения современных информационных технологий» [8], что также подтверждает актуальность низкой эффективности управления государственными учреждениями [9].
Целью магистерской диссертации является разработка информационной
системы управления взаимодействием государственных учреждений и предприятий г. Санкт-Петербург и их отношениями с частными компаниями.
Объект исследования – Санкт-Петербургское государственное казенное
учреждение «Управление информационных технологий и связи».
Предмет исследования – процессы взаимодействия СПб ГКУ «УИТС»
с ИОГВ, ГУ, подрядчиками и поставщиками.
Следующие задачи необходимо выполнить для достижения поставленной
в данной работе цели:
− описать особенности деятельности государственных и подведомственных им учреждений;
− проанализировать нормативно-справочных документов СПб ГКУ
«УИТС»;6
− исследовать межведомственное взаимодействие государственных учреждений и предприятий, их взаимодействие с частными компаниями;
− смоделировать архитектуры и процессы взаимодействия государственных учреждений и предприятий;
− использовать мультиагентный подход в моделировании информационной системы управления взаимодействием СПб ГКУ «УИТС» с ГУ и
предприятиями;
− определить функции МАС, разработать архитектуру системы, описать
процессы использования мультиагентной системы;
− разработать концептуально-функциональное описание мультиагентной
системы управления.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке системы управления взаимодействия между организациями,
что повысит эффективность управленческой деятельности ИОГВ, ГУ и
СПб ГКУ «УИТС», в частности.
другие дочерние предприятия как отдельные внешние организации, поставщики
товаров и услуг, тем самым могут лишить материнскую компанию добавленной
стоимости продукции или услуг и, соответственно, дополнительной прибыли.
Наличие множества организаций с множеством используемых ими ИС ведет к экспоненциальному росту взаимной интегрированности источников данных, удаленно управляемых автономных устройств и ИС, что требует усовершенствования взаимодействия организаций между собой.
Подобные рассуждения в основной степени можно распространить и на
государственные учреждения и предприятия, с той лишь разницей, что их большинство имеет единственной статьей дохода бюджет муниципального образования и эффективность работы следует оценивать, соответственно, экономией и
эффективностью расходования этих средств.
На сегодняшний день под управлением г. Санкт-Петербург находится
69 исполнительных органов государственной власти (ИОГВ), 176 государственных казенных учреждений (ГКУ), 2576 государственных бюджетных учреждений (ГБУ), 15 государственных автономных учреждений (ГАУ) и 14 государственных унитарных предприятий (ГУП). Подавляющее большинство этих учреждений создано для исполнения обязанностей государства перед гражданами
Российской Федерации. Для обслуживания огромного количества таких учреждений и контроля за расходованием бюджетных средств г. Санкт-Петербург5
вынужден был создать государственные учреждения (ГУ) с соответствующими
задачами, из-за чего возрастает сложность управления ими.
Проблема сложности взаимодействия на современном этапе развития информационных технологий все чаще решается с помощью мультиагентных технологий. Поскольку человеческий фактор имеет больший вес, не приняв во внимание какой-нибудь важный аспект, результат может быть достигнут с существенными временными и материальными отклонениями. Использование же
мультиагентных систем позволит учесть все необходимые правила и ограничения, при чем результат во многом будет получен автоматически путем взаимодействия агентов.
Реализация подобной системы соответствует одной из целей подпрограммы «Информационное государство» программы «Информационное общество» «Повышение качества государственного управления за счет создания и
внедрения современных информационных технологий» [8], что также подтверждает актуальность низкой эффективности управления государственными учреждениями [9].
Целью магистерской диссертации является разработка информационной
системы управления взаимодействием государственных учреждений и предприятий г. Санкт-Петербург и их отношениями с частными компаниями.
Объект исследования – Санкт-Петербургское государственное казенное
учреждение «Управление информационных технологий и связи».
Предмет исследования – процессы взаимодействия СПб ГКУ «УИТС»
с ИОГВ, ГУ, подрядчиками и поставщиками.
Следующие задачи необходимо выполнить для достижения поставленной
в данной работе цели:
− описать особенности деятельности государственных и подведомственных им учреждений;
− проанализировать нормативно-справочных документов СПб ГКУ
«УИТС»;6
− исследовать межведомственное взаимодействие государственных учреждений и предприятий, их взаимодействие с частными компаниями;
− смоделировать архитектуры и процессы взаимодействия государственных учреждений и предприятий;
− использовать мультиагентный подход в моделировании информационной системы управления взаимодействием СПб ГКУ «УИТС» с ГУ и
предприятиями;
− определить функции МАС, разработать архитектуру системы, описать
процессы использования мультиагентной системы;
− разработать концептуально-функциональное описание мультиагентной
системы управления.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке системы управления взаимодействия между организациями,
что повысит эффективность управленческой деятельности ИОГВ, ГУ и
СПб ГКУ «УИТС», в частности.
В ходе выполнения работы были изучены особенности деятельности государственных и подведомственных им учреждений с целью повышения эффективности работы в области взаимодействия государственных учреждений между
собой и с частными организациями. Проанализированы нормативно-справочные
документы СПб ГКУ «УИТС» для описания деятельности предприятия с помощью Business Model Canvas? построения организационной структуры, функциональной структуры, проведения SWOT-анализа, создания мотивационной модели, моделирования процессов взаимодействия СПб КГУ «УИТС» с государственными учреждениями и частными организациями.
Также в ходе магистерской диссертации были рассмотрены современные
методологии управления информационными технологиями на предприятиях
ITIL 4 и COBIT 2019, изучены современные публикации в области мультиагентных технологий, современные средств разработки мультиагентных систем, исследованы возможности применения технологий на базе агентов в области взаимодействия.
На основе анализа количественных показателей была выявлена тенденция
роста числа пользователей и числа заявок в рассматриваемой автоматизированной информационной системе формирования заявок для осуществления государственных закупок, на основании чего можно констатировать тренд объективного
роста числа автоматизированных операций, необходимых для исполнения служебных обязанностей сотрудников ИОГВ и ГУ в соответствии с должностными
инструкциями, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга и других ветвей государственной власти.
Для повышения качества, оптимизации стоимости поставляемых товаров,
работ и услуг, сокращения количества ошибок и снижения влияния человеческого фактора при межведомственном взаимодействии было предложено использование мультиагентных технологии: определены функции МАС, разработана архитектура системы, описаны процессы использования мультиагентной60
системы, разработано концептуально-функциональное описание мультиагентной системы. Это позволит приобрести организации новые возможности, такие
как автоматизация процессов взаимодействия СПб ГКУ «УИТС» с государственными учреждениями и частными организациями, интеграцию информационных систем.
Так как бюджетные ресурсы, используемые в системе управления регионом, имеют очевидные конечные границы, крайне необходимо обеспечить их эффективное использование.
собой и с частными организациями. Проанализированы нормативно-справочные
документы СПб ГКУ «УИТС» для описания деятельности предприятия с помощью Business Model Canvas? построения организационной структуры, функциональной структуры, проведения SWOT-анализа, создания мотивационной модели, моделирования процессов взаимодействия СПб КГУ «УИТС» с государственными учреждениями и частными организациями.
Также в ходе магистерской диссертации были рассмотрены современные
методологии управления информационными технологиями на предприятиях
ITIL 4 и COBIT 2019, изучены современные публикации в области мультиагентных технологий, современные средств разработки мультиагентных систем, исследованы возможности применения технологий на базе агентов в области взаимодействия.
На основе анализа количественных показателей была выявлена тенденция
роста числа пользователей и числа заявок в рассматриваемой автоматизированной информационной системе формирования заявок для осуществления государственных закупок, на основании чего можно констатировать тренд объективного
роста числа автоматизированных операций, необходимых для исполнения служебных обязанностей сотрудников ИОГВ и ГУ в соответствии с должностными
инструкциями, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга и других ветвей государственной власти.
Для повышения качества, оптимизации стоимости поставляемых товаров,
работ и услуг, сокращения количества ошибок и снижения влияния человеческого фактора при межведомственном взаимодействии было предложено использование мультиагентных технологии: определены функции МАС, разработана архитектура системы, описаны процессы использования мультиагентной60
системы, разработано концептуально-функциональное описание мультиагентной системы. Это позволит приобрести организации новые возможности, такие
как автоматизация процессов взаимодействия СПб ГКУ «УИТС» с государственными учреждениями и частными организациями, интеграцию информационных систем.
Так как бюджетные ресурсы, используемые в системе управления регионом, имеют очевидные конечные границы, крайне необходимо обеспечить их эффективное использование.



