Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь алекситимии с личностными особенностями у студентов технических и гуманитарных направлений подготовки

Работа №73374

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы168
Год сдачи2020
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АЛЕКСИТИМИИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО
ВОЗРАСТА
4
1.1. Алекситимия: теоретический обзор феномена алекситимия: те6оретический обзор
феномена
10
1.2. Индивидуально-типологические характеристики (интроверсия, экстраверсия, амбиверсия) в контексте свойств личности (локус контроля, способности к
эмпатии)
19
1.3. Самооценка как часть самосознания личности. особенности самооценки в юношеском
возрасте
...32
1.4. Выводы по I
главе 36
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АЛЕКСИТИМИ С
ИНДИВИДУАЛЬНО_ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У
СТУДЕНТОВ
39
2.1. Программа эмпирического
исследования 39
2.2. Результаты эмпирического
исследования 43
2.2.1. Результаты по методике Торонтская шкала алекситимии TAS-20-R....43
2.2.2. Результаты по методике «Определение типа личности» по типологии Карла
Юнга
47
2.2.3. Результаты по методике «Тест-опросник субъективного контроля (УСК)» Дж.
Роттера
...49
2.2.4. Результаты по методике «Опросник эмоциональной эмпатии (Emotional Empathic Tendency Scale,
EETS)»
53
2.2.5 Результаты по методике исследования самооценки личности С.А.
Будасси
54
2.2.6. Результаты корреляционного анализа
56
2.2.7 Результаты применения параметрического t-критерия Стьюдента
62
2.3. Выводы по II
главе 66
2.4. Практические рекомендации лицам юношеского возраста с повышенными или высокими значениями
алекситимии 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
73
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
..78
ПРИЛОЖЕНИЕ
83

Актуальность настоящего исследования обусловлена прежде всего тем, что немалую роль в жизни человека играют его эмоции. Так, впервые о пользе эмоций для человека заговорил еще Ч. Дарвин, утверждавший, что эмоции либо полезны, либо являются рудиментами разных целесообразных реакций, выработанных человеческим организмом в процессе эволюции (Ильин, 2013: 123). В 4
бессмысленности эмоций для существования животных и человека с точки зрения биологии сомневается и П. В. Симонов, хотя и отмечает некоторые трудности в определении значения эмоций в приспособительном поведении живых существ (Симонов, 1966: 8-9). Таким образом мы видим, что эмоции играют далеко не последнюю роль в жизни человека. Между тем данные многих психологических исследований говорят об увеличении количества людей, обладающих алекситимичными чертами, главные из которых - затруднение или неспособность человека точно описать собственные эмоциональные переживания, а также понять чувства другого человека; трудности определения различий между чувствами и телесными ощущениями, фиксация на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям (Малкина-Пых, 2012; Электронный ресурс). Как сообщает И. Г. Малкина-Пых, алекситимические характеристики найдены у здоровых испытуемых, а именно: от 5 до 23% здорового взрослого населения (Малкина-Пых, 2009: 100), а по другим данным процент алекситимии в выборке здоровых людей составлял 24% (Авдулова, Тер-Ованесов, Ягудина, 2016: 28). Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о важности изучения феномена алекситимии, т. к. результаты исследований показывают наличие данного явления примерно у четверти от общей совокупности здоровых испытуемых. Помимо этого, нам представляется немаловажным направление исследования алекситимии именно на выборке здоровых испытуемых, т. к. ранее этому направлению исследователями уделялось меньше внимания в
связи с изучением алекситимии в большей степени на выборке испытуемых с различными заболеваниями (дерматологические заболевания, хроническая
недостаточность мозгового кровообращения, онкология и др.). Поэтому в настоящее время представляет интерес изучение феномена алекситимии в структуре практически здоровой личности.
Также стоит отметить, что алекситимия достаточно часто встречается среди студентов. При этом неблагоприятным фактором выступает препятствие алекситимии развитию личности студентов вследствие того, что у них возникают трудности в осознании и описании своих эмоциональных переживаний и определения их у других людей, отсутствии эмоциональной рефлексии и саморегуляции. Результатом являются проблемы в установлении межличностной, групповой коммуникации, в социально-психологической адаптации, которые отрицательно влияют на эффективность образовательного процесса в целом (Афанасьева, Антонова, 2019: 22). Результаты исследований А. Е. Афанасьевой и Л. Г. Антоновой показывают, что большая часть выборки студентов (70%) находится либо в группе риска, либо у них уже сформирована алекситимия (там же: 23). Именно эти результаты определяют, по нашему мнению, актуальность дальнейшего исследования феномена алекситимии на здоровой популяции, в частности, среди студентов; а также актуальность данной работы. Исследования алекситимии у здоровых людей могут служить основой для дальнейшей разработки технологий в сферах превенции, психокоррекции и психологического консультирования, что также является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Целью настоящего исследования является изучение взаимосвязи алекситимии с индивидуально-типологическими характеристиками и личностными особенностями у студентов.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы к изучению алекситимии и связанные с данным явлением теоретические и экспериментальные проблемы.
2. Провести анализ литературы, посвященной изучению индивидуально-типологических характеристик, а именно: интроверсии, амбиверсии и экстраверсии, а также личностных особенностей - локуса контроля, самооценки личности.
3. Изучить особенности способностей к эмпатии,
теоретических подходов отечественных и зарубежных психологов к феномену эмпатии, описать ее
компоненты.
4. Подобрать методический инструментарий изучения взаимосвязи между алекситимией, индивидуально-типологическими характеристиками (по типологии К. Г. Юнга), личностными особенностями (локусом субъективного контроля, самооценкой, проявлениями эмпатии), провести эмпирическое исследование.
5. Собрать, обработать и проанализировать результаты исследования по данной теме.
6. Выявить различия полученных результатов между двумя независимыми выборками студентов гуманитарных и технических направлений с помощью параметрического критерия Стьюдента.
7. Выявить взаимосвязи между алекситимией и ее компонентами (трудности идентификации чувств, трудности описания чувств, внешне ориентированное мышление) с названными индивидуально¬типологическими характеристиками и личностными особенностями у студентов технических и гуманитарных направлений с помощью корреляционного анализа.
8. Рассмотреть различия между двумя выборками студентов гуманитарных и технических направлений.
Предмет исследования: алекситимия, индивидуально-типологические характеристики (интроверсия - экстраверсия), личностные особенности локус-контроль, самооценка, способности к эмпатии) у юношей и девушек.
Объект исследования: юноши и девушки в возрасте от 17 до 23 лет.
Гипотезы исследования.
Основная гипотеза:
Существует взаимосвязь между алекситимией и рядом индивидуально-типологических характеристик и личностных особенностей.
Частные гипотезы:
1. Алекситимии в большей степени подвержены люди с индивидуально-типологическими характеристиками
8
экстроверсии (экстраверты), т. к. они в менее ориентированы на себя и свой внутренний мир.
2. Существует положительная корреляционная взаимосвязь между алекситимией и экстернальным локусом контроля.
3. Существует положительная корреляционная взаимосвязь между алекситимией и низкой самооценкой.
4. Личность с алекситимичными чертами (с высоким или повышенным уровнем алекситимии) в то же время может обладать средними или высокими способностями к эмпатии.
Дополнительная гипотеза.
Уровень алеккситимии выше у тех студентов, которые по роду деятельности (обучения) меньше ориентированы на себя. Соответственно, у студентов технических направлений уровень алекситимии выше, чем у студентов гуманитарных направлений подготовки.
Организация и методы исследования.
Выборка. В исследовании приняли участие студенты очного отделения гуманитарных направлений АНО ВО Московского Гуманитарного Университета (МосГУ) в количестве 48 человек и студенты очных отделений технических направлений МГТУ имени Н. Э. Баумана также в количестве 48 человек; студенты обоих направлений в возрасте от 17 до 23 лет. Общее количество юношей составило 53 человека, девушек - 43 человека (всего 96 человек).
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использовалась группа следующих методов:
1. Теоретические: анализ, обобщение и систематизация
психологических данных по проблемам изучения алекситимии, индивидуально-типологических
характеристик (интроверсия - экстраверсия), особенностей личности (локус контроля, самооценка, способности к эмпатии).
2. Диагностические методики:
- «Торонтская шкала алекситимии TAS-20-R»;
- тест «Определение типа личности» по типологии Карла Юнга;
- «Тест-опросник субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голыкиной, А.М. Эткинда;
- «Методика исследования самооценки личности»
С.А. Будасси;
- «Опросник эмоциональной эмпатии (Emotional Empathic Tendency Scale, EETS) ».
3. Методы качественной и количественной обработки данных, в том числе методы статистической обработки данных:
- параметрический коэффициент корреляции Пирсона для оценки связи между исследуемыми признаками;
- параметрический критерий Стьюдента - различия между двумя независимыми выборками.
Математическая обработка полученных данных производилась с помощью программы IBM SPSS 21. Первичная обработка полученных данных («сырых» баллов) производилась программой MS Excel 2013.
Методологическая основа исследования: работы Е.П. Ильина, Г. Кристала, И. Г. Малкиной-Пых, Е. Ю. Брель, Л. Хьелла и Д. Зиглера, Т. П. Гавриловой, И. В. Шаповаленко.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии психологических исследований феномена алекситимии, препятствующего гармоничному существованию и развитию личности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению феномена алекситимии в структуре здоровой личности, особенностям взаимосвязи алекситимии и ее компонентов с рядом индивидуально-типологических характеристик и
особенностей личности у лиц юношеского возраста (студентов технических и гуманитарных направлений подготовки). В ходе исследования были обследованы студенты очных отделений АНО ВО Московский Гуманитарный Университет (МосГУ) и МГТУ им. Баумана в общем количестве 96 человек мужского и женского пола, в возрасте от 17 до 23 лет, проанализированы различные подходы, теории и концепции к определению понятия «алекситимия». Также был осуществлен анализ литературы по теме таких особенностей личности, как интроверсия, амбиверсия и экстраверсия (типология личности по К. Г. Юнгу), локус контроля (экстернальный, так называемая норма и интернальный), способности к эмпатии и самооценка как элемент самосознания в юношеском возрасте.
Теоретический анализ литературы показал, что, хотя изучение понятия «алекситимия» и берет начало в русле медицинской и клинической психологии, тем не менее в настоящее время спектр изучающих данный феномен отраслей психологии расширился, и сейчас все чаще можно встретить исследования алекситимии как на примере патологии, так и нормы, т. е., соматически и психически здоровых людей. В частности, исследовательский интерес привлекает изучение алекситимии у студентов, среди которых, по некоторым данным, был выявлен довольно большой процент личностей алкситимичного склада (Афанасьева А. Е., Антонова, 2019; Электронный ресурс).
В ходе проведенного эмпирического анализа нами был проведен корреляционный анализ, позволивший получить данные о характере взаимосвязей алекситимии с 88
индивидуально-типологическими характеристиками и личностными особенностями у студентов двух направлений подготовки. При этом некоторые взаимосвязи требуют дальнейшего анализа литературы по данной теме и обращения к опыту других исследований. Так, например, выявленная отрицательная взаимосвязь между алекситимией и индивидуально-типологическими характеристиками в соответствии с типологией К. Г. Юнга нуждается в дальнейшем анализе и более детальном объяснении, которые, возможно, можно получить благодаря обращению к исследованиям феномена алекситимии не только в структуре здоровой личности, но и в рамках выборки с соматическими заболеваниями.
На заключительных этапах работы благодаря применению t-критерия Стьюдента были получены результаты, свидетельствующие о статистически значимых различиях между студентами технических и гуманитарных направлений подготовки по уровню выраженности как алекситимии и ее компонентов, так и некоторых особенностей личности, а именно, локуса контроля и самооценки. В то же время по шкале «Интроверсия - экстраверсия» (индивидуально-типологические
характеристики личности) и по уровню способностей к эмпатии статистически значимых различий между двумя группами студентов выявлено не было, также по этим признакам наблюдается распределение по закону нормального распределения, что согласовывается с теоретическими позициями, описанными нами в параграфах первой главы.
По итогам математической обработки эмпирического материала и его последующей интерпретации нами были разработаны практические рекомендации лицам юношеского возраста и повышенными или высокими значениями алекситимии, включающие в себя повышение самооценки, стремление к интернальному полюсу локуса контроля и другие положения.
Вместе тем, мы можем констатировать, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутые в соответствии с целью задачи были успешно решены, а некоторые сформулированные гипотезы нашли свое полное или частичное логическое, статистически обоснованное подтверждение. Например, общая гипотеза о существовании взаимосвязи между алекситимией и рядом личностных особенностей нашла абсолютное подтверждение, в то же время частные гипотезы №2 и №3 также полностью подтвердились, а гипотеза №4 - частично, в рамках исследования выборки студентов технического профиля. Частная гипотеза №1, по результатам эмпирического исследования, не нашла подтверждения ни в одной из рассматриваемых выборок. что свидетельствует о необходимости последующего изучения материалов других исследований и дальнейшему анализу литературы. Что касается дополнительной гипотезы, выдвинутой нами, то она подтвердилась лишь частично: уровень алекситимии действительно различается у студентов двух разных направлений обучения, однако более ярко алекситимия выражена у студентов гуманитарного, а не технического профиля.
Дальнейшая перспектива исследования. В настоящем исследовании нами было выявлено большое количество средних показателей по шкале «Интроверсия - экстраверсия» (индивидуально-типологические
характеристики личности в соответствии с типологией К. Г. Юнга, методика «Определение типа личности» по типологии К. Г. Юнга) и по уровню способностей к эмпатии («Опросник эмоциональной эмпатии (Emotional Empathic Tendency Scale, EETS)»), в то время как краевые значения (полюса интроверсии, экстраверсии и низкие и высокие способности к эмпатии соответственно) представлены в существенно меньшем объеме. Следовательно, в дальнейшем было бы интересно проводить исследование на выборках с большим количеством испытуемых, чтобы получить более выраженные показатели интроверсии и экстраверсии, а также низкого и высокого уровней способностей к эмпатии и уточнить наличие либо отсутствие взаимосвязей между этими параметрами и алекситимией.
Также полученные результаты нуждаются в дальнейшем анализе и исследовании, например, они могут быть обусловлены характеристикой ВУЗа, в котором обучаются студенты. Следовательно, было бы интересно провести сравнительное исследование между обучающимися государственных и коммерческих ВУЗов, а также исследовать мотивацию их учебной деятельности. С другой стороны, если в настоящем исследовании были выявлены взаимосвязи между алекситимией и самооценкой, представляющей собой элемент самосознания личности, то, на наш взгляд, было бы полезно углубить изучение самосознания лиц юношеского
пола, у которых обнаруживается алекситимия. Например, исследовательский интерес представляет сопоставление уровня выраженности алекситимии и характеристики самоотношения согласно иерархической модели В. В. Столина, которая, помимо прочего, включает в себя шкалу «Самопонимание». Вероятно, существует связь между уровнем развитием самосознания личности в целом и невыраженным самопониманием в частности, и показателями алекситимии.
Наконец, в дальнейшем изучении обозначенной темы можно рассмотреть не только разницу выборок по критерию специальности испытуемых, но и сопоставить также между собой 2 группы с отсутствием алекситимии (так называемая «норма») и наличием алекситимичных черт. Или же можно одновременно сравнить группу «нормы» с 2-мя группами: выборкой с повышенными и высокими значениями алекситимии при помощи однофакторного дисперсионного анализа и прочих математических методов. Как мы предполагаем, развитие дальнейших исследований в обозначенном направлении может выявить интересные факты и дополнить научные знания о феномене алекситимии.
Практическая значимость: полученные в
настоящем исследовании результаты могут быть использованы специалистами, работающими в области психологического консультирования и психотерапии, лицами юношеского возраста и их родителями, заинтересованными в саморазвитии, а также преподавателями высших учебных заведений.



1. Авдулова Т.П., Тер-Ованесов М.Д., Ягудина О.П. Особенности алекситимии и субъективной оценки межличностных отношений у онкологических больных. [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная
психология. - 2016. -Том 5. - № 3. - C. 24-39.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
[Электронный ресурс]
URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2016/n3/Avdulova et al.shtml (дата обращения: 17.04.2020).
2. Афанасьев С. Г. Психоанализ эмпатии и эмпатия психоанализа // Социально-политические науки. - 2016. - №4.
Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoanaliz-empatii-i- empatiya-psihoanaliza (дата обращения: 16.04.2020).
3. Афанасьева А. Е., Антонова Л. Г. Исследование
алекситимии у студентов // Педагогика. Психология. Философия. - 2019. - №1 (13).
Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-aleksitimii- u-studentov (дата обращения: 03.04.2020).
4. Богомаз С. А., Филоненко А. Л. Взаимосвязь алекситимии
как фактора, препятствующего развитию личности, с параметрами смысловой сферы и проявлениями ригидности // СПЖ. - 2005. - №22.
Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-
aleksitimii-kak-faktora-prepyatstvuyuschego-razvitiyu- lichnosti-s-parametrami-smyslovoy-sfery-i-proyavleniyami- rigidnosti (дата обращения: 09.04.2020).
5. Большой психологический словарь. / под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Издание 4-е, расширенное. - М.: АСТ, АСТ Москва; СПб.: Прайм-Еврознак. - 2009.
- 811, [5] с.
6. Брель Е. Ю. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях // Вестник КемГУ. - 2012.
- №3.
Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-izucheniya- aleksitimii-v-psihologicheskih-issledovaniyah (дата
обращения: 14.04.2020).
7. Брель Е. Ю. Алекситимия в норме и патологии: психологическая структура и возможности превенции: автореф. дис. ... д-ра психологических наук: 19.00.04 / Елена Юрьевна Брель; науч. руководитель И. Я. Стоянова.
- Томск, 2018. - 40 с.
8. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 1974. - № 5. - С. 108.
9. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 145.
10. Глуханюк Н. С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова.
- 3-е изд. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 224 с. — (Серия «Библиотека психолога»)
11. Горская Н. Е., Глызина В. Е. Особенности развития
самосознания в юношеском возрасте // Вестник ИрГТУ, 2011. - №1 (48). - С. 253-257.
Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya- samosoznaniya-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 19.03.2020).
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. / Дэниел Гоулман; перевод с английского А. П. Исаевой. - 6-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 544 с.
13. Елеференко И. О. Эмпатия как основание коммуникации // Культурная жизнь Юга России. - 2010. - №4. Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-kak-
osnovanie-kommunikatsii-1 (дата обращения: 16.04.2020).
14. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 783 с. с ил.: - (Серия «Мастера психологии»).
15. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. / Карелин А. - Издательство: Эксмо, 2007. - 416 с.
16. Колесов С. Г. Локус контроля над поведением людей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
- 2012. - №6. Электронная библиотека КиберЛенинка
[Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lokus-kontrolya-nad-
povedeniem-lyudey (дата обращения: 15.04.2020).
17. Колосунин И.А., Савочкина М.Г., Родин О.В., Токарева Н.Г. Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности // Образовательный вестник «Сознание». 2017. №12. Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-empaticheskih-
sposobnostey-v-professionalnom-stanovlenii-lichnosti (дата обращения: 16.04.2020).
18. Корнилова А. А. К вопросу изучения экстернальности-
интернальности у современных студентов. // Психология, социология и педагогика. -2012. - № 5. Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика» [Электронный ресурс].
URL: http://psycholoqy.snauka.ru/2012/05/632 (дата
обращения: 15.04.2020).
19. Красота и мозг: Биологические аспекты эстетики / [И. Ренчлер, Б. Херцбергер, Д. Эпстайн и др.]; Под ред. И. Ренчлера и др.; Перевод с англ. М. А. Снеткова и др. - М.: Мир, 1995. - 334 ,[1] с.: ил.
20. Кристал Г. при содействии Дж. X. Кристала. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. — 800 с. (Серия: «Теория и практика психоанализа»).
21. Левшунова Е.Н. Взаимосвязь эмпатии и алексимически-
подобных проявлений личности // Материалы
межрегиональной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии
личности». — НГПУ, 2009. — С. 38.
22. Линде Н. Д. Основы современной психотерапии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208с.
23. Малкина-пых И. Г. Об одном возможном методе
психологической коррекции алекситимии // Сиб. мед. журн. - Иркутск. - 2009. - №3.
Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-odnom-
vozmozhnom-metode-psiholoqicheskoy-korrektsii-aleksitimii (дата обращения: 03.04.2020).
24. Малкина-пых И. Г. Акмеологический смысл алекситимии
и возможности ее психологической коррекции // Акмеология. - 2012. - №4 (44).
Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskiy-
smysl-aleksitimii-i-vozmozhnosti-ee-psihologicheskoy- korrektsii (дата обращения: 03.04.2020).
25. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития [Текст]: учебник / С. А. Минюрова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2013. - 316 с.
26. Москачева М.А., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Алекситимия и способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - Том 22. - № 4. - С. 98-114.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс]
URL: https://psyj ournals. ru/mpj /2014/n4/74168. shtml (дата обращения: 17.04.2020).
27. Осипова В. М. Психология эмоций: учеб. пособие / В. М. Осипова. - М.: Издательство Московского Гуманитарного Университета, 2007. - 176 с.
28. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. — Изд-е 7-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 704 с. — (Высшее образование).
29. Поликарпова Ю. М. Влияние уровня алекситимически-
подобных проявлений личности на общий уровень поликоммуникативной эмпатии // Сборник научных трудов «Sworld». - Издательство: ООО "НАУЧНЫЙ МИР" (Иваново - Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» в г. Норильске. - Норильск, 2012. - Том 12. - №
1. - С. 87-89.
Электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17731361& (дата обращения: 17.04.2020).
30. Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
31. Психология. Словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М: Политиздат, 1990. - 494с.
32. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности / Х. Ремшмидт; Пер. с нем. Г. И. Лойдиной; Под ред. Т. А. Гудковой. - М.: Мир, 1994. - 319 с.: ил.
33. Русакова В. О. Алекситимия: я не знаю. что чувствую. - Сайт «Самопознание» [Электронный ресурс]. URL:https://samopoznanie.ru/articles/aleksitimiya ya ne znaj u chto chuvstvuiu/ (дата обращения: 13.04.2020).
34. Симонов П. В. Что такое эмоция? - М.: Москва, издательство «НАУКА». - 1966. - 93 с. : ил.
35. Старостина Е. Г., Тэйлор Г. Дж, Квилти Л. К., Бобров А. Е., Мошняга Е. Н., Пузырева Н. В., Боброва М. А., Ивашкина М. Г., Кривчикова М. Н., Шаврикова Е. П., Бэгби М. Торонтская шкала алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010.
- №4.
Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/torontskaya-shkala-
aleksitimii-20-punktov-validizatsiya-russkoyazychnoy-versii- na-vyborke-terapevticheskih-bolnyh (дата обращения: 04.11.2019).
36. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный
рост. - Изд. 5-е, расширенное. - 2002.
Электронная Библиотека Гумер - психология
[Электронный ресурс].
URL:
https ://www.gumer. info/bibliotek Buks/Psihol/freydj er/27. php (дата обращения: 15э.04.2020).
37. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение // Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой. - СПб.: Питер Пресс, 1997.
- Терминологическая правка В. Данченко. - К.: PSYLIB,
2006.
PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» [Электронный ресурс].
URL: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/ (дата обращения: 15.04.2020).
38. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студен6тов вузов / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики,
2007. - 349 с.
39. Шейнина О. А., Третьякова О. А. Алекситимия как проблема современного общества / Психолог и вызовы современного общества, материалы VIII Международного
семинара молодых ученых и аспирантов. // отв. ред. Н.А. Коваль. - Издательство Тамбовская региональная общественная организация "Общество содействия образованию и просвещению "Бизнес - Наука - Общество" (Тамбов), 2016. - с. 135-140.
Электронная библиотека Elibrary.ru [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25699678& (дата
обращения: 26.03.2019).
40. Юнг К. Г. Психологические типы. Перевод: София Лорие под редакцией В. Зеленского. — СПб., 2001. // Электронная публикация: Центр гуманитарных
технологий. — 12.12.2011.
Электронная библиотека «Гуманитарный портал» [Электронный ресурс].
URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4132/4151 (дата обращения: 19.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ