Адаптация к фрустрирующей ситуации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к ситуации фрустрации 7
1.1 Понятие о фрустрации в психологических исследованиях 7
1.2. Особенности адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 17
1.3. Особенности адаптации к фрустрирующей ситуации детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 20
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование специфики адаптации к состоянию фрустрации детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
ГЛАВА 3 Экспериментальное исследование адаптации к ситуации фрустрации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 44
3.1. Развитие оптимального реагирования на фрустрирующую ситуацию и повышение адаптации детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата 44
3.2. Анализ динамики адаптации к фрустирующим ситуациям у детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к ситуации фрустрации 7
1.1 Понятие о фрустрации в психологических исследованиях 7
1.2. Особенности адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 17
1.3. Особенности адаптации к фрустрирующей ситуации детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 20
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование специфики адаптации к состоянию фрустрации детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
ГЛАВА 3 Экспериментальное исследование адаптации к ситуации фрустрации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 44
3.1. Развитие оптимального реагирования на фрустрирующую ситуацию и повышение адаптации детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата 44
3.2. Анализ динамики адаптации к фрустирующим ситуациям у детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Нарушения опорно-двигательного аппарата, а в частности детский церебральный паралич, это нарушения, которые характеризуются не только чисто органическим сбоем в функционировании организма, но и инвалидизацей детей, что ведет к сложности их адаптации в социуме. Основной сферой в этом вопросе является возможность (или невозможность) принятия ребенком своего «Я», осознание своей неполноценности, дистанцированность от сверстников, и отношение социума к особенностям развития таких детей.
Кроме того, детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности на формирование эмоциональной сферы. Стоит отметить, что эмоциональный фактор имеет большое значение в сфере адаптации детей к социуму. Способность к адаптации играет немаловажную роль при попадании ребенком в ситуацию фрустрации.
В работах Н.Д. Левитова фрустрация понимается как состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
Также исследованиями состояния фрустрации занимались такие ученые как Т.Браун, Д.Фарбер, Р.Уотерхауз, Н.Майер, А.Маслоу, С. Розенцвейг.
Причины патологического развития личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые имеют как социальное, так и биологическое происхождение, также определяют эмоциональную сферу таких детей и были выделены Э.С. Калижнюк еще в 1987 году. Проблему адаптации к обществу детей с ДЦП рассматривала И.Ю.Ветрова
Мы предполагаем, что ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, чаще сталкивается с трудностями и переживает состояние 3
фрустрации, в связи с чем, проблема адаптации к ситуации фрустрации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является актуальной. Анализ научной литературы показал, что проблемам, посвященным изучению адаптации к фрустрирующей ситуации детей с нарушениями опороно- двигательного аппарата не было уделено достаточного внимания. В результате данные, получаемые в сфере рассмотрения и диагностики адаптации к фрустрации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не дают точного представления о его роли в эмоциональной сфере личности, не выявляют механизмы его влияния на развитие личности в различных областях жизнедеятельности.
Обращение к теории и практике научной разработки фрустрационной адаптации позволяет выделить ряд противоречий:
При большом количестве детей с данным заболеванием, эта тема является слабоизученной и встречается недостаточное количество специалистов владеющих навыками работы с детьми с нарушениями опорно- двигательного аппарата с помощью современных методов;
В норме фрустрация обладает защитной и адаптационной функциями, у детей же с нарушениями опорно-двигательного аппарата частое столкновение с фрустрирующей ситуацией вызывает дезадаптацию.
Отсюда следует проблема нашего исследования: каковы особенности переживания состояния фрустрации детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования - изучить специфику адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к ситуации фрустрации, провести коррекционную работу, направленную на развитие оптимального типа реагирования при столкновении с фрустрирующей ситуацией и повышение уровня адаптированности детей.
Объект - адаптация детей к фрустрирующей ситуации.
Предмет - динамика адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к фрустрирующей ситуации.
Гипотеза - детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственны агрессивные реакции на фрустрирующую ситуацию, что затрудняет их психическую адаптацию к ситуациям данного типа; снижение уровня эмоционально-психического напряжения, будет способствовать улучшению динамики их адаптации к фрустрирующей ситуации.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования были реализованы следующие задачи:
1. На основе изученной научной литературы определить разработанность проблемы адаптации к ситуации фрустрации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Исследовать особенности переживания фрустрации и специфику адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Разработать и определить эффективность коррекционной программы по адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к ситуации фрустрации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили такие психологические теории, концепции и работы как:
• Состояние фрустрации, как направление психологических исследований (С. Розенцвейг, Т. Браун, Д. Фарбер, Р. Уотерхауз, Н. Майер, А. Маслоу).
• Реабилитационная психология, рассматривающая становление психики людей с ограниченными возможностями (К. Реннер, Г. Юмашев, Г. Витте).
• Специфика адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, представленная в исследованиях Э.С. Калижнюк, H.A. Гросс, А.А. Капустиной, Х.Р Мендоса, И.Ю. Ветровой.
Методы исследования: обобщение, комплексный теоретический анализ, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, G критерий знаков.), сравнительный анализ данных, корреляционный анализ.
Методики: «Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной)», «Тест Люшера», «Карта наблюдений Стотта», Методика многомерной оценки детской тревожности.
База исследования: ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» и МБОУ СОШ№39.
В исследование приняло участие 40 младших школьников, из которых 16 с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы. Настоящая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (72) и приложений. Текст дипломной работы изложен на 72 листах машинописного текста, включает в себя 1 таблицу и 7 рисунков.
Кроме того, детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности на формирование эмоциональной сферы. Стоит отметить, что эмоциональный фактор имеет большое значение в сфере адаптации детей к социуму. Способность к адаптации играет немаловажную роль при попадании ребенком в ситуацию фрустрации.
В работах Н.Д. Левитова фрустрация понимается как состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
Также исследованиями состояния фрустрации занимались такие ученые как Т.Браун, Д.Фарбер, Р.Уотерхауз, Н.Майер, А.Маслоу, С. Розенцвейг.
Причины патологического развития личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые имеют как социальное, так и биологическое происхождение, также определяют эмоциональную сферу таких детей и были выделены Э.С. Калижнюк еще в 1987 году. Проблему адаптации к обществу детей с ДЦП рассматривала И.Ю.Ветрова
Мы предполагаем, что ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, чаще сталкивается с трудностями и переживает состояние 3
фрустрации, в связи с чем, проблема адаптации к ситуации фрустрации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является актуальной. Анализ научной литературы показал, что проблемам, посвященным изучению адаптации к фрустрирующей ситуации детей с нарушениями опороно- двигательного аппарата не было уделено достаточного внимания. В результате данные, получаемые в сфере рассмотрения и диагностики адаптации к фрустрации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не дают точного представления о его роли в эмоциональной сфере личности, не выявляют механизмы его влияния на развитие личности в различных областях жизнедеятельности.
Обращение к теории и практике научной разработки фрустрационной адаптации позволяет выделить ряд противоречий:
При большом количестве детей с данным заболеванием, эта тема является слабоизученной и встречается недостаточное количество специалистов владеющих навыками работы с детьми с нарушениями опорно- двигательного аппарата с помощью современных методов;
В норме фрустрация обладает защитной и адаптационной функциями, у детей же с нарушениями опорно-двигательного аппарата частое столкновение с фрустрирующей ситуацией вызывает дезадаптацию.
Отсюда следует проблема нашего исследования: каковы особенности переживания состояния фрустрации детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования - изучить специфику адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к ситуации фрустрации, провести коррекционную работу, направленную на развитие оптимального типа реагирования при столкновении с фрустрирующей ситуацией и повышение уровня адаптированности детей.
Объект - адаптация детей к фрустрирующей ситуации.
Предмет - динамика адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к фрустрирующей ситуации.
Гипотеза - детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственны агрессивные реакции на фрустрирующую ситуацию, что затрудняет их психическую адаптацию к ситуациям данного типа; снижение уровня эмоционально-психического напряжения, будет способствовать улучшению динамики их адаптации к фрустрирующей ситуации.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования были реализованы следующие задачи:
1. На основе изученной научной литературы определить разработанность проблемы адаптации к ситуации фрустрации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Исследовать особенности переживания фрустрации и специфику адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Разработать и определить эффективность коррекционной программы по адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к ситуации фрустрации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили такие психологические теории, концепции и работы как:
• Состояние фрустрации, как направление психологических исследований (С. Розенцвейг, Т. Браун, Д. Фарбер, Р. Уотерхауз, Н. Майер, А. Маслоу).
• Реабилитационная психология, рассматривающая становление психики людей с ограниченными возможностями (К. Реннер, Г. Юмашев, Г. Витте).
• Специфика адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, представленная в исследованиях Э.С. Калижнюк, H.A. Гросс, А.А. Капустиной, Х.Р Мендоса, И.Ю. Ветровой.
Методы исследования: обобщение, комплексный теоретический анализ, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, G критерий знаков.), сравнительный анализ данных, корреляционный анализ.
Методики: «Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной)», «Тест Люшера», «Карта наблюдений Стотта», Методика многомерной оценки детской тревожности.
База исследования: ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» и МБОУ СОШ№39.
В исследование приняло участие 40 младших школьников, из которых 16 с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы. Настоящая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (72) и приложений. Текст дипломной работы изложен на 72 листах машинописного текста, включает в себя 1 таблицу и 7 рисунков.
Фрустрация у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- тема обширная и слабо изученная. При рассмотрении специфики адаптации таких детей в научной литературе, нами было выявлено, что важную роль играет несколько факторов это: отношение ребенка к своей жизни, осознание факта заболевания, тяжесть повреждения мозга и трудность включения в социум из-за определенных дефектов, как двигательных, так и речевых. Большое значение в адаптации ребенка оказывает глубина дефектов, сочетание симптомов заболевания, воспитание и работа с его социализацией в обществе.
Исследуя литературу по специфике реакции на фрустрацию детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата было обнаружено, что особенности переживания ими эмоциональных состояний, факторы от которых они зависят, и специфика заболевания, влекут за собой частое столкновение ребенка с фрустрацией. Исходя из этого, можно говорить о дезадаптации детей на фоне хронической фрустрации, от чего патологическое воздействие на личность только усиливается. Такие дети белее чувствительны к фрустрации. Они характеризуются пониженной толерантностью к фрустрационным воздействиям.
Результаты эмпирического исследования особенностей реакции на фрустрацию детьми с заболеваниями двигательной сферы показали специфику восприятия фрустрации детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Присущим большинству детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата типом реагирования на фрустрацию, является препятственно-доминантный тип, возникшие трудности
акцентируются детьми, независимо от того оцениваются они как, благоприятные, незначительные или отрицательные. Чаще всего было обнаружено экстрапунитивное направление реагирования на фрустрацию, то есть детям свойственно обвинять внешние препятствия и подчеркивать степень дискомфорта, доставленного этими трудностями. Специфичным
63
является то, что интропунитивные реакции, были выявлены только у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ни один ребенок в норме, не демонстрировал такой тип реагирования.
Мы не выявили конкретный фактор реакции (дети разделились на 3 группы по фактору реагирования), что является довольно показательным. Дети, находящиеся в хронической фрустрации не могут сформировать адаптивную модель поведения для достижения цели, и, исходя из набора личностных особенностей, выбирают ту модель поведения, которую считают правильной на данный момент времени. Несмотря на то, что нет единственно верной реакции на фрустрацию, в связи с высокой тревожностью детей и их низкой адаптацией, нами была сформирована и проведена кррекционно- развивающая работа, направленная на снижение напряжения с помощью формирования у них типа реакции, позволяющего наиболее нейтрально относиться к препятствиям.
Опираясь на результаты эмпирического исследования адаптации к фрустрирующим ситуациям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы разработали коррекционно-развивающую программу для коррекции эмоциональной сферы, формирования импунитивного типа реагирования на фрустрацию и увеличению адаптации к ней, а также направленную на снижение уровня тревожности. По итогам нашей коррекционной работы у детей изменился показатель фрустрационной реакции. У большинства детей, по результатам контрольного исследования обнаружены импунитивные реакции с фиксацией на препятствии. То есть у детей была выявлена тенденция к восприятию фрустрации как чего-то незначительного, преодолимого, нейтральному реагированию на препятствия и снижению негативных эмоций и агрессии, без обвинения в трудностях себя или ближайшего окружения. Один ребенок не изменил фактора реагирования на фрустрацию, он продолжил акцентировать внимание на трудной ситуации, подчеркивать степень фрустрации. Также, во время контрольного исследования, нами была выявлена положительная динамика адаптации детей к фрустрирующим ситуациям. У детей уровень адаптации заметно вырос. Кроме того, у детей снизилась тревожность. В целом, дети стали вести себя в группе более слажено, начали активнее делиться своими чувствами, включаться в работу, участвовать во всех играх. Эмоциональный фон группы стал более стабильным. Группа стала менее конфликтной, негативизм снизился. Также дети стали добрее относиться друг к другу.
Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение, а именно детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственны агрессивные реакции на фрустрирующую ситуацию, что затрудняет их психическую адаптацию к ситуациям данного типа; коррекционная работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата направленная на снижение уровня эмоционально-психического напряжения, улучшила динамику их адаптации к фрустрирующей ситуации.
Исследуя литературу по специфике реакции на фрустрацию детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата было обнаружено, что особенности переживания ими эмоциональных состояний, факторы от которых они зависят, и специфика заболевания, влекут за собой частое столкновение ребенка с фрустрацией. Исходя из этого, можно говорить о дезадаптации детей на фоне хронической фрустрации, от чего патологическое воздействие на личность только усиливается. Такие дети белее чувствительны к фрустрации. Они характеризуются пониженной толерантностью к фрустрационным воздействиям.
Результаты эмпирического исследования особенностей реакции на фрустрацию детьми с заболеваниями двигательной сферы показали специфику восприятия фрустрации детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Присущим большинству детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата типом реагирования на фрустрацию, является препятственно-доминантный тип, возникшие трудности
акцентируются детьми, независимо от того оцениваются они как, благоприятные, незначительные или отрицательные. Чаще всего было обнаружено экстрапунитивное направление реагирования на фрустрацию, то есть детям свойственно обвинять внешние препятствия и подчеркивать степень дискомфорта, доставленного этими трудностями. Специфичным
63
является то, что интропунитивные реакции, были выявлены только у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ни один ребенок в норме, не демонстрировал такой тип реагирования.
Мы не выявили конкретный фактор реакции (дети разделились на 3 группы по фактору реагирования), что является довольно показательным. Дети, находящиеся в хронической фрустрации не могут сформировать адаптивную модель поведения для достижения цели, и, исходя из набора личностных особенностей, выбирают ту модель поведения, которую считают правильной на данный момент времени. Несмотря на то, что нет единственно верной реакции на фрустрацию, в связи с высокой тревожностью детей и их низкой адаптацией, нами была сформирована и проведена кррекционно- развивающая работа, направленная на снижение напряжения с помощью формирования у них типа реакции, позволяющего наиболее нейтрально относиться к препятствиям.
Опираясь на результаты эмпирического исследования адаптации к фрустрирующим ситуациям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы разработали коррекционно-развивающую программу для коррекции эмоциональной сферы, формирования импунитивного типа реагирования на фрустрацию и увеличению адаптации к ней, а также направленную на снижение уровня тревожности. По итогам нашей коррекционной работы у детей изменился показатель фрустрационной реакции. У большинства детей, по результатам контрольного исследования обнаружены импунитивные реакции с фиксацией на препятствии. То есть у детей была выявлена тенденция к восприятию фрустрации как чего-то незначительного, преодолимого, нейтральному реагированию на препятствия и снижению негативных эмоций и агрессии, без обвинения в трудностях себя или ближайшего окружения. Один ребенок не изменил фактора реагирования на фрустрацию, он продолжил акцентировать внимание на трудной ситуации, подчеркивать степень фрустрации. Также, во время контрольного исследования, нами была выявлена положительная динамика адаптации детей к фрустрирующим ситуациям. У детей уровень адаптации заметно вырос. Кроме того, у детей снизилась тревожность. В целом, дети стали вести себя в группе более слажено, начали активнее делиться своими чувствами, включаться в работу, участвовать во всех играх. Эмоциональный фон группы стал более стабильным. Группа стала менее конфликтной, негативизм снизился. Также дети стали добрее относиться друг к другу.
Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение, а именно детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственны агрессивные реакции на фрустрирующую ситуацию, что затрудняет их психическую адаптацию к ситуациям данного типа; коррекционная работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата направленная на снижение уровня эмоционально-психического напряжения, улучшила динамику их адаптации к фрустрирующей ситуации.



