Введение
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНОВЕЩАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ,
СПЕЦИФИКА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ИНОВЕЩАНИЯ
Заключение
Список литературы
Актуальность. Средства массовой информации оказывают влияние на политику, предоставляя оперативные сведения и являясь ареной для политических заявлений. Современное международное иновещание играет большую роль в формировании картины дня мировому сообществу. Невозможно отрицать, что информационная повестка дня многих иновещательных СМИ в какой-то степени зависит от ряда причин: национальной принадлежности, внешней политики государства, рентабельности. В то же время, мы стали свидетелями информационного противостояния нескольких стран. Одни и те же события освещаются по- разному, и информационные сообщения из разных государств иногда буквально противоречат друг другу. Иновещание вновь приобретает истинные функции, ради которых было создано в 1920-ых годах. Речь идет о функции пропаганды.
Таким образом, в условиях информационного противостояния интересно проанализировать эффективность разных иновещательных комплексов.
Научная новизна и практическая значимость. Данная работа посвящена изучению главных игроков медиарынка в сфере глобального иновещания, выявлению достоинств и недостатков устройства медиакомплексов. На этой основе мы собираемся выделить принципы эффективного вещания. Так как эффективность трактуется по-разному, мы в данном случае под эффективностью понимаем успешное выполнение главных задач иновещания - освещения внешнеполитической деятельности и информационного воздействия. Успешность заключается в аудитории, популярности новостей в сети Интернет и цитируемости в социальных медиа. Изучив и проанализировав факторы успешности разных иновещательных комплексов, мы хотим выделить принципы, которые могли бы быть применены в российском иновещании, включив достоинства других СМИ и учитывая национальные особенности.
Объектом данного исследования является современное иновещание. Предмет заключается в финансовых и аудиторных показателях, особенностях формирования и подачи контента.
Таким образом, цель работы состоит в проектировании принципов эффективного функционирования современного российского иновещания.
В связи с этим перед автором стоят следующие задачи:
1. изучение и анализ истории иновещания, выведение этапов становления иновещания;
2. изучение и анализ экономических показателей глобальных иновещательных каналов (BBC, Deutsche Welle, RT, Voice of America);
3. анализ особенностей подачи новостей разными иновещательными комплексами;
4. анализ аудиторных показателей иновещательных комплексов;
5. выделение достоинств и недостатков каждого иновещательного комплекса.
В качестве теоретической базы автор опирался на следующие работы в области изучения иновещания и его истории: «Радиожурналистика» под редакцией А. Шереля и «Глобальные телесети новостей на информационном рынке» В. Орловой, а также на труды американских исследователей М. Прайса, С. Хаас, Д. Марголина и Дж. Мартина. В области изучения и определения эффективности журналистики автор опирался на исследования профессоров С.Г. Корконосенко и В. А. Сидорова. Автор также анализировал такие исследования в области теории построения повестки дня, как «The Agenda-setting function of mass media» М. Маккомбса и Д. Шоу, «Принципы формирования информационной повестки дня» Ю. Беленькой, «Массовая коммуникация и власть в теории установления повестки дня» Е. Дьяковой, «Теоретико-методологический потенциал категории «медийная повестка дня»: возможности и ограничения» А. Казакова и др.
Методологическую базу исследования составляют исторический и описательно-аналитический методы, дискурс-анализ, сравнительный анализ и экспертное интервью.
В качестве эмпирической базы были использованы материалы онлайн-версии телеканалов BBC (www.bbc.com), Deutsche Welle (www.dw.com), Russia Today (www.rt.com), Voice of America (www.voanews.com) в период с 26 марта по 24 апреля 2017 года. Автором также были проведены экспертные интервью с сотрудником телеканала RT и с продюсером DW.
Структура. Исследование состоит из введения, оглавления, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе автор рассматривает историю иновещания и теорию установления повестки дня, определяет понятие «эффективности», рассматривает эволюцию качественных характеристик иновещания и современное российское иновещание. Вторая глава посвящена анализу финансовых и аудиторных показателей четырех иновещательных комплексов. Также во второй главе автор анализирует особенности подачи новостей иновещательными комплексами и достоинства и недостатки каждого иновещательного комплекса.
В данной работе нами было исследовано современное международное иновещание. Мы реализовали задачи, поставленные во введении. В частности, мы проанализировали этапы развития иновещания, эволюцию качественных характеристик иновещания, изучили теорию построения повестки дня; изучили и сравнили финансовые и аудиторные показатели четырех иновещательных комплексов, а также особенности подачи новостей указанными медиа.
Опираясь на теоретические работы отечественных и иностранных исследователей, мы выделили следующие основные функции иновещания: пропаганда, защита национальных интересов, формирование имиджа страны, консолидация и поддержка контактов с соотечественниками и экспатриантами, просвещение, поддержка коммерческих связей, содействие туризму. Причем функции иновещания менялись и определялись конкретной политической обстановкой и внешней политикой того или иного государства. Изначально, в условиях мирного времени, иновещание было далеко от инструмента внешней политики и служило, скорее, культурному обогащению и поддержке своих соотечественников в других странах.
Мы условно разделили историю иновещания на три этапа: период зарождения международного радиовещания (1920 - 1940-е годы), международное иновещание периода холодной войны и современный этап.
Уже на первом этапе формирования иновещания меняются его функции. Военное время подтолкнуло страны к широкой пропагандистской деятельности и к отказу от первоначальных функций и предопределило будущую тональность иновещания - политическую ангажированность и пропагандистское содержание.
Следующий этап развития иновещания приходится на период холодной войны, где главным оружием оказалось слово как основная со ставляющая информационного противостояния. Иновещание опять проявляет себя как орган контрпропаганды между капиталистическим и социалистическим строем и пропаганды ценностей каждой из сторон соответственно. Ведется борьба за влияние в «неопределившихся» регионах. Опять появляется враг, которого нужно дискредитировать, но уже в информационной войне. В этот же период в разных странах активно развивается телевидение, однако телеиновещание как феномен появится ближе к 1990-ым годам.
С появлением глобального телевидения усилилась борьба за аудиторию. Новые политические, экономические, социокультурные условия привели Россию к необходимости создания собственного иновещательного комплекса, которому за 12 лет существования удалось стать значимым игроком глобального информационного рынка и темой дискуссий в определении внешней политики других государств, например, США. Сейчас усиливается информационная борьба за интерпретацию реальности, следовательно, и за мировое общественное мнение.
Практическая часть нашего исследования показала эффективность работы нескольких иновещательных медиакорпораций. Мы проанализировали экономические показатели четырех иновещательных комплексов и сопоставили объем государственных субсидий. К тому же, на примере анализа двух кейсов мы сравнили особенности подачи новостей, а именно формулирование понятий, сбалансированность мнений и выбор спикеров разных новостей в четырех медиа. Далее мы сравнили объем аудитории телеканалов, сайта и страниц в социальных сетях иновещательных СМИ. Совместив три параллельных анализа, мы смогли прийти к следующим выводам.
Сравнив объем государственного финансирования, выделяемого разным иновещательным корпорациям, мы установили, что Росси выделяет наибольший объем субсидий. Бюджет медиахолдинга RT оказался самым большим. Однако оказалось невозможно сравнить, какая часть бюджета приходится конкретно на финансирование нужд сайта и каждого из нескольких телеканалов. Разные иновещательные комплексы включают различное количество СМИ. В то же время, отсутствие открытых данных чистой прибыли разных иновещательных комплексов сделало невозможным сравнение этих показателей. Однако, если финансирование BBC (наиболее разветвленной корпорации) суммарно уступает бюджету RT, можно предположить, что и в сравнении бюджет одного телеканала российского иновещания также окажется больше. Предположительно, широкое финансирование RT может означать, с одной стороны, рост интереса владельца к медиахолдингу как к эффективному исполнителю своих задач или, с другой стороны, о необходимости развития и совершенствования оборудования комплекса. Это косвенно подтверждается тем, что правительство России в 2017 году выделило дополнительные субсидии RT на открытие франкоязычного телеканала.
В ходе анализа подачи новостей мы пришли к выводу, что все иновещательные комплексы стараются продвигать позицию властей и аналитиков из страны своего происхождения. Иными словами, это наблюдение подтверждает выполнение комплексами своей задачи как иновещания.
При сравнении освещения новостей о событиях в Сирии немецкое иновещание продемонстрировало самую сбалансированную и взвешенную подачу. В то же время больше всего новостей, а значит и больший спектр информации, было опубликовано на сайте BBC. Однако на сайте британского иновещания ощущался недостаток баланса мнений. Показательной оказалась работа VOA с источниками информации. Издание использовало цитаты без ссылки на конкретного спикера.
Анализ подачи новостей о митингов в России привел нас к следующим выводам. На сайте RT оказалось больше всего информации о конфликтных митингах в России. В то же время, анализ этого кейса показал работу «пропаганды» российского иновещания. Именно в этой конфликтной ситуации проявилась разница в подаче информации и формулировании предложений у разных СМИ. Если все иностранные медиа называли А.Навального лидером российской оппозиции, то в публикациях на сайте RT его называют оппозиционным активистом. Также российское иновещание не включило в новости информацию о том, что основные российские СМИ проигнорировали массовые протесты в ста городах страны. Для иностранного читателя RT остаются непонятными причина протестов и контекст митингов. Иностранные иновещательные медиа рассказывают о протестах, упоминая о намерении А.Навального баллотироваться в президенты России в 2018 году.
Также анализ подачи новостей выявил попытки RT выставить с положительной стороны действия российской полиции, которые в других СМИ осуждались разными политическими институциями.
Два различных кейса - конфликты международного и локального масштаба - продемонстрировали различие в степени сбалансированности мнений на сайте RT. В новостях о событиях в Сирии RT пытается сохранить взвешенность позиций, но на примере митингов в России мы увидели, что российское иновещание не преподносит реакцию мирового сообщества. Позиция США отображена на сайте RT с ироничным характером, что не было нами замечено на сайтах других СМИ.
В то же время, авторы DW единственные старались проанализировать причины и следствие митингов в России. Издание посвятило этому две публикации.
Сравнение аудиторных показателей установило, что сайт BBC оказался самым популярным, однако самую высокую продолжительность среднего посещения продемонстрировал RT, что говорит об интересе аудитории к контенту. Также нами было установлено, что основная аудитория сайтов у всех, кроме BBC, приходится на страну их происхождений. Получется, что только BBC удалось завоевать доверие иностранной аудитории.
В совокупности анализы привели нас к выводу, что практически по всем показателям лидирует британское иновещение. DW показала самый сбалансированный контент, который оказался не столь популярным у аудитории. Возможно, недостатки немецкого иновещания объясняются недостатком оперативности и количества новостей, а также низкая популярность в социальных сетях.
Высокие показатели BBC, возможно, объясняются почти вековой историей корпорации. За это время медиахолдингу удалось заработать доверие аудитории. Также BBC невозможно упрекнуть в предвзятости из-за того, что оно существует за счет налогов с телевидения и по сути может являться общественным телевидением. Именно государственное финансирование мешает RT считаться действительно объективным СМИ, а не «рупором российской пропаганды». К тому же, корпорация BBC известна разносторонними продуктами - развлекательным и научно-популярным контентом, пользующийся популярностью по всему миру. Предположительно, на имидж RT негативно влияют новости, в которых редакция позволяет себе иронично преподносить позицию других стран.
Таким образом, для успешного выполнения RT своей функции как иновещания и завоевания популярности аудитории руководству медиахолдинга стоит пересмотреть работу с аудиторией, чтобы увеличить количество подписчиков в социальных сетях и трафик на сам сайт. Также, возможно, редакции стоит пересмотреть некие принципы работы и определить, насколько уместно СМИ, представляющему Россию в мировом информационном пространстве, иронизировать над высказываниями политиков из других стран.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации// URL: http:// www.mid.ru/Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3
2. BBC Full Financial Statements 2013/2014// URL: http:// downloads.bbc.co.uk/annualreport/pdf/2013-14/ BBC_F inancial_statements_201314.pdf
3. Royal Charter for the continuance of the British broadcasting corporation// URL: http:// downloads.bbc .co.uk/bbctrust/assets/files/pdf/about/how_we_govern/ 2016/charter.pdf
4. BBC Annual review 2015-2016// URL: https://www.bbcworldwide.com/ media/2001/bbcw_executivereviews.pdf
5. BBC Full Financial Statements 2015/2016// URL: http:// downloads.bbc.co.uk/aboutthebbc/insidethebbc/reports/pdf/BBC-FS-2016.pdf
6. Revenue and expenditure account according to the budget systematics of the German federal government for the fiscal year 2015// URL: http://www.dw.com/ downloads/35503639/en2015revenue-and-expenditure-account-einnahmen-und- ausgabenrechnung.pdf
Монографии
7. Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть. — Екатеринбург: УрО РАН, 2002. — 299 с.
8. Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. — Екатеринбург: УрО РАН, 1999. — 130 с.
9. Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим. — М.: Воскресенье, 1999. — 416 с.
10.Засурский И. И. Реконструкция России. Массмедиа девяностых // URL: http://old.russ.ru/politics/20001114_In.html
11. Корконосенко С.Г. Основы журналистики// URL: http://www.knorus.ru/ upload/knorus_new/pdf/7828.pdf
12. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997. — 271 с.
13. Липпман У Общественное мнение. / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
14.Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке.
// URL: http://evartist.narod.ru/text5/68.htm
15. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 352 с.
16. Сидоров В.А. Журналистский текст и социальная действительность: познание, отражение, преобразование// Социология журналистики: учебное пособие/ под ред. С.Г.Корконосенко. М., 2004.
17. П. Шампань. Делать мнение: Новая политическая игра. М.: Socio¬Logos, 1997. — 317 с.
18. Шерель А.А. Радиожурналистика. // URL: http://evartist.narod.ru/ text5/44.html
19. Martin J. International Propaganda: its Legal and Diplomatic Control// URL: http: // wwwj stor.org/stable/10.5749/j.ctttv7gv
20. Mickiewich E. Changing Channels: Television and the Struggle for Power in Russia. — Durham: Duke University Press, 1999. — 408 p.
21. Royce J. Ammon. Global Television and the Shaping of World Politics. Jefferson, 2001.
Диссертации
22. Афанасьев Ю.Е. Современное международное вещание: проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио «Свобода» на русском языке: Дис. Канд. филол. наук // URL: http:// www.dslib.net/zhurnalistika/sovremennoe-mezhdunarodnoe-vewanie-problemno- tematicheskaj a-struktura-informacionno.html
Статьи
23. Авдеева Н. Формирование имиджа России на примере телеканала Russia Today// «Имидж России: стратегия, тактика, технологии», материалы научной конференции. — М., 2013.
24. Беленькая Ю.П. Принципы формирования информационной повестки дня// Филология, журналистика и межкультурная коммуникация в диалоге цивилизаций: Материалы 1- ой ежегодной научно - практической конференции СКФУ «Университетская наука - региону» / Под ред. С. В. Гусаренко. — Ставрополь: ООО ИД «ТЭСЭРА», 2013. м Ч. 2. С.251.
25. Губина М.С. Эффекты воздействия международных сетей на международную политику и сознание человека// Вопросы истории, международных отношений и документоведения. - Томск, 2014. - Вып.10. С. 177-182.
26. Гранатова Ю.В. Специфика формирования позитивного имиджа России для зарубежной аудитории: сравнительный анализ телеканалов «Russia Today» и «Ро ссия 1»// URL: http://www.lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2012/1809/35972_11ec.pdf
27. Гриффин Р. Дж., Мейер Р. Ф., Сконфельд А. К. Конструирование социальной проблемы: пресса и инвайроментализм // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2000. — С.139-184.
28. Калинина О.А. Телеканал Russia Today как инструмент формирования «образа для других» // URL: http://www.sias.ru/publications/magazines/kultura/ vypusk-4/sotsialnaya-filosofiya-i-sotsiologiya/680.html
29. Ковалев Г. А. Символизация политической власти: концептуальное поле исследования. // URL: http://polite.com.ua/library/3693-.html
30. Кольцова О. Ю. Кто и как влияет на производство новостей в современной России // Pro et Contra. — Т.6, — № 2, 2001. — С. 82-108.
31. Куц Г. «Установление повестки дня» и политический режим: проблема корреляции// Изменение России: политические повестки и стратегии.
Международная научная конференция. Тезисы докладов. — М., 2010. — С. 121-134.
32. Лебедева M.M., Мельвиль А.Ю. Переходный возраст современного мира // Международная жизнь. - 1999. - №10. С. 80-92.
33. McCombs М., Shaw D. The Agenda-Setting Role of the Mass Media// The Public Opinion Quarterly. — Vol. 36, No. 2. (Summer, 1972). — P 176-185.
34. Price M.E., Haas S., Margolin D. New Technologies and International Broadcasting: Reflections on Adaptations and Transformations// URL: http:// repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1155&context=asc_papers
35. Walgrave S., Van Aelst P The Contingency of the Mass Media’s Political Agenda-Setting Power: Towards a Preliminary Theory// Journal of Communication. — 2006. — Vol. 56. — № 1. — P. 97-105.
Словари
36. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ//URL: http:// smi .academic .ru/49/Вещание
37.Ожегов С. Толковый словарь русского языка // URL: http://slovari.299.ru/ word.php?id=27460&sl=oj
38. Longman Dictionary of Contemporary English. International students edition. — Edinburgh Gate, Harlow, England: Longman, 1995. — 1680 p.
Электронные ресурсы
39. Ведомости / URL: http://www.vedomosti.ru/
40. НТВ / URL: http://ntv.ru/
41. РБК / URL: http://www.rbc.ru/
42. РИА «Новости» / URL: http://ria.ru/
43.Эхо Москвы / URL: http://echo.msk.ru/
44. Twitter / URL: https://www.twitter.com/
45. BBC / URL: http://www.bbc.com/
46. BBG / URL: http://www.bbg.gov/
47. Deutsche Welle / URL: http://www.dw.de/
48. Facebook / URL: http://www.facebook.com/
49. Lenta.ru/ URL: http://lenta.ru/
50. New York Festivals / URL: http://www.newyorkfestivals.com/
51. Reuters / URL: http://reuters.com/
52. RT / URL: http://rt.com/
53.Similarweb / URL: http://www.similarweb.com/
54. The Guardian / URL: http://www.theguardian.com/
55. The Hollywood Reporter / URL: http://www.hollywoodreporter.com/