ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СРЕДСТВАМИ PR-КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ УМВД РОССИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Подразделения по связям с общественностью: история создания, организация деятельности 11
1.1. Формирование PR-подразделений МВД России 11
1.2. Пресс-служба Управления МВД России по Белгородской области 15
1.3. Средства PR-коммуникации пресс-службы УМВД России
по Белгородской области 20
1.4. Методы PR-коммуникации пресс-службы УМВД России
по Белгородской области 26
Выводы к ГЛАВЕ I 36
ГЛАВА II. Имиджеформирующая деятельность пресс-службы УМВД
России по Белгородской области 38
2.1. Имидж органа государственной власти: понятие, особенности
формирования 38
2.2. Тематика информационных материалов, опубликованных пресс - службой УМВД России по Белгородской области на официальном сайте .... 48
2.3. Анализ медиатекстов, распространяемых отделом информации
и общественных связей УМВД России по Белгородской области 54
Выводы к ГЛАВЕ II 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. Подразделения по связям с общественностью: история создания, организация деятельности 11
1.1. Формирование PR-подразделений МВД России 11
1.2. Пресс-служба Управления МВД России по Белгородской области 15
1.3. Средства PR-коммуникации пресс-службы УМВД России
по Белгородской области 20
1.4. Методы PR-коммуникации пресс-службы УМВД России
по Белгородской области 26
Выводы к ГЛАВЕ I 36
ГЛАВА II. Имиджеформирующая деятельность пресс-службы УМВД
России по Белгородской области 38
2.1. Имидж органа государственной власти: понятие, особенности
формирования 38
2.2. Тематика информационных материалов, опубликованных пресс - службой УМВД России по Белгородской области на официальном сайте .... 48
2.3. Анализ медиатекстов, распространяемых отделом информации
и общественных связей УМВД России по Белгородской области 54
Выводы к ГЛАВЕ II 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном российском обществе наблюдается довольно высокая динамика развития и изменения социальных институтов, государственных механизмов, взаимоотношений в правовой сфере. Создавая имидж органа государственной власти, подразделения по связям с общественностью формируют у граждан устойчивое представление об органах внутренних дел и отношение к правопорядку в целом.
Определенное отношение общества к правоохранительным органам и сотруднику полиции в частности существовало постоянно, с момента создания данной структуры. Однако на современном этапе развития средств коммуникации актуализировалась необходимость создания и продвижения нового механизма воздействия на массовое сознание.
В данном механизме основную роль играет формирование позитивного отношения общества к институту власти путем создания положительного имиджа организации.
Представленные в виде Управлений (отделов) информации и общественных связей, PR-службы органов внутренних дел Российской Федерации регулярно предоставляют информацию о результатах своей деятельности, мероприятиях, принимаемых решениях и услугах. Однако работа ведомственных подразделений по связям с общественностью достаточно специфична. С одной стороны, необходимо строить деятельность в соответствии с интересами всех слоев населения, с другой стороны - отбирать и преподносить материал таким образом, чтобы у целевой аудитории сложилось исключительно положительное мнение. В связи с этим можно говорить о том, что одной из приоритетных функций ведомственных пресс-служб становится имиджевая функция, которая реализуется через трансляцию информации правоохранительной направленности. По словам заместителя Министра органов внутренних дел Российской Федерации Игоря Зубова, «основной показатель положительной оценки работы полиции - доверие граждан», которое и формируется, на наш взгляд, ведомственными подразделениями по связям с общественностью.
Актуальность работы обусловлена значительными политическими, социально -экономическими, культурными и т.д. переменами в современном обществе, в результате которых произошло изменение восприятия населением государства и его институтов, в частности, института правоохранительных органов. Изменения объясняются и тем, что актуальной становится тенденция открытости и широкой информативности органов государственной власти. Увеличение публичности и интереса к правоохранительным органам является ответом на социальный запрос населения и превращается в необходимость.
На сегодняшний день эффективное функционирование правоохранительных органов невозможно без установления с гражданами доверительных отношений, которые выстраиваются путем распространения достоверной и оперативной информации о служебной деятельности, разъяснения целей и задач, позиций по волнующим общество вопросам.
Кроме того, в современном обществе существует определенная взаимосвязь между восприятием власти и отношением к органам внутренних дел со стороны населения. Так, если власть пользуется авторитетом среди населения, то определенная часть этого авторитета распространяется на отдельные государственные органы, в том числе на Министерство внутренних дел Российской Федерации. Напротив, если власть не пользуется авторитетом и доверием населения, то и правоохранительные органы воспринимаются негативно. Однако органы внутренних дел могут исполнять свои функции как отдельный институт власти: либо поддерживать и охранять безопасность на определенной территории, либо вести политику беззакония. Именно положительные или отрицательные действия полиции могут самостоятельно либо поднять авторитет власти, либо его разрушить.
Ключевым инструментом формирования общественного мнения о работе полиции являются ведомственные подразделения по связям с общественностью. Эффективная информационная политика PR-служб органов внутренних дел становится основным направлением в создании и формировании имиджа правоохранительных органов.
Данное положение в нашей работе актуализирует вопрос исследования подразделений по связям с общественностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Вышеизложенное обусловило актуальность темы исследования и дало основание рассматривать формирование имиджа органа государственной власти (на примере Управления МВД России по Белгородской области) как важную научную проблему, имеющую значение как в теории, так и на практике.
Вместе с тем научное осмысление проблем и перспектив формирования положительного имиджа органов внутренних дел Российской Федерации, а также роли информационной политики подразделений по связям с общественностью еще не достигло уровня, достаточного для формирования как теоретическое базы, так и практических методик и технологий. Деятельность подразделений по связям с общественностью, в том числе имидже-формирующая, в научной сфере исследована не в полном объеме.
Объектом работы выступает имидж Управления МВД России по Бел-городской области.
Предметом работы является имиджеформирующая деятельность под-разделений по связям с общественностью регионального ведомства.
Целью настоящей работы является изучение средств PR- коммуникации, используемых в информационной деятельности пресс- службы УМВД России по Белгородской области при формировании положительного имиджа органа государственной власти.
Данная цель предопределила порядок и необходимость рассмотрения следующих задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты формирования имиджа органа государственной власти;
2. Изучить процесс создания подразделений по связям с общественностью в структуре Министерства органов внутренних дел;
3. Рассмотреть нормативно -правовые документы, регламентирующие деятельность PR-служб;
4. Выявить функции, которые выполняют специалисты по связям с общественностью ведомства;
5. Выявить особенности PR-коммуникации при создании имиджа органа государственной власти;
6. Раскрыть содержание и основные структурные компоненты положительного имиджа УМВД России по Белгородской области;
7. Определить методы коммуникации, инструменты взаимодействия с общественностью отдела информации и общественных связей .
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении, что в условиях развития интернет-технологий, интеграции информационных и коммуникационных технологий в единый информационный ресурс трансформируется роль подразделений по связям с общественностью. Имидж органа государственной власти, сформированный средствами PR- коммуникации, следует рассматривать как один из главных элементов эффективного функционирования органа государственной власти.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых.
Наиболее часто вопрос формирования имиджа органов внутренних дел Российской Федерации в нашей стране освещается такими исследователями как: Т.В. Агапова, М.В. Бердинских, К.А. Беркут, А.И. Дубнякова, Н.П. Каданцева, В.В. Михайлова, Н.В. Томилова, Д.Ю. Сурмий, С.И. Окс и другие.
В настоящее время можно встретить разнообразные подходы отечественных авторов к пониманию имиджа. Ряд исследователей - Ф.А. Кузин, А.Ю. Панасюк, В.М. Шепель - считают, что имидж - это либо впечатление о личности или социальной структуре, либо мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике.
Другой подход связывает данное понятие со сконструированным образом, включающим не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные; то есть имидж - это «целенаправленно сформированный образ, призванный оказывать эмоционально - психологическое влияние на кого-либо (обычно с определенной целью)». К представителям данного подхода можно отнести П.С. Гуревича, Е.В. Егорову-Гантман и И.Г. Касаткина.
Третья группа авторов (В.Н. Маркин, Г.Г. Почепцов) предполагает, что имидж - это канал передачи информации. Имидж представляет собой наиболее эффективную подачу сообщения, которая в состоянии обойти имеющиеся в каждом человеке «фильтры» восприятия.
Группа исследователей (И.Д. Ладанов, Д.А. Левчик) определяет имидж через социальный образ или социальный статус.
И.Г. Касаткин в своей диссертации «Имидж федерального органа исполнительной власти как управленческий ресурс» всесторонне характеризует имидж федеральных органов исполнительной власти. Он отмечает, что имидж представляет собой конструкцию, создаваемую в соответствии с потребностями заказчика и особенностями момента посредством применения специальных технологий. Имидж федерального органа исполнительной власти - целенаправленно создаваемый образ, направленный на позитивное отражение и обеспечение устойчивого присутствия данной властной структуры в информационно -коммуникативном пространстве управления.
И.В. Маслов дает развернутое определение имиджа региональных органов исполнительной власти и понимает под ним «целостный, качественно определенный образ исполнительной власти в регионе или какого-либо из ее органов, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, а также определенные черты, качества представителей органов
власти, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в пред-почтениях населения».
В частности, Н.В. Натапова, указывая на семантическую многогранность понятий «имидж» и «образ», разграничивает их. Она отмечает, что образ не замкнут на внешней стороне индивидуума, его поведении, знаках и символах, тогда как имидж тяготеет больше к внешнему облику человека, и понятие «имидж» выглядит более односторонним. Е.В. Григорьев анализирует соотношение имиджа и репутации политического субъекта.
Формирование имиджа представляет собой целенаправленный процесс, который осуществляется в виде активного воздействия на массовое сознание, увязывается с прикладными технологиями влияния средств массовой информации (СМИ), PR, маркетинга, имиджмейкерства и пропаганды.
Теорию массовой коммуникации и ее средств в общем аспекте разрабатывали такие исследователи, как Е.А. Кожемякин, В.С. Комаровский, А.Д. Кривоносов, М. Маклюэн, Г.Г. Почепцов, Е.С. Федоров, М.А. Шишкина и др.
Теоретические аспекты массовой коммуникации, ее воздействие на аудиторию рассмотрены в трудах таких российских исследователей, как Т.А. Алексина, В.Ю. Борев, Ю.П. Буданцев, Л.М. Землянова, М.С. Каган, А.Н. Поздняков, Г.Г. Почепцов, Ю.В. Рождественский и др.
Как отмечают многие известные исследователи, например, М. Маклюэн, человек, его повседневная жизнь все больше зависят от массовой коммуникации, создающей для него своего рода «вторую реальность», «субъективную реальность», влияние которой не менее значимо, чем воздействие объективной реальности.
В формулировке понятия «общественное сознание» Е. В. Суслова общественное сознание выступает как целостная духовная система, которая выражает наиболее существенные черты, присущие конкретной социальной формации. При этом оно формируется и моделируется посредством воздействия множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации.
Эмпирический материал магистерской работы составили информационные материалы правоохранительной тематики, опубликованные пресс - службой УМВД России по Белгородской области на официальном сайте https ://31.мвд.рфза 1 год - с 2017 по 2018 гг. (проанализировано 3 362 информационных материала) а также публикации в социальных сетях «Face¬book» и «Instagram».
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
1. Реферативно-аналитический, индуктивно-дедуктивный и сравни-тельный методы, использованные для систематизации теоретического материала;
2. Метод мониторинга, примененный при отборе эмпирического материала исследования;
3. Контент-анализ;
4. Метод количественного подсчета (элемент статистического анализа);
5. Метод графического представления данных проведенного анализа.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы с целью проведения дальнейших исследований в области изучения имиджа органа государственной власти. Результаты могут быть также применены в усовершенствовании PR-текстов для сайта и социальных сетей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области.
Апробация работы. По теме работы принято к опубликованию 2 научные статьи для журнала МВД России «Научный портал МВД России» (учредитель: федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийской научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», выходит ежеквартально с 2008 года).
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Определенное отношение общества к правоохранительным органам и сотруднику полиции в частности существовало постоянно, с момента создания данной структуры. Однако на современном этапе развития средств коммуникации актуализировалась необходимость создания и продвижения нового механизма воздействия на массовое сознание.
В данном механизме основную роль играет формирование позитивного отношения общества к институту власти путем создания положительного имиджа организации.
Представленные в виде Управлений (отделов) информации и общественных связей, PR-службы органов внутренних дел Российской Федерации регулярно предоставляют информацию о результатах своей деятельности, мероприятиях, принимаемых решениях и услугах. Однако работа ведомственных подразделений по связям с общественностью достаточно специфична. С одной стороны, необходимо строить деятельность в соответствии с интересами всех слоев населения, с другой стороны - отбирать и преподносить материал таким образом, чтобы у целевой аудитории сложилось исключительно положительное мнение. В связи с этим можно говорить о том, что одной из приоритетных функций ведомственных пресс-служб становится имиджевая функция, которая реализуется через трансляцию информации правоохранительной направленности. По словам заместителя Министра органов внутренних дел Российской Федерации Игоря Зубова, «основной показатель положительной оценки работы полиции - доверие граждан», которое и формируется, на наш взгляд, ведомственными подразделениями по связям с общественностью.
Актуальность работы обусловлена значительными политическими, социально -экономическими, культурными и т.д. переменами в современном обществе, в результате которых произошло изменение восприятия населением государства и его институтов, в частности, института правоохранительных органов. Изменения объясняются и тем, что актуальной становится тенденция открытости и широкой информативности органов государственной власти. Увеличение публичности и интереса к правоохранительным органам является ответом на социальный запрос населения и превращается в необходимость.
На сегодняшний день эффективное функционирование правоохранительных органов невозможно без установления с гражданами доверительных отношений, которые выстраиваются путем распространения достоверной и оперативной информации о служебной деятельности, разъяснения целей и задач, позиций по волнующим общество вопросам.
Кроме того, в современном обществе существует определенная взаимосвязь между восприятием власти и отношением к органам внутренних дел со стороны населения. Так, если власть пользуется авторитетом среди населения, то определенная часть этого авторитета распространяется на отдельные государственные органы, в том числе на Министерство внутренних дел Российской Федерации. Напротив, если власть не пользуется авторитетом и доверием населения, то и правоохранительные органы воспринимаются негативно. Однако органы внутренних дел могут исполнять свои функции как отдельный институт власти: либо поддерживать и охранять безопасность на определенной территории, либо вести политику беззакония. Именно положительные или отрицательные действия полиции могут самостоятельно либо поднять авторитет власти, либо его разрушить.
Ключевым инструментом формирования общественного мнения о работе полиции являются ведомственные подразделения по связям с общественностью. Эффективная информационная политика PR-служб органов внутренних дел становится основным направлением в создании и формировании имиджа правоохранительных органов.
Данное положение в нашей работе актуализирует вопрос исследования подразделений по связям с общественностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Вышеизложенное обусловило актуальность темы исследования и дало основание рассматривать формирование имиджа органа государственной власти (на примере Управления МВД России по Белгородской области) как важную научную проблему, имеющую значение как в теории, так и на практике.
Вместе с тем научное осмысление проблем и перспектив формирования положительного имиджа органов внутренних дел Российской Федерации, а также роли информационной политики подразделений по связям с общественностью еще не достигло уровня, достаточного для формирования как теоретическое базы, так и практических методик и технологий. Деятельность подразделений по связям с общественностью, в том числе имидже-формирующая, в научной сфере исследована не в полном объеме.
Объектом работы выступает имидж Управления МВД России по Бел-городской области.
Предметом работы является имиджеформирующая деятельность под-разделений по связям с общественностью регионального ведомства.
Целью настоящей работы является изучение средств PR- коммуникации, используемых в информационной деятельности пресс- службы УМВД России по Белгородской области при формировании положительного имиджа органа государственной власти.
Данная цель предопределила порядок и необходимость рассмотрения следующих задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты формирования имиджа органа государственной власти;
2. Изучить процесс создания подразделений по связям с общественностью в структуре Министерства органов внутренних дел;
3. Рассмотреть нормативно -правовые документы, регламентирующие деятельность PR-служб;
4. Выявить функции, которые выполняют специалисты по связям с общественностью ведомства;
5. Выявить особенности PR-коммуникации при создании имиджа органа государственной власти;
6. Раскрыть содержание и основные структурные компоненты положительного имиджа УМВД России по Белгородской области;
7. Определить методы коммуникации, инструменты взаимодействия с общественностью отдела информации и общественных связей .
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении, что в условиях развития интернет-технологий, интеграции информационных и коммуникационных технологий в единый информационный ресурс трансформируется роль подразделений по связям с общественностью. Имидж органа государственной власти, сформированный средствами PR- коммуникации, следует рассматривать как один из главных элементов эффективного функционирования органа государственной власти.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых.
Наиболее часто вопрос формирования имиджа органов внутренних дел Российской Федерации в нашей стране освещается такими исследователями как: Т.В. Агапова, М.В. Бердинских, К.А. Беркут, А.И. Дубнякова, Н.П. Каданцева, В.В. Михайлова, Н.В. Томилова, Д.Ю. Сурмий, С.И. Окс и другие.
В настоящее время можно встретить разнообразные подходы отечественных авторов к пониманию имиджа. Ряд исследователей - Ф.А. Кузин, А.Ю. Панасюк, В.М. Шепель - считают, что имидж - это либо впечатление о личности или социальной структуре, либо мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике.
Другой подход связывает данное понятие со сконструированным образом, включающим не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные; то есть имидж - это «целенаправленно сформированный образ, призванный оказывать эмоционально - психологическое влияние на кого-либо (обычно с определенной целью)». К представителям данного подхода можно отнести П.С. Гуревича, Е.В. Егорову-Гантман и И.Г. Касаткина.
Третья группа авторов (В.Н. Маркин, Г.Г. Почепцов) предполагает, что имидж - это канал передачи информации. Имидж представляет собой наиболее эффективную подачу сообщения, которая в состоянии обойти имеющиеся в каждом человеке «фильтры» восприятия.
Группа исследователей (И.Д. Ладанов, Д.А. Левчик) определяет имидж через социальный образ или социальный статус.
И.Г. Касаткин в своей диссертации «Имидж федерального органа исполнительной власти как управленческий ресурс» всесторонне характеризует имидж федеральных органов исполнительной власти. Он отмечает, что имидж представляет собой конструкцию, создаваемую в соответствии с потребностями заказчика и особенностями момента посредством применения специальных технологий. Имидж федерального органа исполнительной власти - целенаправленно создаваемый образ, направленный на позитивное отражение и обеспечение устойчивого присутствия данной властной структуры в информационно -коммуникативном пространстве управления.
И.В. Маслов дает развернутое определение имиджа региональных органов исполнительной власти и понимает под ним «целостный, качественно определенный образ исполнительной власти в регионе или какого-либо из ее органов, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, а также определенные черты, качества представителей органов
власти, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в пред-почтениях населения».
В частности, Н.В. Натапова, указывая на семантическую многогранность понятий «имидж» и «образ», разграничивает их. Она отмечает, что образ не замкнут на внешней стороне индивидуума, его поведении, знаках и символах, тогда как имидж тяготеет больше к внешнему облику человека, и понятие «имидж» выглядит более односторонним. Е.В. Григорьев анализирует соотношение имиджа и репутации политического субъекта.
Формирование имиджа представляет собой целенаправленный процесс, который осуществляется в виде активного воздействия на массовое сознание, увязывается с прикладными технологиями влияния средств массовой информации (СМИ), PR, маркетинга, имиджмейкерства и пропаганды.
Теорию массовой коммуникации и ее средств в общем аспекте разрабатывали такие исследователи, как Е.А. Кожемякин, В.С. Комаровский, А.Д. Кривоносов, М. Маклюэн, Г.Г. Почепцов, Е.С. Федоров, М.А. Шишкина и др.
Теоретические аспекты массовой коммуникации, ее воздействие на аудиторию рассмотрены в трудах таких российских исследователей, как Т.А. Алексина, В.Ю. Борев, Ю.П. Буданцев, Л.М. Землянова, М.С. Каган, А.Н. Поздняков, Г.Г. Почепцов, Ю.В. Рождественский и др.
Как отмечают многие известные исследователи, например, М. Маклюэн, человек, его повседневная жизнь все больше зависят от массовой коммуникации, создающей для него своего рода «вторую реальность», «субъективную реальность», влияние которой не менее значимо, чем воздействие объективной реальности.
В формулировке понятия «общественное сознание» Е. В. Суслова общественное сознание выступает как целостная духовная система, которая выражает наиболее существенные черты, присущие конкретной социальной формации. При этом оно формируется и моделируется посредством воздействия множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации.
Эмпирический материал магистерской работы составили информационные материалы правоохранительной тематики, опубликованные пресс - службой УМВД России по Белгородской области на официальном сайте https ://31.мвд.рфза 1 год - с 2017 по 2018 гг. (проанализировано 3 362 информационных материала) а также публикации в социальных сетях «Face¬book» и «Instagram».
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
1. Реферативно-аналитический, индуктивно-дедуктивный и сравни-тельный методы, использованные для систематизации теоретического материала;
2. Метод мониторинга, примененный при отборе эмпирического материала исследования;
3. Контент-анализ;
4. Метод количественного подсчета (элемент статистического анализа);
5. Метод графического представления данных проведенного анализа.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы с целью проведения дальнейших исследований в области изучения имиджа органа государственной власти. Результаты могут быть также применены в усовершенствовании PR-текстов для сайта и социальных сетей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области.
Апробация работы. По теме работы принято к опубликованию 2 научные статьи для журнала МВД России «Научный портал МВД России» (учредитель: федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийской научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», выходит ежеквартально с 2008 года).
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Процесс создания подразделений по связям с общественностью в структуре МВД России начался с 1983 года. В настоящее время продолжается развитие и совершенствование этой структуры.
В Белгородской области функции пресс -службы выполняет отдел ин-формации и общественных связей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области.
Анализ положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России показал, что ведомство стремится к двусторонней коммуникации с населением, уделяет большое внимание мониторингу общественного мнения и охране собственных интересов. Нормативно -правовые акты способствуют реализации политики открытости органа государственной власти, расширению каналов коммуникации, в том числе, освоению интернет-пространства. На основе регламентирующих документов PR-подразделения МВД России выявлены различные инструменты взаимодействия с общественностью. В числе методов коммуникации выделяются: информирование, подготовка общественного мнения, Spin doctoring, моделирование обратной связи, персонификация коммуникации, взаимодействие со СМИ. Современные особенности развития общества влияют на появление новых, ранее неиспользованных, инструментов взаимодействия органа государственной власти и населения: реализация проектов и социальных акций, использование информационного пространства в сети Интернет посредством социальных сетей.
Под имиджем МВД России и его подразделений мы понимаем целенаправленно сформированное, устойчивое и целостное восприятие всеми категориями населения, в том числе полицейскими, социального характера, назначения и функций МВД России.
PR-специалисты делают акцент на достижении цели информирования населения о деятельности органа государственной власти, что закреплено в законодательстве РФ.
Тематическая характеристика текстов позволяет судить о большом количестве информационных поводов.
Анализ текстов официального сайта УМВД России по Белгородской области позволил определить репрезентативные характеристики сотрудников полиции и других участников дискурса. Особенностью является то, что полицейские - субъект PR и формирования имиджа, не всегда представлены в качестве активных участников описанных событий. Это выражается как в заголовках, так и непосредственно в тексте, с помощью отглагольных существительных и использования формулировок, которые косвенно указывают на участников дискурса. Наряду с полицейскими в качестве социальных субъектов выступают преступники, потерпевшие, члены Общественных советов, отдельные граждане и группы населения (дети, матери, студенты, члены трудовых коллективов).
Исследование коммуникации УМВД России по Белгородской области в социальных сетях позволяет считать это средство формирования имиджа одним из перспективных. PR-специалисты ведомства активно осваивают пространство социальных медиа. На сегодняшний день созданы и активно действуют официальные страницы в Facebook, и аккаунт в Instagram.
В процессе освоения социальных сетей произошла эволюция использования мультимедийного контента: графические иллюстрации новостей сменили фотоподборки хорошего качества и видеоматериалы. Большая часть записей содержит визуальный контент. Это свидетельствует о понимании специалистами ОИОС УМВД России по Белгородской области его значения для формирования эмоционально окрашенного представления о ведомстве. «Картинка», будь то фотография или видеоряд, воспринимается аудиторией быстрее и эффективнее. Смыслы, заложенные в креолизованные тексты, дополняют и расширяют знание адресатов о субъекте PR, увеличивают значение текста. При этом исследование показало, что специалисты ведомственной пресс - службы используют социальные сети в соответствии с их назначением: ведут открытый диалог между создателями медиатекстов и пользователям. Двусторонняя коммуникация, гарантирующая успех в пространстве социальных медиа, выстроена на должном уровне.
Однако информация о нераскрытых преступлениях не в полной мере отражена на официальном сайте ведомства, в то время как средства массовой информации Белгородской области активно информирует население о данных фактах. Такое замалчивание говорит о нарушении принципа открытости в представлении информации, и действует негативно при формировании имиджа.
В связи с результатами исследования нам представляется важным дать рекомендации по усовершенствованию PR -текстов для сайта и социальных сетей УМВД России по Белгородский области:
1. Усовершенствовать работу с заголовочными комплексами. Не допускать частого повторения одних и тех же заголовков. Не злоупотреблять использованием отглагольных существительных. Составлять заголовки с учетом своеобразия основного текста.
2. Объединять в одном тексте информацию из разных районов по единой тематике, если нет особой необходимости выделить результаты работы в конкретном муниципальном образовании. Это создаст впечатление единства территории Белгородской области и действий сотрудников полиции.
3. Увеличить количество жанровых форм. Жанровое своеобразие и многообразие должно вести к повышению правовой грамотности, подготовке общественного мнения (разъяснения от первого лица о грядущих изменениях в правилах подачи заявления в полицию, порядке лицензирования, проведении мероприятий), к исключению неправильного понимания действий полиции (обоснование позиции ведомства по тому или иному вопросу в жанре заявления).
4. Использовать прямую речь в заголовках и в основном тексте. Комментарий от первого лица создает доверительную атмосферу и вызывает у реципиентов больше интереса.
5. Активнее использовать метод персонификации: регулярно публиковать тексты об определенных сотрудниках полиции. Через призму личности показывать значимость профессии и деятельности сотрудников разных под-разделений МВД.
6. Вести в социальных сетях рубрики, посвященные актуальным вопросам о работе правоохранительных органов. Это позволит повысить правовую грамотность пользователей и доверие к системе МВД.
7. Употреблять в качестве визуализации типографику: выделять с помощью шрифтов важные факты, распределять информацию по блокам, выделяя ее линейками или другими знаками.
8. Создавать и распространять инфографику. Графический вид, например, сводки происшествий или результаты оперативно - профилактических мероприятий, позволяет адресатам лучше воспринимать информацию с большим количеством фактических данных.
9. Использовать фотоколлажи и другую художественную обработку фотографий. При этом все части коллажа должны быть хорошего качества, взаимодополнять друг друга.
10. Создавать и распространять короткие видеоролики, имеющие рекреативную функцию, но содержащие смыслы, которые необходимо закрепить в представлении адресатов (с использованием определенного кода, свойственного рекламе и кино).
11. Применять опросы, касающиеся напрямую или косвенно деятельности белгородской полиции. Опросы должны отвечать ряду требований: быть актуальными, ограниченными по времени, результаты должны быть своевременно опубликованы и снабжены комментарием органа государственной власти, доступны широкой аудитории для обсуждения.
12. Открыть на официальном сайте возможность комментирования новостных материалов в режиме онлайн. Это позволит не только увеличить число посетителей сайта, но и в полной мере реализует принцип открытости. Кроме того, в режиме реального времени граждане смогут предоставлять оперативную информацию, что позволит увеличить эффективность работы служб.
13. Информировать общественность не только о положительных моментах в служебной деятельности УМВД России по Белгородской области.
Рекомендации являются универсальными и могут быть использованы не только УМВД России по Белгородской области. Их применение возможно другими региональными подразделениями МВД и органами государственной власти. Все это позволит эффективнее использовать каналы коммуникации, совершенствовать PR-тексты, влияющие на формирование имиджа.
В Белгородской области функции пресс -службы выполняет отдел ин-формации и общественных связей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области.
Анализ положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России показал, что ведомство стремится к двусторонней коммуникации с населением, уделяет большое внимание мониторингу общественного мнения и охране собственных интересов. Нормативно -правовые акты способствуют реализации политики открытости органа государственной власти, расширению каналов коммуникации, в том числе, освоению интернет-пространства. На основе регламентирующих документов PR-подразделения МВД России выявлены различные инструменты взаимодействия с общественностью. В числе методов коммуникации выделяются: информирование, подготовка общественного мнения, Spin doctoring, моделирование обратной связи, персонификация коммуникации, взаимодействие со СМИ. Современные особенности развития общества влияют на появление новых, ранее неиспользованных, инструментов взаимодействия органа государственной власти и населения: реализация проектов и социальных акций, использование информационного пространства в сети Интернет посредством социальных сетей.
Под имиджем МВД России и его подразделений мы понимаем целенаправленно сформированное, устойчивое и целостное восприятие всеми категориями населения, в том числе полицейскими, социального характера, назначения и функций МВД России.
PR-специалисты делают акцент на достижении цели информирования населения о деятельности органа государственной власти, что закреплено в законодательстве РФ.
Тематическая характеристика текстов позволяет судить о большом количестве информационных поводов.
Анализ текстов официального сайта УМВД России по Белгородской области позволил определить репрезентативные характеристики сотрудников полиции и других участников дискурса. Особенностью является то, что полицейские - субъект PR и формирования имиджа, не всегда представлены в качестве активных участников описанных событий. Это выражается как в заголовках, так и непосредственно в тексте, с помощью отглагольных существительных и использования формулировок, которые косвенно указывают на участников дискурса. Наряду с полицейскими в качестве социальных субъектов выступают преступники, потерпевшие, члены Общественных советов, отдельные граждане и группы населения (дети, матери, студенты, члены трудовых коллективов).
Исследование коммуникации УМВД России по Белгородской области в социальных сетях позволяет считать это средство формирования имиджа одним из перспективных. PR-специалисты ведомства активно осваивают пространство социальных медиа. На сегодняшний день созданы и активно действуют официальные страницы в Facebook, и аккаунт в Instagram.
В процессе освоения социальных сетей произошла эволюция использования мультимедийного контента: графические иллюстрации новостей сменили фотоподборки хорошего качества и видеоматериалы. Большая часть записей содержит визуальный контент. Это свидетельствует о понимании специалистами ОИОС УМВД России по Белгородской области его значения для формирования эмоционально окрашенного представления о ведомстве. «Картинка», будь то фотография или видеоряд, воспринимается аудиторией быстрее и эффективнее. Смыслы, заложенные в креолизованные тексты, дополняют и расширяют знание адресатов о субъекте PR, увеличивают значение текста. При этом исследование показало, что специалисты ведомственной пресс - службы используют социальные сети в соответствии с их назначением: ведут открытый диалог между создателями медиатекстов и пользователям. Двусторонняя коммуникация, гарантирующая успех в пространстве социальных медиа, выстроена на должном уровне.
Однако информация о нераскрытых преступлениях не в полной мере отражена на официальном сайте ведомства, в то время как средства массовой информации Белгородской области активно информирует население о данных фактах. Такое замалчивание говорит о нарушении принципа открытости в представлении информации, и действует негативно при формировании имиджа.
В связи с результатами исследования нам представляется важным дать рекомендации по усовершенствованию PR -текстов для сайта и социальных сетей УМВД России по Белгородский области:
1. Усовершенствовать работу с заголовочными комплексами. Не допускать частого повторения одних и тех же заголовков. Не злоупотреблять использованием отглагольных существительных. Составлять заголовки с учетом своеобразия основного текста.
2. Объединять в одном тексте информацию из разных районов по единой тематике, если нет особой необходимости выделить результаты работы в конкретном муниципальном образовании. Это создаст впечатление единства территории Белгородской области и действий сотрудников полиции.
3. Увеличить количество жанровых форм. Жанровое своеобразие и многообразие должно вести к повышению правовой грамотности, подготовке общественного мнения (разъяснения от первого лица о грядущих изменениях в правилах подачи заявления в полицию, порядке лицензирования, проведении мероприятий), к исключению неправильного понимания действий полиции (обоснование позиции ведомства по тому или иному вопросу в жанре заявления).
4. Использовать прямую речь в заголовках и в основном тексте. Комментарий от первого лица создает доверительную атмосферу и вызывает у реципиентов больше интереса.
5. Активнее использовать метод персонификации: регулярно публиковать тексты об определенных сотрудниках полиции. Через призму личности показывать значимость профессии и деятельности сотрудников разных под-разделений МВД.
6. Вести в социальных сетях рубрики, посвященные актуальным вопросам о работе правоохранительных органов. Это позволит повысить правовую грамотность пользователей и доверие к системе МВД.
7. Употреблять в качестве визуализации типографику: выделять с помощью шрифтов важные факты, распределять информацию по блокам, выделяя ее линейками или другими знаками.
8. Создавать и распространять инфографику. Графический вид, например, сводки происшествий или результаты оперативно - профилактических мероприятий, позволяет адресатам лучше воспринимать информацию с большим количеством фактических данных.
9. Использовать фотоколлажи и другую художественную обработку фотографий. При этом все части коллажа должны быть хорошего качества, взаимодополнять друг друга.
10. Создавать и распространять короткие видеоролики, имеющие рекреативную функцию, но содержащие смыслы, которые необходимо закрепить в представлении адресатов (с использованием определенного кода, свойственного рекламе и кино).
11. Применять опросы, касающиеся напрямую или косвенно деятельности белгородской полиции. Опросы должны отвечать ряду требований: быть актуальными, ограниченными по времени, результаты должны быть своевременно опубликованы и снабжены комментарием органа государственной власти, доступны широкой аудитории для обсуждения.
12. Открыть на официальном сайте возможность комментирования новостных материалов в режиме онлайн. Это позволит не только увеличить число посетителей сайта, но и в полной мере реализует принцип открытости. Кроме того, в режиме реального времени граждане смогут предоставлять оперативную информацию, что позволит увеличить эффективность работы служб.
13. Информировать общественность не только о положительных моментах в служебной деятельности УМВД России по Белгородской области.
Рекомендации являются универсальными и могут быть использованы не только УМВД России по Белгородской области. Их применение возможно другими региональными подразделениями МВД и органами государственной власти. Все это позволит эффективнее использовать каналы коммуникации, совершенствовать PR-тексты, влияющие на формирование имиджа.



