Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛА

Работа №73177

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
622
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ- МАТЕРИАЛА 6
1.1. Особенности развития математических представлений у
детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Монтессори-материал в образовательном процессе детского
сада 13
1.3. Педагогические условия развития математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ- МАТЕРИАЛА 31
2.1. Определение исходного уровня развития математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Реализация педагогических условий по развитию
математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала 35
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ


Математика оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, на формирование его познавательных способностей. Проблема формирования и развития математических представлений у детей дошкольного возраста отражена в исследованиях А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной,
З.А. Михайловой, М.Н. Поляковой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр,
Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой и др.
Уровень математического развития ребенка в дошкольном возрасте и его дальнейшее обучение в начальной школе зависят от качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено, что организационные формы дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 г. и ФГОС ДО (п. 1.1) дают права осуществлять образовательную деятельность негосударственному сектору, к которому следует отнести частные организации. К сожалению, существует, проблема организации образовательного процесса в частных образовательных организаций в контексте требований ФГОС ДО. В области негосударственного сектора особенно остро стоит проблема, связанная с реализацией примерных образовательных программ дошкольного образования, в которых сформулированы планируемые результаты в виде достижения целевых ориентиров дошкольного образования, поэтому часто возникает проблема преемственности дошкольного учреждения и начальной школы, если частный детский сад оказывает услуги только по присмотру и уходу и не реализует услугу по организации образовательной деятельности.
Мы считаем, что использование в развивающей предметно-пространственной среде Монтессори-материала позволит решить данные вопросы. Монтессори-материалы являются составной частью специально организованной среды, которая побуждает ребенка дошкольного возраста
проявить потенциальные возможности саморазвития через деятельность, соответствующую его психологическим особенностям и индивидуальному развитию. Монтессори-материалы по содержанию, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления и развития способностей, формирования интеллектуальной сферы, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Поэтому сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, исследовать Монтессори- материал как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Возможности использования Монтессори-материалов в процессе математического развития детей раскрыты в исследованиях Г.В. Брыжинской, М.Г. Сороковой, Ю.И. Фаусек и др.
В связи с этим мы выбрали тему выпускной квалификационной работы «Развитие математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала. Целью исследования является решение данной проблемы
Объект исследований: процесс развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала будет более эффективным, если:
- организовать математическую зону в развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада, включающей разнообразный Монтессори-материала, используемый с учетом зоны ближайшего развития детей среднего дошкольного возраста;
- использовать Монтессори-материал, соответствующий содержанию математических представлений детей среднего дошкольного возраста;
- осуществлять стимулирование познавательной активности ребенка среднего дошкольного возраста и предоставление ему свободы выбора вида деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
2. Рассмотреть возможности использования Монтессори-материала в образовательном процессе детского сада
3. Выявить и апробировать педагогические условия развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной
литературы); эмпирические методы (тестирование, беседа, педагогический эксперимент); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Частный детский сад «Белгородская школа
Монтессори» г. Белгорода, средняя группа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роль математики в общечеловеческой культуре огромна. Развитие математических представлений способствует овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в информационных и компьютерных технологиях, для приобретения навыков логического мышления. Математические представления позволяют сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения ребенком окружающего его мира.
В ходе исследования мы раскрыли особенности развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, которые связаны с возникновением представлений о числах натурального ряда, с формированием представлений о величинах, с простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями, с умением ориентироваться в пространстве и видеть скрытые части предметов, исследовать и преобразовывать объекты, анализировать и прогнозировать, что является необходимым условием развития мышления в дошкольном возрасте.
В настоящее время развивается сектор негосударственных дошкольных организаций, где возникают проблемы в области негосударственного сектора особенно остро стоит проблема, связанная с реализацией примерных образовательных программ дошкольного образования, в которых сформулированы планируемые результаты в виде достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Мы предположили, что в условиях частного детского сада в средней группе использование Монтессори-материала обеспечит наиболее оптимальное решение задач по развитию математических представлений у дошкольников. Вопросы использования Монтессори- материалов в процессе математического развития детей рассматривались в научных исследованиях Г.В. Брыжинской, М.Г. Сороковой, Ю.И. Фаусек и др Педагоги дошкольной организации, использующие систему М. Монтессори должны осознавать, что решающую роль в эффективности их работы имеет создание педагогических условий, в которых большую часть дня проводят дети дошкольного возраста. Значение имеет не столько психолого-педагогическое воздействие на детей и их родителей со стороны компетентных воспитателей, сколько предоставляемые возможности для естественного и свободного развития детей и сочетание этих возможностей. В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
На этапе экспериментальной работы мы апробировали педагогические условия развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала. Мы выявили динамику развития математических представлений (величина, масса, форма, количество, время) у детей среднего дошкольного возраста: показатели высокого уровня изменилисьс 5% до 20%, показатели среднего уровня развития математических представлений детей средней группы возросли с 30% до 35%, показатели низкого уровня снизились с 65% до 45%.
Изложенные в исследовательской работе результаты теоретического анализа и проведенного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, заключающуюся в том, что процесс развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материала будет более эффективным, если:
- организовать математическую зону в развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада, включающей разнообразный Монтессори-материала, используемый с учетом зоны ближайшего развития детей среднего дошкольного возраста;
- использовать Монтессори-материал, соответствующий содержанию математических представлений детей среднего дошкольного возраста;
- осуществлять стимулирование познавательной активности ребенка среднего дошкольного возраста и предоставление ему свободы выбора вида деятельности.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования, в основном, решены. Вместе с тем, работа над данной проблемой представляется очень важной и будет нами продолжена.



1. Абашина В.В. Пре фессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста. Дисс. канд. пед. наук. - Сургут, 1998. - 184 с.
2. Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. - Спб.: «Речь», 2010. - 315 с.
3. Арест М.Я., Тупичкина Е.А. Центральная задача математического образования на современном этапе // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.ucoz. ru
4. Артаме нова О.А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 37-42.
5. Белешистая А.В. Дидактическая и методическая классификация заданий математического содержания // Современный детский сад. - 2012. - № 3. - С.31-38.
6. Беле шистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: Дисс. д-ра пед. наук. - М., 2003. - 405 с.
7. Белешистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. - М.: МПСИ, 2004. - 348 с.
8. Беле шистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: Владос, 2004. - 400 с.
9. Белешистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С.6-17.
10. Васильева Л.Г. Обучать дошкольников так, чтобы они об этом не
догадывались // Электронный ресурс. Режим доступа:
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/168295/258755/989162/1150132/115 0133
11. Ве ронина Л В. Знакомим дошкольников с математикой. Творческий центр / Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. - М.: Сфера, 2011. - 128 с.
12. Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей
дошкольного возраста на современном этапе // Начальная школа плюс до и после. - 2012. -№6. - С. 46.
13. Гегоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик обучения и воспитания. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
14. Ере феева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
15. Калинченко А.В. Методика преподавания начального курса математики. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
16. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических рабе тников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста /О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М.Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
17. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы. - Ве лгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
18. Комплексная образовательная программа дошкольного образования
«ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 352 с.
19. Кернеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 236 с.
20. Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. - М., 2003. - 142 с.
21. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.,1974. - 368 с.
22. Математика - это интересно: игровые ситуации для детей дошкольного
возраста: Диагностика освоения математических представлений:
методическое пособие для педагогов ДОУ / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - СПб: Детство Пресс, 2004. - 105 с.
23. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей / Сост. А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 191 с.
24. Математика по методу Монтессори для детей 5-8 лет. М.: «Народная книга», 2013. - 298 с.
25. Михайлова З.А., Иоффе Э.И. Математика от трех до семи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 192 с.
26. Михайлова З.А. Математика - это интересно: игровые ситуации для детей дошкольного возраста; диагностика освоения математических представлений: методическое пособие для педагогов ДОУ / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - СПб. : Детство-пресс, 2011. - 80 с.
27. Михеева Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 64-70.
28. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. - СПб: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
29. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 59 с.
30. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - Спб.: Детство-Пресс, 2007. - 96 с.
31. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей
// Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya- deyatelnost/771-poznavatelnoe-razvitie-detej-s-pomoshhyu-igry?start=2
32. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного
возраста / Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013. - 165 с.
33. Петровский В.А., Кларина Л.М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003. - 211 с.
34. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 368 с.
35. Ремнева Н.А. Педагогические условия формирования познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.emissia. org/offline/2012/1785.htm
36. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. - М.: Сфера ТЦ, 2008. - 128 с.
37. Ручий Н.П. Дошкольное образование. Новые формы работы // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 126¬129.
38. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 192 с.
39. Сербина Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992. - 80с.
40. Слепцова И. Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С. 4-9.
41. Слепцова И. Реализация принципа доступности качественного дошкольного образования в условиях негосударственного сектора // Дошкольное воспитание. - 2017. - №1. - С. 4-10.
42. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Математика до школы. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 192 с.
43. Смолякова О. К., Смолякова Н. В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 5-6 лет к школе. - М.: Издат-школа, 2002. -
256 с.
44. Современные подходы к организации обучения старших дошкольников //
Электронный ресурс. Режим доступа:
http://metodpresscentr.ru/blog/doy/1034.html
45. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. - М.:
Издательский центр «Академия», 2014. - 384 с.
46. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста в различных формах организации математической деятельности // Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.emissia. org/offline/2011/1569. htm
47. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей среднего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.
48. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. - С.37-40.
49. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 384 с.
50. Тупичкина Е.А. Нестандартный подход к содержанию математического развития дошкольников / Е.А. Тупичкина, М.Я. Арест // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1. - С. 18-27.
51. Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. - М.: Издательский дом
«КАРАПУЗ», 2007. - 240 с.
52. Фауск Ю.И. Педагогика Марии Монтессори. - М.: Генезис, 2007. - 368 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования // Электронный ресурс. Режим доступа:
http://metodpresscentr.ru/blog/doy/1034.html
54. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря
55. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др.
- М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
56. Хилтунен Е.А. Практическая Монтессори-педагогика. - М.: АСТ, 2010. -
400 с.
57. Шаталова Е.В. Диагностика готовности детей группы педагогического риска к обучению математике в школе. - Белгород: БелРИПКППС. - 2007. - 80 с.
58. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
59. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ