Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования
|
Введение
2
Содержание
3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы профессиональной адаптации начинающих педагогов в системе общего среднего образования 10
1.1. Адаптация молодых учителей
в системе общего среднего образования 10
1.2. Анализ внешних и внутренних факторов
адаптационного процесса 41
1.3. Специфика современных школ разного профиля и организационно-методические аспекты педагогической деятельности начинающего учителя 49
ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия профессиональной адаптации начинающих учителей 69
2.1. Исследование адаптации как профессионально значимого компонента становления молодого учителя гимназии 69
2.2. Факторы профессиональной адаптации начинающих педагогов в современных условиях 105
2.3. Критерии и условия качества управления
процессом профессиональной адаптации начинающих учителей 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
БИБЛИОГРАФИЯ 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 160
2
Содержание
3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы профессиональной адаптации начинающих педагогов в системе общего среднего образования 10
1.1. Адаптация молодых учителей
в системе общего среднего образования 10
1.2. Анализ внешних и внутренних факторов
адаптационного процесса 41
1.3. Специфика современных школ разного профиля и организационно-методические аспекты педагогической деятельности начинающего учителя 49
ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия профессиональной адаптации начинающих учителей 69
2.1. Исследование адаптации как профессионально значимого компонента становления молодого учителя гимназии 69
2.2. Факторы профессиональной адаптации начинающих педагогов в современных условиях 105
2.3. Критерии и условия качества управления
процессом профессиональной адаптации начинающих учителей 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
БИБЛИОГРАФИЯ 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 160
Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в начале 21 века во всех странах мира, потребовали модификации образовательного процесса и существенных изменений в педагогической теории и практике.
Основные принципы образовательной политики в России раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально¬экономической политики Правительства РФ и определяет приоритеты и меры реализации генеральной стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.
Программа действий Минобразования России по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из пунктов содержит «Обеспечение системы образования
высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом». В этой связи управление процессом профессиональной адаптации начинающих учителей - чрезвычайно важный аспект.
Представляется необходимым отметить, что проблема адаптации - одна из самых значимых междисциплинарных проблем, которая изучается в различных сферах деятельности человека: психолого-педагогической (П.К. Анохин, Л.А. Кандыбович, А.Г. Мороз, И.В. Шалыгина и др.), социально¬экономической (Т.К. Дичев, А.А. Налчаджян, Б.Г. Турусбеков, и др.), медико¬биологической (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский) и других. Особое место в структуре видов адаптации занимает ее профессиональная компонента, разрабатываемая в трудах В.Т. Ащепкова, М.О. Бабуцидзе, М.П. Будякиной,
А.А. Марковой, А.Г. Мороза. В большинстве исследований этот термин
4
трактуется как приспособление человека к новым для него условиям деятельности. В отдельных - как специфический этап общепрофессионального личностного развития.
Сравнительный анализ представленных первоисточников позволяет выделить ряд комплексных ОЭР, которые можно объединить в отдельное направление. В нем профессиональная адаптация рассматривается как базовая составляющая становления молодого педагога.
Категория начинающих учителей (стаж работы которых составляет 0.. .5 лет), испытывает значительные затруднения в педагогической деятельности. Это показано в работах Т.С. Поляковой, С.Г. Вершловского, Г.С. Засобиной и др. Адаптационный синдром учителей-стажеров включает в себя такие признаки как: повышенный уровень тревожности, обостренная чувствительность к стрессогенным факторам, что присуще почти 100% опрошенных респондентов. Эти обстоятельства обусловлены тем, что молодо й специалист, приходя после окончания учебного заведения на производство (в данном случае, в школу), сталкивается с проблемой сложного и многоаспектного «приспособления» к условиям, функциям и особенностям профессиональной деятельности. В последние годы этот процесс осложнился ускоренной модернизацией средней школы, включением ее в инновационную деятельность, возрастанием числа внедряемых в УВП в связи с этим новых методик и т.п. На смену образовательной программе, доминирующей в 80-е годы, приходят альтернативные типы школ - саморазвития, гимназии, колледжи, школы-парки и т.д. В первые годы профессиональной деятельности молодой учитель испытывает многочисленные стрессы в силу неподготовленности к условиям работы, а именно: по причине дефицита информации о специфике образовательного учреждения, школьного коллектива, родительского социума, а также вследствие недостаточности у начинающего педагога навыков работы в статусе классного руководителя и практических умений и навыков компетентного и продуктивного общения.
5
В настоящее время спектр профессионально-адаптационных барьеров значительно расширился, что подтверждается теоретическими и фактическими данными ОЭР.
Процесс профессиональной адаптации учителей-стажеров носит неоднородный характер по проявлениям, противоречивый по динамике, многофакторный по содержанию. В ряде случаев этот период не завершается успешным вхождением в деятельность, приводит к профдеформации, а в наиболее дезадаптивных формах - к отсеву работников этой категории. Поскольку учебно-воспитательный процесс является двухсторонним, то необходимо учитывать, детально анализировать и адаптационную готовность учащихся. Все перечисленные психолого-педагогические факторы оказывают непосредственное влияние не только на качество процесса обучения в целом, но и на состояние здоровья взаимодействующих сторон, которое резко снизилось за последние 3-5 лет. Поэтому исследования, направленные на решение указанных проблем, обострившихся на современном этапе развития системы образования, становятся все более актуальными, а практические рекомендации - востребованными.
Проблема исследования состоит в преодолении противоречия между реальным качеством деятельности начинающих педагогов в период профессиональной адаптации и предъявляемыми к ним требованиями со стороны всех участников процесса их становления.
Цель данного исследования заключается в анализе трансформационных тенденций, складывающихся в системе образования и создании на их основе инновационной многофакторной модели профессиональной адаптации молодых учителей гимназии; ее методическом обосновании и опытно¬экспериментальной апробации.
Объект исследования - динамика адаптационных процессов начинающих учителей гимназии в условиях модернизации общего среднего образования.
6
Предмет исследования - психолого-педагогический процесс профессиональной адаптации молодых педагогов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой адаптационные процессы учителей-стажеров оптимизируются, благодаря:
-диагностике доминирующего типа интеллекта у рассматриваемого контингента педагогических работников при их профотборе и развитию его соответствующих подструктур в дальнейшем; адекватному соотнесению внешней и внутренней оценок деятельности молодого педагога; комплексному учету валеологического, гендерного и других обозначенных факторов;
- проектированию и реализации специального комплекса мер по преодолению дезадаптации и оптимизации функциональных состояний начинающих педагогов;
- их эффективному включению в инновационную деятельность гимназии и применению новейших дидактических технологий в учебном процессе, ориентированном на развитие креативного потенциала учащихся.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать ведущие показатели процесса профадаптации молодых учителей на основе межпредметного подхода.
2. Спроектировать и опытно-экспериментальным способом установить корреляцию между уровнем адаптации начинающих педагогов, качеством учебного процесса и продуктивностью их труда.
3. Разработать практические индивидуализированные способы компенсации неблагоприятных функциональных состояний начинающего учителя.
Основные принципы образовательной политики в России раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально¬экономической политики Правительства РФ и определяет приоритеты и меры реализации генеральной стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.
Программа действий Минобразования России по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из пунктов содержит «Обеспечение системы образования
высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом». В этой связи управление процессом профессиональной адаптации начинающих учителей - чрезвычайно важный аспект.
Представляется необходимым отметить, что проблема адаптации - одна из самых значимых междисциплинарных проблем, которая изучается в различных сферах деятельности человека: психолого-педагогической (П.К. Анохин, Л.А. Кандыбович, А.Г. Мороз, И.В. Шалыгина и др.), социально¬экономической (Т.К. Дичев, А.А. Налчаджян, Б.Г. Турусбеков, и др.), медико¬биологической (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский) и других. Особое место в структуре видов адаптации занимает ее профессиональная компонента, разрабатываемая в трудах В.Т. Ащепкова, М.О. Бабуцидзе, М.П. Будякиной,
А.А. Марковой, А.Г. Мороза. В большинстве исследований этот термин
4
трактуется как приспособление человека к новым для него условиям деятельности. В отдельных - как специфический этап общепрофессионального личностного развития.
Сравнительный анализ представленных первоисточников позволяет выделить ряд комплексных ОЭР, которые можно объединить в отдельное направление. В нем профессиональная адаптация рассматривается как базовая составляющая становления молодого педагога.
Категория начинающих учителей (стаж работы которых составляет 0.. .5 лет), испытывает значительные затруднения в педагогической деятельности. Это показано в работах Т.С. Поляковой, С.Г. Вершловского, Г.С. Засобиной и др. Адаптационный синдром учителей-стажеров включает в себя такие признаки как: повышенный уровень тревожности, обостренная чувствительность к стрессогенным факторам, что присуще почти 100% опрошенных респондентов. Эти обстоятельства обусловлены тем, что молодо й специалист, приходя после окончания учебного заведения на производство (в данном случае, в школу), сталкивается с проблемой сложного и многоаспектного «приспособления» к условиям, функциям и особенностям профессиональной деятельности. В последние годы этот процесс осложнился ускоренной модернизацией средней школы, включением ее в инновационную деятельность, возрастанием числа внедряемых в УВП в связи с этим новых методик и т.п. На смену образовательной программе, доминирующей в 80-е годы, приходят альтернативные типы школ - саморазвития, гимназии, колледжи, школы-парки и т.д. В первые годы профессиональной деятельности молодой учитель испытывает многочисленные стрессы в силу неподготовленности к условиям работы, а именно: по причине дефицита информации о специфике образовательного учреждения, школьного коллектива, родительского социума, а также вследствие недостаточности у начинающего педагога навыков работы в статусе классного руководителя и практических умений и навыков компетентного и продуктивного общения.
5
В настоящее время спектр профессионально-адаптационных барьеров значительно расширился, что подтверждается теоретическими и фактическими данными ОЭР.
Процесс профессиональной адаптации учителей-стажеров носит неоднородный характер по проявлениям, противоречивый по динамике, многофакторный по содержанию. В ряде случаев этот период не завершается успешным вхождением в деятельность, приводит к профдеформации, а в наиболее дезадаптивных формах - к отсеву работников этой категории. Поскольку учебно-воспитательный процесс является двухсторонним, то необходимо учитывать, детально анализировать и адаптационную готовность учащихся. Все перечисленные психолого-педагогические факторы оказывают непосредственное влияние не только на качество процесса обучения в целом, но и на состояние здоровья взаимодействующих сторон, которое резко снизилось за последние 3-5 лет. Поэтому исследования, направленные на решение указанных проблем, обострившихся на современном этапе развития системы образования, становятся все более актуальными, а практические рекомендации - востребованными.
Проблема исследования состоит в преодолении противоречия между реальным качеством деятельности начинающих педагогов в период профессиональной адаптации и предъявляемыми к ним требованиями со стороны всех участников процесса их становления.
Цель данного исследования заключается в анализе трансформационных тенденций, складывающихся в системе образования и создании на их основе инновационной многофакторной модели профессиональной адаптации молодых учителей гимназии; ее методическом обосновании и опытно¬экспериментальной апробации.
Объект исследования - динамика адаптационных процессов начинающих учителей гимназии в условиях модернизации общего среднего образования.
6
Предмет исследования - психолого-педагогический процесс профессиональной адаптации молодых педагогов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой адаптационные процессы учителей-стажеров оптимизируются, благодаря:
-диагностике доминирующего типа интеллекта у рассматриваемого контингента педагогических работников при их профотборе и развитию его соответствующих подструктур в дальнейшем; адекватному соотнесению внешней и внутренней оценок деятельности молодого педагога; комплексному учету валеологического, гендерного и других обозначенных факторов;
- проектированию и реализации специального комплекса мер по преодолению дезадаптации и оптимизации функциональных состояний начинающих педагогов;
- их эффективному включению в инновационную деятельность гимназии и применению новейших дидактических технологий в учебном процессе, ориентированном на развитие креативного потенциала учащихся.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать ведущие показатели процесса профадаптации молодых учителей на основе межпредметного подхода.
2. Спроектировать и опытно-экспериментальным способом установить корреляцию между уровнем адаптации начинающих педагогов, качеством учебного процесса и продуктивностью их труда.
3. Разработать практические индивидуализированные способы компенсации неблагоприятных функциональных состояний начинающего учителя.
1. Процесс обучения по своему генезису является адаптационным. Учебная успеваемость учащихся во многом зависит от качества профессиональной адаптации молодых учителей. В свою очередь, они испытывают ряд затруднений адаптационного характера, что оказывает влияние на ход процесса взаимоадаптации и как логико-функциональный результат - продуктивность УВП.
2. Фактор доминирующего типа интеллекта является значимым для
135
профессиональной результативности процесса адаптации начинающих учителей. Развитие его соответствующих подструктур способствует возрастанию темпов профессиональной адаптации.
3. Адекватность самооценки молодых учителей и позитивная внешняя оценка их деятельности способствуют созданию педагогической среды, ускоряющей процессы профадаптации.
4. Динамика изменений факторов внешних отношений и самоотношения коррелируют с темпом и траекторией адаптации начинающих педагогов. Позитивное отношение к педагогической деятельности благоприятствует развитию адаптационных способностей и, наоборот.
5. Общее состояние этой категории педагогических работников в целом и, в частности, их психосоматическая составляющая, - является одним из факторов, влияющих на успешность протекания адаптационных процессов.
6. Активное включение и участие молодых учителей в инновационной образовательной деятельности и применение ими новых дидактических технологий являются важными условиями, способствующими оптимизации адаптационных процессов и ведущих к росту креативного потенциала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе теоретического и экспериментального исследования сформулированы следующие результаты:
1. Проанализированы данные отечественных и зарубежных авторов, полученные в результате комплексных исследований профессиональной адаптации молодых учителей, и выявлена специфика адаптационных процессов этой категории работников на данном этапе развития педагогической науки.
2. Обоснована применимость научных подходов синергетики и неоэволюционизма к проблеме профессиональной адаптации в системе образования и на этой основе спроектированы соответствующие модельные
136
конструкции. В частности, сконструирована теоретическая модель влияния комплексной оценки деятельности молодого педагога на ход профадаптации.
3. В рамках развития категориального аппарата науки уточнены следующие понятия:
■ «затруднение» - диссипативная структура, изменяющая состояние системы в направлении, зависящем от характера флуктуации;
■ «профессионально-адаптационное затруднение» - специфическое пороговое состояние, препятствующее оптимальному течению адаптационных процессов и выводящее систему из равновесия;
■ «адаптационные способности» - самоорганизующаяся структура психофизиологических, социальных, интеллектуальных и креативных свойств личности от доминирования и вариативности которых зависит глобальная приспособляемость к условиям жизнедеятельности.
4. Выполнена современная классификация профессионально¬адаптационных барьеров молодых специалистов по пяти группам:
1) . Возрастные;
2) . Связанные с реализацией межличностных отношений;
3) . Индивидуально-психологические затруднения;
4) . Этно-социальные трудности;
5) . Обусловленные превышением учебной нагрузки молодого учителя.
5. Выявлены новые составляющие профессиональной адаптации: философская (экзистенциональная) и гендерная, а также три ранее не учитываемых фактора: доминирующий тип интеллекта; взаимосвязи комплексной оценки деятельности молодого педагога и его профессиональной адаптации; валеологический аспект, которые дополняют ранее известную систематику.
2. Фактор доминирующего типа интеллекта является значимым для
135
профессиональной результативности процесса адаптации начинающих учителей. Развитие его соответствующих подструктур способствует возрастанию темпов профессиональной адаптации.
3. Адекватность самооценки молодых учителей и позитивная внешняя оценка их деятельности способствуют созданию педагогической среды, ускоряющей процессы профадаптации.
4. Динамика изменений факторов внешних отношений и самоотношения коррелируют с темпом и траекторией адаптации начинающих педагогов. Позитивное отношение к педагогической деятельности благоприятствует развитию адаптационных способностей и, наоборот.
5. Общее состояние этой категории педагогических работников в целом и, в частности, их психосоматическая составляющая, - является одним из факторов, влияющих на успешность протекания адаптационных процессов.
6. Активное включение и участие молодых учителей в инновационной образовательной деятельности и применение ими новых дидактических технологий являются важными условиями, способствующими оптимизации адаптационных процессов и ведущих к росту креативного потенциала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе теоретического и экспериментального исследования сформулированы следующие результаты:
1. Проанализированы данные отечественных и зарубежных авторов, полученные в результате комплексных исследований профессиональной адаптации молодых учителей, и выявлена специфика адаптационных процессов этой категории работников на данном этапе развития педагогической науки.
2. Обоснована применимость научных подходов синергетики и неоэволюционизма к проблеме профессиональной адаптации в системе образования и на этой основе спроектированы соответствующие модельные
136
конструкции. В частности, сконструирована теоретическая модель влияния комплексной оценки деятельности молодого педагога на ход профадаптации.
3. В рамках развития категориального аппарата науки уточнены следующие понятия:
■ «затруднение» - диссипативная структура, изменяющая состояние системы в направлении, зависящем от характера флуктуации;
■ «профессионально-адаптационное затруднение» - специфическое пороговое состояние, препятствующее оптимальному течению адаптационных процессов и выводящее систему из равновесия;
■ «адаптационные способности» - самоорганизующаяся структура психофизиологических, социальных, интеллектуальных и креативных свойств личности от доминирования и вариативности которых зависит глобальная приспособляемость к условиям жизнедеятельности.
4. Выполнена современная классификация профессионально¬адаптационных барьеров молодых специалистов по пяти группам:
1) . Возрастные;
2) . Связанные с реализацией межличностных отношений;
3) . Индивидуально-психологические затруднения;
4) . Этно-социальные трудности;
5) . Обусловленные превышением учебной нагрузки молодого учителя.
5. Выявлены новые составляющие профессиональной адаптации: философская (экзистенциональная) и гендерная, а также три ранее не учитываемых фактора: доминирующий тип интеллекта; взаимосвязи комплексной оценки деятельности молодого педагога и его профессиональной адаптации; валеологический аспект, которые дополняют ранее известную систематику.
Подобные работы
- Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Организационно-методическое обеспечение процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Формирование исследовательской компетенции учащихся 10-х классов на уроках истории
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016



