Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ТЕОРИИ, ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Работа №73409

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка 8
1.1. Характеристика понятия «речевые умения» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности обучения младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка 14
1.3. Современные подходы к развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка 33
2.1. Диагностика речевых умений учащихся экспериментального класса 33
2.2. Реализация педагогических условий по развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний 38
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим в системе начального обучения интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплексов (УМК), разрабатываются целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы.
Научить детей правильной и красивой речи - сложная задача, требующая комплексного подхода, которая приобретает в настоящее время все большую актуальность в системе обучения русскому языку. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Она всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии и филологии.
Основные понятия, лежащие в основе речевой деятельности - язык и речь - это инструменты познания, мышления и развития младших школьников. Язык - универсальное средство общения, речь - функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике. Это представление соответствует ожиданиям новой информационной эпохи, которая требует от человека коммуникативной грамотности как необходимой его характеристики в XXI веке. Такое понимание языка и речи соответствует и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, которые реализуются в деятельностном подходе к организации учебного процесса (Антонова, 2006).
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Разработкой вопросов, связанных с развитием речевых умений младших школьников занимались А.И. Баранов, О.М. Казарцева, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.Е. Львова, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Светловская, М.С. Соловейчик, Е.И. Пассов и др. В своих исследованиях педагоги подчеркивают значение практики речевого общения для усвоения ребенком родного языка.
Недостаточное владение речевой деятельностью является объективной причиной, которая не дает возможности человеку свободно участвовать в жизни общества. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру необходимо каждому.
К сожалению, в школьной практике целенаправленная работа по развитию речевых умений младших школьников не проводится на уроках русского языка или проводится в малом объеме. Учителя начальных классов недостаточно уделяют внимания этой проблеме.
В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой вы-бор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: речевые умения младших школьников.
Предмет: педагогические условия развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) обеспечивается коммуникативно-деятельностная направленность в обучении речи;
2) проводится работа с комплексом речевых умений: информационно-содержательных, структурно-композиционных, изобразительно-
выразительных c учётом трёх сторон текста (внутренней, структурной, внеш-ней), а также умениями, направленными на его совершенствование.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой проблемы;
2) изучить педагогический опыт по предмету исследования, имеющийся в школьной практике;
3) организовать экспериментальную работу по развитию речевых умений учащихся в начальной школе.
Методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- диагностическое тестирование;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- моделирование учебного процесса;
- метод математической и графической обработки результатов исследования.
База исследования: 3 класс МОУ «Герасимовская СОШ»
Валуйского района Белгородской области.
Практическая значимость выпускного квалификационного исследования заключается в определении и апробации педагогических условий , направленных на развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка, которые могут быть рекомендованы для практического использования на уроках русского языка в школьной практике.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе участия в научно-практической интернет-конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве»
(Белгород, НИУ «БелГУ», 29-30 марта 2018 г.).
Структура выпускного квалификационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования; определяются проблема, цель и задачи, гипотеза, определен перечень методов исследования.
В первой главе «Теоретико-методические основы развития речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка» раскрывается понятие «речевые умения»; характеризуются группы речевых умений; описывается педагогический опыт в развитии речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка» представлено описание экспериментального исследования, проведённого в начальной школе.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, при-водится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложении содержатся диагностические материалы экспериментальной работы и конспекты уроков русского языка по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование показало, что, к сожалению, в школьной практике целенаправленная работа по развитию речевых умений младших школьников не проводится на уроках русского языка или проводится в малом объеме. Учителя начальных классов недостаточно уделяют внимания этой проблеме. Научить детей правильной и красивой речи - сложная задача, требующая комплексного подхода, которая приобретает в настоящее время все большую актуальность в системе обучения русскому языку.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы было установлено, что коммуникативно-деятельностная направленность является ведущей в обучении речи младших школьников. Мы выяснили, что в исследованиях И.А. Зимней, Н.И.Жинкина, А.Н. Леонтьева и других психологов утверждается, что речь является своеобразной деятельностью, речевой деятельностью. Признание данного факта обеспечило внедрение нового похода к работе по развитию речи в школьной практике - с позиций теории речевой деятельно¬сти (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.).
В ходе экспериментальной работы на базе МОУ «Герасимовская «СОШ» Валуйского района Белгородской области на констатирующем этапе исследования были установлены следующие уровни развития речевых умений учащихся экспериментального класса: высокий показали лишь 22% учащихся; средний уровень - 33,5% учащихся, низкий был обнаружен у 44,5% детей.
По итогам констатирующего этапа исследования было установлено, что большинство учащихся имеют низкий уровень развития речевых умений, в частности у третьеклассников не сформированы умения использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях.
Низкие результаты объясняются тем, что использование изобразительно-выразительных средств в ходе создания высказываний является сложным процессом, который предусматривает целый ряд частных умений. В связи с
этим в системе уроков русского языка блока «Развитие речи» нами была организована целенаправленная работа по развитию каждого из речевых умений, установленных в ходе изучения методической литературы. С целью предупреждения ошибок в процессе создания высказываний нами разработана комплексная работа со всеми группами речевых умений: информационно¬содержательными, структурно-композиционными, изобразительно-выразительными и умениями редактировать собственные высказывания. Такая система упражнений была разработана и проведена в ходе педагогического эксперимента по проблеме исследования.
Формирующий этап подтвердил гипотезу о том, что развитие речевых умений младших школьников в процессе создания высказываний на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) обеспечивается коммуникативно-деятельностная направленность в обучении речи;
2) проводится работа с комплексом речевых умений: информационно-содержательных, структурно-композиционных, изобразительно-
выразительных c учётом трёх сторон текста (внутренней, структурной, внеш¬ней), а также умениями, направленными на его совершенствование.
Однако проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении развития речевых умений младших школьников в процессе нашей собственной профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов.



1. Алфёров А.Д. Психология развития младших школьников /
А.Д. Алфёров. - Ростов-на-Дону: Академия развития, 2000. - 384 с.
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуника¬тивно-деятельностный подход / Е.С. Антонова. - М.: Просвещение,
2006. - 464 с.
3. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся / Е.В.Архипова // Начальная школа. - 1997. - №6. - С. 6-10.
4. Бебешина Н.Н. Развитие речи на уроках русского языка во вспомога¬тельной школе / Н.Н. Бебешина, В.П. Свириденков. - М.: Просвещение, 1978. - 240 с.
5. Белобрыкина О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
6. Богуславская Н.Е. Методика развития речи на уроках русского язы¬ка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991 - 240 с.
7. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие / А.Н. Васильева. - М.: Высшая школа, 1990. - 124 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 348 с.
9. Григорьев В.П. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятель-ности / В.П. Григорьев, И.А. Зимняя. - М.: Просвещение,
1985. - 144 с.
10. Гужва Ф.К. Основы развития речи: Пособие для учителя / Ф.К. Гужва. - Киев: Рад. школа, 1989. - 156 с.
11. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном воз¬расте. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов; Под ред. A.B. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
12. Десяева Н.Д. Текстовые ошибки и возможности их предупреждения на уроках русского языка. / Н.Д. Десяева // Начальная школа. - 2017. - №1. - С. 48-49.
13. Добромыслов В.А. Развитие речи учащихся V-VIII классов /
В.А. Добромыслов; Под ред. В.А. Добромыслова. Изд 2-е. -
М.: Наука, 1993. - 220 с.
14. Жинкин Н.В. Психологические основы развития речи /
Н.В. Жинкин. - М.: Наука, 1966. - 262 с.
15. Жинкин Н.В. Речь как проводник информации / Н.В. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 413 с.
16. Жинкин Н.И Коммуникативные системы человека и развитие речи в школе. - В кн: Проблемы совершенствования содержания и методов обуче-ния русскому в IV - VIII классах. / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1996. - 370 с.
17. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся. -
Русский язык в школе / В.И.Капинос. - М.: Наука, 1993. - №6. - С. 17-21.
18. Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории ре¬чевой деятельности. - Русский язык в школе / В.И.Капинос. -
М.: Наука, - 1978. - №4. - 64 с.
19. Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов / С.А. Климова. - М.: Наука, - 1995. - 222 с.
20. Корепина Л.Ф. Развитие речи учащихся / Л.Ф.Корепина // Начальная школа. - 1981. - №1. - С. 27-31.
21. Крючкова Л. Ю. Речь - канал развития интеллекта / Л.Ю. Крючкова // Начальная школа. - 1997. - №7. - С. 68-70.
22. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского язы¬ка: Книга для учителя / Т.А. Ладыженская. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - 240 с.
23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельнось / А.А. Леонтьев. - М.: Красанд, 2010. - 214 с.
24. Львов Р.М. Методика развития речи младших школьников / Р.М.Львов. - М.: Астрель, 2003. - 238 с.
25. Львов Р.М. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Р.М. Львов. - М.: Просвещение, 1987. - 414 с.
26. Львов М.Р. Основы развития младших школьников / М.Р. Львов // Начальная школа. - 1981. - №7. - С. 8-13.
27. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов - М.: Просвещение, 1975. - 170 с.
28. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка / А.Ю. Меркулова // Начальная школа. - 1996. - №1. - 125 с.
29. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие / А.К. Михальская. - М.: Просвещение, 1996. - 416 с.
30. Никольская Р.И. Содержание и методы обучения высказыванию типа рассуждения в начальной школе / Р.И. Никольская. - М.: Просвещение, 1998. - 174 с.
31. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для ро¬дителей и педагогов / Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
32. Ожегов С.И. Толковый словарь современного русского языка /
С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2010. - 421 с.
33. Петрова С.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка / С.В. Петрова // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 39-41.
34. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. - М.: Просвещение, 1994. - 476 с.
35. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных клас¬сах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов - 2-е изд. - М.: Просвещение,
1987. - 347 с.
36. Репкин В.В. Начальный этап развивающего обучения русскому язы¬ку в средней школе. Концепция и программа / В.В. Репкин. - Харьков - Томск: НВМП «Пеленг», 1992. - 101 с.
37. Рождественская Р.Л. Методика совершенствования речевой деятель¬ности младших школьников: учебно-методическое пособие /
Р.Л. Рождественская. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 142 с.
38. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - М.: Вентана Граф,
2015. - 11 с.
39. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждениях: в 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - 3-е изд. перераб. - М.: Вентана-Граф. 2013. - 281 с.
40. Сайнудинова Н.К. Развитие связной речи на уроках русского языка / Н.К. Сайнудинова // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 28-29.
41. Сироткина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разго-ворной речи: Пособие для учителя / О.Б. Сироткина. - М.: Просвещение, 1996. - 156 с.
42. Соловейчик М.С. Методика преподавания русского языка /
М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1988. - 250 с.
43. Соловейчик М.С. О содержании работы по культуре речи / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1979. - №3. - С. 45-49.
44. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1986. - №7. - С. 21-35.
45. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и прак¬тика обучения / М.С. Соловейчик. - М.: Академия, 1993. - 383 с.
46. Стогнеева Г.В. Использование речевых ситуаций в работе по разви¬тию речи на уроках русского языка (из опыта работы) / Г.В. Стогнеева // Первое сентября. - 2016. - 175 с.
47. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт, 2005. - 637 с.
48. Фомичева Г. А. Речевое развитие младших школьников / Г.А. Фомичева. - М.: Просвещение, 1970. - 176 с.
49. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей / С.Н. Цейтлин. - М.: Просвещение, 1982. - 143 с.
50. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - М.: Наука, 1974.- 279 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ