АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ 9
1.1. Адаптивно-образовательная среда: сущность и содержание понятия 9
1.2. Проблемы формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов 21
2. ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 33
2.1. Проблемы формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений (на основе результатов исследования) 33
2.2. Модель адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ 9
1.1. Адаптивно-образовательная среда: сущность и содержание понятия 9
1.2. Проблемы формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов 21
2. ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 33
2.1. Проблемы формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений (на основе результатов исследования) 33
2.2. Модель адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Одной из характерных особенностей современного российского общества является развитие миграционных процессов. Они оказывают влияние на самые разные стороны экономической, социальной, политической, культурной жизни. В российские учебные заведения всё чаще приходят дети, не владеющие русским языком, не знающие особенностей культуры, имеющие слабое представление об истории и традициях страны.
К дезадаптирующим факторам относятся отставание детей мигрантов по образовательной программе, трудности психологического характера, их нормативная незащищенность, сложные социально-бытовые условия, проблемы во взаимодействии со сверстниками. Среди детей мигрантов фиксируется низкий уровень социального самочувствия, многие из них испытывают опасения и неуверенность по поводу своего будущего, остро переживают потерю связи со своей родиной и со своим народом.
Вместе с тем современная школа не в полной мере готова к приходу таких детей и созданию благоприятных условий для их адаптации. Это касается педагогов, имеющих недостаточно опыта и навыков работы с детьми мигрантов, а также их сверстников, относящимся к мигрантам с непониманием или даже враждебностью, а также материальной составляющей образовательной среды.
Научные исследования, а также экспертное мнение педагогов показывают, что образовательная среда обладает высоким потенциалом вхождения в культуру и является важнейшим институтом социокультурной адаптации детей мигрантов.
Функциональный потенциал института школьного образования проявляется на трех основных уровнях: во-первых, на когнитивном обеспечивается усвоение ценностей мировой культуры и культурно-исторической и социальной самобытности отдельных стран и этносов; во-
вторых, на ценностно-мотивационном уровне формируется
предрасположенность детей мигрантов к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитию толерантности по отношению к другим этническим и социальным группами; в-третьих, на поведенческом уровне стимулируются коммуникации с представителями этнокультур при сохранении собственной идентичности.
Образовательная среда может с одной стороны повысить внутреннюю мотивационную готовность ребенка из семьи мигрантов к принятию норм, ценностей и паттернов культуры принимающего общества, усвоению языка и традиций, а с другой создать благоприятные внешние условия социокультурной адаптации. Для этого необходима гуманизация содержания образования, его личностная ориентация; требуется сотрудничество и сотворчество всех участников образовательного процесса, профессионализм и компетентность педагогов, а также многообразие видов индивидуальной и групповой деятельности с учетом интересов и склонностей детей мигрантов.
Степень научной разработанности проблемы. Интерес ученых к проблеме адаптации мигрантов впервые обозначился на рубеже XX века. Социологическая интерпретация социальной адаптации впервые получила обоснование в работах М. Вебера, Р. Мертона, Ф. Бока. Методологические основания изучения миграционных перемещений и адаптационного поведения мигрантов были заложены также в работах представителей Чикагской школы - А. Смолла, Р. Парка, В. Томаса, Ф. Знанецкого, В. Уайта.
Однако исследовательские подходы заметно изменились за последние десятилетия, когда интенсивность миграционных перемещений резко возросла, и миграция превратилась в жизненно важный ресурс экономического развития многих стран.
Первую группу социологических работ составляют обобщающие исследования. В зарубежной науке концептуальное изучение адаптации проводили С. Вертовек, С. Спенсер, А. Мемм, Дж. Берри. Свой вклад в разработку теоретико-методологических оснований миграционной проблематики внесли свой вклад Т.Н. Юдина, В.И. Мукомель, Ж.Т. Тощенко, С.А. Панарин, Э.А. Паин, А.И. Ахиезер. Меняющуюся роль информации в миграционных процессах освещает Н.Р. Маликова.
В конце 80-х гг. XX века появляются научные работы по осмыслению адаптивных процессов с позиций новой интегративной отрасли знания - миграциологии (Б.С. Хорев, В.А. Ионцев, М.Б. Денисенко). В последние годы появились работы обобщающие опыт социологического анализа миграции (М.С. Блинова).
Вторую группу составляют теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях. Эта проблематика исследуется в работах В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, А.В. Дмитриева, Е.А. Назаровой и других авторов.
Осмысление адаптации детей мигрантов в сфере образования в педагогике происходит в рамках концепции воспитания культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов), поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, Т.В. Менская). Различные аспекты этой проблемы рассматриваются в зарубежных концепциях мультикультурного образования (Дж.Бэнкс, С.Беннет, С.Ниетто), диалога культур (Х.Гёпферт, У.Шмидт), а также с точки зрения социально-психологического подхода (С.Гаитандес, А.Мемми, Б.Хакл).
При исследовании проблемы адаптации к образовательной среде детей мигрантов особый интерес представляет анализ национального самосознания и межэтнической толерантности (А.Г. Асмолов, Д.В. Зиновьев, Р.З. Хайрулин, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко); влияния средового фактора на адаптационные процессы (Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, С.В. Степанова, М.Ю. Мартынова); образовательной среды как социально-педагогического феномена (В.А. Левин, Т.И. Ключенко, A.H. Артюхина, А.Н. Джуринский); исследований, посвященных рассмотрению городской среды как
адаптационного пространства (И.М. Бадыштова, Н.В. Киблицкая,
О.В. Ведина).
Проблемы адаптации детей мигрантов к образовательной среде школы рассмотрены в трудах Н.В. Артемьевой, Г.Е. Зборовским, О.Ю. Мязиной, Е.А. Шуклиной.
Труды Е.В. Логутовой, Ю.А. Горшениной, Е.Ф. Фалуниной посвящены рассмотрению психологических особенностей адаптации к образовательной среде детей из семей мигрантов.
Проблемы детей и родителей-мигрантов во взаимодействии с российской школой освещены в работах Д.А. Александрова, В.В. Барановой, В.А. Иванюшиной.
Объект исследования - адаптивно-образовательная среда для детей мигрантов.
Предмет исследования - проблемы формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов; разработать модель адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений.
Достижение поставленной цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы проблемы формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов;
- выявить специфику формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений;
-разработать модель адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции и теории, раскрывающие сущность адаптации, аккультурации и интеграции мигрантов в миграционном процессе (Г.М. Андреева, Н.М. Лебедева, В.И. Мукомель, Т.Н. Юдина); идеи воспитания культуры межнациональных отношений, поддержки и защиты личности детей из семей мигрантов (В.В. Абраменкова, Г.Н. Волков, М.Н. Кузьмин, А.В. Мудрик); концептуальные основы индивидуализации образовательного процесса (Л.В. Байбородова, Т.В. Бурлакова, В.И. Долгова, В.А. Ясвин); личностно-ориентированный подход в образовании (А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, М.И. Рожков, И.С. Якиманская).
Принципиальное значение для комплексного обоснования проблемы формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов имеет применение принципов системного подхода.
Методы исследования: теоретическое изучение и анализ специальной и научной литературы, анализ документов (специализированной литературы, нормативно-правовых актов), экспертный опрос, анкетирование, статистические методы интерпретации и анализа эмпирических данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», периодические источники, статистические документы, результаты социологического исследования, проведенного автором на базе Управления федеральной миграционной службы России по Белгородской области, вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по данной проблеме.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ проблем формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов, осуществлении диагностики проблем формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений, а также разработке модели адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы в ходе производственной и преддипломной практики на базе Управления федеральной миграционной службы России по Белгородской области.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
К дезадаптирующим факторам относятся отставание детей мигрантов по образовательной программе, трудности психологического характера, их нормативная незащищенность, сложные социально-бытовые условия, проблемы во взаимодействии со сверстниками. Среди детей мигрантов фиксируется низкий уровень социального самочувствия, многие из них испытывают опасения и неуверенность по поводу своего будущего, остро переживают потерю связи со своей родиной и со своим народом.
Вместе с тем современная школа не в полной мере готова к приходу таких детей и созданию благоприятных условий для их адаптации. Это касается педагогов, имеющих недостаточно опыта и навыков работы с детьми мигрантов, а также их сверстников, относящимся к мигрантам с непониманием или даже враждебностью, а также материальной составляющей образовательной среды.
Научные исследования, а также экспертное мнение педагогов показывают, что образовательная среда обладает высоким потенциалом вхождения в культуру и является важнейшим институтом социокультурной адаптации детей мигрантов.
Функциональный потенциал института школьного образования проявляется на трех основных уровнях: во-первых, на когнитивном обеспечивается усвоение ценностей мировой культуры и культурно-исторической и социальной самобытности отдельных стран и этносов; во-
вторых, на ценностно-мотивационном уровне формируется
предрасположенность детей мигрантов к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитию толерантности по отношению к другим этническим и социальным группами; в-третьих, на поведенческом уровне стимулируются коммуникации с представителями этнокультур при сохранении собственной идентичности.
Образовательная среда может с одной стороны повысить внутреннюю мотивационную готовность ребенка из семьи мигрантов к принятию норм, ценностей и паттернов культуры принимающего общества, усвоению языка и традиций, а с другой создать благоприятные внешние условия социокультурной адаптации. Для этого необходима гуманизация содержания образования, его личностная ориентация; требуется сотрудничество и сотворчество всех участников образовательного процесса, профессионализм и компетентность педагогов, а также многообразие видов индивидуальной и групповой деятельности с учетом интересов и склонностей детей мигрантов.
Степень научной разработанности проблемы. Интерес ученых к проблеме адаптации мигрантов впервые обозначился на рубеже XX века. Социологическая интерпретация социальной адаптации впервые получила обоснование в работах М. Вебера, Р. Мертона, Ф. Бока. Методологические основания изучения миграционных перемещений и адаптационного поведения мигрантов были заложены также в работах представителей Чикагской школы - А. Смолла, Р. Парка, В. Томаса, Ф. Знанецкого, В. Уайта.
Однако исследовательские подходы заметно изменились за последние десятилетия, когда интенсивность миграционных перемещений резко возросла, и миграция превратилась в жизненно важный ресурс экономического развития многих стран.
Первую группу социологических работ составляют обобщающие исследования. В зарубежной науке концептуальное изучение адаптации проводили С. Вертовек, С. Спенсер, А. Мемм, Дж. Берри. Свой вклад в разработку теоретико-методологических оснований миграционной проблематики внесли свой вклад Т.Н. Юдина, В.И. Мукомель, Ж.Т. Тощенко, С.А. Панарин, Э.А. Паин, А.И. Ахиезер. Меняющуюся роль информации в миграционных процессах освещает Н.Р. Маликова.
В конце 80-х гг. XX века появляются научные работы по осмыслению адаптивных процессов с позиций новой интегративной отрасли знания - миграциологии (Б.С. Хорев, В.А. Ионцев, М.Б. Денисенко). В последние годы появились работы обобщающие опыт социологического анализа миграции (М.С. Блинова).
Вторую группу составляют теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях. Эта проблематика исследуется в работах В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, А.В. Дмитриева, Е.А. Назаровой и других авторов.
Осмысление адаптации детей мигрантов в сфере образования в педагогике происходит в рамках концепции воспитания культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов), поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко, В.В. Макаев, Т.В. Менская). Различные аспекты этой проблемы рассматриваются в зарубежных концепциях мультикультурного образования (Дж.Бэнкс, С.Беннет, С.Ниетто), диалога культур (Х.Гёпферт, У.Шмидт), а также с точки зрения социально-психологического подхода (С.Гаитандес, А.Мемми, Б.Хакл).
При исследовании проблемы адаптации к образовательной среде детей мигрантов особый интерес представляет анализ национального самосознания и межэтнической толерантности (А.Г. Асмолов, Д.В. Зиновьев, Р.З. Хайрулин, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко); влияния средового фактора на адаптационные процессы (Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, С.В. Степанова, М.Ю. Мартынова); образовательной среды как социально-педагогического феномена (В.А. Левин, Т.И. Ключенко, A.H. Артюхина, А.Н. Джуринский); исследований, посвященных рассмотрению городской среды как
адаптационного пространства (И.М. Бадыштова, Н.В. Киблицкая,
О.В. Ведина).
Проблемы адаптации детей мигрантов к образовательной среде школы рассмотрены в трудах Н.В. Артемьевой, Г.Е. Зборовским, О.Ю. Мязиной, Е.А. Шуклиной.
Труды Е.В. Логутовой, Ю.А. Горшениной, Е.Ф. Фалуниной посвящены рассмотрению психологических особенностей адаптации к образовательной среде детей из семей мигрантов.
Проблемы детей и родителей-мигрантов во взаимодействии с российской школой освещены в работах Д.А. Александрова, В.В. Барановой, В.А. Иванюшиной.
Объект исследования - адаптивно-образовательная среда для детей мигрантов.
Предмет исследования - проблемы формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов; разработать модель адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений.
Достижение поставленной цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы проблемы формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов;
- выявить специфику формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений;
-разработать модель адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции и теории, раскрывающие сущность адаптации, аккультурации и интеграции мигрантов в миграционном процессе (Г.М. Андреева, Н.М. Лебедева, В.И. Мукомель, Т.Н. Юдина); идеи воспитания культуры межнациональных отношений, поддержки и защиты личности детей из семей мигрантов (В.В. Абраменкова, Г.Н. Волков, М.Н. Кузьмин, А.В. Мудрик); концептуальные основы индивидуализации образовательного процесса (Л.В. Байбородова, Т.В. Бурлакова, В.И. Долгова, В.А. Ясвин); личностно-ориентированный подход в образовании (А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, М.И. Рожков, И.С. Якиманская).
Принципиальное значение для комплексного обоснования проблемы формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов имеет применение принципов системного подхода.
Методы исследования: теоретическое изучение и анализ специальной и научной литературы, анализ документов (специализированной литературы, нормативно-правовых актов), экспертный опрос, анкетирование, статистические методы интерпретации и анализа эмпирических данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», периодические источники, статистические документы, результаты социологического исследования, проведенного автором на базе Управления федеральной миграционной службы России по Белгородской области, вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по данной проблеме.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ проблем формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов, осуществлении диагностики проблем формирования адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений, а также разработке модели адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательных учреждений.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы в ходе производственной и преддипломной практики на базе Управления федеральной миграционной службы России по Белгородской области.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В современной России миграция не только становится, но уже стала неотъемлемым феноменом жизни нашего общества. Сама по себе миграция представляется проблемой тяжелой, драматичной, а порой и трагичной, прежде всего, для самих мигрантов. Разумеется, нелегкой эта проблема оказывается и для страны приема (страны-реципиента). Речь идет о тех социальных институтах и организациях, социальных группах и слоях, которые так или иначе оказываются связанными с переехавшими в нее на постоянное или временное место жительства людьми.
Испытывают значительные тяготы по поводу трудоустройства, заработка, быта, жилья, регистрации, языка общения, адаптации взрослые мигранты, но не меньшие трудности выпадают и на долю их детей. Они связаны в первую очередь с учебой и социокультурной интеграцией в совершенно новую для них социальную среду. Едва ли не центральной проблемой становится владение русским языком. Не меньшее значение приобретает знание и использование элементарных норм поведения и культуры.
Адаптивно-образовательная среда призвана обеспечивать адекватную реакцию образовательной системы школы на изменяющиеся условия внешней среды, в то же время оказывая обратное воздействие на неё; приспосабливаться к возможностям самого образовательного учреждения и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса, развивать способности личности учащегося к самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей.
Важнейшими характеристиками адаптивной образовательной среды являются: создание условий развития ребенка мигранта как самоценной личности; высокий социальный статус образовательного учреждения, психологическая удовлетворенность всех участников образовательного процесса всеми элементами среды.
Учитывая основные характеристики адаптивной образовательной среды, можно рассматривать ее как совокупность определенных организационных и психолого-педагогических признаков: целостности, вариативности, диалогичности, доступности и понятности, гибкости и безопасности, структурированности, интегративности целей и деятельности субъектов.
Основными подходами, на которых базируется процесс организации адаптивной образовательной среды, являются системный и деятельностный подход (В.П. Беспалько, В.А. Ясвин).
Концепция адаптивно-образовательной среды предполагает, что системообразующей единицей адаптивного образовательного процесса, обеспечивающего условия для развития и самореализации личности учащегося является учебный технологический модуль, интегрирующий функциональные компоненты (компоненты дезадаптации учащегося, учителя, руководителя, компоненты, реализующие функции адаптивного образовательного процесса и компоненты управления).
Установлено, что модель адаптации обучающихся детей мигрантов включает в себя следующие составляющие: учебная, социально¬
психологическая и культурная.
Учебная адаптация означает усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, особенности включения подростков в учебную и воспитательную деятельность, их участие во внеклассной работе.
Социально-психологическая адаптация отражает процессы
межличностного взаимодействия с одноклассниками, широту и глубину складывающихся внутри класса связей, их гармоничность, удовлетворенность ими.
Культурная адаптация выступает как развитие творческих способностей учащихся, знание ими истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам. Другая сторона этого процесса - включение в местную подростковую и молодежную культуру.
Таким образом, процесс адаптации детей мигрантов к условиям образовательного учреждения происходит на трех уровнях:
• обучение - повышение уровня овладения русским языком (как устным, так и письменным), преодоление отставания в овладении традиционными предметами школьного цикла;
• общение - налаживание процесса межличностного взаимодействия с одноклассниками;
• культурное обогащение - развитие творческих способностей учащихся мигрантов, осознание ими истории и особенностей современной жизни принимающего общества, создание условий для положительного отношения к ним со стороны одноклассников, формирование готовности детей-мигрантов следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам.
Проведенное нами исследование показало, что существует объективная необходимость разработки модели адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения.
Организация адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов направлена на решение следующих задач:
• создание условий для социально-психологической адаптации детей мигрантов в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
• повышение уровня психологической готовности детей мигрантов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям детей мигрантов;
• создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе;
• развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Цель внедрения модели - создание такой профессионально-общественной школьной атмосферы, при которой адаптация детей мигрантов обеспечит дальнейшую интеграцию детей в безопасном образовательном пространстве равных возможностей и защиту интересов каждого.
Модель призвана решить следующие задачи:
1. Создать условия для интенсивного овладения детьми мигрнатами русским языком;
2. Обеспечить сопровождение ребенка-мигранта, в том числе и со стороны сверстников, в целях успешной адаптации его в социокультурной среде;
3. Организовать в школе образовательную среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию.
Необходимо учитывать, что образование является наиболее демократичным, массовым, доступным, гуманным по своей сути и содержанию институтом, обеспечивающим адаптацию детей мигрантов, поскольку оно транслирует для них культуру принимающего сообщества, обеспечивает их социальную и профессиональную мобильность.
Ведущими факторами адаптивно-образовательной среды являются личностная направленность процесса образования, формирование рациональных межличностных отношений и благоприятного психологического климата.
Испытывают значительные тяготы по поводу трудоустройства, заработка, быта, жилья, регистрации, языка общения, адаптации взрослые мигранты, но не меньшие трудности выпадают и на долю их детей. Они связаны в первую очередь с учебой и социокультурной интеграцией в совершенно новую для них социальную среду. Едва ли не центральной проблемой становится владение русским языком. Не меньшее значение приобретает знание и использование элементарных норм поведения и культуры.
Адаптивно-образовательная среда призвана обеспечивать адекватную реакцию образовательной системы школы на изменяющиеся условия внешней среды, в то же время оказывая обратное воздействие на неё; приспосабливаться к возможностям самого образовательного учреждения и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса, развивать способности личности учащегося к самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей.
Важнейшими характеристиками адаптивной образовательной среды являются: создание условий развития ребенка мигранта как самоценной личности; высокий социальный статус образовательного учреждения, психологическая удовлетворенность всех участников образовательного процесса всеми элементами среды.
Учитывая основные характеристики адаптивной образовательной среды, можно рассматривать ее как совокупность определенных организационных и психолого-педагогических признаков: целостности, вариативности, диалогичности, доступности и понятности, гибкости и безопасности, структурированности, интегративности целей и деятельности субъектов.
Основными подходами, на которых базируется процесс организации адаптивной образовательной среды, являются системный и деятельностный подход (В.П. Беспалько, В.А. Ясвин).
Концепция адаптивно-образовательной среды предполагает, что системообразующей единицей адаптивного образовательного процесса, обеспечивающего условия для развития и самореализации личности учащегося является учебный технологический модуль, интегрирующий функциональные компоненты (компоненты дезадаптации учащегося, учителя, руководителя, компоненты, реализующие функции адаптивного образовательного процесса и компоненты управления).
Установлено, что модель адаптации обучающихся детей мигрантов включает в себя следующие составляющие: учебная, социально¬
психологическая и культурная.
Учебная адаптация означает усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, особенности включения подростков в учебную и воспитательную деятельность, их участие во внеклассной работе.
Социально-психологическая адаптация отражает процессы
межличностного взаимодействия с одноклассниками, широту и глубину складывающихся внутри класса связей, их гармоничность, удовлетворенность ими.
Культурная адаптация выступает как развитие творческих способностей учащихся, знание ими истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам. Другая сторона этого процесса - включение в местную подростковую и молодежную культуру.
Таким образом, процесс адаптации детей мигрантов к условиям образовательного учреждения происходит на трех уровнях:
• обучение - повышение уровня овладения русским языком (как устным, так и письменным), преодоление отставания в овладении традиционными предметами школьного цикла;
• общение - налаживание процесса межличностного взаимодействия с одноклассниками;
• культурное обогащение - развитие творческих способностей учащихся мигрантов, осознание ими истории и особенностей современной жизни принимающего общества, создание условий для положительного отношения к ним со стороны одноклассников, формирование готовности детей-мигрантов следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам.
Проведенное нами исследование показало, что существует объективная необходимость разработки модели адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения.
Организация адаптивно-образовательной среды для детей мигрантов направлена на решение следующих задач:
• создание условий для социально-психологической адаптации детей мигрантов в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
• повышение уровня психологической готовности детей мигрантов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям детей мигрантов;
• создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе;
• развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Цель внедрения модели - создание такой профессионально-общественной школьной атмосферы, при которой адаптация детей мигрантов обеспечит дальнейшую интеграцию детей в безопасном образовательном пространстве равных возможностей и защиту интересов каждого.
Модель призвана решить следующие задачи:
1. Создать условия для интенсивного овладения детьми мигрнатами русским языком;
2. Обеспечить сопровождение ребенка-мигранта, в том числе и со стороны сверстников, в целях успешной адаптации его в социокультурной среде;
3. Организовать в школе образовательную среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию.
Необходимо учитывать, что образование является наиболее демократичным, массовым, доступным, гуманным по своей сути и содержанию институтом, обеспечивающим адаптацию детей мигрантов, поскольку оно транслирует для них культуру принимающего сообщества, обеспечивает их социальную и профессиональную мобильность.
Ведущими факторами адаптивно-образовательной среды являются личностная направленность процесса образования, формирование рациональных межличностных отношений и благоприятного психологического климата.
Подобные работы
- АДАПТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - Профилактика деструктивных проявлений конфессиональных
отношений в образовательной среде
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ (CASE STUDY «ШКОЛА №42» Г. КАЗАНЬ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ -
МИГРАНТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ
МИГРАНТОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ-ИММИГРАНТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



