ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1 Формирование словаря фразеологизмов у старших
дошкольников в онтогенезе 7
1.2 Особенности обогащения словаря старших дошкольников с
общим недоразвитием речи фразеологизмами 13
1.3 Педагогические условия использования дидактических игр
при обогащении словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29
2.1 Изучение уровня сформированности словаря
фразеологизмов старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 35
2.3 Методические рекомендации по обогащению словаря
старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами посредством дидактических игр 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1 Формирование словаря фразеологизмов у старших
дошкольников в онтогенезе 7
1.2 Особенности обогащения словаря старших дошкольников с
общим недоразвитием речи фразеологизмами 13
1.3 Педагогические условия использования дидактических игр
при обогащении словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29
2.1 Изучение уровня сформированности словаря
фразеологизмов старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 35
2.3 Методические рекомендации по обогащению словаря
старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами посредством дидактических игр 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений у детей чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи. Наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах, в частности, во фразеологизмах. Как отмечают лингвисты В.В. Виноградов, В.Н. Телия (49), Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелев и др., они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, мы считаем, что работа с фразеологическими единицами в дошкольных образовательных учреждениях делает связную речь содержательной и точной.
Роль фразеологизмов как стилистического средства очень важна. Они являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в т. ч. малых фольклорных форм. На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали: А.М. Бородич (6 электронный ресурс), Н.В. Гавриш (13), В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др. Значимость этой работы показывают исследования, в которых непосредственно затрагивались вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами: определение содержания и объема словарной работы, усвоение переносного значения слов, развитие образной речи и словесного творчества старших дошкольников.
Надо отметить, что важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Изучение проблемы обогащения речи старших дошкольников фразеологическими оборотами обусловило необходимость рассмотрения психологических механизмов овладения лексическими единицами.
Анализ литературы, посвящённый развитию лексико-семантической стороны речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи, выявил большой разброс заданий на обогащение лексикона фразеологизмами. В специальной литературе представлены в основном отдельные, не связанные друг с другом и с лексической темой упражнения.
Проблема исследования: совершенствование педагогических условий по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами посредством дидактических игр.
Третий блок включает в себя исследования по коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. В рамках нашего исследования нас заинтересовали труды таких авторов как О. Н. Барсукова (2), О. В. Бурачевская (7), С. Н. Викжанович (9), Т. В. Волосовец (10; 11), В. П. Глухов (14; 15; 16), Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева (20элетронный ресурс), Л. В. Ковригина (22), И. Ю. Кондратенко (23; 24),Н. Ю. Кузьменкова (27), Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова (28; 29 электронный ресурс), Р. Е. Левина (30; 31 электронный ресурс), Л. В. Лопатина (33), Н. В. Микляева (36), Л. Г. Парамонова (39), С. Н. Сазонова (43), Л. Н. Смирнова (45), Л. Ф. Спирова (48), И. А. Тютюева (53), Т. Б. Филичева , Г. В. Чиркина (54; 55; 56; 63), Г. Р. Шашкина (62) и т.д.
Цель исследования - выявить особенности работы при обогащении словаря старших дошкольников фразеологизмами.
Объект исследования-словарь фразеологизмов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности развития словаря фразеологизмов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи происходит успешно при соблюдении ряда педагогических условий:
- отбора фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики;
- применения дидактических игровых методов и приемов, позволяющих наглядно представить образное содержание фразеологических единиц, обращения к личному опыту детей;
- активизации фразеологических единиц в связной речи и создания условий для широкого переноса навыков употребления фразеологизмов в речевую практику.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие словаря фразеологизмов старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2) изучить особенности обогащения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами;
3) сформулировать педагогические условия использования дидактических игр при обогащении словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами;
4) апробировать систему работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами посредством дидактических игр.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проектирование;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, количественной и качественной обработки данных, математической статистики.
Теоретическая значимость исследования: в работе проведен детальный и подробный анализ специальной и научной литературы, выделены и описаны основные теоретические аспекты проблемы, обоснованы педагогические условия успешного обогащения словаря старших дошкольников фразеологизмами посредством дидактических игр. На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др. Значимость этой работы показывают исследования, в которых непосредственно затрагивались вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами: опрeделение содeржания и объема словарной работы, усвоение перeносного значeния слов, развитие образной речи и словесного творчества старших дошкольников. В работах Н.С. Рождественского, М.Р. Львова, М.М. Кониной, Н.П. Савельевой, Ю.С. Ляховской, В.И. Коник, В.И. Яшиной были сформулированы принципы отбора лексики для обучения детей родному языку
Практическая значимость исследования: представлен комплекс диагностических методик по определению уровня обогащаемости фразеологического словаря детей с общим недоразвитием речи
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 85 «Красная шапочка» г. Белгорода (старшая логопедическая группа № 11-12 «Чебурашка» и старшая группа № 14 «Мишутки»).
С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи. Наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах, в частности, во фразеологизмах. Как отмечают лингвисты В.В. Виноградов, В.Н. Телия (49), Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелев и др., они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, мы считаем, что работа с фразеологическими единицами в дошкольных образовательных учреждениях делает связную речь содержательной и точной.
Роль фразеологизмов как стилистического средства очень важна. Они являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в т. ч. малых фольклорных форм. На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали: А.М. Бородич (6 электронный ресурс), Н.В. Гавриш (13), В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др. Значимость этой работы показывают исследования, в которых непосредственно затрагивались вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами: определение содержания и объема словарной работы, усвоение переносного значения слов, развитие образной речи и словесного творчества старших дошкольников.
Надо отметить, что важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Изучение проблемы обогащения речи старших дошкольников фразеологическими оборотами обусловило необходимость рассмотрения психологических механизмов овладения лексическими единицами.
Анализ литературы, посвящённый развитию лексико-семантической стороны речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи, выявил большой разброс заданий на обогащение лексикона фразеологизмами. В специальной литературе представлены в основном отдельные, не связанные друг с другом и с лексической темой упражнения.
Проблема исследования: совершенствование педагогических условий по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами посредством дидактических игр.
Третий блок включает в себя исследования по коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. В рамках нашего исследования нас заинтересовали труды таких авторов как О. Н. Барсукова (2), О. В. Бурачевская (7), С. Н. Викжанович (9), Т. В. Волосовец (10; 11), В. П. Глухов (14; 15; 16), Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева (20элетронный ресурс), Л. В. Ковригина (22), И. Ю. Кондратенко (23; 24),Н. Ю. Кузьменкова (27), Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова (28; 29 электронный ресурс), Р. Е. Левина (30; 31 электронный ресурс), Л. В. Лопатина (33), Н. В. Микляева (36), Л. Г. Парамонова (39), С. Н. Сазонова (43), Л. Н. Смирнова (45), Л. Ф. Спирова (48), И. А. Тютюева (53), Т. Б. Филичева , Г. В. Чиркина (54; 55; 56; 63), Г. Р. Шашкина (62) и т.д.
Цель исследования - выявить особенности работы при обогащении словаря старших дошкольников фразеологизмами.
Объект исследования-словарь фразеологизмов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности развития словаря фразеологизмов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи происходит успешно при соблюдении ряда педагогических условий:
- отбора фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики;
- применения дидактических игровых методов и приемов, позволяющих наглядно представить образное содержание фразеологических единиц, обращения к личному опыту детей;
- активизации фразеологических единиц в связной речи и создания условий для широкого переноса навыков употребления фразеологизмов в речевую практику.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие словаря фразеологизмов старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2) изучить особенности обогащения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами;
3) сформулировать педагогические условия использования дидактических игр при обогащении словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами;
4) апробировать систему работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами посредством дидактических игр.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проектирование;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, количественной и качественной обработки данных, математической статистики.
Теоретическая значимость исследования: в работе проведен детальный и подробный анализ специальной и научной литературы, выделены и описаны основные теоретические аспекты проблемы, обоснованы педагогические условия успешного обогащения словаря старших дошкольников фразеологизмами посредством дидактических игр. На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др. Значимость этой работы показывают исследования, в которых непосредственно затрагивались вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами: опрeделение содeржания и объема словарной работы, усвоение перeносного значeния слов, развитие образной речи и словесного творчества старших дошкольников. В работах Н.С. Рождественского, М.Р. Львова, М.М. Кониной, Н.П. Савельевой, Ю.С. Ляховской, В.И. Коник, В.И. Яшиной были сформулированы принципы отбора лексики для обучения детей родному языку
Практическая значимость исследования: представлен комплекс диагностических методик по определению уровня обогащаемости фразеологического словаря детей с общим недоразвитием речи
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 85 «Красная шапочка» г. Белгорода (старшая логопедическая группа № 11-12 «Чебурашка» и старшая группа № 14 «Мишутки»).
В настоящее время актуальна проблема развития словаря у дошкольников с ОНР. Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов.
Мы выяснили, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дошкольники с ОНР не знают многих действий предметов, не знают оттенки цветов, плохо различают форму предметов. В словаре детей мало обобщающих понятий. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной проблемой коррекционной педагогики.
Проблема использования фразеологизмов решается в процессе использования системы упражнений. Предложенная система комплексных упражнений выполняет следующие функции: коммуникативную (подготовка к речевой деятельности с учетом ситуации общения); мотивационную (формирование интереса к усвоению фразеологизмов и побуждение к использованию их в речи; познавательную (усвоение новых знаний по культуре общения), актуализирующую (актуализация опорных знаний и умений по культуре общения), операционную (дидактические игры с использованием фразеологизмов), формирующую (формирование умений употреблять в речи фразеологизмы), развивающую (обеспечение развития способностей речевой личности), организационную (включение в различные ситуации общения), воспитательную (воспитание личности, способной к коммуникации), коррекционную (содействие предупреждению и устранению ошибок); контрольную (проверка усвоения умений средствами фразеологии оценить ситуацию общения).
В рамках решения четвертой практической работы - апробировать систему работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами посредством дидактических игр - мы провели исследование.
Используемая нами система коррекционной работы подтвердилась не только в теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходе планомерной и целенаправленной работы с детьми с ОНР при использовании дидактических игр как средства коррекционного воздействия (системы воздействия): наглядного материала, информационно-коммуникативных технологий, художественной литературы, театрализованной деятельности возможно осуществлять эффективно-результативную работу по овладению фразеологизмами детей с ОНР.
Мы выяснили, что понимание дошкольниками смысловой стороны фразеологизмов формируется и обогащается не сразу, а постепенно, в течение длительного времени, обогащение словаря детей дошкольного возраста фразеологизмами происходит в результате систематизированной деятельности, которая предполагает организацию занятий, дидактических, развивающих игр, создание проблемных ситуаций, использование в работе малых фольклорных форм (пословицы, поговорки и т.д.), применение произведений художественной литературы.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают предположение о том, что на формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР оказывают влияние организационные факторы.
Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как обогащение словаря является фундаментом на котором базируются развитие и коррекция речи детей. Поэтому очень важно продолжить начатую работу, но уже с упором на координацию работы с профильными специалистами, воспитателями и родителями. Данная работа позволила рассмотреть выделенную проблему не только с теоретической точки зрения, но и в практической работе доказала действенность и эффективность системы коррекционной работы с детьми 5 -7 лет, имеющими ОНР речи. Всё это при условии, что работа проводится в системе с использованием активных игровых методик, соблюдая принципы коррекционного воздействия.
Мы выяснили, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дошкольники с ОНР не знают многих действий предметов, не знают оттенки цветов, плохо различают форму предметов. В словаре детей мало обобщающих понятий. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной проблемой коррекционной педагогики.
Проблема использования фразеологизмов решается в процессе использования системы упражнений. Предложенная система комплексных упражнений выполняет следующие функции: коммуникативную (подготовка к речевой деятельности с учетом ситуации общения); мотивационную (формирование интереса к усвоению фразеологизмов и побуждение к использованию их в речи; познавательную (усвоение новых знаний по культуре общения), актуализирующую (актуализация опорных знаний и умений по культуре общения), операционную (дидактические игры с использованием фразеологизмов), формирующую (формирование умений употреблять в речи фразеологизмы), развивающую (обеспечение развития способностей речевой личности), организационную (включение в различные ситуации общения), воспитательную (воспитание личности, способной к коммуникации), коррекционную (содействие предупреждению и устранению ошибок); контрольную (проверка усвоения умений средствами фразеологии оценить ситуацию общения).
В рамках решения четвертой практической работы - апробировать систему работы по обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами посредством дидактических игр - мы провели исследование.
Используемая нами система коррекционной работы подтвердилась не только в теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходе планомерной и целенаправленной работы с детьми с ОНР при использовании дидактических игр как средства коррекционного воздействия (системы воздействия): наглядного материала, информационно-коммуникативных технологий, художественной литературы, театрализованной деятельности возможно осуществлять эффективно-результативную работу по овладению фразеологизмами детей с ОНР.
Мы выяснили, что понимание дошкольниками смысловой стороны фразеологизмов формируется и обогащается не сразу, а постепенно, в течение длительного времени, обогащение словаря детей дошкольного возраста фразеологизмами происходит в результате систематизированной деятельности, которая предполагает организацию занятий, дидактических, развивающих игр, создание проблемных ситуаций, использование в работе малых фольклорных форм (пословицы, поговорки и т.д.), применение произведений художественной литературы.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают предположение о том, что на формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР оказывают влияние организационные факторы.
Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как обогащение словаря является фундаментом на котором базируются развитие и коррекция речи детей. Поэтому очень важно продолжить начатую работу, но уже с упором на координацию работы с профильными специалистами, воспитателями и родителями. Данная работа позволила рассмотреть выделенную проблему не только с теоретической точки зрения, но и в практической работе доказала действенность и эффективность системы коррекционной работы с детьми 5 -7 лет, имеющими ОНР речи. Всё это при условии, что работа проводится в системе с использованием активных игровых методик, соблюдая принципы коррекционного воздействия.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО
СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Развитие у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022



