Введение 3
Глава 1. Неологизмы 6
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Феминитивы в норвежском языке 13
Выводы по главе 2 19
Глава 3. Использование неологизмов в романе 21
3.1 Био-библиографическая справка 21
Выводы по главе 3. 1 23
3.2 Анализ романа 25
Выводы по главе 3. 2 33
3.3 Анализ неологизмов в романе 34
Выводы по главе 3. 3 48
Заключение 49
Список использованной литературы 50
Настоящая дипломная работа посвящена анализу индивидуально-авторских неологизмов в романе Герд Брантенберг «Дочери Эгалии». В художественных текстах активно используются многие стилистические средства языка, такие как метафоры, сравнения, гиперболы и т.п. Одним из средств авторской выразительности является неологизм (от греч. neos "новый" и logos "слово"). Как и окказионализм, авторский неологизм призван выразить необходимый поэту или писателю смысл, определения которому не нашлось в словаре. В поэтическом языке неологизмы реализуют в полном объёме возможности, данные языком слову. Они становятся носителями индивидуально-авторской семантики. Выступая в тексте точечно, локально или интегрально, парадигматически соединяя разные тексты, неологизмы становятся носителями центральных художественных смыслов - ключевыми словами, являющимися результатом проработки автором семантики произведения.
Роман Герд Брантенберг «Дочери Эгалии» - яркий пример женской литературы, созданной на волне женского движения 70-х годов. Это роман- манифест, который высмеивает патриархальное общество путём описания вымышленной страны Эгалии, где власть и сила находятся в руках женщин, а мужчины занимают угнетённое положение. Чтобы максимально наглядно показать инструменты власти, которыми пользуются мужчины для утверждения своего превосходства над женщинами, Брантенберг «отзеркаливает» существующее в Норвегии того времени социальное устройство, все, казалось бы, незначительные детали, в которых проявляет себя патриархат. Ни один из ключевых для женского движения вопросов не остаётся без внимания - здесь и соотношение полов в профессиональной сфере, и неравное распределение обязанностей по уходу за детьми и домашним хозяйством, и давление, оказываемое на женщин, которое принуждает их уделять излишнее внимание своему внешнему виду, поскольку именно внешний вид рассматривается обществом как главное качество женщины. Яркая черта романа - это язык, которым Брантенберг пользуется как инструментом для выявления доминирующего положения мужчин в обществе. В процессе работы над романом она создаёт множество авторских неологизмов, которые призваны придавать завершённость изображению матриархального общества. Это названия профессий, положительные и отрицательные характеристики людей, даже имена и фамилии. Именно этот аспект романа является предметом настоящей работы.
За основу теоретической части работы был взят материал, изложенный в работах В. В. Лопатина «Рождение слова. Неологизмы и окказиональные словообразования» и Е. С Кубряковой «Словообразование и его место в теоретической ономасиологии», а так же других работах, посвящённых теории номинации. В качестве теории были привлечены источники на русском и норвежском языках.
Цель работы - показать, как в романе «Дочери Эгалии» отразились социальные процессы 70-х годов ХХ века, а именно - вторая волна феминизма, именно тогда заявившая о себе в Норвегии. Это немаловажное событие, несомненно, привело к изменению языка, притом многие из тенденций, ставших решающими для современной языковой политики Норвегии в области противодействия дискриминации, были намечены именно в романе, который является объектом данной работы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие частные задачи, которые были последовательно раскрыты в структуре данной работы:
1) Изучить соответствующую специальную литературу по теме исследования.
2) Рассмотреть понятие неологизма, дать классификацию типов неологизмов.
3) Дать сравнительный очерк положения феминитивов (лексики, обозначающей женщин) и других языковых средств, направленных на противодействие дискриминации женщин, в русском и норвежском языках.
3) Проанализировать роман, на материале которого проводится исследование.
4) Проанализировать неологизмы, созданные Герд Брантенберг в ходе работы над романом, а так же провести их классификацию по семантическому принципу и по типу словообразования.
Неологизмы являются неотъемлемой частью лексики любого языка, а изучение индивидуально-авторских неологизмов - одна из актуальных задач современной лингвистики. Авторские неологизмы представляют собой богатый материал в словообразовательном, функциональном и семантическом планах.
В ходе данной работы были рассмотрены авторские неологизмы, используемые в романе Герд Брантенберг «Дочери Эгалии». Этот роман является в буквальном смысле продуктом своей эпохи, его автор собрала в нём, пожалуй, все идеи, которыми занимались современные ей феминистки. Писательница знала об этом движении не понаслышке, она принимала в нём активное участие. Можно смело утверждать, что текст романа насыщен авторскими неологизмами, которые делают его язык чрезвычайно ярким и запоминающимся. В основе их создания лежит то стремление по-новому раскрыть перед читателем знакомые ему лексические единицы, показав их роль в доминировании одного пола над другим.
Для проведения анализа неологизмов в романе было рассмотрено само понятие неологизма и дана классификация словообразовательных типов, по которым они создаются в норвежском языке. Также, поскольку большая часть новой лексики в «Дочерях Эгалии» относится к категории феминитивов, было рассмотрено и это понятие.
В настоящей работе представлено подробное описание неологизмов, выявленных в романе. Также в ходе исследования была предпринята попытка классификации этих неологизмов с точки зрения их семантики и словообразовательного типа. Во многих случаях был проведен и анализ контекста, в котором неологизм был использован. Для более полного понимания контекста был также дан анализ самого романа.