ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Адаптация и ее роль в развития персонала 6
1.2. Подходы к формированию программ адаптации персонала 15
1.3. Методы адаптации персонала 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ИФНС РОССИИ ПО Г. БЕЛГОРОДУ 26
2.1. Организационно - экономическая характеристика 26
2.2. Анализ системы управления персоналом в Учреждении 32
2.3. Анализ системы адаптации персонала в Учреждении 45
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ИФНС РОССИИ ПО Г. БЕЛГОРОДУ 54
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы адаптации персонала в Учреждении 54
3.2. Оценка социально - экономической эффективности мероприятий по совершенствованию 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Актуальность темы исследования. Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения [12, с. 199].
К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Внедрение системы управления адаптацией в предприятия представляет собой достаточно сложную задачу, но от ее нее зависит решение таких важных задач для предприятия, как уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров; возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации - работодателя; вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды; снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Система адаптации призвана решать вышеперечисленные проблемы. В связи с этим является актуальным определение сущности адаптации, описание ее как системы, определение направлений, этапов, изучение показателей оценки состояния работы по адаптации, разработка программ адаптации.
Степень научной разработанности. Проблема адаптации персонала на предприятии и ее влияние на эффективность работы персонала в различных аспектах рассматривалась в научных публикациях Архипова Н.И., Базарова Т.Ю., Веснин В.Р., Волина В.А., Дятлова В.А., Еремина Б.Л., Игнатьева А.В., Кибанова А.Я., Коханова Е. Ф., Кузнецова Ю.В., Маслова Е.В., Мескона М.Х., Одегова Ю.Г., Плешина И.Ю., Подлесных В.И., Самыгина С.И., Сульдина Г.А., Столяренко Л.Д., Травина В.В., Хедоури Ф., и других авторов.
Объектом дипломной работы является ИФНС России по г. Белгороду.
Предметом дипломной работы является процесс адаптации персонала в ИФНС России по г. Белгороду.
Цель дипломной работы заключается в совершенствовании системы адаптации персонала ИФНС России по г. Белгороду и управлении им.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность, цели и виды адаптации персонала организации ;
- проанализировать организационно - экономическую
характеристику ИФНС России по г. Белгороду.
- провести оценку элементов системы управления ИФНС России по г. Белгороду;
- исследовать эффективность управления процессом адаптации персонала в ИФНС России по г. Белгороду
- предложить рекомендации по совершенствованию системы
адаптации сотрудников ИФНС России по г. Белгороду
- провести оценку социально - экономической эффективности мероприятий.
Практическая значимость заключается в выявлении проблемы в системе адаптации персонала в ИФНС России по г. Белгороду.
Информационной базой данной дипломной работы есть: нормативно - законодательные акты государства; учебники и учебные пособия отечественных и зарубежных авторов; научные статьи периодической литературы; статистические данные бухгалтерской и финансовой отчетности ИФНС России по г. Белгороду.
Методы исследования:
1. Метод организации исследования - метод срезов (сравнительный).
2. Эмпирические методы - анкетирование, наблюдение.
3. Методы обработки данных - качественный и количественный анализ.
4. Метод интерпретации результатов - структурный.
Адаптация - это приспособление к новым окружающим условиям. С ней приходится сталкиваться каждому новому сотруднику, приходящему в компанию. Смена места работы рассматривается психологами как стрессовая ситуация для человека, следствием которой является потребность в адаптивном периоде. Сотрудник может и не знать о том, что идет процесс адаптации, однако он неизбежен, даже если новичок имеет большой опыт работы в других компаниях. В это время его работа менее эффективна и положение наиболее уязвимо.
Облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации призваны процедуры адаптации персонала. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, особенностях коллег, правилах поведения, схеме взаимодействия подразделений и др.
Зачастую новичок приходит на предприятие, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе.
Опыт такого рода может зачастую объяснять высокую текучесть кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации прямо с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность традициям фирмы.
Нами было проведено анкетирование 12 человек в ИФНС России по г.
Белгороду на предмет удовлетворения системой адаптации персонала.
В результате проведенного анализа, мы можем выделить основные проблемы системы адаптации персонала:
- Отсутствие надбавки к заработной плате у наставников нового персонала
- Отсутствие технологии социальной адаптации сотрудников к коллективу. В организации не проводятся мероприятия по сплочению коллектива, развитию групповой динамики.
- Недостаточная разработка «Положения о наставничестве». Наставник не только помогает новичку адаптироваться, но и развивает собственные управленческие навыки. Это является дополнительной ответственностью, так как успешность адаптации новичка является показателем качества работы самого наставника.
- Несовершенство программы адаптации. Программа не учитывает совершенствования процесса адаптации для новых сотрудников.
Годовой экономический эффект от улучшения системы адаптации сотрудников ИФНС России по г. Белгороду составит 132 921 рублей, при этом срок окупаемости единовременных затрат на внедрение комплекса мероприятий составит 0,9 года, т.е. около 10 месяцев.
Таким образом, мы разработали проект совершенствования системы адаптации и профориентации персонала, а также рассчитали экономическую и социальную эффективность проекта, и выяснили, что наш проект экономически эффективен, и что срок окупаемости составляет менее 1 года.
1. Абакумова, Н. Журавлева, Е. Адаптация персонала в торговых компаниях // Работа и зарплата. - 2007. - №76. - С. 4.
2. Абрютина, М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие/ М.С. Абрютина. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. - 512 с.
3. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. - М.: ОАО Типография «Новости», 2007. - 256 с.
4. Актуальные проблемы российского менеджмента: Сборник трудов / Под науч. ред. В.В. Быковского. - Тамбов: Издательство ТГТУ,
2007. - 252 с.
5. Александров, Ю.Л. Экономика предприятия торговли: Учебное
пособие. Ч.2 / Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя,
А.Н. Смирнова, Н.Н. Терещенко. - Красноярск: КГТЭИ, 2008. - 171с.
6. Александрова, Т.Г. Управление персоналом: Методические указания к практическим занятиям. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. - 63 с.
7. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 321с.
8. Андреева, Н.В., Спивак В.А. Организационное поведение. - СПб.: Нева, 2010. - 224 с.
9. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
10. Богатко, А.И. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 293 с.
11. Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия: Учеб. Пособие/ Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - М.: Высш. шк., 2011. - 367с.
12. Вергилес, Э.В.: Лекция на тему «Человек в организации». / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2007. - 29 с.
13. Веснин, В. Р. Основы менеджмента. - М.: Институт
международного права и экономики. Изд-во Триада, Лтд, 2009. - 384 с.
14. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 416 с.
15. Волина, В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом.
- 2008. - № 13. - С. 46.
16. Володина, Н.В. Адаптация персонала: российский опыт построения комплексной системы. М.: Эксмо, 2009. - 472 с.
17. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда.- М.: Норма Инфра,
2007. - 384 с.
18. Глик, Д.И. Подбор торгового персонала. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 164 с.
19. Доходы и прибыль предприятия торговли: учебное пособие / Н.Н. Терещенко, Ю.Ю. Суслова; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. - Красноярск, 2009 г. - 272 с.
20. Дятлов, В.А., Кибанов, А.Я., Одегов, Ю.Г. Управление персоналом. - М.: Академия, 2007. - 262 с.
21. Ерошенкова, О. Система адаптации: делаем работу над ошибками // Кадровое дело. - 2007. - №2. - С. 5-6.
22. Займалин, Е.П., Светуньков М.Г. Социология и психология управления: Методические материалы для студентов. - Ульяновск: УлГТУ,
2008. - 30 с.
23. Занько, Д.И. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж. М.: Вершина, 2008. - 240 с.
24. Зборовский, Г.Е. Общая социология. Учебник для вузов. - Екатеринбург, 2009. - 718 с.
25. Иванов, Л.Б., Мурашкин, Н.В., Тюкина, О.Н. и др. Основы менеджмента: понятие кибернетики и общие вопросы управления. - Псков: ПГПИ, 2010. - 92 с.
26. Карташова, Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 220 с.
27. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА-М,
2009. - 304 с.
28. Ковалев, В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - M.: OOO «ТК Велби», 2007. - 424 с.
29. Кордуэлл, М. Психология А-Я. Словарь-справочник. Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009. - 448 с.
30. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. Для вузов/Л.И. Кравченко. - Минск: Высш.шк., 2007. - 415 с.
31. Майкл Армстронг. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 328 с.
32. Макарова, И.К. Управление персоналом: Наглядные учебно-методические материалы. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. - 98 с.
33. Мотышина, М.С., Большаков А.С., Михайлов В.И. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 448 с.
34. Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: АКАДЕМИЯ, 2007. - 528 с.
35. Никулин, Д. Чтобы уменьшить текучесть кадров, уделите внимание адаптации // Журнал «Кадровое дело». - 2007. - № 6. - С. 45-47.
36. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия./Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 336 с.
37. Технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. А.А.Дергач. М.: Изд-во РАГС, 2009. - 342 с.
38. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 560 с.
39. Травин, В.В., Дятлов, В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2007. - 272 с.
40. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Юриспруденция, 2002. - 208 с.
41. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие/ Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 20010. - 345 с.
42. Управление персоналом: Учеб. для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 560 с.
43. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ИНФРА - М. - 2008. - 314 с.
44. Хромовских, Н.Т. Основы кадрового менеджмента. - Владивосток: ДВГАЭУ, 2009. - 208 с.
45. Чуйкин, А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие. -
Калининград: Изд-во КГУ, 2007. - 106 с.
46. Шибалкин, Ю.А. Основы управления персоналом: Учебное пособие для студентов дистанционной формы обучения. - М.: МГИУ, 2007. - 260 с.
47. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учебник для вузов. / Под ред. А.Н. Соломатина. - СПб.: Питер, 2011. - 264 с.