Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения нарушения временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности
студентов 7
1.1. Подходы к изучению временной перспективы в психологии 7
1.2. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии 20
1.3. Психологические особенности юношеского
возраста 26
1.4.Особенности временной перспективы и проявления в студенческом возрасте 31
Глава 2. Эмпирические нарушения временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности студентов 36
2.1.Организация и методы
исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов
исследования 43
2.3. Рекомендация психологу по снижению уровня личностной тревожности 52
Заключение 55
Список литературы 56
Приложения 64
Временная перспектива - это важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, согласованность,
эмоциональный фон и другие. Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим.
Обращенность в будущее позволяет человеку правильно понять ценности настоящего, сохранить истинное значимое из прошлого ради будущего, представлять будущее как реализованную цель единичного действия или целого комплекса действий. Настоящий момент - важнейшая точка в планировании будущего. И именно поэтому нужно научиться получать удовольствие от сегодняшнего дня для счастливого пребывания в настоящем, чтобы иметь четкое представление о позитивном будущем.
Проблемой нарушения временной перспективы занимались следующие отечественные психологи: О.В. Лукьянов, Е.М. Вечнякова, Е.С. Голощапова, Е.И. Головаха, Я.К. Смирнова. Среди представителей зарубежной психологии, которые также занимались этой проблемой выступают: Ж. Ньюттен, К.Левин, Д. Бойд, Ф. Зимбардо и др.
Особенно актуально понимание особенностей временной перспективы в период интенсивного профессионально-личностного становления человека, реализуемого в период обучения в ВУЗе. Именно в этот период, используя ресурсы прошлого и имея в виду свое будущее, студент должен максимально эффективно скоординировать свое настоящее. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей.
Вместе с тем в процессе обучения студенты постоянно сталкиваются с различными трудностями и испытывают интеллектуальные, эмоциональные, информационные нагрузки: начиная адаптационным периодом,
выстраиванием новых межличностных отношений, успеваемостью в процессе обучения и завершая готовностью к личностному и профессиональному самоопределению. От того, как студент относится к различного рода ситуациям, его планам, целям и активности в целом зависит общий успех его личностного и профессионального становления. Не справляясь со своими эмоциями, студент испытывает тревогу, которая впоследствии может носит постоянный характер, - формируется личностная тревожность. В результате этого формируется негативное отношение к планированию или же вообще отсутствие планов, будущее предстает фактически непрогнозируемым. Развитие личностных особенностей таких студентов осуществляется во времени и с «временным» содержанием его жизни. При этом предметом, материалом, формирующим их личностные особенности, выступают не только психологические содержания, «привязанные» к актуальному (настоящему) моменту, но и к прошлому, и к грядущему жизненному опыту. Все вышеизложенное обусловило выбор темы.
Для изучения нарушения временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности у студентов нами было проведено эмпирическое исследование.
Проблема исследования: является ли нарушение временной
перспективы фактором высокой личностной тревожности у студентов?
Цель нашего исследования: изучить влияния временной
перспективы на формирование тревожности.
Объектом исследования: высокий уровень тревожности.
Предмет исследования: нарушения временной перспективы как фактор высокой личностной тревожности студентов.
Гипотеза: нарушения временной перспективы определяет
формирование высокой личностной тревожности студентов с пессимистическим отношением к прошлому и не определенным отношение к будущему.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию временной перспективы в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть сущность тревожности, виды тревожности и ее личностно-психологические особенности.
3. Изучить нарушение временной перспективы как фактора высокой личностной тревожности у студентов.
4. Разработать рекомендации психологу по снижению уровня тревожности у студентов.
Методологической основой нарушения временной перспективы личности (Д.Г. Элькина, Ф. Зимбардо, К. А. Абульханова-Славская, Ж. Нюттен), проблемой тревожности и снижением ее уровня занимались многие психологи (Р. С. Немов, З. Фрейд, Ю.А. Киселев).
Выбор методов и методик исследования осуществлялся в соответствии с целями и задачами.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- организационный (комплексный);
- эмпирический (психодиагностический);
- интерпретационный (описание и интерпретация взаимосвязей).
Методики:
1) Тест по изучению временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) (в адаптации А. Сырцовой);
2) Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).
База исследования: исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». Всего в исследовании участвовало 80 студентов.
Организация и этапы исследования:
1. Организационный. Определение целей, задач исследования, его объекта и предмета; формулировка гипотез; анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического пространства у тревожных подростков. Осуществление планирования экспериментального исследования, подбор и апробация методик для сбора эмпирического материала.
2. Этап констатирующего эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности.
3. Этап формирующего эксперимента, на котором осуществляется реализация программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
4. Этап контрольного эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности после реализации программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
5. Обобщающий этап, в ходе которого были сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 62 наименований, шести приложений. Работа выполнена объемом 108 страниц машинопечатного текста. Перечень графического материала: 5 рисунка.
Личность осуществляет ориентировку в категориях времени своей жизни с помощью временной перспективы. Временная перспектива отечественными исследователями рассматривается как предварительное, обязательное условие успешной социализации, развития личности, неотъемлемая часть мировоззрения человека, определяющая смысл жизни, самореализацию, поскольку она связана с ценностями, содержит планы достижения целей. Проблема определения жизненных целей важна для психологического благополучия любого человека. Определяющим возрастом для развития временной перспективы отечественные учёные называют период юности, когда начинается сознательное самоопределение, которое рассматривается как личностное новообразование. Л. И. Божович отмечала, что самоопределение предполагает умение действовать на основе сознательно принятого решения, отнесённого к будущему, и разворачивается в рамках жизненного поля личности, пространства реального действования, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. От того, как студент относится к различного рода ситуациям (адаптация, межличностное взаимодействие, обучение и многое другое), его планов, целей и активности в целом зависит общий успех его личностного и профессионального становления. Не справляясь со своими эмоциями, студент испытывает тревогу, которая впоследствии может носит постоянный характер - формируется личностная тревожность. В результате этого формируется негативное отношение к планированию или же вообще отсутствие планов, будущее предстает фактически непрогнозируемым.
В ходе нашего исследования мы выявили, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности наблюдается негативное отношение касательно своего прошлого, они не склонны активно воздействовать на свою жизнь, так как считают, что контроль над нею им не принадлежит (r=0,587), ярко выраженная ориентация на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград (r=0,641). У этой группы студентов прослеживается беспомощное и безнадежное отношение к будущему и жизни, отсутствие сфокусированной временной перспективы (не хватает фокуса на цели как у ориентированных на будущее, присутствует убеждение, что их будущее предопределено и на него.
Таким образом, по результатам мы выявили что нарушения временной перспективы определяет формирование высокой личностной тревожности студентов с пессимистическим отношением к прошлому и не определенным отношение к будущему.
1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя. - 2001. - 304 с.
2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». - 1999. - 224 с.
3. Азарных Т.Д. Тревожность, посттравматические стрессы и темперамент // Вестник Костромского государственного университета им.
H. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - №
I. - С. 79 - 83.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во
Ленинградского университета. - 1968. - 339 с.
5. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопр. психол. - 2000. - № 4. - С. 4 - 6.
6. Аскерова Г.Г. Коммуникативные и организаторские способности юношей и девушек с различным уровнем тревожности // Инновационная наука. - 2015. - № 7. - С. 177 - 180.
7. Бейнарович К. К. Особенности временной перспективы личности у слабовидящих подростков // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета. - 2007. - С. 146-148.
8. Близнецова О.И., Шапенкова И.П. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 23 - 25.
9. Бочарова Е.Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - № 1. - С. 57 - 62.
10. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Червинская К. Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии. Пособие для врачей и медицинских психологов. - СПб. - 2009. - 43 с.
11. Вечканова Е.М. Специфика временной перспективы личности при различных уровнях переживания кризиса идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 117 - 122.
12. Вечканова Е.М., Неяскина Ю.Ю. Особенности временной перспективы личности при различных типах актуального смыслового состояния // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 167 - 177.
13. Возрастная психология: детство, отрочество, юность:
Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия. - 2011. - 624 с.
14. Выготский Л.С. Проблема возраста /Собрание сочинений: В 6 т.- М.: - 1984. - т. 4: Детская психология. - 268 с.
15. Габдреева Г.Ш. Место тревожности в структуре развивающейся психологической защиты личности // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - № 6. - С. 234 - 243.
16. Глазков Е.О. Особенности психологической адаптации студентов первого курса в зависимости от уровня тревожности // Вестник проблем биологии и медицины. - 2012. - № 2. - С. 50 - 52.
17. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Смысл. - 2008. - 267 с.
18. Голощапова Е.С. Исследование особенностей выстраивания временной перспективы студентов с различным уровнем осмысленности жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 10. - С. 148 - 153.
19. Грибкова О.В. Взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия:
Психология. - 2012. - № 1. - С. 3 - 8.
20. Григорьева О.Ф., Холуева К.А. Особенности проявления тревожности у студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6. - С. 79.
21. Демина Л.Д., Смирнова Я.К. Особенности проявления временной перспективы при разной уровневой организации психологической суверенности личности // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 56 - 58.
22. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. - СПб.: Речь. - 2010. - 352 с.
23. Кащук Я.Н. Переживание смысложизненного кризиса в юношеском возрасте // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 5. - С. 36 - 40.
24. Квасова О.Г. К современному состоянию проблемы временной перспективы личности // Историческая и социально-образовательная мысль.
- 2012. - № 5. - С. 137 - 141.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. М.:1989. - 255 с.
26. Крайг Г. Психология развития. - СПб. - 2010. - 987 с.
27. Курчатова А.А., Скурыдина А.С. Тревожность, как состояние психического напряжения студентов в период экзаменационной сессии // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7. - С. 211 - 212.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Изд-во полит. лит-ры. - 1975. - 304 с.
29. Лукьянов О.В., Неяскина Ю.Ю. Смысловые детерминанты временной перспективы личности // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 360. - С. 152 - 157.
30. Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал . - 2008. - №4 .
- С. 54 - 65.
31. Маслова Т.М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 168 - 171.
32. Махиева Л.Х. Временная перспектива трансцендентного будущего: история и перспективы исследования // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 6. - С. 10 - 16.
33. Медовика Е.А. Особенности содержательных характеристик временной перспективы личности на начальных этапах обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 6. - С. 123 - 128.
34. Митина О.В. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии/О.В. Митина. //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2008.
- №4. - С. 67 - 90.
35. Моргунова Т.Е. Особенности проявления тревожности у студентов в адаптационный период // Царскосельские чтения. - 2013. - № 7.
- С. 401 - 405.
36. Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2012. - № 2. - С. 112 - 120.
37. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Джос Ю.С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления // Экология человека. - 2014. - № 6. - С. 47 - 54.
38. Неяскина Ю.Ю., Мазуркевич А.В. Взаимосвязь субъективного качества жизни и временной перспективы личности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1. - С. 94 - 105.
39. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл. - 2004. - 608 с.
40. Пичурин В.В. Психологическая и психофизическая подготовка как фактор снижения личностной тревожности у студентов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2015. - № 3. - С. 46 - 51.
41. Плотникова К.Д. Психофизиологические предпосылки личностной тревожности // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 60 - 61.
42. Проконич О. А. Взаимосвязь характеристик временной перспективы личности студентов ВУЗа со смысловыми аспектами отношения к процессу обучения // Вестник КемГУ №4. - 2014. - С. 117-122.
43. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - Мир. - 1994. - 320 с.
44. Рябикина И. В. Факторы развития временной перспективы личности // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета. - 2007. - № 4. - С. 115-117.
45. Сапогова Е. Е., Дмитриева М. В. Особенности восприятия времени жизни в разных возрастах // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы: ГрГУ. - 2012. - № 2. - С. 274-300.
46. Сараева Н.М. Временная перспектива студентов с разным уровнем субъектности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 5. - С. 84 - 90.
47. Стрижицкая О. Ю. Субъективное переживание временной перспективы как основа формирования картины жизненного пути // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы: ГрГУ. - 2012. - № 1. - С. 118-130.
48. Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. - 2008. - №2. - С. 41 - 54.
49. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика.- 2007. - №1 - С. 85-105.
50. Токаева Л.К., Павленкович С.С., Спиридонова Е.А. Оценка адаптационного потенциала студентов педагогического вуза с различным уровнем тревожности // Здоровье и образование в XXI веке. - 2012. - № 4. - С. 332 - 333.
51. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ. - 2012. - 427с.
52. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. - 2-е издание. - Москва : МПСИ. - 2004. - 672 с.
53. Формирование личности в переходный период: От
подросткового к юношескому возрасту /под ред. И.В. Дубровиной. - М. - 1987. - 86 с.
54. Хван Н.В. Исследование взаимосвязи некоторых параметров ценностно-смысловой организации личности и ее временной перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11. - С. 103 - 108.
55. Хусаинова Р.М., Гредюшко О.П. Особенности ситуативной и личностной тревожности в учебной и педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - С. 1 - 7.
56. Цариценцева О. П. Динамика карьерных ориентаций в юношеском возрасте я // Концепт. - 2012. - № 12. - С. 1 - 11.
57. Ширяева О.С., Навроцкая Е.А. Временная перспектива личности при разных типах оценки среды жизнедеятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 108 - 118.
58. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М. - 1989. - 246 с.
59. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М. - 1996. - 126 с.
60. Яницкий М.С., Серый А.В., Проконич О.А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2012. № 2. - С. 175 - 180.
61. Яценко М.В., Кайгородова Н.З., Молоков М.В., Белкин М.Н. Эффект воздействия цветостимуляции на ситуативную тревожность и умственную работоспособность студентов первого курса // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 79 - 83.
62. Ященко Р.В., Ануфриева Н.В. К проблеме понятия «временная перспектива» в психологической науке // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014. - № 5. - С. 132 - 134.