Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Корректировка формирования информационной культуры при профессиональной подготовке экономистов в вузах

Работа №7341

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы199стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
841
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СПИСОК СОКРАЩЕНИИ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования информационной культуры при подготовке специалистов на экономических факультетах в вузах 16
1.1 Обзор и анализ научных исследований в области информационной культуры гуманитариев 15
1.2 Анализ выполнения критериев информационной культуры у студентов специальности 071900 «Информационные системы в экономике» при изучении предметов в области информатики и информационных технологий при их профессиональной подготовке в вузах 47
1.3 Анализ выполнения критериев информационной культуры у студентов специальности 351400 «Прикладная информатика (в экономике)» при изучении предметов в области информатики и информационных технологий при их профессиональной подготовке в вузах 74 Выводы 103
ГЛАВА 2. Практическая реализация корректировки процесса формирования информационной культуры при подготовке специалистов на экономических факультетах в вузах 105
2.1 Модель информационной культуры экономиста 105
2.2 Особенности корректировки процесса формирования информационной культуры при подготовке экономистов специальности 060400 в «Финансы и кредит» 114
2.3 Элементы методической системы преподавания курса по выбору студентов «Геоинформационные системы в экономике» 122
2.3.1 Обоснование актуальности курса по выбору «Геоинформационные системы в экономике» 122
2.3.3 Методические положения и разработки к курсу по выбору студентов «Геоинформационные системы в экономике» 126
2.3.4 Программа курса по выбору «Геоинформационные системы в экономике» 134
2.3.5 Методическое обеспечение курса по выбору «Геоинформационные системы в экономике» 139
2.4 Элементы методической системы преподавания курса по выбору студентов «Справочно-правовые системы для экономистов» 140
2.4.1 Обоснование актуальности курса по выбору «Справочно-правовые системы для экономистов» 140
2.4.2 Методические положения и разработки к курсу по выбору студентов «Справочно-правовые системы для экономистов». 144
2.5 Элементы методической системы преподавания курса по выбору студентов «Защита информации для экономистов» 149
2.5.1 Обоснование актуальности курса по выбору «Защита информации для экономистов» 149
2.5.2 Методические положения и разработки к курсу по выбору студентов «Защита информации для экономистов» 150
2.6 Особенности проведения педагогического эксперимента по корректировке формирования информационной культуры экономистов специальности 060400 «Финансы и кредит» 154
2.7 Математическая обработка результатов, полученных при проведении педагогического эксперимента 159
2.7 1.Вычисление медианы по выборке 159
2.7.2 Проверка достоверности результатов выборки по всем предметам, сдаваемым в экзаменационную сессию 161
2.7.3 Проверка достоверности результатов выборки по дисциплинам специальности (экономическим
дисциплинам) 164
Выводы 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Дисциплины учебного плана Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» специальности 071900 «Информационные системы в экономике», специализации «экономист - информатик» 186
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Дисциплины учебного плана Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» специальности 351400 «Прикладная информатика (в экономике)», специализации «информатик - экономист» 188
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа курса по выбору «Защита информации для экономистов»

Актуальность и постановка проблемы исследования. Конец XX века стал началом новой эпохи. Соответственно этот рубеж стал концом советской политической экономии и рождением новой российской экономической науки. Российская экономическая наука получила не слишком богатое наследство от советской политической экономии. Необходимость обучения нового поколения с ориентированием на западную экономику и с учетом российской специфики стала актуальной задачей на ближайшие годы. Анализ передовой западной экономической науки показал, что она отличается гораздо большей ориентацией на применение новых ИТ.
Изучение принятых в марте 2000 г. новых ГОС ВПО по экономическим специальностям показывает, что сделаны определенные шаги в направлении информатизации высшего экономического образования. Но, подробный их анализ показал, что еще мало сделано в области формировании важнейшей компоненты специалиста в области экономики - ИКС. Формирование этой компоненты - является важнейшей задачей высшего профессионального образования. Образование всегда занимало главное место и являлось определяющим в экономическом и политическом развитии России. Удачно подобранная модель образования может обеспечить общий устойчивый прогресс страны во всех областях политики и экономики. Технический прогресс, внедрение новых информационных технологий на всех уровнях управления экономикой, ситуации, требующие принятия быстрого решения, нарастающие потоки информации, умение в ней ориентироваться в этой ин¬формации требуют от современного экономиста достаточно высокого уровня знаний в области ИТ.
К сожалению, в области формирования ИК наша высшая школа получила уровень стандартов по экономическому образованию, не имеющий ни¬чего общего с международным уровнем. В настоящее время высшая школа при подготовке экономистов обеспечивает лишь компьютерную осведомленность экономистов, в лучшем случае - их компьютерную грамотность. По мнению Л. Любимова, нельзя рассчитывать на успех реформ, не имея профессионалов во главе банков, заводов, фабрик, словом, во главе фирм; не имея профессионалов в государственных и муниципальных органах управления.1 Возникает проблема адаптации ГОС ВПО, которые меняются один раз в пять лет, из-за их быстрого устаревания к современным требованиям, предъявляемым к специалистам в области экономики. Проводя обучение студентов-экономистов в вузах страны по принятым ГОС ВПО, мы не можем просто бездействовать в ожидании принятия новых. Необходимо уже сейчас готовить молодых экономистов-профессионалов, способных поднять российскую экономику. Противоречивость нынешней ситуации в том, что подготовка студентов экономических специальностей по существующим ГОС ВПО не достаточна для формирования у них ИКС. Данная научная работа проводилась для поиска варианта решения этой проблемы.
Психолого-педагогическим основам, состоянию и перспективам ис-пользования современных информационных технологий в учебном процессе, влиянию их на процесс повышения качества образования посвящены труды
А.Г.Асмолова, Ю.Н.Афанасьева, Д.А.Богдановой, Ю.С.Брановского,
A. М.Бурлакова, Я.А.Ваграменко, Т.П.Ворониной, И.Е.Вострокнутова, Ж.Н.Зайцевой, С. О.Крамарова, Ю.К.Кузнецова, С.Л.Лобачева, Е.И.Машбица,
B. П.Меркулова, В.М.Монахова, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.П.Тихомирова, В.А.Садовничего, В.И.Солдаткина и др.
Международный опыт по применению информационных технологий в экономике и высшем образовании описан в трудах М.Бекера, К.Симкина, В.Фенга, Ч.Яна. Международный опыт по применению инновационных технологий в педагогике отражен в работах М.В.Кларина, П.Рехенберга и др.
Значение, роль и проблемы применения информационных технологий в экономике освещены в работах В.П.Тихомирова, В.В.Евдокимова, В.М.Глушкова, В.В.Дика, Г.А.Титоренко, Н.В.Макаровой, Ю.Б.Рубина, Е.С.Полат, П.В.Конюховского, Д.Н.Колесова и др. В этих работах рассмотрены вопросы применения информационных технологий и информационных систем в различных областях экономики.
Применению инновационных технологий в отечественной педагогике посвящены работы Н.В.Басовой, М.С.Бугрина, Ю.С.Брановского,
В.В.Горшкова, В.И.Загвязинского, И.П.Подласого и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Поиск способов формирования информационной культуры экономистов всех специальностей в рамках существующих ГОС ВПО показал, что основным способом достижения поставленной цели - формирования информационной культуры экономистов, является введение курсов по выбору, использующих новые информационные технологии и инновационные подходы в обучении.
2. Степень информационной культуры экономистов, формирующейся в процессе их профессиональной подготовки в вузах, может быть оценена с помощью предложенных нами 15 критериев, включающих качественную и количественную оценку информационной культуры.
3. При анализе процесса подготовки студентов-экономистов было выявлено, что не выполняются 4 критерия оценки информационной культуры для специальности 071900 и 3 критерия для специальности 351400. Критерии оценки информационной культуры, которые не выполняются в процессе подготовки студентов-экономистов по существующим ГОС ВПО, могут быть выполнены с помощью включения в учебный план курсов по выбору, использующих новые информационные технологии и педагогические инновации.
4. Процесс формирования информационной культуры может быть скорректирован в сторону увеличения числа выполняемых критериев информационной культуры студентов-экономистов с помощью разработанных нами курсов по выбору: «Геоинформационные системы в экономике», «Справочно-правовые системы для экономистов», «Защита информации для экономистов».
5. Математическая модель, построенная для каждого критерия информационной культуры экономистов, позволяет принимать решения по формированию наиболее эффективной комбинации курсов по выбору для выполнения этого критерия.
6. Введение курсов по выбору, использующих новые информационные технологии и комбинацию традиционных и инновационных педагогических технологий позволяет повысить качество образования по всем дисциплинам учебного плана и, в большей степени по дисциплинам специальности. Таким образом, проведенный педагогический эксперимент подтверждает правильность гипотезы диссертационного исследования, о том, что корректировка формирования информационной культуры будущих экономистов в рамках учебного процесса по существующим ГОС ВПО возможна путем введения дополнительных курсов по выбору с использованием предложенной нами методики обучения.
На наш взгляд, задачи, которые придется решать будущим исследователям данной темы таковы:
• Уточнение числа критериев для определения ИК экономиста любой специализации;
• Проверка предложенных и разработка новых количественных и качественных методик для определения критериев выполнения ИК;
• Определение возможности применения предложенной нами модели ИК;
• Поиск альтернативных моделей и методик для определения ИКС;
• Вывод уточненного определения «информационная культура специалиста - экономиста»;
• Разработка рекомендаций для новых ГОС ВПО для полноценного формирования ИК будущего экономиста в процессе его профессиональной подготовки в вузах.



1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. проф. Титоренко Г.А.-М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998.¬400с.
2. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия: Учебник.- 2-е изд., пере- раб. и доп.- М.: Проспект, 1998.- 568 с.
3. Алешин Л.И. Взаимосвязь культуры и информации: некоторые ас¬пекты и проблемы // Информационное общество: культурологические про¬блемы: Материалы международн. науч. конф. Краснодар - Новороссийск 17 - 19 сентября 1997 г.: Тез. докл.- Краснодар, 1997. -С.25-27.
4. Альперович И. Как учат в Intellution.// PC WEEK.- 1999.- № 38.- С.27-28.
5. Андреева И.М. «Информационная культура личности» - новая вузовская дисциплина // Информационная культура специалиста: гуманитар¬ные проблемы. Межвуз. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 23-25 сент. 1993: Тез. докл. - Краснодар, 1993.-С.24-25.
6. Андреева И.М., Зубов Ю.С. Информационное общество и лич¬ность как культурологическая проблема// Информационное общество: куль¬турологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар - Новороссийск 17 - 19 сентября 1997 г. : Тез. докл.- Краснодар, 1997.- С.7-10.
7. Андрейчиков А. В. Андрейчикова О. Н. АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ПЛА-НИРОВАНИЕ РЕШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ.- М: ФИНАНСЫ И СТАТИ¬СТИКА, 2000.
8. Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные системы для поддержки процессов принятия решений: Учебное пособие / ВолгГТУ.- Волгоград, 1996.-93 с.
9. Антонова С. Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования.// Высш. образование в России.- 1994.- №1. -С.82-88

172
10. Антонова С. Г. Информационная культура специалиста: гуманитарные основания // Проблемы информационной культуры: Сб. статей /Под ред. Ю.С. Зубова и И.М. Андреевой. - М.: Изд-во Моск. Гос. Ун-та культуры, 1994. - С. 110-116.
11. Антонова С.Г. Информатизация и информационная культура личности //Информационная культура личности: прошлое, настоящее, бу¬дущее: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 11-14 сент. 1996 г. Краснодар, 1996. -С. 50-51.
12. Антонова С.Г. Учебное издание как средство взаимодействия ин-формационной культуры общества и личности // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы международн. науч. конф. Крас¬нодар - Новороссийск 17 - 19 сентября 1997 г. : Тез. докл.- Краснодар, 1997. С.107-110.
13. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1999.- 416с.
14. Блинкова О. MapPoint 2000:ГИС для бизнес планирования //PC WEEK.-1999.-№°3.C14-15.
15. Блинкова О. Книги посвященные ГИС: настоящее и будущее //PC WEEK .-1999.-№3.-С.12 - 13.
16. Болотов В. ВЕКТОРНО-ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ /http://vm.fesma.ru/Vec_exe/Lek/ Lekci6.htm
17. Брановский Ю.С. «Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико - математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования». Дис. ... д-ра пед. наук.: 13.00.02.- Москва, 1995.
18. Брановский Ю.С. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных специальностей в университете.// Сб. науч. тр. II Всерос. симпозиума “Математическое моделирование и компьютерные тех¬

173
нологии” том III./ Кисловодск. ин-т экономики и права.- Кисловодск, 1998. С. 15-17.
19. Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в вузе и средней школе: Учебное пособие.- Ставрополь: СГПИ, 1990.
20. Брановский Ю.С. Состояние и перспективы использования совре¬менных информационных технологий в учебном процессе и научных иссле¬дованиях университета//Педагогическая информатика.-1999.-№1. С. 15-19.
21. Брановский Ю.С., Молчанов А.С. Педагогические информацион¬ные технологии (Введение в педагогическую информатику): Учебное посо¬бие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 88 с.
22. Брановский Ю.С., Оршанский А.Ю. Формирование информацион¬ной культуры при подготовке экономистов в вузах // Сб. науч. тр. II Всерос. симпозиума “Математическое моделирование и компьютерные технологии” том V. / Кисловодск. ин-т экономики и права.- Кисловодск, 1999. - С.16 - 18.
23. Бухгалтерский учет. Компьютерный практикум. Учебное пособие / Под. ред. проф. В.В. Ковалева, проф. В. А. Ирикова.- М.: Финансы и стати¬стика, 1998.
24. Введение в правовую информатику: Справочно-правовые системы Консультант Плюс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В. Л. Камынина. — 2-е изд., испр. - М.: 000 НПО «Вычислительная математика и информатика»,1999. - 313 с.: ил.
25. Виноградов В.А. Информационная культура как фактор повыше¬ния информационной деятельности. - М.: Наука, 1990. - 46 с.
26. Власов О. Развитие информационной культуры // PC WEEK.-
2001. -№46.- С.40.
27. Волков Ю.Г Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие М.: Гардарика, 2001.
28. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. - М.: Наука, 1986. -
176с.

174
29. Вохрышева М.Г. Информационная культура в системе культуроло-гического образования специалистов // Проблемы информационной куль¬туры: Сб. статей / Под ред. Ю.С.Зубова и И.М. Андреевой. -М.: Изд-во Моск.Гос.Ун-та культуры,1994. -С.117-123.
30. Вохрышева М.Г. Информационная культурология.// Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы ме- ждунар. науч. конф. Краснодар - Новороссийск 17 - 19 сентября 1997 г. : Тез. докл.- Краснодар, 1997. -С.88-90.
31. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной куль¬туре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно - культурологических исследований / Науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.; Магнитогорск, 1997.
32. Галимова Е.Я. Проблемы повышения информационной культуры предпринимателей в регионе // Информационное общество: культурологиче¬ские аспекты и проблемы: Междунар. науч. конфер. Краснодар - Новорос¬сийск, 17-19 сент. 1997 г. Тез. Докл. - Краснодар, 1997. С.161-163с.
33. Гендина Н.И. Информационная культура и информационное образование // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар - Новороссийск 17 - 19 сен¬тября 1997 г. : Тез. докл.- Краснодар, 1997. .-С.102-104.
34. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ. Учебное посо¬бие. - М.: Информ.-издат. дом «Филинъ», 1998. 264с.
35. Глушков В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986.- 488с.
36. Глушков. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука,
1982.
37. Горлова И.И. Информационная культура и проблемы культурной политики // Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. Ю.С.Зубова и И.М. Андреевой. - М.: Изд-во Моск. Гос. Ун-та культуры,
1994. - 215 с.

175
38. Государственный образовательный стандарт высшего профессио-нального образования / Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.- М.:1995.- 383с.
39. Государственный Образовательный Стандарт высшего Профессио-нального Образования Специальность 351400 “ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМА¬ТИКА (по областям) Квалификация «информатик-экономист». / Государст¬венный комитет Российской Федерации по высшему образованию.- М.: 2000
40. Греков А.А., Крамаров С.О., Черкезов С.Е. Информационная куль¬тура учителя // Педагогическая информатика №1,1999 г. -С.3-9.
41. Гречихин А. А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. Ю.С. Зубова и И.М. Андреевой. - М: Изд-во Моск. Гос. Ун-та культуры, 1994. -С.12-38.
42. Григорьев С.Г. Методика проведения педагогического экспери¬мента: пособие для аспирантов и соискателей.- М.:ИНИНФО, 1995. -27с.
43. Давыдова А.И., Лопатина Н.В. Дифференцированный подход как основа преподавания курса «Информационная культура личности» // Инфор¬матизация и проблемы гуманитарного образования: Междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 14-15 сент. 1995: Тез. докл.-Краснодар, 1995.-С.33-
35.
44. Дулатова А.Н. «Информационная культура личности» как общепрофессиональная дисциплина на информационно-библиотечном фа¬культете // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, буду¬щее. Междунар.науч.конфер.-Краснодар-Новороссийск, 11-14 сент. 1996: Тез. докл.-Краснодар, 1996.-С.235 -236.
45. Евенко Л.И. Методы бизнес-образования в меняющемся мире // Бизнес-образование.- 1997.- №2 (3). С.36-46.
46. Еременко Т. В. Информационная культура студентов // Университетская книга.- 1998.- №6.- С.39

176
47. Зеленова Л.Н. Формирование информативной культуры у студен¬тов вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Курган, 1996. - 201 с.: ил. - Библиогр.: - С.177-201.
48. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности в контексте равновесия // Информационная культура личности: прошлое, настоящее и будущее: Тез. докл. междунар. конф. Краснодар - Новороссийск, 11-14 сент.
1996 г./ Под. Ред. И.И.Горловой и Ю.С.Зубова - Краснодар: КГАК, 1996. - С.25-27.
49. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. - Краснодар, 1996. - С. 141.
50. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура. // Про¬блемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. Ю.С.Зубова и И.М. Андреевой. -М,: Изд-во Моск. Гос. Ун-та культуры, 1994. -С.5-11.
51. Информационная культура специалиста. / Харьк. гос. ин-т куль¬туры; Под общ. ред. Е.А. Медведевой; Сост.: Л.Я. Нагорная, Е.П. Щербинина, В.Н. Грамма. Харьков, 1995.-36 с.
52. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Межвуз. научн. конф. Краснодар - Новороссийск 23 - 25 сентября 1993 г. Тезисы докладов. Краснодар 1993г.-249с.
53. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, буду¬щее: Материалы междунар. науч. конф. Новороссийск 11 - 14 сентября 1996 г.:Тез. докл.-Краснодар,1996.-490с.
54. Каймин В.А. Курс информатики: состояние, методика, перспек¬тивы // Информатика и образование.-1990.-№ 6. -С.26.
55. Калиновская Н.А. Информационная культура личности и обще¬ства: наполнение понятия.// Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар - Новороссийск 17 - 19 сентября 1997 г.: Тез. докл.- Краснодар, 1997. -С. 93-94.

177
56. Камынин. В.Л. Методические рекомендации по проведению заня¬тий по курсу «Правовая информатика» с изучением систем Консультант- Плюс для студентов финансовых и экономических специальностей вузов.- 2¬е изд.- М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2000.¬136с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ