САМООТНОШЕНИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
КАК УСЛОВИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ 7
1.1. Понятие и типы самоутверждения личности 7
1.2. Особенности самоутверждение в подростковом возрасте 14
1.3. Самоотношение и коммуникативные умения как условия
самоутверждения подростков в общении 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЯ
САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обсуждение 28
2.3. Рекомендации педагогу-психологу и учителям по формированию
конструктивного способа самоутверждения подростков в общении 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
КАК УСЛОВИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ 7
1.1. Понятие и типы самоутверждения личности 7
1.2. Особенности самоутверждение в подростковом возрасте 14
1.3. Самоотношение и коммуникативные умения как условия
самоутверждения подростков в общении 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЯ
САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обсуждение 28
2.3. Рекомендации педагогу-психологу и учителям по формированию
конструктивного способа самоутверждения подростков в общении 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Современное поколение характеризуется противоречием между реальным на сегодняшний день, самоутверждением подростков, и несоответствием желаемой социальной значимости. Самоутверждение - важнейшая составляющая личности - у подростка во многом определяется свойственными возрасту социально-психологическими особенностями развития. Существенной чертой характера, обусловливающей его поведение, являются внутренние противоречия (непримиримость к злу, готовность вступить в борьбу за справедливость, неумение разобраться в жизненных сложностях, стремление к идеалу, желание «быть хорошим» и неприятие «открытого воспитания», стремление к самостоятельному постижению истины, желание самоутвердиться и неумение это сделать). В основе этих внутренних противоречий может лежать отсутствие жизненного опыта у подростков. Проблема самоутверждения личности не является новой для зарубежной и отечественной психолого-педагогической науки. Ей посвящены работы таких ученых как, (А. Адлер, Л. И. Божович, В. Н. Куницына, И. Кант, В. С. Мухина, Е. П. Никитин, С. П. Слаква, Н. В. Самоукина, В. С. Саблин, Д. И. Фельдштейн, Н. Е. Харламенкова).
Самоутверждение - это стремление человека к повышению и поддержанию своей самооценки, как с собственной стороны, так и со стороны других людей, которое проявляется в поведении и в способах взаимодействия с окружающими. Противоречие заключается в том, что не все подростки самоутверждаются успехами в учебе, спортивными достижениями, творческими увлечениями, а начинают демонстрировать престижные вещи, места отдыха на каникулах, возвышая планку своих материальных потребностей и стремлений, а также может заключаться в негативизме по отношению к окружающим, отрицания личностной ценности и значимости другого, подавления личности другого.
Проблема исследования: каков характер связи между особенностями самоутверждения подростков в общении, с одной стороны, и их самоотношением и коммуникативными умениями, с другой?
Цель - изучить характер связи между особенностями самоутверждения подростков в общении и их самоотношением и коммуникативными умениями.
Объект: самоутверждение подростков.
Предмет: характер связи между особенностями самоутверждения подростков в общении, с одной стороны, и их самоотношением и коммуникативными умениями, с другой стороны.
Задачи исследования:
1. Проанализировать предлагаемые в психолого-педагогической литературе подходы к решению проблемы особенностей самоутверждения в подростковом возрасте, а также самоотношение личности и коммуникативных умений как условий самоутверждения подростков в общении.
2. Обосновать выбор диагностических методик, направленных на выявление особенностей самоутверждения в общении, самоотношения личности и коммуникативных умений в подростковом возрасте.
3. Изучить особенности самоутверждения в общении, самоотношение личности и коммуникативные умения в младшем, среднем и старшем подростковом возрасте.
4. Выявить характер связи между особенностями самоутверждения подростков в общении, с одной стороны, и их самоотношением и коммуникативными умениями, с другой стороны.
5. Разработать рекомендации педагогу-психологу и учителям по формированию конструктивного способа самоутверждения подростков в общении.
самоотношения подростков и способами их самоутверждения в общении, а именно: подростки, имеющие высокий уровень самоценности и
саморуководства будут демонстрировать преимущественно конструктивные способы самоутверждения в общении.
2. Существует связь между уровнем развития коммуникативных умений подростков и способами их самоутверждения в общении, а именно: подростки, проявляющие компетентность в общении будут предпочитать конструктивные способы самоутверждения.
Теоретической базой исследования выступают подходы: А. Адлера (индивидуальный подход), который рассматривает потребность в самоутверждении (в превосходстве, в признании) как сущностную потребность человека. Кроме того, подход Э. Эриксона (эпигенетический), который определяет самоутверждение личности как основу изменения представлений о себе. Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн (сторонники деятельностного подхода) рассматривали самоутверждение как один из важных мотивационных линий подросткового возраста и как один из компонентов особого психического состояния. Также, позиция Б. Г. Ананьева (деятельностный подход), в понимании которого самоотношение это устойчивая личностная черта. Ценным для нас является (индивидуально¬личностный подход) А. В. Мудрика, который коммуникативные умения связывает с правильным выстраиванием своего поведения.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы);
эмпирический (тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности); методы математической обработки данных (статистический критерий Мана- Уитни, корреляционный анализ, регрессионный анализ). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics 19.
Диагностические методики:
1. Методика «Исследования особенностей самоутверждения» (Е. А. Киреева, Т. Д. Дубовицкая) направленная на выявление ведущего способа самоутверждения в общении.
2. Методика «Исследования самоотношения» (С. Р. Пантелеев) предназначена для выявления уровня развития структурных компонентов самоотношения.
3. Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон) направленный на оценку уровня развития коммуникативных умений и определение преобладающего у личности способа общения.
База исследования:
В исследовании приняли участие учащиеся 5-х, 7-х и 9-х классов (младшего, среднего и старшего подросткового возраста) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Белгорода в количестве 70 человек.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке рекомендаций для педагога-психолога и учителей МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода по формированию конструктивного способа самоутверждения подростков в общении.
Самоутверждение - это стремление человека к повышению и поддержанию своей самооценки, как с собственной стороны, так и со стороны других людей, которое проявляется в поведении и в способах взаимодействия с окружающими. Противоречие заключается в том, что не все подростки самоутверждаются успехами в учебе, спортивными достижениями, творческими увлечениями, а начинают демонстрировать престижные вещи, места отдыха на каникулах, возвышая планку своих материальных потребностей и стремлений, а также может заключаться в негативизме по отношению к окружающим, отрицания личностной ценности и значимости другого, подавления личности другого.
Проблема исследования: каков характер связи между особенностями самоутверждения подростков в общении, с одной стороны, и их самоотношением и коммуникативными умениями, с другой?
Цель - изучить характер связи между особенностями самоутверждения подростков в общении и их самоотношением и коммуникативными умениями.
Объект: самоутверждение подростков.
Предмет: характер связи между особенностями самоутверждения подростков в общении, с одной стороны, и их самоотношением и коммуникативными умениями, с другой стороны.
Задачи исследования:
1. Проанализировать предлагаемые в психолого-педагогической литературе подходы к решению проблемы особенностей самоутверждения в подростковом возрасте, а также самоотношение личности и коммуникативных умений как условий самоутверждения подростков в общении.
2. Обосновать выбор диагностических методик, направленных на выявление особенностей самоутверждения в общении, самоотношения личности и коммуникативных умений в подростковом возрасте.
3. Изучить особенности самоутверждения в общении, самоотношение личности и коммуникативные умения в младшем, среднем и старшем подростковом возрасте.
4. Выявить характер связи между особенностями самоутверждения подростков в общении, с одной стороны, и их самоотношением и коммуникативными умениями, с другой стороны.
5. Разработать рекомендации педагогу-психологу и учителям по формированию конструктивного способа самоутверждения подростков в общении.
самоотношения подростков и способами их самоутверждения в общении, а именно: подростки, имеющие высокий уровень самоценности и
саморуководства будут демонстрировать преимущественно конструктивные способы самоутверждения в общении.
2. Существует связь между уровнем развития коммуникативных умений подростков и способами их самоутверждения в общении, а именно: подростки, проявляющие компетентность в общении будут предпочитать конструктивные способы самоутверждения.
Теоретической базой исследования выступают подходы: А. Адлера (индивидуальный подход), который рассматривает потребность в самоутверждении (в превосходстве, в признании) как сущностную потребность человека. Кроме того, подход Э. Эриксона (эпигенетический), который определяет самоутверждение личности как основу изменения представлений о себе. Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн (сторонники деятельностного подхода) рассматривали самоутверждение как один из важных мотивационных линий подросткового возраста и как один из компонентов особого психического состояния. Также, позиция Б. Г. Ананьева (деятельностный подход), в понимании которого самоотношение это устойчивая личностная черта. Ценным для нас является (индивидуально¬личностный подход) А. В. Мудрика, который коммуникативные умения связывает с правильным выстраиванием своего поведения.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы);
эмпирический (тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности); методы математической обработки данных (статистический критерий Мана- Уитни, корреляционный анализ, регрессионный анализ). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics 19.
Диагностические методики:
1. Методика «Исследования особенностей самоутверждения» (Е. А. Киреева, Т. Д. Дубовицкая) направленная на выявление ведущего способа самоутверждения в общении.
2. Методика «Исследования самоотношения» (С. Р. Пантелеев) предназначена для выявления уровня развития структурных компонентов самоотношения.
3. Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон) направленный на оценку уровня развития коммуникативных умений и определение преобладающего у личности способа общения.
База исследования:
В исследовании приняли участие учащиеся 5-х, 7-х и 9-х классов (младшего, среднего и старшего подросткового возраста) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Белгорода в количестве 70 человек.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке рекомендаций для педагога-психолога и учителей МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода по формированию конструктивного способа самоутверждения подростков в общении.
В ходе теоретического анализа подходов к решению проблемы самоутверждения личности мы выработали собственную методологическую позицию. Содержание рабочих понятий определил выбор диагностических методик нашего исследования.
Под самоутверждением, с точки зрения В. С. Мухиной, понимается «стремление человека к значительной оценке со стороны окружающих и самооценке своей личности и определённое этим стремлением поведение» [35, с. 207].
И. И. Чеснокова под самоотношением понимает «особенный вид эмоционального переживания, которое отображает отношение человека к тому, что он узнает, осознает и выявляет в самом себе» [53, с. 226].
Коммуникативные умения А. В. Мудрик определяет как «связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения» [36, с. 213].
Подтвердилась гипотеза о том, что существует связь между структурными компонентами самоотношения подростков и способами самоутверждения в общении, а именно: подростки, имеющие высокий уровень самоценности и саморуководства демонстрируют преимущественно конструктивные способы самоутверждения в общении (r=0,740; p<0,05), (r=0,409; p<0,05).
Подтвердилась также гипотеза о том, что существует связь между уровнем развития коммуникативных умений подростков и способами самоутверждения в общении, а именно: подростки, проявляющие компетентность в общении, предпочитают конструктивные способы самоутверждения, была подтверждена (r=0,700; p<0,05).
Для этого мы воспользовались корреляционным анализом. И получили следующие данные: существует высокая положительная корреляционная взаимосвязь между структурными компонентами самоотношения, а именно с «самоценностью» и показателем «конструктивный способ самоутверждения» (r=0,740; p<0,05). Тесная положительная корреляционная взаимосвязь была обнаружена с компонентом «саморуководство» и показателем «конструктивный способ самоутверждения» (r=0,409; p<0,05), а также мы дополнительно получили тесную положительную взаимосвязь между компонентом «самоуверенность» (r=0,525; p<0,05) и отрицательную
взаимосвязь между компонентом «внутренняя конфликтность» (r=-0,228; p<0,05) с показателем «конструктивный способ самоутверждения».
Высокая положительная корреляционная взаимосвязь была выявлена между уровнем развития коммуникативных умений, а именно: «компетентностью в общении» подростков и показателем «конструктивный способ самоутверждения» (r=0,700; p<0,05).
Для подтверждения нашей гипотезы и данных, полученных в результате корреляционного анализа, мы провели множественный регрессионный анализ с целью углубленного изучения полученных взаимосвязей и подтверждения влияния компонентов самоотношения и уровней коммуникативных умений на конструктивный способ самоутверждения подростков в общении. На конструктивный способ самоутверждения в общении оказывают прямо пропорциональное влияние структурные компоненты самоотношения а именно: «саморуководство», «самоценность», «самоуверенность» и обратно пропорциональное влияние компонент «внутренняя конфликтность».
Уровень коммуникативных умений, а именно: «компетентный» также оказывает прямо пропорциональное влияние на конструктивный способ самоутверждения в общении.
С целью выявления различий по особенностям самоутверждения подростков в общении между классами мы провели статистический анализ данных с применением критерия Манна-Уитни, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками, который позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. В результате нами были получены статистически значимые различия между 5 и 7 классами (p<0,05), между 5 и 9 классами статистически значимых различий не обнаружилось (p>0,05). В 7 и 9 классах были получены статистически значимые различия по психологическим особенностям самоутверждения подростков в общении (p<0,05).
Был проведен статистический анализ по структурным компонентам самоотношения, и были получены статистически значимые различия по компоненту «замкнутость», между 5 и 7 классами (p<0,05), а между 5 и 9 классами наблюдается статистически значимые различия по структурным компонентам: «самоуверенность», «саморуководство», «самоценность»,
«самопривязанность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение» (p<0,05). В 7 и 9 классах были получены статистически значимые различия по всем компонентам самоотношения (p<0,05).
Также мы провели статистический анализ по преобладающим способам общения и получили различия в 5 и 7 классах, а именно по компетентному способу общения и агрессивному способу общения (p<0,05), между 5 и 9 классами были получены статистически значимые различия по агрессивному способу общения (p<0,05). В 7 и 9 классах обнаружились статистически значимые различия по всем способам общения (p<0,05).
Исходя из полученных данных, нами были разработаны рекомендации для педагога-психолога и учителей по формированию конструктивного способа самоутверждения подростков в общении.
Под самоутверждением, с точки зрения В. С. Мухиной, понимается «стремление человека к значительной оценке со стороны окружающих и самооценке своей личности и определённое этим стремлением поведение» [35, с. 207].
И. И. Чеснокова под самоотношением понимает «особенный вид эмоционального переживания, которое отображает отношение человека к тому, что он узнает, осознает и выявляет в самом себе» [53, с. 226].
Коммуникативные умения А. В. Мудрик определяет как «связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения» [36, с. 213].
Подтвердилась гипотеза о том, что существует связь между структурными компонентами самоотношения подростков и способами самоутверждения в общении, а именно: подростки, имеющие высокий уровень самоценности и саморуководства демонстрируют преимущественно конструктивные способы самоутверждения в общении (r=0,740; p<0,05), (r=0,409; p<0,05).
Подтвердилась также гипотеза о том, что существует связь между уровнем развития коммуникативных умений подростков и способами самоутверждения в общении, а именно: подростки, проявляющие компетентность в общении, предпочитают конструктивные способы самоутверждения, была подтверждена (r=0,700; p<0,05).
Для этого мы воспользовались корреляционным анализом. И получили следующие данные: существует высокая положительная корреляционная взаимосвязь между структурными компонентами самоотношения, а именно с «самоценностью» и показателем «конструктивный способ самоутверждения» (r=0,740; p<0,05). Тесная положительная корреляционная взаимосвязь была обнаружена с компонентом «саморуководство» и показателем «конструктивный способ самоутверждения» (r=0,409; p<0,05), а также мы дополнительно получили тесную положительную взаимосвязь между компонентом «самоуверенность» (r=0,525; p<0,05) и отрицательную
взаимосвязь между компонентом «внутренняя конфликтность» (r=-0,228; p<0,05) с показателем «конструктивный способ самоутверждения».
Высокая положительная корреляционная взаимосвязь была выявлена между уровнем развития коммуникативных умений, а именно: «компетентностью в общении» подростков и показателем «конструктивный способ самоутверждения» (r=0,700; p<0,05).
Для подтверждения нашей гипотезы и данных, полученных в результате корреляционного анализа, мы провели множественный регрессионный анализ с целью углубленного изучения полученных взаимосвязей и подтверждения влияния компонентов самоотношения и уровней коммуникативных умений на конструктивный способ самоутверждения подростков в общении. На конструктивный способ самоутверждения в общении оказывают прямо пропорциональное влияние структурные компоненты самоотношения а именно: «саморуководство», «самоценность», «самоуверенность» и обратно пропорциональное влияние компонент «внутренняя конфликтность».
Уровень коммуникативных умений, а именно: «компетентный» также оказывает прямо пропорциональное влияние на конструктивный способ самоутверждения в общении.
С целью выявления различий по особенностям самоутверждения подростков в общении между классами мы провели статистический анализ данных с применением критерия Манна-Уитни, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками, который позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. В результате нами были получены статистически значимые различия между 5 и 7 классами (p<0,05), между 5 и 9 классами статистически значимых различий не обнаружилось (p>0,05). В 7 и 9 классах были получены статистически значимые различия по психологическим особенностям самоутверждения подростков в общении (p<0,05).
Был проведен статистический анализ по структурным компонентам самоотношения, и были получены статистически значимые различия по компоненту «замкнутость», между 5 и 7 классами (p<0,05), а между 5 и 9 классами наблюдается статистически значимые различия по структурным компонентам: «самоуверенность», «саморуководство», «самоценность»,
«самопривязанность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение» (p<0,05). В 7 и 9 классах были получены статистически значимые различия по всем компонентам самоотношения (p<0,05).
Также мы провели статистический анализ по преобладающим способам общения и получили различия в 5 и 7 классах, а именно по компетентному способу общения и агрессивному способу общения (p<0,05), между 5 и 9 классами были получены статистически значимые различия по агрессивному способу общения (p<0,05). В 7 и 9 классах обнаружились статистически значимые различия по всем способам общения (p<0,05).
Исходя из полученных данных, нами были разработаны рекомендации для педагога-психолога и учителей по формированию конструктивного способа самоутверждения подростков в общении.
Подобные работы
- ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



