ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РАЗНООБРАЗИЕ ДВИЖЕНИЙ NEW AGE В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Определение New Age и НРД в историографии 8
1.2. Сущностные элементы движений New Age: восточное наследие, альтернативная
медицина, наука 12
1.3. Гимнастика цигун в контексте даосской традиции и New Age 17
Глава 2. СООБЩЕСТВА ЦИГУН В ГОРОДЕ ТОМСК: СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДВУХ КЕЙСОВ 23
2.1. Краткая история формирования сообществ 23
2.2. Специфика форм организации деятельности 26
2.3. Содержание практик 30
Глава 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООБЩЕСТВ 39
3.1. Структура коммуникативного действия 39
3.2. Коммуникативные практики сообществ по уровням коммуникации: межличностный,
межгрупповой, связи с общественностью 41
3.3. Типы дискурсов в коммуникации сообществ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Исследуемые в данной работе общественные движения в более широком контексте можно рассматривать с точки зрения их принадлежности к такому социально-культурному явлению как New Age. Этот феномен представляет собой современную тенденцию возникновения и распространения разнообразных идейных и практически ориентированных общественных движений синкретического, оккультного и эзотерического характера, опирающихся в своей деятельности на какую-либо систему знания. К таким сообществам относятся как некоторые новые религиозные движения, так и различные культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные течения и сообщества. Их объединяют некие общие стремления к разработке своей системы мировоззрения и методологии трансляции идей в среде общественности через синтез науки и эзотерики, разных культурных традиций т.д. В силу разнообразия форм и относительной новизны феномена движений New Age возникают проблемы дефиниции, определения, классификации и понимания этих общественных движений, что заслуживает исследовательского внимания. В данной работе новые религиозные движения будут рассматриваться как одно из проявлений феномена New Age, следовательно, представляется необходимым привлечь и, одновременно, пересмотреть подходы к новым религиозным движениям, как более общему и проработанному с научной точки зрения феномену.
Более того, не только в научной среде, но и в целом в обществе всё сильнее нарастает неясность и даже безграмотность в различении традиционных культурных идей и искажённых/модифицированных, радикальных сект и идеологически нейтральных просветительных центров, научных и псевдонаучных идей. Существует проблема безосновательного «навешивания ярлыков», таких как «секта», «псевдонаука», «шарлатаны» и др.
С другой стороны, New Age - это целое особое мировоззрение современной эпохи и сложносоставная совокупность идей, развивающихся благодаря ускоряющимся темпам глобализации, а не просто совокупность разрозненных сообществ. Поэтому в попытке понять движения мы сможем приблизиться в целом к пониманию особенностей современного мировоззрения и мировосприятия человека в современном мире и к пониманию глобализации в целом.
Почему в данной работе в центре внимания стоит именно китайская культурная традиция на примере цигун? Китайская культура интересна в рамках феномена New Age сама по себе тем, что в современном мире к её достоянию: даосизму, буддизму, идеям конфуцианства, китайской народной медицине, обращаются всё больше людей разных культур и разной социальной принадлежности. Можно говорить о популярности и актуализации восточной культуры в целом, и китайской культуры, в частности.
Также в данной работе отдельного внимания заслуживает проблема коммуникации и диалога культур. В условиях гетерогенности современного общества коммуникация исследуемых сообществ приобретает диалоговый характер с целью построения общего смыслового пространства и мирного сосуществования. В данном исследовании представляется необходимым рассмотрение этих особенностей коммуникации, что поможет наряду с общей сравнительной характеристикой выявить, как, с одной стороны, трансформируется сама китайская традиция, с одной стороны, и как воспринимает и понимает её современная общественность, с другой стороны.
Степень разработанности данной проблематики.
В изучении феномена New Age важное место занимают работы в сфере социологии и философии религии, так как теоретические предпосылки изучения различных нетрадиционных религиозных и оккультных форм сложились ещё с конца XIX века, благодаря таким учёным, как М.Вебер , Э.Трёльч и др. Их труды освещали природу и специфику религиозности, тенденции её развития и нейтрально анализировали категории «секта» и «культ», которые лишь впоследствии приобрели негативную коннотацию, и всё чаще заменяются теперь термином «новые религиозные движения (НРД)». Дальнейшее переосмысление классических подходов в данной области было проделано в работах таких исследователей, как Т.Лукман , П.Бергер , которые проанализировали трансформации религиозных групп в условиях меняющейся реальности и новые тенденции в появлении новых форм религиозности. Нельзя не отметить также вклад такого философа и религиоведа, как Элиаде Мирча , который изучал различные аспекты мифологии, магии и оккультизма, шаманизма, религиозного мышления и др.
В отечественной науке исследовательская традиция изучения новой религиозности представлена такими учёными, как И.Н.Яблоков , Д.М.Угринович , которые в своих трудах формулируют основные сложившиеся теории религии, дефиниции религии и религиозности как таковой. Д.М.Угринович дополняет свои исследования религии рассмотрением её с точки зрения психологии. Митрохин Л.Н. внёс вклад в изучение «религий нового века», акцентировав внимание на рассмотрении характеристик частных проявлений новых форм религиозности с целью избежать ошибок обобщения в этом вопросе. К более современным представителям отечественной традиции можно отнести таких деятелей как А.А.Агаджанян , Е.Г.Балагушкин , И.Я.Кантеров , С.Б.Филатов и других. В своих трудах они анализируют как общую специфику феномена новой религиозности, НРД и New Age, так и занимаются отдельными сторонами данной проблематики: особенности внутренней организации, текстов и Учений, социальный состав движений, их типологизация, социальные функции и т.д. Вышеназванные А.А.Агаджанян и Е.Г.Балагушкин внесли вклад в изучение конкретных современных религиозных форм восточного (ориенталистского) типа. Отдельно хотелось бы отметить значимость для данной ВКР исследований Е.А.Торчинова , профессионального религиоведа и синолога, который специализировался, в частности, на восточных религиозных практиках даосизма и буддизма, занимался сравнительным религиоведением. Его исследования представляют собой качественный и глубокий анализ феномена религиозности в целом.
В исследовательской томской традиции изучения новой религиозности важно отметить таких томских учёных, как Р.А.Быков и С.С.Аванесов. Примечательно, что они внесли также вклад в развитие межрелигиозного диалога на базе Исторического факультета ТГУ, осмысляя теоретически возможности межкультурного и межконфессионального диалога и реализуя на практике дискуссионные площадки, приглашая представителей разных сторон к участию.
Также необходимо отметить вклад в изучение данной тематики представителей религиозных конфессий, главным образом, А.Дворкина и А.Кураева. Новые религиозные движения и, в частности, движения New Age, А.Дворкин рассматривает в своей книге «Сектоведение. Тоталитарные секты» , взяв за анализ многие действующие в России новые религиозные и околорелигиозные организации, которые он трактует, преимущественно, как деструктивные. Книга широко используется в качестве источника в научных работах по заданной проблематике.
Для работы с концептом коммуникативных практик представляется важным обращение к таким представителям теории коммуникации, как Ю.Хабермас , Э.Лич , Тён Ван Дейк и др. Названные учёные предлагают пересмотреть сложившееся позитивистское понимание коммуникации и указывают на диалогичность, интерактивность коммуникации и социальной реальности, их взаимного конструирования. Ю.Хабермас является автором теории коммуникативного действия. Э.Лич внёс вклад в разработку структурного подхода к изучению культур сквозь призму символического содержания и коммуникативной теории. Тён Ван Дейк - лингвист, один из пионеров теории текста, теории речевых актов и анализа дискурса.
Несмотря на высокую степень изученности определённых сторон исследовательской проблемы данной ВКР, внимание исследовательской традиции, на мой взгляд, в недостаточной степени сосредоточено на сравнительных полевых исследованиях в сфере новой религиозности, проводимых качественными социологическими методами, направленными на глубинное антропологическое исследование социальной реальности «изнутри» сообществ и культур. Также стоит иметь в виду, что реальность меняется быстрыми темпами, что повышает актуальность и побуждает проводить больше полевых исследований.
Итак, данное исследование представляет собой сравнительный анализ специфики движений New Age и их роли в диалоге культур в современности сквозь призму их коммуникативных практик. С целью более явного и подробного рассмотрения описанной выше проблемной ситуации целесообразно будет изучить и сравнить такие конкретные организованные формы существования китайской традиции цигун на территории России, как томский центр умного здоровья “8 перемен” и новое религиозное движение Фалуньгун. Оба сообщества имеют дело с конкретной областью китайской культуры - практиками и гимнастикой цигун.
Объект исследования: культурно-общественные движения New Age восточного (ориенталистского) типа.
Предмет исследования: коммуникативные практики движений эпохи New Age (на примере двух томских сообществ цигун - нового религиозного движения Фалуньгун и центра умного здоровья “8 перемен”).
Цель исследования: выявить специфику движений New Age восточного (ориенталистского) типа в г.Томске сквозь призму их коммуникативных практик.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ существующих в историографии интерпретаций процессов возникновения и особенностей функционирования культурно-общественных движений New Age.
2) Провести сравнительный анализ возникновения и деятельности
рассматриваемых сообществ.
3) Проанализировать концепт коммуникативных практик в целом, и коммуникативные практики двух сообществ в частности. Выявить стратегии, формы и содержание коммуникативных практик сообществ. Определить, какое место они занимают в деятельности сообществ.
Методы:
Теоретические:
1) Кейс-стади (частный случай явления New Age, а именно - сообщества цигун, отдельно взятый случай города Томска)
2) Сравнительный анализ
Эмпирические:
1) Включенное наблюдение (наблюдение за сообществами «изнутри», участие в практиках цигун наравне с остальными практикующими)
2) Метод опроса: неформализованные интервью и анкетирование
3) Анализ интернет-ресурсов и источников, авторство которых принадлежит сообществам
Анализ историографии по теме возникновения и особенностей функционирования культурно-общественных движений New Age показал, что данный феномен включает в себя достаточно много элементов. Так, с одной стороны, исследователи выделяют в нём религиозное и эзотерическое содержание и классификационно приравнивают к новым религиозным движениям, как особой форме новой религиозности. С другой стороны, отмечаются притязания ньюэйджеров на научный статус в их деятельности. Они могут отрицать свою принадлежность к какой-либо религиозной системе, но при этом в их деятельности можно проследить религиозный и эзотерический дискурс в той или иной степени. Такие «паранаучные организации» ссылаются на научные традиции и тренды, иногда даже имеют какую-нибудь научную степень, высшее образование, используют «научный» формат лекций, семинаров, учений, концепций для трансляции своих идей. То есть важным элементом движений «New Age» является присущий им гностицизм и стремление к познанию и совершенствованию. Ньюэйджеры вырабатывают, таким образом, специфическую систему знания, Учение, методологию, которые отражают суть их понимания мира, их цели и пути их достижения, претендуя на новый мировоззренческий статус, в котором строгое разделение мировоззрений на научное и религиозное или другие становится неуместным.
В ходе полевых исследований удалось выявить, что томские сообщества в целом соответствуют такой характеристике феномена New Age. Но Вопрос о строгом противопоставлении религиозного и научного определений в данном феномене действительно становится неактуальным. Имеет смысл говорить о совершенно новом варианте синтеза религии и науки, представляющим собой новую уникальную модель познания и совершенствования в практик сообществ New Age, и томских сообществах, в частности. Как бы сообщества не отрицали или не утверждали о своей причастности к религии или науке, восточная традиция и научные наработки становятся для сообществ вариантами языка описания и определённо являются ресурсом для выработки их уникальных методик. Актуальность восточной традиций, том числе даосизм и связанные с ним практики, например, цигун, в современности и в среде ньюэйджеров также объясняется тем, что данная традиция выходит за рамки противопоставления религия и науки. Например, китайскую народную медицину сложно отнести строго к науке или к религии. Это такой же синтетический и сложный феномен, как и современные движения New Age.
Другой важной стороной феномена New Age является ценностная индивидуалистическая установка, предполагающая исключительную веру в личные способности практикующих или последователей. То есть прослеживается идея о том, что человек сам вершит свою судьбу и в рамках любого предлагаемого Учения New Age только сам человек посредством личных усилий может достичь цели самопознания, совершенствования, самореализации и т.д. Так, одним из трендов New Age становится обращение к специфических практикам самосовершенствования через целительные практики валеологического или холистического характера, в рамках которых здоровье рассматривается с точки зрения интегративного подхода, взаимосвязи физического, психического и эмоционального здоровья. Поэтому активно идёт обращение к восточным целительным практикам, наследию китайской традиционной медицины и других, которые соответствуют такой установке.
Цигун является показательным примером такой целительной индивидуалистической практики и включает в себя эзотерические элементы, проявляющиеся в психофизических методах и принципах гимнастики цигун. Исследование показало, что цигун уходит корнями в даосскую традицию и, рассматривая человека как микрокосм, включает в себя концепты даосской алхимии, каналы энергии ци, концепцию пяти первостихий, состояние инь-ян и др. в отношении личной целительной практики. Практикующие отмечают ценность практики цигун с точки зрения физического, эмоционального и духовного здоровья.
Сравнительный анализ двух томских сообществ цигун показал, что их объединяет общая идея духовного и физического совершенствования посредством практик цигун. Оба сообщества признают, что в полной мере совершенство достигается только путём углубленного погружения в эти практики, которое достигается посредством постоянной практики и соблюдения предписанных наставлений, заимствованных из китайской традиции. В остальном выявилось много различий, что отражает многообразие возможных форм существования китайской традиции в эпоху New Age.
Основные различия наблюдаются в формах организации деятельности и идеологических постулатах. Фалуньгун более соответствует критериям сложившегося понимания новых религиозных движений благодаря таким характерным чертам, как идея о необходимости мирового миссионерства, строгая иерархия, феномен незаменимого Учителя, основателя движения Ли Хунчжи, вера последователей в исключительные сверхспособности Учителя и отношение к его Учению как к откровению; противостояние всем оппозиционным мировоззренческим системам, будь то другие школы цигун или коммунистическая идеология, репрессирующая их последователей. Кроме того, последователи хоть и отрицают свою религиозною составляющую, они отмечают, что совершенствование по Закону Учителя является для них важнее и первостепеннее, чем физические практики цигун. В то время как центр «8 перемен» в силу коммерческого формата организации деятельности, направленности на широкую аудиторию является идеологически нейтральным. Более того, инструкторы центра относят себя и принадлежат больше к научной традиции, что подтверждается полевым материалом, поэтому строго подводить центр под классическое понятие «нового религиозного движения» некорректно, однако рассмотрение их деятельности с точки зрения общей специфики феномена New Age доказало правомерность и результативность такого подхода.
Также и юридический статус как коммерческого или некоммерческого центра у обеих организаций является совершенно по-своему специфическим и не всегда соответствующий реальному положению дел. Так, юридический статус Фалуньгун в одних странах имеет запретный или почти запретный характер, другие страны благосклонно принимают сообщество Фалуньгун, как, например, в США. Одни называют их «сектой», «деструктивным культом», другие воодушевлённо называют его лучшей практикой совершенствования. Сами практикующие на уровне межличностного общения формируют собой неиерархизированное сообщество, основанное на дружественных связях и взаимной поддержки. А центр «8 перемен» официально оформлен как центр по предоставлению услуг, но в реальности деятельность внутри проходит часто неформально и строгая дистанция «продавец услуги» и «покупатель» или «мастер» и «ученик» сглаживается, образуя собой круг практикующих по одной методологии. То есть можно также добавить, что неформальный характер социальных отношений непосредственно в кругу практикующих является характерным для обоих сообществ. Неформальное общение характеризуется доверительностью, взаимной заботой и искренностью.
В ходе полевых исследований удалось выделить несколько уровней коммуникации и типов дискурса, что позволило проанализировать коммуникативные практики с точки зрения их целей и сущностного содержания. На межличностном уровне раскрываются внутренние смыслы сообществ, тайны учений и методологии. Без участия в практике было бы сложно понять даосские тексты или учение Ли Хунчжи, метафоричные и оторванные от реальности. Во время неформальных встреч внутри сообщества субъектами коммуникации наиболее рефлексивно раскрываются принципы практик, подходы к осмыслению классических текстов. С выходом же на межгрупповой уровень коммуникации, в сферу связей с общественностью, всё, что связано с глубоким Учением, даосскими тайнами и эзотерикой остаётся как бы внутри сообществ, представляется желательным организовывать мероприятия «без налёта эзотерики», ведь это может смутить и оттолкнуть аудиторию.
Было выявлено, что особой формой коммуникативных практик как способа трансляции китайской традиции в современности являются публичные акции различного типа, среди которых организация праздников (китайский новый год, день цигун и тайцзицюань) и выход в городское пространство (участие в городских праздниках, общественные акции, демонстрации практик и т.д.). Кроме таких акций, трансляция идей активно осуществляется в цифровом медиапространстве.
В итоге можно говорить о многообразии дискурсов в коммуникативных практиках сообществ. Эзотерический дискурс, проявляющийся в отсылке к даосской традиции, оценивается сторонними наблюдателями как что-то непонятное, что провоцирует такую оценку сообществ, как «секта», «деструктивный культ». Однако если указать, какое место занимает эзотерика в практике сообществ, то становится ясно, что сообщества прибегают к ней скорее как к языку описания. Стоит отметить, что для Фалуньгун эзотерическое содержание имеет несколько более важное значение, чем для центра «8 перемен». С другой стороны, можно выделить научный дискурс, который также проявляется в сообществах, как способ описать Учение и методологию. Претензий на статус научности сообщества не предъявляют, поэтому относить их к паранаучным организациям не совсем корректно, равно как и называть их «псевдонаукой». У Фалуньгун особым выявленным дискурсом является политический: обращение к политической теме пагубного влияния коммунистического режима КНР, что с точки зрения последователей Фалуньгун, является показательным аспектом проявления «зла» в мире, с котором можно бороться через информирование общественности об этом вопросе.
Также проанализированные стратегии синтеза научного дискурса и эзотерического, сочетания западного и восточного подходов в практиках цигун отражают, на наш взгляд, межкультурное взаимодействие. И по итогам анкетирования в том числе можно сделать вывод о том, что сообщества и их методология, с одной стороны, являются продуктом глобализации, синтеза культурных традиций, а с другой стороны - сообщества активно содействуют диалогу посредством информирования и привлечения общественности к практикам цигун.
Практики цигун вносят значительный вклад в культурный капитал городского пространства в целом, что ставит коммуникативные практики сообществ в сфере связей с общественностью на уровень более высокий, чем простой частный коммерческий интерес и реклама товаров и услуг.
Изученные сообщества цигун воплощают собой глобальные культурные тенденции, выраженные в поиске новых языков описания, форм и методик достижения самореализации и самосовершенствования в духовном и телесном отношении в современном мире. Сообщества обращаются к различным культурным традициям Запада и Востока, что повышает способность практикуюших к пониманию «чужой» культуры, и что, в свою очередь, способствует диалогу культур. Сами культурные продукты, Учение и методология, созданные сообществами на основе разных культурных традиций, уникальны и интересны в том смысле, что они вбирают себя наиболее подходящие элементы от разных традиций, учитывая самые сущностные потребности и особенности человека в современности. Таким образом, эти культурные наработки в сфере синтеза разных традиций могут считаться перспективной ресурсной базой как для последующей межкультурной интеграции в условиях глобализации, так и для индивидуальной самореализации человека современной эпохи.
1. Институты Конфуция попали под наблюдение [Видеозапись] // Телеканал NTD. - Электрон. дан.-2019. - URL: https://ntdtv.ru/76305-instituty-konfutsiya-popali-pod-nablyudenie (дата обращения: 01.06.2019)
2. Ли Хунчжи Фалуньгун. - М.: ООО Издательство Авторская книга, 2015. - 176 с.
3. Политическая наука: словарь-справочник. [Электронный ресурс] / сост. проф. полит. наук И.И. Санжаревский. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2010. URL: http://glos.virmk.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).
4. Сайт центра умного здоровья «8 перемен» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Томск, 2019.-URL: http://8-peremen.ru (дата обращения 14.05.2019)
5. Сайт школы Чжун Юань Цигун [Электронный ресурс]. -Электрон. дан.-[Б.м.], 2019. - URL: https://www.zyq108.com (дата обращения 02.05.2019)
6. Сайт школы Дао Дэ [Электронный ресурс]. -Электрон. дан.-[Б.м.], 2019.-URL: http://daode.ru/o-nas (дата обращения: 13.05.2019)
7. Секты и сектофобы [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен. - Электрон. дан. -[Б.м.],
2018. -URL: https://zen.yandex.ru/media/minismi/sekty-i-sektofoby-
5a50aa7c5f49679ba71dea74(дата обращения: 12.05.2019)
8. Спокойствие. Первый в России блог о самосовершенствовании по Фалуньгун [Электронный ресурс].-Электрон. дан.-[Б.м.], 2019.-URL: https://spokojstvie.ru (дата обращения 20.04.2019)
9. Устав (Конституция) Всемирной Организации здравоохранения [Электронный ресурс]. -Электрон. дан.-[Б.м.], 2006.-URL: https://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf (дата обращения 14.05.2019)
10. Фалунь Дафа - Информационный центр [Электронный ресурс]. -Электрон. дан.-[Б.м.],
2019. -URL: https://faluninfo.ru (дата обращения 14.05.2019)
11. Федеральный список экстремистских материалов [Электронный ресурс] // Российская газета.-2012. - Федеральный выпуск № 106(5779).- Электрон. версия печат. публ. -URL: https://rg.ru/2012/05/12/spisok-dok.html (дата обращения: 20.05.2019)
Литература
12. Агаджанян А. С. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. В. Малашенко и С. Б. Филатова; Московский Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Московский Центр Карнеги, 2009. — 343 с.
13. Ахромеева Ю. В. Движение «new age»: характерные черты // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2016. — № 2. — С. 105—110.
14. Балагушкин Е. Г. Глава II. Фалуньгун - культ сакрального совершенствования // Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ . — М.: ИФ РАН, 2002. — Т. 2. — С. 31—135.
15. Балагушкин Е. Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. — 1996. — № 2. — С. 90—100.
16. Бергер П. Священный покров: элементы социологической теории религии / Бергер, Питер Л.-5-е изд. - СПб:Питер.2002.- 350 с.
17. Брусиловский Д.А. Реализация межкультурных возможностей диалога Запада и Востока в межрелигиозной сфере [Электронный ресурс] // Вестник АГТУ. 2016. №1 (61). ).- Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-mezhkulturnyh- vozmozhnostey-dialoga-zapada-i-vostoka-v-mezhreligioznoy-sfere (дата обращения: 16.05.2019)
18. Быков Р.А. Новые религиозные движения: специфика социокультурного опыта в постиндустриальном обществе / Роман Быков. - Saarbrucken : LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 146 с.
19. Быков Р.А. Паранаучные организации как феномен современного общества //Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 321. - С. 57-60.
20. ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация /пер. с англ. -Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.
21. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма. Избранные произведения / М. Вебер ; пер. с нем. И общ. ред. Ю. Н. Давыдов. - М. : Прогресс, 1990. — 808 с.
22. Вербилович О.Е. Теория коммуникативного действия: ключевые категории и
познавательный потенциал. Глава в монографии «Публичная сфера: теория, методология, кейс стадии» [Электронный ресурс] / М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. -
URL:https://www.hse.ru/data/2014/03/04/1333203494/Вербилович_Теория%20коммуникативного %20действия.pdf (дата обращения: 24.05.2019)
23. Грицанов А.А. Эзотеризм // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
24. Дворкин А. Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2014. — 816 с.
25. Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования. - М., 2002. № 3. С. 32-43.
26. Егорова Л. А. К вопросу об определении понятия «Научно-популярный дискурс» [Электронный ресурс] // Русистика.- 2009. №1. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya-nauchno-populyamyy-diskurs (дата обращения: 07.06.2019).
27. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. - 2001. - №1. - С. 61-72.
28. Кантеров И. Я. Последователи «Нью эйдж» не нашли свое место в церкви [Электронный ресурс] // Новая Газета. Приложение Религии. - - Электрон. дан. - М., 2003. - URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2003-07-02/5_newage.html (дата обращения 15.05.2019)
29. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. - С.5-20.
30. Кибрик А Дискурс [Электронный ресурс] // ПостНаука: интернет-журнал. - Электрон. дан. - М., 2013. - URL: https://postnauka.ru/faq/10456 (дата обращения: 30.05.2019)
31. Кузьминская С. И. Некоторые характеристики эзотерического дискурса // Universum: филология и искусствоведение. -2014. -№7(9). -Электрон. версия печат. публ. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-harakteristiki-ezotericheskogo-diskursa (дата обращения: 04.06.2019).
32. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. Пер. с англ. — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 142 с.
33. Митрохин Л. Н. Религии «Нового века». — М.: Советская Россия, 1985.— 157 с.
34. Пелюх Е. И. Развитие нового религиозного движения «Фалуньгун» в России: философско-религиоведческий анализ : автореф.дис. ... канд.филос.наук.[Электронный ресурс].-Благовещенск: Амур. гос. ун-т, 2009. - Электрон. версия печат. публ. -URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/razvitie-novogo-religioznogo-dvizhenija-falungun-v-rossii- filosofsko.html (дата обращения: 05.05.2019)
35. Покровская О.С. Эзотерический дискурс и эзотерическая картина мира на современном этапе [Электронный ресурс] //Известия Южного федерального университета. Филологические науки.- 2015. -№2. - С. 77-84. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/809/811 (дата обращения: 03.06.2019)
36. Пореш В. Русский буддизм - как это возможно? // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. — М.-СПб.: Летний сад, 2002. — С. 383-401
37. Прохоренко И. В. Проблемы эволюции движения New Age в странах Запада [Электронный ресурс]// Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2008. -№3. - Электрон. версия печат. публ. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy- evolyutsii-dvizheniya-new-age-v-stranah-zapada (дата обращения: 12.05.2019).
38. Рабогошвили А. А. Новые религиозные движения в современном Китае : автореф. дисс. ... канд.ист.наук.[Электронный ресурс].- Улан-Удэ, 2008. - Электрон. версия печат. публ. -URL: http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/novye-religioznye-dvizhenija-v-sovremennom-kitae.html (дата обращения: 25.05.2019)
39. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. / Сост. Гараджа В. И., Руткевич Е. Д. — М. :Аспект Пресс, 1996. - 775 с.
40. Скворцова В. Н., Кексель О. С. Индивидуальное здоровье человека: валеологический
дискурс [Электронный ресурс] // Известия ТПУ.- 2010. -№6. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/individualnoe-zdorovie-cheloveka-valeologicheskiy-diskurs
(дата обращения: 11.05.2019).
41. Социальные коммуникации: профессиональные и повседневные практики. Сб.статей / Под ред. В.В. Козловского, А.М. Хохловой. Выпуск 4. СПб.: Интерсоцис, Скифия-Принт, 2011. — 308 с.
42. Темнова Е.В. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей [Электронный ресурс] / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изготов. М.: МАКС Пресс, 2004. - Вып. 26 - 9 С.24-32 - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://hp.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_26_02temnova.pdf (дата обращения: 04.06.2019)
43. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - 4-е изд. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007. - 544 с.
44. Торчинов Е. А. Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007. - 480 с.
45. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М. Мысль, 1985. - 272 с.
46. Узланер Д. Картография постсекулярного [Электронный ресурс] // Отечественные
записки. - 2103. №1. - Электрон. версия печат. публ.-URL:
http://www.intelros.ru/readroom/otechestvennye-zapiski/o1-2013/19622-kartografiya- postsekulyarnogo.html (дата обращения: 30.05.2019)
47. Филатов С. Б. Новые религиозные движения — угроза или норма жизни? // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. — М.-СПб.: Летний сад, 2002. — С. 401—449.
48. Филатов С.Б. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию (вместо введения) // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. В. Малашенко и С. Б. Филатова; Московский Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Московский Центр Карнеги, 2009. — С. 10 — 27
49. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. - М.:Политиздат, 1989. - С. 143-222
50. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие - СПб.: Изд. Наука, 2001 - 378 с.
51. Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». Постсекулярное общество - что это такое? - доклад, прочитанный автором на Стамбульских семинарах, организованных международной ассоциацией «Восстановление: диалоги цивилизаций» [Электронный ресурс] / пер. Иосифа Фридмана // Русский журнал. -Электрон. дан. - Стамбул, 2008. - URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma (дата обращения: 30.05.2019)
52. Шугальский С. С. Социальные практики: интерпретация понятия [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. -2012. -№2. - Электрон. версия печат. публ. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-praktiki-interpretatsiya-ponyatiya (дата обращения: 04.06.2019).
53. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / Пер. с анг. - К.: София; М.: ИД Гелиос, 2002. — 224 с.
54. Яблоков И.Н. Социология религии: теоретические аспекты.- М.: МАКС Пресс, 2014. - 260 с.