Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И АЛГОРИТМОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ОТБОРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Работа №73204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы160
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты процесса отбора преподавателей в научно-технической сфере 10
1.1 Понятие научно-технической сферы и ее особенности 10
1.2 Существующие подходы к отбору преподавателей на основе оценивания их компетенций
1.3 Требования к преподавателю 21
1.4 Постановка задачи исследования 24
2 Разработка методов принятия решений при отборе преподавателей в научно-технической сфере 25
2.1 Разработка методики отбора преподавателей в научно-технической сфере 25
2.2 Разработка метода принятия решений о степени соответствия преподавателей занимаемым должностям 28
2.3 Разработка метода принятия решений при отборе ученых в рамках конкурса «Лучший ученый НИУ БелГУ» 41
2.4 Разработка метода принятия решений при формировании кадрового резерва (на примере должности заведующего кафедрой) 49
3 Программная реализация 61
3.1 Разработка алгоритмов принятия решений 61
3.2 Формулировка требований к разрабатываемой системе 63
3.3 Описание разработанной программной поддержки 64
3.4 Оценка эффективности 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
Приложение А 89
Приложение Б 92
Приложение В 97
Приложение Г 103
Приложение Д 108
Приложение Е 111
Приложение Ж 115
Приложение З 117
Приложение И 125
Приложение К 151
Приложение Л 153
Приложение М

В современных условиях к преподавателям ВУЗа предъявляется ряд требований. Кроме требований, общих для всех высших учебных заведений, к которым относятся: наличие высшего образования, стажа работы по специальности, выполнение определенных наукометрических показателей, высокий уровень реализации учебной деятельности, каждый ВУЗ предъявляет дополнительные.
Перечень дополнительных требований варьируется в зависимости от количества укрупненных групп специальностей, реализуемых в конкретном ВУЗе, непосредственно от перечня научных направлений, на которым осуществляется учебная деятельность, и от профиля кафедры (гуманитарная либо техническая). Как показывает обзор, требования к преподавателям, читающим технические, в том числе и информационно-коммуникационные, дисциплины, более высокие.
Преподаватель Вуза, ведущий учебную и научную деятельность в технической и IT-сфере, должен обладать высоким уровнем личностных и профессиональных компетенций, включая социально-психолого-педагогические, методические и научные компетенции.
Многие исследователи по-разному трактуют понятие и содержание указанных компетенций [20, 21]. Часть исследователей ограничивается рассмотрением только личностных компетенций преподавателя высшей школы, либо объединяя их с профессиональными [19, 31, 33, 55].
Однако, для оценки качества преподавателей, особенно в технической и IT - сфере, недостаточно оценивать только их личностные компетенции. Важную роль играют и профессиональные компетенции, поскольку данная сфера активно
развивается, и для того, чтобы университет обучал конкурентоспособных специалистов в данной предметной области, способных быстро адаптироваться к меняющимся условиям и появлению новых технологий и программных и аппаратных средств, уровень профессиональных компетенций Ш1С должен быть тоже довольно высоким. Поскольку состав ППС периодически обновляется и возникает ротация кадров, то необходимо учитывать уровень сформированности управленческих компетенций, как одного из аспектов профессиональной деятельности, а также прочих профессиональных компетенций и личностных особенностей кандидатов на вакантные должности.
Часто в работе вуза возникают задачи, когда необходимо тщательно оценить компетенции преподавателей либо руководителей и провести процедуру их отбора: спорные вопросы при проведении конкурса на замещение вакантных должностей, формирование кадрового резерва, конкурсы профессионального мастерства и т.д.
В рамках данной работы под отбором будем рассматривать процессы формирования управленческого кадрового резерва в ВУЗе, конкурса на замещение вакантной должности, конкурсов профессионального мастерства.
Объект исследования - процесс выявления степени соответствия преподавателей и представителей управленческих должностей занимаемой должности.
Предмет исследования - методики и алгоритмы отбора преподавателей в соответствии с заявленными целями.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование процедур принятия решений при отборе преподавателей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ предметной области.
2. Построить иерархическую модель компетенций преподавателей в научно-технической сфере с учетом ее особенностей.
3. Разработать методику принятия решений о степени соответствия уровня компетенций преподавателей заявленной должности.
4. Разработать правила принятия решений при отборе преподавателей для конкретных задач (выбор лучшего ученого, формирование управленческого кадрового резерва)
5. Разработать структуру компьютерной поддержки процесса отбора преподавателей на основе многокритериального оценивания.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- разработан метод принятия решений при конкурсном отборе преподавателей на вакантные должности, отличающийся от существующих подходов использованием методов многокритериального оценивания личностных, профессиональных (социально-психолого-педагогических, методических и научных) компетенций, а также методами оценивания выделенных частных компетенций;
- разработан метод принятия решений при отборе ученых, отличающийся использованием многокритериального оценивания;
- разработан метод принятия решений при формировании кадрового резерва на примере должности заведующего кафедрой, отличающийся использованием профессионального стандарта соответствующей управленческой деятельности и разработкой на его основе эталона должности для проведения сравнения кандидатов в резерв и принятия решений об их пригодности в один из видов кадрового резерва
- разработаны соответствующие алгоритмы принятия решений
Практическая значимость исследования. Программная система поддержки процесса отбора преподавателей может быть использована в университете для решения следующих задач: повышение обоснованности процесса отбора и принятия решений при отборе лучших ученых, при формировании кадрового резерва, при отборе кандидатов на вакантные должности; стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система процесса отбора преподавателей, состоящая из иерархической модели компетенций преподавателя, критериев оценивания частных компетенций, методики оценивания и отбора, алгоритмов отбора, программных и аппаратных средств оценивания и отбора, которая позволяет оценивать различные профессиональные и личностные компетенции преподавателей и принимать решения о степени их соответствия.
2. Иерархическая структурная модель системы компетенций преподавателей, включающая в себя личностные, социально-психолого-педагогические, методические и научные компетенции, а также квалификационные характеристики, критерии оценивания и градации для отбора.
3. Программно-алгоритмическая поддержка процесса принятия решений о степени соответствия преподавателей занимаемой должности, о степени их пригодности к отбору в кадровый резерв.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 88 страницах машинописного текста, включая 31 рисунков, 13 таблицы, список литературных источников из 63 наименований и 12 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках ВКР были решены следующие задачи:
1. На основе анализа предметной области была построена иерархическая модель компетенций преподавателей в научно-технической сфере с учетом ее особенностей.
2. Был разработан метод принятия решений при конкурсном отборе преподавателей на вакантные должности, отличающийся от существующих подходов использованием методов многокритериального оценивания личностных, социально-психолого-педагогических, методических и научных компетенций, а также методами оценивания выделенных частных компетенций;
3. Был разработан метод принятия решений при отборе ученых, отличающийся использованием многокритериального оценивания и учетом конечных целей привлечения выбранных ученых;
4. Был разработан метод принятия решений при формировании кадрового резерва на примере должности заведующего кафедрой, отличающийся использованием профессионального стандарта соответствующей управленческой деятельности и разработкой на его основе эталона должности для проведения сравнения кандидатов в резерв и принятия решений об их пригодности в один из видов кадрового резерва
5. Были разработаны правила принятия решений при отборе преподавателей для конкретных задач (выбор лучшего ученого, формирование управленческого кадрового резерва)
6. Была разработка программная реализация разработанных алгоритмов отбора преподавателей с использованием многокритериального оценивания и апробация разработанных методов и алгоритмов.
Цель работы можно считать достигнутой. положения, выносимые на защиту, подтверждены.
Предложенные алгоритмы и программная система поддержки процесса отбора преподавателей могут быть использованы в университете для решения следующих задач: повышение обоснованности процесса отбора и принятия решений при отборе лучших ученых, при формировании кадрового резерва, при отборе кандидатов на вакантные должности; стимулирования научно - исследовательской деятельности преподавателей высшей школы.
В качестве возможных путей развития проекта и дальнейших исследований можно предложить распространить предложенный подход на процессы отбора преподавателей гуманитарных специальностей, а также распространить методику отбора в кадровый управленческий на резерв на другие руководящие должности, как в институте / на факультете, так и для начальников отделов, управлений.



1. ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам [Текст]. - Введ. 1996-07-01. - М.: Изд-во стандартов, 1995. - 30 с. - (Единая система конструкторской документации)
2. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]. - М.: Изд-во стандартов, сор. 2001. - 26 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
3. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое
описание [Текст]. - М.: Изд-во стандартов, сор. 2004. - 170 с. - (Система
стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
4. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок: Общие
требования и правила составления [Текст]. - Введ. 2000-07-01. - М.: Изд-во стандартов, 2000. - 11 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
5. ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка: общие требования и правила составления [Текст]. - Введ. 2008-05-28. - М.: Изд-во стандартов, 2009. - 23 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
6. Assessment Center как технология комплексной оценки потенциала
сотрудников организации [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://myakushkin.ru/assessment-center/statya-po-assessment-center.html
7. Ангеловский А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г.
Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 7-13. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/742/(дата обращения: 13.06.2018).
8. Аавиксоо Я. Обеспечение качества: неортодоксальный взгляд на проблему // Alma mater («Вестник высшей школы»). 2002. № 6. С. 3-8., El- Khawas E. Staffing Issues in the Next Decade: Complex and Challenging // Higher Education Policy. June, 1994, N 2, vol. 7. PP. 43-44.
9. Анализ системы оценки высшего образования в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.quality.edu.ru/quality/sk/param/213/
10. Аттестация педагогических кадров 2014 года /консультативный практикум по вопросам аттестации педагогических работников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://somc.ru/article/6
11. Берестнева О.Г. Системные исследования и информационные технологии оценки компетентности студентов / автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. техн. наук, Томск: ТПУ, 2007. - 41с.
12. Блюмин С.Д. Модели и методы принятия решений в условиях неопределенности / С.Л. Блюмин, И.А. Шуйкова. - Липецк: ЛЭГИ, 2001. - 138 с.
13. Бордовская, Н.В., Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза. [Текст] / Н.В. Бордовская, Е.В. Титова. - Издательский центр Поморского государственного университета. - 2003.
14. В КазГЮИУ выбрали лучших ученых вуза [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://semey.city/novosti-v-semee/2014/04/15/v-kazgyuiu-vybrali-luchshikh-uchenykh-vuza/
15. Дендеберя, А.П. Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в условиях информационнодидактической среды педагогического вуза / А.П. Дендеберя, В.А. Петьков [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-u- buduschih-uchiteley-informatiki-v-usloviyah-informatsionno-didakticheskoy- sredy.pdf
16. Ёдгорова М. О. Современные требования к преподавателю профессионального колледжа [Текст] // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 86-87.
17. Жиляков, Е.Г. Адаптивное определение относительных важностей объектов на основе качественных парных сравнений [Текст] / Е.Г. Жиляков // Экономика и математические методы. - 2006. - Т.42. - №2. - С.111-122.
18. Жураковский В.М. Повышение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм [Текст] / В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России, 2010. № 2. С. 27-31.
19. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
20. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
21. Зязюн 1.А. Педагоычна майстершсть За ред. Зязюна 1.А., 2 -ге
видання доповнене i перероблене. Вища школа, 2004. 422 с
22. Иванова Т., Осечкина Л., Осокина С., Гринева М. Компетентностный подход к независимой оценке деятельности преподавателей [Текст] / Т. Иванова, Л. Осечкина, С. Осокина, М. Гринева // Качество образования, 2013. № 10. С.20¬25.
23. Иванова О.В. Проектирование системы оценивания профессиональных компетенций преподавателей и руководителей образовательных учреждений / автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Калининград, 2011. - 27 с.
24. Игнатьева, Г.А. Технология экспертной деятельности в образовании / Г.А. Игнатьева, М.Н. Крайникова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.niro. nnov .ru/?id=376
25. Квалификационные требования к педагогическим работникам,
относящимся к профессорско-преподавательскому составу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bsu.edu.ru/bitrix/redirect.php?event1=-
catalog_out&event2=%2Fupload%2Fiblock%2F8e5%2Ftreb_PPS-2. doc&- event3=treb_PPS-2.doc&goto=%2Fupload%2Fiblock%2F8e5%2Ftreb_PPS- 2.doc
(Дата обращения 01.04.2017)
26. Конкурс «Академина» для женщин-учёных Новосибирска [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://scijob.ru/grant/1268
27. Ларичев О.И. Вербальный анализ решений / Отв. Ред. А.Б. Петровский: Ин-т системного анализа РАН. М.: Наука, 2006. -181с.
28. Ларичев, О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / О.И. Ларичев. - М.: Логос, 2002. - 392 с.
29. Ларичев, О.И. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений / О.И. Ларичев, Е.М. Мошкович. - М.: Наука. Физматлит, 1996. - 208с.
30. Литвак Б.Г. Экспертная информация: методы получения и анализа / Б.Г. Литвак. - М.: Радио и связь, 1982.
31. Личность преподавателя высшего учебного заведения. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http: //uchebnikionline.com/pedago gika/pedago gika vischoyi shkoli -
turkot ti/osobistist vikladacha vischogo navchalnogo zakladu.htm
32. Ложкова, Г.М. Специфика профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.rusnauka.com/10_DN_2012/Psihologia/8_103848.doc.htm
33. Матушанский, Г.У. Профессионально важные качества преподавателя высшей школы / Г.У. Матушанский, М.Г. Рогов, Ю.В. Цвенгер // Электронный журнал. Психологическая наука и образование
34. Метод экспертных оценок. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.akvobr.ru/oop_proektirovanie_ekspertiza. html
35. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://revolution.allbest.ru/psychology/00020462_0.html
36. Научно-техническая сфера [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //www.increast.eu/ru/ 152.php
37. Ногин, В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход [Текст] / В.Д. Ногин. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. - 176с.
38. Обзор методик рейтинговой системы оценки качества работы
преподавателей [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.briefeducation.ru/brieds-128-2.html
39. Оценка качества работы преподавателя на основе методики многомерного анализа его деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/4c1b2750-4494-43ac-853b-e9ba11c97604
40. Петровский А.Б. Теория принятия решений / А.Б. Петровский. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
41. Положение об организации и проведении конкурса профессионального мастерства «Лучший ученый НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://www.bsu.edu.ru/upload/iblock/519/pol-sc.pdf
42. Пояснительная записка к профессиональным стандартам ИПС СВФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.svfu.ru/universitet/rukovodstvo-i- struktura/instituty/imi/form/
43. Премию «Ученый свет» получат 12 преподавателей [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://chelyabinsk.74.ru/text/gorod/40494419922944.html
44. Приходько, В.М. Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями / В.М. Приходько, А.Н. Соловьев // Высшее образование в России. - 2008. - № 10. - С. 43-49
45. Профессиональная компетентность преподавателя как условие обеспечения качества подготовки специалистов [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/data/2011/04/17/1268026365/27-31.pdf
46. Профессиональная компетентность преподавателя [Электронный
ресурс]: - Режим доступа:
http: //www. informio. ru/publications/id 1226/Professionalnaj a-kompetentnost-prepodavatelja
47. Профессиональный стандарт преподаватель (педагогическая
деятельность в профессиональном образовании, дополнительном
профессиональном образовании, дополнительном образовании). Проект от 20.08.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=2135
48. Путивцева, Н.П. О разработке методики комплексного оценивания принадлежности учителей к категории [Текст] / Н.П. Путивцева, Т.В. Зайцева, О.П. Пусная и др. // Научный результат. Информационные технологии, 2017, Т.2, №1, с. 14-19
49. Путивцева, Н.П. Сравнительный анализ применения
многокритериальных методов [Текст] / Путивцева Н.П., Пусная О.П., Игрунова С.В. и др. // Научный результат. Информационные технологии, 2017, Т.2, №1, с. 40-47.
50. Путивцева, Н.П. О разработке формализованной модели оценки личностных и профессиональных компетенций преподавателей высшей школы [Текст] / Н.П. Путивцева, Т.В. Зайцева, О.П. Пусная // Международный научно - практический журнал «Теория и практика современной науки», 2017, Выпуск № 4(22)
51. Путивцева, Н. П. Адаптированная методика отбора кадрового резерва для учебно-структурных подразделений образовательных учреждений [Текст] / Н.П. Путивцева, Т.В. Зайцева, О.П. Пусная, И.В. Свиридова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТАЛЬЯХ», ТОО Образовательный центр «AKSU», 2017, Республика Казахстан, г. Шымкент - 144с., с. 100-107
52. Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати ; пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. - URL: http://bsuir-helper.ru/sites/default/files/2011/03/11/ met/T omas_Saati_-_Prinyatie_Resheii._Metody_analiza_ierarhii.1993.pdf
53. Саати, Т. Аналитическое планирование. Организация систем [Текст] / Т. Саати, К. Кернс. - М.: Радио и связь, 1991. - 224с.
54. Сайт Института инженерных технологий и естественных наук НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://iten.bsu.edu.ru/iten/
55. Современные требования к преподавателю [Электронный ресурс]: - Режим доступа:https://studfiles.net/preview/6314304/page:5/
56. Состав и функции научно-технических кадров [Электронный
ресурс]: - Режим доступа:https://studopedia.ru/15_129530_sostav-i-funktsii-
nauchno-tehnicheskih-kadrov.html
57. Система менеджмента качества бти алтгту: от разработки до
сертификации [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2008/kat/pdf/Section3/289-304.pdf
58. Специфика технических наук и их классификация [Электронный
ресурс]: - Режим доступа:
https://studme.org/1065101917680/filosofiya/spetsifika tehnicheskih nauk klassifikatsiya
59. Толстоухова, И.В. К вопросу о специфике профессиональной
деятельности преподавателя вуза в условиях инновационных преобразований [Текст] / Толстоухова, И.В., Фугелова Т.А. // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-11. - С. 2483-2487; URL: http://fundamental-
research.ru/ru/article/view?id=37473(дата обращения: 13.06.2018).
60. Шапиро Д.И. Принятие решений в системах организационного управления: использование расплывчатых категорий. - М.: Энергоатомиздат, 1983. - 184с.
61. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. М.: Логос, 2015. 448 с.
62. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня, 2010. № 1. С. 72-77.
63. Экспертный лист оценки уровня квалификации педагогического
работника. [Электронный ресурс]. - Режим


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ