Введение 5
1. Теоретические основы изучения управления социальной сферой на муниципальном уровне 7
1.1. Понятие муниципальной социальной политики 7
1.2. Критерии оценки социально-экономического развития муниципального образования 12
2. Анализ деятельности администрации города Ставрополя по развитию социальной сферы 16
2.1. Анализ уровня развития социальной сферы городского округа Ставрополь
2.2. Выявление проблем в сфере социального развития города Ставрополя
Заключение 50
Список использованных источников информации
Муниципальную социальную политику можно определить как систему целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Согласно Конституции РФ публичная власть разделена на государственный и муниципальный уровень [1]. Самым результативным способом реализации социальной политики является формирование и реализация подробных программ социального развития, в целом направленных на развитие социальной сферы и улучшение уровня жизни населения. Эффективность программ социального развития во многом зависит от того, насколько в них отражены стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития, которые базируются на естественных конкурентных преимуществах региона, обусловленных природно-климатическим, культурно-этническим, производственным потенциалом, стратегиями развития соседних регионов. В этой связи назрела необходимость в объективном анализе уже разработанных программ и планов социального развития муниципального образования. По результатам такого анализа можно не только определить «сильные» и «слабые» стороны программы и причины, их обуславливающие, но и выработать рекомендации по совершенствованию такой деятельности.
Государственное и муниципальное управление - это область деятельности, обеспечивающая рациональное управление экономическими и социальными процессами, организацию систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
Объект выпускной квалификационной работы -администрация города Ставрополя.
Предмет выпускной квалификационной работы - деятельность администрации города Ставрополя по развитию социальной сферы.
Цель выпускной квалификационной работы -изучении эффективности организации управления социальной сферой в администрации города Ставрополя и определение направлений совершенствования указанной управленческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-изучение основных направлений муниципальной социальной политики;
-провести анализ деятельности администрации города Ставрополя;
-выявить актуальные проблемы совершенствования социально-экономической деятельности в городе Ставрополе;
- предложить мероприятия, способствующие повышению эффективности планов социально-экономического развития города Ставрополя.
При написании выпускной квалификационной работы использованы следующие методы: метод анализа, сравнительный метод, изучение нормативных правовых актов, информационных и статистических материалов, SWOT- анализ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Анализ деятельности администрации города Ставрополя по развитию социальной сферы города показал, что органом местного самоуправления осознается значимость данного вида деятельности, учитывается факт формирования неблагоприятного инвестиционного климата, однако предпринимаемых усилий, особенно в сфере обеспечения открытости, доступности информации для потенциальных инвесторов, формирования инвестиционных проектов явно недостаточно.
Существующие тенденции требует от органов местного самоуправления уделять больше внимания вопросам социально-экономического развития. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования представляет собой качественное изменение жизни населения муниципального образования, вызванное целенаправленными действиями органов государственной власти и местного самоуправления и выражающееся в росте реальных доходов населения, связанного с улучшением конкурентных преимуществ и финансовых результатов деятельности всех хозяйствующих субъектов муниципального образования, росте качества, количества и ассортимента, предоставляемых на территории муниципального образования благ и услуг и улучшения их распределения.
Предложены стратегические направления социально-экономического развития города Ставрополя:
- обеспечение социального благополучия;
- переход к экономике инноваций;
- обеспечение высокого уровня качества городской среды.
В настоящий момент на территории города Ставрополя реализуются 9 муниципальных целевых программ по развитию социальной сферы города, исполнение которых должно существенно улучшить показатели качества жизни местного населения.
В целях совершенствования деятельности администрации города Ставрополя по развитию социальной сферы в работе предложены следующие мероприятия:
- преодоление негативного влияния экономического и финансового кризиса, выход на траекторию устойчивого роста;
- решение социальных проблем;
- интенсивную реализацию крупных инвестиционных проектов в различных сферах деятельности;
- интенсивную реализацию инновационных проектов в различных сферах деятельности;
- развитие новых видов деятельности и создание условий для модернизации существующих и создания новых производств в приоритетных секторах экономики;
- повышение эффективности деятельности предприятий путем увеличения производительности труда, внедрения новых технологий производства;
- снижение оттока населения из города Ставрополя, рост инвестиционной и деловой активности;
- улучшение позиции города Ставрополя в рейтингах инвестиционной активности и рейтингах качества жизни.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс»(дата обращения 20.05.2020).
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС «Консультант Плюс»(дата обращения 21.05.2020).
3. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» // СПС «Консультант плюс»(дата обращения 25.05.2020).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662 -р (в ред. от 08 августа 2019 № 1544-р) // СПС «Консультант Плюс»(дата обращения 15.05.2020).
5. Распоряжение Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р (ред. от 23.11.2009) «О методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 15.05.2020).
6. Решение Думы города Ставрополя «О Уставе муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» от 11.05.2016 № 847 // СПС «Консультант плюс»(дата обращения 15.05.2020).
7. Решение Думы города Ставрополя «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2030 года» от 24.06.2016 г. № 869 (в ред. от 25.10.2017 г. № 160) // СПС «Консультант Плюс»(дата обращения 20.05.2020).
8. Антонова О., Петрова В. Совершенствование управления социальной сферой на муниципальном уровне // Общество, экономика, управление. - 2019. - Том 4. - № 2. - С. 27-32.
9. Барсуков Д. П., Носкова Н. А. Государственная поддержка творческих инициатив организаций сферы культуры // Петербургский экономический журнал. - 2016. - № 4. - С. 39-40.
10. Дафт Р. Менеджмент: Учебник.- СПб.: Питер, 2017. - 110 с.
11. Замараева З. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. - 2017. - № 2. - С. 203-209.
12. Кешикова Н. Управление социальной сферой через призму системного подхода // Пролог: журнал о праве. - 2019. - № 1. - С. 34-41.
13. Киселева Н. Финансирование социальных услуг в условиях Российской Федерации // Финансовое право. - 2018. - № 12. - С. 36-38.
14. Пахомова О.А. Модернизация системы управления социальной защитой // Научный альманах. - 2016. - № 10-1 (12). - С. 327-331.
15. Хмельченко Е. Социальные стандарты как инструмент управления развитием социальной сферы //Вестник Университета. - 2017. - № 6. - С. 88-92.
16. Ходусов А. О сущности, функциях и признаках социальной политики // Безопасность бизнеса. - 2018. - № 3. - С. 12-17.
17. Холостова Е.И., Дашкина А.Н., Малофеев И.В. Зарубежный опыт социальной работы. - М.: Юрайт, 2017. - 341 с.
18. Шестаков В., Свинцов А., Чернякина Т., Радуто В. Оценка реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов в Российской Федерации в части социального обслуживания // Социальное и пенсионное право. - 2018. - № 4. - С. 40-45.
19. Diegtiar Andrii Olegovich, Serohina-Berestovska Oksana Victoriv-na.Theoretical aspects of management of development of social infrastructure in theregion // Public management. 2018. - р. 226-234.
20. Natal’ya V. Buley, Valery V. Bondaletov, Sergey A. Makushkin, Natalia F.Bondaletova, Maxim S. Kozyrev. Public Administration and Municipal Governanceand Its Significance for a Modern Democratic Society // International Journal of Eco¬nomics and Financial Issues. - 2016. - № 6(S8). - р. 220-224.