Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация к фрустрирующей ситуации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа №73213

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к ситуации фрустрации 7
1.1 Понятие о фрустрации в психологических исследованиях 7
1.2. Особенности адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 17
1.3. Особенности адаптации к фрустрирующей ситуации детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 20
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование специфики адаптации к состоянию фрустрации детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
ГЛАВА 3 Экспериментальное исследование адаптации к ситуации фрустрации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 44
3.1. Развитие оптимального реагирования на фрустрирующую ситуацию и повышение адаптации детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата 44
3.2. Анализ динамики адаптации к фрустирующим ситуациям у детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 73


Нарушения опорно-двигательного аппарата, а в частности детский церебральный паралич, это нарушения, которые характеризуются не только чисто органическим сбоем в функционировании организма, но и инвалидизацей детей, что ведет к сложности их адаптации в социуме. Основной сферой в этом вопросе является возможность (или невозможность) принятия ребенком своего «Я», осознание своей неполноценности, дистанцированность от сверстников, и отношение социума к особенностям развития таких детей.
Кроме того, детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности на формирование эмоциональной сферы. Стоит отметить, что эмоциональный фактор имеет большое значение в сфере адаптации детей к социуму. Способность к адаптации играет немаловажную роль при попадании ребенком в ситуацию фрустрации.
В работах Н.Д. Левитова фрустрация понимается как состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
Также исследованиями состояния фрустрации занимались такие ученые как Т.Браун, Д.Фарбер, Р.Уотерхауз, Н.Майер, А.Маслоу, С. Розенцвейг.
Причины патологического развития личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые имеют как социальное, так и биологическое происхождение, также определяют эмоциональную сферу таких детей и были выделены Э.С. Калижнюк еще в 1987 году. Проблему адаптации к обществу детей с ДЦП рассматривала И.Ю.Ветрова
Мы предполагаем, что ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, чаще сталкивается с трудностями и переживает состояние 3
фрустрации, в связи с чем, проблема адаптации к ситуации фрустрации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является актуальной. Анализ научной литературы показал, что проблемам, посвященным изучению адаптации к фрустрирующей ситуации детей с нарушениями опороно- двигательного аппарата не было уделено достаточного внимания. В результате данные, получаемые в сфере рассмотрения и диагностики адаптации к фрустрации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не дают точного представления о его роли в эмоциональной сфере личности, не выявляют механизмы его влияния на развитие личности в различных областях жизнедеятельности.
Обращение к теории и практике научной разработки фрустрационной адаптации позволяет выделить ряд противоречий:
При большом количестве детей с данным заболеванием, эта тема является слабоизученной и встречается недостаточное количество специалистов владеющих навыками работы с детьми с нарушениями опорно- двигательного аппарата с помощью современных методов;
В норме фрустрация обладает защитной и адаптационной функциями, у детей же с нарушениями опорно-двигательного аппарата частое столкновение с фрустрирующей ситуацией вызывает дезадаптацию.
Отсюда следует проблема нашего исследования: каковы особенности переживания состояния фрустрации детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования - изучить специфику адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к ситуации фрустрации, провести коррекционную работу, направленную на развитие оптимального типа реагирования при столкновении с фрустрирующей ситуацией и повышение уровня адаптированности детей.
Объект - адаптация детей к фрустрирующей ситуации.
Предмет - динамика адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к фрустрирующей ситуации.
Гипотеза - детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственны агрессивные реакции на фрустрирующую ситуацию, что затрудняет их психическую адаптацию к ситуациям данного типа; снижение уровня эмоционально-психического напряжения, будет способствовать улучшению динамики их адаптации к фрустрирующей ситуации.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования были реализованы следующие задачи:
1. На основе изученной научной литературы определить разработанность проблемы адаптации к ситуации фрустрации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Исследовать особенности переживания фрустрации и специфику адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Разработать и определить эффективность коррекционной программы по адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к ситуации фрустрации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили такие психологические теории, концепции и работы как:
• Состояние фрустрации, как направление психологических исследований (С. Розенцвейг, Т. Браун, Д. Фарбер, Р. Уотерхауз, Н. Майер, А. Маслоу).
• Реабилитационная психология, рассматривающая становление психики людей с ограниченными возможностями (К. Реннер, Г. Юмашев, Г. Витте).
• Специфика адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, представленная в исследованиях Э.С. Калижнюк, H.A. Гросс, А.А. Капустиной, Х.Р Мендоса, И.Ю. Ветровой.
Методы исследования: обобщение, комплексный теоретический анализ, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, G критерий знаков.), сравнительный анализ данных, корреляционный анализ.
Методики: «Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной)», «Тест Люшера», «Карта наблюдений Стотта», Методика многомерной оценки детской тревожности.
База исследования: ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» и МБОУ СОШ№39.
В исследование приняло участие 40 младших школьников, из которых 16 с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы. Настоящая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (72) и приложений. Текст дипломной работы изложен на 72 листах машинописного текста, включает в себя 1 таблицу и 7 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Фрустрация у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- тема обширная и слабо изученная. При рассмотрении специфики адаптации таких детей в научной литературе, нами было выявлено, что важную роль играет несколько факторов это: отношение ребенка к своей жизни, осознание факта заболевания, тяжесть повреждения мозга и трудность включения в социум из-за определенных дефектов, как двигательных, так и речевых. Большое значение в адаптации ребенка оказывает глубина дефектов, сочетание симптомов заболевания, воспитание и работа с его социализацией в обществе.
Исследуя литературу по специфике реакции на фрустрацию детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата было обнаружено, что особенности переживания ими эмоциональных состояний, факторы от которых они зависят, и специфика заболевания, влекут за собой частое столкновение ребенка с фрустрацией. Исходя из этого, можно говорить о дезадаптации детей на фоне хронической фрустрации, от чего патологическое воздействие на личность только усиливается. Такие дети белее чувствительны к фрустрации. Они характеризуются пониженной толерантностью к фрустрационным воздействиям.
Результаты эмпирического исследования особенностей реакции на фрустрацию детьми с заболеваниями двигательной сферы показали специфику восприятия фрустрации детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Присущим большинству детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата типом реагирования на фрустрацию, является препятственно-доминантный тип, возникшие трудности
акцентируются детьми, независимо от того оцениваются они как, благоприятные, незначительные или отрицательные. Чаще всего было обнаружено экстрапунитивное направление реагирования на фрустрацию, то есть детям свойственно обвинять внешние препятствия и подчеркивать степень дискомфорта, доставленного этими трудностями. Специфичным
63
является то, что интропунитивные реакции, были выявлены только у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ни один ребенок в норме, не демонстрировал такой тип реагирования.
Мы не выявили конкретный фактор реакции (дети разделились на 3 группы по фактору реагирования), что является довольно показательным. Дети, находящиеся в хронической фрустрации не могут сформировать адаптивную модель поведения для достижения цели, и, исходя из набора личностных особенностей, выбирают ту модель поведения, которую считают правильной на данный момент времени. Несмотря на то, что нет единственно верной реакции на фрустрацию, в связи с высокой тревожностью детей и их низкой адаптацией, нами была сформирована и проведена кррекционно- развивающая работа, направленная на снижение напряжения с помощью формирования у них типа реакции, позволяющего наиболее нейтрально относиться к препятствиям.
Опираясь на результаты эмпирического исследования адаптации к фрустрирующим ситуациям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы разработали коррекционно-развивающую программу для коррекции эмоциональной сферы, формирования импунитивного типа реагирования на фрустрацию и увеличению адаптации к ней, а также направленную на снижение уровня тревожности. По итогам нашей коррекционной работы у детей изменился показатель фрустрационной реакции. У большинства детей, по результатам контрольного исследования обнаружены импунитивные реакции с фиксацией на препятствии. То есть у детей была выявлена тенденция к восприятию фрустрации как чего-то незначительного, преодолимого, нейтральному реагированию на препятствия и снижению негативных эмоций и агрессии, без обвинения в трудностях себя или ближайшего окружения. Один ребенок не изменил фактора реагирования на фрустрацию, он продолжил акцентировать внимание на трудной ситуации, подчеркивать степень фрустрации. Также, во время контрольного исследования, нами была выявлена положительная динамика адаптации детей к фрустрирующим ситуациям. У детей уровень адаптации заметно вырос. Кроме того, у детей снизилась тревожность. В целом, дети стали вести себя в группе более слажено, начали активнее делиться своими чувствами, включаться в работу, участвовать во всех играх. Эмоциональный фон группы стал более стабильным. Группа стала менее конфликтной, негативизм снизился. Также дети стали добрее относиться друг к другу.
Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение, а именно детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственны агрессивные реакции на фрустрирующую ситуацию, что затрудняет их психическую адаптацию к ситуациям данного типа; коррекционная работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата направленная на снижение уровня эмоционально-психического напряжения, улучшила динамику их адаптации к фрустрирующей ситуации.



1. Алексеев, С.В. Алгоритмы оценки путей формирования детской инвалидизации: пособие для врачей / С.В. Алексеев, О.И. Янушанец, Л.В. Эрман, А.С. Симаходский - СПб.: 2001. - 80 с.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба. - Киев, 2003. - 327 с.
3. Баряева, Л.Б. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности / Л.Б. Баряева [и д.р.]; под ред. И.Г. Вечкановой.-СПб.:ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2014.-208с.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л.Берковиц - СПб: прайм-Еврознак, 2001. — 512 с.
5. Берон, Р. Агрессия / Ричардсон,Д. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.-с.39-43
6. Борисенко, М.Г., Калашникова, O.E., Куприянова, Т.Ф., Рачковская, H.H. Руководство для практических психологов и других специалистов работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие / М.Г.Борисенко [и д.р.] - СПб.: Паритет - 2002.- 3-28с.
7. Бочковая, И.А. Социально-психологическое сопровождение адаптации подростков с инвалидностью в условиях интегрированного образования / И.А Бочковая. - М.:-2012
8. Бранис, И.Е., Юрьева, Р.Г Альтернативный конституционный подход в реабилитации детей с множественными нарушениями // И.Е.Бранис, Р.Г.Юрьева // Российская научная конференция. Педиатрия: из XIX в XXI век. - СПб.:-2005.- С. 41-42
9. Вагенас, Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания / Э. Вагенас. - М., 1995. - 18с.
10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е.Василюк. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-С.36- 42
11. Веккер, Л. М. Психологические процессы Т2 / Л.М.Веккер.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
12. Войгенко, P.M. Основы реабилитологии и социальная медицина. Концепция и методология / P.M. Войгенко.- СПб.:Медея - 2004г.- С. 7-30
13. Восстановительное лечение детей с поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие / под ред. И.В.Добряковой, Т.Г. Щедриной. - СПб.: МАЛО 2004г. - С. 103-133.
14. Выготский, Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. и общ. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2002. С. 120.
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л.С Выготский.- М.: Педагогика, 1982.
16. Гросс, H.A. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Гросс H.A. - М.: 2002 - 224 с.
17. Грюневальд, К. Нормализация жизни в закрытых помещениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями. Теоретические основы и практический опыт / К. Грюневальд. - СПб.: 2003. - С. 144.
18. Гурова, Е.В., Диагностика психического развития детей / Е.В. Гурова., Н.Ф.Шляхта, Н.Н.Седова //Учебно - методическое пособие к курсу "Возрастная психология"-М.: Институт молодежи, 1992
19. Дементий, Л.И. Фрустрация. Понятие и диагностика / Дементий Л.И. - Ом.: Изд-во ОмГУ., 2004
20. Детский церебральный паралич: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика Плюс, 2003. - 519 с. [с. 147]
21. Добряков, И.В., Церетели C.B. Перинатальные аспекты ранней профилактики возникновения ДЦП. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний / И.В.Добряков, C.B. Церетели// Всеросс.конф. М., МЗ РФ, ГНИЦПМ МЗ РФ 2003. с. 65.
22. Додонов, Б. И. В мире эмоций / Б. И Додонов.- Киев.: 1987.
23. Долгова, В. И. Особенности самооценки и морально-нравственного развития младших школьников с нарушением опорно- двигательного аппарата / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, А.А. Рожкова / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 115-121
24. Долгова, В.И., Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, А.А. Рожкова / Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4
25. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи / В.И. Дубровский. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 138 с.
26. Иванова, В. С. Теоретико-методологические основания исследования особенностей отношения родителей к заболеванию ребенка с ДЦП в психологическом сопровождении семьи / В. С Иванова.// Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 113-119.
27. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 264 с.
28. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Ильин Е.П. - СПб.: Питер, 2002
29. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: пособие для родителей и воспитателей / М.В. Ипполитова, - М., 1980.
30. Калижнюк, Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: метод. Рекомендации / Э.С. Калижнюк - М.,1982.
31. Калижнюк, Э.С. Клиническое обоснование принципов
коррекционно-педагогической работы с детьми-дошкольниками,
страдающими церебральным параличом и задержкой психического развития: методические рекомендации / Э.С. Калижнюк - М., 1978. - С. 24.
32. Капустина, А. А. Особенности социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях дошкольного учреждения / А.
A. Капустина // Пермский педагогический журнал-2014-№5
33. Киршбаум, Э.И., Психические состояния / Еремеева, А.И. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1990.-с.78-82
34. Колесникова, Г.Ю. Субъективный мир лиц с нарушением двигательной сферы / Г.Ю. Колесникова. - М.:АмГПГУ, 2012
35. Комплексное сопровождение семей, имеющих ребенка-инвалида 5-7 лет с диагнозом детский церебральный паралич легкой степени. Методические рекомендации по сопровождению семьи. Вып. 2 / Сост. С.З. Витязева, Л.В. Пискулина, М.Ю. Бистс и др. - Тюмень: АУСОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов», 2009. - 35 с.
36. Лаврова, Г.Н. Национально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях введения стандартов дошкольного образования / Г.Н.Лаврова // Вестник Южно¬Уральского государственного университета. Серия: Психология- 2013-№1-т6
37. Ланге, Н.Н. Эмоции. Психологический этюд / Н.Н.Ланге. - М., 1896
38. Лебединский, В.В. Нарушение психичесвюго развития у детей /
B. В.Лебединский - М., Просвещение, 1985. - 104 с.
39. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. 1967, №6
40. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций / А.Н Леонтьев. - М., 1971
41. Люшер, М., Цветовой тест Люшера / М.Люшер -М.: Эксмо, 2002г.
42. Майер, Н. Фрустрация: поведение без цели / Н. Майер - М., 2001
43. Малкова, Е.Е., Психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности / Е.Е. Малкова, Л.И. Вассерман// Пособие для врачей и психологов - СПб.: СПбНИПНИ им. Бехтерева,, 2007 г.
44. Мендос, Х.Р. Психологические особенности у детей с вялыми параличами верхних конечностей: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. псих, наук / Х.Р. Мендос. - Л., 1990. - 23 с.
45. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь / Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003- 102,545с.
46. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд- ва Моск. унт-та,1990. - 197 с.
47. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 2005.- С.400
48. Немкова, С. А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивный нарушений: Учебно-методическое пособие / С. А. Немкова [и д.р.].- М.: Союз педиатров России. 2012. 45 с.
49. Немкова, С. А., Маслова О. И., Заваденко Н. Н. Новые технологии в комплексной реабилитации когнитивных нарушений у детей с церебральным параличом / С.А.Немкова, О.И.Маслова, Н.Н.Заваденко // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы детской неврологии». - Киев.:2011. - С.137-139.
50. Немкова, С.А. Психологические аспекты комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом / С.А Немкова // Педиатрическая фармакология -2013- № 2 -т10
51. Никифоров, А. С. Эмоции вашей жизни / А.С.Никифоров.- М.: Советская Россия, 1974.
52. Нюттен, Ж. Препятствие и фрустрация / Нюттен, Ж. - 2002
53. Пятакова, Г.В. Клинико-психологическое изучение особенностей личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза / Г.В. Пятакова.- СПб.: СБПГУ, 2000
54. Рейковский, Я. Экспериментальная теория эмоций / Я.Рейковский.-1979.- С. 133 - 151.
55. Савина, М. В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом / М. В. Савина // Международный медицинский журнал.-2010, №3.- С.12-16.
56. Саморокова, Л.А. Особенности эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом младшего школьного возраста // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6.
57. Семенова, К.А., Штеренгерц А.Е., Польской В.В. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом / К.А Семенова, А.Е.Штеренгерц, В.В Польской. - К.: 1986.
58. Симонов, П.В. Что такое эмоция? / П.В.Симонов - М., 1962
59. Скворцов, И.А., Осипенко Т.Н., Дедов Н.П., Ночевка Л.А. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка / И.А.Скворцов, Т.Н. Осипенко, Н.П. Дедов, Л.А.Ночевка // Медицинская наука и практика - детям инвалидам. -М.: 1999. - С. 397-422.
60. Стельмах, С.А. Особенности эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом дошкольного и младшего школьного возраста / С.А.Стельмах.: 1999.-С.195
61. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.150-172.
62. Тимофеева, И.В. Спецаифика адаптации детей с детским церебральным параличом / И.В.Тимофеева // Сибирский психологический журнал-2009-№33
63. Ткачева, В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: учеб.-метод. Комплекс / В. В.Ткачева.-М.: 2004. - С.192
64. Фрейнкман-Хрусталева, Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: История и психология / Науч.ред. Тишкин Г.А. - СПб. - 1995. - 153 С.
65. Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 68 с.
66. Шипицина, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. — М.: Специальное образование. 2014. № 3
67. Шутенко, Е. Н. Психолого-педагогические условия построения доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями / А.И. Шутенко, Е.Н. Шутенко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 9(53). - С. 776-788.
68. Шутенко, Е. Н. Содержание и роль образовательных компетенций в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями развития / Е.Н. Шутенко // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3. - С. 1-8.
69. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест Розеннцвейга диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб.: ИМАТОН, 2007. - С. 8-19
70. Cunningham S.D. et al.Parenting and social functioning of children with and without cerebral ralsy / Rehabil.Psychol.2009№54(1)P.109-115
71. Garfinkle J., Shevell M. I. Cerebral palsy, developmental delay, and epilepsy after neonatal seizures. Pediatr. Neurol. 2011; 44 (2): 88-96.
72. Wolf S. M. The results of treatment in cerebral palsy. - Springfield: Tomas, 1969.-327


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ