РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ- МАТЕРИАЛА 6
1.1. Особенности развития математических представлений у
детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Монтессори-материал в образовательном процессе детского
сада 13
1.3. Педагогические условия развития математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ- МАТЕРИАЛА 31
2.1. Определение исходного уровня развития математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Реализация педагогических условий по развитию
математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала 35
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ- МАТЕРИАЛА 6
1.1. Особенности развития математических представлений у
детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Монтессори-материал в образовательном процессе детского
сада 13
1.3. Педагогические условия развития математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ- МАТЕРИАЛА 31
2.1. Определение исходного уровня развития математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Реализация педагогических условий по развитию
математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала 35
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Математика оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, на формирование его познавательных способностей. Проблема формирования и развития математических представлений у детей дошкольного возраста отражена в исследованиях А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной,
З.А. Михайловой, М.Н. Поляковой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр,
Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой и др.
Уровень математического развития ребенка в дошкольном возрасте и его дальнейшее обучение в начальной школе зависят от качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено, что организационные формы дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 г. и ФГОС ДО (п. 1.1) дают права осуществлять образовательную деятельность негосударственному сектору, к которому следует отнести частные организации. К сожалению, существует, проблема организации образовательного процесса в частных образовательных организаций в контексте требований ФГОС ДО. В области негосударственного сектора особенно остро стоит проблема, связанная с реализацией примерных образовательных программ дошкольного образования, в которых сформулированы планируемые результаты в виде достижения целевых ориентиров дошкольного образования, поэтому часто возникает проблема преемственности дошкольного учреждения и начальной школы, если частный детский сад оказывает услуги только по присмотру и уходу и не реализует услугу по организации образовательной деятельности.
Мы считаем, что использование в развивающей предметно-пространственной среде Монтессори-материала позволит решить данные вопросы. Монтессори-материалы являются составной частью специально организованной среды, которая побуждает ребенка дошкольного возраста
проявить потенциальные возможности саморазвития через деятельность, соответствующую его психологическим особенностям и индивидуальному развитию. Монтессори-материалы по содержанию, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления и развития способностей, формирования интеллектуальной сферы, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Поэтому сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, исследовать Монтессори- материал как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Возможности использования Монтессори-материалов в процессе математического развития детей раскрыты в исследованиях Г.В. Брыжинской, М.Г. Сороковой, Ю.И. Фаусек и др.
В связи с этим мы выбрали тему выпускной квалификационной работы «Развитие математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала. Целью исследования является решение данной проблемы
Объект исследований: процесс развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала будет более эффективным, если:
- организовать математическую зону в развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада, включающей разнообразный Монтессори-материала, используемый с учетом зоны ближайшего развития детей среднего дошкольного возраста;
- использовать Монтессори-материал, соответствующий содержанию математических представлений детей среднего дошкольного возраста;
- осуществлять стимулирование познавательной активности ребенка среднего дошкольного возраста и предоставление ему свободы выбора вида деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
2. Рассмотреть возможности использования Монтессори-материала в образовательном процессе детского сада
3. Выявить и апробировать педагогические условия развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной
литературы); эмпирические методы (тестирование, беседа, педагогический эксперимент); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Частный детский сад «Белгородская школа
Монтессори» г. Белгорода, средняя группа.
З.А. Михайловой, М.Н. Поляковой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр,
Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой и др.
Уровень математического развития ребенка в дошкольном возрасте и его дальнейшее обучение в начальной школе зависят от качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено, что организационные формы дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 г. и ФГОС ДО (п. 1.1) дают права осуществлять образовательную деятельность негосударственному сектору, к которому следует отнести частные организации. К сожалению, существует, проблема организации образовательного процесса в частных образовательных организаций в контексте требований ФГОС ДО. В области негосударственного сектора особенно остро стоит проблема, связанная с реализацией примерных образовательных программ дошкольного образования, в которых сформулированы планируемые результаты в виде достижения целевых ориентиров дошкольного образования, поэтому часто возникает проблема преемственности дошкольного учреждения и начальной школы, если частный детский сад оказывает услуги только по присмотру и уходу и не реализует услугу по организации образовательной деятельности.
Мы считаем, что использование в развивающей предметно-пространственной среде Монтессори-материала позволит решить данные вопросы. Монтессори-материалы являются составной частью специально организованной среды, которая побуждает ребенка дошкольного возраста
проявить потенциальные возможности саморазвития через деятельность, соответствующую его психологическим особенностям и индивидуальному развитию. Монтессори-материалы по содержанию, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления и развития способностей, формирования интеллектуальной сферы, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Поэтому сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, исследовать Монтессори- материал как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Возможности использования Монтессори-материалов в процессе математического развития детей раскрыты в исследованиях Г.В. Брыжинской, М.Г. Сороковой, Ю.И. Фаусек и др.
В связи с этим мы выбрали тему выпускной квалификационной работы «Развитие математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала. Целью исследования является решение данной проблемы
Объект исследований: процесс развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала будет более эффективным, если:
- организовать математическую зону в развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада, включающей разнообразный Монтессори-материала, используемый с учетом зоны ближайшего развития детей среднего дошкольного возраста;
- использовать Монтессори-материал, соответствующий содержанию математических представлений детей среднего дошкольного возраста;
- осуществлять стимулирование познавательной активности ребенка среднего дошкольного возраста и предоставление ему свободы выбора вида деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
2. Рассмотреть возможности использования Монтессори-материала в образовательном процессе детского сада
3. Выявить и апробировать педагогические условия развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной
литературы); эмпирические методы (тестирование, беседа, педагогический эксперимент); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Частный детский сад «Белгородская школа
Монтессори» г. Белгорода, средняя группа.
Роль математики в общечеловеческой культуре огромна. Развитие математических представлений способствует овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в информационных и компьютерных технологиях, для приобретения навыков логического мышления. Математические представления позволяют сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения ребенком окружающего его мира.
В ходе исследования мы раскрыли особенности развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, которые связаны с возникновением представлений о числах натурального ряда, с формированием представлений о величинах, с простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями, с умением ориентироваться в пространстве и видеть скрытые части предметов, исследовать и преобразовывать объекты, анализировать и прогнозировать, что является необходимым условием развития мышления в дошкольном возрасте.
В настоящее время развивается сектор негосударственных дошкольных организаций, где возникают проблемы в области негосударственного сектора особенно остро стоит проблема, связанная с реализацией примерных образовательных программ дошкольного образования, в которых сформулированы планируемые результаты в виде достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Мы предположили, что в условиях частного детского сада в средней группе использование Монтессори-материала обеспечит наиболее оптимальное решение задач по развитию математических представлений у дошкольников. Вопросы использования Монтессори- материалов в процессе математического развития детей рассматривались в научных исследованиях Г.В. Брыжинской, М.Г. Сороковой, Ю.И. Фаусек и др Педагоги дошкольной организации, использующие систему М. Монтессори должны осознавать, что решающую роль в эффективности их работы имеет создание педагогических условий, в которых большую часть дня проводят дети дошкольного возраста. Значение имеет не столько психолого-педагогическое воздействие на детей и их родителей со стороны компетентных воспитателей, сколько предоставляемые возможности для естественного и свободного развития детей и сочетание этих возможностей. В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
На этапе экспериментальной работы мы апробировали педагогические условия развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала. Мы выявили динамику развития математических представлений (величина, масса, форма, количество, время) у детей среднего дошкольного возраста: показатели высокого уровня изменилисьс 5% до 20%, показатели среднего уровня развития математических представлений детей средней группы возросли с 30% до 35%, показатели низкого уровня снизились с 65% до 45%.
Изложенные в исследовательской работе результаты теоретического анализа и проведенного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, заключающуюся в том, что процесс развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала будет более эффективным, если:
- организовать математическую зону в развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада, включающей разнообразный Монтессори-материала, используемый с учетом зоны ближайшего развития детей среднего дошкольного возраста;
- использовать Монтессори-материал, соответствующий содержанию математических представлений детей среднего дошкольного возраста;
- осуществлять стимулирование познавательной активности ребенка среднего дошкольного возраста и предоставление ему свободы выбора вида деятельности.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования, в основном, решены. Вместе с тем, работа над данной проблемой представляется очень важной и будет нами продолжена.
В ходе исследования мы раскрыли особенности развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, которые связаны с возникновением представлений о числах натурального ряда, с формированием представлений о величинах, с простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями, с умением ориентироваться в пространстве и видеть скрытые части предметов, исследовать и преобразовывать объекты, анализировать и прогнозировать, что является необходимым условием развития мышления в дошкольном возрасте.
В настоящее время развивается сектор негосударственных дошкольных организаций, где возникают проблемы в области негосударственного сектора особенно остро стоит проблема, связанная с реализацией примерных образовательных программ дошкольного образования, в которых сформулированы планируемые результаты в виде достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Мы предположили, что в условиях частного детского сада в средней группе использование Монтессори-материала обеспечит наиболее оптимальное решение задач по развитию математических представлений у дошкольников. Вопросы использования Монтессори- материалов в процессе математического развития детей рассматривались в научных исследованиях Г.В. Брыжинской, М.Г. Сороковой, Ю.И. Фаусек и др Педагоги дошкольной организации, использующие систему М. Монтессори должны осознавать, что решающую роль в эффективности их работы имеет создание педагогических условий, в которых большую часть дня проводят дети дошкольного возраста. Значение имеет не столько психолого-педагогическое воздействие на детей и их родителей со стороны компетентных воспитателей, сколько предоставляемые возможности для естественного и свободного развития детей и сочетание этих возможностей. В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
На этапе экспериментальной работы мы апробировали педагогические условия развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала. Мы выявили динамику развития математических представлений (величина, масса, форма, количество, время) у детей среднего дошкольного возраста: показатели высокого уровня изменилисьс 5% до 20%, показатели среднего уровня развития математических представлений детей средней группы возросли с 30% до 35%, показатели низкого уровня снизились с 65% до 45%.
Изложенные в исследовательской работе результаты теоретического анализа и проведенного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, заключающуюся в том, что процесс развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала будет более эффективным, если:
- организовать математическую зону в развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада, включающей разнообразный Монтессори-материала, используемый с учетом зоны ближайшего развития детей среднего дошкольного возраста;
- использовать Монтессори-материал, соответствующий содержанию математических представлений детей среднего дошкольного возраста;
- осуществлять стимулирование познавательной активности ребенка среднего дошкольного возраста и предоставление ему свободы выбора вида деятельности.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования, в основном, решены. Вместе с тем, работа над данной проблемой представляется очень важной и будет нами продолжена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами ментальной арифметики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020 - КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Развивающие игры В. Воскобовича как средство развития представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая игра как средство формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



