Введение 2
Глава 1. Трансформация буддизма в довоенной Японии 8
1.1. Положение буддийской церкви к началу эпохи
Мэйдзи 9
1.2. Новый Буддизм 20
Глава 2. Трансформация буддийской церкви в эпоху
милитаризма 32
2.1. Буддийская церковь и милитаризм 32
2.2. Новые религии в истории трансформации буддийской мысли
Японии 41
Глава 3. Трансформации современного японского буддизма 50
3.1. Трансформация храмового буддизма 50
3.2. Философия буддизма в послевоенной Японии 60
3.3. Критический буддизм 67
Заключение 79
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Современная геополитическая ситуация в мире характеризуется обострением социогуманитарной проблематики, и вопросы- защиты и усиления групповой идентичности актуальны для всех национальных и этнических сообществ, независимо от их экономических и политических успехов. Процессы глобализации оказывают все большее влияние на все сферы деятельности мирового сообщества, и в ответ на это ментальные структуры на всех уровнях - начиная с личностного и заканчивая государственным - вынуждены формировать адекватные ответы в виде реактуализации поисков своих корней и путей укрепления единства. Сохранение и укрепление основ бытования того или иного сообщества связано с языковыми, поведенческими и эстетическими аспектами, проблемой состояния исторической памяти народа.
В этом ряду особое место занимает феномен религиозного сознания, являющегося одной из базовых мировоззренческих скреп и основой существования определенной социально-политической парадигмы. В пространстве японской культуры религиозность занимает важное место, а вопросы взаимоотношений различных религиозных деноминаций не только структурируют ментальные структуры жизни общества, но и оказывают опосредованное влияние на политико-экономические процессы. Сама религиозная система, как открытый социокультурный феномен, постоянно переживает архитектонические изменения, заданные как внутренними, так и внешними причинами. Буддизм в Японии - не исключение.
Наше диссертационное исследование посвящено феномену трансформации буддизма в Японии в период с революции Мэйдзи (1867 - 1868) по настоящее время. В первой главе дается историографический обзор основных этапов становления «Нового буддизма», реформ буддийской церкви Японии периода Мэйдзи и Тайсё. Вторая глава посвящена вопросу распространения необуддийских религиозных организаций в предвоенной Японии и проблеме религиозной политики государства в эпоху расцвета японского милитаризма и до окончания Второй мировой войны. В третьей главе рассматривается буддизм в Японии в его современном состоянии - с 1945 года до наших дней.
Основной проблематикой исследования выступает вопрос трансформации религиозно-философской традиции японского буддизма в послевоенной Японии, главным образом рассматриваются исторические и социально-политические факторы, приведшие к появлению и распространению большого числа так называемых «новых религий», берущих свое начало в классическом буддизме Махаяны, а также синтез западно-философских идей и воззрений японских мыслителей до- и поствоенной Японии, в частности «Киотской школы». Отдельно рассматривается практически неизученный в отечественной науке феномен Критического буддизма.
Объектом исследования выступает буддизм в современной Японии как комплексный социально-религиозный феномен.
Предметом исследования являются процессы трансформации буддийской традиции в контексте современного японского религиозного опыта.
Целью магистерского исследования является анализ предпосылок и вектора трансформации классического буддизма - с эпохи революции Мэйдзи и по сегодняшний день.
В связи с поставленной целью сформулированы задачи работы:
♦ дать историографический обзор исследуемой проблематики, опираясь на ряд исследовательских работ отечественных и зарубежных авторов;
♦ проанализировать трансформации деятельности и организации буддийской церкви в довоенной Японии, начиная с эпохи Мэйдзи;
♦ описать теоретические основания и практики «нового буддизма»;
♦ проследить процессы идейной (догматической) трансформации
системы буддизма в эпоху милитаризма и в послевоенный период;
♦ описать изменения в практике храмового буддизма;
♦ выявить философские основания реформаторских процессов в современном религиозном пространстве Японии;
♦ выявить и проанализировать предпосылки возникновения и концептуальные особенности критического буддизма.
Историографическую и теоретическую базу исследования составили труды таких ведущих западных и японских религиоведов, как Иэн Ридер, Пол Свонсон, Мацумото Кэндзи, Кристофер Айвз и Судзуки Дайсэцу, а также отечественных авторов - С. А. Арутюнова, Г. Е. Светлова, Н. Н. Трубниковой и Е. А. Торчинова.
Методологическая база исследования составлена с учётом его целей и задач. В качестве общенаучных применялись методы анализа и синтеза. В качестве специфических - сравнительно-типологический и компаративистский методы для выявления и сравнительного анализа основных этапов трансформации системы классического буддизма; дескриптивный - для описания феномена новых религий, в частности - критического буддизма; герменевтический - для интерпретации текстов религиозных деятелей.
Научная новизна нашего исследования обусловлена его актуальностью и малоизученностью данной проблемы в отечественном востоковедении в целом и в буддологии, в частности.
Теоретико-практическая значимость исследования связана с малоизученостью представленного феномена и отсутствием его концептуального анализа в отечественной востоковедческой, культурологической и религиоведческой литературе. Результаты работы могут быть полезны при разработке учебных курсов для программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика», в частности - профиля «Религии народов Азии и Африки».
Цели и задачи предопределили структуру работы: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения. К работе прилагается список литературы из 71 издания, большую часть которых составляет литература на английском языке. Цитаты из иноязычных научных трудов приводятся в авторском переводе.
Степень изученности проблемы. В настоящее время существует обширный корпус работ, затрагивающих вопросы развития, становления и теоретической базы японского буддизма вообще и его японской версии - в частности. Однако большинство этих трудов созданы зарубежными исследователями, на русский язык переведена лишь небольшая их часть: к примеру, широко известны отечественному религиоведению работы популяризатора дзэн-буддизма на Западе Судзуки Тэйтаро Дайсэцу, в то время как труды идеологов «Нового буддизма» и представителей «Киотской школы» остаются непереведенными. Этим обстоятельством обусловлен тот факт, что большую часть библиографического сопровождения нашего исследования составляют тексты иноязычных авторов.
В отечественном востоковедении на текущий момент очень слабо освещены вопросы актуального состояния буддийского учения в Японии и проблемы трансформации классического Учения в рамках становления «нового буддизма». Практически не изучен феномен критического переосмысления дальневосточной буддийской традиции, поднимаемый японскими исследователями Хакамая Нориаки и Мацумото Сиро. Их концепция «критического буддизма» является концептуально новым восприятием не только японской буддийской мысли, но также затрагивает основополагающие архетипы буддизма махаяны в целом. Для современной историко-культурной ситуации, в которой вопросы национального самосознания, исторической судьбы народов и состояния социальных связей внутри общества, связанные с базовыми религиозными конструктами, актуализируются заново, данные аспекты несомненно актуальны.
Изучение вопросов историографии и философско-религиозных аспектов японского буддизма находится в центре внимания представителей различных направлений социально-гуманитарного знания: историков, социологов, лингвистов, культурологов и политологов.
В области историографии автор опирался на труды ведущих западных историков японского буддизма, таких, как Винстон Дэвис, Джон Доуэр, Байрон Эрхарт, Эсбен Андресен, Августа Карла Рэйшауэра, Генриха Дюмоли и Юдифь Снотграсс. Из японских исследователей следует отметить труды Ямамото Хируёси, Суэки Фумихико, Иноуэ Нобутака, Мацумото Кэндзи, Нисидзима Гудо, Судзуки Тэйтаро Дайсэцу и О:тани Эйити . Среди российских исследователей изысканиям в данной области посвящены труды А.А. Ткачевой, А.Н. Игнатовича, Т.П. Григорьевой, А.Н. Игнатовича и Г.Е. Светлова.
Проблематика трансформаций религиозно-философских установок японского буддизма освещена в трудах Пола Свонсона, Джеймса Шилдса, Пола Вильямса, Иэна Ридера, Уго Дэсси, Нотто Тэлле, Джеймса Уайта и Стивена Коувэлла, Альфонса Верду, Роберта Кисала ; в периодических изданиях - в статьях Ричарда Пэйна, Аки Ямагути, Торсэна Боц-Борнштейна, Нила МакМюллена, Жаклин Стоун, Вин Чек Чана, Исикава Рикидзан. Из отечественных исследователей необходимо отметить труды Н.Н. Трубниковой и Е.А. Торчинова
Японский буддизм - комплексный религиозный, философский и социально-культурный феномен, являющийся неотъемлемой частью японской национального самосознания. Выступая одним из базисов формирования культурной и духовной самоидентичности японского социума, феномен буддизма в Японии, несомненно, является актуальным объектом исследования современного религиоведения, социологии и культурологии. В рамках данной работы был проведен комплексный анализ теоретических оснований и практического воплощения трансформации современного японского буддизма. Большое внимание уделено историографии исследуемого дискурса.
Трансформации института японской буддийской церкви, а также возникновение различных религиозно-философских течений на основе буддийского учения в новое и новейшее время являются отражением исторических и социокультурных процессов, протекающих в японском обществе. Синкретизм западной и буддийской философии в трудах японских мыслителей второй половины XIX - начала XX веков, явившийся ответом японской религиозно-философской мысли на вызовы времени, консерватизм традиционного храмового японского буддизма в вопросах сохранения Учения, бум «новых религий» как следствие коренных социальных перемен и критический буддизм как венец буддийской философии - всё это в итоге способствовало формированию уникальной японской религиозно-философской ситуации, сложившейся на сегодняшний день.
В своем развитие буддийская традиция находила все новые способы социальной импликации и репрезентации - проникнув во все сферы национального религиозного сознания, буддизм на сегодняшний день находит свое отражение в массовой культуре в равной мере, как и в постмодернистской западной философии, сохраняя при этом присущие ему традиционные институциональные рамки. Феномен «буддизма в интернете », которому еще предстоит быть изученным в рамках современного религиоведения, не может претендовать на большую «актуальность», нежели традиционный храмовый буддизм ввиду сильнейшей связи последнего с национальным самосознанием японцев. Современная мировая философия испытывает заметное влияние идей японских мыслителей, а «новые религии», вышедшие из японского буддизма, привлекают все новых адептов как в самой Японии, так и за ее пределами.
В рамках данной работы были рассмотрены различные аспекты трансформации буддизма в Японии. В качестве вывода можно отметить, что процессы трансформации японского буддизма происходили не только в рамках самого института буддийской церкви, но и в контексте «нового буддизма», новых религиозных течений, философии буддизма, и, наконец, в возникновении феномена «критического буддизма». Испытывая влияние государственной политики, «новый» буддизм и традиционная буддийская церковь трансформировали как свою структуру, так и догматику, что повлияло на возникновение новых религий буддийского толка и расцвет буддийской философии, нашедший свое логическое завершение в критическом буддизме. Также следует подчеркнуть, что возникновение многочисленных доктринальных и институциональных вариаций в рамках каждого из приведенных аспектов японского буддизма явилось отражением процессов трансформации религиозного пространства Японии в целом.
По нашему мнению, данная тема исследования имеет глубокий научный потенциал для применения результатов её изучения в контексте востоковедческого, культурологического, социологического и религиоведческого дискурсов.
1. Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. М.: Наука, 1968.
2. Бабкова М.В. Отражение теории «исконной просветленности» в учении До:гэн // Сетевая версия. URL: http://trubnikovann.narod.ru/Hongaku6.htm(дата обращения: 06.05.2016).
3. Буддизм в Японии / Под ред. Т.П. Григорьевой. М.: Наука, 1993.
4. Вотинов А. Японский шпионаж в русско-японскую войну 1904-1905 гг.
URL: http://statehistory.ru/books/A--Votinov_YAponskiy-shpionazh-v-russko-
yaponskuyu-voynu-1904-1905-gg-/4 (дата обращения: 11.05.2016).
5. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М.: Мысль, 1989.
6. Китагава Дж. М. Религия в истории Японии, М.: Наука, 2005
7. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2003.
8. СудзукиД.Т. Дзэн-буддизм в японской культуре. СПб.: Триаdа, 2004.
9. Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. Институт востоковедения АН СССР. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991.
10. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2000.
11. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб: Петербургское востоковедение, 2002.
12. Торчинов Е.А. Хайдеггер и традиционалистская мысль Китая XX века// Хайдеггер и восточная философия: поиск взаимодополнительности культур. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 89-114.
13. Трубникова Н.Н., Бачурин А.С. История религий Японии. М.: Наталис,
2009.
2. На английском языке
14. Andreasen E. Popular Buddhism in Japan: Shin Buddhist Religion and Culture. Surrey: Japan Library, 1998.
15. Becker E. Zen: A Rational Critique. New York: W.W. Norton & Co, 1961.
16. Botz-Bornstein T. Philosophical conceptions of cultural space in Russia and
Japan: comparing Nishida Kitaro and Semen Frank // Environment and Planning D: Society and Space. 2008. Vol. 26. P. 842-859. URL:
http://epd.sagepub.com/content/26/5/842.full.pdf+html?frame=header (дата
обращения: 27.03.2016).
17. Brunn S. D. The Changing World Religion Map: Sacred Places, Identites, Practices and Politics. Vol. 1-5. New York, London: Springer, 2015.
18. Clarke P. B., Somers J. Japanese New Religions in the West. Kent: Japan Library/Curzon Press, 1994.
19. Covell St. G. Japanese Temple Buddhism: Worldliness in a Religion of Renunciation. Honolulu: University of Hawai’I Press, 2005.
20. Davis W. B. Japanese Religion and Society: Paradigms and Structure. New York: State University of New York Press, 1992.
21. Dessi U. The Social Dimension of Shin Buddhism. Leiden; Boston: Brill,
2010.
22. Dower, John W. Embracing Defeat: Japan in the Wake of World. New York: Worton and company/The New Press, 1999.
23. Dumoulin H. A history of Zen Buddhism. New York: Random House, 1963.
24. Earhart B. H. Japanese Religion: Unity and Diversity. Belmont: Wadsorth Publishing Company, 1982.
25. Fisker-Nielsen A. M. Religion and Politics in Contemporary Japan: Soka Gakkai Youth and Komeito. New York: Routledge, 2012.
26. Giambra D., Baffelli E., Mapping Japanese Religion on the Internet // The Changing World Religion Map Vol. 1-5. Lexington: Springer, 2015.
27. Harris I. Buddhism and Politics in Twentieth Century Asia. London; New York: Continuum, 1999.
28. Heisig J. W., Maraldo J. C. Rude Awakenings: Zen, the Kyoto school, and the Question of Nationalism. Honolulu: University of Hawai’i Press, 1995.
29. Ives C. Imperial-Way Zen: Ichikawa Hakugen’s Critique and Lingering Questions for Buddhist Ethics. Honolulu: University of Hawai’i Press, 2009.
30. Ishikawa R. The Social Response of Buddhists to the Modernization of Japan // Japanese Journal of Religious Studies, Nanzan Institute for Religion and Culture. 1998. Vol. 25(1-2). P. 87-115. URL:_http://www.jstor.org/stable/30233599(дата обращения: 25.01.2016).
31. Izutsu T. Toward a philosophy of Zen Buddhism. Boulder: Prana Press, 1977.
32. Kawabata A., Takanori T. Online-Religion in Japan: Websites and Religious
Counseling from a Comparative Cross-Cultural Perspective// Journal of Computer- Mediated Communication Vol. 12. P. 999-1019. URL:
http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1083-6101.2007.00360.x/epdf (дата
обращения: 15.04.2016).
33. Kisala R. J., Mullins M. R. Religion and Social Crisis in Japan: Understanding Japanese Society through the Aum Affair. New York: Palgrave, Hampshire, 2001.
34. Makoto H., Eiichi O., Swanson P. L. Modern Buddhism in Japan. Nagoya: Nanzan Institute for Religion and Culture, 2014.
35. Matsumoto Kenji. A History of Japanese Buddhism. Kent: Global Oriental, 2007.
36. McMahan D. L. The making of Buddhist modernism. New York: Oxford University Press, 2008.
37. McMullin N. Historical and Historiographical Issues In the Study of Pre-Modern Japanese Religions // Japanese Journal of Religious Studies, Nanzan Institute for Religion and Culture. 1989. Vol. 16. P. 3-40. URL: https://nirc.nanzan- u.acjp/nfile/2392(дата обращения: 27.02.2016).
38. Nelson J. K. Experimental Buddhism: innovation and activism in contemporary Japan. Honolulu: University of Hawai’i Press, 2013.
39. Nishijima G. W. Japanese Buddhism and the Meiji Restoration. - Windbell, The American Academy of Religion. Society of Biblical Literature // Annual Meeting Materials. San Francisco, 1997.
40. Payne R. K. Pure Land or Pure Mind: Locus of Awakening and American
Popular Religious Culture // Journal of Global Buddhism. 2015. Vol. 16. P. 16-32. URL: http://www.globalbuddhism. org/jgb/index.php/jgb/article/view/144 (дата
обращения: 08.04.2016).
41. Porcu El. Pure Land Buddhism in Modern Japanese Culture. Leiden; Boston: Brill, 2008.
42. Reader I. Religion in contemporary Japan. London: Macmillan Press, 1991.
43. Reader I., Tanabe G. J. Practically Religious: Worldly Benefits and the Common Religion in Japan. Honolulu: University of Hawai’I Press, 1998.
44. Reischauer A. K. Studies in Japanese Buddhism. New York: The MacMillan Company, 1925.
45. Ryuchi F. The true meaning of Buddhism. Kyoto: Honpa Hongwanji, 1957.
46. Dumoulin H. A history of Zen Buddhism. New York: Random House, 1963.
47. Shields Mark J. Critical Buddhism: engaging with modern Japanese Buddhist thought. Burlington: Ashgate Publishing Limited, 2011.
48. Snodgrass J. Presenting Japanese Buddhism to the West. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 2003.
49. Stone, J. Some Reflections on Critical Buddhism // Japanese Journal of Religious Studies, Nanzan Institute for Religion and Culture. 1999 Vol. 26. P. 159-188. URL: https://nirc.nanzan-u.ac.jp/nfile/2673(дата обращения: 20.05.2016).
50. Swanson P. L.Critique of the Thought of Inherent Enlightenment by Noriaki Hakamaya // Japanese Journal of Religious Studies, Nanzan Institute for Religion and Culture. 1990. Vol. 17. P. 89-91. URL: http://www.jstor.org/stable/30233410(дата обращения: 15.05.2016).
51. Swanson P. L., Hubbard J. Pruning the Bodhi Tree. Honolulu: University of
Hawai’i Press, 1997.
52. Swanson P. L., Suzumu S., Mullins M. Religon and Society in modern Japan. Nagoya: Nanzan Institute for Religion and Culture, 1993.
53. Thelle N. R. Buddhism and Christianity in Japan. Honolulu: University of Hawaii Press, 1987.
54. Verdu A. The philosophy of Buddhism. Hague: Martinus Nijhoff Publishers, 1981.
55. White J. The Sokagakkai and Mass Society. Stanford: Stanford University Press, 1970.
56. Williams P. Buddhism: Critical Concepts in Religious Studies. Vol. VIII: Buddhism in China, East Asia, and Japan. London, New York: Routledge, 2005.
57. Wing-Cheuk Chan. Two dogmas of Critical Buddhism // Journal of Chinese philosophy. 2010. Vol. 37. P. 276-294. URL: http://philpapers.org/rec/CHATDO-7(дата обращения: 15.05.2016).
58. Yamaguchi A. Religious Universalism in Modern Japan: Unitarians as Mediators Between Intellectuals and the West // Japanese Journal of Religious Studies. 2005. Vol. 32(2). P. 305-318. URL: http://www.jstor.org/stable/30234065(дата обращения: 20.03.2016).
3. На японском языке
59. Буккё но рэкиси. («История буддизма»). Токио: Буккё сё: со: мокурокуканко:кай, 2005. URL: http://www.bukkyosho.gr.jp/(дата обращения: 20.02.2016).
60. Иноуэ Нобутака. Киндай Нихон но Сю:кё:ка 101. («101 религиозный деятель современной Японии»). - Токио: Синсёкан, 2007
61. Киндайка то сю:кё: бу:му. («Модернизация и «религиозный бум»). Киото: До:бо:ся сюппан, 1990.
62. Нихон буккё: сан дзю ён но каги. («34 ключа к японскому буддизму»). Токио: Сюндзюся, 2003.
63. О:тани Эйити. Киндай Нихон но «сэйдзи то буккё» но куросуро:до. («Точки перечения буддизма и политики в современной Японии») // Нагоя: Нандзан сю:кё: бунка кэнкю:сё; кэнкю:сё:хо:. 2006. вып. 16. С. 35-47.
64. Суэки Фумихико. Кинсэй но буккё:. («Буддизм в новое время»). Токио: Ёсикава ко:бункан, 2010.
65. ТакэмураМакио. Нихон дзин но сю:кё: сэйкацу то буккё:. («Религиозная жизнь японцев и буддизм») // Токио: Кокусай Иноуэ Энрё: гаккай. 2015. Вып. 3. С.133-144.
66. Ямамото Хируёси. Гэндай нихон но буккё:. («Современный японский буддизм»). Токио: Синсэнся, 1985.
4. Справочная литература
67. Новая Философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2000-2001.
68. Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. - М.:Политиздат, 1990.
69. Философия буддизма. Энциклопедия. М.: Восточная литература, 2011.
70. Japan Statistical Yearbook 2016. Religious Organisations, Clergyment and Adherents. URL: http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/1431-26.htm(дата обращения: 11.05.2016).
71. Keown D. Oxford Dictionary of Buddhism. New York: Oxford University Press, 2003.