Введение 3
Глава 1. Историческая и художественная преемственность как способ рассмотрения искусства и фотожурналистики 1941-1945 гг 8
1.1. Понятие исторической преемственности. Преемственность в художественном творчестве 8
1.2. Преемственность в искусстве и фотожурналистике 1941-1945 гг.:
национальные идеи и традиции 13
1.3. Преемственность в искусстве и фотожурналистике 1941-1945 гг.:
традиции мировой культуры и искусства 24
Глава 2. Тематическая концепция и композиционно-графическая модель периодического издания об искусстве в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг 32
2.1. Тематическая концепция периодического издания для Молодежного
центра Государственного Эрмитажа 32
2.2. Конкурентная база издания: современное состояние на рынке
российской периодики о войне и искусстве 41
2.3. Опыт создания современных образовательных проектов 43
2.4. Особенности композиционно-графической модели издания 47
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение
Современная эпоха характеризуется постоянным повышением напряженности внешнеполитической обстановки. Военные конфликты современности заставляют обратить взгляд в прошлое. Обращаясь к военной истории, отечественный исследователь С. А. Тюшкевич утверждает, что любая война всегда «выступает особого рода критерием, «мерилом» прочности, жизненности общественных и государственных систем, политических организаций, а также морально-психологического духа народов воюющих сторон». Культура и искусство при этом являются инструментами формирования национального самосознания и воспитания патриотизма.
Уже несколько десятков лет не ослабевает интерес к произведениям визуального искусства и визуальной журналистики времен Великой Отечественной войны. Они активно используются в создании музейных экспозиций, фото-проектов, выставок, альбомов и периодических изданий.
Некоторые отечественные исследователи, среди которых Г. Чудаков, а также ряд зарубежных авторов относят определенные работы военных фотокорреспондентов к искусству, ставя их в один ряд с живописью, графикой и искусством плаката и подчеркивая то, что строго документальный аспект в таких кадрах отходит на второй план, уступив место художественным обобщениям . В работе мы разделяем понятия «искусство» и «фотожурналистика», однако принимаем во внимание и противоположную точку зрения.
В сознании современного общества сформирован стереотип о том, что искусство в годы Великой Отечественной войны связано только с агитационной идеологической миссией: отсюда «плакатная манера» в живописи, графике, фотожурналистике тех лет . Ю. Я. Халаминский отмечает, что для многих произведений искусства 1941-1945 гг. характерны черты, свойственные агитационному плакату: типизация, гиперболизация, призыв к действию, сознательное заострение образов.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в новом, нестереотипном осмыслении искусства и фотожурналистики 1941¬1945 гг. с точки зрения процесса исторической и художественной преемственности, являющегося импульсом развития культуры. Преемственность, определяя особенности развития культуры и искусства прошлых эпох, позволяет рассмотреть специфику их проявления и в сегодняшних условиях.
Идея преемственности связана с закономерностью исторического процесса. Ключевой чертой исторической преемственности в искусстве является связь данного этапа развития со всем прошлым художественным опытом. Категория художественной преемственности подразумевает наследование традиций предшествующей культуры, а также наличие связи между художественными школами, направлениями, индивидуально-творческими манерами художников разных эпох.
Элементы преемственности в искусстве и фотожурналистике в годы Великой Отечественной войны можно рассматривать с двух разных позиций. Во-первых, можно проанализировать произведения с точки зрения их связи с национальной историей и искусством в годы прошлых войн. Во-вторых, можно абстрагироваться от патриотического национального контекста и рассмотреть произведения 1941-1945 гг. с точки зрения ориентации творцов на произведения мировой культуры и искусства, которые не связаны с военной темой. Такой подход позволяет абстрагироваться от привычного взгляда на искусство военных лет как на идеологическое оружие.
Идея анализировать феномен преемственности, отстраняясь от идеологического и патриотического контекста, не нова. В. Г. Кричевский рассказывает о советских художниках и дизайнерах начала и середины XX века, связывая формирование их творческой манеры с наследуемыми из мировой культуры художественными приемами. Такова, например, книга В. Г. Кричевского «Александр Суриков: очерк графического стиля». И. Кулик, арт- критик и культуролог, ведет авторский цикл лекций «Несимметричные подобия» в образовательном центре музея современного искусства «Гараж» . Каждая из лекций рассматривает аспект преемственности в творчестве художников разных стран, эпох, стилей и направлений.
Несмотря на то, что исследователи и практики обращаются к анализу искусства с точки зрения преемственности, эти работы не рассматривают детально искусство 1941-1945 гг. и, как правило, посвящены современным авторам. Исследователи, обращающиеся к творческому наследию времен Великой Отечественной войны, анализируют искусство и фотожурналистику 1941-1945 гг. с точки зрения их преемственных связей с национальной историей и культурой и практически не акцентируют внимание на связи с куль-турой мировой. Новизна работы заключается в том, что исследование рас-считано на восполнение данного научного пробела.
Работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. В рамках Молодежного образовательного центра Государственного Эрмитажа читается цикл лекций «Искусство в эпоху великих потрясений». В перспективе часть лекций может быть посвящена искусству в годы Великой Отечественной войны. В созданной нами тематической концепции журнала для Молодежного центра мы предлагаем рассматривать искусство в годы войн и потрясений с точки зрения его преемственных связей с национальной и мировой культурой. Допустимость такого взгляда обоснована в первой главе работы на примере искусства 1941-1945 гг. Во второй главе представлены тематическая концепция и композиционно-графическая модель СМИ, издающегося в рамках образовательного музейного проекта. Отметим, что до сегодняшнего дня на российском медиарынке не существовало периодического печатного издания, посвященного искусству в годы войн и революций.
Тема исследования намеренно сформулирована широко («Искусство на войне»), так как творческий проект подразумевает серию периодических выпусков об искусстве в годы различных воин, а не единичный выпуск об искусстве 1941-1945 гг.).
Объектом исследования стали элементы исторической и художественной преемственности, выявленные на основе анализа искусства и фото-журналистики 1941-1945 гг.
Предмет исследования - тематическая концепция и композиционно - графическая модель периодического издания об искусстве во время Великой Отечественной войны.
Цель исследования - разработать тематическую концепцию и создать композиционно-графическую модель периодического издания об искусстве 1941-1945 гг. для Молодежного центра Государственного Эрмитажа.
Для достижения поставленной цели мы сформулировали ряд задач:
1) Обосновать подход к рассмотрению произведений искусства с точки зрения их исторической и художественной преемственности на примере искусства 1941-1945 гг.;
2) Охарактеризовать роль Молодежного центра Эрмитажа как одной из современных образовательных площадок;
3) Изучить современный российский рынок периодики об искусстве, военных конфликтах и искусстве в годы социальных потрясений;
4) Сформулировать тематическую концепцию и создать композиционно-графическую модель периодического издания об искусстве в годы войн и потрясений, первый номер которого посвящен искусству в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Теоретическая база работы сформирована на основе российских и зарубежных научных работ в области искусства и фотожурналистики 1941 - 1945, а также в области семиотики, культурологии, философии. В теоретико-методологическую базу вошли исследования в области верстки и графического дизайна, типографики, визуального восприятия.
Эмпирическая база состоит из современной периодики об искусстве, военных конфликтах и искусстве в годы военных столкновений. В эмпирическую базу вошли музейные издания и современные образовательные проекты, опыт которых можно учитывать при создании журнала; а также современные арт-архивы с коллекциями картин советских художников и архивы журнала «Советское фото» (№5 за 1985 год).
В рамках нескольких научно-практических конференций в 2017 году была проведена апробация работы:
• Международный научный форум СПбГУ «Медиа в современном мире. 56-е Петербургские чтения». 13-14 апреля 2017 года;
• Всероссийская студенческая конференция «Современные СМИ в контексте информационных технологий». 14-15 апреля 2017 года;
• Международная научно-практическая конференция КГУ «Мир культуры глазами молодежи». 14 апреля 2017 года;
• Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых ТГУ «Актуальные проблемы журналистики». 20-21 апреля 2017 года.
Главным методом исследования в теоретической части стал историко-сравнительный. Кроме того, можно отметить методы сопоставительного анализа, синтеза и обобщения. В практической части были использованы методы конструирования и визуального анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Приложение условно делится на две части: первая иллюстрирует исследовательскую работу, вторая - практическую (развороты издания, элементы фирменного стиля).
В исследовании был обоснован подход к рассмотрению произведений искусства с точки зрения их исторической и художественной преемственности на примере искусства 1941-1945 гг. Феномен преемственности был проанализирован как закономерность исторического процесса и важное условие существования культуры. Категория преемственности существует в разных формах человеческого сознания и используется в разных областях знания, однако именно в искусстве она реализуется более полно. Нельзя представить обогащение культуры и искусства без сохранения предшествующего опыта и его актуализации в новых, но типически однородных условиях.
В ходе исследования было выяснено, что взгляд на искусство и фото-журналистику с точки зрения их преемственных связей с национальной историей, культурой и искусством, а также с искусством мировым может стать новым способом анализа произведений 1941-1945 гг. Это позволяет дистанцироваться от агитационно-пропагандистской роли искусства и взглянуть на него не только как на идеологическое оружие.
К способам реализации преемственности относятся: наследование принципов повествования о войне из опыта художников прошлых лет, обращение к темам истории и к опыту предшествующих художественных школ. Преемственность также прослеживается в художественных жанрах и в темах, к которым на протяжении столетий обращаются творцы, в использовании приемов художественного формообразования, среди которых важное место занимают аллюзии и реминисценции. При этом предшествующий опыт пере-осмысляется в новых условиях.
Этот подход к искусству был положен в основу тематической концепции периодического издания для Молодежного центра Эрмитажа. В исследовании мы охарактеризовали роль Молодежного центра Эрмитажа как одной из современных образовательных площадок. Проект «Искусство в эпоху великих потрясений» подразумевает рассмотрение произведений с точки зрения их преемственных связей с мировой и национальной культурой.
Анализировать таким образом можно произведения, созданные в годы любых войн и социальных потрясений. Мы остановились на рассмотрении искусства и фотожурналистики времен Великой Отечественной войны, так как этому историческому событию посвящен первый номер издания. Внимание сосредоточено на анализе не всех видов искусств. Мы анализировали произведения визуального искусства и журналистики с целью последующего включения некоторых примеров в качестве иллюстраций в образовательный раздел издания, а также в раздел, посвященный военной фотографии.
В тематической концепции издания заявлен ряд разделов, которые могут изменяться в следующих номерах, однако раздел образовательный остается в каждом выпуске. Кроме анализа визуального искусства, в издании заявлены и другие темы: музыка в годы войны, литература, фотография, кино, открытка.
Композиционно-графическая модель журнала связана с его тематической концепцией. Формат издания, модульная сетка и заданные ею принципы верстки, шрифтовое расписание, визуальная идентификация разделов отвечают коммуникативным запросам издания.
В исследовании был изучен современный российский рынок периодики об искусстве, военных конфликтах и искусстве в годы социальных потрясений. Можно отметить, что до настоящего времени не существовало периодических изданий, посвященных искусству в годы различных войн и социальных потрясений. Кроме того, у Молодежного центра Эрмитажа не существовало собственного СМИ.
Итак, работа обладает не только теоретической значимостью, но и значимостью практической. Нами сформулирована тематическая концепция и создана композиционно-графическая модель журнала для реально существующего образовательного проекта в Эрмитаже.
1. Александрова И. Б. Стилистические функции и лингвистические механизмы аллюзии в современных СМИ // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. М., 2010. С. 102¬103.
2. Алленов М. М. История русского и советского искусства / Алленов М. М., Евангулова О. С., Плугин В. А., Д. В. Сарабьянов. М., 1989.
3. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.
4. Бродский В. Я. Советская батальная живопись. М., 1950.
5. Ван Гог В. Письма. М., 1966.
6. Вергиногва Е. С. Реализация преемственности в процессе развития искусства на примере живописи прерафаэлитов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Вып. 33 (2). Новосибирск, 2014. С. 53-59.
7. Галкин С. И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. М., 2005.
8. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2014.
9. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / под ред. Д.В. Масленникова. Ч. 1. СПб., 1997.
10. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизай¬на для графики веб и мультимедиа. СПб., 2013.
11. Демосфенова Г. Л. Советские плакатисты - фронту. М., 1985.
12. Демосфенова Г. Л. Советский политический плакат /
Г. Л. Демосфенова, А. Ю. Нурок, Н. И. Шантыко. М., 1962 .
13. Дьяконова О. О. Опыт использования эдьютейнмента в зарубежных учебных заведениях // Инициативы XXI века. Издание Ульяновского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 3.
С. 57-58.
14. Исаенко Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. М., 1969.
15. Копнин П. Н. Диалектическая логика. Киев, 1961.
16. Кричевский В. Г. Идеальный дизайн. М., 2012.
17. Кричевский В. Г. Типографика в терминах и образах. М., 2000.
18. Ладыгина А. Б. О преемственности в искусстве / А. Б. Ладыгина, В. В. Гринин. М., 1982.
19. Лихачев Д. С. Искусство памяти и память искусства // Критика и время. Л., 1984. С. 68-74.
20. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992.
21. Мамырина Н. С. Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века: дис. ...канд. искусств. / Н. С. Мамырина. Барнаул, 2006. [Электронный ресурс]. URL:http://cheloveknauka.com/interpretatsiya-traditsiy-otechestvennoy-istoricheskoy-zhivopisi-v-tvorchestve-hudozhnikov-altaya-xx-veka#ixzz4hNTiVEaB(дата обращения 18.05.2017).
22. Мендыгалиева А. К. Проблемы преемственности в развитии (философский аспект) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 3. С. 107-118.
23. Пластова Т. Ю. Винсент Ван Гог - Аркадий Пластов: Парадигма бытия и живописная традиция // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2012. Вып. 1. С. 90-97.
24. Петрий П. В. Великая Победа как историческая духовная ценность // Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2005. Вып. 10: Актуал. проблемы духовности, культуры, искусства. С. 23-31.
25. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности / пер. с фр.; общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2008.
26. Рубанов В. Г. Понятие «преемственность» и его социальное измерение // Известия Томского Политехнического университета. 2013. Вып. 6. С. 103-110.
27. Рудер Э. Типографика. Руководство по оформлению. М., 1982.
28. Тюльнев Д. С. Советский плакат времен Великой Отечественной войны в информационной борьбе против нацистских оккупантов // Великая Отечественная война: история и историческая память в России и мире. Т. 2. Тула, 2015. С. 128-137.
29. Тюшкевич С. А. Законы войны: сущность, механизм действия, факто¬ры использования. М., 2002.
30. Фаворский В. А. О графике, как об основе книжного искусства // Искусство книги / Сост. Молок Ю. А., Ляхов В. Н. Вып. 2. М, 1961.
С. 51-78.
31. Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М., 2001.
32. Халаминский Ю. Я. Советский плакат // Советский художник. Беседы об искусстве. Вып. 10. М., 1961.
33. Чихольд Я. Облик книги. М., 1980.
34. Чудаков Г. М. Фотолетопись Великой Отечественной // Советское фо¬то. 1985. №5. С. 2-7.
35. Шаповалова К. А. Визуальный диалог с мировой культурой как способ интерпретации произведений искусства о Великой Отечественной войне // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения: матер. 56-го междунар. Форума. Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций / Под ред. В. В. Васильевой. СПб., 2017. С. 105-106.
36. Шаповалова К. А. Плакатная манера фотожурналистики Великой Отечественной войны // Медиа в современном мире. Молодые исследователи: м-лы 16-й междунар. конф. С.-Петерб. гос. ун-т / Под ред. А. С. Смоляровой. СПб., 2017. С. 345-347.
37. Mrazkova D., Remes V. Fotografovali valku. Praha: Odeon, 1975.
Источники:
1. «Арзамас». Некоммерческий просветительский проект [Электронный ресурс]. URL:http: //arzamas .academy/(дата обращения: 08.04.2017).
2. «Артхив». Сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров [Электронный ресурс]. URL:https://artchive.ru/(дата обращения: 18.04.2017).
3. Журнал «Шрифт». [Электронный ресурс]. URL: http: //typej ournal .ru/
(дата обращения: 09.04.2017).
4. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО [Электронный ресурс]. URL: https://rosphoto.com/best-of-the-best/dnyu pobedy posvyashchaetsya.-2591(дата обращения: 03.01.2017).
5. Дейнека. Творческий архив_[Электронный ресурс]. URL: http://www.deineka.ru/ (дата обращения: 11.02.2017).
6. «Магистерия». Некоммерческий просветительский проект. [Электронный ресурс]. URL:https://magisteria.ru/(дата обращения: 03.03.2017).
7. Молодежный центр Эрмитажа [Электронный ресурс]. URL: http: //www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/learn/youth-center?l (дата обращения: 03.04.2017).
8. Музей стрит-арта. Образовательные программы [Электронный ресурс]. URL:http://streetartmuseum.ru/edu/ (дата обращения: 22.02.2017).
9. Русский музей. Образовательные программы. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rusmuseum.ru/education/student-club/ (дата обращения: 17.02.2017).
10. «Советское фото»: архивы журнала [Электронный ресурс]. URL: http://sovietphotomag.blogspot.ru/(дата обращения: 09.02.2017).
11. «Трамвай искусств». Коллекция картин русских и советских художников [Электронный ресурс]. URL:http://tramvaiiskusstv.ru/(дата обращения: 03.04.2017).
12. Цикл лекций «Искусство в эпоху великих потрясений» в Эрмитаже [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/learn/adults/pro gram/lectures/lect8/?lng=ru (дата обращения: 17.04.2017).
13. Цикл лекций И. Кулик «Несимметричные подобия». [Электронный ресурс]. URL: http://garagemca.org/ru/event/lecture-cycle-dissymmetrical-
similarities(дата обращения: 01.04.2017).