Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме формирования информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе
гуманитарной подготовки 15
§ 1.1 Генезис понятия «информационная культура» 15
§ 1.2 Проблема информационной культуры в философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической
литературе 31
§ 1.3 Роль и место информационной культуры в становлении будущих
инженеров лесного комплекса 42
§ 1.4 Гуманитаризация образования как важное средство формирования
информационной культуры будущего специалиста 61
Выводы 76
Глава 2 Пути и средства формирования информационной культуры будущих
инженеров в процессе гуманитарной подготовки 78
§ 2.1 Модель процесса формирования информационной культуры будущих
инженеров в условиях технического вуза 78
§ 2.2 Программно-целевой подход к формированию информационной
культуры будущих инженеров в процессе гуманитарной подготовки 100
§ 2.3 Интернет как средство формирование информационной культуры
специалиста 123
§ 2.4 Методика проведения исследования и результаты опытно¬экспериментальной работы 139
Выводы 172
Заключение 175
Список литературы 180
Приложения 193
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме формирования информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе
гуманитарной подготовки 15
§ 1.1 Генезис понятия «информационная культура» 15
§ 1.2 Проблема информационной культуры в философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической
литературе 31
§ 1.3 Роль и место информационной культуры в становлении будущих
инженеров лесного комплекса 42
§ 1.4 Гуманитаризация образования как важное средство формирования
информационной культуры будущего специалиста 61
Выводы 76
Глава 2 Пути и средства формирования информационной культуры будущих
инженеров в процессе гуманитарной подготовки 78
§ 2.1 Модель процесса формирования информационной культуры будущих
инженеров в условиях технического вуза 78
§ 2.2 Программно-целевой подход к формированию информационной
культуры будущих инженеров в процессе гуманитарной подготовки 100
§ 2.3 Интернет как средство формирование информационной культуры
специалиста 123
§ 2.4 Методика проведения исследования и результаты опытно¬экспериментальной работы 139
Выводы 172
Заключение 175
Список литературы 180
Приложения 193
Актуальность проблемы. Современный этап развития цивилизации характеризуется возросшей мощью информационных и коммуникационных технологий, что представляет собой по мнению многих ученых (Р.Ф.Абдеев [1], Г.Г.Воробьев [30], Э.С.Демиденко [60], Н.Н.Моисеев [86], В.Трайнев [131]) по существу глобальную информационную революцию, которая по своему масштабу и последствиям во много раз превосходит промышленную революцию XIX века и научно-техническую середины XX столетия.
Под влиянием происходящих в обществе процессов информатизации претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности: экономика, политика, культура, образование, окружающая среда и многие другие. Для человека грядущего информационного общества единство мира оказывается уже не идеологической абстракцией, а фактом повседневной жизни. Реальностью становится развертывание массовой системы качественного обучения на расстоянии и образования, неограниченного возрастными рамками. Обучение с использованием новых информационных технологий, например, электронных коммуникаций, существенно расширяет кругозор обучающихся и их контакты, лучше учитывает их индивидуальные особенности и потребности, создает возможности усвоения ими самых современных знаний и умений.
Однако, информатизация несет с собой не только оригинальные решения различных общественных вопросов, но и многочисленные проблемы. Наиболее важной из них является недооценка социокультурных аспектов данного процесса, что порождает представление об информатизации как об исключительно инженерной, технологической задаче. Такое проявление технократического мышления, когда целью развития человечества видится технический прогресс, по справедливому мнению академика Д.С. Лихачева [67], не только не имеет перспективы, но и опасно, ибо по сути своей лишено нравственного начала. На самом деле техника, наука, информатизация являются лишь средствами для развития человека, а цель - сам человек, его культура.
Осознание опасности технократизма, стремление поставить современные достижения науки и техники на служение людям требуют усиления роли и значения гуманитарных знаний, воспитания профессионалов различных сфер деятельности с гуманитарным складом мышления и высокой информационной культурой. Достижение каждым членом современного общества высокого уровня информационной культуры не только обеспечит необходимую адаптацию человека к современной, информационно-культурной среде, но и создаст базу для осуществления рационального и одновременно комфортного информационного поведения во всех сферах деятельности.
Современные представления об информационной культуре специалиста сложились в результате воздействия процессов информатизации на профессиональную сферу. Для данного исследования важное методологическое значение имеют концепции, обосновывающие социально-культурную сущность информатизации. Эти концепции рассматриваются в работах М.В. Арапова [14], А.И. Арнольдова [15,16], Н.П. Ващекина [25], В.А. Виноградова [28,29], А.И. Ракитова [100] и других авторов. Важное значение представляют работы, в которых отражены концепции информационного общества, разработанные как отечественными (Р.Ф. Абдеев [1], Ю.Ф. Абрамов [2], Т.П. Воронина [32], В.А. Копы¬лов [72, 73], Н.Н. Моисеев [86], А.Д. Урсул [132,133]), так и зарубежными уче¬ными (Д. Белл [19], У. Дайзард [49], Г. Кан [63], О. Тоффлер [130]). Исследования, определившие тенденции изменений профессиональной сферы под влиянием процессов информатизации, были проведены С. Зубовым [56,57], К.К. Колиным [71], Э.П. Семенюком [110,111].
Появление в начале 1970-х годов термина «информационная культура» в отечественной научной литературе произошло именно под влиянием изменений, происходящих в сфере управленческого труда, и связано с именем Г.Г. Воробьева [30]. Дальнейшее развитие представлений об информационной куль¬туре характеризуется увеличением количества подходов к изучению этого феномена.
Философско-мировоззренческий подход появился в работах А.П. Суханова [123,124] и был в дальнейшем развит такими учеными как В.М. Петров [95], Э.П. Семенюк [109, 110, 111], А.Д. Урсул [132,133,134,135,136], Ю.А. Шрейдер [153], Н.И. Юзвишин [156].
Культурологический подход в научной разработке данного явления становится доминирующим и находит свое отражение в работах А.И. Арнольдова [15, 16], Н.П. Ващекина [25], В.А. Виноградова [29], И.И. Горловой [38], А.А. Гречихина [46].
В психолого-педагогической литературе активно рассматриваются вопросы восприятия, переработки и усвоения постоянно растущих объемов информации, эффективность дистанционного образования и использование новых информационных технологий в обучении. Эти и другие проблемы информационной культуры, затрагивающие методологическую и методическую стороны в области образования, нашли отражение в работах А.А. Андреева [7], В.Н. Васильева [24], Г.Г. Граника [43], Р.М. Грановской [45], Л.П. Гурьевой [48], В.Н. Демкина [50], Д.Ш. Матроса [80], Н.В. Серковой [113], А.Е.Сережкиной [112],
А.Л. Семенова [107], В.А. Терехина [129] и многих других.
Под влиянием происходящих в обществе процессов информатизации претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности: экономика, политика, культура, образование, окружающая среда и многие другие. Для человека грядущего информационного общества единство мира оказывается уже не идеологической абстракцией, а фактом повседневной жизни. Реальностью становится развертывание массовой системы качественного обучения на расстоянии и образования, неограниченного возрастными рамками. Обучение с использованием новых информационных технологий, например, электронных коммуникаций, существенно расширяет кругозор обучающихся и их контакты, лучше учитывает их индивидуальные особенности и потребности, создает возможности усвоения ими самых современных знаний и умений.
Однако, информатизация несет с собой не только оригинальные решения различных общественных вопросов, но и многочисленные проблемы. Наиболее важной из них является недооценка социокультурных аспектов данного процесса, что порождает представление об информатизации как об исключительно инженерной, технологической задаче. Такое проявление технократического мышления, когда целью развития человечества видится технический прогресс, по справедливому мнению академика Д.С. Лихачева [67], не только не имеет перспективы, но и опасно, ибо по сути своей лишено нравственного начала. На самом деле техника, наука, информатизация являются лишь средствами для развития человека, а цель - сам человек, его культура.
Осознание опасности технократизма, стремление поставить современные достижения науки и техники на служение людям требуют усиления роли и значения гуманитарных знаний, воспитания профессионалов различных сфер деятельности с гуманитарным складом мышления и высокой информационной культурой. Достижение каждым членом современного общества высокого уровня информационной культуры не только обеспечит необходимую адаптацию человека к современной, информационно-культурной среде, но и создаст базу для осуществления рационального и одновременно комфортного информационного поведения во всех сферах деятельности.
Современные представления об информационной культуре специалиста сложились в результате воздействия процессов информатизации на профессиональную сферу. Для данного исследования важное методологическое значение имеют концепции, обосновывающие социально-культурную сущность информатизации. Эти концепции рассматриваются в работах М.В. Арапова [14], А.И. Арнольдова [15,16], Н.П. Ващекина [25], В.А. Виноградова [28,29], А.И. Ракитова [100] и других авторов. Важное значение представляют работы, в которых отражены концепции информационного общества, разработанные как отечественными (Р.Ф. Абдеев [1], Ю.Ф. Абрамов [2], Т.П. Воронина [32], В.А. Копы¬лов [72, 73], Н.Н. Моисеев [86], А.Д. Урсул [132,133]), так и зарубежными уче¬ными (Д. Белл [19], У. Дайзард [49], Г. Кан [63], О. Тоффлер [130]). Исследования, определившие тенденции изменений профессиональной сферы под влиянием процессов информатизации, были проведены С. Зубовым [56,57], К.К. Колиным [71], Э.П. Семенюком [110,111].
Появление в начале 1970-х годов термина «информационная культура» в отечественной научной литературе произошло именно под влиянием изменений, происходящих в сфере управленческого труда, и связано с именем Г.Г. Воробьева [30]. Дальнейшее развитие представлений об информационной куль¬туре характеризуется увеличением количества подходов к изучению этого феномена.
Философско-мировоззренческий подход появился в работах А.П. Суханова [123,124] и был в дальнейшем развит такими учеными как В.М. Петров [95], Э.П. Семенюк [109, 110, 111], А.Д. Урсул [132,133,134,135,136], Ю.А. Шрейдер [153], Н.И. Юзвишин [156].
Культурологический подход в научной разработке данного явления становится доминирующим и находит свое отражение в работах А.И. Арнольдова [15, 16], Н.П. Ващекина [25], В.А. Виноградова [29], И.И. Горловой [38], А.А. Гречихина [46].
В психолого-педагогической литературе активно рассматриваются вопросы восприятия, переработки и усвоения постоянно растущих объемов информации, эффективность дистанционного образования и использование новых информационных технологий в обучении. Эти и другие проблемы информационной культуры, затрагивающие методологическую и методическую стороны в области образования, нашли отражение в работах А.А. Андреева [7], В.Н. Васильева [24], Г.Г. Граника [43], Р.М. Грановской [45], Л.П. Гурьевой [48], В.Н. Демкина [50], Д.Ш. Матроса [80], Н.В. Серковой [113], А.Е.Сережкиной [112],
А.Л. Семенова [107], В.А. Терехина [129] и многих других.
Процессы информатизации, охватившие все сферы жизнедеятельности современного общества (экономику, культуру, образование, науку), стали причиной обострения многих противоречий. Поскольку, сегодня образование входит в число глобальных проблем человечества, и «именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации» [133], выявление этих противоречий и их разрешение становится задачей огромной важности.
К числу наиболее значимых противоречий, связанных с процессами информатизации и имеющих место в сфере профессионального образования, от¬носятся противоречия между увеличивающимися потоками информации и возможностями индивида к их восприятию, обработке, усвоению, передаче и использованию в профессиональной деятельности; между осознанием необходимости непрерывного образования в условиях перехода к информационному обществу и неустойчивой мотивационной основой и невысоким уровнем знаний, умений и навыков к осуществлению данного вида деятельности; между традиционной гуманитарной культурой, связанной с человеком и его духовностью, и культурой технократической, рассматривающей индивидов как элемент современных технологий; между относительно высоким уровнем владения фундаментальными знаниями по специальности и уровнем культуры их использования.
Проведенное исследование показало, что разрешение всех указанных противоречий возможно в рамках формирования информационной культуры специалиста в процессе гуманитарной подготовки, которая приобретает огромную значимость в условиях технического вуза.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Обобщение и конкретизация основных закономерностей генезиса понятия «информационная культура» на основе анализа научной литературы по проблеме исследования показали, что сложность определения данного феномена заключается в двойственности его природы. Понятие «информационная культура» основано на двух универсалиях: «информация» и «культура». Этот факт стал причиной того, что исследование данного явления проводится в рамках многих наук.
Проанализировав различные научные подходы к рассмотрению данного понятия, мы пришли к заключению, что информационная культура - это явление особой качественной сложности, обусловленное не только развитием науч¬но-технического прогресса, электронных средств обработки, хранения и пере¬дачи социальной информации, но и представляющее собой сложную деятельностную инфраструктуру, пронизывающую все сферы человеческой жизнедеятельности на протяжении всех исторических эпох и все стадии развития индивида как социального существа и личности.
К числу наиболее значимых противоречий, связанных с процессами информатизации и имеющих место в сфере профессионального образования, от¬носятся противоречия между увеличивающимися потоками информации и возможностями индивида к их восприятию, обработке, усвоению, передаче и использованию в профессиональной деятельности; между осознанием необходимости непрерывного образования в условиях перехода к информационному обществу и неустойчивой мотивационной основой и невысоким уровнем знаний, умений и навыков к осуществлению данного вида деятельности; между традиционной гуманитарной культурой, связанной с человеком и его духовностью, и культурой технократической, рассматривающей индивидов как элемент современных технологий; между относительно высоким уровнем владения фундаментальными знаниями по специальности и уровнем культуры их использования.
Проведенное исследование показало, что разрешение всех указанных противоречий возможно в рамках формирования информационной культуры специалиста в процессе гуманитарной подготовки, которая приобретает огромную значимость в условиях технического вуза.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Обобщение и конкретизация основных закономерностей генезиса понятия «информационная культура» на основе анализа научной литературы по проблеме исследования показали, что сложность определения данного феномена заключается в двойственности его природы. Понятие «информационная культура» основано на двух универсалиях: «информация» и «культура». Этот факт стал причиной того, что исследование данного явления проводится в рамках многих наук.
Проанализировав различные научные подходы к рассмотрению данного понятия, мы пришли к заключению, что информационная культура - это явление особой качественной сложности, обусловленное не только развитием науч¬но-технического прогресса, электронных средств обработки, хранения и пере¬дачи социальной информации, но и представляющее собой сложную деятельностную инфраструктуру, пронизывающую все сферы человеческой жизнедеятельности на протяжении всех исторических эпох и все стадии развития индивида как социального существа и личности.



