Реализация кластерного подхода в управлении промышленным сектором (на примере формирования кластера автокомпонентов в Ярославской области)
|
Введение 3
1. Теоретические основы кластерной экономики 6
1.1 Экономическая сущность, виды кластеров 6
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования деятельности промышленных кластеров в Российской Федерации 12
1.3 Механизмы и особенности формирования промышленных кластеров в субъектах Российской Федерации 21
1.4 Зарубежный опыт реализации кластерного подхода 27
1.5 Отечественный опыт реализации кластерного подхода 33
2. Реализация кластерного подхода в Ярославской области 41
2.1 Анализ состояния промышленного сектора Ярославской области 41
2.2 Анализ существующих кластерных инициатив в экономике Ярославской области 47
2.3 Локализация на территории Ярославской области фармацевтического кластера 58
2.4 Технологическая инфраструктура кластерных инициатив 63
2.5 Методические рекомендации по идентификации промышленных кластеров 69
3. Совершенствование кластерного подхода на региональном уровне 77
3.1 Предложение по формированию кластера автокомпонентов в Ярославской области 77
3.2 Роль кластеров в активизации процессов инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации 83
3.3 Проблемы и тенденции реализации кластерного подхода в управлении промышленным сектором 88
Заключение 96
Список использованных источников 100
Список публикаций автора ВКР 107
Список приложений
1. Теоретические основы кластерной экономики 6
1.1 Экономическая сущность, виды кластеров 6
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования деятельности промышленных кластеров в Российской Федерации 12
1.3 Механизмы и особенности формирования промышленных кластеров в субъектах Российской Федерации 21
1.4 Зарубежный опыт реализации кластерного подхода 27
1.5 Отечественный опыт реализации кластерного подхода 33
2. Реализация кластерного подхода в Ярославской области 41
2.1 Анализ состояния промышленного сектора Ярославской области 41
2.2 Анализ существующих кластерных инициатив в экономике Ярославской области 47
2.3 Локализация на территории Ярославской области фармацевтического кластера 58
2.4 Технологическая инфраструктура кластерных инициатив 63
2.5 Методические рекомендации по идентификации промышленных кластеров 69
3. Совершенствование кластерного подхода на региональном уровне 77
3.1 Предложение по формированию кластера автокомпонентов в Ярославской области 77
3.2 Роль кластеров в активизации процессов инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации 83
3.3 Проблемы и тенденции реализации кластерного подхода в управлении промышленным сектором 88
Заключение 96
Список использованных источников 100
Список публикаций автора ВКР 107
Список приложений
Повышение хозяйственной самостоятельности реального сектора экономики и увеличение производства новых видов оборудования и комплектующих невозможно без формирования системы производственной кооперации между промышленными предприятиями. Для решения этой задачи по всей стране создаются промышленные кластеры - группы промышленных предприятий, объединенных по территориальному и функциональному признаку с обязательным наличием кооперационных связей между ними. В ходе такого взаимодействия региональная экономика получает мощный импульс к развитию, что проявляется в отказе от импортных поставок сырья и комплектующих, увеличении добавленной стоимости, создаваемой в конечной продукции, и «удержании» ее на территории региона. Кроме того, данная форма организации промышленного производства позволяет крупным предприятиям формировать устойчивую базу контрагентов, а также осуществлять доращивание малых и средних предприятий региона, что в конечном итоге положительно сказывается социально-экономическом положении региона, и проявляется в росте ВРП, а также в повышении устойчивости региональной промышленности.
Главным преимуществом с точки зрения промышленных предприятий является возмещение затрат на технологические мероприятия в рамках реализуемых совместных проектов участников промышленных кластеров.
Преимущества кластерного подхода определили его популярность в регионах России. В настоящее время пятьдесят промышленных кластеров соответствуют требованиям Министерства промышленности и торговли РФ, что дает возможность получать субсидии на реализацию совместных проектов участникам промышленного кластера после вступления в законную силу нормативно-правового акта, регламентирующего данный процесс.
В силу изложенных ранее причин крайне актуальной является задача по формированию на территории Ярославской области многоотраслевых промышленных кластеров и на основе этого поиска путей социально-экономического развития региона.
В настоящее время еще нельзя утверждать, что кластерный подход является доминирующим в управлении промышленностью Ярославской области, поскольку на ее территории пока еще окончательно не сформированы промышленные кластеры. Перечисленные проблемы реализации кластерного подхода на территории Ярославской области обуславливают необходимость научного решения задачи формирования промышленных кластеров с учетом специализации предприятий и наличия у них необходимых производственных и технологических компетенций.
Кластерный подход достаточно широко освящен в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Основы современной теории кластерного развития восходят к работам А.Маршала. Теория кластерного развития тесно связана с такой областью исследования, как теория размещения производства, основоположниками которой стали Г. Мюрдаль, X. Ричардсон, Э. Робинсон, Р. Верной, И. Тюнен, А. Вебер, Леш и др [48].
В связи с повышенным вниманием к развитию промышленности, реализацией программ импортозамещения, данная категория получила свое развитие в федеральном законодательстве, результатом данного процесса стало принятие нормативно-правого акта - постановления Правительства РФ №779 от 31.07.2015 г.
С развитием в 2015-2016-х гг. федерального законодательства, регламентирующего вопросы создания промышленных кластеров и предоставления субсидий, возникла необходимость исследования новых характеристик данной категории, привнесенных нормативно-правовыми актами, а также систематизации и обобщения всех научных взглядов на данную категорию с учетом позиций, отраженных в российском законодательстве.
Цель исследования заключается в научном обосновании путей совершенствования кластерной политики в Ярославской области, ориентированных на дальнейшее развитие промышленного сектора региона с целью достижения запланированных показателей.
Цель исследования обуславливает необходимость постановки и решения
следующих задач:
- исследование экономической сущности и видов кластеров;
- анализ нормативно-правовых основ регулирования деятельности промышленных кластеров;
- изучение механизмов и особенностей формирования промышленных кластеров в субъектах Российской Федерации;
- анализ отечественного и зарубежного опыта реализации кластерного подхода;
- изучение промышленного сектора Ярославской области;
- анализ существующих кластерных инициатив в экономике Ярославской области;
- изучение Ярославского фармацевтического кластера;
- оценка технологической инфраструктуры кластерных инициатив;
- разработка методических рекомендаций по идентификации промышленных кластеров;
- оценка роли кластеров в активизации процессов инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации;
- анализ проблем и тенденций реализации кластерного подхода в управлении промышленным сектором.
Объектом исследования выступают организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе управления промышленным сектором региона на основе кластерного подхода.
Предметом исследования являются организационные, экономические и правовые механизмы обеспечения функционирования и активизации создания в Ярославской области межотраслевых промышленных кластеров.
Теоретической основой работы послужили концепции и разработки, изложенные в зарубежных и отечественных теориях кластерного развития: «Теория конкурентоспособности» М. Портера, «Принципы Экономикс» А. Маршала и др.
Весомый вклад в формирование авторского подхода к разработке проблематики реализации кластерного подхода в управлении регионом внесли положения, изложенные в методических материалах, разработанных специалистами Кластерной обсерватории НИУ ВШЭ и Ассоциации развития кластеров и технопарков России.
Методологической основой исследования для получения, обработки и анализа исходной информации будут являться общенаучные и частные методы научного познания. В качестве исследовательского инструментария будут выступать такие методы, как сравнение, группировка, анализ и синтез, детализация и обобщение, корреляционно-регрессионный анализ, исторический, логический подходы.
Информационно-эмпирическая база исследования построена на данных Федеральной службы государственной статистики, Министерства промышленности и торговли РФ, департамента инвестиций и промышленности Ярославской области, департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, а также справочных материалах в области региональной промышленности.
В рамках научной новизны планируется обосновать:
- возможность формирования кластера автокомпонентов в Ярославской области;
- разработать методику идентификации промышленных кластеров в регионах;
- усовершенствовать концепцию кластерной политики Правительства Ярославской области;
- при помощи инструментов корреляционно-регрессионного анализа оценить роль кластеров в активизации процессов инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации.
Главным преимуществом с точки зрения промышленных предприятий является возмещение затрат на технологические мероприятия в рамках реализуемых совместных проектов участников промышленных кластеров.
Преимущества кластерного подхода определили его популярность в регионах России. В настоящее время пятьдесят промышленных кластеров соответствуют требованиям Министерства промышленности и торговли РФ, что дает возможность получать субсидии на реализацию совместных проектов участникам промышленного кластера после вступления в законную силу нормативно-правового акта, регламентирующего данный процесс.
В силу изложенных ранее причин крайне актуальной является задача по формированию на территории Ярославской области многоотраслевых промышленных кластеров и на основе этого поиска путей социально-экономического развития региона.
В настоящее время еще нельзя утверждать, что кластерный подход является доминирующим в управлении промышленностью Ярославской области, поскольку на ее территории пока еще окончательно не сформированы промышленные кластеры. Перечисленные проблемы реализации кластерного подхода на территории Ярославской области обуславливают необходимость научного решения задачи формирования промышленных кластеров с учетом специализации предприятий и наличия у них необходимых производственных и технологических компетенций.
Кластерный подход достаточно широко освящен в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Основы современной теории кластерного развития восходят к работам А.Маршала. Теория кластерного развития тесно связана с такой областью исследования, как теория размещения производства, основоположниками которой стали Г. Мюрдаль, X. Ричардсон, Э. Робинсон, Р. Верной, И. Тюнен, А. Вебер, Леш и др [48].
В связи с повышенным вниманием к развитию промышленности, реализацией программ импортозамещения, данная категория получила свое развитие в федеральном законодательстве, результатом данного процесса стало принятие нормативно-правого акта - постановления Правительства РФ №779 от 31.07.2015 г.
С развитием в 2015-2016-х гг. федерального законодательства, регламентирующего вопросы создания промышленных кластеров и предоставления субсидий, возникла необходимость исследования новых характеристик данной категории, привнесенных нормативно-правовыми актами, а также систематизации и обобщения всех научных взглядов на данную категорию с учетом позиций, отраженных в российском законодательстве.
Цель исследования заключается в научном обосновании путей совершенствования кластерной политики в Ярославской области, ориентированных на дальнейшее развитие промышленного сектора региона с целью достижения запланированных показателей.
Цель исследования обуславливает необходимость постановки и решения
следующих задач:
- исследование экономической сущности и видов кластеров;
- анализ нормативно-правовых основ регулирования деятельности промышленных кластеров;
- изучение механизмов и особенностей формирования промышленных кластеров в субъектах Российской Федерации;
- анализ отечественного и зарубежного опыта реализации кластерного подхода;
- изучение промышленного сектора Ярославской области;
- анализ существующих кластерных инициатив в экономике Ярославской области;
- изучение Ярославского фармацевтического кластера;
- оценка технологической инфраструктуры кластерных инициатив;
- разработка методических рекомендаций по идентификации промышленных кластеров;
- оценка роли кластеров в активизации процессов инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации;
- анализ проблем и тенденций реализации кластерного подхода в управлении промышленным сектором.
Объектом исследования выступают организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе управления промышленным сектором региона на основе кластерного подхода.
Предметом исследования являются организационные, экономические и правовые механизмы обеспечения функционирования и активизации создания в Ярославской области межотраслевых промышленных кластеров.
Теоретической основой работы послужили концепции и разработки, изложенные в зарубежных и отечественных теориях кластерного развития: «Теория конкурентоспособности» М. Портера, «Принципы Экономикс» А. Маршала и др.
Весомый вклад в формирование авторского подхода к разработке проблематики реализации кластерного подхода в управлении регионом внесли положения, изложенные в методических материалах, разработанных специалистами Кластерной обсерватории НИУ ВШЭ и Ассоциации развития кластеров и технопарков России.
Методологической основой исследования для получения, обработки и анализа исходной информации будут являться общенаучные и частные методы научного познания. В качестве исследовательского инструментария будут выступать такие методы, как сравнение, группировка, анализ и синтез, детализация и обобщение, корреляционно-регрессионный анализ, исторический, логический подходы.
Информационно-эмпирическая база исследования построена на данных Федеральной службы государственной статистики, Министерства промышленности и торговли РФ, департамента инвестиций и промышленности Ярославской области, департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, а также справочных материалах в области региональной промышленности.
В рамках научной новизны планируется обосновать:
- возможность формирования кластера автокомпонентов в Ярославской области;
- разработать методику идентификации промышленных кластеров в регионах;
- усовершенствовать концепцию кластерной политики Правительства Ярославской области;
- при помощи инструментов корреляционно-регрессионного анализа оценить роль кластеров в активизации процессов инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации.
В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов реализации промышленной политики является развитие кооперации отечественных предприятий, что позволяет при финансовом участии государства замещать импортную продукцию и наращивать добавленную стоимость произведенной продукции.
Для развития системы производственной кооперации в Российской Федерации создаются промышленные кластеры - группы предприятий и объектов технологической инфраструктуры, объединенные по функциональному и территориальному признаку и обладающими кооперационными связями.
До практического применения и закрепления указанной терминологии в федеральном и региональном законодательстве, данная категория получила свое развитие в науке. Прообразом кластерных теорий являются научные труды, описывающие локальную производственную экономическую агломерацию.
Основы современной теории кластерного развития восходят к работам А.Маршала. Теория кластерного развития тесно связана с такой областью исследования, как теория размещения производства, основоположниками которой стали Г. Мюрдаль, X. Ричардсон, Э. Робинсон, Р. Верной, И. Тюнен, А. Вебер, Леш и другие [48].
Помимо научных трудов, данная категория получила свое развитие в федеральном и региональном законодательстве. Ключевыми нормативно-правовыми актами в этой области являются постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 №41, регулирующие вопросы формирования промышленных кластеров и государственной поддержки совместных проектов участников промышленных кластеров.
Региональное законодательство представлено в 83 субъектах Российской Федерации. В 24 регионах приняты отдельные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы реализации кластерной политики в промышленности.
В 59 субъектах Российской Федерации отдельные нормы, посвященные формированию и развитию кластеров, включены в состав региональных законов о промышленной политике, стратегий, концепций и других документов.
В настоящее время можно говорить о наличии тенденций последующего развития соответствующего правового поля, однако, вследствие отсутствия четкой юридической проработки сущности, видов и признаков кластера, наблюдается несистемность российского законодательства.
Федеральное законодательство указывает на необходимость включения кластеров, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 №779, в реестр Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации.
Процесс формирования промышленных кластеров в регионах предполагает создание специализированной организации, разработку и утверждение ключевых документов (функциональной карты и программы развития кластера), заключение соглашений о создании кластера между высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и специализированной организацией кластера.
В случае успешного прохождения всех этапов по формированию кластера, его участникам предоставляется право на конкурсной основе претендовать на получение субсидии на реализацию совместного проекта.
В ходе анализа российского опыта реализации кластерного подхода было установлено, что в указанный реестр включено 50 промышленных кластеров (в том числе 6 кластеров в области автомобилестроения и производства автомобильных компонентов), государственная поддержка в период 2016-2018 гг. была оказана 25 импортозамещающим проектам на общую сумму более 6 млрд. рублей. Фактически воспользоваться указанной мерой государственной поддержки смогли только 18 из 50 кластеров.
В сравнении с российским опытом реализации кластерного подхода, развивающимся с 1999 года, зарубежная практика имеет более давние традиции. Еще в 1970-1980 годы на уровне отдельных европейских государств начался процесс зарождения новых инструментов поддержки промышленности, основанных на кластерном подходе. Речь идет, в первую очередь, о провинциях Эмилия-Романья и Венето (Италия), землях Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия (Германия), регионе Штирия (Австрия) [37].
При оценке автомобильной отрасли промышленности Европы становится заметна высокая концентрация автомобильных и смежных производств, что формирует предпосылки для формирования региональных кластеров. Автомобильные кластеры функционируют в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Австрии, Венгрии и Словении.
Европейские автомобильные кластеры являются инструментом развития кооперации, в котором задействовано от 117 до 1460 промышленных предприятий, число занятых варьируется от 24,5 до 200 тысяч человек. Ключевой особенностью европейских кластеров является доминирующая доля субъектов МСП, составляющая в среднем 58,63%.
Отечественный и зарубежный опыт реализации кластерного похода свидетельствует о необходимости формирования промышленных кластеров на базе крупных предприятий (производителей конечного продукта), обладающих развитой системой кооперационных связей.
Формирование промышленных кластеров по указанной модели должно осуществляться и в Ярославской области. Исследование промышленного сектора региона и существующих кластерных инициатив показало, что ярославская промышленность обладает слабыми кооперационными связями и ориентирована, как правило, на производство компонентной базы, использующейся для создания конечного продукта за пределами региона.
Средний уровень кооперации между крупными и средними предприятиями региона составляет менее 5 процентов, что подтверждает тезис о необходимости включения в состав кластера субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих продукцию преимущественно для нужд крупного заказчика.
Проведенный исторический экскурс свидетельствует о том, что представленные в концепции кластерной политики Правительства области, кластерные инициативы могут быть жизнеспособны только при перепрофилировании представленных кластеров в многоотраслевые.
Идентификация перспективных промышленных кластеров требует выработки единого алгоритма оценки промышленного сектора и кооперационных связей на предмет возможности формирования кластеров, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 №779.
В методических рекомендациях предлагается произвести комплекс мер, направленных на первичную оценку кластерных групп на соответствие требованиям к уровню производственной кооперации.
Анализ уровня производственной кооперации предполагает сбор и изучение информации об объемах закупаемой и отгружаемой продукции участниками перспективного кластера.
В случае если указанная группа промышленных предприятий не удовлетворяет федеральным требованиям, предложены пути достижения требуемого уровня кооперации, состоящие в формировании межотраслевых кластеров, построении японской системы производственной кооперации и осуществлении вывода производителей компонентной базы в число конечных производителей.
В ходе проведенного анализа было установлено, что наиболее перспективной отраслью промышленности является индустрия автокомпонентов, насчитывающая порядка 25 предприятий различной отраслевой специализации. К числу конечных производителей кластера, по задумке автора, относятся филиал АО «Кордиант», ПАО «Тутаевский моторный завод», ПАО «Автодизель». Кроме того, выпускаемая предприятиями промышленная продукция внесена в отраслевые планы по импортозамещению, что в перспективе позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы на развитие промышленности.
Об особой роли кластеров, состоящей не только в создании новой промышленной продукции и развитии производственной кооперации, но и активизации инновационных процессов в регионах, свидетельствуют результаты исследования зависимости между показателями затрат на технологические инновации и объемов отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности.
В результате проведенного регрессионного анализа доказана прямая зависимость между объемом затрат на технологические инновации и объемом отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности в тех регионах, где локализованы инновационно-территориальные кластеры.
Высокая инновационная активность кластеров влечет за собой рост промышленного производства, что в конечном итоге сказывается на росте ВРП регионов.
В частности, рост затрат на технологические инновации на 1 млн., согласно модели, влечет за собой увеличение объемов выпуска на 21,78 млн. рублей.
В качестве основных проблем, сдерживающих развитие кластерного подхода, можно отметить фактическое отсутствие мер государственной поддержки совместных проектов участников промышленных кластеров.
Осложняют реализацию эффективной кластерной политики низкая степень информированности предприятий о возможностях и преимуществах развития в составе промышленных кластеров, а также исторически сложившийся уровень кооперации и особенности производственного процесса промышленных предприятий.
Будущее кластерного подхода в формировании кластеров, выходящих за рамки промышленного производства.
Для развития системы производственной кооперации в Российской Федерации создаются промышленные кластеры - группы предприятий и объектов технологической инфраструктуры, объединенные по функциональному и территориальному признаку и обладающими кооперационными связями.
До практического применения и закрепления указанной терминологии в федеральном и региональном законодательстве, данная категория получила свое развитие в науке. Прообразом кластерных теорий являются научные труды, описывающие локальную производственную экономическую агломерацию.
Основы современной теории кластерного развития восходят к работам А.Маршала. Теория кластерного развития тесно связана с такой областью исследования, как теория размещения производства, основоположниками которой стали Г. Мюрдаль, X. Ричардсон, Э. Робинсон, Р. Верной, И. Тюнен, А. Вебер, Леш и другие [48].
Помимо научных трудов, данная категория получила свое развитие в федеральном и региональном законодательстве. Ключевыми нормативно-правовыми актами в этой области являются постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 №41, регулирующие вопросы формирования промышленных кластеров и государственной поддержки совместных проектов участников промышленных кластеров.
Региональное законодательство представлено в 83 субъектах Российской Федерации. В 24 регионах приняты отдельные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы реализации кластерной политики в промышленности.
В 59 субъектах Российской Федерации отдельные нормы, посвященные формированию и развитию кластеров, включены в состав региональных законов о промышленной политике, стратегий, концепций и других документов.
В настоящее время можно говорить о наличии тенденций последующего развития соответствующего правового поля, однако, вследствие отсутствия четкой юридической проработки сущности, видов и признаков кластера, наблюдается несистемность российского законодательства.
Федеральное законодательство указывает на необходимость включения кластеров, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 №779, в реестр Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации.
Процесс формирования промышленных кластеров в регионах предполагает создание специализированной организации, разработку и утверждение ключевых документов (функциональной карты и программы развития кластера), заключение соглашений о создании кластера между высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и специализированной организацией кластера.
В случае успешного прохождения всех этапов по формированию кластера, его участникам предоставляется право на конкурсной основе претендовать на получение субсидии на реализацию совместного проекта.
В ходе анализа российского опыта реализации кластерного подхода было установлено, что в указанный реестр включено 50 промышленных кластеров (в том числе 6 кластеров в области автомобилестроения и производства автомобильных компонентов), государственная поддержка в период 2016-2018 гг. была оказана 25 импортозамещающим проектам на общую сумму более 6 млрд. рублей. Фактически воспользоваться указанной мерой государственной поддержки смогли только 18 из 50 кластеров.
В сравнении с российским опытом реализации кластерного подхода, развивающимся с 1999 года, зарубежная практика имеет более давние традиции. Еще в 1970-1980 годы на уровне отдельных европейских государств начался процесс зарождения новых инструментов поддержки промышленности, основанных на кластерном подходе. Речь идет, в первую очередь, о провинциях Эмилия-Романья и Венето (Италия), землях Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия (Германия), регионе Штирия (Австрия) [37].
При оценке автомобильной отрасли промышленности Европы становится заметна высокая концентрация автомобильных и смежных производств, что формирует предпосылки для формирования региональных кластеров. Автомобильные кластеры функционируют в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Австрии, Венгрии и Словении.
Европейские автомобильные кластеры являются инструментом развития кооперации, в котором задействовано от 117 до 1460 промышленных предприятий, число занятых варьируется от 24,5 до 200 тысяч человек. Ключевой особенностью европейских кластеров является доминирующая доля субъектов МСП, составляющая в среднем 58,63%.
Отечественный и зарубежный опыт реализации кластерного похода свидетельствует о необходимости формирования промышленных кластеров на базе крупных предприятий (производителей конечного продукта), обладающих развитой системой кооперационных связей.
Формирование промышленных кластеров по указанной модели должно осуществляться и в Ярославской области. Исследование промышленного сектора региона и существующих кластерных инициатив показало, что ярославская промышленность обладает слабыми кооперационными связями и ориентирована, как правило, на производство компонентной базы, использующейся для создания конечного продукта за пределами региона.
Средний уровень кооперации между крупными и средними предприятиями региона составляет менее 5 процентов, что подтверждает тезис о необходимости включения в состав кластера субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих продукцию преимущественно для нужд крупного заказчика.
Проведенный исторический экскурс свидетельствует о том, что представленные в концепции кластерной политики Правительства области, кластерные инициативы могут быть жизнеспособны только при перепрофилировании представленных кластеров в многоотраслевые.
Идентификация перспективных промышленных кластеров требует выработки единого алгоритма оценки промышленного сектора и кооперационных связей на предмет возможности формирования кластеров, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 №779.
В методических рекомендациях предлагается произвести комплекс мер, направленных на первичную оценку кластерных групп на соответствие требованиям к уровню производственной кооперации.
Анализ уровня производственной кооперации предполагает сбор и изучение информации об объемах закупаемой и отгружаемой продукции участниками перспективного кластера.
В случае если указанная группа промышленных предприятий не удовлетворяет федеральным требованиям, предложены пути достижения требуемого уровня кооперации, состоящие в формировании межотраслевых кластеров, построении японской системы производственной кооперации и осуществлении вывода производителей компонентной базы в число конечных производителей.
В ходе проведенного анализа было установлено, что наиболее перспективной отраслью промышленности является индустрия автокомпонентов, насчитывающая порядка 25 предприятий различной отраслевой специализации. К числу конечных производителей кластера, по задумке автора, относятся филиал АО «Кордиант», ПАО «Тутаевский моторный завод», ПАО «Автодизель». Кроме того, выпускаемая предприятиями промышленная продукция внесена в отраслевые планы по импортозамещению, что в перспективе позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы на развитие промышленности.
Об особой роли кластеров, состоящей не только в создании новой промышленной продукции и развитии производственной кооперации, но и активизации инновационных процессов в регионах, свидетельствуют результаты исследования зависимости между показателями затрат на технологические инновации и объемов отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности.
В результате проведенного регрессионного анализа доказана прямая зависимость между объемом затрат на технологические инновации и объемом отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности в тех регионах, где локализованы инновационно-территориальные кластеры.
Высокая инновационная активность кластеров влечет за собой рост промышленного производства, что в конечном итоге сказывается на росте ВРП регионов.
В частности, рост затрат на технологические инновации на 1 млн., согласно модели, влечет за собой увеличение объемов выпуска на 21,78 млн. рублей.
В качестве основных проблем, сдерживающих развитие кластерного подхода, можно отметить фактическое отсутствие мер государственной поддержки совместных проектов участников промышленных кластеров.
Осложняют реализацию эффективной кластерной политики низкая степень информированности предприятий о возможностях и преимуществах развития в составе промышленных кластеров, а также исторически сложившийся уровень кооперации и особенности производственного процесса промышленных предприятий.
Будущее кластерного подхода в формировании кластеров, выходящих за рамки промышленного производства.



