ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9 МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ
1.1. Особенности мотивационно-смысловых образований 9
менеджеров по продажам
1.2. Критерии исследования удовлетворённости трудом 17
1.3. Роль мотивационно-смысловых образований личности 24 менеджеров и их удовлетворенности трудом
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 33
МОТИВАЦИОННО СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ
2.1. Общая организация исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов 37
2.3. Программа социально-психологического тренинга по 51 формированию мотивационно-смысловых образований менеджеров
по продажам, обеспечивающих повышение уровня
удовлетворённости трудом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Изучение
мотивационно-смысловых образований личности менеджеров по продажам крайне важно, так как мотивация оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности. А так же, положительно сформированная мотивация менеджеров по продажам благоприятно влияет на развитие компании, к которой относиться данный персонал. И не менее важно в такой ситуации изучение уровня удовлетворенности трудом менеджеров по продажам, так как именно от их работы в большей степени зависит репутация и успех фирмы.
Достаточно много исследователей разрабатывали проблематику мотивации личности, среди отечественных ученых можно выделить следующих: Д.А. Леонтьев, Б.А. Сосновский, Л.И Божович, С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, А.Г. Асмолов. Среди зарубежных: А. Г. Маслоу, Ж. Нюттен эти данные составляют теоретическую основу нашего исследования.
Изучением удовлетворённости трудом занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, такие как: А. Маслоу, А. Файоль, Г. Форд, Зотова О.И., Русалинова А.А., Э. Мейо, Ядова В.А.
В ситуации, сложившейся на сегодняшний день, мотивационно-смысловая сфера личности остаётся актуальной темой для изучения, так как мотивация человека имеет огромное количество граней для исследований. Она касается всех сфер жизнедеятельности человека. Важна эта тема еще и потому что, в настоящее время практикующие психологи отмечают много проблем, связанных со снижением уровня работоспособности. К таким проблемам относятся: неуспешность, общая эмоциональная нестабильность, ухудшение эффективности работы персонала и снижение их способности к обучению.
Практически-прикладное значение разработки вопросов, связанных с мотивационно-смысловыми образованиями менеджеров по продажам с различным уровнем удовлетворенности трудом , раскрывается в эффективном и рациональном использовании человеческого ресурса на предприятии. При этом повышение удовлетворенности трудом оказывает положительное влияние не только на сотрудников, но и на предприятие в целом. Избавляет предприятие от издержек, связанных с затратами на поиск и обучение нового персонала, так как минимизируется такая потребность.
Малоизученными остаются, в настоящее время, вопросы, касающиеся изучения мотивации персонала с разным уровнем удовлетворённости трудом. Так же существует высокая потребность в разработке практических рекомендаций для организаций, в которых персонал мало мотивирован и имеет низкую удовлетворённость трудом. Именно недостаточная разработанность этих вопросов и вызвала у нас интерес к исследованию данной проблематики.
Проблема исследования: каковы особенности мотивационно-смысловых образований у менеджеров по продажам с разным уровнем удовлетворенности трудом?
Цель исследования: анализ особенностей мотивационно¬
смысловых образований личности менеджеров по продажам с разным уровнем удовлетворенности трудом.
Объект исследования: мотивационно-смысловые образования личности менеджеров по продажам.
Предмет исследования: мотивационно-смысловые образования личности менеджеров по продажам с разным уровнем удовлетворенности трудом.
Гипотеза исследования: мотивационно-смысловые образования менеджеров по продажам характеризируются особенностями в зависимости от уровня удовлетворённости трудом: при низком уровне удовлетворённости трудом мотивационно-смысловые образования включают высокие потребности в познании, доминировании и достижении, но низкую степень их удовлетворённости; при среднем уровне удовлетворённости трудом мотивационно-смысловые образования характеризуются умеренной степенью выраженности потребностей и их удовлетворенности; при высоком уровне удовлетворённости трудом степень выраженности потребностей мотивационно-смысловых образований и их удовлетворённость имеет высокий уровень.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную психологическую литературу по теме удовлетворенности трудом у менеджеров и мотивационно¬смысловым образованиям личности;
2) изучить особенности мотивационно-смысловых образований личности менеджеров по продажам;
3) определить различия мотивационно-смысловых образований менеджеров по продажам с разным уровнем удовлетворенности трудом;
4) выявить связь показателей мотивационно-смысловых образований менеджеров по продажам с их уровнем удовлетворенности трудом;
5) разработать и апробировать программу социально- психологического тренинга по формированию мотивационно¬смысловых образований, как средство повышения уровня удовлетворённости трудом.
Теоретико-методологической базой исследования
мотивационно-смысловых образований являются работы таких исследователей как: Б.А. Сосновский («Мотив и смысл», 1993), Ю.М. Орлов (потребностно-мотивационный профиль личности, 1991). Методологию работы по критерию удовлетворённости трудом составляют работы: Мильман О.В. (рабочая мотивация, 2002), Русалинова А.А. (критерии удовлетворённости трудом 2008).
Методы исследования: библиографический, анкетирование, математико-статистические методы обработки данных.
Методики исследования: методика определения уровня
удовлетворённости трудом Батрашева А.В.; тест-опросник изучения мотивационно-смысловых образований личности разработан Ю.М. Орловым, модифицирован Б.А. Сосновским.
База и выборка исследования: менеджеры по продажам компании ООО «Атлант», филиалы в городах Воронеж, Курск, Белгород и Старый Оскол.
Теоретическая значимость работы заключается в привлечении внимания к проблеме исследования мотивационно-смысловых образований личности менеджеров по продажам с разным уровнем удовлетворенности трудом.
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке социально-психологического тренинга по повышению уровня удовлетворённости трудом за счет формирования мотивационно-смысловых образований обеспечивающих её.
Положения к защите:
1. Распределение мотивационно-смысловых образований у менеджеров по продажам различаются по уровню удовлетворённости трудом: так у менеджеров по продажам с высоким уровнем
удовлетворённости трудом мотивационно-смысловые образования отличаются высоким уровнем потребностей и высоким уровнем их удовлетворённости; у менеджеров по продажам со средним уровнем удовлетворённости трудом мотивационно-смысловые образования характеризуются умеренным распределением и средним уровнем удовлетворённости потребностей; у менеджеров по продажам с низким уровнем удовлетворённости трудом мотивационно-смысловые образования включают высокие показатели потребностей и низкую степень их удовлетворённости.
2. Распределение мотивационно-смысловых образований личности менеджеров по продажам влияет на уровень удовлетворённости трудом: увеличение степени удовлетворённости по одному из показателей мотивационно-смысловых образований повлечет за собой увеличение уровня удовлетворённости трудом.
3. Наиболее значимыми показателями мотивационно-смысловых образований личности менеджеров по продажам, оказывающим влияние на уровень удовлетворённости трудом, являются: удовлетворённость достижениями, удовлетворённость познаниями и удовлетворённость доминированием.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования опубликована статья: Кривошеева Т.В. Мотивационно-смысловые образования менеджеров по продажам с разным уровнем удовлетворенности трудом /Т.В. Кривошеева, Л.В. Шукчус// Психологические проблемы личности в норме и патологии: Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции (13 апреля 2018 г.) / Отв. редактор Т.Н. Разуваева. - Белгород: БелГУ, 2018, - С. 322-334.
В настоящее время многие учёные изучают факторы, которые оказывают влияние на эффективное и рациональное использование человеческих ресурсов, для своевременной ротации кадров и улучшения работы компании. Одним из таких факторов, несомненно, является удовлетворённость трудом и мотивация персонала.
Принято считать что, удовлетворённость трудом включает в себя множество факторов как заработная плата, условия работы и прочее, но она так же связана и с психологическим климатом коллектива, возможностью получения обратной связи о проделанной работе, от личности руководителя, корпоративной культуры, мотивирования сотрудников и т.д. Мотивация в своем роде так же сложный процесс, мы же рассматривали сложную системную структуру мотивационно- смысловых образований, которые, определяют область «значимого» для личности и задают ориентиры для её поведения и развития.
Наше исследование проводилось на менеджерах по продажам в розничной сети магазинов с целью выявить различия распределения мотивационно-смысловых образований на разных уровнях удовлетворённости трудом.
В процессе работы нами было рассмотрено много работ зарубежных и отечественных исследователей, посвящённых проблематике определения удовлетворённости трудом и факторов её составляющих и мотивационно-смысловых образований.
Проанализированы центральные понятия исследования.
В своей работе мы предположили, что распределение мотивационно-смысловых образований будет отличаться на разных уровнях удовлетворённости трудом. Мы подтвердили нашу гипотезу, и доказали имеющиеся различия статистически.
Менеджеры с низким уровнем удовлетворённости трудом отличаются неадекватным распределением мотивационно-смысловых образований. А именно высокими потребностями достижения, познания и доминирования, но довольно низкими показателями удовлетворённости этих потребностей. Что свидетельствует о том, что такой сотрудник будет менее эффективен в работе и больше подвержен психологическому выгоранию.
Менеджеры с высоким уровнем удовлетворённости трудом характеризуются высокими потребностями доминирования, познания и доминирования. В свою очередь распределение их мотивационно-смысловых образований считается адекватным, так как, степень удовлетворённости потребностей так же высока.
Менеджеры со средним уровнем удовлетворённости трудом имеют нормальное распределение мотивационно-смысловых образований, так как их потребности имеют достаточно высокий уровень, но степень их удовлетворённости находиться в норме.
Полученные результаты позволили нам разработать программу социально-психологического тренинга специально для менеджеров с низким уровнем удовлетворённости трудом для коррекции распределения мотивационно-смысловых образований. Целью
программы было увеличение степень удовлетворённости потребностей в достижении, познании, аффилиации и доминировании у менеджеров по продажам.
Программа социально-психологического тренинга была апробирована на менеджерах с низким уровнем удовлетворённости трудом и показала положительные результаты. Так как были отмечены положительные тенденции в изменении степень удовлетворённости потребностей в достижении, познании, аффилиации и доминировании.
Данная программа была передана в отдел кадров предприятия для дальнейшего её использования психологом на других сотрудниках.
В результате нашего исследования гипотеза была подтверждена.
1. Александрова Н.А. Диагностика содержания и алгоритм разработки корпоративного социального пакета: культура, личность / Н.А. Александрова / Общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. - УрФУ, 2016. - 12-21с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев /.-2ое изд.-Спб.:Питер, 2001. - 263с.
3. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов / Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. - М.: ЛОГОС, 2006. - 184с.
4. Бляхман Л.С. Производственный коллектив / Л.С. Бляхман. - М.,1997. - 162с.
5. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин.- СПб.: Изд-во «Речь», 2009. - 347 с.
6. Будякина М.П. Некоторые аспекты социально¬
психологической адаптации новичков на производстве / М.П. Будякина, А.А. Русалинова // Социальная психология и планирование. - Л.,1973 - С.92-72.
7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2015. - 351 с.
8. Бутовская Е.В. Структура мотивации обучения студентов гуманитарного вуза / Е.В. Бутовская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. -№ 2. - С. 85-91.
9. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность / А. Бюссинг. - СПб.: Питер, 2002.-144с.
10. Верещагина Л.А. Психология потребностей и мотивация персонала / Л.А. Верещагина, И.М. Карелина. - М.: Гуманитарный центр, 2008. - 198 с.
11. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
12. Волосский А. Г. Мотивация и стимуляция труда /А.Г. Волосский. - М.: Техносфера, 2009. -379 с.
13. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии /А.С. Герасимова М: Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. 2014 [электронный ресурс] URL: http: //www.ipras .ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/r azdel_2_pZgerasimova.html (дата обращения: 01.12.2017)
14. Душков Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М.: Фонд "Мир", 2010. - 453 с.
15. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / А.П. Егоршин. - М.:Инфра-М, 2016. - 464 с.
16. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности.: ил. — (Серия «Практикум по психологии») / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
17. Замфир К. Удовлетворенность трудом / К. Замфир. - М., 1993
18. Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности / Г.М. Зараковский. - М.: Наука, 2009. - 98 с.
19. Зарубина Е.В. Материальные и нематериальные методы мотивации в современных организациях/ перспективы развития науки и образования / Е.В. Зарубина. - М.: 2017. - 95-97 с.
20. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М., МГУ. 2008. - 198 с.
21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
22. Карнаухов В.А. Мотивационно-смысловые образования в структуре направленности личности / В.А. Карноухов // Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 71 с.
23. Карпов А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов.- М.: Гардарики, 2007. - 235 с.
24. Кирхлер Э. Мотивация в организациях. Том 1. Психология труда и организационная психология / Э. Кирхлер, К. Родлер. - М.: Гуманитарный центр, 2008 г. - 25 - 42 с.
25. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 435 с.
26. Кондрашихина О.А. Опросники в психологической диагностике / О.А. Кондрашихина. - Севастополь, 2017. - 235 с.
27. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель.. .Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - М.: Приор-издат, 2008. - 86 с.
28. Кулганов В.А. Командообразование как метод повышения удовлетворённости трудом и уровня развития малой социальной рабочей группы / В.А. Кулганов, Новикова А.С.// Психология: СПБ 2013. - 51- 74 с.
29. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2009. - 563 с.
30. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. - СПб.: Речь, 2001 - 184 с.
31. Кулюткин Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.: Питер, 2009. - 154 с.
32. Леонидова Г.В. Удовлетворенность трудом как индикатор эффективного государственного управления (социологический анализ) / Г.В. Леонидова, А.В. Попов / Социальное развитие, УДК 331.41 (470.12), ББК 65.240(2Рос-4Вол), 2014. - 151- 174 с.
33. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека /А.Н. Леонтьев / Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1991. - 354 с.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2008. - 401 с.
35. Леонтьев А.Н. Психология руководителя / А.Н. Леонтьев. - М.: «Наука» 2009. - 158 с.
36. Ломов М.В. Биологическое и социальное в развитии человека / М.В. Ломов // Отв. ред. Б. Ф. Ломов.- М., 2007. - 234 с.
37. Лукашевич Н.П. Психология труда: Учеб. пособие / Н. П. Лукашевич, И. В. Сингаевская, Е.И. Бондарчук. - К.: МАУП, 2008. - 151 с.
38. Макарова Е.Л. Исследование мотивации персонала:
отечественный и зарубежный опыт / Е.Л. Макарова, М.М. Голубева // Вестник ТИУиЭ: изд. 2, 2017 [электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-sotsialno- demograficheskih-harakteristikrabotnikov-na-udovletvorennost-trudom-na- primere-cheshskoy (дата обращения: 20.05.2018)
39. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб. : Питер, 2007. - 267 с.
40. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу // Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. - СПб.: Евразия. 2011. - 478 с.
41. Меркулова О.С. Психология труда / О.С. Меркулова. - М.: Приор-издат, 2009.
42. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури // Пер. с англ. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2009. - 397 с.
43. Микляева А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,
2008. - 678 с.
44. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / В.Э. Мильман / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции.- М., 1999.- 152- 191 с.
45. Монусова Г. Удовлетворенность трудом: межстрановые сопоставления / Г. Монусова // Мировая экономика и международные отношения, 2008. - № 12. - С.74-83.
46. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010.- 158 с.
47. Наследов А.Д., SPSS 15 профессиональный статистический анализ данных/ А.Д. Наследов. - М: ПИТЕР, 2008. - 413 с.
48. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Т. 1.- 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 357 с.
49. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 463 с.
50. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. - М: Смысл. 2004.- 608 с.
51. Патрушев В.Д. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты / В.Д. Патрушев, Н.А. Калмакан. М.: Наука,
2009. - 71 с.
52. Попов Ю.Н. Введение в социологию труда и занятости / Ю.Н Попов, А. В. Шевчук. - М.: Дело, 2009. - 89 с.
53. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /под общей ред. АА. Крылова, С.А. Маничева - СПБ.: Питер, 2008.- 210с.
54. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /сост. Райгородская Д.Я. - Самара: Издательский дом "БахРах - М", 2009.¬174с.
55. Прусова Н.В. Психология труда / Н.В. Прусова . - М.: 2008. - 32с.
56. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. - М.: МОДЭК, 2010.
57. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2008. -332с.
58. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебн. пособие / Д.Я. Райгодский. - Самара, 2001. - 158 с.
59. Райгородский Д. Я. Практическая психология. Методики и тесты / Д.Я. Райгодский. - Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2005. - 204 с.
60. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. - СПб.: "прайм - ЕВРОЗНАК", 2008. - 241 с.
61. Реан А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. - М.: Михайлов, 2011. - 147 с.
62. Роджерс К. Психология мотивации и эмоций /Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман, Роджерс К. - М.: ЧеРо, 2002.- 257 с.
63. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в
психологической структуре личности: автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И.
Ленина.- Москва, 1992.- 30 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/2093-0.
64. Справочник практического психолога: Психотерапия /сост. С.Л. Соловьева. - СПб: Сова, 2017. - 347 с.
65. Субботина Е.И. Исследование мотивации работников: работа с результатами / Е.И. Субботина. - ЕКБ: 2018. - 98 с.
66. Сунцова Я.Я. Диагностика профессионального становления
личности: учеб. метод. Пособие / сост. Я.С. Сунцова, О.В.
Кожевникова. ЧастьЗ. - Ижевск: Издательство «Удмуртский
университет», 2012. - 144 с.
67. Толочек В.А. Современная психология труда / В.А. Толочек. - СПб: Питер, 2008. - 112 с.
68. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность в 2 т. // Пер. с немецкого. / Под ред. Величковского Б.М.. - М.: Педагогика, 2008. - 412 с.
69. Чабелкова И. Р. Исследование влияния социально-демографических характеристик работников на удовлетворенность трудом (на примере Чешской Республики) / И.Р. Чабелкова, Л.С. Киселева, В.А. Стрелковский / Экология человека. 2015. №4. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie-vliyaniya-sotsialno- demograficheskih-harakteristikrabotnikov-na-udovletvorennost-trudom-na- primere-cheshskoy (дата обращения: 24.05.2018)
70. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: «Логос», 2009. - 114 с.
71. Шмелев А.Г. Практикум по экспериментальной
психосемантике (тезаурус личностных черт) / А.Г. Шмелев, В.И. Похилько, А.Ю. Козловская-Тельнова - М., 1998. - 215 с.
72. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М., 2006. - 71 с.
73. Ядов В.А. Какие теоретические подходы полезны для понимания и объяснения социальных реалий российского общества и России? / В.А. Ядов // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2010. Выпуск 9. - М.: Новый Хронограф, 2010. - 20-23 с.
74. Lock R. What is job satisfaction Z R. Lock. - N.Y., 1961. - 65 с.