Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России
|
Введение 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В
РОССИИ 6
1.1 Сущность и содержание экономических преступлений 6
1.2 Криминальные угрозы национальной безопасности России 18
1.3 Политические аспекты экономической преступности и экономической
безопасности 28
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПРЕСТУПНОСТЬЮ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА МВД РОССИИ ПО Г.МЕЖДУРЕЧЕНСКУ) 39
2.1 Диапазон распространения преступлений в сфере экономической деятельности, нормативно-законодательная база обеспечения экономической безопасности России 39
2.2 Анализ современного состояния уровня преступлений экономической направленности в России (на примере Кемеровской области) 49
2.3 Проблемы противодействия экономической преступности в России 58
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ЧАСТИ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ 67
3.1 Правовые и социально-психологические факторы профилактики экономической преступности. Меры по предупреждению экономических преступлений 67
3.2 Уголовно-правовая защита бизнеса от незаконного преследования 79
3.3 Совершенствование правовой базы в сфере борьбы с экономической преступностью 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В
РОССИИ 6
1.1 Сущность и содержание экономических преступлений 6
1.2 Криминальные угрозы национальной безопасности России 18
1.3 Политические аспекты экономической преступности и экономической
безопасности 28
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПРЕСТУПНОСТЬЮ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА МВД РОССИИ ПО Г.МЕЖДУРЕЧЕНСКУ) 39
2.1 Диапазон распространения преступлений в сфере экономической деятельности, нормативно-законодательная база обеспечения экономической безопасности России 39
2.2 Анализ современного состояния уровня преступлений экономической направленности в России (на примере Кемеровской области) 49
2.3 Проблемы противодействия экономической преступности в России 58
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ЧАСТИ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ 67
3.1 Правовые и социально-психологические факторы профилактики экономической преступности. Меры по предупреждению экономических преступлений 67
3.2 Уголовно-правовая защита бизнеса от незаконного преследования 79
3.3 Совершенствование правовой базы в сфере борьбы с экономической преступностью 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Человеческая цивилизация достигла такого уровня развития, когда обеспечение безопасности и самосохранения как отдельного индивида, так и мирового
сообщества из плоскости философских рассуждений переходит в насущную практическую проблему, необходимость решения которой с каждым днем становится
все очевиднее. Поиск путей решения этой проблемы актуален и для мирового сообщества в целом, и для каждого государства в отдельности, поскольку от уровня
обеспечения национальной безопасности зависит целостность государства, его
защищенность от иностранного диктата, улучшение жизненного уровня людей в
нормальных условиях окружающей среды [52].
В перечне предметных сфер национальной безопасности особое место принадлежит экономической безопасности. Экономическая безопасность, являясь базисной основой безопасности национальной, предполагает поддержание экономики страны на той степени развития, который обеспечивал бы возможности дальнейшего экономического роста, способность противодействовать воздействию
внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование
процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень
жизни населения и тем самым вызывающим повышенную напряженность в обществе, а также возможную угрозу самому существованию государства.
Современную российскую экономику переходного периода отличают несовершенство социально-экономических отношений, высокий уровень энтропии
экономической среды, обусловленный множественностью разноуровневых хозяйственных связей, крайняя сложность системы формирующихся рыночных отношений, слабая упорядоченность и бессистемность правовых норм, регулирующих
отношения в экономической сфере. В силу этого бизнес, с одной стороны, не может не балансировать «на грани фола», поскольку далеко не всегда имеются четкие юридические ориентиры правомерного поведения участников экономических
отношений, с другой, - ведущие сферы и отрасли экономики не могут развиваться
планомерно и сбалансировано, поскольку далеко не всегда даже имеющиеся экономические ориентиры эффективного хозяйствования подкреплены организационно-правовым и экономическим механизмом их достижения [52].
Первое обстоятельство придает экономике своеобразную виктимность, высокую степень ее криминологической уязвимости для недобросовестных участников экономических отношений, разного рода мошенников и преступных контингентов. Второе обстоятельство обусловливает неэффективность экономики, ее неспособность обеспечить прочную экономическую базу функционирования государства, создать надлежащие условия жизни миллионов россиян.
Между этими обстоятельствами существует тесная диалектическая связь:
слабое в экономическом отношении государство не может обеспечить свою безопасность и безопасность своих граждан, эффективно противодействовать экономической преступности; последняя, чувствуя свою безнаказанность, «расширяет
плацдарм», отвоевывает у общества и государства все новые и новые сегменты
экономики, постепенно криминализирует экономическую сферу и не дает ей развиваться в соответствии с законами цивилизованного рынка и демократического
общества.
Отмеченные обстоятельства порождают два комплекса взаимосвязанных
проблем, связанных с экономической безопасностью. С одной стороны, бизнес
сам нуждается в защите как от преступных посягательств, так и от неразумной (с
правовой и экономической точек зрения) деятельности государственных институтов, с другой, – государство, общество в целом и отдельные граждане нуждаются
в защите от бизнеса, как неэффективного, так и от криминализованного. Затягивание в решении этой ситуации приводит к тому, что само состояние экономической деятельности, ее эффективность, способы осуществления и правового регулирования начинают угрожать экономической и национальной безопасности России [52].
сообщества из плоскости философских рассуждений переходит в насущную практическую проблему, необходимость решения которой с каждым днем становится
все очевиднее. Поиск путей решения этой проблемы актуален и для мирового сообщества в целом, и для каждого государства в отдельности, поскольку от уровня
обеспечения национальной безопасности зависит целостность государства, его
защищенность от иностранного диктата, улучшение жизненного уровня людей в
нормальных условиях окружающей среды [52].
В перечне предметных сфер национальной безопасности особое место принадлежит экономической безопасности. Экономическая безопасность, являясь базисной основой безопасности национальной, предполагает поддержание экономики страны на той степени развития, который обеспечивал бы возможности дальнейшего экономического роста, способность противодействовать воздействию
внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование
процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень
жизни населения и тем самым вызывающим повышенную напряженность в обществе, а также возможную угрозу самому существованию государства.
Современную российскую экономику переходного периода отличают несовершенство социально-экономических отношений, высокий уровень энтропии
экономической среды, обусловленный множественностью разноуровневых хозяйственных связей, крайняя сложность системы формирующихся рыночных отношений, слабая упорядоченность и бессистемность правовых норм, регулирующих
отношения в экономической сфере. В силу этого бизнес, с одной стороны, не может не балансировать «на грани фола», поскольку далеко не всегда имеются четкие юридические ориентиры правомерного поведения участников экономических
отношений, с другой, - ведущие сферы и отрасли экономики не могут развиваться
планомерно и сбалансировано, поскольку далеко не всегда даже имеющиеся экономические ориентиры эффективного хозяйствования подкреплены организационно-правовым и экономическим механизмом их достижения [52].
Первое обстоятельство придает экономике своеобразную виктимность, высокую степень ее криминологической уязвимости для недобросовестных участников экономических отношений, разного рода мошенников и преступных контингентов. Второе обстоятельство обусловливает неэффективность экономики, ее неспособность обеспечить прочную экономическую базу функционирования государства, создать надлежащие условия жизни миллионов россиян.
Между этими обстоятельствами существует тесная диалектическая связь:
слабое в экономическом отношении государство не может обеспечить свою безопасность и безопасность своих граждан, эффективно противодействовать экономической преступности; последняя, чувствуя свою безнаказанность, «расширяет
плацдарм», отвоевывает у общества и государства все новые и новые сегменты
экономики, постепенно криминализирует экономическую сферу и не дает ей развиваться в соответствии с законами цивилизованного рынка и демократического
общества.
Отмеченные обстоятельства порождают два комплекса взаимосвязанных
проблем, связанных с экономической безопасностью. С одной стороны, бизнес
сам нуждается в защите как от преступных посягательств, так и от неразумной (с
правовой и экономической точек зрения) деятельности государственных институтов, с другой, – государство, общество в целом и отдельные граждане нуждаются
в защите от бизнеса, как неэффективного, так и от криминализованного. Затягивание в решении этой ситуации приводит к тому, что само состояние экономической деятельности, ее эффективность, способы осуществления и правового регулирования начинают угрожать экономической и национальной безопасности России [52].
В результате проведения исследования можно сделать следующие основные
выводы:
1. Понятие «национальная безопасность» характеризует состояние, при котором надежно защищены все жизненно важные интересы страны (нации), до минимума снижены реальные и потенциальные угрозы и наилучшим образом обеспечиваются возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
2. Национальная экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния
других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействуя с
ними, в свою очередь аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом
одной из основ (базисов) национальной безопасности. Экономическая безопасность представляет собой такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, способностью противодействовать воздействию
внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование
процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень
жизни населения и тем самым вызывающим повышенную напряженность в обществе, а также возможную угрозу самому существованию государства. Системообразующими элементами экономической безопасности являются: экономическую
независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.
3. Экономическую безопасность можно рассматривать и как способность
государства экономически обеспечивать удовлетворение общественных потребностей на национальном и международных уровнях. Исходя из этого экономическая безопасность должна обеспечивать, прежде всего, эффективность самой экономики, то есть наряду с защитными мерами, осуществленными государством,
она должна защищать себя сама на уровне и на основе высокой производительности труда, высокого качества продукции, конкурентоспособности и т.п.
4. Составной частью национальной экономической безопасности является
экономическая безопасность регионов России. Кризисная экономическая ситуация в регионе или нескольких из них, может угрожать национальной экономической безопасности Российской Федерации в случаях, когда:
– действие отдельных факторов дестабилизации или их совокупности достигает такой степени остроты, при которой могут наблюдаться необратимые процессы в тех или иных сферах хозяйственного комплекса региона, что сказывается
на экономике сопредельных территорий и экономике РФ;
– необходимы долгосрочные и высокозатратные усилия центра, то есть когда ликвидация кризисной ситуации в регионе становится возможной только при
вмешательстве федеральных органов и сверхлимитированном финансировании из
центральных источников в форме федерального бюджета.
5. Обеспечение экономической безопасности не является прерогативой какого-либо одного государственного органа, ведомства или службы; она должна
поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и
структурами экономики. С изданием Указа Президента РФ от 13.05.2017 года №
208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период
до 2030 года» [18] поставлена точка в споре об автономном статусе проблем экономической безопасности в системе государственной экономической политики.
Для обеспечения эффективности реализации Стратегии должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований. Важнейшей составляющей этого процесса должно
стать правовое и криминологическое обеспечение всех мероприятий, учет их
криминогенного и антикриминогенного влияния на экономику и экономическую
безопасность.
выводы:
1. Понятие «национальная безопасность» характеризует состояние, при котором надежно защищены все жизненно важные интересы страны (нации), до минимума снижены реальные и потенциальные угрозы и наилучшим образом обеспечиваются возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
2. Национальная экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния
других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействуя с
ними, в свою очередь аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом
одной из основ (базисов) национальной безопасности. Экономическая безопасность представляет собой такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, способностью противодействовать воздействию
внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование
процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень
жизни населения и тем самым вызывающим повышенную напряженность в обществе, а также возможную угрозу самому существованию государства. Системообразующими элементами экономической безопасности являются: экономическую
независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.
3. Экономическую безопасность можно рассматривать и как способность
государства экономически обеспечивать удовлетворение общественных потребностей на национальном и международных уровнях. Исходя из этого экономическая безопасность должна обеспечивать, прежде всего, эффективность самой экономики, то есть наряду с защитными мерами, осуществленными государством,
она должна защищать себя сама на уровне и на основе высокой производительности труда, высокого качества продукции, конкурентоспособности и т.п.
4. Составной частью национальной экономической безопасности является
экономическая безопасность регионов России. Кризисная экономическая ситуация в регионе или нескольких из них, может угрожать национальной экономической безопасности Российской Федерации в случаях, когда:
– действие отдельных факторов дестабилизации или их совокупности достигает такой степени остроты, при которой могут наблюдаться необратимые процессы в тех или иных сферах хозяйственного комплекса региона, что сказывается
на экономике сопредельных территорий и экономике РФ;
– необходимы долгосрочные и высокозатратные усилия центра, то есть когда ликвидация кризисной ситуации в регионе становится возможной только при
вмешательстве федеральных органов и сверхлимитированном финансировании из
центральных источников в форме федерального бюджета.
5. Обеспечение экономической безопасности не является прерогативой какого-либо одного государственного органа, ведомства или службы; она должна
поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и
структурами экономики. С изданием Указа Президента РФ от 13.05.2017 года №
208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период
до 2030 года» [18] поставлена точка в споре об автономном статусе проблем экономической безопасности в системе государственной экономической политики.
Для обеспечения эффективности реализации Стратегии должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований. Важнейшей составляющей этого процесса должно
стать правовое и криминологическое обеспечение всех мероприятий, учет их
криминогенного и антикриминогенного влияния на экономику и экономическую
безопасность.
Подобные работы
- Экономическая преступность как угроза национальной экономической безопасности РФ (Анализ рисков и экономическая безопасность, Российский Экономический Университет им. Плеханова)
Контрольные работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2020 - КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Противодействие организованной преступности как угрозе национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 2600 р. Год сдачи: 2024 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Основные направления противодействию экономической преступности (Экономическая безопасность Российской Федерации, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Калужский филиал))
Курсовые работы, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Цветные революции угрозы и вызовы современной России
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



