ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ 7
ПОСЕЩАЕМОСТИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 7
1.1. Организация учета и контроля посещаемости студентов в Шебекинском 7
техникуме промышленности и транспорта 7
1.2. Анализ информационных систем для контроля посещаемости 10
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
ПОСЕЩАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ 14
2.1. Проектирование информационного обеспечения 14
2.1.1. Выбор СУБД 14
2.1.2. Системный анализ предметной области 17
2.1.3. Инфологическое проектирование 18
2.1.4. Даталогическое проектирование 21
2.2. Проектирование программного обеспечения 23
2.2.1. Выбор средств разработки 23
2.2.2. Определение задач, решаемых информационной системой 24
ГЛАВА 3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ .. 26
КОНТРОЛЯ ПОСЕЩАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ 26
3.1. Разработка информационного обеспечения 26
3.1.1. Физическая модель базы данных 26
3.1.2. Программирование на стороне SQL сервера Firebird 29
3.2. Разработка программного обеспечения 37
3.2.1. Разработка Windows приложения для администратора 37
3.2.2. Разработка Windows приложения для управлением расписанием 38
3.2.3. Разработка Windows приложения ведения посещаемости студентов 39
3.2.4. Разработка Web приложения контроля посещаемости для родителей 40
студентов 40
ГЛАВА 4. ТЕСТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
ПОСЕЩАЕМОСТИ 42
4.1. Тестирование Windows приложения для администратора 42
4.2. Тестирование Windows приложения для управления расписанием 44
4.3. Тестирование Windows приложения для ведения посещаемости студентов 47
4.4. Тестирование Web-приложения контроля посещаемости для родителей студентов . 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
На современном этапе развития образования в России стоит вопрос об особенностях ведения успеваемости и контроля посещаемости студентами учебные заведения.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что учебная посещаемость, под которой мы понимаем систему присутствия учащихся на занятиях в целях усвоения образовательной программы, практически всегда была важной проблемой образовательного процесса. Учебная посещаемость относится к числу тех категорий, которые, с одной стороны, служат объектом управления
образовательным процессом, с другой - во многом предопределяют образованность и воспитанность детей и молодежи. Учебная посещаемость как явление социально-педагогическое детерминирует академическую успеваемость и воспитание учащихся. Она тесно связана с решением ряда организационных задач учебного процесса, с решением нравственных и социальных проблем семьи и образовательного учреждения, оказывает существенное влияние на их связь между собой, а также на создание имиджа образовательного учреждения и признание высокой квалификации педагогических работников.
Посещение учебных занятий - одна из обязанностей учащихся. Недобросовестное ее выполнение сопряжено с рядом проблем самих учащихся, образовательного учреждения и общества. К учреждениям, где проблема посещаемости периодически становится острой, относятся учреждения начального профессионального образования, центры творчества и другие организации в системе дополнительного образования, школы крупных городов и сельские школы. Педагогический мониторинг учебной посещаемости превращается в важное средство управления образовательным процессом.
Цель работы - Изучение оптимального способа контроля посещаемости студентов, как педагогами, так и родителями, а так же реализация автоматизированной системы, которая позволит упростить данный процесс.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть порядок ведения контроля посещаемости студентов в Шебекинском техникуме промышленности и транспорта;
2. выявить аспекты в порядке ведения контроля посещаемости, которые можно автоматизировать и систематизировать;
3. разработать информационную систему, отражающую структуру подразделения по контролю посещаемости;
4. реализовать ряд Windows приложений для автоматизации ведения посещаемости;
5. реализовать Web-приложение, которое осуществит доступ к информации о посещаемости родителям и педагогам.
Объект исследования - является областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение “Шебекинский техникум промышленности и транспорта”, основным видом деятельности которого является предоставление образовательных услуг.
Предмет исследования - посещения или отсутствия студентов в учебном заведении в часы, когда они должны присутствовать по учебному расписанию.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
В первой главе раскрываются основные этапы контроля посещаемости студентов Шебекинского техникума промышленности и транспорта без использования автоматизированной системы. Так же в данной главе приводится пример уже существующих аналогов контроля посещаемости.
Во второй главе продемонстрированы этапы проектирования базы данных, которая будет являться основой для дальнейший разработок приложений.
В третьей главе продемонстрированы этапы реализации Windows приложений для контроля посещаемости, а так же Web-приложения для контроля посещаемости родителями и педагогами.
В четвертой главе проводится тестирование всех реализованных Windows приложений, а так же Web-приложения для контроля посещаемости родителями и педагогами.
Посещаемость студентов образовательных учреждений это такой же важный аспект образовательного процесса, как зачеты и экзамены. За контролем посещаемости отвечают сотрудники учебной части и их работа сопряжена с постоянным мониторингом. Это не является оптимальным способом регулировки посещаемости студентов, так как зачастую те, кто следит за посещаемостью, сами являются преподавателями и у них есть работа помимо этого.
В Российской Федерации подавляющее большинство образовательных учреждений не имеет автоматизированных систем контроля посещаемости, ни электронных журналов, ни каких других аналогов мониторинга посещаемости, в силу недостатка финансирования. Вместо этого, образовательные учреждения вынуждены использовать бумажные средства контроля посещаемости или не вести учет вовсе, что ведет к снижению успеваемости.
В случае с автоматизированной системы контроля посещаемости студентов ОГАПОУ “ШТПТ” были реализованы самые необходимые функции для успешного мониторинга посещаемости. Это достигается использование бесплатного программного обеспечения, а так же адаптацией всех реализованных приложений для людей, которые не имеют высоких навыков работы с компьютерными приложениями. Как итог, было реализованы следующие приложения:
• Приложение для администрирования базы данных - служит упрощенным вариантом управления базой данных, так как внутри приложения лишь самые необходимые для этого функции;
• приложение для управлением расписания - объемное приложение и многофункциональное, которое просто необходимо для качественного мониторинга посещаемости студентов образовательных учреждений;
• приложение для ведения посещаемости - приложение для работников учебной части, которое заменяет ручной и письменный труд при контроле посещаемости студентов;
• приложение контроля посещаемости для родителей - конечное звено в мониторинге посещаемости, так как все приложения служат только для внесения данных, в то время как это приложение доносит информацию из базы данных к родителям, сотрудникам учебной части или кураторам.
Так же в процессе выполнения выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи, такие как:
• Рассмотреть порядок ведения контроля посещаемости студентов в Шебекинском техникуме промышленности и транспорта;
• выявить аспекты в порядке ведения контроля посещаемости, которые можно автоматизировать и систематизировать;
• разработать информационную систему, отражающую структуру подразделения по контролю посещаемости;
• реализовать ряд Windows приложений для автоматизации ведения посещаемости;
• реализовать Web-приложение, которое осуществит доступ к информации о посещаемости родителям и педагогам.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены знания и опыт, которые можно в будущем использовать в магистратуре или на рабочем месте.
1. Кириллов, В.В. Введение в реляционные базы данных.Введение в реляционные базы данных / В.В. Кириллов, Г.Ю. Громов. - СПб.: БХВПетербург, 2012. - 464 етр.
2. Кошелев, В.Е. Базы данных в ACCESS 2007:
Эффективное использование / В.Е. Кошелев. - М.: Бином-Пресс, 2009. - 592 етр.
3. Кузин, А.В. Базы данных: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Кузин, С.В. Левонисова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 етр.
4. Ливена, С.В. Практика увольнений за прогул. По материалам базы данных "Пакет кадровика" / С.В. Ливена. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 51 етр.
5. Пирогов, В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: Учебное пособие / В.Ю. Пирогов. - СПб.: БХВ- Петербург, 2009. - 528 етр.
6. Советов, Б.Я. Базы данных: теория и практика: Учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский, В.Д. Чертовской. - М.: Юрайт, 2013.- 463 етр.
7. Фуфаев, Э.В. Базы данных: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 етр.
8. Джон K. ВанДик , Мэт Вестгейт. Pro Drupal 7 Development: Third Edition / Todd Tomlinson . John K. VanDyk - Apress, 2010 - 320 етр.
9. Стивен Хольцнер . РНР в примерах. / Стивен Хольцнер . М.: 000 «Бином-Пресс», 2007 г. Пер. с англ. 352 стр.
10. Ларри Ульман. Ульман Л. Основы программирования на РНР:/Ларри Ульман. Пер. с англ. -М.: ДМК Пресс, 2001. -288 стр.: ил. (Самоучитель).
11. Александр Мазуркевич. MB РНР: настольная книга программиста /Александр Мазуркевич, Дмитрий Еловой. — Мн.: Новое знание, 2003. — 480 стр.: ил.
12. Томсон Лаура. Разработка Web-приложений на РНР и MySQL: Пер. с англ. /Лаура Томсон, Люк Вел.
13. Гутманс Э., Баккен С, Ретанс Д. PHP 5. Профессиональное программирование./ Пер. с англ. СПб: Символ- Плюс, 2006. 704 стр., ил.
14. Довбуш, Г алина Visual C++ на примерах / Г алина Довбуш , Анатолий
Хомоненко. - М.: БХВ-Петербург, 2012. - 528 c.
7. Зиборов, В. MS Visual C++ 2010 в среде .NET / В. Зиборов. - М.: Питер, 2012. - 320 етр.
15. Кетков, Юлий Практика программирования: Visual Basie, C++ Builder, Delphi. Самоучитель / Юлий Кетков , Александр Кетков. - М.: БХВ- Петербург, 2012. - 464 етр.
16. Мешков, А. Visual C++ и MFC / А. Мешков, Ю. Тихомиров. - М.: БХВПетербург, 2013. - 546 етр.
17. Неформальное введение в C++ и Turbo Vision. - Москва: ИЛ, 2010. - 384 етр.
18. Панюкова, Т. А. Языки и методы программирования. Создание простых GUI-приложений с помощью Visual C++. Учебное пособие / Т.А. Панюкова, А.В. Панюков. - Москва: Мир, 2015. - 144 етр.
19. Пахомов, Б. C/C++ и MS Visual C++ 2010 для начинающих / Б. Пахомов. - М.: БХВ-Петербург, 2011. - 736 етр.
20. Пахомов, Борис C/C++ и MS Visual C++ 2012 для начинающих / Борис Пахомов. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 518 етр.
21. Пахомов, Борис С/С++ и MS Visual C++ 2012 для начинающих / Борис Пахомов. - М.: "БХВ-Петербург", 2013. - 502 етр.