Введение 3
Глава 1. Особенности маркетинговых коммуникаций с современной молодежной аудиторией 7
1.1. Маркетинг и теория поколений 7
1.2. Характеристика поколения Z 14
1.3. Взаимодействие с поколением Z 18
1.4. Маркетинговые коммуникации и поколение Z 22
Выводы к главе 24
Глава 2. Тренды и технологии в сфере телекоммуникаций 26
2.1. Специфика и проблемы отрасли 26
2.2. Тренды и перспективы отрасли 37
2.3. Тренды и технологии маркетинговых коммуникаций 42
в сфере телекоммуникаций 42
Глава 3. Продвижение услуг мобильного оператора «Билайн» 54
для молодежной аудитории 54
3.1. Online продвижение тарифа «#МожноВсе» от «Билайн» 55
3.2. Offline продвижение тарифа 58
Выводы к главе 61
Заключение 64
Список литературы 66
Приложения
На данный момент, сфера телекоммуникаций является одной из самых развивающихся и инновационных. Прежде всего, это связано с совершенствованием технологий, которые позволяют снижать стоимость и повышать качество связи. Важнейшим сегментом отрасли телекоммуникаций является мобильная связь. Этот рынок активно развивается в России и мире. Современное общество нельзя представить без непрерывного информационного обмена. На сегодняшний день операторы представляют не только услуги мобильной связи, но и обеспечивают подключение к Интернету и доступ к телевидению.
С каждым годом растет число устройств, которые требуют подключения к Интернету . Это позволяет пользователю отправлять голосовые и видео сообщения, смотреть видео онлайн, пользоваться мобильными приложениями и многим другим. Таким образом, в ближайшем будущем произойдет окончательная конвергенция сфер IT и телекоммуникаций .
Проникновение сотовой связи в России достигло 176% . Данные цифры свидетельствуют о том, что на одного жителя страны в среднем приходится две сим-карты. Данные показатели являются не только количественными, но и качественными. Сейчас пользоваться телефонной связью и мобильным Интернетом можно в метро, на верхних этажах высотных зданий или в промышленных ангарах.
Темпы количественного роста замедляются, а сама связь становится дешевле с ужесточением конкуренции . На российском рынке мобильных операторов присутствует 4 ключевых игрока - «МТС», «Мегафон», «Билайн» и «Tele-2». Каждый из операторов предоставляет максимально широкий перечень тарифов по услугам связи, улучшает качество обслуживания клиентов, расширяя сеть салонов сотовой связи. Помимо понижения темпов роста и удешевления связи, операторы теряют большую часть выручки из -за развития OTT-сервисов . Таким образом, возникает необходимость поиска перспективных отраслей и сфер деятельности, которые смогут стать драйвером роста операторов.
В прошлом лояльность потребителя к оператору связи определялась стоимостью тарифа или доступностью в отдельном регионе. На данный момент, такие факторы, как высокая конкурентная среда, снижение цен на услуги и замедление темпов роста, побуждают операторов к поиску новых способов привлечения клиентов.
Ключевым потребителем услуг сотовой связи является молодежная аудитория. Это активные пользователи социальных сетей, мессенджеров. Молодежь является самой перспективной аудиторией для телекоммуникационной отрасли. От умения строить коммуникационную деятельность в соответствии с ценностями и потребностями этой аудитории зависит успех сотовых операторов на рынке.
Таким образом, данная выпускная квалификационная работа является своеобразной попыткой «заглянуть» в будущее индустрии путем анализа, как перспектив отрасли, так и способов взаимодействия с ключевой целевой аудиторией будущего и настоящего.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена следующими факторами:
• в связи со стремительным развитием сети Интернет, возникла необходимость в поиске новых инструментов и креативных решений для продвижения услуг сотовых операторов;
• высокий уровень бюджета позволяет сотовым операторам проводить коммуникационные кампании, используя новые и экспериментальные форматы;
• молодежная аудитория является и будет являться активным потребителем мобильных услуг, возникает необходимость в выявлении особенностей данной аудитории.
Целью выпускной квалификационной работы является определение основных трендов и выявление технологий продвижения услуг мобильных операторов для молодежной аудитории.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
• изучение состояния отрасли телекоммуникаций;
• изучение характеристик молодежной аудитории;
• анализ деятельности главных игроков рынка;
• поиск и выявление трендсеттеров в сфере телекоммуникаций;
• изучение рекламных и PR-кампаний сотовых операторов;
• анализ коммуникационных кампаний компании «Билайн», предназначенных для молодежной аудитории.
Объектом исследования являются тенденции и характеристики коммуникационных кампаний мобильных операторов для молодежной аудитории.
Предметом исследования являются тренды и технологии коммуникационного сопровождения услуг телекоммуникационных компаний для молодежной аудитории.
Теоретической основой написания дипломной работы являлись статьи лидеров мнений российской (Дениса Кускова, Леонида Коника, Сергея Шакунова), а также западной телеком-отрасли (Матса Грэнруда, Тима Скиннера). Среди основных источников информации по маркетинговым коммуникациям необходимо выделить следующие работы: «Маркетинг менеджмент» Ф. Котлера, «Основы маркетинга в телекоммуникациях» Е.А. Голубицкой, «Маркетинговые коммуникации» Дж. Бернетта и С. Мориарти, «Связи с общественностью: теория и практика» А.Н. Чумикова и другие. Для изучения характеристик молодежной аудитории использовались следующие работы: «Поколения» Н.Хоува и У.Штраусса, статьи Евгении Шамис, посвященные теории поколений в России, исследования поколения Z, проведенные компаниями Validata и «Сбербанк». В качестве эмпирической базы использовались публикации и мультимедийный функционал социальных медиа (Facebook, Youtube, Snapchat, Twitter и другие), материалы отраслевых ресурсов в сфере телекоммуникаций (Telecom Daily, J'son & Partners Consulting и другие), в сфере рекламы, PR и маркетинга (Sostav.ru, AdIndex, Cossa, РАСО и другие) и традиционных изданий («Ведомости», «Коммерсант», The Huffington Post и другие). Хронологические рамки исследования — 2010-2017 гг.
В ходе работы для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- включенное наблюдение;
- опрос;
- контент-анализ СМИ;
- экспертное интервью.
Уже сейчас молодежная аудитория является активным потребителем телекоммуникационных услуг. Это поколение «digital natives», которое выросло в эпоху Интернета и мобильных телефонов. Поколение Z является самым активным пользователем социальных сетей и мессенджеров, там они общаются, узнают новую информацию, покупают вещи, получают образование. Это другой, виртуальный мир, у которого нет аналогов в мировой истории. Онлайн является ведущим измерением реальности, формирует тренды, полностью меняет структуру потребления информации. При этом такие черты, как клиповое мышление, пристрастие к геймификации, к визуальной информации, к упрощению языка, останутся присущими поколению Z, когда оно станет взрослым. Не стоит забывать, что в ближайшем будущем это будет основной потребитель услуг, эта аудитория будет определять вектор развития всех отраслей, тем более, телекоммуникационной.
За последнее десятилетие индустрия телекоммуникаций пережила глобальные изменения и преобразования. Сейчас современное общество невозможно представить без постоянного информационного обмена, который осуществляется посредством мобильной связи. Поставщики услуг предложили и внедрили большое количество технологических инноваций, которые оказались востребованы потребителями.
В будущем индустрию телекоммуникаций ожидают масштабные изменения. К 2020 году процент пользователей сотовой связи достигнет 72% от общей численности населения планеты. Крупнейшие мировые игроки телекоммуникационной индустрии при помощи Big data будут анализировать качество сервиса на уровне каждого абонента, выбирать места для открытия офисов продаж, бороться с мошенничеством, спамом и оттоком абонентов. Кроме того, технология позволит создавать узкотаргетированную рекламу для фрагментированной целевой аудитории. Будут расширяться сети пятого поколения 5G. Это означает, что скорость мобильного Интернета в городских условиях может достигать до 100 гигабит в секунду. Благодаря развитию 5G сетей станет возможным масштабное использование технологии «Интернет вещей», которая позволяет подключать различные приборы повседневного спроса к сети Интернет, собирать с них информацию, удаленно управлять этими приборами через программные приложения широкого круга потребительских устройств таких, как ПК, смартфоны и смарт-ТВ.
Совершенствуясь в технологическом плане, отрасль предоставляет массу возможностей для применения передовых технологий маркетинговых коммуникаций. Стоит отметить, что данные технологии успешно применяются не только на западном, но и на российском рынке.
Таким примером является кампания по продвижению тарифа «#МожноВсе» от сотового оператора «Билайн». В данной кампании «Билайн» уделил особое внимание ценностям поколения Z и тому, как оно воспринимает информацию. Сотовый оператор построил кампанию на сочетании самых перспективных каналов коммуникации. Особое внимание «Билайн» уделил взаимодействию с видеоблогерами, нативности рекламной информации, образовательному аспекту и вовлеченности аудитории. На западном рынке, по мнению автора, наиболее успешное взаимодействие с поколением Z демонстрирует немецкий оператор T-Mobile. Эта компания активно продвигает свои услуги через социальные сети: создает вирусный контент, вовлекает пользователей в конкурсы, использует лидеров мнений и говорит с аудиторией на одном языке. T-Mobile и «Билайн» объединяет одна особенность. Эти операторы не являются лидерами в своем сегменте, но стремятся вырваться вперед. Особенность конкуренции на рынке состоит в том, что крупнейшие мировые игроки отрасли находятся на одинаково высоком уровне развития, а новые технологии появляются с минимальной периодичностью.
Поэтому на первый план выходят маркетинговые коммуникации.
1. 5G близко [Электронный ресурс] // Лента.ру URL: https://lenta.rU/articles/2015/11/25/5g/ (дата обращения: 19 декабря 2016).
2. Аакер Дж., Эффект стрекозы: Все об улетных промо-кампаниях в социальных сетях/ Дж. Аакер, Э. Смит; пер. с англ. Е. Милецкой. - М. 2011, 768 С.
3. Анализ состояния и перспектив развития российского рынка
телекоммуникационных услуг в сегментах B2C, B2B и B2G [Электронный ресурс] // J'son & Partners Consulting URL:
http://www.json.ru/ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/razvi tie_otrasli_infokommunikacionnyh_tehnologij_ikt_v_rossii (дата обращения: 17 декабря 2016).
4. Андросова Л.А., Храмкина А.В. Влияние рекламы в Интернете на представителей различных возрастных групп // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 3 (7). С. 42-46.
5. Анна Кошелева. Чего хочет поколение Z, или Как понравиться тинейджеру
B2G [Электронный ресурс] // Секрет Фирмы URL: http://secretmag.ru/article/2016/04/25/generation-z/ (дата обращения: 19
декабря 2016).
6. Бармотина М.В. Влияние государственного регулирования на развитие рынка услуг мобильной связи // Менеджмент и бизнес- администрирование, 2011, № 1.
7. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб: Питер, 2012. — 221 С.
8. Броган К., Агенты влияния в Интернете. Как использовать социальные медиа для продвижения бизнеса; пер. с англ. Н. Фрейман. — СПб 2012. — 304 С.
9. В России растет доступность современных услуг связи [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://www.hse.ru/expertise/news/keywords/149641757/ (дата обращения: 16 декабря 2016).
10. Вебер Л., Эффективный маркетинг в Интернете/пер. с англ. Е. Лалаян. - М. 2010. — 320 С.
11. ВКонтакте создаст сотового оператора до конца этого года [Электронный ресурс] // Газета "Известия" URL: http://izvestia.ru/news/639472 (дата обращения: 6 декабря 2016).
12. Гитомер Дж., Бизнес в социальных сетях. Как продать лидировать и побеждать. - СПб. 2012. — 192 С.
13. Голубицкая Е.А., Кухаренко Е.Г. Основы маркетинга в телекоммуникациях. - М.: Радио и связь, 2005. - 320 С.
14. Демченко, А.И. Особенности формирования национальной модели инновационного развития / А.И. Демченко, К.В. Егорова // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. - Т. 1. - С. 12-17.
15. Джарахов - МОЖНО ВСЕ (премьера клипа) [Электронный ресурс] //
Youtube URL: https://www.youtube.com/watch?v=hDIgwdHJXu8 (дата
обращения: 19 декабря 2016).
16. Для чего российские операторы развивают VoLTE [Электронный ресурс] // VC.ru URL: https://vc.ru/p/volte (дата обращения: 20.04.2017).
17. Ефанов А.В. Транснациональные компании в телекоммуникациях // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы // Москва. - ИМЭМО РАН. - 2005. - С.189.
18. Закон Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения
19. Игрек неизвестный [Электронный ресурс] // Теория поколений в России
URL: https://шgeneratюns.su/2014/07/23/игрек-неизвестный/#more-1102
(дата обращения: 28.03.17).
20. Индустриальный (Промышленный) Интернет Вещей в мире и
перспективы развития в России [Электронный ресурс] // J’son & Partners Consulting URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/mirovoy-opyt-
vnedreniya-proektov-v-sfere-industrialnogo-promyshlennogo-interneta- veschey-i-perspektivy-ih-realizatsii-v-rossii--20160919061924(дата обращения: 19 декабря 2016).
21. Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи
[Электронный ресурс] // Adindex URL:
https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml (дата
обращения: 29.03.17).
22. Исследуем поколение Z [Электронный ресурс] // PR Club Spb URL: http://prclub.spb.ru/2017/03/15/исследование-сбербанка-30-фактов-о-совр/ (дата обращения: 29.03.17).
23. Как поколение Z воспринимает информацию (РАСО) [Электронный ресурс] // Slideshare URL: https://www.slideshare.net/raso_pr/ss-73670691 (дата обращения: 29.03.17).
24. Какими они выросли — молодые люди поколения Z [Электронный ресурс] // Ведомости URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2014/04/16/kakimi-oni-vyrosli- molodye-lyudi-pokoleniya-z (дата обращения: 29.03.17).
25. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. — 608 С.
26. Ключ к бэби-бумеру [Электронный ресурс] // Теория поколений в России
URL: https://rugenerations.su/2010/07/09/ключ-к-бэби-бумеру// (дата
обращения: 27.03.17).
27. Кобылко А.А. Виртуальные операторы как системный ресурс развития рынка телекоммуникаций в России / Системный анализ в экономике - 2012.
28. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 12-е изд.— СПб.: Питер, 2012. — 571 С.
29. Маркетинг для разных поколений: от беби-бумеров до поколения Z [Электронный ресурс] // Cossa URL: http://www.cossa.ru/152/107777/ (дата обращения: 27.04.17).
30. Митрофанова, Е. Использование прикладных аспектов теории поколений
при формировании социальной, корпоративной и государственной политики. - http://www.demoscope.ru/weekly/
2009/0381/student03.php#_FNR_1. [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.03.17).
31. МОЖНОВСЁ: ловим волну хайпа, блогеры в рэпе и турки. Джарахов и Соболев / Feduk и OG Buda [Электронный ресурс] // Youtube URL: https://www.youtube.com/watch?v=Xy0zuIhtztg&t=1547s (дата обращения: 27.04.17).
32. Молодежь теряет интерес к ТВ и радио [Электронный ресурс] // Sostav.ru
URL: http://www.sostav.ru/publication/molodye-rossiyane-stali-menshe-
smotret-tv-17199.html (дата обращения: 25.03.2017).
33. Мудрое мессенджерское решение [Электронный ресурс] // Коммерсант URL: http://kommersant.ru/doc/299695 (дата обращения: 25.03.2017).
34. На чем будут зарабатывать сотовые операторы в будущем [Электронный
ресурс] // ComNews URL: http://www.comnews.ru/content/102291/2016-06- 02/na-chem-budut-zarabatyvat-sotovye-operatory-v-budushchem (дата
обращения: 25.03.2017).
35. Новые люди - новые коммуникации. Какие виды коммуникации потребует поколение Z? [Электронный ресурс] // Российская Ассоциация по связям с общественностью URL: https://www.raso.ru/news/482/ (дата обращения: 29.03.17).
36. Нордстрем К. Бизнес в стиле фанк / Капитал пляшет под дудку таланта. - 3 изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 232 С.
37. О чем забыло поколение X? [Электронный ресурс] // Harvard Business
Review Russia URL: http://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-
navyki/p11178/ (дата обращения: 27.03.17).
38. Операторы сотовой связи России [Электронный ресурс] // Экспоцентр — Связь 2017 URL: http://www.sviaz-expo.ru/ru/articles/2016/operatory-sotovoj- svyazi-rossii/ (дата обращения: 5 января 2017).
39. Плюс-минус «игрек». Как живет и покупает поколение чудес
[Электронный ресурс] // "Коммерсант" URL:
http://www.kommersant.ru/doc/2483995 (дата обращения: 27.03.17).
40. Поколение Digital Native: цифровое детство меняет будущее человечества
[Электронный ресурс] // LifeNews URL:
https://life.ru/t/звук/888939/pokolieniie_digital_native_tsifrovoie_dietstvo_mi eniaiet_budushchieie_chieloviechiestva (дата обращения: 27.03.17).
41. Поколение X,Y,Z: как в них разобраться? [Электронный ресурс] // Zillion
URL: http://zillion.net/ru/blog/316/pokolieniia-x-y-z-kak-v-nikh-razobrat-sia
(дата обращения: 10.05.17).
42. Почему в России стало популярно ходить на платные лекции
[Электронный ресурс] // Деловой Петербург URL:
https://www.dp.ru7a/2017/01/19/Umnie_v_gorode (дата обращения:
26.04.2017).
43. Почему сотовые операторы не нашли нового драйвера роста доходов
[Электронный ресурс] // Деловой Петербург URL:
44. Правило работы маркетолога с поколением Z [Электронный ресурс] // Sostav URL: http: //www.sostav.ru/publication/pravila-raboty-marketologa-s- pokoleniem-z-16723.html (дата обращения: 26.04.2017).
45. Работники нового поколения или как ставить задачи двадцатилетним
[Электронный ресурс] // Мегаплан URL:
https://megaplan.ru/letters/generationz (дата обращения: 29.03.17).
46. Розанова Н.М. Экономический анализ отрасли информационных технологий: мировой опыт и реальность России // Terra Economicus (Экономический вестник Ростовского государственного университета), 2009, Т. 7, № 3.
47. Российские операторы связи начали отказываться от СМС в пакетных
тарифах [Электронный ресурс] // РБК URL:
http://www.rbc.ru/technology_and_media/25/04/2017/58ff450b9a79477e2443 8bae (дата обращения: 29.03.17).
48. Рост числа сотовых абонентов в России ускорился вдвое в прошлом году
[Электронный ресурс] // Газета "Ведомости" URL:
http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/04/13/637469-2015-godu- chislo-sotovih-abonentov-rossii-roslo-vtroe-bistree-chem-godom-ranee (дата обращения: 05.12.2016).
49. Рынок мобильной связи в 2016 году впервые сократится, прогнозирует топ-менеджер «Вымпелкома» [Электронный ресурс] // Газета "Ведомости" URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/05/31/ 643003-rinok-mobilnoi-svyazi (дата обращения: 05.12.2016).
50. Связь будущего: смогут ли операторы сделать ее бесплатной
[Электронный ресурс] // РБК URL:
http://www.rbc.ru/technology_and_media/01/06/2016/574d76d69a7947dd556 3200d (дата обращения: 20.04.2017).
51. Соколова Н., Поколение Игрек Текст. / Н. Соколова / Журнал «Профиль» №34(685) от 20.09.2010.
52. Теория поколений [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга
URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/generation.htm (дата
обращения: 29.03.17).
53. Тоффлер, Э. Шок будущего: пер. с англ. - М.: АСТ, 2002. - 245 С.
54. Тренды 2016 года: мнения российских маркетологов // ADIndex URL: https: //adindex.ru/publication/opinion/marketing/2015/12/22/130969.phtml (дата обращения: 25 декабря 2016).
55. Чего ждать маркетологам от поколений Z и A [Электронный ресурс] //
Cossa URL: http://www.cossa.ru/trends/108913 (дата обращения:
25.04.2017).
56. Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться [Электронный ресурс] // Look at me URL: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration- howitworks/207449-clip (дата обращения: 29.03.17).
57. Чумиков А.Н. Информационно-коммуникационное сопровождение имиджевых программ // Учебно-практическое пособие "Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд". - M.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. - 354 С.
58. Ших К., Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для вашего бизнеса/пер. с англ. Михаила Фербера - М. 2011. — 304 С.
59. Шнуров, Бархатов, Боярский, Любич — о том, почему в Петербурге можно всё [Электронный ресурс] // Интернет-газета "Бумага" URL: http://paperpaper.ru/special/2016-mozhnovse/ (дата обращения: 01.05.2017).
60. 13 Signs That You Basically Live For The Internet [Электронный ресурс] //
BuzzFeed URL: https://www.buzzfeed.com/vodafoneau/signs-that-you-
basically-live-for-the-internet?utm_term=.obzPgjmqw#.ibWNjkm2V (дата обращения: 25.12.2017).
61. 17 Marketing Trends To Watch Out For In 2017 [Электронный ресурс] // Forbes URL: http: //www.forbes.com/sites/aj agrawal/2016/12/15/17-marketing- trends-to-watch-out-for-2017/#51f5c7bc4782 (дата обращения: 25.02.2017).
62. 2016 Mobile Adblocking Report [Электронный ресурс] // PageFair URL:
https://pagefair.com/blog/2016/mobile-adblocking-report (дата обращения:
25.02.2017).
63. 2016 Telecom Market Trends on Big Data, M2M, Sharing Economy, Wearables, 5G and More." [Электронный ресурс] // PRNewswire, n.d. Web. http://www.prnewswire.com/news-releases/2016-telecom-market-trends-on- big-data-m2m-sharing-economy-wearables-5g-and-more-536306391.html (дата обращения: 25.02.2017).
64. AT&T Investor Earnings [Электронный ресурс] // AT&T URL:
https://www. att.com/Investor/Earnings/4q16/8k_4q 16.pdf (дата обращения: 20.03.2017).
65. AT&T URL: https://www.att.com/ (дата обращения: 20.03.2017).
66. Big Data in Global Telecom Market: Key Trends, Market Opportunities and
Industry Forecast 2015-2020. Publication. ReportLinker, [Электронный ресурс] // http://www.reportlinker.com/p03812892-summary/Big-Data-in-
Global-Telecom-Market-Key-Trends-Market-Opportunities-and-Industry- Forecast.html (дата обращения: 20.03.2017).
67. Convergence and Emerging Business Models. Convergence and Emerging Business Models [Электронный ресурс] // Organization for Economic Co-operation and Development. Web. 15 Dec. 2016. URL: http://www.oecd- ilibrary.org/science-and-technology/connected-televisions_5jzb36wjqkvg-en (дата обращения: 05.01. 2017).
68. Ericsson mobility report. On the pulse of the networked society (2015): Web. 3 Jan. 2017. https://www.ericsson.com/res/docs/2015/ericsson-mobility-report- august-2015-interim.pdf (дата обращения: 20.05.2017).
69. Howe, Neil, Strauss, William Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. 1991. 195 P.
70. Indian Mobile Subscriber Stats Mar 2016: 7M New, 1034M Total, Airtel Crosses 250M Subscriber Mark [Электронный ресурс] // Trak.In URL: http://trak.in/tags/business/2016/05/31/indian-mobile-subscriber-stats-mar- 2016/ (дата обращения: 20.03.2017).
71. J’son & Partners Consulting: исследование российского рынка
фиксированного ШПД за 2016 год [Электронный ресурс] // URL: http: //www. cnews. ru/news/line/2017_0301_j son_partners_consulting_issledov anie_rossijskogo (дата обращения: 20.03.2017).
72. James Manyika, Michael Chui, Peter Bisson, Jonathan Woetzel, Richard Dobbs, Jacques Bughin, and Dan Aharon. "Unlocking the Potential of the Internet of Things." McKinsey & Company. N.p., n.d. Web. 11 Jan. 2016. http://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our- insights/the-internet-of-things-the-value-of-digitizing-the-physical-world (дата обращения: 20.03.2017).
73. Kim Kardashian's Amazing Super Bowl Commercial - T-Mobile’s DataStash™
[Электронный ресурс] // Yotube URL:
https://www.youtube.com/watch?v=WzQ6a2UKlGM (дата обращения:
03.01.2017).
74. Marc Prensky — Digital Natives & Digital Immigrants [Электронный ресурс] // MCB University Press URL: https://goo.gl/6dkTaQ (дата обращения: 20.03.2017).
75. Meal Exchange [Электронный ресурс] // AT&T URL:
https: //www. corp.att.com/worldwide/att-people-meal-exchange.html
(дата обращения: 03.01.2017).
76. Osika, Chris. "Reclaiming Mobile Cloud Services from OTTs: Seven Actions
Service Providers Can Take to Capture a $60 Billion Opportunity." SP360: Service Provider (2013): n. pag. 28 Feb. 2013. Web.
77. Project Hope [Электронный ресурс] // AT&T URL:
https: //www. corp. att.com/worldwide/att-people-proj ect-hope. html
(дата обращения: 05.02. 2017).
78. Reimagining the future with 5G - the first live trial in Australia [Электронный ресурс] // Telstra URL: https://exchange.telstra.com.au/reimagining-future- 5g-first-live-trial-australia/ (дата обращения: 19.04.2017).
79. Rogers, Everett (16 August 2003). Diffusion of Innovations, 5th Edition. Simon and Schuster. ISBN 978-0-7432-5823-4.
80. Russian Mobile Segment: Recent Developments [Электронный ресурс] //
AC&M Consulting [сайт]. - Режим доступа: http://www.acm-
consulting.com/data-downloads/doc_download/105-russian-mobile-market- trends-may-2012.html (дата обращения: 26.11.2016).
81. Serban. loana. "Telecom 2020 -
Infographic." http://www.euroitgroup.com/telecom-2020-infographic. Euro IT Group, 12 Aug. 2016. Web. 12 Sept. 2016 (дата обращения: 26.11.2016).
82. The Future of Telecom Operators in
Europe.https://www.atkearney.com/documents/10192/7026987/The+Future+of +Telecom+Operators+in+Europe.pdf [Электронный ресурс] // ATKearney, https: //www. atkearney. com/documents/10192/7026987/The+Future+of+T elec om+Operators+in+Europe.pdf (дата обращения: 26.11.2016).
83. The World's Top 10 Telecommunications Companies [Электронный ресурс]
// Investopedia URL:
http://www.investopedia.com/articles/markets/030216/worlds-top-10- telecommunications-companies.asp (дата обращения: 26.12.2016).
84. Top 10 Telecom Companies in USA 2016 [Электронный ресурс] // MBA School URL: http://www.mbaskool.com/fun-corner/top-brand-lists/16340-top- 10-telecom-companies-in-usa-2016.html (дата обращения: 20.03.2017).
85. Unlocking the potential of the Internet of Things [Электронный ресурс] //
McKinsey & Company URL: http://www.mckinsey.com/business-
functions/digital-mckinsey/our-insights/the-internet-of-things-the-value-of- digitizing-the-physical-world (дата обращения: 01.05.2017).
86. Verizon to test 5G in 11 cities [Электронный ресурс] // CNN URL:
http://money.cnn.com/2017/02/22/technology/verizon-5g-testing/ (дата
обращения: 19.04.2017).
87. Vodafone Financial Report 2015 [Электронный ресурс] // Vodafone URL: http: //www.vodafone .com/content/annualreport/annualreport 15/assets/pdf/fina ncials.pdf (дата обращения: 05.03.2017).
88. Vodafone Foundation launches ‘Instant Schools For Africa’ to bring advanced
educational resources to millions of young Africans [Электронный ресурс] // Vodafone URL: http://www.vodafone.com/content/index/media/vodafone-
group-releases/2016/instantschools-forafrica.html (дата обращения:
05.03.2017).
89. Welch, Chris. "Verizon Reaches 'key Milestone' on the Road to 5G." The Verge.
The Verge, 11 July 2016. Web. 11 Jan. 2017.
http://www.theverge.com/2016/7/11/12148432/verizon-5g-radio-specification- finalized (дата обращения: 05.03.2017).
90. William Shakespeare goes digital as British Library allows public to download first editions [Электронный ресурс] // The Telegraph URL: http://www.telegraph.co.uk/theatre/playwrights/william-shakespeare-goes- digital-as-british-library-allows-publi/ (дата обращения: 06.03.2017).
91. Wynn, Ed. "2016 Telecommunications Trends: Pay Attention and Profit." The Huffington Post. TheHuffingtonPost.com, n.d. Web. 11 Oct. 2016 (дата обращения: 06.03.2017).