Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ МАНИПУЛЯЦИИ 9
1.1. Понятие манипуляции в разных научных парадигмах 9
1.2. Понятие языковой манипуляции и его отграничение от смежных
понятий 14
1.3. Классификации языковой манипуляции 19
1.4. Понятие манипулятивной стратегии, тактики, техник/приёмов
манипуляции 22
Выводы к главе 1 31
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ СТЕРЕОТИПА В СОВРЕМЕННЫХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ 33
2.1. Определение стереотипа 33
2.2. Классификации стереотипов 36
2.3. Функции стереотипов 41
2.4. Структура стереотипа 45
Выводы к главе 2 46
ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ 49
3.1. Основные положения теории дискурса 49
3.2. Подходы к исследованию дискурса в разных направлениях
современной лингвистики 52
3.3 Особенности дискурса СМИ 55
Выводы к главе 3 58
ГЛАВА 4. СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ: СООТНОШЕНИЕ В ДИСКУРСЕ БРИТАНСКИХ СМИ 60
4.1. Основные направления анализа британского медиа-дискурса в аспекте
взаимодействия стереотипизирования и манипуляции 60
4.2. Цель манипуляции с участием стереотипов 61
4.3. Стратегии манипуляции с участием стереотипов 69
4.4. Тактики манипуляции с участием стереотипов 77
4.5. Функции стереотипов в манипулятивных процессах 84
4.6. Виды манипуляции с участием стереотипов 88
4.7. Типология стереотипов, участвующих в процессах
манипуляции 93
4.8. Обобщение результатов исследования в табличном и
диаграмматическом представлении 96
Выводы к главе 4 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 116
Актуальность настоящего исследования обусловлена обращением к проблематике современного дискурса СМИ как одного из наиболее активно разрабатываемых направлений в современной лингвистике, а также частым проявлением интереса ученых различных областей к исследованию стереотипа как феномена культуры, а также постоянно возрастающей ролью манипулятивного влияния СМИ на образ мышления общества.
Объектом настоящего исследования являются культурные, этнические, и политические стереотипы, предмет исследования составляют стратегии, тактики, цели, виды манипуляции, использующиеся в содержании культурных, этнических, и политических стереотипов.
Научная новизна работы заключается в том, что в работе исследуется содержание дискурса СМИ с точки зрения манипуляций с участием различных типов стереотипов. Дискурс СМИ рассмотрен в аспекте его манипулятивности. В работе было установлено, что с помощью речевой манипуляции, которая является независимым языковым феноменом, достигаются цели дискурса средств массовой информации, так как совокупность методов речевой манипуляции учитываются в виде структуры, где у любой ее части цель—это добиться цели дискурса.
Рабочая гипотеза данного исследования состоит в том, что актуальный, нынешний дискурс СМИ характеризуется наличием свойств манипуляции.
Цель исследования заключается в выявлении культурных, этнических, и политических стереотипов в британских газетных изданиях и последующем их анализе в соответствии со стратегиями, тактиками, целями, и видами манипуляции.
Реализация целевой установки достигается решением следующих задач:
1) Определить понятие манипуляции в различных науках;
2) Определить понятие языковой манипуляции и сравнить его с другими смежными понятиями;
3) Продемонстрировать классификации языковой манипуляции;
4) Определить понятия манипулятивной стратегии, тактики, техник/ приёмов манипуляции;
5) Определить понятие «стереотип», его основные классификации, функции, и структуру;
6) Определить положения теории дискурса и его специфики;
7) Раскрыть подходы к исследованию дискурса в разных направлениях современной лингвистики;
8) Выявить количественное соотношение стереотипов в соответствии с их содержанием в британском масс-медийном дискурсе;
Для решения поставленных задач в настоящем исследовании применяются соответствующие методы: метод анализа языкового материала, контекстуальный анализ, описательный анализ, количественный анализ, дискурс-анализ, метод сплошной выборки.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по теоретическим особенностям дискурса: Е.А. Андреевой, Е.А. Алексеевой, И.Н. Борисовой, М.Н. Володиной, Н.В. Гороховой, Т.Г. Добросклонской, О.А. Леонтович, М.В Никитина, В.И Тюпа, М. Фуко, Е.И. Шейгал, по теоретическим основам манипуляции: А.А. Ворошиловой, А.Г. Гурочкиной, Е.В. Денисюк, Е.Л. Доценко, И.А. Зюбиной, Г.А. Копниной, К.В. Никитиной, А.А. Поляковой, по теории речевого воздействия: Е.Г. Гришечко, И.А. Диманте, О.С. Иссерс, М.Н. Ковешниковой, А.А. Любимовой, О.П. Малышевой, М.А. Муратовой, А.П. Сковородникова, Е.Ф. Тарасова, по теории языкознания: И.А. Бодуэна де Куртенэ, М.Р. Желтухиной, В.И. Карасика, Ф. де Соссюра, Н.В. Уфимцевой, Н.Д. Арутюновой, по теоретическим основам стереотипов: Д.В Джамалян, В.В. Красных, У. Липпмана, Ю.С. Метелкиной, А.П. Миньяр-Белоручевой, Л.В. Русских, В.А. Рыжкова, О.Ю. Семендяевой, Н.В. Сорокиной, Е.В. Теневой, И.А. Фешкиной, Т.Ц. Чойпоровой, Ю.В. Южаковой, D. Katz, K. Wagner, и по особенностям масс-медийного дискурса: Е.Н. Клеменовой, Е.Л. Вартановой.
Цель исследования и поставленные задачи установили структуру данной работы, которая состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и словарей.
Во Введении подкрепляются аргументами основные концепции данной выпускной квалификационной работы. Обоснована актуальность темы исследования, сформирована цель, а также сформулированы задачи, положения теории, материал для исследования, а также структура работы.
В первой главе «Теоретические особенности понятия манипуляции» рассматриваются теоретические аспекты решения исследовательских задач, связанных с историей вопроса и конкретизацией базисных научных категорий. Рассматриваются основные подходы к пониманию и изучению предмета исследования: представляются теоретические особенности понятия манипуляции, различные подходы к изучению данного явления. Приводятся данные об основах языковой манипуляции и о её характерных особенностях. Также предоставляются определения основных для понимания вопроса понятий.
Во второй главе «Понятие стереотипа в современных исследованиях» рассматривается понятие стереотипа в современных исследованиях. Приводятся различные точки зрения ученых о понятии данного явления. Более того, на основе изученных работ по данной теме была приведена основная классификация стереотипов, и подробный анализ каждой классификации. Также в этой главе рассматривается структура и функции стереотипа.
В третьей главе «Понятие дискурса в современной научной парадигме» рассматривается понятие дискурса в современной научной парадигме, подробно рассматриваются основные ее положения, классификации. Также большое внимание уделяется особенностям дискурса СМИ: рассматриваются различные подходы к определению этого явления в разных направлениях современной лингвистики.
В четвёртой главе «Стереотипизация и манипулирование: соотношение в дискурсе британских СМИ» анализируется культурная, этническая и политическая стереотипизация и манипулирование, их соотношение в дискурсе британских СМИ. Подробно освещается тема основных направлений анализа британского медиа-дискурса в аспекте взаимодействия стереотипизирования и манипуляции: описывается как процедура, так и процесс анализа в рамках исследования. Затем приводятся процентные соотношения по каждому из аспектов анализа исследования с подробным объяснением. В итоге полученные данные обобщаются в табличном и диаграмматическом представлении.
Все главы завершаются выводами. В заключении обобщаются полученные в ходе исследования результаты.
Теоретическая значимость работы выражается в развитии основных пунктов теоретической части для исследования явления языковой манипуляции, также осуществляется анализ предмета дискурса СМИ для раскрытия и представления речевой манипуляции.
Практическая значимость работы состоит в том, что осведомленность теми тактиками, приемами, стратегиями языковой манипуляции, которые применяются в британских периодических газетах, способствует повышению у людей навыков, позволяющих анализировать сообщения в различных видах медиа, что приводит к тому, что это дает возможность в нужное время отгонять любые попытки языковой манипуляции в средствах массовой информации. Полученные результаты могут быть применены для анализа текстов, публикуемых в СМИ.
Материалом для анализа послужили проанализированные за 1993-2020 год британские периодические газеты The Daily Express, The Telegraph, The Guardian, The Observer, Financial Times, The Independent, The Times.
Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в статьях «Культурные стереотипы в британском масс-медийном дискурсе» (сборник «Актуальные проблемы современной лингвистики глазами молодых учёных», 2019 г.), «Речевая манипуляция в дискурсе британских СМИ как средство борьбы со стереотипами» (сборник «Доклады Башкирского университета», 2020 г.), «Цели манипуляции с участием культурных стереотипов в дискурсе британских СМИ» (сборник «Sci-Article», 2020 г.), и «Тактики языковой манипуляции с участием стереотипов в дискурсе британских СМИ» (сборник «Актуальные проблемы современной лингвистики глазами молодых учёных», 2020 г.).
Средства массовой информации на сегодняшний день довольно сильно и разносторонне воздействуют на разум, психику человека. Без СМИ было бы невозможным создать картину мира индивида, а также именно СМИ чаще всего берут контроль над жизнедеятельностью социума. Современные СМИ определяют различные ситуации в обществе, касаясь языковых, социально - психологических, и культурных ее аспектов, и это достигается большей частью с помощью манипуляции через стереотипы.
Самый известный и принимаемый многими учеными вариант определения понятия «стереотип» дал У. Липпман: «Стереотипы — это культурно детерминированные и определенным образом упорядоченные «картинки мира» в сознании человека, которые, с одной стороны, экономят его (человека) усилия при восприятии сложной информации, а с другой — фиксируют и сохраняют существующие ценности, способствуя тем самым и сохранению высокой самооценки самого человека» [Липпман 1922: 52].
Применяя определенные манипулятивные стратегии, СМИ имеют возможность задавать своей аудитории определенные модели поведения.
По мнению Е. Н. Клеменовой и И.А. Кудряшова, «СМИ, как подсистема массовой коммуникации, являются одной из приоритетных движущих сил программирования актуальных перспектив мыслительной деятельности общества. Именно СМИ, которые задействуют разнообразные языковые регистры, образы, тональности и контексты освещения событий, предстают доминирующим источником информации в 21 веке, тем самым оказывают существенное воздействие на общественное мнение, конструируют актуальные для конкретного социума групповые индивидуальные ценности» [Клеменова, Кудряшов 2016: 93].
Учитывая то, что ключевым орудием влияния на сознание человека является язык, С. Кара-Мурза отмечает: «Язык, являясь системой понятий, слов, в которых человек воспринимает мир и само общество, является важнейшим орудием подчинённости. <...> глубинная отличительная черта психики, которое возникло намного раньше умения к аналитическому мышлению» [Кара Мурза 1992: 54].
В связи с этим необходимо вспомнить ключевое определение понятия языковой манипуляции: языковая манипуляция - это оказание воздействия на поступки или на тип поведения человека, или нескольких людей с помощью применения какой-либо стратегии, совокупности художественно-выразительных средств с тем, чтобы поменять мнение, планы, взгляды человека, или группы лиц.
В результате исследования, где было проанализировано 149 примеров манипуляции с участием культурных стереотипов, 32 с участием этнических, и 19 с участием политических в дискурсе британских СМИ, была выявлена информация о том, в каком количестве, с какой целью, какие приёмы, типы, средства, стратегии, тактики манипуляции использовались в текстах статей выбранных изданий с участием стереотипов.
Как уже было выяснено ранее, согласно цели манипуляции, цель развенчивания стереотипа встречалась в рамках культурных стереотипов больше всего, что касается политических стереотипов, наиболее частыми являются примеры манипуляции, целью которых является утвердить стереотип. А в содержании этнических стереотипов на первом месте находятся примеры манипуляции, целью которых является борьба со стереотипом.
Затем, согласно стратегии языковой манипуляции, наиболее часто в рамках культурных, этнических и политических стереотипов реализовывалась манипулятивная стратегия на понижение.
Наиболее часто используемой тактикой манипуляции среди культурных стереотипов является тактика, задействующая такой комплекс языковых средств, как интенсификатор, дейксис, отрицательная конструкция. В рамках этнических стереотипов чаще всего используется тактика, задействующая такой комплекс языковых средств, как интенсификатор, дейксис, отрицательная конструкция. А в рамках политических стереотипов наиболее часто используемой тактикой манипуляции является тактика, задействующая такой комплекс языковых средств, как сравнение, отрицательная конструкция, интенсификатор.
Что касается функций культурных и этнических стереотипов, то в манипулятивных процессах в качестве объекта манипуляции они реализовывались чаще всего, а в качестве приёма манипуляции, соответственно, меньше. А политические стереотипы выступают в манипулятивных процессах в качестве приёма манипуляции чаще, чем в качестве объекта манипуляции.
По видам манипуляции с участием стереотипов согласно исследованию, реализуется прямой вид манипуляции. Наиболее часто в рамках культурных, этнических, и политических стереотипов используется эмоциональный тип манипуляции.
И, согласно типологии стереотипов, участвующих в процессах манипуляции, гендерные стереотипы составили почти половину от общего количества стереотипов - 45%. А относящиеся к вероисповеданию/религиозные и классовые стереотипы не были реализованы в содержании стереотипов.
Таким образом, при помощи исследования в рамках этой выпускной квалификационной работы было выяснено, что посредством подбора удачных и популярных стереотипов становится легко манипулировать сознанием не только отдельной личности, но и всего общества в целом, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества и с жизнедеятельностью конкретных групп людей. Также это становится возможным из-за того, что существует множество различных манипулятивных приёмов, стратегий, тактик, которые можно совершенствовать и использовать нужным для манипулятора образом для достижения им своих целей и намерений. Манипуляция в виде социального феномена представляет собой вид применения такой власти, при котором тот, кто обладает ею, воздействует на модель поведения других, не раскрывая при этом характера образа действий, которого он от них ожидает.
1. Алексеева Е.А. Дискурсные особенности текстов сми: публичность и достоверность // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. - 2014. - № 6. - С. 124-129.
2. Андреева В.А. Литературный нарратив: текст и дискурс. - Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб: Норма, 2006. - 183 с.
3. Андреева В .А. Позиции дискурса в современной лингвистике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2015. - №2. - С. 7-14.
4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1998. - 341 с.
5. Балахонская Л.В. Речевая агрессия в блогах радиостанции «Эхо Москвы» // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2018. - №3.
- С.492-506.
6. Баранчукова М.С. Реализация стереотипа в устных и письменных текстах французской и русской лингвокультур: автореф. дис. ...канд, филол. наук. - Волгоград, 2006. - 16 с.
7. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 391 с.
8. Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление культуры. - 1996. - С.21-48.
9. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высш. Шк., 1993. - 176 с.
10. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
11. Володина М.Н. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке - М.: Академический Проект, 2011. - 346 с.
12. Ворошилова А.А. Манипуляция сознанием как объект социально-политического исследования // Сибирский журнал науки и технологий.-2006. - С. 296-300.
13. Горохова Н.В. Проблема многозначности понятия «дискурс» // Омский научный вестник. - 2014. - №4. - С. 90-93.
14. Гришечко Е.Г. Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - №4. - С. 53¬59.
15. Гурочкина А.Г. Манипулирование в лингвистике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2003. - С. 136-140.
16. Джамалян Д.В. Проявление агрессии в этнических стереотипах: дис. ...канд. психол. наук. - М., 2004. - 140 с.
17. Денисюк Е.В. Феномен манипуляции: речедеятельностная
интерпретация // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий. - 2000. - С. 66-68.
18. Диманте И.А. Инструментарий профессионального коммуникатора (приёмы речевого воздействия) // Коммуникативные исследования. - 2015. - №4 (6). - С.52-64.
19. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики // Международный научный журнал. СПб. - 2015. № 1 (6). - С. 45-54.
20. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.
21. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: автореф. дис...д-ра филол. наук. - М., 2004.
22. Жура В.В. Эмоциональный дейксис в вербальном поведении английской языковой личности: автореф. дис.канд. филол. наук. - Волгоград, 2000.
23. Зюбина И.А. Манипулятивная стратегия на понижение // Филологические науки. - 2018. - С. 99-102.
24. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 284 с.
25. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. - М.: ГНОЗИС, 2004. - 389 с.
26. Кара Мурза С. Трагические ошибки честных демократов, или почему обречена либеральная реформа в России // Alma mater. - 1992. - № 7-9. С. 69.
27. Клеменова Е. Н., Кудряшов И. А. Персуазивная функция масс - медийных текстов: эвиденциальность и эпистемическая модальность // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2016. - Том 15. - № 6 - С. 93-99.
28. Ковешникова М.Н. Речевая манипуляция и приёмы речевого манипулирования // Царскосельские чтения. - 2014. - С. 387-394.
29. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА, 2012. -170 с.
30. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 375 с.
31. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие. - 3-е изд.,
стереотип. - М.: Академия, 2007. - 320 с.
32. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. - 1990. - С. 387-415.
33. Леонтович О.А. Метод дискурс-анализа // Дискурс-Пи. - 2015. - С. 184-187.
34. Леонтьев А.О. Психологические аспекты лектора. - М: Знание, 1981. - 81 с.
35. Лисоченко Л.В. Убеждение как назначение судебной речи в дидактическом и методическом освещении // Личность, речь и юридическая практика. - 2003. - С. 94-100.
36. Любимова А.А. Языковые аспекты воздействия на общественное сознание. - М., 2006. - 240 с.
37. Макаров М.Л. Основы теории дискурса - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
38. Миньяр-Белоручева А.П, Покровская М.Е. Этнические стереотипы в современном языковом пространстве // Национальный психологический журнал. Серия 8. Наука. - 2012. - №2. - С. 90-94.
39. Малышева О.П. Коммуникативные стратегии и тактики в публичных выступлениях (на материале речей американских и британских политических лидеров) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - С.206-209.
40. Метелкина Ю.С. Социальные стереотипы: процессы формирования, виды и использование в политике (информационный подход): автореф, дис. ...канд. социол. наук. - Новосибирск, 2002. - 18 с.
41. Муратова М.А. Средства речевого воздействия в языке СМИ. URL: http://www.russ.ru.(Дата обращения: 1.03.2020).
42. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 384 с.
43. Нефедов С.Т. Имплицитная авторизованность научного текста // Научное мнение. - 2013. - С. 51- 57.
44. Никитина К.В. Технологии речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ (на материале газет США): дис. ... канд. филол. наук: - Уфа: БашГУ 2006. - 197 с.
45. Никитин М.В. Основания когнитивной семантики. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 277 с.
46. Полякова А.А. Средства речевой манипуляции в Американском предвыборном дискурсе: автореф. дис. канд. филол. наук: - Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. - 20 с.
47. Почепцов Г.Г. Коммуникативные аспекты семантики. - Киев: Вища школа, 1987. - 132 с.
48. Романова Н.Н. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. - М., 2009. - 304 с.
49. Русских Л.В. Фомина С.В. Формирование политических стереотипов в СМИ // Вестник Южно-Уральского государственного университета.Серия: Социально-гуманитарные науки. Серия Социология. - 2015. - №1. - С. 116-117.
50. Рыжков В.А. Регулятивная функция стереотипов // Знаковые проблемы письменной коммуникации. - Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1985. - С. 15¬21.
51. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Высш. школа, 2005. - 310 с.
52. Семендяева О.Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен: дис. ...канд, философ, наук: - М., 1986. - 195 с.
53. Сиразетдинова М.Ф. Диалог и манипуляция в философии М. Бубера // Приволжский научный вестник. - 2013. - №6 (22). - С. 102-104.
54. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - 389 с.
55. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977. - 695 с.
56. Сорокина Н.В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации: монография. - М.: РИОР: Инфра-М, 2014. - 263 с.
57. Степанова О.К. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии: дис. ...канд. психол. наук: - М., 1999. - 186 с.
58. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН; Академический проект, 1999. - 320 с.
59. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // ВЯ. - 1995. -№ 6. - С. 17-29.
60. Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика-лингвистика. - 2004. - №5. - С. 5-11.
61. Тенева Е. В. Национально-культурные стереотипы в публицистике (на материале английского языка) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М.: Институт стратегических исследований. - 2010. - № 7. - С. 228-236.
62. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия. -1990. - С. 5-18.
63. Тюпа В.И. Актуальность новой риторики для современной гуманитарной науки // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии. -2007. - С. 9-74.
64. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: стереотипы и творчество. - М.: Институт языкознания, 1988. - 162 с.
65. Уфимцева Н.В. Образ мира русских: системность и содержание // Язык и культура. - 2009. - № 23. - С. 98-111.
66. Фешкина И.А. Сущность и роль стереотипов в процессе межкультурной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 53-57.
67. Фуко М. Археология знания. - СПб: Гуманитарная академия, 2004. - 416 с.
68. Чойропова Т.Ц. Социологический подход к исследованию гендерных стереотипов // Третьи Забайкальские социологические чтения. - 2006. - С. 211-221.
69. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры. - 1991. - 384 с.
70. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - М.: Гнозис, 2004. - 326 с.
71. Южакова Ю.В. Этнические стереотипы в английском политическом дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Серия 85. - 2018. - №7. - С. 199-202.
72. Dijk T.A. van Discourse analysis as ideology analysis // Language and Peace / Ed. by C. Schaffner, A. Wenden. - Aldershot; Dartmouth Publishin, 1995a. - P. 17-33.
73. Galperin I.R. Stylistics. M.: Vysschaya Shkola, 1981. - 334 p.
74. Katz, D.; Braly, K.W. Racial prejudice and racial stereotypes // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1935. - P. 172-193.
75. Lippmann W. Public Opinion - NY: Harcourt, Brace, 1922. - 225 p.
76. Quasthoff U. Ethnozentrische Verarbeitung von Informationen: Zur Ambivalenz der Funktionen von Stereotypen in der interkulturellen Kommuni- kation // Wie verstehen wir Fremdes? Aspekte zur Klarung von Verstehensprozessen. - Munchen, 1988. - S. 37-62.
77. Seel N.M. Psychologie des Lemens. - Munchen: Ernst Reinhardt Verlag, 2000.
78. Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup relations // Psychology of intergroup relations. - Monterey: Brooks-Cole, 1979.
79. Wagner K. Stereotype und Fremdsprachenunterricht: iiber den Um- gang mit Vorurteilen und Stereotypen im interkulturellen Fremdsprachenunterricht. - 2008. - 104 S.
Словари
80. Словарь по политологии / Под ред. проф. В.Н. Коновалова. - Ростов-на- Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 285 с.
81. Социологический энциклопедический словарь / В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. - 488 с.
82. Политология. Энциклопедический словарь / Аверьянов Ю.И., Айвазова С.Г., Алексеева Т.А., Андреев А.П., и др. Политология. Энциклопедический словарь - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 431 с.
83. УСЛТ - Учебный словарь лингвистических терминов / Л.А. Бруссенская, Г.Ф. Гаврилова, Н.В. Малычева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 256 с.
84. Oxford Learner’s Dictionary. -http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/(Дата обращения: 20.12.2019).
85. Cambridge Dictionary. —https://dictionary.cambridge.org/ (Дата обращения: 20.12.2019).