Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Работа №73192

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы177
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.1. Творческая составляющая журналистской профессии 7
1.2. Журналист как субъект творчества 17
1.3. Способы и методы творческой деятельности журналиста 27
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛНИНСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ 38
2.1. Общая характеристика исследования 38
2.2. Особенности творческой биографии интервьюируемых 47
2.3. Анализ творческой активности исследуемых журналистов 61
2.4. Профессиональное творческое мастерство: уровень и факторы
ограничения 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современном обществе значимость журналиста как субъекта творчества нивелируется. Но оригинальность и ценность журналистских произведений зависит от степени реализации творческого потенциала. Это необходимо для раскрытия личности журналиста и создания полновесного произведения, которое бы удовлетворяло запросы аудитории.
Степень изученности данной темы. Особо выделяются работы, посвященные изучению следующих аспектов:
- модели личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, нравственных, личностно-психологических, гражданских и социально-демографических качеств1;
- различных аспектов журналистского творчества как коллективного и индивидуального труда по созданию журналистского произведения;
- опыта успешной творческой деятельности как отдельных журналистов, так и средств массовой информации в целом;
- обстоятельств, формирующих журналистику как профессиональную деятельность, круг профессиональных обязанностей журналиста, основные особенности журналистского произведения и способ творческой деятельности журналиста.
Проблема исследования заключается в том, что серьезные изменения на каждом из уровней жизни общества происходят ежесекундно и повсеместно, вызывая перемены и в журналистике, и в журналистском творчестве. Несмотря на их широкое влияние, они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие, прежде всего, на личность самого журналиста, ведь он выступает субъектом профессиональной творческой деятельности.
Объектом исследования является журналистское творчество.
Предметом исследования является реализация творческого потенциала в профессиональной деятельности журналиста.
Цель состоит в изучении проблемы творческой самореализации журналиста в процессе профессиональной деятельности.
Для достижения цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть понятие творчества и обозначить его связь с журналистской деятельностью;
2. проанализировать основные мотивы творческой деятельности;
3. выявить характерные особенности личности журналиста как субъекта профессиональной творческой деятельности;
4. определить причины, которые способствуют развитию проблемы ограничения творческого начала в профессиональной деятельности современного журналиста;
5. проанализировать основные способы и методы творческой деятельности журналиста;
6. разработать программу исследования данных и провести глубинные интервью с журналистами печатных СМИ;
7. проанализировать уровень реализации творческого потенциала журналиста в процессе работы;
8. оценить масштаб проблемы и ее степень влияния на процесс создания журналистского материала;
9. выделить основные способы разрешения данной проблемы в ходе профессиональной деятельности журналиста.
Теоретической базой исследования послужили: классификация определений творчества, составленная А.В. Большаковым (Проблема определения творчества // Аналитика культурологи, 2007); специфика журналистского творчества, изученная В.М. Гороховым (Основы журналистского мастерства, 1986); виды творческой профессиональной деятельности, выделенные Е.П. Прохоровым (Введение в теорию журналистики, 2011); парадоксы журналистской профессии, выявленные Л.Г. Свитич (Профессия: журналист, 2003); концепция способов и методов творчества на разных этапах журналистской деятельности, разработанная Г.В. Лазутиной (Основы творческой деятельности журналиста, 2001).
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования как:
- анализ и синтез - при изучении теоретической литературы для выявления основных понятий и классификаций;
- абстрагирование - при определении смысла понятий для разработки понятийного аппарата работы;
- сравнительно-сопоставительный анализ - при изучении процесса творчества и его связи с профессиональной журналистской деятельностью;
- системный анализ - при изучении журналистского творчества как системы с учетом факторов, оказывающих влияние на ее существование и функционирование;
- глубинное интервью - для сбора информации, необходимой при написании практической части дипломной работы;
- контент-анализ - при изучении степени реализации творчества в публикациях интервьюируемых журналистов.
В состав эмпирической базы исследования вошли результаты контент-анализа и глубинных интервью, проведенных с журналистами челнинских СМИ. А также официальная информация с сайтов еженедельной газеты «Челнинские известия» и электронной газеты «БИЗНЕС Online».
Новизна заключается в том, что нами была разработана методика исследования творческой составляющей профессиональной деятельности журналиста. Помимо этого, исследования теоретиков, на труды которых мы опираемся в своей работе, не включали в себя изучение степени ограничения творческого потенциала на примере профессиональной деятельности конкретных журналистов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в учебном процессе в рамках дисциплин, связанных с теорией и практикой журналистского творчества. А также может послужить основой для личностной рефлексии отдельных журналистов-практиков.
Структура дипломной работы включает введение, две главы основной части, заключение, список использованной литературы и источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение феномена творчества вызывает особый научный интерес у теоретиков журналистики, что обусловлено широтой и масштабностью данной темы. Опираясь на труды известных специалистов данной области, мы разработали новый подход к исследованию проблемы реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности журналистов. Он включил в себя всесторонний анализ творческой составляющей журналистской профессии. Мы изучили мотивы творческой деятельности, характерные особенности личности журналиста как субъекта профессиональной творческой деятельности, уровень реализации творческого потенциала журналиста в процессе работы и многое другое.
Отношение к творческой составляющей профессии трансформируется при осуществлении практической деятельности. Реальная модель журналистского творчества имеет свою специфику и не поддается однозначным трактовкам. Реализация творчества - это единство сознательных и бессознательных процессов, взаимодействие которых оказывает особое влияние на личность. Таким образом, мы решили, что наиболее продуктивным и полноценным будет анализ субъективных взглядов самих журналистов на творческую природу их работы.
Мы провели четыре глубинных интервью с действующими журналистами челнинских печатных изданий и выяснили, что благодаря имеющимся теоретическим и практическим познаниям журналисты вырабатывают свои способы деятельности, которые позволяют им решать необходимые профессиональные задачи. Эти способы могут совершенствоваться под воздействием различных факторов и влиять на уровень творческой активности журналиста. Он, в свою очередь, прямо пропорционален степени оригинальности и неповторимости продукта его журналистской деятельности. И, несмотря на первостепенную важность личных представлений журналиста о творческой составляющей профессии, также необходим анализ объективных данных. Ими являются журналистские тексты как результат профессионального творческого мастерства журналиста. Метод контент-анализа позволил нам всестороннее изучить предмет нашего исследования.
Подтвердились некоторые предположения, выдвинутые в теоретической части нашей выпускной квалификационной работы. Так, было обнаружено наличие пяти групп ограничений творчества: личностных, социальных, политических, экономических и внутриредакционных. Именно они создают индивидуальную совокупность факторов, которые как позитивно, так и негативно влияют на профессиональную журналистскую деятельность.
Степень реализации творческого потенциала журналиста в процессе работы напрямую связана с уровнем профессионального мастерства. С тем, какие источники и объекты тем, методы сбора и обработки информации, жанры и элементарные выразительные средства предпочитает использовать журналист. Чем опытнее журналист, тем проще ему ориентироваться и приспосабливаться к возникающим парадоксам профессии, бороться с различными трудностями. От того, насколько успешно он справляется с возникающими внутренними и внешними коллизиями зависит его творческая журналистская активность.
Журналисты челнинских печатных СМИ считают свою профессию творческой, для них определенно имеет значение наличие творческой составляющей в профессии. Но из-за ряда объективных и субъективных причин им не удается полностью реализовать свой творческий потенциал в процессе работы. Как показали результаты глубинного интервью, данная проблема хоть и влияет на их личность, профессиональную деятельность и журналистский продукт, но для большинства журналистов вопрос с ограничениями творчества является решенным. Каждому из интервьюируемых удалось выработать личностную стратегию борьбы с проблемой ограничения творческой активности на разных этапах профессиональной деятельности.
Мы выяснили, что уровень реализации творческого потенциала журналиста в процессе работы коррелируется с журналистским опытом, личностными способностями и убеждениями, профессиональными целями журналиста. От того, как журналист приспособится к постоянным изменениям и справится с ограничениями творчества, зависит не только развитие его профессионального творческого мастерства, но и степень самореализации. Вот почему проработанная нами методика исследования и проведенный анализ творческой составляющей профессиональной деятельности журналистов являются эвристически полезными.



1. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. - Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru(дата обращения: март-июнь 2019).
2. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru(дата обращения: март- июнь 2019).
3. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. -
Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru/news/city/23892-detey-kotorykh-pereputali-v-chelninskom-roddome-vernut-v-rodnye-semi-v-pyatnitsu (дата обращения:
23.03.2019).
4. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. - Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru/news/city/40165-silnaya-chelninka-bez-ruki-vstala-na-tropu-voyny-s-chinovnikami(дата обращения: 24.03.2019).
5. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. - Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru/news/criminal/5429-chisto-rossiyskoe-ubiystvo-mat-izvinilas-pered-nevestkoy-ubivshey-ee-syna-i-oplatila-dlya-nee-advokata(дата обращения: 25.03.2019).
6. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. -
Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru/news/city/3332-frantsuzskiy-khudozhnik-vlyubilsya-v-chelninskuyu-uchitelnitsu-uvidev-ee-foto-s-doski-pocheta (дата
обращения: 30.03.2019).
7. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. - Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru/news/social/27502-tukaevskie-zhenikhi-zhdut-chelninskikh-nevest(дата обращения: 31.03.2019).
8. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. -
Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru/news/money/29800-millionnye-dolgi-pogibshey-khozyayki-chelninskoy-seti-salonov-krasoty-povisli-na-ee-sotrudnikakh (дата
обращения: 13.04.2019).
9. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. - Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru/news/city/32593-torgovtsy-s-kitayskogo-rynka-uzhe-obustroilis-v-chelnakh-i-nazad-v-aziyu-ne-sobirayutsya(дата обращения: 14.04.2019).
10. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. - Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru/news/leisure/30698-kak-bez-deneg-sezdit-za-granitsu(дата обращения: 19.04.2019).
11. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. - Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru/news/business/23194-otkroveniya-chelninki-o-nelegkom-biznese-v-legkoy-promyshlennosti(дата обращения: 20.04.2019).
12. Челнинские известия [Электронный ресурс]: сайт газеты. - Электрон. дан. - Наб. Челны, 2012. - Режим доступа:http://chelny-izvest.ru/news/facts/20880-marshrutki-s-dymkom-ili-ekologiya-po-chelninski(дата обращения: 21.04.2019).
13. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru/article/400245(дата обращения: 27.04.2019).
14. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru/article/401510(дата обращения: 28.04.2019).
15. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru/article/406823(дата обращения: 4.05.2019).
16. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru/article/409708(дата обращения: 5.05.2019).
17. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru/article/426928(дата обращения: 6.06.2019).
18. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru/article/423926(дата обращения: 18.05.2019).
19. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru/article/412414(дата обращения: 10.05.2019).
20. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru/article/416548(дата обращения: 11.05.2019).
21. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru/article/424269(дата обращения: 25.05.2019).
22. БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]: сайт электронной газеты. - Электрон. дан. - Казань, 2008. - Режим доступа:https://kam.business-gazeta.ru/article/423588(дата обращения: 26.05.2019).
Литература:
23. Александрова Л. А. Генезис понятия творчества в истории философии [Электронный ресурс]: науч. статья. - Электрон. дан. - Чебоксары, 2007. - Вестник ЧГУ №3. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ponyatiya-tvorchestva-v-istorii-filosofii(дата обращения: 27.01.2019).
24. Большаков А. В. Проблема определения творчества // Аналитика культурологии. [Электронный ресурс]: науч. статья. - Электрон. дан. - Тамбов, 2007. №8. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-tvorchestva(дата обращения: 15.02.2019).
25. Большая российская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энцикл., 2004 - 2019. - Т. 31.
26. Вестник студенческого научно-творческого общества КСЭИ: материалы XVII Международной межвузовской научно-творческой студенческой конференции 15 апреля 2014г. / под науч. ред. Г.И. Гпоновой. Краснодар: КСЭИ, 2014. - 98 с.
27. Горохов В.М. Методы журналистского творчества / Горохов В.М., Прохоров Е.П., Дзялошинский И.М. [и др.]; - М.: Издательство МГУ, 1982. - 151 с.
28. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства: учебник для вузов / В. М. Горохов. - М.: Высш. шк., 1989. - 120 с.
29. Горячева О.Н. Методы исследования массовой информации: учеб. пособие / О. Н. Горячева, О. Г. Гунько, М. Г. Яковлева. - Набережные Челны: ИПЦ Набережночелнинского института К(П)ФУ, 2015. - 182 с.
30. Дмитровский А. Л. Смысл творчества и критерии мастерства в журналистике (философско-антропологический подход). [Электронный ресурс] : науч. статья. - Электрон. дан. - Белгород, 2008. - Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, №1. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-tvorchestva-i-kriterii-masterstva-v-zhurnalistike-filosofsko-antropologicheskiy-podhod(дата обращения: 11.02.2019).
31. Дорощук Е.С. Основы творческой деятельности журналиста: Деятельностная модель журналистики: учеб. пособие для студентов / под научной ред. Дорощук Е.С. - Казань, 2009. - 95 с.
32. Дуткевич Т.В. Общая психология. Теоретический курс: научное пособие /Т.В. Дуткевич. - Киев: Центр учебной литературы, 2016. - 388 с.
33. Ершов Ю. М. Миссия журналиста в эпоху коммерциализации и
потребительского общества [Электронный ресурс] : науч. статья. - Электрон. дан. - Томск, 2013. - Вопросы теории и практики журналистики, №1. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/missiya-zhurnalista-v-epohu-kommertsializatsii-i-potrebitelskogo-obschestva(дата обращения: 10.02.2019).
34. Закон о СМИ Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон. - Элетрон. дан. М., 27.12.1991 N 2124-1. Ст. 2. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/(дата обращения 25.01. 2019).
35. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества /М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 496 с.
36. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов /М.Н. Ким. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
37. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения: учеб. пособие для студентов вузов / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 320 с.
38. Клёсова О.А. Способ творческой деятельности журналиста на современном этапе: автореф. дисс. ... на соискание ученой степени канд. филол. наук: 10.01.10 /Лазутина Г. В. - М., 2013. - 21 с.
39. Корконосенко С.Г. Введение в журналистику: учеб. пособие / С.Г. Корконсенко. - М.: КРОНУС, 2011. - 272 с.
40. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов /С.Г. Корконосенко - М.: Аспект Пресс, 2001. — 287 с.
41. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / Г. В. Лазутина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с.
42. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико¬
методологический анализ /Э.С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.
43. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учебное пособие / В.Ф. Олешко. - М.: Изд-во РИП-холдинг, 2003. - 222 с.
44. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. [и др.]; Отв. ред. Я. А. Пономарев; АН СССР, Институт психологии. - М.: Наука, 1990. - 304 с.
45. Просецкий П.А. Психология творчества: учеб. пособие / П. А. Просецкий, В. А. Семиченко; науч. ред. М. И. Дьяченко; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М.: Прометей, 1989. - 82 с.
46. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов / Е.П. Прохоров - 8-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 351 с.
47. Распопова С. С. Журналистское творчество: теория и практика освоения: диссертация доктора филол. наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова.- М., 2007. - 408 с.
48. Руденко И. Должна ли газета ублажать? Должна! // Журналист/ И. Руденко. - 1996. № 9. - С. 3-6.
49. Спесивцева О. И. Некоторые аспекты творческой деятельности [Электронный ресурс] : науч. статья. - Электрон. дан. - Челябинск, 2012. - Вестник ЧелГУ №19. Режим доступа:https://eyberleninka.rU/artiele/n/nekotorye-aspekty-tvoreheskoy-deyatelnosti(дата обращения: 11.02.2019).
50. Свитич Л. Г. Социология журналистики: учеб. пособие /Л.Г. Свитич. - М.: ИМПЭ ИМ. А.С. Грибоедова, 2005. - 119 с.
51. Свитич Л.Г. Профессия: журналист: учеб. пособие / Л.Г. Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 255 с.
52. Храмова Н. Н. Агрегаторы новостей как журналистика будущего
[Электронный ресурс] : науч. статья. - Электрон. дан. - Челябинск, 2017. - Медиасреда №12. Режим доступа: https://eyberleninka.rU/artiele/n/agregatory-novostey-kak-zhurnalistika-
budusehego(дата обращения: 10.02.2019).
53. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии / М.Г. Ярошевский - М., 1985. № 6. С. 14-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ