Формирование вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ ИХ УЧАСТНИКОВ 7
1.1 Исторические аспекты развития и характерные черты любительского
хорового пения в России 7
1.2 Современный любительский хоровой коллектив: сущность и специфика ... 18
1.3 Теоретико-методологические аспекты обучения хоровому пению 23
1.4 Понятие «вокально-хоровые навыки» 36
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 41
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ВЗРОСЛЫХ УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА 43
2.1 Диагностика уровня сформированности вокально-хоровых навыков у
взрослых участников любительского хорового коллектива (констатирующий этап) 45
2.2 Применение комплекса педагогических условий по формированию
вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива (формирующий этап) 52
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию
вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива (контрольный этап) 60
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
ГЛАВА 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ ИХ УЧАСТНИКОВ 7
1.1 Исторические аспекты развития и характерные черты любительского
хорового пения в России 7
1.2 Современный любительский хоровой коллектив: сущность и специфика ... 18
1.3 Теоретико-методологические аспекты обучения хоровому пению 23
1.4 Понятие «вокально-хоровые навыки» 36
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 41
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ВЗРОСЛЫХ УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА 43
2.1 Диагностика уровня сформированности вокально-хоровых навыков у
взрослых участников любительского хорового коллектива (констатирующий этап) 45
2.2 Применение комплекса педагогических условий по формированию
вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива (формирующий этап) 52
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию
вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива (контрольный этап) 60
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Самым демократичным и доступным для любого человека видом музыкального творчества является любительское хоровое музицирование.
Пение в самодеятельных хоровых коллективах - одна из возможностей для реализации творческого потенциала человека, его саморазвития, осознания своего «я» в окружающем мире. Взрослый человек, приобщаясь к хоровому исполнительству, с одной стороны, получает возможность соприкоснуться с музыкальной культурой в принципе, а с другой - реализует собственную потребность в самоактуализации в музыкальном творчестве.
Как показывает практический опыт автора, чаще всего в самодеятельные хоровые коллективы приходят люди без соответствующей музыкальной подготовки и/или музыкального, в т.ч. хорового опыта. В большинстве случаев эти люди также не обладают выраженными музыкальными данными и певческими навыками в академической вокальной манере. Пение некоторых из них также может характеризоваться теми или иными вокальными недостатками; у многих новичков отсутствует элементарная координация слуха и голоса, способность звуковысотного интонирования. Первая и важнейшая проблема, встающая перед руководителем (педагогом-хормейстером) любительского хора - это обучение его участников устойчивым навыкам использования собственного голосового аппарата для пения.
Для работы с технологической стороной процесса обучения пению взрослых в любительских хоровых коллективах существуют пособия, но время их издания относится преимущественно к 40-90-м годам XX века. Однако современных работ, в которых подробно рассматривались бы все аспекты и проблемы формирования вокально-хоровых навыков у взрослых непрофессиональных певцов, сегодня недостаточно. Существует потребность в актуальных профессиональных методиках, которые в полной мере отразят весь комплекс и специфику работы с взрослыми певцами-любителями, учтут все их особенности.
Цель исследования - выявление педагогических условий формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков, певческих умений у взрослых участников любительского хорового коллектива.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс и вокально-хоровая деятельность во взрослом любительском хоровом коллективе.
Предмет исследования - процесс формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков взрослых непрофессиональных певцов любительского хора в педагогических условиях малого вокального ансамбля.
Цели, объект и предмет настоящего исследования определили следующие задачи:
- анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- выявление специфики понятия «любительский хоровой коллектив»;
- уточнение понятия «вокально-хоровые навыки» в любительском хоровом коллективе, выявление и обоснование его структуры;
- определение педагогических условий, необходимых для формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива;
- теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогических условий формирования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива.
Гипотеза исследования: процесс формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива будет более эффективным, а рост общего вокально-хорового и исполнительского уровня всего хорового коллектива будет более быстрым, в следующих условиях:
- дополнительная репетиционная работа и концертно-исполнительская практика в условиях малых вокально-хоровых ансамблей;
- синтез традиционных способов обучения пению, инновационных подходов к обучению пению взрослых и специфических методик обучения пению детей, применяемый в рамках дифференцированного и индивидуального подходов.
Методологическую основу исследования составили:
- фундаментальные исследования истории хорового (в т.ч. любительского) исполнительства в России, рассматривающие возникновение методики обучения в этой области (К.Ф. Никольская-Береговская, A. В. Свешников, Б.И. Тараканов, Л.В. Шамина и другие);
- теоретические труды по вокальной педагогике, методические разработки по обучению пению (А.Е. Варламов, В.В. Емельянов, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова и другие);
- работы по вопросам теории и практики хорового искусства, рассматривающие, в том числе, вопросы формирования вокально-хоровых навыков участников хора (Н.М. Данилин, А.Ю. Думченко, Т.А. Жданова, B. Л. Живов, И.В. Роганова, В.Г. Соколов, Б.Г. Тевлин, П.Г. Чесноков и другие).
Методы научного исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ научных литературных источников по проблематике исследования);
2. Обобщение эмпирического музыкально-педагогического опыта руководителей любительских хоровых коллективов;
3. Обобщение личного педагогического опыта автора;
4. Педагогические (педагогическое наблюдение, эксперимент,
тестирование, анкетирование);
5. Математические методы статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: московский любительский хоровой коллектив «Маленькая капелла».
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Пение в самодеятельных хоровых коллективах - одна из возможностей для реализации творческого потенциала человека, его саморазвития, осознания своего «я» в окружающем мире. Взрослый человек, приобщаясь к хоровому исполнительству, с одной стороны, получает возможность соприкоснуться с музыкальной культурой в принципе, а с другой - реализует собственную потребность в самоактуализации в музыкальном творчестве.
Как показывает практический опыт автора, чаще всего в самодеятельные хоровые коллективы приходят люди без соответствующей музыкальной подготовки и/или музыкального, в т.ч. хорового опыта. В большинстве случаев эти люди также не обладают выраженными музыкальными данными и певческими навыками в академической вокальной манере. Пение некоторых из них также может характеризоваться теми или иными вокальными недостатками; у многих новичков отсутствует элементарная координация слуха и голоса, способность звуковысотного интонирования. Первая и важнейшая проблема, встающая перед руководителем (педагогом-хормейстером) любительского хора - это обучение его участников устойчивым навыкам использования собственного голосового аппарата для пения.
Для работы с технологической стороной процесса обучения пению взрослых в любительских хоровых коллективах существуют пособия, но время их издания относится преимущественно к 40-90-м годам XX века. Однако современных работ, в которых подробно рассматривались бы все аспекты и проблемы формирования вокально-хоровых навыков у взрослых непрофессиональных певцов, сегодня недостаточно. Существует потребность в актуальных профессиональных методиках, которые в полной мере отразят весь комплекс и специфику работы с взрослыми певцами-любителями, учтут все их особенности.
Цель исследования - выявление педагогических условий формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков, певческих умений у взрослых участников любительского хорового коллектива.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс и вокально-хоровая деятельность во взрослом любительском хоровом коллективе.
Предмет исследования - процесс формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков взрослых непрофессиональных певцов любительского хора в педагогических условиях малого вокального ансамбля.
Цели, объект и предмет настоящего исследования определили следующие задачи:
- анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- выявление специфики понятия «любительский хоровой коллектив»;
- уточнение понятия «вокально-хоровые навыки» в любительском хоровом коллективе, выявление и обоснование его структуры;
- определение педагогических условий, необходимых для формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива;
- теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогических условий формирования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива.
Гипотеза исследования: процесс формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива будет более эффективным, а рост общего вокально-хорового и исполнительского уровня всего хорового коллектива будет более быстрым, в следующих условиях:
- дополнительная репетиционная работа и концертно-исполнительская практика в условиях малых вокально-хоровых ансамблей;
- синтез традиционных способов обучения пению, инновационных подходов к обучению пению взрослых и специфических методик обучения пению детей, применяемый в рамках дифференцированного и индивидуального подходов.
Методологическую основу исследования составили:
- фундаментальные исследования истории хорового (в т.ч. любительского) исполнительства в России, рассматривающие возникновение методики обучения в этой области (К.Ф. Никольская-Береговская, A. В. Свешников, Б.И. Тараканов, Л.В. Шамина и другие);
- теоретические труды по вокальной педагогике, методические разработки по обучению пению (А.Е. Варламов, В.В. Емельянов, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова и другие);
- работы по вопросам теории и практики хорового искусства, рассматривающие, в том числе, вопросы формирования вокально-хоровых навыков участников хора (Н.М. Данилин, А.Ю. Думченко, Т.А. Жданова, B. Л. Живов, И.В. Роганова, В.Г. Соколов, Б.Г. Тевлин, П.Г. Чесноков и другие).
Методы научного исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ научных литературных источников по проблематике исследования);
2. Обобщение эмпирического музыкально-педагогического опыта руководителей любительских хоровых коллективов;
3. Обобщение личного педагогического опыта автора;
4. Педагогические (педагогическое наблюдение, эксперимент,
тестирование, анкетирование);
5. Математические методы статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: московский любительский хоровой коллектив «Маленькая капелла».
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В заключение необходимо сказать следующее:
1. Достигнута цель исследования - выявлены эффективные педагогические условия формирования вокально-хоровых навыков и совершенствования певческих умений у взрослых участников любительского хорового коллектива.
2. В процессе работы выполнены поставленные задачи:
- проведён анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, который показал, что для работы с технологической стороной процесса обучения пению взрослых в любительских хоровых коллективах существуют пособия, но время их издания относится преимущественно к 40-90-м годам XX века; современных же работ, в которых подробно рассматривались бы все аспекты и проблемы формирования вокально-хоровых навыков у взрослых непрофессиональных певцов, в настоящее время недостаточно;
- выявлены специфические особенности современных любительских хоровых коллективов, влияющие на их жизнедеятельность, исполнительский уровень и специфику внутренней хормейстерской работы: добровольность посещения хоровых занятий, большие различия в уровне начальной музыкальной подготовки певцов, частое обновление хорового состава;
- уточнено содержание и структура понятия «вокально-хоровые навыки» применительно к любительским хоровым коллективам, на основании чего разработаны критерии оценки сформированности структурных компонентов вокально-хоровых навыков участников московского любительского хора «Маленькая капелла»;
- определены педагогические условия, необходимые для формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива, а именно:
• дополнительная работа участников хора в мини-группах (малых вокальных ансамблях), сформированных по принципу равенства начального уровня вокально-хоровых навыков их участников, - репетиции не менее 1 раза в две недели и самостоятельная концертная практика ансамблей;
• учебно-педагогический процесс при распевании и в процессе репетиционной работы хора и малого ансамбля, включающий синтез традиционных способов обучения пению, инновационных подходов обучения пению взрослых и специфических методик обучения пению детей, применяемый в рамках дифференцированного подхода;
- разработаны и экспериментально проверены педагогических условий формирования вокально-хоровых навыков взрослых участников любительского хорового коллектива «Маленькая капелла», в результате чего выявлено, что работа с вокальным ансамблем участников любительского хорового коллектива со средним изначальным уровнем сформированности вокально-хоровых навыков дала такие результаты, как:
• более эффективное формирование и совершенствование вокально-хоровых навыков певцов вокального ансамбля по сравнению с остальными участниками любительского хора;
• эффективное воспитание солистов и ведущих певцов хоровых партий;
• более быстрое освоение хорового репертуара участниками ансамбля и последующая помощь остальным участникам любительского хорового коллектива в выучивании репертуара;
• усиление творческой составляющей и мотивации певцов к учебно-педагогическому процессу и совместному творчеству.
3. Гипотеза настоящего исследования подтверждена:
- дополнительная репетиционная работа, даже в таком небольшом количестве как 1 раз в 2 недели, и дополнительная концертная практика в условиях малого вокально-хорового ансамбля повышает эффективность процесса формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива;
- грамотно выстроенный учебно-педагогический процесс при распевании и в процессе репетиционной работы хора и малого ансамбля, включающий синтез традиционных способов обучения пению, инновационных подходов обучения пению взрослых и специфических методик обучения пению детей, применяемый в рамках дифференцированного подхода, способствует ускорению процесса достижения необходимых вокально-хоровых компетенций взрослых участников любительского хорового коллектива;
- работа малого вокального ансамбля способствует росту производительности, общего музыкального уровня и профессиональных умений всего хорового коллектива, а также положительно влияет на мотивационную составляющую участия в учебно-воспитательном процессе участников как самого малого ансамбля, так и всего хора.
1. Достигнута цель исследования - выявлены эффективные педагогические условия формирования вокально-хоровых навыков и совершенствования певческих умений у взрослых участников любительского хорового коллектива.
2. В процессе работы выполнены поставленные задачи:
- проведён анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, который показал, что для работы с технологической стороной процесса обучения пению взрослых в любительских хоровых коллективах существуют пособия, но время их издания относится преимущественно к 40-90-м годам XX века; современных же работ, в которых подробно рассматривались бы все аспекты и проблемы формирования вокально-хоровых навыков у взрослых непрофессиональных певцов, в настоящее время недостаточно;
- выявлены специфические особенности современных любительских хоровых коллективов, влияющие на их жизнедеятельность, исполнительский уровень и специфику внутренней хормейстерской работы: добровольность посещения хоровых занятий, большие различия в уровне начальной музыкальной подготовки певцов, частое обновление хорового состава;
- уточнено содержание и структура понятия «вокально-хоровые навыки» применительно к любительским хоровым коллективам, на основании чего разработаны критерии оценки сформированности структурных компонентов вокально-хоровых навыков участников московского любительского хора «Маленькая капелла»;
- определены педагогические условия, необходимые для формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива, а именно:
• дополнительная работа участников хора в мини-группах (малых вокальных ансамблях), сформированных по принципу равенства начального уровня вокально-хоровых навыков их участников, - репетиции не менее 1 раза в две недели и самостоятельная концертная практика ансамблей;
• учебно-педагогический процесс при распевании и в процессе репетиционной работы хора и малого ансамбля, включающий синтез традиционных способов обучения пению, инновационных подходов обучения пению взрослых и специфических методик обучения пению детей, применяемый в рамках дифференцированного подхода;
- разработаны и экспериментально проверены педагогических условий формирования вокально-хоровых навыков взрослых участников любительского хорового коллектива «Маленькая капелла», в результате чего выявлено, что работа с вокальным ансамблем участников любительского хорового коллектива со средним изначальным уровнем сформированности вокально-хоровых навыков дала такие результаты, как:
• более эффективное формирование и совершенствование вокально-хоровых навыков певцов вокального ансамбля по сравнению с остальными участниками любительского хора;
• эффективное воспитание солистов и ведущих певцов хоровых партий;
• более быстрое освоение хорового репертуара участниками ансамбля и последующая помощь остальным участникам любительского хорового коллектива в выучивании репертуара;
• усиление творческой составляющей и мотивации певцов к учебно-педагогическому процессу и совместному творчеству.
3. Гипотеза настоящего исследования подтверждена:
- дополнительная репетиционная работа, даже в таком небольшом количестве как 1 раз в 2 недели, и дополнительная концертная практика в условиях малого вокально-хорового ансамбля повышает эффективность процесса формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива;
- грамотно выстроенный учебно-педагогический процесс при распевании и в процессе репетиционной работы хора и малого ансамбля, включающий синтез традиционных способов обучения пению, инновационных подходов обучения пению взрослых и специфических методик обучения пению детей, применяемый в рамках дифференцированного подхода, способствует ускорению процесса достижения необходимых вокально-хоровых компетенций взрослых участников любительского хорового коллектива;
- работа малого вокального ансамбля способствует росту производительности, общего музыкального уровня и профессиональных умений всего хорового коллектива, а также положительно влияет на мотивационную составляющую участия в учебно-воспитательном процессе участников как самого малого ансамбля, так и всего хора.



