Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива

Работа №73450

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ ИХ УЧАСТНИКОВ 7
1.1 Исторические аспекты развития и характерные черты любительского
хорового пения в России 7
1.2 Современный любительский хоровой коллектив: сущность и специфика ... 18
1.3 Теоретико-методологические аспекты обучения хоровому пению 23
1.4 Понятие «вокально-хоровые навыки» 36
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 41
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ВЗРОСЛЫХ УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА 43
2.1 Диагностика уровня сформированности вокально-хоровых навыков у
взрослых участников любительского хорового коллектива (констатирующий этап) 45
2.2 Применение комплекса педагогических условий по формированию
вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива (формирующий этап) 52
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию
вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива (контрольный этап) 60
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 86

Самым демократичным и доступным для любого человека видом музыкального творчества является любительское хоровое музицирование.
Пение в самодеятельных хоровых коллективах - одна из возможностей для реализации творческого потенциала человека, его саморазвития, осознания своего «я» в окружающем мире. Взрослый человек, приобщаясь к хоровому исполнительству, с одной стороны, получает возможность соприкоснуться с музыкальной культурой в принципе, а с другой - реализует собственную потребность в самоактуализации в музыкальном творчестве.
Как показывает практический опыт автора, чаще всего в самодеятельные хоровые коллективы приходят люди без соответствующей музыкальной подготовки и/или музыкального, в т.ч. хорового опыта. В большинстве случаев эти люди также не обладают выраженными музыкальными данными и певческими навыками в академической вокальной манере. Пение некоторых из них также может характеризоваться теми или иными вокальными недостатками; у многих новичков отсутствует элементарная координация слуха и голоса, способность звуковысотного интонирования. Первая и важнейшая проблема, встающая перед руководителем (педагогом-хормейстером) любительского хора - это обучение его участников устойчивым навыкам использования собственного голосового аппарата для пения.
Для работы с технологической стороной процесса обучения пению взрослых в любительских хоровых коллективах существуют пособия, но время их издания относится преимущественно к 40-90-м годам XX века. Однако современных работ, в которых подробно рассматривались бы все аспекты и проблемы формирования вокально-хоровых навыков у взрослых непрофессиональных певцов, сегодня недостаточно. Существует потребность в актуальных профессиональных методиках, которые в полной мере отразят весь комплекс и специфику работы с взрослыми певцами-любителями, учтут все их особенности.
Цель исследования - выявление педагогических условий формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков, певческих умений у взрослых участников любительского хорового коллектива.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс и вокально-хоровая деятельность во взрослом любительском хоровом коллективе.
Предмет исследования - процесс формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков взрослых непрофессиональных певцов любительского хора в педагогических условиях малого вокального ансамбля.
Цели, объект и предмет настоящего исследования определили следующие задачи:
- анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- выявление специфики понятия «любительский хоровой коллектив»;
- уточнение понятия «вокально-хоровые навыки» в любительском хоровом коллективе, выявление и обоснование его структуры;
- определение педагогических условий, необходимых для формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива;
- теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогических условий формирования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива.
Гипотеза исследования: процесс формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива будет более эффективным, а рост общего вокально-хорового и исполнительского уровня всего хорового коллектива будет более быстрым, в следующих условиях:
- дополнительная репетиционная работа и концертно-исполнительская практика в условиях малых вокально-хоровых ансамблей;
- синтез традиционных способов обучения пению, инновационных подходов к обучению пению взрослых и специфических методик обучения пению детей, применяемый в рамках дифференцированного и индивидуального подходов.
Методологическую основу исследования составили:
- фундаментальные исследования истории хорового (в т.ч. любительского) исполнительства в России, рассматривающие возникновение методики обучения в этой области (К.Ф. Никольская-Береговская, A. В. Свешников, Б.И. Тараканов, Л.В. Шамина и другие);
- теоретические труды по вокальной педагогике, методические разработки по обучению пению (А.Е. Варламов, В.В. Емельянов, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова и другие);
- работы по вопросам теории и практики хорового искусства, рассматривающие, в том числе, вопросы формирования вокально-хоровых навыков участников хора (Н.М. Данилин, А.Ю. Думченко, Т.А. Жданова, B. Л. Живов, И.В. Роганова, В.Г. Соколов, Б.Г. Тевлин, П.Г. Чесноков и другие).
Методы научного исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ научных литературных источников по проблематике исследования);
2. Обобщение эмпирического музыкально-педагогического опыта руководителей любительских хоровых коллективов;
3. Обобщение личного педагогического опыта автора;
4. Педагогические (педагогическое наблюдение, эксперимент,
тестирование, анкетирование);
5. Математические методы статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: московский любительский хоровой коллектив «Маленькая капелла».
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение необходимо сказать следующее:
1. Достигнута цель исследования - выявлены эффективные педагогические условия формирования вокально-хоровых навыков и совершенствования певческих умений у взрослых участников любительского хорового коллектива.
2. В процессе работы выполнены поставленные задачи:
- проведён анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, который показал, что для работы с технологической стороной процесса обучения пению взрослых в любительских хоровых коллективах существуют пособия, но время их издания относится преимущественно к 40-90-м годам XX века; современных же работ, в которых подробно рассматривались бы все аспекты и проблемы формирования вокально-хоровых навыков у взрослых непрофессиональных певцов, в настоящее время недостаточно;
- выявлены специфические особенности современных любительских хоровых коллективов, влияющие на их жизнедеятельность, исполнительский уровень и специфику внутренней хормейстерской работы: добровольность посещения хоровых занятий, большие различия в уровне начальной музыкальной подготовки певцов, частое обновление хорового состава;
- уточнено содержание и структура понятия «вокально-хоровые навыки» применительно к любительским хоровым коллективам, на основании чего разработаны критерии оценки сформированности структурных компонентов вокально-хоровых навыков участников московского любительского хора «Маленькая капелла»;
- определены педагогические условия, необходимые для формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива, а именно:
• дополнительная работа участников хора в мини-группах (малых вокальных ансамблях), сформированных по принципу равенства начального уровня вокально-хоровых навыков их участников, - репетиции не менее 1 раза в две недели и самостоятельная концертная практика ансамблей;
• учебно-педагогический процесс при распевании и в процессе репетиционной работы хора и малого ансамбля, включающий синтез традиционных способов обучения пению, инновационных подходов обучения пению взрослых и специфических методик обучения пению детей, применяемый в рамках дифференцированного подхода;
- разработаны и экспериментально проверены педагогических условий формирования вокально-хоровых навыков взрослых участников любительского хорового коллектива «Маленькая капелла», в результате чего выявлено, что работа с вокальным ансамблем участников любительского хорового коллектива со средним изначальным уровнем сформированности вокально-хоровых навыков дала такие результаты, как:
• более эффективное формирование и совершенствование вокально-хоровых навыков певцов вокального ансамбля по сравнению с остальными участниками любительского хора;
• эффективное воспитание солистов и ведущих певцов хоровых партий;
• более быстрое освоение хорового репертуара участниками ансамбля и последующая помощь остальным участникам любительского хорового коллектива в выучивании репертуара;
• усиление творческой составляющей и мотивации певцов к учебно-педагогическому процессу и совместному творчеству.
3. Гипотеза настоящего исследования подтверждена:
- дополнительная репетиционная работа, даже в таком небольшом количестве как 1 раз в 2 недели, и дополнительная концертная практика в условиях малого вокально-хорового ансамбля повышает эффективность процесса формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива;
- грамотно выстроенный учебно-педагогический процесс при распевании и в процессе репетиционной работы хора и малого ансамбля, включающий синтез традиционных способов обучения пению, инновационных подходов обучения пению взрослых и специфических методик обучения пению детей, применяемый в рамках дифференцированного подхода, способствует ускорению процесса достижения необходимых вокально-хоровых компетенций взрослых участников любительского хорового коллектива;
- работа малого вокального ансамбля способствует росту производительности, общего музыкального уровня и профессиональных умений всего хорового коллектива, а также положительно влияет на мотивационную составляющую участия в учебно-воспитательном процессе участников как самого малого ансамбля, так и всего хора.



1. Аликина, Е.В. Развитие интереса к музыкальному исполнительству в работе со студенческим любительским хором: монография - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2012. - 157 с.
2. Аликина, Е.В. Формирование познавательного интереса к музыкальному исполнительству (в процессе работы студенческого любительского хора): автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.02: защита: 09.12.09 / науч. рук. В.А. Волобуев. - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2009. - 26 с.
3. Аликина, Е.В. Хоровое исполнительство как средство приобщения любителей к классической музыке // Подготовка педагогических кадров в системе столичного образования: материалы город. науч.-практ. конф. (г. Москва, 14 окт. 2009 г.) под ред. Е.Н. Геворкян; сост. и отв. ред.
С.В. Суматохин. - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2010. - С. 47-49.
4. Бакланова, Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.05 / науч. рук. Ю.Е. Соколовский. - М.: Московский государственный институт культуры, 1979. - 23 с.
5. Балабан, О.В. Хоровой жанр в современной национальной культуре России // Инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании: коллектив. моногр., материалы науч.-практ. конф. в рамках XI Фестиваля науки в Москве 7 окт. 2016 г.; науч. ред. О.В. Грибкова; науч. конс. Л.И. Уколова. - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2016. - С. 24-31.
6. Бородянский, М.Л. Развитие певческих навыков в вокально-хоровых коллективах любительского направления // Искусство и образование. - 2018. - № 6. - С. 126-132.
7. Варламов, А.Е. Полная школа пения - СПб.: Лань, Планета музыки,
2008. - 120 с.
8. Васильев, В.А. О вокальной подготовке хоровых дирижёров // Труды Санкт-Петербургского госуд. ун-та культуры и искусств. - 2008. - Т. 179 -
С. 122-135.
9. Вокально-хоровое образование и исполнительство в XXI веке: материалы междунар. науч.-практ. конф.; науч. ред. Л.И. Уколова. - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2011. - 272 с.
10. Вьюнова, А.В. Формирование вокально-слухового восприятия в процессе обучения хоровому пению: Дисс...канд. пед. наук - М.: ФГБОУ ВО МПГУ, 2010.- 159 с.
11. Глинка, М.И. Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса - М.: Издательство П. Юргенсона, б/г. - 33 с.
12. Грибкова, О.В., Казначеев, С.М. Вокальная подготовка как средство развития творческого потенциала личности // Искусство и образование. - 2018.
- № 2 (112). - С. 77-83.
13. Грибкова, О.В. Воспитательный аспект хорового искусства как фактор эффективности развития профессионализма студентов в процессе обучения в вузе / Байкова, Е.Н.,Ушакова, О.Б. // Мир науки, культуры, образования. - 2017.
- № 3 (64). - С. 107-109.
14. Грибкова, О.В., Лебедева, А.В. Развитие вокально-хорового творчества в современном музыкальном воспитании // Искусство и образование. - 2020. - № 2 (124). - С. 98-105.
15. Грибкова, О.В. Профессиональное становление будущего специалиста в современном культурно-образовательном пространстве // Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. - 2018. -№ 1-2 (53). - С. 74-78.
16. Грибкова, О.В. Развитие музыкальной культуры личности в современном образовании // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: материалы науч.-практ. конф. Ин-та культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ в рамках Фестиваля науки-2017; науч. ред. О.В. Грибкова; науч. конс. Л.И. Уколова; рец.: В.В. Афанасьев, Е.П. Кабкова. - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2017. - Вып. 1. - С. 88-94.
17. Грибкова, О.В. Ретроспективный анализ и педагогические основания развития профессиональной культуры педагога-музыканта // Bulletin of the International Centre of Art and Education. - 2020. - № 1. - С. 6.
18. Грызина, О.В. К вопросу о применении фонопедического метода на первоначальном этапе обучения детей пению // Искусствознание: теория, история, практика. - Челябинск: Южно-Уральский государственный институт им. П.И. Чайковского. - 2013. - № 3(7). - С. 93-96.
19. Двойнос, Л.И. Методика работы с хором: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Музыка» и «Дополнительное образование») - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - 106 с.
20. Думченко, А.Ю. Двухголосие. Детский хор: начальный этап обучения (методическая разработка) - СПб.: Композитор, 2018. - 32 с.
21. Емельянов, В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе: Дисс.. .канд. пед. наук - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2005. - 176 с.
22. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг - СПб.: Лань, 1997. - 192 с.
23. Жарова, Л.М. Особенности репетиционной работы с любительским хоровым коллективом // ЦИТИСЭ. - 2015. - № 2. - С. 25-31.
24. Живов, В.Л., Аликина, Е.В. Любительский студенческий хор как объект научного исследования // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное исполнительство и образование. - 2013. - № 2(2). - С. 99-107.
25. Живов, В.Л. К вопросу о «долгожительстве» студенческих любительских хоров // Музыкально-исполнительское искусство в системе профессионального образования: междунар. науч.-практ. конф.; ред. Л.И. Уколова. - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2009. - С. 64-68.
26. Живов, В. Л. Мысли о хоровом классе // Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации: материалы междунар. науч.-практ. конф.-съезда, 18-19 декабря 2006 г. ГАОУ ВО МГПУ, Муз. культ.- образоват. центр им. Д.Б. Кабалевского, Лаб. проблем муз. образования Моск. региона; отв. ред. Л.А. Тарасова. - М., 2008. - С. 82-85.
27. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 287 с.
28. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Изд. центр «Академия», 2002.- 128 с.
29. Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: материалы науч.-практ. конф. в рамках «Дней науки МГПУ - 2018» ГАОУ ВО МГПУ 19.04.2018 г., науч. ред. О.В. Грибкова; науч. конс. Л.И. Уколова; рец.: В.В. Афанасьев, Е.П. Кабкова. - М.: Изд. дом «Перо», 2018. - Вып. 2 - 391 с.
30. История, теория и методика хорового исполнительства: сборник статей, ред.-сост. О.В. Балабан. - Федер. агентство по культуре и кинематографии, Гос. Рос. Дом нар. творчества - М.: Гос. Рос. Дом нар. творчества, 2007. - 82 с.
31. Казакова, Т.С. К проблеме формирования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива // Музыкальное образование и наука в современном мире. - М.: Изд-во «Перо», 2019. - С. 94¬100
32. Казакова, Т.С., Грибкова, О.В. Специфика организации обучения
взрослых хоровому пению в условиях досуговой деятельности (любительский хоровой коллектив) // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив». 24 мая 2019 г. - Казань: КазГИК, 2019. - С. 195-199
33. Казакова, Т.С. Малый вокальный ансамбль как один из методов развития вокально-хоровых навыков в любительском хоре // Электронный научный журнал для обучающихся города Москвы «Наука в мегаполисе». Раздел: психолого-педагогические науки. - 2019. - № 7(15). - Ссылка: https://mgpu-media.ru/issues/issue-15/psycho-pedagogical-science/vocal- ensemble.html
34. Казакова, Т.С. Распевание как важнейший элемент вокально-хоровой работы в любительском хоре // Образовательный форсайт. - М.: Изд-во «Междунар. центр «Искусство и образование», 2019. - № 3.- С. 102-110
35. Казакова, Т.С. О возможностях применения методик обучения пению детей в вокально-хоровой работе со взрослыми в любительском хоре. // Образовательный форсайт. - М.: Изд-во «Междунар. центр «Искусство и образование», 2019. - № 4. - С. 108-115
36. Казакова, Т.С. Некоторые аспекты мотивации взрослых участников современных любительских хоровых коллективов // Материалы V Международной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив». 22 мая 2020 г. - Казань: КазГИК, 2020. - на публикации
37. Казачков, С. А. Дирижёрский аппарат и его постановка - М.: Музыка, 1967. - 110 с.
38. Крупина, О.В. Тренинг как одна из форм интерактивного обучения взрослых в любительском вокально-хоровом коллективе // Академический вестник Института образования взрослых РАН «Человек и образование». - 2011. - № 3(28). - С. 118-122.
39. Крупина, О.В. Формирование певческих умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов (начальный период обучения): Дисс...канд. пед. наук - М.: ГБОУ ВПО Моск. госуд. ин-тут музыки им. А.Г. Шнитке, 2013.- 180 с.
40. Морозов, Е.И. Некоторые особенности вокальной работы в хоре // Вестник АХИ. - 2016. - № 6. - С. 50-61.
41. Найдина, М.М. Преодоление коммуникативного барьера в процессе работы с хоровым любительским коллективом // Инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании : коллектив. моногр., материалы науч.- практ. конф. в рамках XI Фестиваля науки в Москве 7 октября 2016 г.; науч. ред. О.В. Грибкова; науч. конс. Л.И. Уколова. - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2016. -
С. 189-198.
42. Никольская-Береговская, К.Ф. История становления и развития вокально-хорового искусства в России - М.: Прометей, 2005. - 408 с.
43. Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе - Л.: Музыка, 1972. - 152 с.
44. Осеннева, М.С., Самарин, В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
45. Пигров, К.К. Руководство хором - М.: Музыка, 1964. - 189 с.
46. Попандопуло, М.П. Особенности работы с хоровым коллективом // Барнаул: Культурное наследие Сибири - 2013. - № 14. - С. 112-115.
47. Роганова, И.В. Проблемы строя. Пение a cappella. Интонационные упражнения для старших детских хоров и молодежных любительских коллективов: метод. пособие - СПб.: Композитор, 2018. - 32 с.
48. Саблина, Е.В. Методическая разработка: Формирование вокально-хоровых и исполнительских навыков в хоре - Оренбург: МАУДО «Оренбургская детская школа искусств имени А.С. Пушкина», 2014. - 7 с.
49. Самарин, В.А. Хороведение: учеб. пособие для сред. и высш. муз.-пед. заведений - М.: Музыка, 2011. - 318 с.
50. Соколов, В.Г. Работа с хором - М.: Музыка, 1983. - 191 с.
51. Стасов, В.В. Три русских концерта (1863) // Стасов, В.В. Избранные сочинения в трёх томах - М.: Искусство, 1952. - Т. 1. - с. 59-64.
52. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению - М.: Прометей, 1992. - 270 с.
53. Тараканов, Б.И. Современный любительский хор. Совокупные аспекты педагогики, психологии и философии // Вестник славянских культур. - М.: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии» - 2015. - № 4(38). - С. 58-69.
54. Тараканов, Б.И., Фёдоров, А.В. Хор вам в помощь! Или занимательное хороведение - М.: Изд. дом «Сталинград», 2014. - 409 с.
55. Уколова, Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения // Искусство и образование. - 2008. - № 2(52). - С. 62-67.
56. Харьянова, С.А. Проблемы вокально-хорового воспитания студентов дирижёрско-хоровых отделений музыкальных колледжей // Сохранение и развитие традиций отечественной хоровой культуры. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 22 марта 2019 г. - Красноярск: Изд. дом «Плакат», 2019. - С. 78-83.
57. Чабанный, В.Ф. Методология управления любительским хоровым коллективом // Вестник СПбГУКИ. - 2012. - № 2 (11). - С. 160-169.
58. Чабанный, В.Ф. Самодеятельный хоровой коллектив. Организация творческого процесса: уч. пособие для студентов КПР институтов культуры. - Л., 1980. - 73 с.
59. Чесноков, П.Г. Хор и управление им - СПб: Лань, Планета музыки,
2015. - 200 с.
60. Шамина, Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом - М.: Музыка, 1981. - 165 с.
61. Щетинин, М.А. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой - М.: Метафора, 2010. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ