ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 9
ВЛАСТИ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В
ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 27
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 46
ЗАКЛЮНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Граждане имеют право взаимодействовать с государством по самым разным вопросам, в частности, посредством обращений в органы государственной власти. Обращения граждан в органы государственной власти является одной из распространенной формы участия гражданского общества в жизни государства, так как являются «обратной связью» государства с его гражданами. Государство должно быть заинтересовано в повышении эффективности работы с обращениями граждан, потому что от этого зависит доверие населения к представителям власти.
Право граждан на обращения закреплено в Конституции РФ, где указывается, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления»1. Права человека и гражданина признаны высшей конституционной ценностью. Однако в настоящее время остается проблема недоверия к власти и эффективности взаимодействия государства с населением. Одним из необходимых условий развития демократического общества в Российской Федерации является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения. Именно такой институт является одним из важнейших видов непосредственного выражения обществом своей власти, как референдумы и выборы. Обращения граждан - один из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания, об их настроениях и потребностях.
Обращение гражданина в органы государственной власти сегодня является одним из способов выражения общественного мнения. Оценка, конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21января.
которую дает гражданин работе органов власти, является объективным показателем эффективности деятельности органов государственной власти всех уровней.
Отечественный и зарубежный опыт государственного строительства убедительно свидетельствует о том, что восстановление доверия между обществом и властью, формирование эффективного механизма обратной связи между ними является важнейшими условиями успешного решения задач экономического и социального развития страны, повышения уровня и качества жизни населения. Особую и все более возрастающую значимость в связи с этим имеет институт обращений граждан, прежде всего, в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Исходя из вышесказанного, актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью построения государством качественной работы с обращениями граждан, в соответствии с законодательством и интересами общества. В связи с быстрым развитием общества в различных направлениях деятельности граждане все чаще обращаются в государственные учреждения.
Таким образом, актуальность данной работы вызвана тем, что за последнее время граждане активнее стремятся принимать участие в управлении общественными процессами, в том числе посредством обращений в органы власти различного уровня. Для власти политически целесообразно находиться с населением в постоянном диалоге, так как закрытость чиновников неизбежно приводит к социальному недовольству. Государственные органы должны добиваться доверия со стороны граждан путем принятия объективных решений и тесного взаимодействия с населением.
Степень изученности выбранной темы. Проблема работы органов регионального управления по взаимодействию с населением характеризуется накопленным обширным теоретико-методологическим и эмпирическим материалом, содержащим анализ работы органов муниципального образования с гражданами. К исследователям данной проблемы можно отнести: П. А. Белякова, С. В. Калинину, К. Кожевникова, Е. Н. Чурилину и других. Данные авторы рассматривают право граждан на обращения, как составную часть механизма народовластия.
В рамках концепции понимания обращений граждан в органы власти как формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, обращения рассматриваются такими правоведами, как С. С. Купреев, К. О. Магомедов, В. В. Галанюк и другими.
Вопросы усовершенствования механизма работы с обращениями граждан, с особым вниманием к потенциалу развития института обращений граждан в органы власти в контексте демократизации и модернизации современного общества, рассмотрены в трудах и публикациях В. Н. Хорькова, А. А. Лихтина, Е. И. Зверевой и др.
Обращения граждан к органам государственной власти, как способ политического взаимодействия и гражданского участия в публикациях рассматривают такие авторы, как К. В. Подъячев, А. Е. Сергеев, Я. Э. Меженин . Обращения граждан рассматриваются, как социальный институт и фактор совершенствования конституционно-правового взаимодействия государственных органов и населения.
В ряде публикаций рассматриваются проблемы нормативно-правового регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций. Среди авторов: А. В. Савоськин, К. В. Подъячев .
Проблемам организации работы с обращениями граждан, порядку рассмотрения обращений граждан посвящены публикации Л. А. Жеребцовой, Д. Л. Матвеева, Е. В. Бобыльских .
Вопросы ответственности за нарушение законодательства об обращениях граждан рассматривают Г. А. Хохрина, Е. В. Бородина, И. А. Козаренко, М. В. Кудрина, В. А. Шепелев и другие.
Как видно, освещенность феномена гражданских обращений в органы власти в литературе представлена сравнительно широко, однако работы, посвященные детальному анализу обращений граждан, механизмов его функционирования, немногочисленны.
Проблема заключается в противоречии между необходимостью совершенствования системы работы с обращениями граждан в
7 государственном управлении и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию этой системы в региональных органах власти.
Объектом выпускной квалификационной работы является система работы с обращениями граждан в региональных органах власти.
Предметом исследования является деятельность органов государственного управления по работе с обращениями граждан Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию организации системы работы с обращениями граждан в региональных органах государственной власти Белгородской области.
Для достижения поставленной цели в работе были обозначены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и правовые основы системы работы с обращениями граждан в органах государственной власти;
- проанализировать систему работы с обращениями граждан в региональных органах государственной власти Белгородской области;
- разработать направления по совершенствованию системы работы с обращениями граждан в органах государственной власти Белгородского региона.
Теоретико - методологические основы и методика исследования.
В основу исследования положены принципы системного подхода, позволяющие раскрыть целостность объекта и обеспечивающих его механизмов, выявить многообразие типов внутренних связей в системе государственного управления. Системный подход изложен авторами в исследованиях, такими как Е.А. Лихачева, Е.Н. Чурилина, Ю.С. Лоншаков и др. которые подробно рассматривают работу с обращениями граждан в государственном управлении.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные
методы (логического анализа, синтеза). В выпускной квалификационной работе использовались также количественный и качественный методы, представлены в виде анализа данных статистики по работе с обращениями граждан в органах государственной власти в Белгородской области.
Эмпирическая база исследования определялась объектом, предметом, целями и задачами данного исследования. Использован широкий круг официальных, опубликованных документов и источников. В процессе работы использовались федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты , касающиеся вопросов, связанных с системой работы с обращениями граждан в государственном управлении Российской Федерации. Видами такой документации являлись: законы, распоряжения по основной деятельности, положения об организации, сводки и статистических данных Российской Федерации, в том числе Белгородской области.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать предложенные рекомендации в
совершенствовании системы работы с обращениями граждан в интернет - приемной Губернатора и Правительства Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические и правовые основы системы работы с обращениями граждан в органах государственной власти. Обращение гражданина - это направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ устанавливает единые принципы рассмотрения компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.
В работе была проанализирована практика функционирования системы работы с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области. Работа с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области ведется в соответствии с требованиями Закона № 59- ФЗ и Методическими рекомендациями по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области. Документационное обеспечение рассмотрения обращений граждан осуществляется Отделом писем и приема граждан Управления организационно-контрольной работы Администрации Губернатора области.
В Администрации Губернатора создана система работы с обращениями граждан, в соответствии с требованиями законодательства. Постоянно усиливаются требования к своевременному исполнению обращений, качеству ответов, формируется прозрачная система мониторинга работы с обращениями с использованием ПАК «Электронное правительство» и интернет-портала «ССТУ.РФ».
Вместе с этим, по результатам проведенного анализа системы работы с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области, был выявлен ряд проблем, в том числе: недостаточная правовая грамотность и низкий уровень информированности граждан о деятельности органов государственной власти; недостаточно разработанная система обратной связи с заявителями; отсутствие целостного механизма совершенствования работы специалистов с обращениями граждан и др.
В целях повышения уровня удовлетворённости населения работой органов власти в Белгородской области необходим ряд мероприятий, в том числе следующие.
1. Регулярное проведение консультаций, тренингов для граждан по применению норм законодательства, подготовка печатной продукции (листовок, флайеров, рекламных плакатов) о работе региональных органов власти.
2. Обеспечение более широкого взаимодействия Администрации области с пользователями при помощи различных интерактивных модулей (сервисов): проведение интерактивных опросов; организация web-форумов для общения пользователей и представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и обсуждения материалов сайтов .
3. Ежеквартальное размещение на официальном сайте отчетов о результатах работы Администрации Белгородской области с обращениями граждан.
4. Систематическое проведение учебы, обучающих семинаров для служащих Администрации и специалистов.
5. Повышение информативности официального сайта Администрации Губернатора Белгородской области, в том числе: формирование на сайте раздела меню «Обращения граждан» (с разделами «Направить обращение», «Прием граждан», «Актуальные вопросы», «Справочная информация»); размещение дополнительной информации в разделе «Прием граждан» и «Справочная информация»; введение раздела «Актуальные вопросы».
Реализация предлагаемых мероприятий должна способствовать уменьшению количества повторных обращений граждан и, следовательно, оптимизации использования кадровых и материальных ресурсов в Администрации Губернатора Белгородской области при обработке обращений.
Проведенные мероприятия должны повысить доверие населения к органам власти, качественно улучшить процесс взаимодействия граждан и органов управления. Мероприятия позволят повысить эффективность деятельности государственных органов, сделать их более прозрачными для общества и тем самым снизить уровень бюрократизма в государственном секторе.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21января.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [Текст] (ред. от 19.12.2016) // Российская газета. - 2002. - № 220 ; 2016. - № 140. - 29 июня.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Текст] (ред. от 07.04.2017) // Российская газета. - 2001. - № 256 ; 2017. - № 139. - 31 мая.
4. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации [Текст]
: федер. конституц. закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) // Российская газета. - 1997. - № 43-44 ; 2016. - № 21. - 3
февр.
5. О Конституционном Суде Российской Федерации [Текст] : федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 1994. - № 138 - 139 ; 2017. - № 1. - 9 янв.
6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Российская газета. - 2010. - № 5247 (168) ; 2016. - № 51. - 11 марта.
7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Текст] : федер. закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Российская газета. - 2009. - № 25. - 13 февраля.
8. О персональных данных [Текст] : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ // Российская газета. - 2006. - № 165. - 29 июля.
9. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Российская газета. - 2006. - № 95. - 5 мая.
10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. - 2006. - № 165. - 29 июля.
11. Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти [Текст] : Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477. (ред. от 26.04.2016) // Российская газета. - 2009. - № 4737 (113). - 24 июня ; 2016. - № 156. - 4 мая.
12. О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти [Текст] : Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 (ред. от 15.02.2017) // Российская газета. - 2005. - № 3840. - 5 августа ; 2017. - № 156. - 4 марта.
13. Об утверждении «Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р // Российская газета. - 2014. - № 19. - 3 февр.
14. Тематический классификатор обращений и запросов граждан и
организаций Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций [Электронный ресурс] : (утв. Распоряжением Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 23 марта 2011 г. № 57) // Правовая Россия : [сайт]. - Режим доступа: http://lawru.info/dok/2013/06/28/n147348.htm.
15. Методические рекомендации по реализации принципов открытости в
федеральных органах исполнительной власти [Электронный ресурс] : (утв. протоколом заочного голосования Правительств. комис. по координации деятельности открытого правительства от 26 декабря 2013 г. № АМ-П36- 89пр) // Портал открытых данных : [сайт]. - Режим доступа :
http://data.gov.ru/.
16. Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Губернатора Белгородской области от 12 августа 2015 г. №444-р // Губернатор и Правительство Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http:// belregion.ru/.
17. Об утверждении положения, структуры и штатных расписаний
администрации губернатора Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Губернатора Белгородской области от 24 мая 2012 года № 329-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации: [сайт]. - Режим доступа :
http://docs.cntd.ru/document/469025612.
18. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах
исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Губернатора Белгородской области от 27 декабря 2006 г. № 1135-р (с изменениями и дополнениями от 12.12.2007 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. - Режим доступа :
http://docs.cntd.ru/document/469020562.
19. Анализ работы с обращениями граждан в Правительстве Белгородской области в 2014 году [Электронный ресурс] // Губернатор и Правительство Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http:// belregion.ru/.
20. Анализ работы с обращениями граждан в Правительстве Белгородской области в 2015 году [Электронный ресурс] // Губернатор и Правительство Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http:// belregion.ru/.
21. Анализ работы с обращениями граждан в Правительстве Белгородской области в 2016 году [Электронный ресурс] // Губернатор и Правительство Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http:// belregion.ru/.
22. Барыкин, Д. В. Повышение качества работы с обращениями граждан и организаций в федеральные органы государственной власти [Текст] / Д. В. Барыкин, Д. А. Боронников, З.М. Федулова, И. Е. Самохин, С. В. Морозов // Экономика и управление. - 2014. - № 4. - С. 58-62.
23. Бажин, И. Обращения граждан как инструмент оценки социальной эффективности инвестиций в муниципальном образовании [Текст] / И. Бажин, Т. Разина. // Власть. - 2011. - № 9. - С. 45-48.
24. Беляков, П. А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления [Текст] / П. А. Беляков // Законность. - 2014. - № 4. - С. 11-16.
25. Бобыльских, Е. В. Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения [Текст] / Е. В. Бобыльских // Теория и практика общественного развития. - 2006. - № 1. - С. 25-26.
26. Галанюк, В. В. Обращения граждан - источник важной информации [Текст] / В. В. Галанюк // Вестник Аксор. - 2010. - №12. - С. 233-234.
27. Жеребцова, Л. А. Организация работы с обращениями граждан в органы государственной власти и их отбор на государственное хранение [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 05.22.02 / Л.А. Жеребцова. - М., 2008. -27 с. - Режим доступа : http://cheloveknauka.com.
28. Калинина, С. В. Право граждан РФ на обращения в органы
государственной власти и органы местного самоуправления [Текст] / С. В. Калинина // Вестник экономической безопасности. - 2009. - № 6. С. 99¬102.
29. Кожевников, К. Работа с обращениями граждан как эффективная форма «обратной связи» с населением [Текст] / К. Кожевников // Законность. - 2015. - № 11. - С. 3-5.
30. Купреев, С. С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления [Текст] / С. С. Купреев // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 9. - С. 11.
31. Лапшина, А. И. Интерактивные формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации [Текст] / А. И. Лапшина // Журнал российского права. - 2015.
- № 1. - С. 15-20.
32. Лихачева, Е. А. Перспективы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления [Текст] / Е. А. Лихачева, И. Н. Михайлюк // Политическое управление: науч. информ. - образоват. электрон. журн. - 2013. -№ 3. - С. 27-30.
33. Лихтин, А. Совершенствование организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти Санкт-Петербурга [Текст] / А. А. Лихтин, Е. И. Зверева // Управленческое консультирование. - 2016.
- № 4. - С. 55-59.
34. Лоншаков, Ю. С. Теоретические основы права граждан на обращение: понятие, содержание, признаки, взаимосвязь с политическими правами [Текст] / Ю. С. Лоншаков // Проблемы экономики и юридической практики. - 2010. - № 2. С. 141-144.
35. Магомедов, К. О. Об эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти [Текст] / К. О. Магомедов // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3.- С. 71-76.
36. Матвеев, Д. Л. О порядке рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений граждан [Текст] / Д. Л. Матвеев // Юридическая мысль. - 2006. - № 3. С. 20-27.
37. Меженин, Я. Э. Обращения граждан к органам государственной власти как легальный способ политического взаимодействия [Текст] / Я. Э. Меженин // Социология в современном мире : наука, образование, творчество. - 2012. - № 4 - С. 181-184.
38. Мотькин, В. Н. Работа с обращениями граждан в вертикали
государственного управления [Текст] / В. Н. Мотькин / Социология управления. - 2011. - № 3. - С. 39-42.
39. Новиков, А. В.. Обращения граждан : (административно-процедурные правовые аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 [Электронный ресурс] / А. В. Новиков. - Воронеж, 2006. - 239 с. - Режим доступа : http: //cheloveknauka.com
40. Нудельман, В. Я. Обращение граждан в органы публичной власти как институт гражданского общества : понятие, сущность, содержание [Текст] / В. Я. Нудельман // Юридическая мысль. - 2010. - № 3. - С. 48-54.
41. Подъячев, К. В. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма гражданского участия: автореф. дис. ...канд. полит.наук [Электронный ресурс] / К. В. Подъячев. - М., 2007- Режим доступа : http://cheloveknauka.com
42. Подъячев, К. В. Правовое регулирование работы с обращениями граждан в контексте трансформации политического режима в России (сравнительный анализ) [Текст] / К. В. Подъячев // Власть. - 2010. - № 1. - С. 41-45.
43. Савоськин, А. В. К вопросу об использовании термина «обращение» в российском законодательстве [Текст] / А. В. Савоськин // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 8. - С. 36-40.
44. Савоськин, А. В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций [Текст] / А. В. Савоськин // Вестн. Урал. ин-та экономики, управления и права. - 2014. - № 4. - С.42-48.
45. Сергеев, Е. А. Специализация обращений граждан как фактор
совершенствования конституционно-правового взаимодействия
государственных органов [Текст] / Е. А. Сергеев // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. С. 24-28.
46. Соловьев, С. О совершенствовании законодательства об обращениях граждан [Текст] / С. Г. Соловьев, И. Е. Попов // Российский юридический журнал. - 2010. - № 2. - С. 139-144.
47. Третьяков, И. Работа с обращениями граждан как социальный институт [Текст] / И. А. Третьяков, В. Н. Мотькин // Вестник Мордовского университета. - 2011. - № 3. - С. 39-45.
48. Хорьков, В. Н. Проблемы законодательного регулирования права граждан на обращения [Текст] / В. Н. Хорьков // Современное право. - 2008. - № 5. - С. 31-33.
49. Хадеев, А. В. Взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами через институт обращений [Текст] / А. В. Хадеев // Города и местные сообщества. - 2015. - № 1. - С. 343-354.
50. Хохрина, Г. А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Текст] / Г. А. Хохрина // Юрист-Правоведъ. - 2008. - № 4. - С. 115-118.
51. Чурилина, Е. Н. Особенности системы работы с обращениями граждан на муниципальном уровне [Текст] / Е. Н. Чурилина // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 10. - С. 32-36.
52. Шепелев В. А. Реализация прав граждан на обращение [Текст] / В. А. Шепелев, М. В. Кудрина, Е. В. Бородина // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2015. - № 2. - С. 25-28.