Введение 3
Глава 1. Категории оценки и эмотивности в современной лингвистике 6
1.1 Категория оценки 6
1.1.1 Общая характеристика оценки 6
1.1.2 Природа оценки 7
1.1.3 Классификации оценки 10
1.1.4 Способы выражения оценки в немецком языке 13
1.2 Категория эмотивности в лингвистике 16
1.2.1 Место эмотивности в лингвистике 16
1.2.2 Определение категории эмотивности 17
1.2.3 Категория эмотивности в различных функциональных стилях 18
1.2.4. Способы выражения эмоций на языковом уровне 20
1.3 Связь категорий оценки и эмотивности 26
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Эмотивная оценка в произведении "Поп Амис" 30
2.1 Общая характеристика исследуемого материала 30
2.2 Анализ эмотивно-оценочных языковых средств 32
2.2.1 Средства выражения эмотивной оценки на лексическом уровне 32
2.2.2 Средства выражения эмотивной оценки на синтаксическом уровне 53
2.2.3 Средства выражения эмотивной оценки на стилистическом уровне 65
Выводы по главе 2 72
Заключение 75
Список литературы 78
Категории оценки и эмотивности являются важным объектом изучения в рамках современной лингвистики. Они универсальны, вследствие чего изучение их актуально для любого языка.
Исследования оценки берут свое начало с трудов древнегреческих ученых. Так, например, первые работы Аристотеля, в которых он рассуждал о концептах добра, посвящены этой проблематике. Эмотивность, наоборот, является относительно молодым понятием лингвистики. Долгое время ученые не уделяли должного внимания проявлению данного феномена на языковом уровне. Эмоции были объектом изучения таких дисциплин, как психология, философия и физиология. Однако в данное время лингвистика эмоций стала одним из самых популярных направлений языкознания. "Эмоции сегодня в моде. Они охватили всё коммуникативное пространство Homo loquens: СМИ, политику, бытовое и художественное общение. Эмоции стали важнейшими компонентами разума, мышления и языкового сознания современного человека, принадлежащего к любой лингвокультуре", - пишет один из крупнейших исследователей лингвистики эмоций В.И. Шаховский [Шаховский 2008: 5].
Изучение эмотивно-оценочных языковых средств производится в рамках данной работы на материале средневековых шванков Штрикера "Поп Амис" ("Der Pfaffe Amis"). Данное произведение было написано в XIII веке на средневерхненемецком языке и считается первым собранием шванков. Таким образом, работа Штрикера положила начало рождению нового литературного жанра. Рассказы о проделках хитроумного Амиса представляют собой сатирическое произведение, что делает интересным изучение в нем эмотивно-оценочного компонента.
Актуальность данной работы обусловлена универсальностью таких языковых категорий, как оценка и эмотивность, присущих каждому языку в любой период времени. Изучение данных категорий в их непосредственной взаимосвязи на примере средневековых шванков даёт возможность ознакомиться с особенностями языка того времени, а также с особенностями языка автора произведения Штрикера.
Научная новизна исследования состоит в изучении понятий эмотивности и оценки на материале средневерхненемецких шванков. Несмотря на большой интерес лингвистов к данным языковым категориям, большинство исследований было проведено с привлечением современного языка. Изучение эмотивности и оценки на материале средневерхненемецких шванков поможет углубить уже имеющуюся в данной области теоретическую основу и дополнить её некоторыми индивидуальными случаями, характерными именно для данного периода развития языка.
Объектом исследования выступают категории оценки и эмотивности.
Предмет исследования - эмотивно-оценочные языковые средства в произведении Штрикера.
Цель настоящего исследования состоит в изучении различных эмотивно-оценочных языковых средств на примере произведения Штрикера "Поп Амис".
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. детально рассмотреть понятия оценки и эмотивности в лингвистике;
2. изучить материал исследования и выявить его особенности;
3. выделить различные типы оценки и эмотивности и провести
классификацию этих понятий;
4. привлекая материал средневековых шванков, выявить основные
эмотивно-оценочные средства на различных языковых уровнях;
5. представить классификацию и анализ данных языковых средств;
6. сделать выводы о частотности употребления тех или иных эмотивно- оценочных конструкций.
Для решения поставленных задач нами был использован комплекс различных методов исследования, среди которых: метод анализа имеющихся теоретических источников по данной проблеме, сплошная выборка примеров эмотивной оценки из произведения "Поп Амис", метод сравнительного анализа, метод классификации и систематизации, метод обобщения и количественный анализ.
Теоретической базой для данной исследовательской работы послужили научные труды, посвященные изучению категории оценки и эмотивности отечественных и зарубежных лингвистов: Н.Д. Арутюновой, М. А. Арской, А. Вержбицкой, Е.М. Вольф, С.В. Ионовой, Т.М. Маркеловой, Д. Миллер, М.А. Провортовой, М.А. Слепцовой, В.И. Шаховского, М. Шварц- Фризель.
Работа состоит из введения, двух глав, в содержании которых раскрываются поставленные задачи, заключения и списка литературы.
С эмоциями и оценкой человек сталкивается ежедневно. Оценка - процесс познания, в ходе которого субъект дает положительную или отрицательную характеристику объекту, руководствуясь какой-либо нормой.
Эмоции отражают внутренние переживания человека, то, как он воспринимает окружающую действительность. На вербальный уровень приходится незначительная часть отражения эмоций человека. Однако именно данный пласт представляет собой интересную базу для лингвистического исследования.
В работе были подробно рассмотрены категории оценки и
эмотивности, которые пересекаются в понятии эмотивной оценки.
При изучении категорий оценки и эмотивности в главе 1 были выделены их основные классификации, возможные способы выражения в немецком языке, а также проанализирована взаимосвязь данных категорий на вербальном уровне.
В главе 2 эмотивно-оценочный компонент был проанализирован на основании средневековых шванков Штрикера. Данный материал представляет собой большой интерес для исследовательской работы в связи с его слабой изученностью.
В ходе работы над материалом было отмечено многообразие эмотивно- оценочных средств в произведении Штрикера, что позволяет сделать вывод о важной роли эмотивной оценки, которая используется автором для создания образа общества, характеристики персонажей. В данном сатирическом произведении автор ставит перед собой важную цель: показать, какие последствия может иметь человеческая глупость. Таким образом, произведению присущ нравоучительный характер. Автор выделяет фигуру главного героя Амиса на фоне остальных представителей толпы, противопоставляя тем самым хитрость глупости.
В рамках анализа эмотивно-оценочных языковых средств было выделено 152 примера. Все примеры относятся к категории эмотивной оценки, так как рациональная оценка не входит в сферу данного исследования. Отобранные примеры были разделены на группы в соответствии с тремя языковыми уровнями: лексическим, синтаксическим и стилистическим. Каждый из этих уровней образован несколькими подгруппами, представленными схожими элементами. Наибольшая часть эмотивно-оценочных языковых средств в отобранных примерах относится к лексическому уровню. В ходе исследования был сделан важный вывод о выражении категорий оценки и эмоций на синтаксическом и стилистическом уровне: синтаксис и стилистика взаимодействуют с лексикой и являются вспомогательными средствами оценки, способствуя ее усилению, так как оценка передается в тексте главным образом посредством лексического наполнения.
Цель настоящего исследования была достигнута. Все поставленные задачи были выполнены, сделаны необходимые выводы, подведены итоги. Полученные результаты могут быть использованы для развития теорий оценочности и эмотивности.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в изучении эмотивной оценки с привлечением других средневерхненемецких памятников. Кроме того, в область настоящего исследования не вошла рациональная оценка, которая также может представлять собой интересный объект изучения на данном материале.
В заключение отметим, что актуальность изучения темы данного исследования подтверждается временем. Не зависимо от жанра произведения и времени его написания, эмотивно-оценочный компонент выступает одним из центральных характеристик любого художественного текста. Для автора любой эпохи важно донести до читателя своё мнение, выразить свое отношение к описываемому в произведении, а также привлечь внимание к актуальным проблемам. Эмоционально-оценочные средства помогают автору реализовать эти цели. Произведение Штрикера - прямое доказательство тому, какую роль играла и продолжает играть эмотивная оценка для выражения авторского мнения в художественном произведении.
1. Адмони В. Г. Исторический синтаксис немецкого языка. -М.: Высшая школа, 1963. - 336 с.
2. Арутюнова Н. Д. Об объекте общей оценки / Н.Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. 1985. - № 3. - С. 67-71.
3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. / Н. Д. Арутюнова: - М.: Наука, 1988. - 341 с.
4. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата / Н. Д. Арутюнова // Известия АН СССР. СЛЯ. 1981. - № 4. - Т.40. - С.356-367.
5. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М.: Иностр. литература, 1955. -416 с.
6. Банина Е. Н. Оценочный компонент значения в семантике метафоры : (На материале соврем. англ. яз.) Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол. наук - Н. Новгород, 2001. - 16 с.
7. Брандес М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Прогресс-Традиция; ИНФА-М, 2004. - 416 с.
8. Брандес М.П. Стилистический анализ. На материале немецкого языка.- М.: Высшая школа, 1971.- 191 с.
9. Вержбицкая А. Сопоставление культур через средство лексики и грамматики. -М., 2001.
10. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. - М.: Наука, 1985. - 225 с.
11. Зотова А. Б. К вопросу о соотношении категорий «Эмоциональность», «Эмотивность», «Экспрессивность» // Известия ВГПУ, 2010. №6 - С.14-17.
12. Ионова С.В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол. наук - Волгоград, 1998. -19 с.
13. Каган М. С. Проблема ценности в философии. - М.: Наука, 1974. - 84 с.
14. Кобрина Н. А. Коммуникативная разноплановость и глубина предложений и текста.// Семантико-стилистические исследования текста и предложения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1980 - С.79-82.
15. Кострова О.А. Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.-240 с.
16. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. - М.: Высшая школа, 1986.- 336 с.
17. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке. Учеб. пособие по спецкурсу. - М.: Изд-во МПУ, 1993. - 125 с.
18. Ноуэл - Смит П. Х. Логика прилагательных // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. - М. : Прогресс, 1985. - 504 с.
19. Провоторова М. А. Языковые механизмы порождения оценочных смыслов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол.наук - М., 2009- 18 с.
20. Реутин М.Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. - М.: Российск.гос. гуманит. ун-т, 1996. - 217 с.
21. Слепцова, М. А. Ирония как косвенный речевой акт отрицательной оценки: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.02.05/М.А. Слепцова. - СПб, 2008.- 18 с.
22. Соснина Ю.А. Эмотивность внутренней формы слова (по данным метаязыковой деятельности носителей русского языка). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол. наук - Кемерово, 2009 - 32 с.
23. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц.- М.:Наука, 1986.- 143 с.
24. Трипольская, Т. А. Языковые механизмы эмоциональной и оценочной интерпретации действительности / Т. А. Трипольская // Проблемы интерпретационной лингвистики : межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск, 2000. - С. 14-27
25. Трубченинова А.А. Эмотивность и оценочность в немецком газетном спортивном дискурсе : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук - Москва, 2006.
26. Тулубеева Е. В. Оценочный компонент в текстах полемического характера (на материале французских произведений 17 века): Автореф. дисс. . канд. филол. наук / Тулубеева Елена Валерьевна. М., 2002. - 24 с.
27. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: Монография. - М.: Гнозис, 2008. - 416 с.
28. Fiehler R. Kommunikation und Emotion. Theoretische und empirische Untersuchungen zur Rolle von Emotionen in der verbalen Interaktion. Berlin-NY: de Gruyter, 1993.
29. Fischer H. Zur Gattungsform des "Pfaffen Amis". Zeitschrift fur deutsches Altertum und deutsche Literatur.88 Bd. H.4, 1958.- S. 291-299.
30. Heiland K. Der Pfaffe Amis von dem Stricker. Druck und Verlag von Karl Huhn, Munchen 1912 - S. 5-22
31. Herbig A., Sandig B. Das kann doch wohl nur ein Witz sein! Argumentieren, Bewerten und Emotionalisieren im Rahmen persuasiver Strategien. In: Moilanen, Markku (Hrsg.) Uberredung in der Presse. Texte., Strategien, Analysen. Berlin-NY: de Gruyter, 1994. - S. 59-98.
32. Miller D. Emotionalitat und Wertung im Diskurs: eine kontrastive Analyse deutscher und polnischer Pressetexte zum EU-Beitritt Polens. Frankfurt, M.: Lang-Ed, 2014. - 292 S.
33. Moskalskaja O. I. Deutsche Sprachgeschichte.- М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 288 с.
34. Sandig B. Formen des Bewertens. In: Anabasis. Krakow: Lexis 2003. - S. 279-287.
35. Schwarz-Friesel M. Sprache und Emotion. Thubingen und Basel: A. Francke Verlag, 2007. - 401 S.
36. Zillig W. Bewerten. Sprechakttypen der bewertenden Rede. Tubingen: Max Niemeyer, 1982.
Электронные источники:
37. Атлас И. А. Синтаксические средства выражения эмоциональной оценки // Вестник БГУ, 2012. №11.Режим доступа: http://cyberleninka.ru/articleZn/sintaksicheskie-sredstva-vyrazheniya- emotsionalnoy-otsenki (дата обращения: 21.05.2017)
38. Березина Ю.В. Аспекты изучения наименования эмоций в языке //
Вестник ВятГГУ, 2014. № 3. Режим доступа:
http://cyberleninka.ruZarticle/n/aspekty-izucheniya-naimenovaniya-emotsiy- v-yazyke (дата обращения: 21.05.2017).
39. Орлова Н. Н. Языковые средства выражения эмоций: синтаксический
аспект : на материале современной английской прозы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Орлова Наталья
Николаевна.- Ростов-на-Дону, 2009.- 188 с. Режим доступа:
http: //www.dslib. net/j azyko-znanie/j azykovye-sredstva-vyrazhenij a-j emocij - sintaksicheskij -aspekt-na-materiale-sovremennoj.html (дата обращения:
17.04.2017).
40. Прокопчик О.Д. О рациональной и эмоциональной оценке // Вестник
ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. Режим доступа:
http://cyberleninka.ruZarticle/n/o-ratsionalnoy-i-emotsionalnoy-otsenke (дата обращения: 21.05.2017).
Словари:
1. Das Herkunftsworterbuch: Etymologie der deutschen Sprache.
Dudenredaktion (Bibliographisches Institut), Dudenverlag, 2014 - 960 S.
2. Kobler, Gerhard. Mittelhochdeutsches Worterbuch, 3. A., 2014 - Режим доступа: http://www.koeblergerhard.de/mhdwbhin.html (дата обращения 10.05. 2017).
3. Lexer M. Mittelhochdeutsches Handworterbuch// Trier Center for Digital Humanities / Kompetenzzentrum fur elektronische ErschlieBungs- und Publikationsverfahren in den Geisteswissenschaften an der Universitat Trier, 2011 - Режим доступа: http://woerterbuchnetz.de/Lexer/ (дата обращения 23.04.2017).
Источник материала:
1. Der Stricker. Der Pfaffe Amis. Mittelhochdeutsch/Neuhochdeutsch. Nach der Heidelberger Handschrift cpg 341 herausgegeben, ubersetzt und kommentiert von Michael Schilling. Stuttgart, 1994: Philipp Reclam jun. Stuttgart.