ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Теоретическое обоснование профилактики деструктивного поведения в молодежной среде 8
1.2. Опыт решения проблемы профилактики деструктивного поведения в молодежной среде 12
1.3. Анализ законодательства по профилактике деструктивного поведения в молодежной среде 17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 21
2.1. Проблемное исследование целевых групп. 21
2.2. Паспорт проекта «Организация взаимодействия общественных и государственных структур по профилактике деструктивного поведения в молодежной среде» 28
2.3. План управления проектом «Организация взаимодействия общественных и государственных структур по профилактике деструктивного поведения в молодежной среде» 37
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СТРУКТУР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 53
3.1. Показатели реализации проекта и его социально¬экономической эффективности. 53
3.2. Описание мероприятий проекта 55
3.3. Условия коммерциализации проекта 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Деструктивное поведение, как и любой вид целенаправленной деятельности субъекта, базируется на мотивационно-смысловой, ценностной, регулятивной и характерологической сферах личности. Существование в структуре определяет сущность личности: личность существует ради структуры, а сама является особым видом структуры. Он реагирует и оценивает другие структуры вне себя, но именно через другие структуры он находит себя и как структурное целое.
Разрушение по отношению к другим явлениям является одновременно способом открытия собственной структуры, либо идентичной другим людям, либо принципиально отличной от других (по отношению к полной свободе или несвободе). Таким образом, деструктивное поведение является формой личностных действий, направленных на разрушение внешних структур и построение собственного, отличного от других, структурного образа (идентичности).
Деструктивное поведение человека - это дезадаптивно-направленный процесс взаимодействия человека и окружающей среды, опосредованный индивидуальными особенностями субъекта, имеющий форму действия или реакции. Акт предполагает сознательную, целенаправленную форму деятельности, противоположную реакции - компульсивную, аффективную форму деструктивного поведения. Дезадаптивное деструктивное поведение проявляется в деструктивных действиях, результатом которых является разрушение структуры. Характер деструктивного поведения определяется отклонением от общепринятых (общепринятых) норм ситуативных реакций, психологических состояний, а также развитием личности, приводящим к дезадаптации в обществе.
Особую актуальность приобретает проблема деструктивного поведения молодежи как демографического и профессионального потенциала страны. Это подтверждает высокую социальную значимость обозначенной проблемы.
Степень научной разработанности темы исследования. Одной из самых известных теорий, объясняющих существование деструктивного начала в природе человека, является концепция З. Фрейда, являющегося основоположником психоанализа. Согласно его теории, каждый человек имеет деструктивные тенденции. Концепцию З. Фрейда поддерживали известные психологи и психотерапевты К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Берн, Э. Эриксон, которые активно обращались к анализу так называемых «темных» сторон человека, в качестве которых выступают конфликты различной природы (биологические и культурологические). Однако данными исследователями лишь констатируется факт наличия деструктивных тенденций в природе человека, а глубокий анализ ими не проводился .
В российской социологической науке исследования различных форм отклоняющегося поведения, к которым относятся преступность, алкоголизм, наркомания и суицидальные наклонности, начались лишь в конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого столетия. В настоящее время исследователи посвящают свои труды не только деструктивному поведению, но все чаще проблемам экстремизма в молодежной среде и способам их профилактики. Эта тема раскрывается в трудах Е. Э. Ганаевой, С. В. Дашковой, В. Б. Куликова, Т. Н. Курбатовой, П. В. Микова, Д. М. Плоткина, С. В. Сергиенко, П. Н. Устина, Л. К. Фортовой и других современных исследователей .
Деструктивное поведение, согласно концепции поисковой активности, является следствием неразрешенного активного поиска. То есть если поисковая активность в максимальной степени выражается в адекватном и продуктивном поведении, то проявление деструктивной агрессивности сводится к минимуму. Также это означает, что подавление агрессивного поведения угрозой наказания является недостаточным условием, необходимо направить человека на альтернативный путь самореализации для осуществления поисковой активности. Если человек будет лишен такой альтернативы, то велика вероятность приведения его в депрессию или развития психосоматических заболеваний при подавлении агрессивности. Данная концепция лежит в основе трудов С.В. Доедалиной и некоторых других исследователей .
Проблема исследования заключается в противоречии между высокой степенью распространения деструктивного поведения в молодежной среде и отсутствием эффективных технологий его профилактики и коррекции.
Объектом исследования является деструктивное поведение молодежи.
Предмет исследования: профилактика деструктивного поведения в молодежной среде.
Цель исследования: разработать проект организации взаимодействия общественных и государственных структур по профилактике деструктивного поведения в молодежной среде.
Задачи исследования:
1) Провести теоретико-методологический анализ проблемы деструктивного поведения в молодежной среде;
2) Провести анализ проблемы организации взаимодействия общественных и государственных структур по профилактике деструктивного поведения в молодежной среде и предложить ее проектное решение
3) Описать мероприятия проекта «Организация взаимодействия общественных и государственных структур по профилактике деструктивного поведения в молодежной среде» и обосновать его социально-экономическую эффективность.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической основой для написания данной работы послужили:
1. Труды Г.С. Салливена, Э. Фромма и К. Хорни расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст.
2. Научные работы Л.В. Берковиц, М. Дойч и К. Левина рассматривают основные причины деструктивного поведения.
В дипломной работе использовались такие эмпирические методы, как метод анализа и метод опроса.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирических источников использовались данные, статистики и нормативно-правовая база исследования:
- нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие образовательную деятельность и сферу противодействия экстремизму и деструкции в поведении ;
- данные Росстата в сфере образования .
Также было проведено авторское исследование «Выявление склонности к деструктивному поведению в студенческой среде». В опросе приняли участие 100 студентов белгородских вузов. Время проведения исследования: ноябрь 2017 года.
Научно-практическая значимость исследования. Разработанный проект, а также результаты проведенных эмпирических исследований могут применяться в области разработки и реализации отдельных аспектов государственной молодежной политики, а также для выработки механизмов взаимодействия образовательных учреждений с Департаментом образования и белгородскими диспансерами.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования нашли отражение в следующей научной публикации: «Организация взаимодействия общественных и государственных структур по профилактике деструктивного поведения в молодежной среде». Статья. Электронный журнал «Теория и практика современной науки». №5 (35). 2018.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Итак, деструктивное поведение, как и любой вид целенаправленной активности субъекта, базируется на мотивационно-смысловой, ценностной, регуляторной и характерологической сферах личности. Она реагирует и оценивает другие структуры вне себя, но именно благодаря другим структурам она себя и обнаруживает как структурное целое.
Деструктивное поведение в молодежной среде может быть как следствием психоневрологических отклонений неокрепшей личности, так и спровоцированным внешними побудителями. Это могут быть неформальные субкультуры, различные секты и культы деструктивной направленности, экстремистские организации и движения.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов у молодых людей, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче сформировать взгляды и убеждения радикальной направленности. Таким образом, молодежь пополняет ряды организаций экстремистского и террористического характера, которые активно используют ее в своих политических интересах.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного потенциала протеста.
Извечный конфликт «отцов и детей» особо обостряется с переходом ребенка в подростковый возраст и юношество. Молодому человеку кажется, что его не понимают в семье, особенно, если родители не разделяют его вкусов, его жизненной позиции и духовных интересов. Начинается поиск «людей на стороне», которые смогли бы понять подростка, оказать поддержку, одобрить. Именно в этот момент многократно возрастает опасность попадания ребенка в деструктивную организацию или секту, тем более что данные организации ведут целенаправленную работу по вербовке новых членов.
Поскольку проблема деструктивного поведения в молодежной среде приобретает особую актуальность в контексте угрозы демографическому и профессиональному потенциалу страны, то это подтверждает высокую социальную значимость обозначенной проблемы. Для проверки гипотезы об актуальности обозначенной проблемы в процессе подготовки данной выпускной работы во время практики было проведено авторское социологическое исследование на тему «Выявление склонности к деструктивному поведению в студенческой среде». Полученные результаты опроса позволили сделать следующие выводы.
Явления социально-деструктивного поведения носят в нашем обществе фактически массовый и зачастую повседневный характер, представляя для него реальную угрозу. Эти явления также определенно создают значительный психологический дискомфорт в обществе, могут выступать причиной негативных типов стресса, невротических расстройств и психосоматических заболеваний.
Социальная значимость и вредоносность социально-деструктивного поведения в нашем обществе может быть обозначена как чрезвычайно высокая. Жертвой социально-деструктивного поведения в той или иной форме в нашей стране может стать практический любой человек.
Проявления социальной деструкции затрагивают все сферы человеческого существования, с ними можно столкнуться и в общественных местах, и на работе, и в семье. Распространенность явлений социальной деструкции настолько высока, что часто эти факты воспринимаются людьми как нормативные, «нормальные», не ассоциируются у них с психической патологией.
Устранение проявлений социально-деструктивного поведения и профилактика такого поведения однозначно являются одной из главных задач общества и государства (которое пока, к сожалению, не воспринимает эту проблему достаточно серьезно).
Для решения проблем, связанных с деструктивным поведением молодежи нами разработан проект «Организация взаимодействия общественных и государственных структур по профилактике деструктивного поведения в молодежной среде». К участию в проекте привлечены все образовательные учреждения среднего общего образования, Департамент образования, наркологический и психоневрологический диспансеры, правоохранительные органы молодежные организации.
В рамках проекта планируется реализация следующих мероприятий:
1. Подготовка и издание методических сборников для специалистов и родителей.
2. Совершенствование технологий психолого-педагогической и социально-педагогической работы с детьми с признаками деструктивного поведения в образовательных учреждениях.
3. Организация и проведение семинаров, мастер-классов по подготовке педагогических кадров к работе с детьми группы риска.
4. Проведение тематических родительских собраний, семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов для родителей.
5. Внедрение технологий телефонного экстренного психологического консультирования молодежи и родителей посредством организации работы телефона доверия.
6. Проведение социально-психологических исследований проблемы ранней детско-подростковой наркотизации, выявления детей с признаками деструктивного поведения.
7. Апробация и внедрение технологий обязательного добровольного медицинского тестирования обучающихся среднего и старшего звена школ.
8. Проведение тренинговых и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с признаками деструктивного поведения.
9. Выявление случаев вербования молодежи в деструктивные секты, культы и субкульутры. Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.
Ожидаемые положительные социальные результаты от проекта:
1) Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.
2) Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.
3) Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.
4) Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.
5) Формирование стойкого отношения отторжения деструктивных сообществ, организаций и субкультур.
Таким образом, в целом реализация проекта будет способствовать психологическому оздоровлению не только молодежной среды, но и общества в целом.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 23 ноября 2015 года) [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и НТД // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/901823502. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
2. Постановление Правительства Белгородской области от 30
декабря 2013 года №5258-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014¬2020 годы» (с изм. на 27 сентября 2017 г.) [Электронный ресурс] /
Электронный фонд правовой и НТД // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/469027825. - Систем. требования: IBM PC,
Internet Explorer.
3. Распоряжение Правительства Белгородской области от 22 июня 2015 года №318-рп «Об утверждении межведомственного комплексного плана мероприятий по противодействию идеологии терроризма и экстремизма на территории Белгородской области на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и НТД // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/469027825. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Акунина, Ю.А. Молодежные движения современной России: протест и созидание [Текст] / Ю.А. Акунина // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - №3. - С. 123-127.
5. Ганаева, Е.Э. Роль общественных институтов в организации профилактической работы в контексте превенции экстремизма [Текст] / Е.Э. Ганаева // Молодой ученый. - 2014. - №21 (80). - С. 509-512.
6. Гребенщикова, Л.Г. К вопросу изучения деструктивного
поведения и предрасположенности к нему у несовершеннолетних [Текст] / Л.Г. Гребенщикова // Психология в России и за рубежом. - СПб.: Реноме, 2011. - С. 40-43.
7. Гребенщикова, Л.Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» [Текст] / Л.Г. Гребенщикова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №19. - С. 61-67.
8. Дашкова, С.В. Молодежь в городской среде: деструктивное поведение и его проявления [Текст] / С.В. Дашкова // Социология города. - 2014. - № 2. - С. 30-37.
9. Карпенко Л.А. История психологии в лицах: персоналии /
Л.А. Карпенко под ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. - 784 с.
10. Доедалина, С.В. Профилактика деструктивного поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Доедалина. - Тамбов, 2016. - 250 с.
11. Елшанский, С.П. Социально-деструктивное поведение в современной России [Текст] / С.П. Елшанский, Д.В. Семенов // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 2 (42). - С. 97-107.
12. Емчура, Е.Г. Современная молодежь и каналы ее социализации [Текст] / Е.Г. Емчура // Вестник московского университета. Социология и политология. - 2016. - №3. - С. 135-141.
13. Ждан, А.Н. История психологии [Текст] / А.Н. Ждан. - М.: Изд- во МГУ, 2010. - 320 с.
14. Карабаш, Д.В. Молодежь в современном российском социуме: проблемы деструктивного поведения [Текст] / Д.В. Карабаш // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2014. - №1р. - С. 78-83.
15. Каткова, Л.В. Социальные технологии профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи [Текст]: дис. . канд. социол. наук / Л.В. Каткова. - Белгород, 2013. - 144 с.
16. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 240 с.
17. Косинова, О.В. Программа по профилактике противоправного поведения и употребления ПАВ в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Мы рядом» [Текст] / О.В. Косинова // Инновационные педагогические технологии. - Казань: Бук, 2015. - С. 187-189.
18. Крутиков, Н. Антисект: профилактика экстремизма [Текст] // Н. Крутиков, Ю. Богатенков // Белгород: Издательство Марины Волковой, 2017. - 48 с.
19. Куликов, В.Б. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект [Текст] / В.Б. Куликов, К.В. Злоказов //
Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - №3. - С. 89-92.
20. Куликовских, Н.А. Тренинговая программа «Психология 4 YOU» для работы с психоэмоциональным напряжением и деструктивным поведением выпускников школ [Текст] / Н.А. Куликовских // Приволжский научный вестник. - 2016. - №2 (54). - С. 155-160.
21. Курбатова, Т.Н. Агрессия и деструктивное поведение / Т.Н. Курбатова, С.В. Горбатов // Психология и право. - 2012. - №3. - С. 77-87.
22. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды /
К. Левин под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой, сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Патяевой. - М.: Смысл, 2001. - 256 с.
23. Лапшин, В.Е. Педагогические основы профилактики ауто-деструктивного поведения учащейся молодежи [Текст]: дис. ... докт. пед. наук / В.Е. Лапшин. - Кострома, 2015. - 230 с.
24. Любутин, К.Н. Западная философская антропология: от
Фейербаха к Фромму / К.Н. Любутин, А.В. Грибакин. - Екатеринбург, 2014. - 156 с.
25. Максимова, О.А. Влияние СМИ, семьи и общества на деструктивное поведение подростков [Электронный ресурс] / О.А. Максимова // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 3. - № 58. - С. 388-393 // Режим доступа к изд.: http://www. arh.ru/~condortn/statl.htm - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
26. Маршак, А.В. Особенности социальных связей социально- дезориентированной молодежи [Текст] / А.В. Маршак // Социологические исследования. - 2016. - №12. - С. 79-83.
27. Миков, П.В. Профилактика вовлечения детей в деструктивное и саморазрушительное поведение в сети Интернет: опыт Пермского края [Текст] / П.В. Миков, Е.С. Истомина // В сб.: Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. - М., 2017. - С. 91-94.
28. Молодежь и формирование гражданского общества в России [Текст] // ВИБ. - Волгоград: «Панорама», 2016. - 784 с.
29. Чередниченко, Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути / Г.А. Чередниченко. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2014. - 592 с.
30. Новикова, Г.А. Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде [Текст] / Г.А. Новикова, Л.А. Новикова. - Архангельск: Северный ГМУ, 2014. - 46 с.
31. Петрова, О.В. Проявление девиантного поведения у младших школьников и подростков [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Петрова. - Курск, 2013. - 238 с.
32. Плоткин, Д.М. Суицидальное поведение подростков вследствие деструктивного воздействия интернет-ресурсов [Текст] / Д.М. Плоткин // Преступление, наказание, исправление. - 2017. - №3 - С. 13-16.
33. Баранова, О.В. Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения [Текст] / О.В. Баранова, М.В. Паромонова, Л.М. Салахова, И.П Серебренников. - М., 2016. - 105 с.
34. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А. Реан // Психологический журнал. - 2016. - №5. - С.3-18.
35. Рейнгольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция [Электронный ресурс] / Пер. с англ. А. Гарькавого // Центр гуманитарных технологий. - Режим доступа к изд.: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3334. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
36. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль [Текст] / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 2015. - №5/6. - С. 35-36.
37. Ручкин, Б.А. Молодежь и становление новой России [Текст] / Б.А. Ручкин // Социс. - 2014. - №5. - С. 90-95.
38. Сергиенко, С.В. Профилактика деструктивного поведения
несовершеннолетних: опыт зарубежных стратегий [Текст] / С.В. Сергиенко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция,
политология, культурология. - 2014. - №1р. - С. 84-89.
39. Становая, Т. Молодежные организации в современной России [Электронный ресурс] / Т. Становая // Режим доступа к изд.: http://www.gumer.info/bibIiotekbuks/polit/article/ stanmol.php. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
40. Сухова, А.А. Соотношение прошлого, настоящего и будущего у лиц с деструктивным поведением [Текст] / А.А. Сухова // В сб.: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. - 2014. - №7. - С. 343-345.
41. Топилина, Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России [Текст] / Е.С. Топилина // Гуманитарные и социально¬экономические науки. - 2016. - №3. - С. 140-144.
42. Устин, П.Н. Возможности преодоления деструктивных тенденций в поведении человека [Текст] / П.Н. Устин // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 149. - №1. - С. 196-208.
43. Фортова, Л.К. Превентивная парадигма современного подхода к
профилактике деструктивного поведения [Текст] / Л.К. Фортова, А.Н. Баринова // Вестник Владимирского юридического института. - 2017. - №2. - С. 311-313.
44. Фортова, Л.К. Социальное развитие учащейся молодежи, склонной к деструктивному поведению [Текст] / Л.К. Фортова, О.М. Овчинников // Молодой ученый. - 2015. - №10 (90). - С. 1323-1324.
45. Фромм, Э. Психоанализ и религия [Текст] / Пер. А. Дванова. - М.: АСТ, 2010. - 160 с.
46. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурматов. - Минск: Ильин и Ко, 2010. - 192 с.
47. Хорни К. Тревожность [Текст] / К. Хорни. - М.: Смысл, 1997. - Т. 2. - С. 174-180.
48. Черных, Н.В. Тенденции и перспективы объединения молодежи и развития молодежных организаций [Текст] / Н.В. Черных // Доклады областной научно-практической конференции студентов и молодых ученых Юга России «Молодежь. Инновации. Будущее» (25-26 сентября). - Ростов н/Д., 2017. - С. 219-225.
49. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации [Текст] / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. - М. : Мысль, 1966. - 128 с.
50. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат, 1986. - 281 с.
51. Кирьякова, A.B. Теория ориентации в мире ценностей [Текст]: монография. / A.B. Кирьякова. - Оренбург : Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996. - 118 с.
52. Лапин, Н.И. Кризисный социум в контексте социокультурных
трансформаций [Электронный ресурс] / Н.И. Лапин // Мир России. - 2000. - №3. - C. 3-147. // Режим доступа к изд. :
http://ecsocman.hse.ru/data/363/008/1220/2000_n3_p3-47.pdf - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
53. Пряников, П. Тунеядство в СССР [Электронный ресурс] / П. Пряников // Режим доступа к изд. : http://rusplt.ru/society/tuneadstvo.html - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
54. Ромашова, Л.О. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс] / Л.О. Ромашова // Режим доступа к изд. : http://www.kapitalrus.ru/articles/article/1014 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
55. Савченко, Д.В. Социальные группы в структуре общества:
теоретические концепции и управленческие модели [Электронный ресурс] / Д.В. Савченко // Общество и право. - 2014. - №7 - С. 46-53 // Режим
доступа к изд. : https://xn--b1aew.xn--
p1ai/upload/site119/folder_page/003/467/465/sl-2014-3.pdf/ - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
56. Сафронова, О.В. Семья в иерархии ценностных ориентаций современной российской молодежи [Электронный ресурс] / О.В. Сафронова // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - №9. - С. 57-64 // Режим доступа к изд. : http://noosphere.ru/pubs/359860 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
57. Фомченкова Г.А. Трансформация ценностных ориентаций молодежи: межпоколенческое сопоставление [Электронный ресурс] / Г.А.
Фомченкова // Власть. - 2012. - №12. - С. 119-123 // Режим доступа к изд. : https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-tsennostnyh-orientatsiy- molodezhi-mezhpokolencheskoe-sopostavlenie - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer
58. Ядов, В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества [Текст] / В.А. Ядов под редакцией Л.М. Дробижевой // Россия реформирующаяся. - 2002. - №1. - С. 349-363.
59. ВЦИОМ: ценностные ориентации россиян. [Электронный
ресурс] / Режим доступа к изд. : https://mresearcher.com/2016/08/vtsiom-
77 tsennostnye-orientatsii-rossivan.html - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
60. Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян. Социологические исследования [Текст] / В.Э. Бойков. - 2004. - №7. - С. 115-118.