Совершенствование государственного регулирования социально-экономического развития моногородов в субъекте Российской Федерации (на материалах Министерства экономического развития Челябинской области)
|
Введение 2
Глава 1 Моногорода Челябинской области: история развития и современное социально-экономическое положение 6
1.1 Определение термина моногород в Российской Федерации 6
1.2 Зарубежный опыт в сфере регулирования и развития моногородов 8
1.3 Исторические предпосылки развития моногородов Челябинской
области 14
Глава 2 Анализ системы государственного регулирования моногородов 27
2.1 Развитие моногородов Челябинской области на современном этапе 27
2.2. Инструменты государственного регулирования моногородов на современном этапе 36
Глава 3 Направление совершенствования политики по отношению моногородов Челябинской области 45
3.1 Проблемы моногородов Челябинской области на современном этапе..45
3.2 Перспективные варианты решения проблем моногородов Челябинской
области 46
Заключение 47
Библиографический список
Приложение
Глава 1 Моногорода Челябинской области: история развития и современное социально-экономическое положение 6
1.1 Определение термина моногород в Российской Федерации 6
1.2 Зарубежный опыт в сфере регулирования и развития моногородов 8
1.3 Исторические предпосылки развития моногородов Челябинской
области 14
Глава 2 Анализ системы государственного регулирования моногородов 27
2.1 Развитие моногородов Челябинской области на современном этапе 27
2.2. Инструменты государственного регулирования моногородов на современном этапе 36
Глава 3 Направление совершенствования политики по отношению моногородов Челябинской области 45
3.1 Проблемы моногородов Челябинской области на современном этапе..45
3.2 Перспективные варианты решения проблем моногородов Челябинской
области 46
Заключение 47
Библиографический список
Приложение
Актуальность темы исследования. Наличие проблемы моногородов на территории Челябинской области обусловлено наиболее сложным социально-экономическим положением некоторых муниципальных образований и некорректным использованием инструментов государственного регулирования в моногородах, в которых находятся градообразующие предприятия, такие как: ^ Город Усть-Катав (Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова) ^ Город Нязепетровск (Литейно-механический завод (ЛМЗ) Нязепетровский филиал)
^ Город Верхний Уфалей («Уфалейникель»)
^ Город Карабаш («КАРАБАШМЕДЬ»)
^ Город Аша («Ашинский металлургический завод»)
Данная проблема имеет многогранный характер: самой значимой проблемой является отсутствие самого содержания термина, как «Моногород». Содержание термина «Моногород» не определено ни в одном правовом акте Российской Федерации. Существует только Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", в нем формируется порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногорода). Но данный Федеральный закон не соответствует действительности и создан для определения мер государственной поддержки и применения инструментов государственного регулирования к данным территориям. Отсутствует сам закон, который бы трактовал основные понятия для такого термина, как моногород и демонстрировал фактические признаки городов данного типа.
К другой не менее важной проблеме относится ситуация, когда большая часть населения работает на градообразующем предприятии и напрямую зависит от одного производства. Данная концентрация занятости на одном предприятии приводит к избыточному сохранению рабочих мест, тем самым снижая темпы развития и модернизации градообразующего предприятия, что приводит к стагнации не только самого производства, но и города в целом. Длительная остановка в развитии и модернизации приводит к деградации муниципального образования, что ведет к истощению финансовых ресурсов и миграции людских ресурсов.
Степень разработанности. Вопросам в области решения проблемы моногородов в Челябинской области уделено недостаточное внимание, что повторно подчеркивает актуальность данной тематики. В научной литературе по этой теме есть такие труды:
^ Моногорода Челябинской области: актуальные проблемы, потенциал и перспективы развития, автор: Гундарев А.А.
^ Государственная поддержка моногородов, автор: Пятшева Е.Н.
•^Моногорода в России: проблемы и решения, автор: Маслова А.Н.
^ Интегральный подход при определении территориальной монофункциональности, авторы: Победин А.А., Федулов Д.В., Зиновьева В.В.
Часть данных работы косвенно затрагивают проблемы моногородов Челябинской области и субъективно оценивают сегодняшнею ситуацию. Чтобы решать основные проблемы, надо усилить государственную поддержку с помощью государственных инструментов регулирования. Только при качественном и правовом взаимодействии с государством можно решить основные проблемы.
Объектом исследования является развитие моногородов Челябинской области на современном этапе.
Предметом исследования являться деятельность Министерства экономического развития Челябинской области по поддержки моногородов.
Цель исследования — разработка рекомендация по совершенствованию поддержки развития моногородов Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, а именно:
^ Изучить теоретическую и нормативно правовую базу моногородов Российской Федерации, включая Челябинскую область
^ Изучение проблем моногородов Челябинской области, возникающих в последовательности исторической хронологии, и поиск способов их решения ^ Изучить зарубежный опыт в решении основных проблем моногородов на примере Германии и США
^ Выявить и распределить по характеристикам основные инструменты государственного регулирования моногородов
^ Разработать матричную систему для эффективного использование инструментов государственного регулирование, направленных на поддержку моногородов и дать ряд рекомендаций
Эмпирическую базу исследования составили следующие источники:
^ Статистические данные от министерства экономического развития Челябинской области по программе «Комплексное развитие моногородов Челябинской области»
^ Статистические и исторические данные из архивных дел муниципального бюджетного учреждения «Архив Златоустовского городского округа»
^ Статистические и деловые документы некоммерческой организации «Фонда развития моногородов» Российской Федерации
Нормативную основу данной работы составили: Федеральные законы, законы Челябинской области, Нормативно правовые акты Правительства Российский Федерации ^Нормативно правовые акты Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Челябинской области.
В процессе написания ВКР использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, систематизация, аналогия, описание, статистический анализ.
Практическая значимость результатов исследования. Создание методологии в виде матричной системы, для определения социально-экономической категории моногорода и подбора для него инструментов государственного регулирования, путем анализа социально-экономического положения муниципального образования и состояние градообразующего предприятия на территории моногорода.
Структура работы. Работа содержит введение, 3 главы, 7 параграфов, заключение, список литературы, включающий ... источников.
В первой главе (Моногорода Челябинской области: история развития и современное социально-экономическое положение) рассматривается теория о возникновение моногородов и нормативная правовая основа в Российской Федерации. Изучение зарубежного опыта на примере Рурской области в Федеративной Республики Германия и такого явления, как «Ржавый пояс» в Соединенных Штатов Америки. Анализ исторического опыта развития моногородов Челябинской области.
Во второй главе (Анализ системы государственного регулирования моногородов) рассматривается социально-экономическое положение моногородов Челябинской области и инструменты государственного регулирования моногородов на современном этапе.
В третей главе (Направление совершенствования политики по отношению моногородов Челябинской области) достигается задача по выявлению первоначальных и второстепенных проблем моногородов в Челябинской области и предоставляется новая методология по их решению, включая ряд рекомендаций.
^ Город Верхний Уфалей («Уфалейникель»)
^ Город Карабаш («КАРАБАШМЕДЬ»)
^ Город Аша («Ашинский металлургический завод»)
Данная проблема имеет многогранный характер: самой значимой проблемой является отсутствие самого содержания термина, как «Моногород». Содержание термина «Моногород» не определено ни в одном правовом акте Российской Федерации. Существует только Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", в нем формируется порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногорода). Но данный Федеральный закон не соответствует действительности и создан для определения мер государственной поддержки и применения инструментов государственного регулирования к данным территориям. Отсутствует сам закон, который бы трактовал основные понятия для такого термина, как моногород и демонстрировал фактические признаки городов данного типа.
К другой не менее важной проблеме относится ситуация, когда большая часть населения работает на градообразующем предприятии и напрямую зависит от одного производства. Данная концентрация занятости на одном предприятии приводит к избыточному сохранению рабочих мест, тем самым снижая темпы развития и модернизации градообразующего предприятия, что приводит к стагнации не только самого производства, но и города в целом. Длительная остановка в развитии и модернизации приводит к деградации муниципального образования, что ведет к истощению финансовых ресурсов и миграции людских ресурсов.
Степень разработанности. Вопросам в области решения проблемы моногородов в Челябинской области уделено недостаточное внимание, что повторно подчеркивает актуальность данной тематики. В научной литературе по этой теме есть такие труды:
^ Моногорода Челябинской области: актуальные проблемы, потенциал и перспективы развития, автор: Гундарев А.А.
^ Государственная поддержка моногородов, автор: Пятшева Е.Н.
•^Моногорода в России: проблемы и решения, автор: Маслова А.Н.
^ Интегральный подход при определении территориальной монофункциональности, авторы: Победин А.А., Федулов Д.В., Зиновьева В.В.
Часть данных работы косвенно затрагивают проблемы моногородов Челябинской области и субъективно оценивают сегодняшнею ситуацию. Чтобы решать основные проблемы, надо усилить государственную поддержку с помощью государственных инструментов регулирования. Только при качественном и правовом взаимодействии с государством можно решить основные проблемы.
Объектом исследования является развитие моногородов Челябинской области на современном этапе.
Предметом исследования являться деятельность Министерства экономического развития Челябинской области по поддержки моногородов.
Цель исследования — разработка рекомендация по совершенствованию поддержки развития моногородов Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, а именно:
^ Изучить теоретическую и нормативно правовую базу моногородов Российской Федерации, включая Челябинскую область
^ Изучение проблем моногородов Челябинской области, возникающих в последовательности исторической хронологии, и поиск способов их решения ^ Изучить зарубежный опыт в решении основных проблем моногородов на примере Германии и США
^ Выявить и распределить по характеристикам основные инструменты государственного регулирования моногородов
^ Разработать матричную систему для эффективного использование инструментов государственного регулирование, направленных на поддержку моногородов и дать ряд рекомендаций
Эмпирическую базу исследования составили следующие источники:
^ Статистические данные от министерства экономического развития Челябинской области по программе «Комплексное развитие моногородов Челябинской области»
^ Статистические и исторические данные из архивных дел муниципального бюджетного учреждения «Архив Златоустовского городского округа»
^ Статистические и деловые документы некоммерческой организации «Фонда развития моногородов» Российской Федерации
Нормативную основу данной работы составили: Федеральные законы, законы Челябинской области, Нормативно правовые акты Правительства Российский Федерации ^Нормативно правовые акты Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Челябинской области.
В процессе написания ВКР использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, систематизация, аналогия, описание, статистический анализ.
Практическая значимость результатов исследования. Создание методологии в виде матричной системы, для определения социально-экономической категории моногорода и подбора для него инструментов государственного регулирования, путем анализа социально-экономического положения муниципального образования и состояние градообразующего предприятия на территории моногорода.
Структура работы. Работа содержит введение, 3 главы, 7 параграфов, заключение, список литературы, включающий ... источников.
В первой главе (Моногорода Челябинской области: история развития и современное социально-экономическое положение) рассматривается теория о возникновение моногородов и нормативная правовая основа в Российской Федерации. Изучение зарубежного опыта на примере Рурской области в Федеративной Республики Германия и такого явления, как «Ржавый пояс» в Соединенных Штатов Америки. Анализ исторического опыта развития моногородов Челябинской области.
Во второй главе (Анализ системы государственного регулирования моногородов) рассматривается социально-экономическое положение моногородов Челябинской области и инструменты государственного регулирования моногородов на современном этапе.
В третей главе (Направление совершенствования политики по отношению моногородов Челябинской области) достигается задача по выявлению первоначальных и второстепенных проблем моногородов в Челябинской области и предоставляется новая методология по их решению, включая ряд рекомендаций.
На сегодняшний день вопрос о моногородах становится все более и более актуальным, начиная от терминологии моногорода и заканчивая политикой по развитию монотерриторий в Российской Федерации.
Сама природа термина «моногород» не определена, в некоторых ситуациях ведутся споры о том, стоит ли включать муниципальное образование в перечень моногородов. Стоит пересмотреть сам перечень и выработать новый подход в правовом поле для определения моногородов в России.
Стоит обратить внимание на зарубежный опыт таких стран, как США и ФРГ. На протяжении долгого времени они решали задачи, связанные с монотерриториями, на примере «Ржавого пояса» и Рурской области, соответственно. Их опыт в данной сфере бесценен и он дает понять, что важнейшим фактором для благоприятного развития монотерриторий является создание и поддержание диалога между всеми связанными субъектами, а именно правительством РФ, региональным правительством, местным самоуправлением и представителем градообразующего предприятия. Самое же главное - это наличие населения монотерриторий, которые будут иметь свой голос в этой иерархии. Дополнительно необходимо создать методологию, в которой будет сортироваться перечень поддержки моногородам и инструменты государственного регулирования для эффективного решения проблем, связанных с моногородами в Челябинской области.
Также исторический опыт показал уже на примере первых железоделательных заводов на территории Челябинской области, что поддержка государства, безусловно, необходима для развития градообразующего предприятия. Также стоит отметить, что необходимо брать во внимание историю города и рассматривать на исторической прямой моменты, когда процветающий город начинал деградировать, и стараться не допускать таких ошибок впоследствии.
На современном этапе моногорода имеют весомый перечень инструментов государственного регулирования, а созданный в 2014 году Фонд развития моногородов РФ помогает в реализации этой политики. Он является неким буфером в распределении инструментов между моногородами по всей территории Российской Федерации.
Нет определенного критерия, какие инструменты будут использоваться в моногородах, а какие нет. Ряд инструментов не оказывают должного уровня поддержки на современном этапе и потеряли свою актуальность. И само разделение моногородов по уровню социально-экономического развития устарело, так как в него не вносятся изменения с 2014 года, с момента его создания.
Необходимо формализовать инструменты государственного регулирования для каждого моногорода относительно его социально-экономического положения и состояния градообразующего предприятия. Это позволит максимально эффективно использовать государственные ресурсы.
Основные проблемы моногородов на данный момент - это демографический кризис, экологические бедствия, в некоторых районах недостаток здравоохранения, недостаточный уровень государственной поддержки и (или) неэффективное использование инструментов государственного регулирования. В 2020 году появилась глобальная проблема, связанная с пандемией из-за вируса COVID-19, которая вызвала трудности в работе множества градообразующих предприятий Челябинской области и вызвала рецессию экономики Российской Федерации.
Для решения проблем автор предложил использовать поэтапный выход из ситуации пандемии. Во-первых, это сохранение потенциала и рабочих мест на градообразующем предприятии, чтобы снизить постепенную деградацию социально-экономического положения и общее состояние ГОП.
Во-вторых, это последующее развитие после прохождения пика пандемии. А также пересмотр плана на 2020 год по реализации политики, связанной с моногородами Челябинской области.
В заключение была предложена новая методология по разделению моногородов по сегментам в зависимости от уровня социально-экономического развития муниципального образования и состояния градообразующего предприятия. Данная матрица позволит распределять государственные ресурсы более эффективно в отличие от старой методологии, где разделение моногородов происходило только по уровню социально-экономического развития и численности населения, где не учитывались многие факторы.
В конце также стоит выделить, что на современном этапе в Челябинской области находится 16 моногородов, часть из которых нуждаются в поддержке со стороны государства. Реализация региональной политики определяет, какое будущее будет у моногородов.
Сама природа термина «моногород» не определена, в некоторых ситуациях ведутся споры о том, стоит ли включать муниципальное образование в перечень моногородов. Стоит пересмотреть сам перечень и выработать новый подход в правовом поле для определения моногородов в России.
Стоит обратить внимание на зарубежный опыт таких стран, как США и ФРГ. На протяжении долгого времени они решали задачи, связанные с монотерриториями, на примере «Ржавого пояса» и Рурской области, соответственно. Их опыт в данной сфере бесценен и он дает понять, что важнейшим фактором для благоприятного развития монотерриторий является создание и поддержание диалога между всеми связанными субъектами, а именно правительством РФ, региональным правительством, местным самоуправлением и представителем градообразующего предприятия. Самое же главное - это наличие населения монотерриторий, которые будут иметь свой голос в этой иерархии. Дополнительно необходимо создать методологию, в которой будет сортироваться перечень поддержки моногородам и инструменты государственного регулирования для эффективного решения проблем, связанных с моногородами в Челябинской области.
Также исторический опыт показал уже на примере первых железоделательных заводов на территории Челябинской области, что поддержка государства, безусловно, необходима для развития градообразующего предприятия. Также стоит отметить, что необходимо брать во внимание историю города и рассматривать на исторической прямой моменты, когда процветающий город начинал деградировать, и стараться не допускать таких ошибок впоследствии.
На современном этапе моногорода имеют весомый перечень инструментов государственного регулирования, а созданный в 2014 году Фонд развития моногородов РФ помогает в реализации этой политики. Он является неким буфером в распределении инструментов между моногородами по всей территории Российской Федерации.
Нет определенного критерия, какие инструменты будут использоваться в моногородах, а какие нет. Ряд инструментов не оказывают должного уровня поддержки на современном этапе и потеряли свою актуальность. И само разделение моногородов по уровню социально-экономического развития устарело, так как в него не вносятся изменения с 2014 года, с момента его создания.
Необходимо формализовать инструменты государственного регулирования для каждого моногорода относительно его социально-экономического положения и состояния градообразующего предприятия. Это позволит максимально эффективно использовать государственные ресурсы.
Основные проблемы моногородов на данный момент - это демографический кризис, экологические бедствия, в некоторых районах недостаток здравоохранения, недостаточный уровень государственной поддержки и (или) неэффективное использование инструментов государственного регулирования. В 2020 году появилась глобальная проблема, связанная с пандемией из-за вируса COVID-19, которая вызвала трудности в работе множества градообразующих предприятий Челябинской области и вызвала рецессию экономики Российской Федерации.
Для решения проблем автор предложил использовать поэтапный выход из ситуации пандемии. Во-первых, это сохранение потенциала и рабочих мест на градообразующем предприятии, чтобы снизить постепенную деградацию социально-экономического положения и общее состояние ГОП.
Во-вторых, это последующее развитие после прохождения пика пандемии. А также пересмотр плана на 2020 год по реализации политики, связанной с моногородами Челябинской области.
В заключение была предложена новая методология по разделению моногородов по сегментам в зависимости от уровня социально-экономического развития муниципального образования и состояния градообразующего предприятия. Данная матрица позволит распределять государственные ресурсы более эффективно в отличие от старой методологии, где разделение моногородов происходило только по уровню социально-экономического развития и численности населения, где не учитывались многие факторы.
В конце также стоит выделить, что на современном этапе в Челябинской области находится 16 моногородов, часть из которых нуждаются в поддержке со стороны государства. Реализация региональной политики определяет, какое будущее будет у моногородов.
Подобные работы
- Совершенствование подхода к оценке влияния территории опережающего социально-экономического развития на экономику региона
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства Алтайского края
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Внедрение инновационных институтов в процессе управления моногородами Республики Татарстан
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



