РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И АЛГОРИТМОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ОТБОРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты процесса отбора преподавателей в научно-технической сфере 10
1.1 Понятие научно-технической сферы и ее особенности 10
1.2 Существующие подходы к отбору преподавателей на основе оценивания их компетенций
1.3 Требования к преподавателю 21
1.4 Постановка задачи исследования 24
2 Разработка методов принятия решений при отборе преподавателей в научно-технической сфере 25
2.1 Разработка методики отбора преподавателей в научно-технической сфере 25
2.2 Разработка метода принятия решений о степени соответствия преподавателей занимаемым должностям 28
2.3 Разработка метода принятия решений при отборе ученых в рамках конкурса «Лучший ученый НИУ БелГУ» 41
2.4 Разработка метода принятия решений при формировании кадрового резерва (на примере должности заведующего кафедрой) 49
3 Программная реализация 61
3.1 Разработка алгоритмов принятия решений 61
3.2 Формулировка требований к разрабатываемой системе 63
3.3 Описание разработанной программной поддержки 64
3.4 Оценка эффективности 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
Приложение А 89
Приложение Б 92
Приложение В 97
Приложение Г 103
Приложение Д 108
Приложение Е 111
Приложение Ж 115
Приложение З 117
Приложение И 125
Приложение К 151
Приложение Л 153
Приложение М
1. Теоретические аспекты процесса отбора преподавателей в научно-технической сфере 10
1.1 Понятие научно-технической сферы и ее особенности 10
1.2 Существующие подходы к отбору преподавателей на основе оценивания их компетенций
1.3 Требования к преподавателю 21
1.4 Постановка задачи исследования 24
2 Разработка методов принятия решений при отборе преподавателей в научно-технической сфере 25
2.1 Разработка методики отбора преподавателей в научно-технической сфере 25
2.2 Разработка метода принятия решений о степени соответствия преподавателей занимаемым должностям 28
2.3 Разработка метода принятия решений при отборе ученых в рамках конкурса «Лучший ученый НИУ БелГУ» 41
2.4 Разработка метода принятия решений при формировании кадрового резерва (на примере должности заведующего кафедрой) 49
3 Программная реализация 61
3.1 Разработка алгоритмов принятия решений 61
3.2 Формулировка требований к разрабатываемой системе 63
3.3 Описание разработанной программной поддержки 64
3.4 Оценка эффективности 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
Приложение А 89
Приложение Б 92
Приложение В 97
Приложение Г 103
Приложение Д 108
Приложение Е 111
Приложение Ж 115
Приложение З 117
Приложение И 125
Приложение К 151
Приложение Л 153
Приложение М
В современных условиях к преподавателям ВУЗа предъявляется ряд требований. Кроме требований, общих для всех высших учебных заведений, к которым относятся: наличие высшего образования, стажа работы по специальности, выполнение определенных наукометрических показателей, высокий уровень реализации учебной деятельности, каждый ВУЗ предъявляет дополнительные.
Перечень дополнительных требований варьируется в зависимости от количества укрупненных групп специальностей, реализуемых в конкретном ВУЗе, непосредственно от перечня научных направлений, на которым осуществляется учебная деятельность, и от профиля кафедры (гуманитарная либо техническая). Как показывает обзор, требования к преподавателям, читающим технические, в том числе и информационно-коммуникационные, дисциплины, более высокие.
Преподаватель Вуза, ведущий учебную и научную деятельность в технической и IT-сфере, должен обладать высоким уровнем личностных и профессиональных компетенций, включая социально-психолого-педагогические, методические и научные компетенции.
Многие исследователи по-разному трактуют понятие и содержание указанных компетенций [20, 21]. Часть исследователей ограничивается рассмотрением только личностных компетенций преподавателя высшей школы, либо объединяя их с профессиональными [19, 31, 33, 55].
Однако, для оценки качества преподавателей, особенно в технической и IT - сфере, недостаточно оценивать только их личностные компетенции. Важную роль играют и профессиональные компетенции, поскольку данная сфера активно
развивается, и для того, чтобы университет обучал конкурентоспособных специалистов в данной предметной области, способных быстро адаптироваться к меняющимся условиям и появлению новых технологий и программных и аппаратных средств, уровень профессиональных компетенций Ш1С должен быть тоже довольно высоким. Поскольку состав ППС периодически обновляется и возникает ротация кадров, то необходимо учитывать уровень сформированности управленческих компетенций, как одного из аспектов профессиональной деятельности, а также прочих профессиональных компетенций и личностных особенностей кандидатов на вакантные должности.
Часто в работе вуза возникают задачи, когда необходимо тщательно оценить компетенции преподавателей либо руководителей и провести процедуру их отбора: спорные вопросы при проведении конкурса на замещение вакантных должностей, формирование кадрового резерва, конкурсы профессионального мастерства и т.д.
В рамках данной работы под отбором будем рассматривать процессы формирования управленческого кадрового резерва в ВУЗе, конкурса на замещение вакантной должности, конкурсов профессионального мастерства.
Объект исследования - процесс выявления степени соответствия преподавателей и представителей управленческих должностей занимаемой должности.
Предмет исследования - методики и алгоритмы отбора преподавателей в соответствии с заявленными целями.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование процедур принятия решений при отборе преподавателей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ предметной области.
2. Построить иерархическую модель компетенций преподавателей в научно-технической сфере с учетом ее особенностей.
3. Разработать методику принятия решений о степени соответствия уровня компетенций преподавателей заявленной должности.
4. Разработать правила принятия решений при отборе преподавателей для конкретных задач (выбор лучшего ученого, формирование управленческого кадрового резерва)
5. Разработать структуру компьютерной поддержки процесса отбора преподавателей на основе многокритериального оценивания.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- разработан метод принятия решений при конкурсном отборе преподавателей на вакантные должности, отличающийся от существующих подходов использованием методов многокритериального оценивания личностных, профессиональных (социально-психолого-педагогических, методических и научных) компетенций, а также методами оценивания выделенных частных компетенций;
- разработан метод принятия решений при отборе ученых, отличающийся использованием многокритериального оценивания;
- разработан метод принятия решений при формировании кадрового резерва на примере должности заведующего кафедрой, отличающийся использованием профессионального стандарта соответствующей управленческой деятельности и разработкой на его основе эталона должности для проведения сравнения кандидатов в резерв и принятия решений об их пригодности в один из видов кадрового резерва
- разработаны соответствующие алгоритмы принятия решений
Практическая значимость исследования. Программная система поддержки процесса отбора преподавателей может быть использована в университете для решения следующих задач: повышение обоснованности процесса отбора и принятия решений при отборе лучших ученых, при формировании кадрового резерва, при отборе кандидатов на вакантные должности; стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система процесса отбора преподавателей, состоящая из иерархической модели компетенций преподавателя, критериев оценивания частных компетенций, методики оценивания и отбора, алгоритмов отбора, программных и аппаратных средств оценивания и отбора, которая позволяет оценивать различные профессиональные и личностные компетенции преподавателей и принимать решения о степени их соответствия.
2. Иерархическая структурная модель системы компетенций преподавателей, включающая в себя личностные, социально-психолого-педагогические, методические и научные компетенции, а также квалификационные характеристики, критерии оценивания и градации для отбора.
3. Программно-алгоритмическая поддержка процесса принятия решений о степени соответствия преподавателей занимаемой должности, о степени их пригодности к отбору в кадровый резерв.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 88 страницах машинописного текста, включая 31 рисунков, 13 таблицы, список литературных источников из 63 наименований и 12 приложений.
Перечень дополнительных требований варьируется в зависимости от количества укрупненных групп специальностей, реализуемых в конкретном ВУЗе, непосредственно от перечня научных направлений, на которым осуществляется учебная деятельность, и от профиля кафедры (гуманитарная либо техническая). Как показывает обзор, требования к преподавателям, читающим технические, в том числе и информационно-коммуникационные, дисциплины, более высокие.
Преподаватель Вуза, ведущий учебную и научную деятельность в технической и IT-сфере, должен обладать высоким уровнем личностных и профессиональных компетенций, включая социально-психолого-педагогические, методические и научные компетенции.
Многие исследователи по-разному трактуют понятие и содержание указанных компетенций [20, 21]. Часть исследователей ограничивается рассмотрением только личностных компетенций преподавателя высшей школы, либо объединяя их с профессиональными [19, 31, 33, 55].
Однако, для оценки качества преподавателей, особенно в технической и IT - сфере, недостаточно оценивать только их личностные компетенции. Важную роль играют и профессиональные компетенции, поскольку данная сфера активно
развивается, и для того, чтобы университет обучал конкурентоспособных специалистов в данной предметной области, способных быстро адаптироваться к меняющимся условиям и появлению новых технологий и программных и аппаратных средств, уровень профессиональных компетенций Ш1С должен быть тоже довольно высоким. Поскольку состав ППС периодически обновляется и возникает ротация кадров, то необходимо учитывать уровень сформированности управленческих компетенций, как одного из аспектов профессиональной деятельности, а также прочих профессиональных компетенций и личностных особенностей кандидатов на вакантные должности.
Часто в работе вуза возникают задачи, когда необходимо тщательно оценить компетенции преподавателей либо руководителей и провести процедуру их отбора: спорные вопросы при проведении конкурса на замещение вакантных должностей, формирование кадрового резерва, конкурсы профессионального мастерства и т.д.
В рамках данной работы под отбором будем рассматривать процессы формирования управленческого кадрового резерва в ВУЗе, конкурса на замещение вакантной должности, конкурсов профессионального мастерства.
Объект исследования - процесс выявления степени соответствия преподавателей и представителей управленческих должностей занимаемой должности.
Предмет исследования - методики и алгоритмы отбора преподавателей в соответствии с заявленными целями.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование процедур принятия решений при отборе преподавателей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ предметной области.
2. Построить иерархическую модель компетенций преподавателей в научно-технической сфере с учетом ее особенностей.
3. Разработать методику принятия решений о степени соответствия уровня компетенций преподавателей заявленной должности.
4. Разработать правила принятия решений при отборе преподавателей для конкретных задач (выбор лучшего ученого, формирование управленческого кадрового резерва)
5. Разработать структуру компьютерной поддержки процесса отбора преподавателей на основе многокритериального оценивания.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- разработан метод принятия решений при конкурсном отборе преподавателей на вакантные должности, отличающийся от существующих подходов использованием методов многокритериального оценивания личностных, профессиональных (социально-психолого-педагогических, методических и научных) компетенций, а также методами оценивания выделенных частных компетенций;
- разработан метод принятия решений при отборе ученых, отличающийся использованием многокритериального оценивания;
- разработан метод принятия решений при формировании кадрового резерва на примере должности заведующего кафедрой, отличающийся использованием профессионального стандарта соответствующей управленческой деятельности и разработкой на его основе эталона должности для проведения сравнения кандидатов в резерв и принятия решений об их пригодности в один из видов кадрового резерва
- разработаны соответствующие алгоритмы принятия решений
Практическая значимость исследования. Программная система поддержки процесса отбора преподавателей может быть использована в университете для решения следующих задач: повышение обоснованности процесса отбора и принятия решений при отборе лучших ученых, при формировании кадрового резерва, при отборе кандидатов на вакантные должности; стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система процесса отбора преподавателей, состоящая из иерархической модели компетенций преподавателя, критериев оценивания частных компетенций, методики оценивания и отбора, алгоритмов отбора, программных и аппаратных средств оценивания и отбора, которая позволяет оценивать различные профессиональные и личностные компетенции преподавателей и принимать решения о степени их соответствия.
2. Иерархическая структурная модель системы компетенций преподавателей, включающая в себя личностные, социально-психолого-педагогические, методические и научные компетенции, а также квалификационные характеристики, критерии оценивания и градации для отбора.
3. Программно-алгоритмическая поддержка процесса принятия решений о степени соответствия преподавателей занимаемой должности, о степени их пригодности к отбору в кадровый резерв.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 88 страницах машинописного текста, включая 31 рисунков, 13 таблицы, список литературных источников из 63 наименований и 12 приложений.
В рамках ВКР были решены следующие задачи:
1. На основе анализа предметной области была построена иерархическая модель компетенций преподавателей в научно-технической сфере с учетом ее особенностей.
2. Был разработан метод принятия решений при конкурсном отборе преподавателей на вакантные должности, отличающийся от существующих подходов использованием методов многокритериального оценивания личностных, социально-психолого-педагогических, методических и научных компетенций, а также методами оценивания выделенных частных компетенций;
3. Был разработан метод принятия решений при отборе ученых, отличающийся использованием многокритериального оценивания и учетом конечных целей привлечения выбранных ученых;
4. Был разработан метод принятия решений при формировании кадрового резерва на примере должности заведующего кафедрой, отличающийся использованием профессионального стандарта соответствующей управленческой деятельности и разработкой на его основе эталона должности для проведения сравнения кандидатов в резерв и принятия решений об их пригодности в один из видов кадрового резерва
5. Были разработаны правила принятия решений при отборе преподавателей для конкретных задач (выбор лучшего ученого, формирование управленческого кадрового резерва)
6. Была разработка программная реализация разработанных алгоритмов отбора преподавателей с использованием многокритериального оценивания и апробация разработанных методов и алгоритмов.
Цель работы можно считать достигнутой. положения, выносимые на защиту, подтверждены.
Предложенные алгоритмы и программная система поддержки процесса отбора преподавателей могут быть использованы в университете для решения следующих задач: повышение обоснованности процесса отбора и принятия решений при отборе лучших ученых, при формировании кадрового резерва, при отборе кандидатов на вакантные должности; стимулирования научно - исследовательской деятельности преподавателей высшей школы.
В качестве возможных путей развития проекта и дальнейших исследований можно предложить распространить предложенный подход на процессы отбора преподавателей гуманитарных специальностей, а также распространить методику отбора в кадровый управленческий на резерв на другие руководящие должности, как в институте / на факультете, так и для начальников отделов, управлений.
1. На основе анализа предметной области была построена иерархическая модель компетенций преподавателей в научно-технической сфере с учетом ее особенностей.
2. Был разработан метод принятия решений при конкурсном отборе преподавателей на вакантные должности, отличающийся от существующих подходов использованием методов многокритериального оценивания личностных, социально-психолого-педагогических, методических и научных компетенций, а также методами оценивания выделенных частных компетенций;
3. Был разработан метод принятия решений при отборе ученых, отличающийся использованием многокритериального оценивания и учетом конечных целей привлечения выбранных ученых;
4. Был разработан метод принятия решений при формировании кадрового резерва на примере должности заведующего кафедрой, отличающийся использованием профессионального стандарта соответствующей управленческой деятельности и разработкой на его основе эталона должности для проведения сравнения кандидатов в резерв и принятия решений об их пригодности в один из видов кадрового резерва
5. Были разработаны правила принятия решений при отборе преподавателей для конкретных задач (выбор лучшего ученого, формирование управленческого кадрового резерва)
6. Была разработка программная реализация разработанных алгоритмов отбора преподавателей с использованием многокритериального оценивания и апробация разработанных методов и алгоритмов.
Цель работы можно считать достигнутой. положения, выносимые на защиту, подтверждены.
Предложенные алгоритмы и программная система поддержки процесса отбора преподавателей могут быть использованы в университете для решения следующих задач: повышение обоснованности процесса отбора и принятия решений при отборе лучших ученых, при формировании кадрового резерва, при отборе кандидатов на вакантные должности; стимулирования научно - исследовательской деятельности преподавателей высшей школы.
В качестве возможных путей развития проекта и дальнейших исследований можно предложить распространить предложенный подход на процессы отбора преподавателей гуманитарных специальностей, а также распространить методику отбора в кадровый управленческий на резерв на другие руководящие должности, как в институте / на факультете, так и для начальников отделов, управлений.
Подобные работы
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ НИУ «БЕЛГУ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ (на материале иноязычного образования)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОПЕРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - ОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Тексточентрический подход в образовательном пространстве высшей военной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Моделирование образовательного процесса
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



