Пропаганда в Германии и СССР 1933-1939 гг.(историко-правовой анализ)
|
Введение 3
Глава 1. Понятие пропаганды, её применение РКП(б)-ВКП(б) и NSDAP в 1918-1933 гг 7
Параграф 1.1 Трансформация пропаганды в историческом контексте 8
Параграф 1.2 Пропаганда NSDAP в борьбе за власть и послевоенная немецкая культура 16
Параграф 1.3 Культурная революция в СССР и создание Агитпропа 36
Глава 2. Идеологические и организационные основы пропаганды
Германии и Советского Союза в 1933-1939 гг 65
Параграф 2.1 Идеологическое содержание пропаганды, её цели и способы реализации 65
Параграф 2.2 Право и тоталитарная власть 80
Параграф 2.3 Организационные основы субъектов пропаганды 94
Глава 3 Идеологические кампании и общие результаты пропаганды к 1939 г 115
Параграф 3.1 Основные пропагандистские кампании 115
Параграф 3.2 Результаты пропаганды и степень влияния на общественное сознание 131
Заключение 143
Список источников и литературы
Глава 1. Понятие пропаганды, её применение РКП(б)-ВКП(б) и NSDAP в 1918-1933 гг 7
Параграф 1.1 Трансформация пропаганды в историческом контексте 8
Параграф 1.2 Пропаганда NSDAP в борьбе за власть и послевоенная немецкая культура 16
Параграф 1.3 Культурная революция в СССР и создание Агитпропа 36
Глава 2. Идеологические и организационные основы пропаганды
Германии и Советского Союза в 1933-1939 гг 65
Параграф 2.1 Идеологическое содержание пропаганды, её цели и способы реализации 65
Параграф 2.2 Право и тоталитарная власть 80
Параграф 2.3 Организационные основы субъектов пропаганды 94
Глава 3 Идеологические кампании и общие результаты пропаганды к 1939 г 115
Параграф 3.1 Основные пропагандистские кампании 115
Параграф 3.2 Результаты пропаганды и степень влияния на общественное сознание 131
Заключение 143
Список источников и литературы
История советского и немецкого обществ 1930-х гг. остается важной и популярной темой среди современных исследователей. Эти годы перенасыщены событиями серьезно повлиявшими на культуру, политику и историю России и Германии. Изучение пропаганды Германии и СССР особо важно в условиях настоящего информационного общества и усилившегося информационного противостояния между странами, претендующими на ведение активной внешней политики. Для поддержания своего политического курса, правительства, механизмами идентичными используемым в 1930-е гг., организуют пропагандистские кампании и насаждают свою идеологию. Понимание организации, целей и методов пропаганды дает возможность критически оценивать информацию и не подвергаться идеологическому манипулированию. А вскрытие использования правовых механизмов для индоктринации населения в двух странах с антагонистичным мировоззрением позволяет глубже понять взаимосвязанность идеологии, пропаганды и государства. Таким образом, актуальность темы данного исследования, которое носит название «Пропаганда в Германии и СССР 1933 -1939 гг. (историко-правовой анализ)» представляется нам вполне ясной.
Объектом исследования является пропаганда в Германии и СССР в 1933-1939 гг. Предметом - нормативно-правовые акты регулирующие деятельность субъектов пропаганды по идеологическому воздействию на население Германии и Советского Союза. Хронологические рамки 1933-1939 гг. являются прологом к центральному событию 20 века - Второй мировой войне. Именно в этот период национал-социалисты проникают в государственные структуры Германии и начинают деятельность по тотальной идеологизации немецкого народа. В это же время пропагандистский аппарат Советского Союза понимая, что в лице национал- социализма получил нового врага в Европе, который проводит радикальную антибольшевистскую политику, начинает яростную антифашистскую пропаганду. Противоречия накопленные после завершения Первой мировой войны могли разрешиться только через новое глобальное столкновение. Поэтому режимы Сталина и Гитлера подготавливали армии и население используя пропаганду как способ социальной мобилизации. Но разрешение конфликта наступило только в 1941 г. А в 1939 г., заключенным 23 августа пактом о ненападении, прекращалась неистовая шестилетняя антибольшевистская пропаганда в Германии и антифашистская в Советском Союзе. Магистральный маршрут по созданию образа врага, который действовал в 1933-1939 г. изменил направление в другую сторону. После этого пропаганда Третьего рейха и СССР получили совершенно другие цели. Германия была на военном положении и теперь образ врага заняли Польша, Великобритания и Франция. А Советский Союз через пропаганду обосновывал свои притязания на соседние территории Польши, Бессарабии, Прибалтики и Финляндии.
Цель работы провести историко-правовую характеристику и сравнение пропагандистской деятельности органов партии и государства в Германии и СССР в 1933-1939 гг. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• Исследовать нормативно-правовую базу Германии и СССР и выявить нормативно-правовые акты закрепившие организационную структуру и деятельность субъектов пропаганды в период 1933-1939 гг.
• Охарактеризовать и сравнить пропагандистскую деятельность Германии и СССР в рассматриваемый период, выявить общие и различные черты.
• Проанализировать эффективность пропаганды на население Германии и СССР.
Круг историографии, в которой так или иначе затрагивается тема исследования, весьма широк. В исследовании используется литература на русском, английском и немецком языках. Ее можно разделить на несколько общих тематических групп под условными названиями: «Министерство просвещения и пропаганды Третьего рейха», «Третий рейх в 1933-1939 гг.», «Советское и национал-социалистическое право», «Советские государственные учреждения» «Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б)».
Источниковая база. В данном исследовании были использованы сборники нормативно-правовых актов Германии и отдельные нормативно-правовые акты Советского Союза и РСФСР, акты органов ВКП(б), а также источники мемуарного и эпистолярного характера за авторством исторических лиц рассматриваемого периода, таких как Йозеф Геббельс, Альберт Шпеер, Отто Дитрих и др. Также были использованы газеты СССР и Германии: «Правда», «Der Angriff», «Volkischer Beobachter», «Das Schwarze Korps». Работа над пропагандой была бы невозможна без изучения главных идеологических трудов марксизма-ленинизма и национал-социализма, поэтому были изучены отдельные работы В.И.Ленина, Н.И.Бухарина, И.В.Сталина, А.Гитлера, Й.Геббельса. Большим интересом отличаются материалы отобранные в фондах Центрального Государственного Архива Историко-Политических Документов в Санкт-Петербурге и Российского Государственного Архива Социально-Политической Истории в Москве. Среди них: доклады, записки, отчеты, переписка между органами государственной власти и партийными комитетами за 1933-1939 гг..
Методология. Данное исследование основано на принципах историзма, который выражается в постижении объективных закономерностей исторического процесса на основе анализа максимального объема источников в связи с конкретно-историческими условиями формирования этих источников. В работе применялись общенаучные и специально - исторические методы. К последним, в частности, относятся: историко¬сравнительный метод, позволивший выявить общее и частное в организации системы пропаганды и проведении пропагандистских кампаний в рассматриваемый период; проблемно-хронологический метод позволил проанализировать во временной последовательности процесс создания и развития идеологического аппарата, а также взаимосвязанность законодательства Германии и СССР и проводимой идеологической политики; с помощью синхронного метода в работе рассматриваются параллельные друг другу события, например какой пропагандистский эффект внутри Германии и СССР имело назначение А.Гитлера канцлером в 1933 г. и заключение пакта Молотова-Риббентропа в 1939 г.; статистический метод позволил раскрыть взаимосвязь между такими показателями структуры общества как грамотность, численность мужского и женского населения, распределение групп по возрастам, количество верующего населения в контексте эффективности пропаганды.
Объектом исследования является пропаганда в Германии и СССР в 1933-1939 гг. Предметом - нормативно-правовые акты регулирующие деятельность субъектов пропаганды по идеологическому воздействию на население Германии и Советского Союза. Хронологические рамки 1933-1939 гг. являются прологом к центральному событию 20 века - Второй мировой войне. Именно в этот период национал-социалисты проникают в государственные структуры Германии и начинают деятельность по тотальной идеологизации немецкого народа. В это же время пропагандистский аппарат Советского Союза понимая, что в лице национал- социализма получил нового врага в Европе, который проводит радикальную антибольшевистскую политику, начинает яростную антифашистскую пропаганду. Противоречия накопленные после завершения Первой мировой войны могли разрешиться только через новое глобальное столкновение. Поэтому режимы Сталина и Гитлера подготавливали армии и население используя пропаганду как способ социальной мобилизации. Но разрешение конфликта наступило только в 1941 г. А в 1939 г., заключенным 23 августа пактом о ненападении, прекращалась неистовая шестилетняя антибольшевистская пропаганда в Германии и антифашистская в Советском Союзе. Магистральный маршрут по созданию образа врага, который действовал в 1933-1939 г. изменил направление в другую сторону. После этого пропаганда Третьего рейха и СССР получили совершенно другие цели. Германия была на военном положении и теперь образ врага заняли Польша, Великобритания и Франция. А Советский Союз через пропаганду обосновывал свои притязания на соседние территории Польши, Бессарабии, Прибалтики и Финляндии.
Цель работы провести историко-правовую характеристику и сравнение пропагандистской деятельности органов партии и государства в Германии и СССР в 1933-1939 гг. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• Исследовать нормативно-правовую базу Германии и СССР и выявить нормативно-правовые акты закрепившие организационную структуру и деятельность субъектов пропаганды в период 1933-1939 гг.
• Охарактеризовать и сравнить пропагандистскую деятельность Германии и СССР в рассматриваемый период, выявить общие и различные черты.
• Проанализировать эффективность пропаганды на население Германии и СССР.
Круг историографии, в которой так или иначе затрагивается тема исследования, весьма широк. В исследовании используется литература на русском, английском и немецком языках. Ее можно разделить на несколько общих тематических групп под условными названиями: «Министерство просвещения и пропаганды Третьего рейха», «Третий рейх в 1933-1939 гг.», «Советское и национал-социалистическое право», «Советские государственные учреждения» «Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б)».
Источниковая база. В данном исследовании были использованы сборники нормативно-правовых актов Германии и отдельные нормативно-правовые акты Советского Союза и РСФСР, акты органов ВКП(б), а также источники мемуарного и эпистолярного характера за авторством исторических лиц рассматриваемого периода, таких как Йозеф Геббельс, Альберт Шпеер, Отто Дитрих и др. Также были использованы газеты СССР и Германии: «Правда», «Der Angriff», «Volkischer Beobachter», «Das Schwarze Korps». Работа над пропагандой была бы невозможна без изучения главных идеологических трудов марксизма-ленинизма и национал-социализма, поэтому были изучены отдельные работы В.И.Ленина, Н.И.Бухарина, И.В.Сталина, А.Гитлера, Й.Геббельса. Большим интересом отличаются материалы отобранные в фондах Центрального Государственного Архива Историко-Политических Документов в Санкт-Петербурге и Российского Государственного Архива Социально-Политической Истории в Москве. Среди них: доклады, записки, отчеты, переписка между органами государственной власти и партийными комитетами за 1933-1939 гг..
Методология. Данное исследование основано на принципах историзма, который выражается в постижении объективных закономерностей исторического процесса на основе анализа максимального объема источников в связи с конкретно-историческими условиями формирования этих источников. В работе применялись общенаучные и специально - исторические методы. К последним, в частности, относятся: историко¬сравнительный метод, позволивший выявить общее и частное в организации системы пропаганды и проведении пропагандистских кампаний в рассматриваемый период; проблемно-хронологический метод позволил проанализировать во временной последовательности процесс создания и развития идеологического аппарата, а также взаимосвязанность законодательства Германии и СССР и проводимой идеологической политики; с помощью синхронного метода в работе рассматриваются параллельные друг другу события, например какой пропагандистский эффект внутри Германии и СССР имело назначение А.Гитлера канцлером в 1933 г. и заключение пакта Молотова-Риббентропа в 1939 г.; статистический метод позволил раскрыть взаимосвязь между такими показателями структуры общества как грамотность, численность мужского и женского населения, распределение групп по возрастам, количество верующего населения в контексте эффективности пропаганды.
Новые технологические открытия в области радио, фото- и кинопромышленности, удешевление и внедрение их в повседневную практику, а также переход национальных государств в состояние массового общества, открыли перед пропагандой новые горизонты. Первое масштабное применение пропаганда нашла в странах участницах Первой мировой войны, правительства использовали её в целях социальной мобилизации населения и сражающихся армий.
Последствия мировой войны имели очень важное значение для понимания духовной среды немецкого общества, которое пропаганда NSDAP могла использовать для приближения к политической власти, это несправедливый мирный договор, репарации перед странами- победительницами, отторжение территорий с немецкоязычным населением, беззащитность рейхсвера перед армиями европейских государств, как следствие войны новое государственное устройство с нестабильным политическим режимом и инфляцией. Большевики также использовали надежды крестьян и рабочих пропагандируя социалистические идеи, но нелегитимный и нелегальный захват власти, непопулярная политика военного коммунизма и красного террора, гражданская война, омрачили начало советской власти. Общества России и Германии были довольно разными в плане показателей демонстрирующих их структуру, которая важна для понимания путей, которыми пойдет пропаганда, восприимчивости к ней. Первая патриархальная, с подавляющим неграмотным крестьянским населением, аграрная, с неразвитой инфраструктурой. Вторая - страна цивилизации запада, с индивидуалистическим мировоззрением, индустриальная страна с развитой сетью дорог, неграмотность ликвидирована еще в 19 в. Обе страны после войны потеряли много мужчин, образовалась демографическая яма и в структуре общества преобладали старики (менее политически активные), женщины, которым добавилось труда в виду недостатка рабочей силы, и несовершеннолетние, с низкими критическими способностями, недостаточным жизненным опытом чтобы противостоять умелой пропаганде играющей на чувствах.
В 1920-е гг. партии большевиков и нацистов преследовали разные цели. Первая уже захватила и удержала власть. Теперь перед ней стояла цель совершить культурную революцию, что означало в кратчайшие сроки ликвидировать неграмотность, создать новую трудовую этику, а потом и перевоспитать людей в коммунистическом духе, провести индустриализацию и прямым курсом идти к социалистическому строю. Нацистам только предстояло из небольшого движения стать массовой партией. Их главной задачей было после неудачной попытки захвата власти в Мюнхене в ноябре 1923 г., легальным путем оказаться во власти. Эта цель ставила задачей максимально популяризовать NSDAP среди немцев и склонить их к голосованию за нацистов в парламент. И им это удалось. Без успешной пропаганды они не смогли бы проводить успешные избирательные кампании, но только подходящая ситуация в виде международного экономического кризиса склонила электорат в пользу нацистов. Главная цель была достигнута, Гитлер стал канцлером, еще двое членов партии министрами, после чего настал новый этап. Началась национальная коричневая революция, теперь нацисты проникали во все структуры власти и ставили новые цели: преобразования общества в соответствии с национал- социалистической идеологией.
Результатом культурной революции к началу 1930-х гг. так и не стало создание нового человека, перевоспитание рабочих и крестьян в большевистском духе. Да и процесс ликвидации неграмотности был только в середине пути. В области разъяснения политики партии и получении поддержки масс пропаганда была успешной пока власти не превышали допустимый уровень угнетения масс. Поэтому можно заключить, что цели культурной революции до 1933 г. не были достигнуты.
Сравнивая идеологии марксизма-ленинизма и национал-социализма в 1920-х гг. видно их некоторую пластичность касаемую изменения некоторых положений, не затрагивающих основных догм. Сталин дополнил марксизм - ленинизм теорией построения социализма в отдельно взятой стране, чтобы обосновать поражение коммунистических революций за границей, а также тезисом о том, что, чем ближе страна, совершившая социалистическую революцию, подходит к социализму, тем острее в ней разгорается классовая борьба. Гитлер тоже использовал идеологию произвольно, когда она ему была выгодна. Он расправился с штурмовиками требовавшими продолжения национальной революции так как видел в них опасность своему единоличному правлению. Сам национал-социализм был далек от социализма, обещания из своей предвыборной программы «25 пунктов» о ликвидации крупных торговых предприятий и преференций мелким предпринимателям, он так и не выполнил.
Тщательно рассматривая идеологии этих режимов, нужно сделать выводы о их характере. Потому что влияние характера идеологии (материалистично-рациональный марксизм-ленинизм/ идеалистически-
иррациональный национал-социализм), более глубоко разработанное учение Маркса и несколько пространный набор идей Адольфа Гитлера сильно влияли на то, как пропаганда осуществлялась на практике. Так большевики больше упирали на рациональное объяснение своей деятельности и требовали тщательного изучения истории партии и метода диалектического материализма, что было слишком в обстановке полуграмотной страны. Нацисты обращались к сенситивной стороне масс, красотой слога и яростью фразы завоевывая чувства немцев. Даже личные предпочтения диктаторов отражались на способе ведения пропаганды, Гитлер например, по собственному опыту, считал только устное слово реальным методом воздействия. Сталин наоборот больше ценил печатное слово.
Также на пропаганду влиял фактор первого лица в государстве и партии, Гитлер был основателем движения, а Сталин лишь продолжателем; различались и партийные принципы управления: фюрер-принцип наци- движения предполагал строгую иерархию на вершине которой находился неподотчетный никому фюрер. Сталин выдвинулся благодаря интригам и использовал в своих интересах обозначенный в уставе партии принцип демократического централизма, по нему все решения и управление осуществлялись коллегиально, что затрудняло формирование культа личности, к тому же имея перед собой фигуру вождя мирового пролетариата В.И.Ленина. Немецкая пропаганда отличалась большей степенью художественной реализации, очень сильно влияющей аудиовизуальной части (униформа; организация политического пространства (театрализация действия и пространства); этническая элитарность по сравнению с интернационализмом; рекреационная функция) чего не было в Советском Союзе. Таковы факторы определяющие различия. Общими же были организационная структура идеологических конструтов используемых с учетом национальной истории и психологии пропагандой, а также система органов пропаганды, имевшая незначительное отличие по учреждению органов специально обращавшихся с пропагандой к социальным группам имевшим особое значение в идеологии (как то Национал-социалистическая женская организация).
Особое значение для ведения пропаганды имело строительство правовой системы в идеологически окрашенном ключе. Право есть проводник государственной воли (или партии захватившей государство), оно изменяет общественные отношения и реальность путем нормативного определения разрешенного и недопустимого поведения, через определение правового статуса гражданина, и поэтому право, его институты и нормотворчество позволяют очень показательно и ярко продемонстрировать наиболее важные акценты, которые власть пытается навязать и провести в жизнь.
Главной чертой организационных основ субъектов пропаганды Германии и Советского Союза была повсеместная жесткая централизация любых учреждений и организаций через которые можно было влиять на умы. Во главе такой пропагандисткой иерархии стоял вождь партии, он определял стратегическую повестку в самом общем виде, в некоторых отдельных случаях сам вмешивался в пропагандистскую деятельность. Ниже находился центральный орган пропаганды со своим единоличным руководителем, именно этот орган вырабатывал идеологическую политику и занимался её практической реализацией, направлял директивы подчиненным организациям, готовил кадры, анализировал свою деятельность по отчетам с мест. От центрального органа как сеть расходились нижестоящие узкоспециализированные организации: союзы рабочих, молодежные организации, учреждения допризывной подготовки, организации объединяющие творческих работников. Центральными органами пропаганды в Германии стало учрежденное 13 марта 1933 г. Министерство народного просвещения и пропаганды, а в СССР Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), созданный в апреле 1920 г. изучая структуру развития органов пропаганды двух рассматриваемых стран, можно сделать вывод о закономерности между способом с помощью которого политическое движение оказалось у власти (легально/нелегально) и отношением к партийным/государственным структурам его пропагандистских органов (например у NSDAP вставшей на путь достижения власти внешне легальным способом была разветвленная сеть партийных органов, в том числе занимающихся пропагандой среди своей социальной группы, которая после 1933 г. никуда не делась и переформированиям не подверглась; в случае ВКП(б), работавшей нелегально и лишенной возможности создавать подразделения законно занимающиеся публичной деятельностью, видно энергичное строительство именно государственных органов в сфере пропаганды).
Характерная особенность присущая сталинскому режиму - массовые репрессии (несравнимые по размерам и масштабам с Германией), минимизировала деятельность Агитпропа. Ему приходилось постоянно переписывать, изымать и печатать новые политические материалы. А в 1937 - 1938 гг. от репрессий пострадал и сам Агитпроп и подчиненные ему организации: в августе-сентябре были расстреляны заведующий Агитпропом
А.И. Стецкий, руководитель информационно-пропагандистского отдела Коминтерна В.Г. Кнорин (заместитель Стецкого по Отделу агитации и пропаганды), народный комиссар просвещения А.С. Бубнов, глава цензурного ведомства С.Б.Ингулов. Помимо этих руководителей были вычищены возглавляемые ими ведомства, редакции множества партийных газет и журналов, региональные и местные учреждения. Деятельность немецкого аппарата пропаганды тоже не была лишена трудностей.Так как в законодательстве и ведомственных актах круг полномочий и обязанностей не был четко определен, Геббельс и руководители иных идеологических структур все время затевали интриги и боролись со своими конкурентами за сферы влияния. Это постоянно отнимало у них время и силы на свою непосредственную работу и добавляло неразбериху. Система органов пропаганды Германии обладала чертой не характерной для Советского Союза - большинство высших должностей в Министерстве пропаганды, в Управлении пропаганды NSDAP, Палате культуры и пр. органах занимались одними людьми
Система контроля над духовной сферой в Третьем рейхе и Советском союзе почти идентичны. Различны только способы движения к этой системе. Большевикам понадобилось больше времени для централизации всех областей культуры (здесь имеется в виду, что препятствием для этого стал ряд факторов: тяжелая экономическая ситуация в 1920-х гг. и отказ от политики военного коммунизма, переход к НЭПу, период коллективного управления государством до начала сталинской диктатуры). Поэтому в 1930 - е гг. сходные системы органов пропаганды представляли собой следующее. Все люди творческих профессий объединялись в профессиональные ассоциации. В Германии все эти ассоциации объединялись Палатой культуры Рейха, государственным органом. Результатом данной политики стало полное огосударствление культурной жизни и ликвидация самостоятельных творческих объединений. В СССР творческие союзы относились к негосударственным объединениям и формально работали в режиме самоуправления, вышестоящего контрольного органа по аналогии с Палатой культуры не имели. Юридическим основанием для этого стали в Советском Союзе решение Политбюро о перестройке литературно-художественных организаций, а в Г ермании закон о Палате культуры Рейха.
Суммируя вышесказанное становится ясно следующее - структурой органов пропаганды Германия и Советский Союз охватили все стороны жизни человека и все общественные сферы, самостоятельным организациям не зависящим от партийного руководства в этой системе не было места.
Общественная жизнь в Германии и Советскою Союзе была насыщена идеологическими кампаниями. Кампании имели общие темы транслирующие: 1. дискриминацию по отношению к евреями в Третьем рейхе и революционную бдительность, борьбу с «врагами народа» в СССР; 2. создание негативного образа Германии в СССР и Советского Союза в Германии; 3. поддерживали социальную мобилизацию.
Нужно подчеркнуть первичность нормативно-правовых актов, принятие которых отражало именно идеологический взгляд на преобразование немецкого и советского обществ, а пропагандистские кампании носили характер обеспечивающий информационное распространение принятых нормативно-правовых актов. Связка законодательство-пропаганда в СССР отличалась публичностью репрессивной политики Сталина, что имело негативное влияние на восприятие населением большевистской пропаганды.
Распространенное мнение об исключительной эффективности пропаганды в Германии и СССР в 1930-х гг. стоит признать сильно преувеличенным. Пропаганда сама по себе имела невысокую степень влияния без установления монополии над всеми каналами информации, создания цензуры и карательного аппарата, подавляющего несогласных с режимом.
Пропаганда большевистского и нацистского режимов стремилась сформировать новую картину мира, что выражалось в сильном инерционном характере пропаганды. Важно соблюдать последовательность в проведении политики и транслируемых в массы лозунгов. Когда сложившаяся информационная модель не соответствует реальности, эффект от пропаганды закономерно снижается. Такое доминирование политики над последовательной идеологической борьбой произошло как раз в конце рассматриваемого в исследовании хронологического периода (заключение пакта Молотова-Риббентропа фактически означало договор о прекращении любых нападок по адресу режима-антагониста), источники позволяют судить, что заключение пакта между враждебными режимами нанесло сильный удар по всей шестилетней работе пропаганды обеих стран. Подводя итог можно сказать, что цели создания нового человека посредством тотальной идеологической работы ни в одном государстве достигнуты не были. Пропаганда служила средством консолидации общества в процессе социальной мобилизации, тем не менее часть населения оставалась к ней невосприимчивой и скрыто критиковала режим.
Последствия мировой войны имели очень важное значение для понимания духовной среды немецкого общества, которое пропаганда NSDAP могла использовать для приближения к политической власти, это несправедливый мирный договор, репарации перед странами- победительницами, отторжение территорий с немецкоязычным населением, беззащитность рейхсвера перед армиями европейских государств, как следствие войны новое государственное устройство с нестабильным политическим режимом и инфляцией. Большевики также использовали надежды крестьян и рабочих пропагандируя социалистические идеи, но нелегитимный и нелегальный захват власти, непопулярная политика военного коммунизма и красного террора, гражданская война, омрачили начало советской власти. Общества России и Германии были довольно разными в плане показателей демонстрирующих их структуру, которая важна для понимания путей, которыми пойдет пропаганда, восприимчивости к ней. Первая патриархальная, с подавляющим неграмотным крестьянским населением, аграрная, с неразвитой инфраструктурой. Вторая - страна цивилизации запада, с индивидуалистическим мировоззрением, индустриальная страна с развитой сетью дорог, неграмотность ликвидирована еще в 19 в. Обе страны после войны потеряли много мужчин, образовалась демографическая яма и в структуре общества преобладали старики (менее политически активные), женщины, которым добавилось труда в виду недостатка рабочей силы, и несовершеннолетние, с низкими критическими способностями, недостаточным жизненным опытом чтобы противостоять умелой пропаганде играющей на чувствах.
В 1920-е гг. партии большевиков и нацистов преследовали разные цели. Первая уже захватила и удержала власть. Теперь перед ней стояла цель совершить культурную революцию, что означало в кратчайшие сроки ликвидировать неграмотность, создать новую трудовую этику, а потом и перевоспитать людей в коммунистическом духе, провести индустриализацию и прямым курсом идти к социалистическому строю. Нацистам только предстояло из небольшого движения стать массовой партией. Их главной задачей было после неудачной попытки захвата власти в Мюнхене в ноябре 1923 г., легальным путем оказаться во власти. Эта цель ставила задачей максимально популяризовать NSDAP среди немцев и склонить их к голосованию за нацистов в парламент. И им это удалось. Без успешной пропаганды они не смогли бы проводить успешные избирательные кампании, но только подходящая ситуация в виде международного экономического кризиса склонила электорат в пользу нацистов. Главная цель была достигнута, Гитлер стал канцлером, еще двое членов партии министрами, после чего настал новый этап. Началась национальная коричневая революция, теперь нацисты проникали во все структуры власти и ставили новые цели: преобразования общества в соответствии с национал- социалистической идеологией.
Результатом культурной революции к началу 1930-х гг. так и не стало создание нового человека, перевоспитание рабочих и крестьян в большевистском духе. Да и процесс ликвидации неграмотности был только в середине пути. В области разъяснения политики партии и получении поддержки масс пропаганда была успешной пока власти не превышали допустимый уровень угнетения масс. Поэтому можно заключить, что цели культурной революции до 1933 г. не были достигнуты.
Сравнивая идеологии марксизма-ленинизма и национал-социализма в 1920-х гг. видно их некоторую пластичность касаемую изменения некоторых положений, не затрагивающих основных догм. Сталин дополнил марксизм - ленинизм теорией построения социализма в отдельно взятой стране, чтобы обосновать поражение коммунистических революций за границей, а также тезисом о том, что, чем ближе страна, совершившая социалистическую революцию, подходит к социализму, тем острее в ней разгорается классовая борьба. Гитлер тоже использовал идеологию произвольно, когда она ему была выгодна. Он расправился с штурмовиками требовавшими продолжения национальной революции так как видел в них опасность своему единоличному правлению. Сам национал-социализм был далек от социализма, обещания из своей предвыборной программы «25 пунктов» о ликвидации крупных торговых предприятий и преференций мелким предпринимателям, он так и не выполнил.
Тщательно рассматривая идеологии этих режимов, нужно сделать выводы о их характере. Потому что влияние характера идеологии (материалистично-рациональный марксизм-ленинизм/ идеалистически-
иррациональный национал-социализм), более глубоко разработанное учение Маркса и несколько пространный набор идей Адольфа Гитлера сильно влияли на то, как пропаганда осуществлялась на практике. Так большевики больше упирали на рациональное объяснение своей деятельности и требовали тщательного изучения истории партии и метода диалектического материализма, что было слишком в обстановке полуграмотной страны. Нацисты обращались к сенситивной стороне масс, красотой слога и яростью фразы завоевывая чувства немцев. Даже личные предпочтения диктаторов отражались на способе ведения пропаганды, Гитлер например, по собственному опыту, считал только устное слово реальным методом воздействия. Сталин наоборот больше ценил печатное слово.
Также на пропаганду влиял фактор первого лица в государстве и партии, Гитлер был основателем движения, а Сталин лишь продолжателем; различались и партийные принципы управления: фюрер-принцип наци- движения предполагал строгую иерархию на вершине которой находился неподотчетный никому фюрер. Сталин выдвинулся благодаря интригам и использовал в своих интересах обозначенный в уставе партии принцип демократического централизма, по нему все решения и управление осуществлялись коллегиально, что затрудняло формирование культа личности, к тому же имея перед собой фигуру вождя мирового пролетариата В.И.Ленина. Немецкая пропаганда отличалась большей степенью художественной реализации, очень сильно влияющей аудиовизуальной части (униформа; организация политического пространства (театрализация действия и пространства); этническая элитарность по сравнению с интернационализмом; рекреационная функция) чего не было в Советском Союзе. Таковы факторы определяющие различия. Общими же были организационная структура идеологических конструтов используемых с учетом национальной истории и психологии пропагандой, а также система органов пропаганды, имевшая незначительное отличие по учреждению органов специально обращавшихся с пропагандой к социальным группам имевшим особое значение в идеологии (как то Национал-социалистическая женская организация).
Особое значение для ведения пропаганды имело строительство правовой системы в идеологически окрашенном ключе. Право есть проводник государственной воли (или партии захватившей государство), оно изменяет общественные отношения и реальность путем нормативного определения разрешенного и недопустимого поведения, через определение правового статуса гражданина, и поэтому право, его институты и нормотворчество позволяют очень показательно и ярко продемонстрировать наиболее важные акценты, которые власть пытается навязать и провести в жизнь.
Главной чертой организационных основ субъектов пропаганды Германии и Советского Союза была повсеместная жесткая централизация любых учреждений и организаций через которые можно было влиять на умы. Во главе такой пропагандисткой иерархии стоял вождь партии, он определял стратегическую повестку в самом общем виде, в некоторых отдельных случаях сам вмешивался в пропагандистскую деятельность. Ниже находился центральный орган пропаганды со своим единоличным руководителем, именно этот орган вырабатывал идеологическую политику и занимался её практической реализацией, направлял директивы подчиненным организациям, готовил кадры, анализировал свою деятельность по отчетам с мест. От центрального органа как сеть расходились нижестоящие узкоспециализированные организации: союзы рабочих, молодежные организации, учреждения допризывной подготовки, организации объединяющие творческих работников. Центральными органами пропаганды в Германии стало учрежденное 13 марта 1933 г. Министерство народного просвещения и пропаганды, а в СССР Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), созданный в апреле 1920 г. изучая структуру развития органов пропаганды двух рассматриваемых стран, можно сделать вывод о закономерности между способом с помощью которого политическое движение оказалось у власти (легально/нелегально) и отношением к партийным/государственным структурам его пропагандистских органов (например у NSDAP вставшей на путь достижения власти внешне легальным способом была разветвленная сеть партийных органов, в том числе занимающихся пропагандой среди своей социальной группы, которая после 1933 г. никуда не делась и переформированиям не подверглась; в случае ВКП(б), работавшей нелегально и лишенной возможности создавать подразделения законно занимающиеся публичной деятельностью, видно энергичное строительство именно государственных органов в сфере пропаганды).
Характерная особенность присущая сталинскому режиму - массовые репрессии (несравнимые по размерам и масштабам с Германией), минимизировала деятельность Агитпропа. Ему приходилось постоянно переписывать, изымать и печатать новые политические материалы. А в 1937 - 1938 гг. от репрессий пострадал и сам Агитпроп и подчиненные ему организации: в августе-сентябре были расстреляны заведующий Агитпропом
А.И. Стецкий, руководитель информационно-пропагандистского отдела Коминтерна В.Г. Кнорин (заместитель Стецкого по Отделу агитации и пропаганды), народный комиссар просвещения А.С. Бубнов, глава цензурного ведомства С.Б.Ингулов. Помимо этих руководителей были вычищены возглавляемые ими ведомства, редакции множества партийных газет и журналов, региональные и местные учреждения. Деятельность немецкого аппарата пропаганды тоже не была лишена трудностей.Так как в законодательстве и ведомственных актах круг полномочий и обязанностей не был четко определен, Геббельс и руководители иных идеологических структур все время затевали интриги и боролись со своими конкурентами за сферы влияния. Это постоянно отнимало у них время и силы на свою непосредственную работу и добавляло неразбериху. Система органов пропаганды Германии обладала чертой не характерной для Советского Союза - большинство высших должностей в Министерстве пропаганды, в Управлении пропаганды NSDAP, Палате культуры и пр. органах занимались одними людьми
Система контроля над духовной сферой в Третьем рейхе и Советском союзе почти идентичны. Различны только способы движения к этой системе. Большевикам понадобилось больше времени для централизации всех областей культуры (здесь имеется в виду, что препятствием для этого стал ряд факторов: тяжелая экономическая ситуация в 1920-х гг. и отказ от политики военного коммунизма, переход к НЭПу, период коллективного управления государством до начала сталинской диктатуры). Поэтому в 1930 - е гг. сходные системы органов пропаганды представляли собой следующее. Все люди творческих профессий объединялись в профессиональные ассоциации. В Германии все эти ассоциации объединялись Палатой культуры Рейха, государственным органом. Результатом данной политики стало полное огосударствление культурной жизни и ликвидация самостоятельных творческих объединений. В СССР творческие союзы относились к негосударственным объединениям и формально работали в режиме самоуправления, вышестоящего контрольного органа по аналогии с Палатой культуры не имели. Юридическим основанием для этого стали в Советском Союзе решение Политбюро о перестройке литературно-художественных организаций, а в Г ермании закон о Палате культуры Рейха.
Суммируя вышесказанное становится ясно следующее - структурой органов пропаганды Германия и Советский Союз охватили все стороны жизни человека и все общественные сферы, самостоятельным организациям не зависящим от партийного руководства в этой системе не было места.
Общественная жизнь в Германии и Советскою Союзе была насыщена идеологическими кампаниями. Кампании имели общие темы транслирующие: 1. дискриминацию по отношению к евреями в Третьем рейхе и революционную бдительность, борьбу с «врагами народа» в СССР; 2. создание негативного образа Германии в СССР и Советского Союза в Германии; 3. поддерживали социальную мобилизацию.
Нужно подчеркнуть первичность нормативно-правовых актов, принятие которых отражало именно идеологический взгляд на преобразование немецкого и советского обществ, а пропагандистские кампании носили характер обеспечивающий информационное распространение принятых нормативно-правовых актов. Связка законодательство-пропаганда в СССР отличалась публичностью репрессивной политики Сталина, что имело негативное влияние на восприятие населением большевистской пропаганды.
Распространенное мнение об исключительной эффективности пропаганды в Германии и СССР в 1930-х гг. стоит признать сильно преувеличенным. Пропаганда сама по себе имела невысокую степень влияния без установления монополии над всеми каналами информации, создания цензуры и карательного аппарата, подавляющего несогласных с режимом.
Пропаганда большевистского и нацистского режимов стремилась сформировать новую картину мира, что выражалось в сильном инерционном характере пропаганды. Важно соблюдать последовательность в проведении политики и транслируемых в массы лозунгов. Когда сложившаяся информационная модель не соответствует реальности, эффект от пропаганды закономерно снижается. Такое доминирование политики над последовательной идеологической борьбой произошло как раз в конце рассматриваемого в исследовании хронологического периода (заключение пакта Молотова-Риббентропа фактически означало договор о прекращении любых нападок по адресу режима-антагониста), источники позволяют судить, что заключение пакта между враждебными режимами нанесло сильный удар по всей шестилетней работе пропаганды обеих стран. Подводя итог можно сказать, что цели создания нового человека посредством тотальной идеологической работы ни в одном государстве достигнуты не были. Пропаганда служила средством консолидации общества в процессе социальной мобилизации, тем не менее часть населения оставалась к ней невосприимчивой и скрыто критиковала режим.
Подобные работы
- ХОЛОКОСТ НА ЮГЕ РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1943 гг.)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ХОЛОКОСТ НА ЮГЕ РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1943 гг.)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Партийно-политический спектр Италии
(1918-1922 гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Историко-правовая характеристика Холокоста и геноцида: методика изучения в системе общего и профессионального образования (Орловский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ГЕРМАНИИ В 1933-1945 ГГ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Политика советского руководства по формированию образа Германии в 1930-х - 1945 гг
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - НАРОДЫ КАВКАЗА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (07.00.02)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Советско-японские отношения 1922 - 1941 гг
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ И ГЕРМАНСКИЙ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ: ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021



