Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У БОЛЬНЫХ С ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫМ РАССТРОЙСТВОМ

Работа №73420

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы138
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения нейропсихологических особенностей временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством 10
1.1. Анализ понятия временной перцепции и основные подходы к ее
изучению 10
1.2. Клинико-психологические особенности пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами 14
1.3. Нейропсихологические особенности временной перцепции у больных с
тревожно-депрессивным расстройством 29
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование нейропсихологических особенностей временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством....34
2.1. Организация и методы исследования нейропсихологических
особенностей временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством 34
2.2. Анализ и результаты эмпирического исследования нейропсихологических особенностей временной перцепции у больных с
тревожно-депрессивным расстройством 42
2.3. Разработка и апробирование программы психологического
сопровождения больных с тревожно-депрессивным расстройством 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность данного исследования определяется тем, что в современном мире депрессивные и тревожные состояния являются одной из важнейших проблем, которые зачастую воспринимаются как нормативное снижение настроения, познавательных процессов, двигательной активности, как возникновение тревоги, беспокойного чувства, негативных эмоций, связанных с ожиданием чего-то опасного. Особое влияние эти негативные состояния оказывают на личностные особенности больных, на их повседневную и профессиональную жизнь, на возможность принимать какие-то значимые решения. Адаптация и ориентация человека в окружающий мир при возникновении различных ситуаций огромную роль играет восприятие времени. Вопрос организации времени человека, его жизненного пути напрямую связаны с особенностями планирования в жизни своего времени.
В настоящее время наблюдается повышение интереса к изучению временного восприятия, личностной организации времени, а также к изучению наиболее распространенных заболеваний, таких как тревога и депрессия. Существенный вклад в изучение времени и временной перцепции внесли Б.И. Цуканов, В.Н. Мясищев, У. Джеймс, К. Левин, Ж. Нюттен и многие другие исследователи.
Уже античные мыслители рассматривали время как последовательные изменения (возникновение, становление, исчезновение), происходящие с определенной цикличностью и повторяемостью. Последующему изучению проблемы времени свои труды посвятили такие ученые и философы как А. Бергсон, Э. Гуссерль, П. Фресс, Б.И. Цуканов, В.Н. Мясищев, У. Джеймс, К. Левин, Ж. Нюттен, Т. Коттл, С.Л. Рубинштейн, Дж. Бойд, Ф. Зимбардо и многие другие.
Ежедневно человек сталкивается с проблемой времени. Время регулирует деятельность человека, это цикл нашей жизни, ее длительность, периоды, имеющие разное значение и смысл для человека.
В отечественной и зарубежной психологии делаются попытки изучения особенностей восприятия времени, его состава, структуры, возрастно-психологических особенностей в большей мере в раннем, дошкольном и подростковом возрасте, чем в поздних возрастах. Изучение особенностей восприятия времени в геронтологии осуществляется такими учеными как О.Е. Сурнина, Н.В. Антонова, Е.В. Лебедева, З.А. Киреева, S.K. Baum, R.L. Boxley, S. Gallagher, S. Lehnhoff, J. Uffink, 1.Н. Wearden, M. Wittmann и др.
Вопрос исследования временной перцепции разносторонне изучается отечественными и зарубежными исследователями в психологической науке многими направлениями, которые мало связаны между собой. Это исследования временной перцепции Ю.М. Забродина, Ф.Е. Иванова, Е.Н. Соколова, П. Фресса и др., исследования переживания времени Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др., исследования временной перспективы Р. Кастенбаума, Дж. Нюттена и др.
Но они оказались отрезанными от целого исследовательского направления. Это направление изучало нейрофизиологические, психофизиологические особенности временной организации человека, которые были исследованы Н.Н. Брагиной, Т.А. Доброхотовой, Ю.М. Забродиным, А.В. Бороздиной, Н.А. Мусиной и др.
Временная перцепция в психологической науке рассматривается не как единый феномен, а как множество разнообразных явлений, реализующихся на таких уровнях психической активности человека как:
1. Психологический уровень характеризуется ускорением процесса метаболизма и восприятия течения времени, но происходит снижение непосредственной оценки времени у пациентов с анестезией внутренних органов.
2. Нейропсихологический уровень характеризуется сохранностью восприятия длительности, но снижением способности оперировать этими временными соотношениями у пациентов с кортикальными поражениями и нарушениями интеллектуальной деятельности.
3. Психологический уровень характеризуется сосредоточением психической деятельности на события прошлого у пациентов с психогенной депрессией, в то время как при эндогенных происходит изменение восприятия будущего.
4. Отсутствие смысла жизненных целей как первичного компонента характеризует личностный уровень.
Проблемой тревожно-депрессивного расстройства занимались А.Б. Смулевич, В.Н. Краснов, Turner, Beidel и т.д. Работы этих авторов в значительной мере способствовали изучению временной перцепции и тревожно-депрессивного расстройства.
Тревога и депрессия считаются наиболее распространенными заболеваниями в современном мире (А.Б. Смулевич, В.Н. Краснов, Р.Г. Оганов). Тревожно-депрессивные расстройства как одна их форм аффективных нарушений оказывает влияние на разные стороны психической деятельности человека, в том числе и на восприятие времени (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Тревожно-депрессивные расстройства в настоящее время понимаются как нарушение аффективной сферы (Turner, Beidel, Costello). Патогенез данного заболевания, рассматриваемый с системных позиций, включает в себя как морфофункциональный (нейроанатомический, нейрофизиологический, нейрохимический) (В.Н. Синицкий), так и патопсихологический (А.Б. Смулевич) компоненты [39]. В современном мире депрессивные и тревожные состояния являются одной из важнейших проблем, которые зачастую воспринимаются как нормативное снижение настроения, познавательных процессов, двигательной активности, как возникновение тревоги, беспокойного чувства, негативные эмоций, связанных с ожиданием чего-то опасного. Особое влияние эти негативные состояния оказывают на личностные особенности больных, на их повседневную и профессиональную жизнь, на возможность принимать какие-то значимые решения.
Однако в вышеперечисленных трудах не охватывается изучение временной перцепции у людей, имеющих тревожно-депрессивное расстройство, в связи с чем, мы можем сделать вывод, что данная проблема недостаточно разработана.
Исследование нейропсихологических механизмов временной перцепции дает возможность осуществлять диагностику и психологическую коррекцию временного гнозиса у больных тревожно-депрессивными расстройствами.
Проблема: каковы нейропсихологические особенности временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством?
Цель исследования: выявить нейропсихологические особенности временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством.
Объект исследования: особенности временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством.
Предмет исследования: нейропсихологические особенности временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством.
Гипотезы исследования:
1. Нейропсихологическими особенностями временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством выступают: неустойчивый характер субъективного восприятия длительности временных интервалов; высокая событийная дискретность, низкая событийная интегрированность, неустойчивая хронологическая протяженность временной перспективы.
2. С использованием программы психологического сопровождения больных с тревожно-депрессивным расстройством возможна стабилизация эмоционального фона со снижением уровня тревоги и депрессии; оптимизация процессов субъективного восприятия длительности временных интервалов; повышение устойчивости хронологической протяженности временной перспективы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Дать теоретический анализ особенностей временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством;
2. Провести клинико-психологическое исследование патопсихологического, нейропсихологического статуса больных с тревожно-депрессивным расстройством;
3. Выявить особенности субъективного восприятия длительности временных интервалов у больных с тревожно-депрессивным расстройством;
4. Исследовать особенности событийной реконструкции временной перспективы личности у больных с тревожно-депрессивным расстройством;
5. Разработать программу психологического сопровождения больных с тревожно-депрессивным расстройством, апробация данной программы на клиническом случае с оценкой ее эффективности.
Теоретической основой исследования стали:
Положения философии и психологии о феномене времени; теоретические подходы к изучению различных аспектов восприятии времени, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей (А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Г. Юнг, К.А. Абульханова-Славская, А.К. Болотова, А.А. Кроник и др.).
Научные труды Д.Г. Элькина и Б.И. Цуканова, направленные на изучение существования прямой связи между временной перцепцией и деятельностью человека.
Исследования отечественных и зарубежных авторов, рассматривающие проблемы временной перцепции на уровне переживания времени и представлений о нем (Е. И. Головаха, А. А. Кроник, С. Л. Рубинштейн, П. Фресс, Б. И. Цуканов, Д. Г. Элькин).
Концепция (У. Джемс, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Вайнштейн), рассматривающая временную перцепцию как длительность, скорость и последовательность существующих вовне событий, которая не имеет физиологического коррелята, но задействует в своем функционировании деятельность различных видов анализаторов: кинестетических, слуховых, зрительных.
Культурно-исторический подход к формированию и развитию высших психических функций (ВПФ) Л. С. Выготского; теорию о системно-динамической локализации ВПФ и их уровневой организации А. Р. Лурия. Нейропсихологические исследования восприятия в норме и при патологии разного генеза Хомской Е. Д., Владимирова А. Д., Федоровской Е. А. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. и др.
В данных работах восприятие понимается как высшая психическая функция (сложноорганизованный психический процесс), содержащий динамические (временные, регулятивные) и структурные компоненты, за оптимальное функционирование которых отвечают нейропсихологические факторы. Рассматривается специфика восприятия времени в норме и при патологии.
Исследование А.Б. Смулевича, рассматривающее распространенность тревожно-депрессивных переживаний в популяции.
Исследовательские работы П.П. Солощенко, А.В. Федотовой, изучающие коморбидность тревоги и депрессии.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целью и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы:
• организационные методы (сравнительный метод);
• эмпирические методы (эксперимент, психодиагностические методы);
• методы описательной статистики (непараметрический статистический критерий для двух независимых выборок U-Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS - 22.0»);
• интерпретационные.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Клиническая беседа и наблюдение (Б.В. Зейгарник);
2. Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS) Zigmond A.S. и Snaith R.P.;
3. Шкала самооценки тревоги и депрессии У. Цунга;
4. «Субъективная оценка длительности времени» (SALT) И.В. Запесоцкой и Д.С. Селивановой;
5. Метод Событийной реконструкции временной перспективы личности В.Б. Никишиной;
6. Краткое нейропсихологическое обследование когнитивной сферы (КНОКС) (И.М. Тонконогий).
7. Опросник временной перспективы Ф.Д. Зимбардо;
8. Методика семантического дифференциала времени (Л.И. Вассерман).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ОГКУЗ «Белгородская областная клиническая психоневрологическая больница», в нем принимали участие больные с тревожно-депрессивным расстройством в возрасте от 18 лет; в количестве 30 человек. В контрольную группу вошли условно здоровые испытуемые (30 человек), проходившие профосмотр в Областном психоневрологическом диспансере.
Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования нейропсихологических механизмов временной перцепции больных с тревожно-депрессивным расстройством позволяет осуществлять диагностику, психологическую коррекцию и восстановление.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников (53 источника), включающая 9 рисунков и 15 приложений. Объем работы составляет 80 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной дипломной работе мы изучили нейропсихологические особенности временной перцепции у больных с тревожно -депрессивным расстройством.
Актуальность данной темы определяется тем, что в современном мире депрессивные и тревожные состояния являются одной из важнейших проблем, которые зачастую воспринимаются как нормативное снижение настроения, познавательных процессов, двигательной активности, чувство тревоги, беспокойство. Особое влияние эти негативные состояния оказывают на личностные особенности больных, на их повседневную и профессиональную жизнь, на возможность принимать какие-то значимые решения. При ориентации человека в окружающем мире и его адаптации в различных ситуациях важную роль играет восприятие времени. Проблема личностной организации времени, проблема жизненного пути тесным образом связаны с особенностями планирования личностью времени своей жизни.
В настоящее время наблюдается повышение интереса к изучению временного восприятия, личностной организации времени, а также к изучению наиболее распространенных заболеваний, таких как тревога и депрессия. Существенный вклад в изучение времени и временной перцепции внесли Б.И. Цуканов, В.Н. Мясищев, У. Джеймс, К. Левин, Ж. Нюттен и многие другие исследователи. А проблемой тревожно-депрессивного расстройства занимались А.Б. Смулевич, В.Н. Краснов, Turner, Beidel и т.д. Работы этих авторов в значительной мере способствовали изучению временной перцепции и тревожно-депрессивного расстройства. Однако в трудах этих ученых не охватывается изучение временной перцепции у людей, имеющих тревожно-депрессивное расстройство, в связи с чем мы можем сделать вывод, что данная проблема недостаточно разработана.
Исследование нейропсихологических механизмов временной перцепции дает возможность осуществлять диагностику и психологическую коррекцию временного гнозиса у больных с тревожно-депрессивными расстройствами.
В первой главе была дана общая характеристика понятия временной перцепции, общие подходы к ее изучению, рассмотрено тревожно-депрессивное расстройство. Также был проведен теоретический анализ проблемы временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством.
Втoрaя глaвa пocвященa эмпирическому иccледoвaнию особенностей временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством и у условно здоровых испытуемых. Здесь указаны цель, гипотеза, методы, использованные в исследовании, а также описание хода исследования, анализ и интерпретация его результатов. Был разобран клинический случай. Разработана и апробирована программа психологического сопровождения больных с тревожно-депрессивным расстройством. Проведено исследование, с целью выявления эффективности программы.
Проведенный в данной дипломной работе теоретический и эмпирический анализ нейропсихологических особенностей временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Время — это цикл нашей жизни, ее длительность, ритм, ее периоды, которые имеют разное значение и смысл для личности. Одним из сложных является вопрос о восприятии времени. Восприятие времени играет важную роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях.
2. В психологической науке временная перцепция - это не единый
феномен, а скорее, множество разнообразных явлений. Временная перцепция как психологический феномен: процесс восприятия времени на разных уровнях психической активности: психофизиологический, нейропсихологический,
психологический, личностный.
Исследование нейропсихологических механизмов временной перцепции дает возможность осуществлять диагностику, психологическую коррекцию и восстановление восприятия времени, что вызывает тенденцию к переоценке реального времени.
3. Проблема депрессивных и тревожных состояний имеет важное значение для клинической практики. Это объясняется увеличением встречаемости указанных психических нарушений в популяции и их негативным влиянием на человека.
Тревога и депрессия являются самыми распространенными (первичными) и нормальными человеческими эмоциональными реакциями на стрессовые события, разочарования и утраты в жизни. Неудивительно поэтому, что они часто встречаются вместе, хотя в феноменологическом и филогенетическом отношениях представляют собой совершенно разные явления.
4. Под депрессией понимают психопатологическое состояние, характеризующееся сочетанием подавленного настроения и снижения психической и двигательной активности с соматическими вегетативными симптомами.
Тревога - это отрицательное эмоциональное переживание, обусловленное ожиданием чего-то опасного, имеющее диффузный характер и не связанное с конкретным событием.
5. По результатам данной работы было выявлено, что показатели тревоги и депрессии у больных с тревожно-депрессивным расстройством выражены максимально, чем у условно здоровых испытуемых. Это может проявляться в том, что у больных отмечается наличие угнетенного настроения, повышенной утомляемости, внутреннего напряжения; они неспособны расслабиться и концентрироваться, отмечается снижение аппетита и расстройство сна. Больные зачастую характеризуются как неуверенные в себе с низкой самооценкой люди, имеющие наличие идей вины. Такой группе больных характерно значительное снижение интересов и удовольствия от деятельности, которая обычно была связана с позитивными эмоциями. У них нередко присутствуют фобии и страхи.
6. Показатели процессов когнитивных функций у условно здоровых испытуемых сохранны, у больных с тревожно-депрессивным расстройством - соответствуют легкой степени дефекта когнитивных функций. Это свидетельствует о том, что больные с тревожно-депрессивным расстройством мотивированы и ориентированы, однако испытывают трудности с памятью и концентрацией внимания. При медленном выполнении большинства проб самостоятельно находят правильные решения. Результаты теста свидетельствуют о том, что состояние когнитивных функций больных определяется наличием тревожно-депрессивного синдрома. Математический анализ показал нам статистические различия по показателям когнитивных функций на высоком уровне значимости.
7. Для больных с тревожно-депрессивным расстройством свойственно: более высокий уровень выраженности негативных, отрицательных событий, акцентирование внимания на травматических событиях прошлого, на актуальных переживаниях и отсутствие планов на события в будущем; больные имеют более высокий уровень выраженности временной перспективы в негативном прошлом и фаталистическом настоящем; имеют более высокий уровень выраженности семантического дифференциала времени, что свидетельствует об отсутствии надежды, о низкой поведенческой активности и мотивации жизнедеятельности. В таких случаях время кажется печальным, тусклым, тревожным, серым и темным. Психологическое время кажется пассивным, постоянным, застывшим, расслабленным или даже пустым. Все эти особенности статистически значимо отличаются от условно здоровых испытуемых.
Также мы выявили, что у больных с легким уровнем депрессии и умеренным уровнем различаются степень активности, напряженности, плотности, стремительности и изменчивости времени. Больные с умеренным уровнем депрессии имеют относительно пессимистическое отношение ко времени и к своей жизни, а также к прошлым событиям. Они наиболее склонны к проявлению отрицательных событий в своей жизни, к снижению процесса переработки знакомой информации, что затрудняет восприятие времени, в сравнении с больными с легким уровнем депрессии.
8. Для выявления взаимосвязи между нейропсихологическими особенностями временной перцепции с тревогой и депрессией у больных с тревожно-депрессивным расстройством и у условно-здоровых испытуемых нами был применен корреляционный анализ Спирмена.
Были получены положительные и отрицательные корреляционные связи, которые указывают на то, что у больных с тревожно-депрессивным расстройством при нарушениях в когнитивной сфере, проявляющихся в переработке знакомой информации, будет наблюдаться снижение позитивных, «теплых» воспоминаний из прошлого, снижение реконструкции прошлого. При повышении нарушений в когнитивной сфере снижается временная перспектива, проявляется безнадежное отношение к будущему и жизни. Когнитивные дисфункции отмечаются при наличии депрессивного состояния. Это может проявляться в снижении активности и продуктивности внимания, работоспособности и памяти. А при наличии позитивного опыта больные с легкостью могут выделять положительные события жизни.
9. Далее, исходя из проведенного исследования, и учитывая выявленные статистические различия по показателям временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством, мы можем сказать, что результаты имеют как диагностический потенциал, так и коррекционный. В связи с этим, была разработана и апробирована программа психологического сопровождения больных с тревожно-депрессивным расстройством. Данная программа была проведена на одном клиническом случае.
Целью коррекционной программы является стабилизация эмоционального фона со снижением уровня тревоги, депрессии, оптимизация процессов восприятия времени, трансформация отношения к будущему, а также формирование навыков эффективного жизненного планирования.
На данный момент мы можем сделать выводы об успешном формировании стабилизации эмоционального фона, о тенденции к снижению тревоги и депрессии, а также о тенденции к формированию оптимальной индивидуальной временной организации, положительному отношению к собственному будущему и планированию жизненных перспектив личности. Об этом нам свидетельствуют результаты исследования, направленные на оценку эффективности программы психологического сопровождения больных с тревожно-депрессивным расстройством: тревога и депрессия субклинически выражены, пессимистическое, негативное отношение к прошлому несколько снижено, повышен уровень отношения к будущему. В восприятии времени также преобладает количество отрицательных событий, но при этом значительно увеличилось количество положительных событий, направленных на будущее.
Таким oбрaзoм, пocтaвленнaя цель: выявить нейропсихологические особенности временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством - была достигнута.
Данные выводы подтверждают выдвинутые в дипломной работе гипотезы:
1. Нейропсихологическими особенностями временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством выступают: неустойчивый характер субъективного восприятия длительности временных интервалов; высокая событийная дискретность, низкая событийная интегрированность, неустойчивая хронологическая протяженность временной перспективы.
2. С использованием программы психологического сопровождения больных с тревожно-депрессивным расстройством возможна стабилизация эмоционального фона со снижением уровня тревоги и депрессии; оптимизация процессов субъективного восприятия длительности временных интервалов; повышение устойчивости хронологической протяженности временной перспективы.
Дальнейшие перспективы изучения темы нейропсихологические особенности временной перцепции у больных с тревожно -депрессивным расстройством видятся в проведении эмпирических исследований личностных особенностей больных, а также в проведении лонгитюдных исследований динамики развития временной перцепции у таких больных.
Итак, проблему каковы особенности временной перцепции у больных с тревожно-депрессивным расстройством в сравнении с условно здоровыми нужно изучать, освещать в книгах, ведь эти характеристики играют большую роль в процессе жизни, в ее планировании, в развитии межличностных отношений, личностного становления.



1. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
2. Андрух, П.Г. Этиология, нейрохимия и клиника современных форм тревожно-депрессивных расстройств / П.Г. Андрух // Медицинские исследования. Т.1. - 2001. - №1. - С. 109 - 110.
3. Артюнина, А.А. Время биологическое и время субъективное: сравнительные характеристики / А.А. Артюнина // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. - №2(19). - С. 125 - 131.
4. Вассерман, Л.И. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах. Пособие для психологов и врачей / Л.И. Вассерман, О.Н. Кузнецов // СПбНИПНИ им. Бехтерева, 2005. - 269 с.
5. Вечканова, Е.М. Экспериментальные исследования субъективного восприятия времени и временной перспективы / Е.М. Вечканова // Вестник Кемеровского государственного университета. Т.2. - 2014. - №4(60). - С. 117 - 122.
6. Гасилина, А.Н. Особенности коморбидности, тревожности и депрессии / А.Н. Гасилина // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2011. - № 2. - С. 7 - 12.
7. Герасимов, А.А. Лечение депрессии методом электростимуляции. Устранение депрессии и невроза / А.А. Герасимов.- Екатеринбург, 2017.- №3.- С.64-66.
8. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм // М.: Канон, 1996. - 196 с.
9. Ершов, А.А. Время / А.А. Ершов. - СПб.: Речь, 2000. - 134с.
10. Жорняк, Е.С. Нарративная психотерапия/ Е.С Жорняк, Н.В.Савельева // Флогистон. - 2007. - №11. - С. 9-15.
11. Журавлева, А. Л. Психология - наука будущего: Материалы VI Международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего» / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. - М.: «Институт психологии РАН», 2015. - 592 с.
12. Зайкова, А.С. Фундаментальные аспекты восприятия времени / А.С. Зайкова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2016. - №2(34). - С. 32 - 45.
13. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б.В Зейгарник. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 41 —47.
14. Зимина, С.В. Восприятие времени человека: медико¬
психологические аспекты [Электронный ресурс] / С.В. Зимина // Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http ://www.chronos.msu.ru(дата обращения: 10.04.2017).
15. Караваева, Е.В. Клинико-психологическая диагностика,
психотерапия и профилактика развития депрессивных нарушений в условиях санатория/ Корнетов Н.А., Караваева Е.В., Корнетов А.Н.// Депрессивные расстройства: сб. тр. междунар. научно-практ. конф., г. Томск, 22-24 апреля 2003 г. - Томск, 2003. - С.170-176.
16. Караваева, Е.В. Социологическое исследование особенностей, степени выраженности тревоги и депрессии у лиц, перенесших стресс / Е.В. Караваева // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - № 6. - С. 56 - 72.
17. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
18. Климанова, С.Г. Особенности субъективного восприятия психологического времени пациентов, проходящих лечение от алкогольной и наркотической зависимостей / С.Г. Климанова [и д.р.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». Т.9. - 2016. - №4. - С. 50-63.
19. Котельников, Г.П. Студенческая наука и медицина XXI века: С традиции, инновации и приоритеты. X Всероссийская (84-я Итоговая) студенческая научная конференция с международным участием: сборник материалов // Под ред. Г.П. Котельникова, В.А. Куркина / Г.П. Котельников. - Самара: ООО «Офорт»: ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России, 2016. - 453 с.
20. Краснова, Е.А. Нарушение пространственно-временного восприятия при когнитивных расстройствах / Е.А. Краснова, К.Р. Галиуллин // Бодуэновские чтения.- Казань, 2017.- С.113-115.
21. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов / В.Г. Кузнецов. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 57 с.
22. Кутеева, Е.Н. Особенности восприятия времени подростками, воспитывающимися в разных социальных условиях / Е.Н. Кутеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - Пенза, 2016. - № 4(134). - С. 337-341.
23. Леонов, С.В. Особенности воспроизведения «пустых» и «заполненных» временных интервалов / С.В. Леонов // МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2007. - №4. - С. 10 - 12.
24. Малютина, Ю.А. Причины возникновения депрессии / Ю.А. Малютина, И.Р. Хох. - Уфа: «Башкирский государственный университет», 2014. - С. 63-76.
25. Международная классификация болезней мкб-10 Краткий вариант, основанный на Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения. Адаптированный вариант в трех частях.- 593 с.
26. Миронова, В.И. Нейроэндокринные аспекты тревожно¬депрессивных расстройств: исследования в моделях на животных. Материалы конференции. Т.8. / В.И. Миронова, Е.А. Рыбникова. - СПб.: Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, 2008. - №1. - С. 371- 372.
27. Мосолов, С.Н. Тревожные и депрессивные расстройства: коморбидность и терапия [Электронный ресурс] / С.Н. Мосолов // Учебная медицинская литература: электрон. Науч. Журн. 2015. №3. Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: https://auno.kz(дата обращения: 6.04.2017).
28. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов // Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 347 с.
29. Перре, М. Клиническая психология и психотерапия. 3 изд. / М. Перре, У. Бауманн. - СПб.: Питер, 2012. - 943 с.
30. Пилягина, Г.Я. Депрессивные нарушения // Журнал практичного лекаря. - 2003. - №1. - С. 40-49.
31. Попович, В.В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени / В.В. Попович, В.А. Москвин. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
32. Попович, В.В. Философско-психологические аспекты категории времени / В.В. Попович, В.А. Москвин // Credo. - 1998. - №6(12). - С. 169 - 173.
33. Пэрриш, Д. Взгляд на тревогу и депрессию с позиции психолога- психотерапевта / Д. Пэрриш // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2014. - №1. - С. 27 - 52.
34. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский // М.: Бахрах-М, 2011. - 362 с.
35. Рамендик, Д.М. Психология и психологический практикум для гуманитарных специальностей / Д.М. Рамедник, О.В. Солонкина. - М.: Смысл, 2007. - 194 с.
36. Рогачева, Т.В. Рецензия на руководство «Краткое нейропсихологическое обследование когнитивной сферы (КНОКС) И.М. Тонконогого» // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. - 2015. - №4(10) - С. 34 -39.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2000. - 720 с.
38. Савенко, Л.М. Тревожно-депрессивные расстройства и их лечение / Л.М. Савенко, Н.В. Свиридова // Психическое здоровье. - Луганск: Луганская областная клиническая психоневрологическая больница, 2010. - №1. - С. 89 - 100.
39. Селиванова, Д.С. Нейропсихологические механизмы временной перцепции при алкогольной зависимости / Д.С. Селиванова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адвптация, развитие. - Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2015. - №3. - С. 81- 88.
40. Смулевич, А.Б. Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей / А.Б. Смулевич. - М.: МИА, 2001. - 256 с.
41. Солощенко, П.П. Время как форма сознания: опыт философского дискурса / П.П. Солощенко // Вестник Омского университета. - 2012. - № 1. - С. 24 - 30.
42. Трусова, А.А. Особенности субъективного восприятия времени пациентов, проходящих лечение от алкогольной и наркотической зависимостей / А. А. трусова [и д.р.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология» Т.9. - 2016. - №
4. - С. 50 - 63.
43. Фатеева, Ю.Г. Особенности пространственно-временного восприятия мира как причина адаптивных проблем в процессе обучения иностранных студентов в России / Ю.Г. Фатеева // Традиционная и новационная наука.- Уфа, 2017.- С.74-76.
44. Федотова, А.В. Тревожно-депрессивные расстройства в общеклинической практике / А.В. Федотова // Российский государственный медицинский университет. - Москва, 2008. - С. 56 - 75.
45. Хабарова, Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов / Т.Ю. Хабарова // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 107-111.
46. Хасанов, И.А. Биологическое время / И.А. Хасанов. - М.:
ИПКгосслужбы, 1999. - 39 с.
47. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 992 с.
48. Цуканов, Б.И. Время в психике человека / Б.И. Цуканов. - Одесса: «АстроПринт», 2000. - 220 с.
49. Шляхтин, Г.С. Трансформация механизмов субъективной оценки длительности коротких интервалов времени / Г.С. Шляхтин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: социальные науки. - 2004. - №1. - С. 81-86.
50. Clark, D., Cognitive theory and therapy of anxiety and depression/ D. Clark, A. Beck // San Diego. - 1989.
51. Kendall P., Depression in children and adolescents: Assessment issues and recommendations. J. Cognitive Th erapy and Research / P. Kendall, D. Cantwell, A. Kazdin // New-York. - 1989. - №13. - С.109-146.
52. W^rf, В. The Relation of Habitual Thought and Behavior to Language., 1956 // Перевод Л. H. Натан и Е.С. Турковой / В. Whоrf. - М.: «Иностранная литература», 1960. - 368 с.
53. Zigmond, A. S. The Hospital Anxiety and Depression scale / A.S. Zigmond, R.P. Snaith // Acta Psychiatr. Scand. - 1983. - №67. - С. 361-370.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ