Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме формирования информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе
гуманитарной подготовки 15
§ 1.1 Генезис понятия «информационная культура» 15
§ 1.2 Проблема информационной культуры в философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической
литературе 31
§ 1.3 Роль и место информационной культуры в становлении будущих
инженеров лесного комплекса 42
§ 1.4 Гуманитаризация образования как важное средство формирования
информационной культуры будущего специалиста 61
Выводы 76
Глава 2 Пути и средства формирования информационной культуры будущих
инженеров в процессе гуманитарной подготовки 78
§ 2.1 Модель процесса формирования информационной культуры будущих
инженеров в условиях технического вуза 78
§ 2.2 Программно-целевой подход к формированию информационной
культуры будущих инженеров в процессе гуманитарной подготовки 100
§ 2.3 Интернет как средство формирование информационной культуры
специалиста 123
§ 2.4 Методика проведения исследования и результаты опытно¬экспериментальной работы 139
Выводы 172
Заключение 175
Список литературы 180
Приложения 193
Актуальность проблемы. Современный этап развития цивилизации характеризуется возросшей мощью информационных и коммуникационных технологий, что представляет собой по мнению многих ученых (Р.Ф.Абдеев [1], Г.Г.Воробьев [30], Э.С.Демиденко [60], Н.Н.Моисеев [86], В.Трайнев [131]) по существу глобальную информационную революцию, которая по своему масштабу и последствиям во много раз превосходит промышленную революцию XIX века и научно-техническую середины XX столетия.
Под влиянием происходящих в обществе процессов информатизации претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности: экономика, политика, культура, образование, окружающая среда и многие другие. Для человека грядущего информационного общества единство мира оказывается уже не идеологической абстракцией, а фактом повседневной жизни. Реальностью становится развертывание массовой системы качественного обучения на расстоянии и образования, неограниченного возрастными рамками. Обучение с использованием новых информационных технологий, например, электронных коммуникаций, существенно расширяет кругозор обучающихся и их контакты, лучше учитывает их индивидуальные особенности и потребности, создает возможности усвоения ими самых современных знаний и умений.
Однако, информатизация несет с собой не только оригинальные решения различных общественных вопросов, но и многочисленные проблемы. Наиболее важной из них является недооценка социокультурных аспектов данного процесса, что порождает представление об информатизации как об исключительно инженерной, технологической задаче. Такое проявление технократического мышления, когда целью развития человечества видится технический прогресс, по справедливому мнению академика Д.С. Лихачева [67], не только не имеет перспективы, но и опасно, ибо по сути своей лишено нравственного начала. На самом деле техника, наука, информатизация являются лишь средствами для развития человека, а цель - сам человек, его культура.
Осознание опасности технократизма, стремление поставить современные достижения науки и техники на служение людям требуют усиления роли и значения гуманитарных знаний, воспитания профессионалов различных сфер деятельности с гуманитарным складом мышления и высокой информационной культурой. Достижение каждым членом современного общества высокого уровня информационной культуры не только обеспечит необходимую адаптацию человека к современной, информационно-культурной среде, но и создаст базу для осуществления рационального и одновременно комфортного информационного поведения во всех сферах деятельности.
Современные представления об информационной культуре специалиста сложились в результате воздействия процессов информатизации на профессиональную сферу. Для данного исследования важное методологическое значение имеют концепции, обосновывающие социально-культурную сущность информатизации. Эти концепции рассматриваются в работах М.В. Арапова [14], А.И. Арнольдова [15,16], Н.П. Ващекина [25], В.А. Виноградова [28,29], А.И. Ракитова [100] и других авторов. Важное значение представляют работы, в которых отражены концепции информационного общества, разработанные как отечественными (Р.Ф. Абдеев [1], Ю.Ф. Абрамов [2], Т.П. Воронина [32], В.А. Копы¬лов [72, 73], Н.Н. Моисеев [86], А.Д. Урсул [132,133]), так и зарубежными уче¬ными (Д. Белл [19], У. Дайзард [49], Г. Кан [63], О. Тоффлер [130]). Исследования, определившие тенденции изменений профессиональной сферы под влиянием процессов информатизации, были проведены С. Зубовым [56,57], К.К. Колиным [71], Э.П. Семенюком [110,111].
Появление в начале 1970-х годов термина «информационная культура» в отечественной научной литературе произошло именно под влиянием изменений, происходящих в сфере управленческого труда, и связано с именем Г.Г. Воробьева [30]. Дальнейшее развитие представлений об информационной куль¬туре характеризуется увеличением количества подходов к изучению этого феномена.
Философско-мировоззренческий подход появился в работах А.П. Суханова [123,124] и был в дальнейшем развит такими учеными как В.М. Петров [95], Э.П. Семенюк [109, 110, 111], А.Д. Урсул [132,133,134,135,136], Ю.А. Шрейдер [153], Н.И. Юзвишин [156].
Культурологический подход в научной разработке данного явления становится доминирующим и находит свое отражение в работах А.И. Арнольдова [15, 16], Н.П. Ващекина [25], В.А. Виноградова [29], И.И. Горловой [38], А.А. Гречихина [46].
В психолого-педагогической литературе активно рассматриваются вопросы восприятия, переработки и усвоения постоянно растущих объемов информации, эффективность дистанционного образования и использование новых информационных технологий в обучении. Эти и другие проблемы информационной культуры, затрагивающие методологическую и методическую стороны в области образования, нашли отражение в работах А.А. Андреева [7], В.Н. Васильева [24], Г.Г. Граника [43], Р.М. Грановской [45], Л.П. Гурьевой [48], В.Н. Демкина [50], Д.Ш. Матроса [80], Н.В. Серковой [113], А.Е.Сережкиной [112],
А.Л. Семенова [107], В.А. Терехина [129] и многих других.
Процессы информатизации, охватившие все сферы жизнедеятельности современного общества (экономику, культуру, образование, науку), стали причиной обострения многих противоречий. Поскольку, сегодня образование входит в число глобальных проблем человечества, и «именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации» [133], выявление этих противоречий и их разрешение становится задачей огромной важности.
К числу наиболее значимых противоречий, связанных с процессами информатизации и имеющих место в сфере профессионального образования, от¬носятся противоречия между увеличивающимися потоками информации и возможностями индивида к их восприятию, обработке, усвоению, передаче и использованию в профессиональной деятельности; между осознанием необходимости непрерывного образования в условиях перехода к информационному обществу и неустойчивой мотивационной основой и невысоким уровнем знаний, умений и навыков к осуществлению данного вида деятельности; между традиционной гуманитарной культурой, связанной с человеком и его духовностью, и культурой технократической, рассматривающей индивидов как элемент современных технологий; между относительно высоким уровнем владения фундаментальными знаниями по специальности и уровнем культуры их использования.
Проведенное исследование показало, что разрешение всех указанных противоречий возможно в рамках формирования информационной культуры специалиста в процессе гуманитарной подготовки, которая приобретает огромную значимость в условиях технического вуза.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Обобщение и конкретизация основных закономерностей генезиса понятия «информационная культура» на основе анализа научной литературы по проблеме исследования показали, что сложность определения данного феномена заключается в двойственности его природы. Понятие «информационная культура» основано на двух универсалиях: «информация» и «культура». Этот факт стал причиной того, что исследование данного явления проводится в рамках многих наук.
Проанализировав различные научные подходы к рассмотрению данного понятия, мы пришли к заключению, что информационная культура - это явление особой качественной сложности, обусловленное не только развитием науч¬но-технического прогресса, электронных средств обработки, хранения и пере¬дачи социальной информации, но и представляющее собой сложную деятельностную инфраструктуру, пронизывающую все сферы человеческой жизнедеятельности на протяжении всех исторических эпох и все стадии развития индивида как социального существа и личности.
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994. - 336 с.
2. Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация: (Философские очерки): - Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1998. - 318 с.
3. Айнштейн В. Информатизация: Приобретения и утраты // Высшее образование в России. - 1999, - № 5, - С.89-92
4. Алексюк А.Н., Кашин С.А. Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста // Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ.: Сб.науч.тр. - Вып 1. - М. : НИИВО, 1992. - С.52-61
5. Аленичева Е., Езерский В., Антонов А. Компьютеризация и дидактика: Поле взаимодействия // Высшее образование в России. - 1999, - № 5, - С.83-88
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. А.А.Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с., 287 с.
7. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанционное образование. - 1997, - № 4, - С.16-19
8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 318 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспек-Пресс, 1999. - 373 с.
10. Анисимова Л.А. Обучение работы с текстом по специальности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.: 1999. - 18 с.
11. Антонова С.Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о сущности определения понятия // Проблемы информатизации культуры: Сб.статей. - Вып.3. - М.: 1996. - С.23-28
12. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования // Высшее образование в России. - 1994, - № 1, С. 82-89
13. Антонова С.Г. Информационная культура специалиста: Гуманитарные основания // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. - М.: 1994. -
181
С.110-117
14. Арапов М.В. Предвидимые изменения в информационной среде общества // НТИ, - Сер.2, - 1991, - № 1, - С.1-6
15. Арнольдов А.И. Информация - общечеловеческая ценность // Проблемы информатизации культуры: Сб. статей. - Вып. 3. - М.: 1996. - С. 13 - 24.
16. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. - М.: Изд-во МГИК, 1992. - 237 с.
17. Афанасьев В.Г. Социальная информация. - М.: Наука, 1994. - 199 с.
18. Безрукова В.С. Педагогика: Проективная педагогика. - Екатеринбург: Изд-во ЕИПУ, 1996. - 344 с.
19. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технокритическая волна на Западе / Под ред. М.Е.Гуревича. - М.: Прогресс, 1986. - С.330-415
20. Болотин И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России // Высшее образование в России. - 1997, - № 1, - С.14-20
21. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
22. Буланова-Топоркова М.В., Духовцова А.В., Столяренко Л.Д. и др. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д., 1998. - 383 с.
23. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Нижний Новгород, 1991. - 138 с.
24. Васильев В.Н. Региональные аспекты информатизации непрерывного образования // ИНФО. - 1996, - № 2, -С.7-8
25. Ващекин Н.П. Информатизация общества как феномен культуры // Информатика и культура: Сб.научн.тр. - Новосибирск, 1990. - С. 24-49.
26. Вербицкая Л. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. - 1996, - № 1. - С.79-85
27. Винер Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине: Пер.с англ. /Под ред. Г.Н.Пивоварова. - М.: Наука, 1983. - 343 с.
182
28. Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Информационные потребности и информационная культура // Теория и практика общественно-научной информации. - 1990, - № 4. - С.4-5
29. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры// Высшее образование в России. - 2000, - № 2. - С.40-42
30. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 303 с.
31. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы.
- М.: 1995. - 111 с.
32. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанов О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 206 с.
33. Вохрышева М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. - М.: 1994. - С.117-124
34. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред В.В.Давыдова. - М.:Педагогика - Пресс, 1999. - 534 с.
35. Гендина Н.И. Информационная культура и информационное образование // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Междунар.научн.конф.Краснодар-Новороссийск, 17-19 сент. 1997г.: Тезисы докл. - Краснодар, 1997. - С. 102-104
36. Глухова Л.У.Формирование основ информационной культуры у учащихся 5-7 классов в процессе обучения информатики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Чебоксары, 1999. - 19 с.
37. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. - М.: Наука, 1987. - 552 с.
38. Горлова И.И. Информационная культура и проблемы культурной политики // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. - М.: 1994. - С.90-102
39. Горлова И.И. Формирование информационной культуры личности как
183
непрерывный процесс в системе «Школа-училище-вуз» // Информационная культура специалиста: Гуманитарные проблемы: Межвуз. научн. конф. Краснодар-Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г.: Тезисы докл. - Краснодар, 1993.
- С.388-390
40. Горохов Ю.П., Жевнов И.И., Иванников А.Д., Татарников Ю.А. О главных направлениях и задачах информатизации высшей школы // Высшее образование в России. - 1994, -№ 1, -С. 20-29
41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Направление подготовки 656200. - М.: МО РФ, 2000. - 20 с.
42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Направление подготовки 230100. - М.: МО РФ, 2000. - 22 с.
43. Граник Г.Г., Самсонова А.И. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопросы психологии. - 1993, - № 2, С.72-79
44. Гранин Ю. Шанс на выживание - интеллект. // Высшее образование в России. - 1999, - № 5, С.39-47
45. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. - Спб.: Изд-во Спб ПУ, 1991. - 206 с.
46. Гречихин А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. - М.: 1994. - С.12-39
47. Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. - 1996, - № 1, - С117-121
48. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. - 1993, - № 3, - С.5-6
49. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая
184
технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. - М.: Прогресс, 1986. - С.35- 38
50. Демкин В., Руденко Т., Серкова Н. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. - 2000, - № 3, С.124-128
51. Долженко О.В., Шатуновский В.А. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Методическое пособие. - М.: Высшая школа,
1990. - 191 с.
52. Ершов Ю.Л. Выступление на закрытии II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Проблемы информатизации высшей школы. - 1996, - № 2(6), - С.95-96
53. Заика Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе. - Харьков: Изд-во ХГУ, 1998. - 115 с.
54. Зеленова Л.Н. Формирование информационной культуры у студентов: Автореф.дисс.канд. пед. наук. - М.: 1996. -18 с.
55. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности - Краснодар, 1996.
- 136 с.
56. Зубов Ю.С., Петров В.М. Интеграция духовного мира личности и общества как задача информационного мировоззрения // Проблемы информационной культуры: Сб статей. - М.: 1996. - Выпуск 3. - С.13-24