ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 9
1.1. Сущность и содержание организации
таможенного контроля 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение организации таможенного контроля 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНЕ 34
2.1. Анализ организации таможенного контроля в
Белгородской таможне 34
2.2. Направления совершенствования организации таможенного контроля в Белгородской таможне 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования определяет то, что одной из основных видов деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля. Данный контроль применяется в отношении перемещения через границу товаров и транспортных средств. В дальнейшем экономическое благосостояние государства и его безопасность зависит от состояния институтов таможенного оформления и таможенного контроля.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
- товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС;
- таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС;
- деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, показанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
- лиц, пересекающих таможенную границу.
Под таможенным контролем находятся иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения. А также товары ЕАЭС при их вывозе с таможенной территории ЕАЭС до фактического пересечения таможенной границы.
При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным и средством таможенной границы и заканчивается в момент выпуска товаров и транспортных средств.
При вывозе таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации и завершается в момент пересечения таможенной границы.
Таможенная служба означает государственную службу, которая несет ответственность за применение таможенного законодательства, а так же взимание пошлин и налогов, применение иных законов и нормативных актов, касающихся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров.
Должностными лицами таможенных органов осуществляют такие формы таможенного контроля, как: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка.
В настоящее время, на современном этапе развития организация таможенного контроля направлена на получения наиболее полного объема информации о грузе от импортеров. Которые в свою очередь нередко пытаются снизить таможенную стоимость товара и, следовательно размер таможенных пошлин, путем предоставления лишь части документов, необходимых для таможенного оформления товара или предоставления недостоверных сведений о грузе.
В целом проведение таможенного контроля подразумевает выполнение таможенными органами ряда мероприятий и действий, направленных на проверку информации содержащейся в таможенной декларации и сверку сведений, занесенных таможенным представителем в таможенную декларацию с информацией, содержащейся в товаро-сопроводительных документах, внешнеторговом контракте и других коммерческих документах, на основе которых определяется правильность определения кода ТН ВЭД ЕАЭС, правильность применения метода расчета таможенной .стоимости и правильность определение размера таможенных пошлин, подлежащих уплате.
Расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства являются показателями эффективности таможенного контроля.
Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС с помощью различных форм, видов, способов и средств проведения таможенного контроля.
К увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу приводит активное экономическое развитие страны, рост внешнеэкономических связей нашей страны в мировую экономику. Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
От организации работы таможен, таможенных постов, зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений.
Степень разработанности темы. Теоретические основы организации таможенного контроля заложены втрудах таких ученых, как: К. И. Боков, Г. В. Маховикова, В. С. Покровская, Е. А. Савинова .
Вопросы организации таможенного контроля на современном этапе были рассмотрены в трудах следующих ученых: Г. В. Матвиенко, А. А. Оразалиев, Л. В. Постников .
Статья таких ученых, как: В. А. Горячев, Н. А. Денисова «Проблемы организации таможенного контроля и их последствия для фискальной функции таможенных органов», посвящена проблемам взыскания таможенных платежей в современных условиях развития таможенного контроля в Российской Федерации. В статье авторы пришли к выводу, что современные тенденции таможенного контроля приводят к потерям довзыскания таможенных платежей. Предложен ряд рекомендаций по возможному решению указанных проблем .
В своей статье Н. А. Ларионов и Е. А. Соколова «Исследование совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств» указывают на то, что непосредственное влияние на процедуру таможенного контроля оказывают влияние факторы обусловленные видом товара и видом транспорта, на котором товар перемещается .
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования организации таможенного контроля и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса в системе таможенных органов РФ. На практике неразрешенность данного противоречия приводит к снижению качества таможенного контроля, предоставляемых таможенными органами в целом.
Объектом дипломного исследования является деятельность таможенных органов по таможенному контролю.
В качестве предмета исследования выступает организация таможенного контроля таможенными органами на региональном уровне.
Цель исследования -разработка рекомендаций по совершенствованию таможенного контроля таможенными органами в Белгородской таможне.
Задачи дипломного исследования:
1) изучить сущность и содержание организации таможенного контроля;
2) рассмотреть нормативно-правовое обеспечение организации таможенного контроля;
3) проанализировать организацию таможенного контроля в Белгородской таможне;
4) предложить направления совершенствования организации
таможенного контроля в Белгородской таможне.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения содержательного и исторического подходов. Содержательный подход представлен в исследовании С. М. Борисова раскрывающего содержание таможенного контроля и его подходы. Исторический подход представлен в исследовании Т. А. Вериш,
позволившего изучить развитие и совершенствование во времени
таможенный контроль.
При решении поставленных задач использовались методы статистической обработки информации, сравнительного анализа, а также табличные и графические приемы представления данных.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы, такие как - анализ и синтез, структуризация, обобщение.
Эмпирической базой исследования послужили:Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы и распоряжения ФТС России , а также показатели деятельности отдела таможенных процедур и таможенного контроля Белгородской таможни.
Научно - практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные проблемы и представленные направления совершенствования организации таможенного контроля непосредственно в Белгородской таможне, способствуют развитию таможенных органов в целом.
А так же результаты исследования могут быть использованы в деятельности отдела таможенных процедур и таможенного контроля Белгородской таможни.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления ирисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства государств - членов ЕАЭС.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, транспортных средств международной перевозки, документов и сведений о товарах, лиц, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу, а так же лиц, связанных с оказанием услуг в сфере таможенного дела.
При ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Таможенный контроль документов и сведений о перемещенном товаре начинается с их регистрации таможенным органом до пересечения таможенной границы до пересечения таможенной границы транспортных средством международной перевозки, путем подачи в электронной форме перевозчиком предварительной информации о дате, времени и месте прибытия на таможенную территорию, а декларантом декларации на товар (ЭТД) и разрешительных документов.
Товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, имеют статус иностранных товаров и считаются находящимися под таможенным контролем до их выпуска таможенными органами в соответствии с избранной таможенной процедурой.
Таможенный контроль проводится так же с применением технических средств таможенного контроля. Применение технических средств таможенного контроля, позволяют определить характеристики перемещаемых товаров (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность), выявить наличие тайников, в которых находятся или могут находиться запрещенные к перемещению товары в целях ускорения проведения таможенного осмотра (досмотра) и повышения его эффективности.
Перечень технических средств таможенного контроля включает досмотровую ренгенотелевизионную технику, флюроскопическую досмотровую технику, инспекционно-досмотровые комплексы, средства поиска, средства нанесения и считывания специальных меток, досмотровые инструменты, системы визуального наблюдения, приборы взвешивания.
Документы, необходимые для таможенного контроля:
1) транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;
2) коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации;
3) таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.
Также могут подлежать проверке иные документы и содержащиеся в них сведения, которые необходимы для таможенного контроля. К таким документам могут быть отнесены учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью, сертификаты качества, соответствия, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами, воинские пропуска и др.
При проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля:
- получение объяснений;
- проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
- таможенный осмотр;
- таможенный досмотр;
- личный таможенный досмотр;
- таможенный осмотр помещений и территорий;
- таможенная проверка».
На таможни и таможенные посты приходится основной объем работы по осуществлению таможенного контроля и оформления. Поэтому решение вопросов, связанных с определением оптимальной структуры таможни (таможенного поста), отражающей цели, принципы, основные направления, порядок организации взаимодействия внутри этих структур и между таможенными органами в целом - другая принципиально важная задача организации таможенного контроля.
Показателем эффективности таможенного контроля является расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства.
Таким образом, активное экономическое развитие страны, рост внешнеэкономических связей нашей страны в мировую экономику неизбежно приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу. Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. От организации работы таможен, таможенных постов, зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений.
Белгородская таможня представляет собой одну из крупнейших таможен Центрального таможенного управления. На Белгородском участке границы сформированы 11 пунктов пропуска, 4 международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП), 4 двусторонних автомобильных пункта пропуска (ДАПП), железнодорожные пункты пропуска (ЖПП) на 6 железных дорогах и 1 воздушный пункт пропуска в аэропорту Белгорода.
Отдел таможенных процедур и таможенного контроля Белгородской таможни является самостоятельным структурным подразделением службы организации таможенного контроля Белгородской таможни, непосредственно подчиняется начальнику таможни, первому заместителю начальника таможни по таможенному контролю, начальнику службы организации таможенного контроля.
В Белгородской таможне существуют следующие проблемы, которые необходимо решать для улучшения таможенного контроля в целом, к ним относятся:
- оформления товаров для личного пользования отстает от развитых, современных технологий;
- несовершенство взаимодействия таможенных органов со всеми заинтересованными контролирующими органами стран-участниц ЕАЭС;
- отсутствие единых норм при таможенном контроле между странами-участницами ЕАЭС.
Совершенствование организации таможенного контроля
применительно для Белгородской таможни необходимо представить в двух направлениях: для физических лиц, для юридических лиц:
- преимуществами декларирования товаров для личного пользования в электронной форме, с точки зрения физических лиц, пересекающих таможенную границу ЕАЭС, и точки зрения таможенных органов являются: возможность ускорения процесса заполнения пассажирской таможенной декларации и ее подачи; уменьшение риска совершения ошибок в процессе декларирования товаров физическим лицом посредством использования автоматически появляющихся подсказок при оформлении ПТД; появление возможности предварительного таможенного декларирования для физических лиц; расширение возможностей для применения системы управления рисками посредством автоматической обработки сведений, представленных в ПТД;
- по направлению организации таможенного контроля юридических лиц, необходимо создать «Межгосударственную систему электронного взаимодействия». Основными преимуществами представленной
межгосударственной системы являются: возможность одновременного доступа и пользования ко всей информации внешнеторговых сделках, источниками которой являются разные структуры; отражение сведений в режиме реального времени; оперативный доступ к необходимому сегменту данных; возможность корректировки заполняемого каждым агентом блока данных; защищённость информационных каналов передачи данных; взаимная ответственность за достоверностью формируемых сведений; возможность межблокового контроля данных; системное программное сопровождение.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Международные правовые акты». Информ. банк «Международное право».
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(Приложение № 1 к договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза от 11 апреля 2017) [Текст] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Международные правовые акты». Информ. банк «Международное право».
3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014.) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст.4398.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 30.03.2016)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк. «Версия Проф».
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
6. О государственной границе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 1.04.1993г. № 4730-1 (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - 1993. - № 84. - 4 мая.
7. О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском [Текст] : Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» Информ. банк. «Версия
Проф» Разд. «Законодательство».
8. О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон
от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
9. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
10. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
11. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
12. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 30 января 2001г. № 197-ФЗ(ред. от 30.12.2015)// Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 3.
13. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 2. - Ст. 260.
14. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
15. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2014. - № 266. - 21 ноября.
16. Авдокушев, Е. Ф. Международные экономические отношения [Текст] / Е. Ф. Авдокушев // Молодой ученый. - 2016. - № 2. - С. 57-61.
17. Арутюнян, Г. В. Правовое регулирование таможенных платежей [Текст] / Г. В. Арутюнян // Экономика таможенного дела. - 2015. - № 3. - С. 24-29.
18. Балабанов, И. Т. Внешнеэкономические связи [Текст] / И. Т.Балабанов // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 115-118.
19. Богомолова, А. А. Таможенное право [Текст] / А. А. Богомолова // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2017. - № 4. - С. 34-41.
20. Борисов, К. Г. Международное таможенное право [Текст] / К. Г.Борисов // Таможенное право. - 2016. - С. 33-38.
21. Гончарова, О. А Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле [Текст] / О. А. Гончарова // Российский Экономический Журнал. - 2016. - № 8. - С. 25-31.
22. Данильцев, А. В. Международная торговля: инструменты
регулирования [Текст] / А. В. Данильцев // Таможенное право. - 2015. - № 3. - С. 34-39.
23. Дмитриева, В. А. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах [Текст] / В. А. Дмитриева // Финансы и статистика. - 2015. - № 5. - С. 36-40.
24. Докучаев, Е. С. Основы внешнеэкономической деятельности [Текст] / Е. С. Докучаев // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 2. - С. 80-83.
25. Ершов, А. Д. Основы управления и организации в таможенном деле [Текст] / А. Д. Ершов // Экономика и право. - 2014. - № 12. - С. 19-25.
26. Ершов, А. Д. Международные таможенные отношения [Текст] /
А. Д. Ершов// Таможенное дело. 20 16. - № 4. - С. 16-24.
27. Жиляев, К. В. Основные тенденции развития международной торговли [Текст] / К. В. Жиляев // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 2. - С. 32-40.
28. Капустин, А. Я. Европейский Союз: интеграция и право [Текст] / А. Я. Капустин // Экономика таможенного дела. - 2015. - № 3 - С. 89-93.
29. Кенчинбаев, Р. Р. Концепция построения механизма таможенного регулирования [Текст] / Кенчинбаев Р. Р // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 7. - С. 48-63.
30. Кисловский, Ю. Г. История таможни государства Российского [Текст] / Ю. Г. Кисловский // Экономика и право. - 2016. - № 1. - С. 19-25.
31. Киреев, А.П. Международная экономика [Текст] / А.П. Киреев // Экономика и право. - 2015. - № 2. - С. 9-15.
32. Кисловский, Ю. Г. Таможенное дело [Текст] / Ю. Г. Кисловский // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 7. - С. 48-63.
33. Козлов, Е. Ю. Основы таможенно-тарифного регулирования по праву Европейского Союза [Текст] / Е. Ю. Козлов // Проблемы современного законодательства. - 2015. - № 4. - С. 12-15.
34. Маркушев, В. В. Таможенный менеджмент [Текст] /
B. В. Маркушев // Экономика и право. - 2015. - № 9. - С. 29-30.
35. Моисеев, Е. Г. Правовое регулирование таможенных процедур. [Текст] / Е. Г. Моисеев // Вестник таможенной академии. - 2016. - № 6. -
C. 18-23.
36. Прокушев, Е. Ф. Основы таможенного дела [Текст] / Е. Ф. Прокушев// Таможенное дело. 2015. - № 3. - С. 16-24.
37. Ратнер, С. В. Развитие таможенных пошлин в Российской Федерации [Текст] / С. В. Ратнер // Таможенные новости. - 2017. - № 3. - С. 15-20.
38. Сорокина, О. Н. Таможенные технологии в действии [Текст] /
O. Н. Сорокина // Таможенные новости. - 2016. - № 8. - С. 55.
39. Фатхутдинов, Р. А. Управление таможенным контролем [Текст] /
P. А. Фатхутдинов // Вестник таможенной академии. - 2014. - № 12. - С. 19-25.
40. Федосеев, В. Н. Управление персоналом в таможенных органах. [Текст] / В. Н. Федосеев // Проблемы прогнозирования. - 2015. - № 12. - С. 12-35.
41. Федорович, В. А. Таможенный кодекс: строка за строкой [Текст] / В. А. Федорович // Экономика и право. - 2017. - № 6. - С. 19-25.
42. Чернявский, А. Г. Регулирование в таможенной деятельности [Текст] / А. Г. Чернявский // Таможенные новости. - 2015. - № 2. - С. 5-13.
43. Чувахина, Л. Г. Деятельность таможенных органов по осуществлению таможенных процедур [Текст] / Л. Г. Чувахина// Вопросы современной науки и практики. - 2016. - № 4. - С. 23-28.
44. Чумак, Т. Г. Методы управления в таможенных органах. [Текст] / Т. Г.Чумак // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 37-45.
45. Юнусов, Т. Т. Инструмент обеспечения внешнеэкономической безопасности России [Текст] / Т. Т. Юнусов // Проблемы современного законодательства. - 2016. - № 3. - С. 22-27.
46. Язев, В. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики [Текст] / В. А. Язев // Экономика таможенного дела. - 2016. - № 4 - С. 99-103.
47. Основные функции и задачи отдела инновационной деятельности в Белгородской области [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://www.belregion.ru/department/part217/.
48. Официальная публикация в СМИ [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php7dsM291552.
49. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://belg.gks.ru
50. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа : http://www.customs.ru