Нарушения временной перспективы как фактор высокой личностной тревожности студентов
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения нарушения временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности
студентов 7
1.1. Подходы к изучению временной перспективы в психологии 7
1.2. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии 20
1.3. Психологические особенности юношеского
возраста 26
1.4.Особенности временной перспективы и проявления в студенческом возрасте 31
Глава 2. Эмпирические нарушения временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности студентов 36
2.1.Организация и методы
исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов
исследования 43
2.3. Рекомендация психологу по снижению уровня личностной тревожности 52
Заключение 55
Список литературы 56
Приложения 64
Глава 1. Теоретические основы изучения нарушения временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности
студентов 7
1.1. Подходы к изучению временной перспективы в психологии 7
1.2. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии 20
1.3. Психологические особенности юношеского
возраста 26
1.4.Особенности временной перспективы и проявления в студенческом возрасте 31
Глава 2. Эмпирические нарушения временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности студентов 36
2.1.Организация и методы
исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов
исследования 43
2.3. Рекомендация психологу по снижению уровня личностной тревожности 52
Заключение 55
Список литературы 56
Приложения 64
Временная перспектива - это важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, согласованность,
эмоциональный фон и другие. Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим.
Обращенность в будущее позволяет человеку правильно понять ценности настоящего, сохранить истинное значимое из прошлого ради будущего, представлять будущее как реализованную цель единичного действия или целого комплекса действий. Настоящий момент - важнейшая точка в планировании будущего. И именно поэтому нужно научиться получать удовольствие от сегодняшнего дня для счастливого пребывания в настоящем, чтобы иметь четкое представление о позитивном будущем.
Проблемой нарушения временной перспективы занимались следующие отечественные психологи: О.В. Лукьянов, Е.М. Вечнякова, Е.С. Голощапова, Е.И. Головаха, Я.К. Смирнова. Среди представителей зарубежной психологии, которые также занимались этой проблемой выступают: Ж. Ньюттен, К.Левин, Д. Бойд, Ф. Зимбардо и др.
Особенно актуально понимание особенностей временной перспективы в период интенсивного профессионально-личностного становления человека, реализуемого в период обучения в ВУЗе. Именно в этот период, используя ресурсы прошлого и имея в виду свое будущее, студент должен максимально эффективно скоординировать свое настоящее. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей.
Вместе с тем в процессе обучения студенты постоянно сталкиваются с различными трудностями и испытывают интеллектуальные, эмоциональные, информационные нагрузки: начиная адаптационным периодом,
выстраиванием новых межличностных отношений, успеваемостью в процессе обучения и завершая готовностью к личностному и профессиональному самоопределению. От того, как студент относится к различного рода ситуациям, его планам, целям и активности в целом зависит общий успех его личностного и профессионального становления. Не справляясь со своими эмоциями, студент испытывает тревогу, которая впоследствии может носит постоянный характер, - формируется личностная тревожность. В результате этого формируется негативное отношение к планированию или же вообще отсутствие планов, будущее предстает фактически непрогнозируемым. Развитие личностных особенностей таких студентов осуществляется во времени и с «временным» содержанием его жизни. При этом предметом, материалом, формирующим их личностные особенности, выступают не только психологические содержания, «привязанные» к актуальному (настоящему) моменту, но и к прошлому, и к грядущему жизненному опыту. Все вышеизложенное обусловило выбор темы.
Для изучения нарушения временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности у студентов нами было проведено эмпирическое исследование.
Проблема исследования: является ли нарушение временной
перспективы фактором высокой личностной тревожности у студентов?
Цель нашего исследования: изучить влияния временной
перспективы на формирование тревожности.
Объектом исследования: высокий уровень тревожности.
Предмет исследования: нарушения временной перспективы как фактор высокой личностной тревожности студентов.
Гипотеза: нарушения временной перспективы определяет
формирование высокой личностной тревожности студентов с пессимистическим отношением к прошлому и не определенным отношение к будущему.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию временной перспективы в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть сущность тревожности, виды тревожности и ее личностно-психологические особенности.
3. Изучить нарушение временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности у студентов.
4. Разработать рекомендации психологу по снижению уровня тревожности у студентов.
Методологической основой нарушения временной перспективы личности (Д.Г. Элькина, Ф. Зимбардо, К. А. Абульханова-Славская, Ж. Нюттен), проблемой тревожности и снижением ее уровня занимались многие психологи (Р. С. Немов, З. Фрейд, Ю.А. Киселев).
Выбор методов и методик исследования осуществлялся в соответствии с целями и задачами.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- организационный (комплексный);
- эмпирический (психодиагностический);
- интерпретационный (описание и интерпретация взаимосвязей).
Методики:
1) Тест по изучению временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) (в адаптации А. Сырцовой);
2) Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).
База исследования: исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». Всего в исследовании участвовало 80 студентов.
Организация и этапы исследования:
1. Организационный. Определение целей, задач исследования, его объекта и предмета; формулировка гипотез; анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического пространства у тревожных подростков. Осуществление планирования экспериментального исследования, подбор и апробация методик для сбора эмпирического материала.
2. Этап констатирующего эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности.
3. Этап формирующего эксперимента, на котором осуществляется реализация программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
4. Этап контрольного эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности после реализации программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
5. Обобщающий этап, в ходе которого были сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 62 наименований, шести приложений. Работа выполнена объемом 108 страниц машинопечатного текста. Перечень графического материала: 5 рисунка.
эмоциональный фон и другие. Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим.
Обращенность в будущее позволяет человеку правильно понять ценности настоящего, сохранить истинное значимое из прошлого ради будущего, представлять будущее как реализованную цель единичного действия или целого комплекса действий. Настоящий момент - важнейшая точка в планировании будущего. И именно поэтому нужно научиться получать удовольствие от сегодняшнего дня для счастливого пребывания в настоящем, чтобы иметь четкое представление о позитивном будущем.
Проблемой нарушения временной перспективы занимались следующие отечественные психологи: О.В. Лукьянов, Е.М. Вечнякова, Е.С. Голощапова, Е.И. Головаха, Я.К. Смирнова. Среди представителей зарубежной психологии, которые также занимались этой проблемой выступают: Ж. Ньюттен, К.Левин, Д. Бойд, Ф. Зимбардо и др.
Особенно актуально понимание особенностей временной перспективы в период интенсивного профессионально-личностного становления человека, реализуемого в период обучения в ВУЗе. Именно в этот период, используя ресурсы прошлого и имея в виду свое будущее, студент должен максимально эффективно скоординировать свое настоящее. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей.
Вместе с тем в процессе обучения студенты постоянно сталкиваются с различными трудностями и испытывают интеллектуальные, эмоциональные, информационные нагрузки: начиная адаптационным периодом,
выстраиванием новых межличностных отношений, успеваемостью в процессе обучения и завершая готовностью к личностному и профессиональному самоопределению. От того, как студент относится к различного рода ситуациям, его планам, целям и активности в целом зависит общий успех его личностного и профессионального становления. Не справляясь со своими эмоциями, студент испытывает тревогу, которая впоследствии может носит постоянный характер, - формируется личностная тревожность. В результате этого формируется негативное отношение к планированию или же вообще отсутствие планов, будущее предстает фактически непрогнозируемым. Развитие личностных особенностей таких студентов осуществляется во времени и с «временным» содержанием его жизни. При этом предметом, материалом, формирующим их личностные особенности, выступают не только психологические содержания, «привязанные» к актуальному (настоящему) моменту, но и к прошлому, и к грядущему жизненному опыту. Все вышеизложенное обусловило выбор темы.
Для изучения нарушения временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности у студентов нами было проведено эмпирическое исследование.
Проблема исследования: является ли нарушение временной
перспективы фактором высокой личностной тревожности у студентов?
Цель нашего исследования: изучить влияния временной
перспективы на формирование тревожности.
Объектом исследования: высокий уровень тревожности.
Предмет исследования: нарушения временной перспективы как фактор высокой личностной тревожности студентов.
Гипотеза: нарушения временной перспективы определяет
формирование высокой личностной тревожности студентов с пессимистическим отношением к прошлому и не определенным отношение к будущему.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию временной перспективы в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть сущность тревожности, виды тревожности и ее личностно-психологические особенности.
3. Изучить нарушение временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности у студентов.
4. Разработать рекомендации психологу по снижению уровня тревожности у студентов.
Методологической основой нарушения временной перспективы личности (Д.Г. Элькина, Ф. Зимбардо, К. А. Абульханова-Славская, Ж. Нюттен), проблемой тревожности и снижением ее уровня занимались многие психологи (Р. С. Немов, З. Фрейд, Ю.А. Киселев).
Выбор методов и методик исследования осуществлялся в соответствии с целями и задачами.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- организационный (комплексный);
- эмпирический (психодиагностический);
- интерпретационный (описание и интерпретация взаимосвязей).
Методики:
1) Тест по изучению временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) (в адаптации А. Сырцовой);
2) Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).
База исследования: исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». Всего в исследовании участвовало 80 студентов.
Организация и этапы исследования:
1. Организационный. Определение целей, задач исследования, его объекта и предмета; формулировка гипотез; анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического пространства у тревожных подростков. Осуществление планирования экспериментального исследования, подбор и апробация методик для сбора эмпирического материала.
2. Этап констатирующего эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности.
3. Этап формирующего эксперимента, на котором осуществляется реализация программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
4. Этап контрольного эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности после реализации программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
5. Обобщающий этап, в ходе которого были сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 62 наименований, шести приложений. Работа выполнена объемом 108 страниц машинопечатного текста. Перечень графического материала: 5 рисунка.
Личность осуществляет ориентировку в категориях времени своей жизни с помощью временной перспективы. Временная перспектива отечественными исследователями рассматривается как предварительное, обязательное условие успешной социализации, развития личности, неотъемлемая часть мировоззрения человека, определяющая смысл жизни, самореализацию, поскольку она связана с ценностями, содержит планы достижения целей. Проблема определения жизненных целей важна для психологического благополучия любого человека. Определяющим возрастом для развития временной перспективы отечественные учёные называют период юности, когда начинается сознательное самоопределение, которое рассматривается как личностное новообразование. Л. И. Божович отмечала, что самоопределение предполагает умение действовать на основе сознательно принятого решения, отнесённого к будущему, и разворачивается в рамках жизненного поля личности, пространства реального действования, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. От того, как студент относится к различного рода ситуациям (адаптация, межличностное взаимодействие, обучение и многое другое), его планов, целей и активности в целом зависит общий успех его личностного и профессионального становления. Не справляясь со своими эмоциями, студент испытывает тревогу, которая впоследствии может носит постоянный характер - формируется личностная тревожность. В результате этого формируется негативное отношение к планированию или же вообще отсутствие планов, будущее предстает фактически непрогнозируемым.
В ходе нашего исследования мы выявили, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности наблюдается негативное отношение касательно своего прошлого, они не склонны активно воздействовать на свою жизнь, так как считают, что контроль над нею им не принадлежит (r=0,587), ярко выраженная ориентация на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград (r=0,641). У этой группы студентов прослеживается беспомощное и безнадежное отношение к будущему и жизни, отсутствие сфокусированной временной перспективы (не хватает фокуса на цели как у ориентированных на будущее, присутствует убеждение, что их будущее предопределено и на него.
Таким образом, по результатам мы выявили что нарушения временной перспективы определяет формирование высокой личностной тревожности студентов с пессимистическим отношением к прошлому и не определенным отношение к будущему.
В ходе нашего исследования мы выявили, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности наблюдается негативное отношение касательно своего прошлого, они не склонны активно воздействовать на свою жизнь, так как считают, что контроль над нею им не принадлежит (r=0,587), ярко выраженная ориентация на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград (r=0,641). У этой группы студентов прослеживается беспомощное и безнадежное отношение к будущему и жизни, отсутствие сфокусированной временной перспективы (не хватает фокуса на цели как у ориентированных на будущее, присутствует убеждение, что их будущее предопределено и на него.
Таким образом, по результатам мы выявили что нарушения временной перспективы определяет формирование высокой личностной тревожности студентов с пессимистическим отношением к прошлому и не определенным отношение к будущему.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности временной перспективы подростков на этапе профессионального самоопределения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Жизнестойкость и тревожность как предикторы совладающего поведения у студентов во время выполнения учебных задач
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-сирот
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Автоматизация методик исследования тревожности
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У БОЛЬНЫХ С ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫМ РАССТРОЙСТВОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эффективных копинг-стратегий как фактор коррекции прокрастинации в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



