Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование государственного регулирования социально-экономического развития моногородов в субъекте Российской Федерации (на материалах Министерства экономического развития Челябинской области)

Работа №73155

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Моногорода Челябинской области: история развития и современное социально-экономическое положение 6
1.1 Определение термина моногород в Российской Федерации 6
1.2 Зарубежный опыт в сфере регулирования и развития моногородов 8
1.3 Исторические предпосылки развития моногородов Челябинской
области 14
Глава 2 Анализ системы государственного регулирования моногородов 27
2.1 Развитие моногородов Челябинской области на современном этапе 27
2.2. Инструменты государственного регулирования моногородов на современном этапе 36
Глава 3 Направление совершенствования политики по отношению моногородов Челябинской области 45
3.1 Проблемы моногородов Челябинской области на современном этапе..45
3.2 Перспективные варианты решения проблем моногородов Челябинской
области 46
Заключение 47
Библиографический список
Приложение

Актуальность темы исследования. Наличие проблемы моногородов на территории Челябинской области обусловлено наиболее сложным социально-экономическим положением некоторых муниципальных образований и некорректным использованием инструментов государственного регулирования в моногородах, в которых находятся градообразующие предприятия, такие как: ^ Город Усть-Катав (Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова) ^ Город Нязепетровск (Литейно-механический завод (ЛМЗ) Нязепетровский филиал)
^ Город Верхний Уфалей («Уфалейникель»)
^ Город Карабаш («КАРАБАШМЕДЬ»)
^ Город Аша («Ашинский металлургический завод»)
Данная проблема имеет многогранный характер: самой значимой проблемой является отсутствие самого содержания термина, как «Моногород». Содержание термина «Моногород» не определено ни в одном правовом акте Российской Федерации. Существует только Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", в нем формируется порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногорода). Но данный Федеральный закон не соответствует действительности и создан для определения мер государственной поддержки и применения инструментов государственного регулирования к данным территориям. Отсутствует сам закон, который бы трактовал основные понятия для такого термина, как моногород и демонстрировал фактические признаки городов данного типа.
К другой не менее важной проблеме относится ситуация, когда большая часть населения работает на градообразующем предприятии и напрямую зависит от одного производства. Данная концентрация занятости на одном предприятии приводит к избыточному сохранению рабочих мест, тем самым снижая темпы развития и модернизации градообразующего предприятия, что приводит к стагнации не только самого производства, но и города в целом. Длительная остановка в развитии и модернизации приводит к деградации муниципального образования, что ведет к истощению финансовых ресурсов и миграции людских ресурсов.
Степень разработанности. Вопросам в области решения проблемы моногородов в Челябинской области уделено недостаточное внимание, что повторно подчеркивает актуальность данной тематики. В научной литературе по этой теме есть такие труды:
^ Моногорода Челябинской области: актуальные проблемы, потенциал и перспективы развития, автор: Гундарев А.А.
^ Государственная поддержка моногородов, автор: Пятшева Е.Н.
•^Моногорода в России: проблемы и решения, автор: Маслова А.Н.
^ Интегральный подход при определении территориальной монофункциональности, авторы: Победин А.А., Федулов Д.В., Зиновьева В.В.
Часть данных работы косвенно затрагивают проблемы моногородов Челябинской области и субъективно оценивают сегодняшнею ситуацию. Чтобы решать основные проблемы, надо усилить государственную поддержку с помощью государственных инструментов регулирования. Только при качественном и правовом взаимодействии с государством можно решить основные проблемы.
Объектом исследования является развитие моногородов Челябинской области на современном этапе.
Предметом исследования являться деятельность Министерства экономического развития Челябинской области по поддержки моногородов.
Цель исследования — разработка рекомендация по совершенствованию поддержки развития моногородов Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, а именно:
^ Изучить теоретическую и нормативно правовую базу моногородов Российской Федерации, включая Челябинскую область
^ Изучение проблем моногородов Челябинской области, возникающих в последовательности исторической хронологии, и поиск способов их решения ^ Изучить зарубежный опыт в решении основных проблем моногородов на примере Германии и США
^ Выявить и распределить по характеристикам основные инструменты государственного регулирования моногородов
^ Разработать матричную систему для эффективного использование инструментов государственного регулирование, направленных на поддержку моногородов и дать ряд рекомендаций
Эмпирическую базу исследования составили следующие источники:
^ Статистические данные от министерства экономического развития Челябинской области по программе «Комплексное развитие моногородов Челябинской области»
^ Статистические и исторические данные из архивных дел муниципального бюджетного учреждения «Архив Златоустовского городского округа»
^ Статистические и деловые документы некоммерческой организации «Фонда развития моногородов» Российской Федерации
Нормативную основу данной работы составили: Федеральные законы, законы Челябинской области, Нормативно правовые акты Правительства Российский Федерации ^Нормативно правовые акты Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Челябинской области.
В процессе написания ВКР использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, систематизация, аналогия, описание, статистический анализ.
Практическая значимость результатов исследования. Создание методологии в виде матричной системы, для определения социально-экономической категории моногорода и подбора для него инструментов государственного регулирования, путем анализа социально-экономического положения муниципального образования и состояние градообразующего предприятия на территории моногорода.
Структура работы. Работа содержит введение, 3 главы, 7 параграфов, заключение, список литературы, включающий ... источников.
В первой главе (Моногорода Челябинской области: история развития и современное социально-экономическое положение) рассматривается теория о возникновение моногородов и нормативная правовая основа в Российской Федерации. Изучение зарубежного опыта на примере Рурской области в Федеративной Республики Германия и такого явления, как «Ржавый пояс» в Соединенных Штатов Америки. Анализ исторического опыта развития моногородов Челябинской области.
Во второй главе (Анализ системы государственного регулирования моногородов) рассматривается социально-экономическое положение моногородов Челябинской области и инструменты государственного регулирования моногородов на современном этапе.
В третей главе (Направление совершенствования политики по отношению моногородов Челябинской области) достигается задача по выявлению первоначальных и второстепенных проблем моногородов в Челябинской области и предоставляется новая методология по их решению, включая ряд рекомендаций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день вопрос о моногородах становится все более и более актуальным, начиная от терминологии моногорода и заканчивая политикой по развитию монотерриторий в Российской Федерации.
Сама природа термина «моногород» не определена, в некоторых ситуациях ведутся споры о том, стоит ли включать муниципальное образование в перечень моногородов. Стоит пересмотреть сам перечень и выработать новый подход в правовом поле для определения моногородов в России.
Стоит обратить внимание на зарубежный опыт таких стран, как США и ФРГ. На протяжении долгого времени они решали задачи, связанные с монотерриториями, на примере «Ржавого пояса» и Рурской области, соответственно. Их опыт в данной сфере бесценен и он дает понять, что важнейшим фактором для благоприятного развития монотерриторий является создание и поддержание диалога между всеми связанными субъектами, а именно правительством РФ, региональным правительством, местным самоуправлением и представителем градообразующего предприятия. Самое же главное - это наличие населения монотерриторий, которые будут иметь свой голос в этой иерархии. Дополнительно необходимо создать методологию, в которой будет сортироваться перечень поддержки моногородам и инструменты государственного регулирования для эффективного решения проблем, связанных с моногородами в Челябинской области.
Также исторический опыт показал уже на примере первых железоделательных заводов на территории Челябинской области, что поддержка государства, безусловно, необходима для развития градообразующего предприятия. Также стоит отметить, что необходимо брать во внимание историю города и рассматривать на исторической прямой моменты, когда процветающий город начинал деградировать, и стараться не допускать таких ошибок впоследствии.
На современном этапе моногорода имеют весомый перечень инструментов государственного регулирования, а созданный в 2014 году Фонд развития моногородов РФ помогает в реализации этой политики. Он является неким буфером в распределении инструментов между моногородами по всей территории Российской Федерации.
Нет определенного критерия, какие инструменты будут использоваться в моногородах, а какие нет. Ряд инструментов не оказывают должного уровня поддержки на современном этапе и потеряли свою актуальность. И само разделение моногородов по уровню социально-экономического развития устарело, так как в него не вносятся изменения с 2014 года, с момента его создания.
Необходимо формализовать инструменты государственного регулирования для каждого моногорода относительно его социально-экономического положения и состояния градообразующего предприятия. Это позволит максимально эффективно использовать государственные ресурсы.
Основные проблемы моногородов на данный момент - это демографический кризис, экологические бедствия, в некоторых районах недостаток здравоохранения, недостаточный уровень государственной поддержки и (или) неэффективное использование инструментов государственного регулирования. В 2020 году появилась глобальная проблема, связанная с пандемией из-за вируса COVID-19, которая вызвала трудности в работе множества градообразующих предприятий Челябинской области и вызвала рецессию экономики Российской Федерации.
Для решения проблем автор предложил использовать поэтапный выход из ситуации пандемии. Во-первых, это сохранение потенциала и рабочих мест на градообразующем предприятии, чтобы снизить постепенную деградацию социально-экономического положения и общее состояние ГОП.
Во-вторых, это последующее развитие после прохождения пика пандемии. А также пересмотр плана на 2020 год по реализации политики, связанной с моногородами Челябинской области.
В заключение была предложена новая методология по разделению моногородов по сегментам в зависимости от уровня социально-экономического развития муниципального образования и состояния градообразующего предприятия. Данная матрица позволит распределять государственные ресурсы более эффективно в отличие от старой методологии, где разделение моногородов происходило только по уровню социально-экономического развития и численности населения, где не учитывались многие факторы.
В конце также стоит выделить, что на современном этапе в Челябинской области находится 16 моногородов, часть из которых нуждаются в поддержке со стороны государства. Реализация региональной политики определяет, какое будущее будет у моногородов.



1. Утверждены критерии отнесения муниципальных образований к моногородам. Определены три категории моногородов в зависимости от складывающейся в них социально-экономической ситуации: Постановление от 29 июля 2014 года №709. Доступ из справочно правовой системы «КонсультантПлюс»
2. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ. справочно правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Об утверждение Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31 января 2019 года №1748. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
4. О предоставление из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»: Постановление правительства РФ от 11 ноября 2014 г. № 1186 Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
5. Минэкономразвития Челябинской области определенно уполномоченным органом: Распоряжение Правительства Челябинской области от 02.09.2016 г. №486-рп Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
6. Утвержден порядок заключения соглашения об осуществления деятельности ТОСЭР: Приказ Минэкономразвития Челябинской области от 30.12.2016 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
7. Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий: Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 №1119 Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
8. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717 Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
9. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»: Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №348 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерацииот 28 марта 2019 г. N 348) Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
10. Об утверждение государственной программы Российской Федерации «Развития Образования»: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
11. Об утверждение государственной программы Российской Федерации «Развития культуры и туризма»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №317 Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс»
12. О предоставления субсидий из Федерального бюджета на поддержку кинематографии: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. №38 Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
13. Об утверждение государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1710 Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс»
14. О государственной программе Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области": Постановление Правительства Челябинской области от 16 декабря 2015 г. № 623-П Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
16. Паспорт программы «Комплексное развитие моногородов Челябинской области»: Утвержден региональным стратегическим комитетом от 14 августа 2017 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
Другие источники
17. Шломо Вебер, Ювал Вебер. Моногорода: американский подход. [Электронный рксурс] URL: https://www.forbes.ru/forbes/issue/2010-12/61200- monogoroda-amerikanskii-podhod(Дата обращения 03.02.2020)
18. Муниципальное бюджетное учреждение «Архив Златоустовского городского округа» - МБУАЗГО. 1. ПРОЭКТЪ "ПРОЭКТЪ ГОРНАГОПОЛОЖЕНШ" от 1806 года
19. Хроника Златоуста 18 века. [Электронный рксурс] URL: https://zlatblog.ru/istoriya-goroda/105-xroniki-zlatousta-18-veka(Дата обращения: 20.02.2020)
20. Хобта А.В. Век Трансиба [Электронный рксурс] URL:https://историк.рф/journal/век-транссиба/ (Дата обращения: 23.02.2020)
21. Свистунов В.М. К вопросу истории строительства златоустовского, миасского, кусинского заводов 1751-1799 гг. [Электронный рксурс] URL: https://vivliophica.com/articles/history/140613(Дата обращения: 20.02.2020)
22. О регионе: Общие сведения [Электронный рксурс] URL: http://ru.investregion74.ru/page?key=about-region(Дата обращения 03.06.2020)
Литература
23. Победин А.А., Федулов Д.В., Зиновьева В.В. Интегральный подход при определении территориальной монофункциональности // Муниципалитет экономика и управление. 2018. С. 43-51
24. Кулай С.В. Зарубежный опыт модернизации и реструктуризации экономики моногородов // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. С. 224-248
25. Wiechmann T., Pallagst K.M. Urban Shrinkage in Germany and the USA: A Comparison of Transformation Patterns and Local Strategies // International journal of urban and regional research P.213-225
26. Найденова Р.И. Государственное регулирование экономики в старопромышленных районах Германии // Журнал науных публикаций аспирантов и докторанотов. 2007. С. 21-24
27. Гусев В.В. Монопрофильные поселения (Моногорода): Зарубежный опыт решения социальных проблем // Известия саратовского университета. новая серия. серия: социология. политологи. 2014. C. 5-8
28. Калинина О.В., Марюхта А.П. Алгоритм использования матрицы ансоффа как метод системного выбора необходимой стратегии развития компании // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. С. 18-22
29. Курлаев Е.А. У истоков промышленного освоения южного зауралья // Вестник башкирского университета. 2012. С. 1939-1942
30. Чуриков А.В. Эвакуированные предприятия тяжелой промышленности в экономической ситуации челябинской области 1941-1946 годов // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №9 (224)
С. 63-67
31. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. №5 С. 1337-1350
32. Победин А.А Внутрирегиональная дифференциация социально-экономического развития: методология анализа и политика регулирования // Уральская академия государственной службы. 2010. С. 200
33. Тургель И.Д., Монофункциональные города россии: от выживания к устойчивому развитию // Уральская академия государственной службы. 2010. С. 519
34. Duranton G., Puga D. From sectoral to functional urban sperialization // Journal of Urban Eoonomios. 2005. V. 57. P 343-370.
35. Bertaud A. The Spatial Organization of Cities: Deliberate Outeome or Unforeseen ConsequeAe? // Institute of Urban and Regional Development. University of California at Berkeley. [электронный ресурс]. URL: https://esGholarship. org/uG/item/5vb4w9wb (дата обращения 14.04.2020)
36. Straus M., Zamfira R. The re-birth of the company town [Электронный ресурс]. URL: https://www.goodreads.eom/ author/show/16061654.Razvan_Zamfira (дата обращения 14.04.2020)
37. Пьянкова С. Г. Перспективные направления социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований // Управленец. 2016. № 2. C. 44-49.
38. On the criteria for classifying municipal entities of the Russian Federation as monoprofile (single-industry towns) and the categories of monoprofile municipal formations of the Russian Federation (single-industry towns), depending on the risks of deterioration of their social and economic situation: Resolution of the Government of the Russian Federation № 709 of July 29, 2014 // Collection the legislation of the Russian Federation, № 31, art. 4425.
39. John S. Garner.The Company town: architecture and society in the early industrial age // Oxford University Press. 1992. 244 p.
40. Kutergina G. V., Lapin A. V. Managing the development of single-industry towns: domestic and foreign approaches to modeling // Bulletin of Perm University. 2015. V. 3 (26). P 69-77.
41. Pyankova S. G. Perspective directions of socio-economic development of mono-profile municipal formations // Supervised. 2016. № 2. P 44-49.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ