Введение 3
Глава 1. Темы экстремизма и терроризма в СМИ: общие положения, приоритеты, тенденции 7
1.1. Идентификация, компаративный анализ категорий экстремизма и терроризма 7
1.2. Дискурс экстремизма и терроризма в СМИ 17
Выводы по главе 22
Глава 2. Речевое воздействие СМИ 23
2.1. Речевое воздействие СМИ 23
2.2. Медиавирус и медиатерапия в аспекте влияния на общество 30
Выводы по главе 43
Глава 3. Медийная репрезентация явлений экстремизма и терроризма (на материале публикаций информационных агентств за 2016 год) 45
3.1. События - основные информационные поводы в 2016 году . 45
3.2. Жанровые особенности материалов 59
3.3. Воплощение методов речевого воздействия в материалах об экстремизме и терроризме 61
Выводы по главе 67
Заключение 69
Литература 72
На рубеже XX - XXI века терроризм, принадлежавший ранее к разряду сравнительно нечастых социально опасных явлений, превратился в масштабную угрозу безопасности России и всего человечества в целом. Такой размах был бы невозможен без технического прогресса, без СМИ, так как деятельность радикалов, прежде всего, направлена на донесение политической позиции путем воздействия на широкие общественные слои.
Исследователь терроризма Ян Хардман справедливо отметил: «Публичность террористического акта является кардинальным моментом стратегии терроризма. Если террор терпит неудачу в том, чтобы вызвать информационный отклик в общественных кругах, это будет означать, что он бесполезен как орудие социального конфликта. Логика террористической деятельности не может быть вполне понятна без адекватной оценки показа¬тельной природы теракта».
Другой эксперт, политолог О.М. Матвейчев охарактеризовал зависимость современного терроризма от СМИ следующим образом: «Терроризм сегодня - как художественное произведение, как шоу, как картина. Он творится перед объективом сотен тысяч фото- и кинокамер. Он только там и возможен, где есть эти камеры и эта гласность».
Актуальность данной работы заключается в «телегеничности» современного терроризма, которая, во-первых, мотивирует террористов на совершение новых нападений. Во-вторых, формирует в обществе привычку восприятия насилия: сначала шок атрофирует другие эмоции и чувства, затем сообщения о терактах становятся привычными, как и постоянное состояние страха. Все перечисленные эффекты относятся к симптомам заражения медиавирусом терроризма.
В условиях растущей террористической угрозы человеку особенно важно знать о возможных рисках. За оперативной информацией он обращается к материалам СМИ, которые не только сообщают о происходящих в ми¬ре событиях, но и формируют мировоззрение, поведение, и, что самое главное, способны предупредить и успокоить. В связи с этим журналисты должны уделять повышенное внимание форме и содержанию информационных заметок, в которых освещается экстремизм, терроризм и деятельность радикальных группировок.
В работе мы намеренно обращаем внимание именно на материалы информационного жанра, которые составляют основной контент информационных агентств. Однако информационные агентства не будут писать об экстремизме, терроризме и террористических группировках беспричинно, в противном случае это может расцениваться как пропаганда. Итак, нужен информационный повод, которым, в большинстве случаев, становится теракт.
Таким образом, объектом исследования являются публикации информационных агентств о терактах. Предметом - жанровые особенности публикаций, методы речевого воздействия и проявление категории медиавируса в материалах информационных агентств о терактах.
Цель дипломной работы заключается в выявлении жанровых методов презентации информации и методов речевого воздействия, используемых в материалах о терактах, и влиянии их на индивида и общественное сознание.
Для достижения цели перед нами были поставлены следующие за-дачи:
1. Идентифицировать категории «экстремизм» и «терроризм», обозначить причины возникновения явлений и современные тенденции;
2. Определить, какими дискурсивными параметрами обусловлено их использование в тексте;
3. Идентифицировать категории «речевое воздействие», «медиавирус» и «медиатерапия», рассмотреть в аспекте «медиавируса» публикации о терактах;
4. Охарактеризовать события - теракты, ставшие основными информационными поводами в 2016 году;
5. Выявить жанровые особенности материалов, в основу которых легли перечисленные информационные поводы;
6. Установить наличие методов речевого воздействия в материалах и закономерность их использования.
Теоретическую базу исследования составляют труды, в которых раскрывается суть категорий экстремизма, терроризма, их использования в СМИ, речевого воздействия, медиавируса и медиатерапии. Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены работы Глинчев- ского Э.И., Хардмана Я, Матвейчива О.М., Дробот Г.А., Овчинниковой Г.В., Ильясова Ф.Н., Иссерса О.С., Тертычного А.А., Почебут Л.Г., Жаринова К.В. и других авторов.
Эмпирической базой исследования послужили публикации РИА Новости и ИА ТАСС, в которых освещаются теракты, за период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Для анализа выбраны материалы этих информационных агентств, так как они являются лидерами по количеству просмотров и цитируемости в России .
В исследовании были применены следующие методы:
1. Метод изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме;
2. Метод системного подхода: осмысление объекта исследования с точки зрения его структуры, содержательных элементов, связи с действительностью и целей;
3. Метод компаративистики: установление соответствий между теоретическими знаниями по предмету исследования и полученным в ходе практики результатом;
4. Метод теоретического анализа: вычленение основных информационных поводов в 2016 году из всего потока информации, изучение текстов публикаций информационных агентств, в которых затрагивается тема терактов, на наличие жанровых особенностей и методов речевого воздействия;
5. Индуктивный метод: выведение общего из частного, так как исследование базируется на конкретных примерах - публикации двух информационных агентств;
6. Метод наблюдения: использование полученного житейского опыта о влиянии контента об экстремизме и терроризме на индивида.
Опираясь на вышесказанное, выдвигаем гипотезу: для освещения терактов журналисты используют методы речевого воздействия и определенные жанры для оказания влияния на индивида и общественное сознание.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Терроризм является относительно новой формой насилия, особенно жестокой, так как не имеет очерченных границ, а хаотично распространяется по всему миру. Он ставит под угрозу не только регионы непрекращающихся вооруженных конфликтов и государства с развивающимися экономиками (Сирия, Ирак, Пакистан и другие), но и западные демократии. Причем, если еще десять лет назад терроризм приходил в такие страны извне, так как проблема была синонимична бедности, неграмотности, маргинальности, то сейчас из-за технологического прогресса экстремистские настроения распространяются внутри обществ и обращена к среднему классу и интеллигенции.
Современный терроризм представлен преимущественно исламистским фундаментализмом, трансцендентальным по характеру и групповым по форме. «Врагом номер один» представлена радикальная организация «Исламское государство», запрещенная на территории РФ. Другие группировки также мелькают в информационном поле, однако особое значение отводится именно «Исламскому государству», так как группировка берет на себя ответственность за большинство терактов в мире.
Отсутствие освещения в СМИ обессмысливает деятельность боевиков. Информационный резонанс - важнейший элемент современного терроризма, и реакция массмедиа, проявляющаяся через частоту упоминания, интерпретацию события и используемый иллюстративный материал, становится своеобразным показателем успешности теракта. Использование в тексте категорий «экстремизм» и «терроризм» обусловлено дискурсом диверсионно-террористического акта - он становится информационным поводом, на который реагируют СМИ.
Журналистам, освещающим теракты, необходимо внимательно следить за формой и содержанием транслируемой аудитории информации. Так, существуют методы речевого воздействия на сознание читателей, неправильное употребление которых может навредить обществу - спровоцировать формирование и распространение медиавируса. Сейчас повсеместно проявляется симптоматика заражения медиавирусом терроризма, его разносчиками выступают, в том числе, информационные агентства. При этом способов «из¬лечения» - медиатерапии - они не предлагают.
На основе анализа публикаций РИА Новости и ИА ТАСС, в которых освещаются теракты, за период с 1 января по 31 декабря 2016 года мы пришли к выводу, что:
• во-первых, информационные агентства обращаются к жанру хроники для поэтапного освещения теракта в прошлом, настоящем и будущем времени;
• во-вторых, широкое отражение в материалах информационных агентств получают теракты в Европе, менее широкое - в Турции и практически полностью игнорируются нападения террористов на мирное население в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока и Центральной Азии. Это объясняется кажущейся дальностью географического расположения зон конфликтов и насилия от нас, в то время как Европа - близко, а происходящие в ней теракты шокируют. Охватывающий ужас становится причиной для оправдания участия России и стран Международной коалиции под руководством США в войне в Сирии, постоянные увеличения военного контингента в регионе - ответом на нападения исламистов на мирное население. Вследствие чего читатель испытывает потребность узнавать подробности о событиях в Европе, особенно если речь идет об угрозе безопасности, в частности о терактах, а происходящее в Сирии, Ираке и других регионах волнует его преимущественно в контексте российского присутствия и борьбы с этими угрозами;
• в-третьих, информационные агентства осознанно отказываются от полноценного использования методов речевого воз-действия в пользу объективности, точности изложения информации и ставят главной целью - информирование аудитории, завоевывая внимание читателей устоявшейся репутацией, а не эмоциональными заголовками и эксплицитной интерпретацией событий автором.
Таким образом, теоретический анализ трудов, посвященных феноменам экстремизма, терроризма, их использования в СМИ, речевого воздействия, медиавируса и медиатерапии, и собственное исследование позволяют утверждать, что для освещения терактов журналисты используют методы речевого воздействия и определенные жанры для оказания влияния на индивида и общественное сознание - выдвинутая гипотеза подтверждается.
1. Alexander Y. The Media and Terrorism / Contemporary Terror: Studies in Sub¬State Violence. - London, 1981.
2. CherifBassiouni M. Problems in Media Coverage of Nonatate-Sponsored Ter¬ror-Violence Incidents / Perspectives on Terrorism. - Wilmington, 1983.
3. Борисенко Ю.Г. Терроризм: причины возникновения, правовые и психо¬логические аспекты // Информационное противодействие угрозам терро¬ризма. - 2006. - № 7.
4. Вакуленко В.Ф. Феномен терроризма. Методологические аспекты анализа // Закон и право. - 2004. - № 10.
5. Вергуполос К. Глобализация - большой мировой беспорядок: [Электрон¬ный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/economic/20160411/236089686
6. Война и мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь / Под общей редакцией Д.О. Рогозина: [Электронный ресурс]. URL: http://www.voina-i-mir.ru
7. Галло К. Презентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса:
[электронный ресурс]. URL: http://www.e-
reading. club/book.php?book=1002364
8. Гарев В. Усама бен Ладен: составляющие виртуального образа «террори¬ста №1» // Азия и Африка сегодня. - 2007. - № 3.
9. Глинчевский Э.И. Средства речевого воздействия в языке СМИ // Вест-ник Московского университета. - 2005. - № 4.
10. Григорьева К.С. Теракт с захватом заложников: обнаружение институци¬онализированного конфликта на «этой стороне» // Общественные науки и современность. - 2009. - № 5.
11. Данные с сайта ИА ТАСС: [Электронный ресурс]. URL: http://www.tass- online.ru/?page=pages&pageID=6
12. Данные с сайта телекомпании «112 Украина»: [Электронный ресурс]. URL: https ://112. ua/statj i/samye-zhutkie-katastrofy-2016-goda-361763. html
13. Дробот Г.А. Международный терроризм как объект изучения // Социаль¬но-гуманитарные знания. - 2008. - № 1.
14. Жаринов К.В. Терроризм и террористы: исторический справочник. Минск, 1999.
15. Журавлев Д.А. СМИ и терроризм // Общественные науки и современ-ность. - 2009. - № 5.
16. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.
17. Ильясов Ф.Н. Терроризм - от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования, - 2007. - № 6.
18. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебное пособие. М., 2009.
19. Коновалов В.Н. Политология. Словарь: [Электронный ресурс].
URL: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/politology/262/Экстремизм
20. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей ред. Е.С. Кубряко¬вой. - М., 1997.
21. Крупные теракты в мире в 2015-2016 годах: [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/spravka/20160715/1466390883.html
22. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений: учебное посо¬бие для студентов. - М., 2004.
23. МаркусШульте фон Драх. Почему Бельгия?: [Электронный ресурс]. URL: http://www.sueddeutsche.de/politik/terroranschlaege-in-bruessel-warum- belgien-1.2918996
24. Матвейчев О. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий. М., 2008.
25. Мелентьева Н.А. Размышления о терроре // Элементы. - 2000. - № 7.
26. Мкртычан А. А. Профилактика негативных явлений, экстремизма и тер-роризма в молодежной среде / Выступление на конференции.
27. Муратова М. Средства речевого воздействия в языке СМИ: [Электронный ресурс]. URL: http://old.russ.ru/politics/20030127-apelsin-pr.html
28. Овчинникова Г.В. Терроризм. СПб., 1998.
29. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. - 25-е изд., испр. и доп. - М., 2008.
30. Почебут Л.Г. Эра терроризма: [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.psyfactor.org/lib/pochebut.htm
31. Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Медиавирусы терроризма и ресурсы медиате¬рапии // Вестник московского университета. - 2008. - №5.
32. Пророкова М. Психология свободы: станет ли гуманнее общество, если отказаться от изображения насилия? // Furfur: [Электронный ресурс]. URL: http://www.furfur.me/freedom/howitworks/216949-violence
33. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.
34. Рейтинг стран по уровню терроризма: [Электронный ресурс]. URL: http://nonews.co/directory/lists/countries/terrorism
35. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М., 2003.
36. Рыбалко О.М. Динамика изменения психолингвистических характеристик текстов СМИ в чрезвычайных ситуациях: компенсаторные возможности / Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического об¬щества. - Ростов и/Д, 2007.
37. Сайт Федерального агентства по туризму: [Электронный ресурс]. URL: http: //www.russiatourism.ru
38. Сейджман М. Сетевые структуры терроризма. М., 2008.
39. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / Учебное пособие. - М., 2000: [Электронный ресурс]. URL: http://www.evartist.narod.ru/text2/01 .htm
40. Ткачук О.В. Слух и СМИ: альтернатива или контрапункт? / Проблемы медиапсихологии-2. - М., 2003.
41. Федоров С. Почему теракты происходят именно во Франции?: [Элек-тронный ресурс]. URL: https://thequestion.ru/questions/136142/pochemu- terakty-proiskhodyat-imenno-vo-francii
42. Федорышин В.В. Страх как основа насилия (на примере терроризма) // Омский научный вестник. - 2009. - № 4.
43. Чернядьева Н.А. Международный терроризм: происхождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия: моногр. М., 2016.
44. Чулковская Е. Теракты в Турции происходят один за другим. Так было
всегда? / Ответ востоковеда-тюрколога: [сайт]. URL:
https://meduza.io/feature/2016/06/30/terakty-v-turtsii-proishodyat-odin-za- drugim-tak-bylo-vsegda