Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выразительные средства в телевизионных фельетонах Бориса Соболева

Работа №73230

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Комическое в средствах массовой информации 7
1.1. Виды и жанры юмористических и сатирических произведений 7
1.2. Юмор и сатира на современном отечественном телевидении 13
1.3. Жанр «фельетон» в отечественной художественной
публицистике 24
Глава 2. Методы и приемы журналистики, используемые Борисом
Соболевым 29
2.1. Тематический спектр телевизионных спецрепортажей Б.
Соболева 29
2.2. Методы расследовательского репортажа в телевизионных
фельетонах Б. Соболева 35
2.3. «Метод провокации», используемый в телефельетонах Бориса
Соболева 41
2.4. Экранные выразительные средства, используемые в сатирических
программах Б. Соболева 48
2.4.1. Изобразительные средства 49
2.4.2. Звуковые средства 56
2.4.3. Использование выразительных средств в телефельетонах
«На дне знаний-1», «Страна героев», «Коронованные особи» 58
Заключение 63
Библиография 65
Использованные видеоматериалы 69
Приложения


В современном обществе телевидение является неотъемлемой частью жизни каждого человека, выполняя различные функции: информационную, культурно-просветительскую, рекреативную и др. Сегодня телевидение занимает первое место среди всех СМИ по количеству аудитории, которая отдает ему свое предпочтение в получении информации, доказательством чему может служить проведенное исследование «Левада-Центром»1.
За относительно небольшой период времени телевидение в России прошло динамичный путь своего развития. Если обратиться к истории, то довольно четко можно проследить этапы становления, которым, в свою очередь, свойственны определенные тенденции, а также некоторые жанровые изменения.
В советское время цензура носила жесткий характер во всех смыслах этого слова. Партийный контроль четко следил за допустимыми темами в телеэфирах. После появления структуры Гостелерадио, которое напрямую контролировалось и руководилось партийными органами, вычитке и редактированию подлежали все СМИ.
Когда наступило время «перестройки» Россия перешла к рыночным отношениям. Момент коммерциализации породил частные телекомпании, всевозможную рекламу, появилась конкуренция в борьбе за зрителя.
Наиболее насыщенным и запоминающимся стал момент «перестройки», обусловивший существенные изменения в системе телевидения, реорганизации телеканалов, в которых появилось разделение по типу вещания, и прочие модификации. Не стоит забывать, что наряду с этим, вносились корректировки и в жанровую наполняющую. Перемены в
Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, интернет1 2015.
URL: http://www.levada.ru/2014/06/17/rossijskij-media-landshaft-televidenie-pressa-intemet/ (дата обращения: 12.12.2015).
государстве, общественное настроение людей менялось, и СМИ реагировали на эти процессы, отражая их определенным образом. При этом наряду с гласными, разрешенными для СМИ темами существовали и запретные, нежелательные для публичного их освещения.
За столь короткий срок российское телевидение ушло от строгой политической цензуры. Теперь зрителю предоставлялись передачи различной тематики, например, «Будка гласности», где любой желающий мог высказаться по волнующей его проблеме, пожаловаться, внести свои предложения. В программе «До 16-ти и старше» обсуждались острые темы для молодежи. Появляется все больше программ сатирического жанра («Куклы», продюсер - Василий Григорьев, «Итого» с Виктором Шендеровичем, «Тушите свет» с Львом Новожёновым). Список таких передач можно пополнить, пожалуй, еще десятком названий, и это говорит о том, что у аудитории был спрос на подобные программы. Они вызывали интерес и пользовались популярностью. Многие из этих телепередач перешли из конца 90-х в начало 2000-х, но затем прекратили свое существование. Символами современной телесатиры, на взгляд автора данной работы, стали такие программы «недолгожители» как «Мультличности», «Прожекторперисхилтон». В ежедневно выходящей сегодня программе «Вечерний Ургант» нередко присутствуют элементы комического, но шутки носят уже не сатирический, а скорее юмористический и пародийный характер. Как определил афористично разницу между юмором и сатирой польский писатель-сатирик Станислав Ежи Лец, «юмор - это когда страшное смешно, а сатира - когда смешное страшно».
В настоящий момент на телеканалах прослеживается тенденция к самоцензуре: шутки о политики негласно запрещены и неугодны, так же, как и некоторые темы. Пример тому - увольнение Леонида Парфенова и закрытие программы «Намедни». Получается, что в современном телевещании существует «редакционная цензура» и шутить сатирически становится трудно, и лишь небольшому количеству остается это под силу. Но
важно помнить, что для телевидения сатира является важной и неотъемлемой частью отражения социальной действительности, стремясь к утверждению идеала через бичевание, обличие пороков и отражение несовершенств общества.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что сатирический жанр на телевидении фактически сегодня сведен к минимуму, а социально-политический юмор в сфере СМИ практически отсутствует. В связи с этим возникает необходимость проанализировать специфику и методы работы Бориса Соболева над телевизионным фельетоном, жанром, крайне редком на нашем телевидении.
Новизна исследования заключается в том, что определены и систематизированы выразительные средства, которые используются при создании телевизионного фельетона. Кроме того, выявлены особенности подхода и выбор тематики программ на примере творчества конкретного журналиста.
Объект исследования - телевизионные передачи в жанре сатиры на российском телевидении.
Предмет исследования - особенности творческого подхода и методов создания телевизионных фельетонов Бориса Соболева в его авторских программах.
Цель исследования - определить специфику и методы работы, способы и приемы использования выразительных средств в телевизионных фельетонах Бориса Соболева.
Для поставленной цели были определены следующие задачи:
• определить специфику комического на отечественном телеэкране;
• проанализировать сатирические программы на отечественном телевидении;
• определить тематику телевизионных фельетонов Бориса Соболева и методы работы над ними;
• выявить выразительные средства, использующиеся в создании телепрограмм Б. Соболева;
Хронологические рамки исследования включают конец ХХ - начало XXI века.
Научно-теоретическую базу данной работы составили труды Р.А. Борецкого, Н.А. Голядкина, Л.Н. Джулай, С.В. Дробошенко, Е.И. Журбина, Г.В. Кузнецова, В.Ф. Познина, В.С. Саппак, В.Л. Цвика и других авторов.
Методология исследования включает комплексный подход, который содержит теоретические и эмпирические методы:
• историко-хронологический метод;
• метод эмпирического анализа;
• метод системного анализа;
• метод типологического анализа;
• анализ контента;
Эмпирическим материалом исследования стали выпуски отечественных телепередач сатирического жанра. Они ранжированы по специфике использования выразительных средств в программе, а также по временному фактору. Список представлен в фильмографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование специфики сатирических телевизионных передач, в частности созданных в жанре фельетона, позволяет сделать вывод о том, что умелое владение жанрообразующих приемов, использование юмора, иронии, сарказма способствует созданию полноценного телевизионного продукта, обладающего всеми признаками сатирического жанра.
При анализе нами было выявлено, в какие периоды проявляется тенденция к развитию и, наоборот, к сокращению сатирических программ на отечественном телевидении. Кроме того, определены основные темы такого рода программ: острая политическая сатира и сатира, освещающая наиболее острые социально значимые темы.
Г оворя о сатире в творчестве тележурналиста Бориса Соболева, нельзя было не коснуться созданных им выпусков спецрепортажей, в которых были наработаны многие приемы, используемые им в телевизионных фельетонах, разоблачающих общественные пороки - коррупцию, взяточничество, недостатки в образовании, подделку всего, чего только можно и др.
Как принято при создании современного фельетона, в сатирических передачах Б. Соболева указываются конкретные фамилии и названия конкретных организации, снимаются реальные люди и реальные объекты, подвергаемые сатирическому разоблачению.
В зависимости от задач, которые преследует автор, используется ряд методов и стилистических приемов, способствующих донесению и раскрытию информации для телезрителя. Для сбора необходимых данных Б. Соболев использует метод включенного наблюдения, метод журналистского расследования, съемку «скрытой» камерой и метод организованной (спровоцированной) ситуации (неожиданные вопросы, отвлеченные вопросы, подставные лица).
Метод композиционного построения, а также использование различных средств выразительности усиливают воздействия сатирической составляющей видеофельтонов Бориса Соболева.
Автор активно применяет соответствующие речевые обороты, создающие комический эффект, использует ироническую и саркастическую интонацию как стилистическое средство выразительности, а также применяет контраст изображения и звука как метод создания эффекта комичности. Кроме того, немалая роль уделяется внутрикадровому пространству, где каждая деталь обретает смысловую нагрузку (ракурс, прием полиэкрана и др.). Выстраивание сюжета приемом параллельного монтажа и монтажа по контрасту также служит для «снятия» масок с героев.
Изучив творческую деятельность журналиста Бориса Соболева, можно сделать вывод, что журналист очень успешно и профессионально использует все средства, присущие такому жанру, как телевизионный фельетон, обличающий социальные и человеческие пороки, вынося это на суд зрительской аудитории.
Одна из целей фельетона - активизация общественного мнения и стимулирование соответственных организационных и других практических выводов, и способов решения обозначенных острых проблем, и фельетоны Б. Соболева нередко приводят именно к таким результатам (заведение уголовных дел, разбирательств и т.д.).
Таким образом, на взгляд автора данной работы, в исследовании удалось достигнуть поставленной цели, выявив и продемонстрировав специфику, методы работы, а также средства выразительности, которые использует в своем творчестве Борис Соболев, один из немногих тележурналистов, работающих в жанре фельетона.



1. Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие / М.: Флинта, 2006. - 320 с.
2. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М.: Искусство, 1978. - 158 с.
3. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебн. пособие. - М., 2003. - 320 с.
4. Вартанов А.С. Российское телевидение на рубеже веков: проблемы, программы, лица: сборник статей. - М., 2009 - 480 с.
5. Волков И.В. Теория литературы: учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: Просвещение; Владос 1995. - 254 с.
6. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2004. - 192 с.
7. Дробошенко С.В. Пространство экранного документа.- М.: Искусство, 1986. - 320 с.
8. Дробошенко С.В. Феномен достоверности. Очерки теории документального фильма. - М., 1972. - 184 с.
9. Джулай Л.И Документальный иллюзион: Отечественный
кинодокументализм - опыты социального творчества. - М.: Искусство, 1986. С. 27-74.
10. Железняков В.Н. Цвет и контраст. Технологии и творческий выбор. - М.: ВГИК, 2001. - 268 с.
11. Журбина Е.И. Искусство фельетона. - М., Худ. лит., 1965. - 285 с.
12. Кузнецов Г.В., Цвик В.П., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика: Учебник. - М.: Московский университет: Наука, 2005. - 368 с.
13. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста.: учеб. пособие.: - СПб., 2004. - 272 с.
14. Никифоров А.Г. Очерк в кино. М.: Искусство, 1962. - 120 с.
15. Парфенов Л.Г., Чекалова Е.Л. Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении. - М.: Искусство, 1990. - 207 с.
16. Познин В.Ф. Основы монтажа изображения: учеб. пособие. - Спб., 2000. - 58 с.
17. Пудовкин Вс. И. Собр. соч. - М., Искусство, 1974. Т. 1. С. 126
18. Саппак В.С. Телевидение и мы: Четыре беседы. - М.: Аспект Пресс, 2004.
- 168 с.
19. Стернин И. А. Практическая риторика. - Воронеж, 2001. - 272 с.
20. Стейнли Пол Телевизионный репортаж: практ. пособие для
профессионалов.: - М., Аспик Д. 1997.
21. Тамберг Ю.Г. Как развить чувство юмора. — М.: Флинта, 2005. - 272 с.
22. Утилова Н.И. Монтаж/Мастер-класс. - М., АСПЕНТ ПРЕСС., 2004. - 171 с.
23. Цвик В.П. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004 - 382 с.
24. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве Книга вторая / пер. с лат. Ф.А. Петровского, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова; под ред. М.Л. Гаспарова. - М.: Научно издательский центр «Ладомир», 1994, С. 254.
25. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах: собр. соч. Т. 3.
- М., Искусство. С. 488


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ