ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ТЕОРИИ, ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка 8
1.1. Характеристика понятия «речевые умения» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности обучения младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка 14
1.3. Современные подходы к развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка 33
2.1. Диагностика речевых умений учащихся экспериментального класса 33
2.2. Реализация педагогических условий по развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний 38
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60
Глава 1. Теоретико-методические основы развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка 8
1.1. Характеристика понятия «речевые умения» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности обучения младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка 14
1.3. Современные подходы к развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка 33
2.1. Диагностика речевых умений учащихся экспериментального класса 33
2.2. Реализация педагогических условий по развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний 38
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60
В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим в системе начального обучения интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплексов (УМК), разрабатываются целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы.
Научить детей правильной и красивой речи - сложная задача, требующая комплексного подхода, которая приобретает в настоящее время все большую актуальность в системе обучения русскому языку. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Она всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии и филологии.
Основные понятия, лежащие в основе речевой деятельности - язык и речь - это инструменты познания, мышления и развития младших школьников. Язык - универсальное средство общения, речь - функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике. Это представление соответствует ожиданиям новой информационной эпохи, которая требует от человека коммуникативной грамотности как необходимой его характеристики в XXI веке. Такое понимание языка и речи соответствует и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, которые реализуются в деятельностном подходе к организации учебного процесса (Антонова, 2006).
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Разработкой вопросов, связанных с развитием речевых умений младших школьников занимались А.И. Баранов, О.М. Казарцева, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.Е. Львова, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Светловская, М.С. Соловейчик, Е.И. Пассов и др. В своих исследованиях педагоги подчеркивают значение практики речевого общения для усвоения ребенком родного языка.
Недостаточное владение речевой деятельностью является объективной причиной, которая не дает возможности человеку свободно участвовать в жизни общества. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру необходимо каждому.
К сожалению, в школьной практике целенаправленная работа по развитию речевых умений младших школьников не проводится на уроках русского языка или проводится в малом объеме. Учителя начальных классов недостаточно уделяют внимания этой проблеме.
В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой вы-бор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: речевые умения младших школьников.
Предмет: педагогические условия развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) обеспечивается коммуникативно-деятельностная направленность в обучении речи;
2) проводится работа с комплексом речевых умений: информационно-содержательных, структурно-композиционных, изобразительно-
выразительных c учётом трёх сторон текста (внутренней, структурной, внеш-ней), а также умениями, направленными на его совершенствование.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой проблемы;
2) изучить педагогический опыт по предмету исследования, имеющийся в школьной практике;
3) организовать экспериментальную работу по развитию речевых умений учащихся в начальной школе.
Методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- диагностическое тестирование;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- моделирование учебного процесса;
- метод математической и графической обработки результатов исследования.
База исследования: 3 класс МОУ «Герасимовская СОШ»
Валуйского района Белгородской области.
Практическая значимость выпускного квалификационного исследования заключается в определении и апробации педагогических условий , направленных на развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка, которые могут быть рекомендованы для практического использования на уроках русского языка в школьной практике.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе участия в научно-практической интернет-конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве»
(Белгород, НИУ «БелГУ», 29-30 марта 2018 г.).
Структура выпускного квалификационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования; определяются проблема, цель и задачи, гипотеза, определен перечень методов исследования.
В первой главе «Теоретико-методические основы развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка» раскрывается понятие «речевые умения»; характеризуются группы речевых умений; описывается педагогический опыт в развитии речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка» представлено описание экспериментального исследования, проведённого в начальной школе.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, при-водится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложении содержатся диагностические материалы экспериментальной работы и конспекты уроков русского языка по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Научить детей правильной и красивой речи - сложная задача, требующая комплексного подхода, которая приобретает в настоящее время все большую актуальность в системе обучения русскому языку. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Она всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии и филологии.
Основные понятия, лежащие в основе речевой деятельности - язык и речь - это инструменты познания, мышления и развития младших школьников. Язык - универсальное средство общения, речь - функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике. Это представление соответствует ожиданиям новой информационной эпохи, которая требует от человека коммуникативной грамотности как необходимой его характеристики в XXI веке. Такое понимание языка и речи соответствует и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, которые реализуются в деятельностном подходе к организации учебного процесса (Антонова, 2006).
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Разработкой вопросов, связанных с развитием речевых умений младших школьников занимались А.И. Баранов, О.М. Казарцева, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.Е. Львова, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Светловская, М.С. Соловейчик, Е.И. Пассов и др. В своих исследованиях педагоги подчеркивают значение практики речевого общения для усвоения ребенком родного языка.
Недостаточное владение речевой деятельностью является объективной причиной, которая не дает возможности человеку свободно участвовать в жизни общества. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру необходимо каждому.
К сожалению, в школьной практике целенаправленная работа по развитию речевых умений младших школьников не проводится на уроках русского языка или проводится в малом объеме. Учителя начальных классов недостаточно уделяют внимания этой проблеме.
В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой вы-бор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: речевые умения младших школьников.
Предмет: педагогические условия развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) обеспечивается коммуникативно-деятельностная направленность в обучении речи;
2) проводится работа с комплексом речевых умений: информационно-содержательных, структурно-композиционных, изобразительно-
выразительных c учётом трёх сторон текста (внутренней, структурной, внеш-ней), а также умениями, направленными на его совершенствование.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой проблемы;
2) изучить педагогический опыт по предмету исследования, имеющийся в школьной практике;
3) организовать экспериментальную работу по развитию речевых умений учащихся в начальной школе.
Методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- диагностическое тестирование;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- моделирование учебного процесса;
- метод математической и графической обработки результатов исследования.
База исследования: 3 класс МОУ «Герасимовская СОШ»
Валуйского района Белгородской области.
Практическая значимость выпускного квалификационного исследования заключается в определении и апробации педагогических условий , направленных на развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка, которые могут быть рекомендованы для практического использования на уроках русского языка в школьной практике.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе участия в научно-практической интернет-конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве»
(Белгород, НИУ «БелГУ», 29-30 марта 2018 г.).
Структура выпускного квалификационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования; определяются проблема, цель и задачи, гипотеза, определен перечень методов исследования.
В первой главе «Теоретико-методические основы развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка» раскрывается понятие «речевые умения»; характеризуются группы речевых умений; описывается педагогический опыт в развитии речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка» представлено описание экспериментального исследования, проведённого в начальной школе.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, при-водится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложении содержатся диагностические материалы экспериментальной работы и конспекты уроков русского языка по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Проведенное нами исследование показало, что, к сожалению, в школьной практике целенаправленная работа по развитию речевых умений младших школьников не проводится на уроках русского языка или проводится в малом объеме. Учителя начальных классов недостаточно уделяют внимания этой проблеме. Научить детей правильной и красивой речи - сложная задача, требующая комплексного подхода, которая приобретает в настоящее время все большую актуальность в системе обучения русскому языку.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы было установлено, что коммуникативно-деятельностная направленность является ведущей в обучении речи младших школьников. Мы выяснили, что в исследованиях И.А. Зимней, Н.И.Жинкина, А.Н. Леонтьева и других психологов утверждается, что речь является своеобразной деятельностью, речевой деятельностью. Признание данного факта обеспечило внедрение нового похода к работе по развитию речи в школьной практике - с позиций теории речевой деятельно¬сти (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.).
В ходе экспериментальной работы на базе МОУ «Герасимовская «СОШ» Валуйского района Белгородской области на констатирующем этапе исследования были установлены следующие уровни развития речевых умений учащихся экспериментального класса: высокий показали лишь 22% учащихся; средний уровень - 33,5% учащихся, низкий был обнаружен у 44,5% детей.
По итогам констатирующего этапа исследования было установлено, что большинство учащихся имеют низкий уровень развития речевых умений, в частности у третьеклассников не сформированы умения использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях.
Низкие результаты объясняются тем, что использование изобразительно-выразительных средств в ходе создания высказываний является сложным процессом, который предусматривает целый ряд частных умений. В связи с
этим в системе уроков русского языка блока «Развитие речи» нами была организована целенаправленная работа по развитию каждого из речевых умений, установленных в ходе изучения методической литературы. С целью предупреждения ошибок в процессе создания высказываний нами разработана комплексная работа со всеми группами речевых умений: информационно¬содержательными, структурно-композиционными, изобразительно-выразительными и умениями редактировать собственные высказывания. Такая система упражнений была разработана и проведена в ходе педагогического эксперимента по проблеме исследования.
Формирующий этап подтвердил гипотезу о том, что развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) обеспечивается коммуникативно-деятельностная направленность в обучении речи;
2) проводится работа с комплексом речевых умений: информационно-содержательных, структурно-композиционных, изобразительно-
выразительных c учётом трёх сторон текста (внутренней, структурной, внеш¬ней), а также умениями, направленными на его совершенствование.
Однако проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении развития речевых умений младших школьников в процессе нашей собственной профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы было установлено, что коммуникативно-деятельностная направленность является ведущей в обучении речи младших школьников. Мы выяснили, что в исследованиях И.А. Зимней, Н.И.Жинкина, А.Н. Леонтьева и других психологов утверждается, что речь является своеобразной деятельностью, речевой деятельностью. Признание данного факта обеспечило внедрение нового похода к работе по развитию речи в школьной практике - с позиций теории речевой деятельно¬сти (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.).
В ходе экспериментальной работы на базе МОУ «Герасимовская «СОШ» Валуйского района Белгородской области на констатирующем этапе исследования были установлены следующие уровни развития речевых умений учащихся экспериментального класса: высокий показали лишь 22% учащихся; средний уровень - 33,5% учащихся, низкий был обнаружен у 44,5% детей.
По итогам констатирующего этапа исследования было установлено, что большинство учащихся имеют низкий уровень развития речевых умений, в частности у третьеклассников не сформированы умения использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях.
Низкие результаты объясняются тем, что использование изобразительно-выразительных средств в ходе создания высказываний является сложным процессом, который предусматривает целый ряд частных умений. В связи с
этим в системе уроков русского языка блока «Развитие речи» нами была организована целенаправленная работа по развитию каждого из речевых умений, установленных в ходе изучения методической литературы. С целью предупреждения ошибок в процессе создания высказываний нами разработана комплексная работа со всеми группами речевых умений: информационно¬содержательными, структурно-композиционными, изобразительно-выразительными и умениями редактировать собственные высказывания. Такая система упражнений была разработана и проведена в ходе педагогического эксперимента по проблеме исследования.
Формирующий этап подтвердил гипотезу о том, что развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) обеспечивается коммуникативно-деятельностная направленность в обучении речи;
2) проводится работа с комплексом речевых умений: информационно-содержательных, структурно-композиционных, изобразительно-
выразительных c учётом трёх сторон текста (внутренней, структурной, внеш¬ней), а также умениями, направленными на его совершенствование.
Однако проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении развития речевых умений младших школьников в процессе нашей собственной профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов.



