ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов 7
1.1. Формирование информационной компетенции как
педагогическая и методическая проблема 7
1.2. Особенности формирования информационной компетенции
младших школьников на уроках русского языка 13
1.3. Приемы работы над лексическим значение слов на уроках
русского языка в начальной школе 18
Глава 2. Практическая работа по формированию информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов 27
2.1. Анализ опыта методистов по проблеме исследования 27
2.2. Диагностика уровня сформированности информационной
компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов 32
2.3. Описание практической работы по формированию
информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов 42
Заключение 52
Библиографический список 55
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов 7
1.1. Формирование информационной компетенции как
педагогическая и методическая проблема 7
1.2. Особенности формирования информационной компетенции
младших школьников на уроках русского языка 13
1.3. Приемы работы над лексическим значение слов на уроках
русского языка в начальной школе 18
Глава 2. Практическая работа по формированию информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов 27
2.1. Анализ опыта методистов по проблеме исследования 27
2.2. Диагностика уровня сформированности информационной
компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов 32
2.3. Описание практической работы по формированию
информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов 42
Заключение 52
Библиографический список 55
Приложение
В связи с введением в нашей стране новых образовательных стандартов в методике преподавания широко обсуждаются проблемы формирования компетенций. Информационная компетенция - одна из ключевых компетенций, необходимых современному человеку для успешного осуществления любого вида деятельности во всех областях профессиональной, общественной и личной жизни. Создание условий для овладения школьниками способами поиска, получения, обработки и использования информации становится сегодня одной из важнейших задач образования любого уровня, в том числе и уровня начального общего образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, результатом обучения в начальной школе должно стать «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение ... соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета», а также «умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» (ФГОС НОО, 2018, 10).
Информационную компетенцию рассматривают в своих работах Г.С. Вяликова, И. А. Зимняя, Т. Е. Исаева, Г. С. Ковалевой, О. Е. Лебедев, С. И. Ожегов, А. Хуторской, Т.П. Хиленко, З. Ф. Юсупова и др. Они указывают, что она предполагает владение способами работы с информацией в целом. Среди ученых-языковедов, изучавших проблемы лексического значения, следует выделить В. В. Виноградова, И. И. Срезневского, Я.К. Грота, А. Х. Востокова, Ю.Н. Караулова. К методистам, которые рассматривали методы, формы и приемы работы над лексическим значением слов, необходимо причислить В. Г. Горецкого, В.П. Канакину, М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаеву.
Предметам филологического цикла принадлежит ведущая роль в формировании базовых навыков работы с информацией, представленной в текстовой форме: навыков смыслового чтения, приемов работы с текстом, обеспечивающих извлечение информации, определение степени ее значимости и ее преобразование, способов передачи информации в устном и письменном высказывании (Ковалева, 2010).
На уроках русского языка большое внимание уделяется лексической работе, поскольку у детей, поступающих в школу, отмечается бедность словаря, большое количество речевых недочетов и ошибок. Поэтому специфика предметного содержания при формировании у школьников информационной компетенции на уроках русского языка проявляется также в том, что учащиеся знакомятся с особым способом организации информации - лексикографическим, учатся работать со словарем как информационным источником и приобретают опыт обращения к лингвистическим словарям разных типов.
Таким образом, овладение информационной компетенцией создает условия для личностного развития учащихся, даёт им право на самоопределение и успешную социализацию в обществе, поэтому, выбранная нами тема исследования является актуальной.
Проблема исследования: каковы приёмы формирования
информационной компетенции младших школьников в процессе работы над лексическим значением слов.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс формирования информационной компетенции младших школьников в языковом образовании. В качестве предмета исследования мы рассматриваем приёмы формирования информационной компетенции при работе над лексическим значением слов.
Гипотеза исследования: формирование информационной
компетенции младших школьников на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) систематически проводить работу над лексическим значением слов при помощи различных типов словарей;
2) организовать поиск учащимися информации в различных источниках (словарях, Интернете).
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить содержание информационной компетенции младших школьников.
2. Рассмотреть и изучить компоненты лексической работы и выявить методические приемы работы над лексическим значением в начальной школе.
3. Провести диагностику уровня сформированности информационной компетенции.
4. Разработать комплекс упражнений, направленный на повышение уровня сформированности информационной компетенции младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической,
психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анкетирование, опрос, эксперимент
(констатирующий, формирующий этапы); способы обработки данных: метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе выступления на заседании научно-методического объединения учителей начальных классов (МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода, апрель 2018), а также через публикацию работ по теме исследования (Пенза, 2018 г. (РИНЦ)).
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные упражнения, направленные на формирование информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов, которые могут использовать в своей работе учителя.
Экспериментальная база исследования: исследование
осуществлялось на базе 2 «В» класса МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком, приложением.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность, структура и содержание информационной компетенции, проблемы формирования информационной компетенции у младших школьников, исследованы возможности лексической работы над словом в формировании информационной компетенции на уроках русского языка в начальной школе.
Вторая глава содержит анализ практического опыта учителей и методистов по проблеме исследования, диагностику уровня сформированности информационной компетенции младших школьников, а также практическую работу по формированию информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов на уроках русского языка.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, результатом обучения в начальной школе должно стать «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение ... соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета», а также «умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» (ФГОС НОО, 2018, 10).
Информационную компетенцию рассматривают в своих работах Г.С. Вяликова, И. А. Зимняя, Т. Е. Исаева, Г. С. Ковалевой, О. Е. Лебедев, С. И. Ожегов, А. Хуторской, Т.П. Хиленко, З. Ф. Юсупова и др. Они указывают, что она предполагает владение способами работы с информацией в целом. Среди ученых-языковедов, изучавших проблемы лексического значения, следует выделить В. В. Виноградова, И. И. Срезневского, Я.К. Грота, А. Х. Востокова, Ю.Н. Караулова. К методистам, которые рассматривали методы, формы и приемы работы над лексическим значением слов, необходимо причислить В. Г. Горецкого, В.П. Канакину, М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаеву.
Предметам филологического цикла принадлежит ведущая роль в формировании базовых навыков работы с информацией, представленной в текстовой форме: навыков смыслового чтения, приемов работы с текстом, обеспечивающих извлечение информации, определение степени ее значимости и ее преобразование, способов передачи информации в устном и письменном высказывании (Ковалева, 2010).
На уроках русского языка большое внимание уделяется лексической работе, поскольку у детей, поступающих в школу, отмечается бедность словаря, большое количество речевых недочетов и ошибок. Поэтому специфика предметного содержания при формировании у школьников информационной компетенции на уроках русского языка проявляется также в том, что учащиеся знакомятся с особым способом организации информации - лексикографическим, учатся работать со словарем как информационным источником и приобретают опыт обращения к лингвистическим словарям разных типов.
Таким образом, овладение информационной компетенцией создает условия для личностного развития учащихся, даёт им право на самоопределение и успешную социализацию в обществе, поэтому, выбранная нами тема исследования является актуальной.
Проблема исследования: каковы приёмы формирования
информационной компетенции младших школьников в процессе работы над лексическим значением слов.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс формирования информационной компетенции младших школьников в языковом образовании. В качестве предмета исследования мы рассматриваем приёмы формирования информационной компетенции при работе над лексическим значением слов.
Гипотеза исследования: формирование информационной
компетенции младших школьников на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) систематически проводить работу над лексическим значением слов при помощи различных типов словарей;
2) организовать поиск учащимися информации в различных источниках (словарях, Интернете).
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить содержание информационной компетенции младших школьников.
2. Рассмотреть и изучить компоненты лексической работы и выявить методические приемы работы над лексическим значением в начальной школе.
3. Провести диагностику уровня сформированности информационной компетенции.
4. Разработать комплекс упражнений, направленный на повышение уровня сформированности информационной компетенции младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической,
психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анкетирование, опрос, эксперимент
(констатирующий, формирующий этапы); способы обработки данных: метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе выступления на заседании научно-методического объединения учителей начальных классов (МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода, апрель 2018), а также через публикацию работ по теме исследования (Пенза, 2018 г. (РИНЦ)).
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные упражнения, направленные на формирование информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов, которые могут использовать в своей работе учителя.
Экспериментальная база исследования: исследование
осуществлялось на базе 2 «В» класса МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком, приложением.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность, структура и содержание информационной компетенции, проблемы формирования информационной компетенции у младших школьников, исследованы возможности лексической работы над словом в формировании информационной компетенции на уроках русского языка в начальной школе.
Вторая глава содержит анализ практического опыта учителей и методистов по проблеме исследования, диагностику уровня сформированности информационной компетенции младших школьников, а также практическую работу по формированию информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов на уроках русского языка.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
В ходе проведенного исследования было установлено, что проблема формирования информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цели, задачи и содержание формирования информационной компетенции младших школьников в современных условиях определяются социальными преобразованиями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовки педагогов к решению проблемы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил
сформулировать понятия «компетентностный подход», «информационная компетенция», «информационная компетентность». Под информационной компетенцией в данном исследовании понимается умение использовать младшими школьниками различные источники информации (словари- учебники, справочники, энциклопедии, онлайн-словари) для решения лексикографических задач.
Элементы информационной компетенции формируются на начальной ступени образования, что соответствует требованиям ФГОС НОО. В соответствии с тенденциями современного языкового образования компетентностный подход в обучении позволяет по-новому выстроить методику обучения русскому языку с целью формирования информационной компетенции младших школьников.
Формирование информационной компетенции младших школьников осуществлялось средствами словарно-справочной литературы, что создавало условия для осознания учащимися необходимости обращения к проверенным источникам для получения достоверной информации. Лексический материал был отобран согласно принципам доступности, коммуникативной значимости, лексикографической и воспитательной ценности, с одной стороны, позволил наглядно продемонстрировать учащимся необходимость обращения к различным типам словарей-справочников, так как только при помощи этих средств учащиеся смогут ответить на многие не только учебные, но и жизненные вопросы, а с другой вызвал у детей интерес своей новизной.
Проектирование практической работы по формированию информационной компетенции строилось с опорой на структуру компетенции, обеспечивающей становление ее трех компонентов (мотивационного, ценностного и деятельностного).
На формирующем этапе эксперимента по формированию информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов нами была выдвинута гипотеза, согласно которой этот процесс будет эффективным, если: 1) систематически проводить работу над лексическим значением слов при помощи различных типов словарей; 2) организовать поиск учащимися информации в различных источниках (словарях, Интернете). Для реализации этой гипотезы мы разработали комплекс упражнений, который содержит разнообразные формы, приемы и средства. Задания содержат материал игрового и занимательного характера. Данные упражнения можно проводить на различных этапах урока, не нарушая его целостности и логики построения. Конспекты уроков, представленных в приложении (Приложение 4-6), которыми мы пользовались на практике, показали положительную динамику. Учащиеся стали лучше пользоваться словарями: книжными и электронными, появилось желание самостоятельно обращаться к данным источникам (чаще всего к энциклопедии, которую стали использовать на уроках окружающего мира). Использование игрового материала (ребусов, синквейна, кроссворда) позволило сделать урок ярче и интереснее, а разнообразие приемов работы над лексическим значением слов позволяло повысить эффективность и продуктивность работы.
Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей ее разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования у младших школьников информационной компетенции при работе над лексическим значением слов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил
сформулировать понятия «компетентностный подход», «информационная компетенция», «информационная компетентность». Под информационной компетенцией в данном исследовании понимается умение использовать младшими школьниками различные источники информации (словари- учебники, справочники, энциклопедии, онлайн-словари) для решения лексикографических задач.
Элементы информационной компетенции формируются на начальной ступени образования, что соответствует требованиям ФГОС НОО. В соответствии с тенденциями современного языкового образования компетентностный подход в обучении позволяет по-новому выстроить методику обучения русскому языку с целью формирования информационной компетенции младших школьников.
Формирование информационной компетенции младших школьников осуществлялось средствами словарно-справочной литературы, что создавало условия для осознания учащимися необходимости обращения к проверенным источникам для получения достоверной информации. Лексический материал был отобран согласно принципам доступности, коммуникативной значимости, лексикографической и воспитательной ценности, с одной стороны, позволил наглядно продемонстрировать учащимся необходимость обращения к различным типам словарей-справочников, так как только при помощи этих средств учащиеся смогут ответить на многие не только учебные, но и жизненные вопросы, а с другой вызвал у детей интерес своей новизной.
Проектирование практической работы по формированию информационной компетенции строилось с опорой на структуру компетенции, обеспечивающей становление ее трех компонентов (мотивационного, ценностного и деятельностного).
На формирующем этапе эксперимента по формированию информационной компетенции младших школьников при работе над лексическим значением слов нами была выдвинута гипотеза, согласно которой этот процесс будет эффективным, если: 1) систематически проводить работу над лексическим значением слов при помощи различных типов словарей; 2) организовать поиск учащимися информации в различных источниках (словарях, Интернете). Для реализации этой гипотезы мы разработали комплекс упражнений, который содержит разнообразные формы, приемы и средства. Задания содержат материал игрового и занимательного характера. Данные упражнения можно проводить на различных этапах урока, не нарушая его целостности и логики построения. Конспекты уроков, представленных в приложении (Приложение 4-6), которыми мы пользовались на практике, показали положительную динамику. Учащиеся стали лучше пользоваться словарями: книжными и электронными, появилось желание самостоятельно обращаться к данным источникам (чаще всего к энциклопедии, которую стали использовать на уроках окружающего мира). Использование игрового материала (ребусов, синквейна, кроссворда) позволило сделать урок ярче и интереснее, а разнообразие приемов работы над лексическим значением слов позволяло повысить эффективность и продуктивность работы.
Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей ее разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования у младших школьников информационной компетенции при работе над лексическим значением слов.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Формирование иноязычного активного словаря младших школьников в игровой деятельности (Методика обучения иностранному языку, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Освоение младшими школьниками лексической многозначности
на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Процесс формирования словарного запаса младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019



