Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Работа №73142

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ 7
1.1. Характеристика подросткового возраста 7
1.2. Подходы к изучению интернет-зависимости в отечественной и
зарубежной психологии 16
1.3. Факторы риска формирования интернет-зависимости в подростковом возрасте 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ-
ЗАВИСИМОСТИ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты и их обсуждения 42
2.3. Описание программы психокоррекции личностных особенностей
подростков со склонностью к интернет-зависимости 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность проблемы исследования. В современном мире уже невозможно представить жизнь без компьютеров и без интернета. Поэтому эта проблема очень важна на сегодняшний момент. Сеть интернет привлекает своей доступностью, безопасностью и возможностью общаться с большим количеством людей практически одновременно. В наибольшей степени данное утверждение касается молодежи, которые ищут и находят в интернете разрешение возрастных проблем. Однако чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на подростка, вызывает отрицательное воздействие на психику и психоэмоциональную сферу. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Интернет является удобным средством ухода от реальности, анонимных социальных интеракций, реализации фантазий с обратной связью, получения неограниченного количества информации.
Интернет является одним из основных источников получения учебной информации, эффективным средством связи и общения в межличностном взаимодействии. Легкая доступность информации, быстрота связи расширяют познавательные и коммуникативные возможности, минимизируя временные затраты в образовательном процессе. В подростковом возрасте чрезмерное увлечение интернетом опасно как возникновением социальной дезадаптации, так и разрушающим воздействием на психоэмоциональную сферу подростка.
Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи- психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн. Cyber Disorder (CD) войдет в DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом,
любовными, ургентными аддикциями, аддикциями избегания, отношений, к трате денег и трудоголизмом.
За рубежом вопрос интернет-зависимости рассматривали: К. Янг, И. Голдберг, Дж. Сулер и др. В нашей же стране проблемой интернет- зависимости стали заниматься относительно недавно Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский, А.Ю. Егоров, А.Е. Жичкина, В.Д. Менделевич, Е.И. Рассказова, Г.У. Солдатова и др.
Проблема интернет-зависимости является актуальной, так как исследование, проведенное С.Б. Цымбаленко, А.В. Шариковым, С.Н. Щегловой, свидетельствует о том, что в нашей стране наблюдается рост значимости для современных подростков форм досуга, связанных с компьютерной техникой.
Проблема исследования: каковы личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости?
Цель исследования - изучить личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости и разработать программу психокоррекции личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости.
Объект исследования - личностные особенности подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости.
Гипотеза исследования: подростки со склонностью к интернет- зависимости характеризуются такими личностными особенностями, как заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, негативное самоотношение.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста.
2. Определить подходы к пониманию интернет-зависимости в отечественный и зарубежной психологии.
3. Обозначить факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков.
4. Изучить личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости.
5. Разработать программу психокоррекции личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются исследования развития личности в подростковом возрасте таких авторов как Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, подходы к изучению интернет-зависимости таких авторов как Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров.
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы (сравнительный);
- эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ, описательная статистика, методы статистической обработки данных осуществлялись с использованием непараметрического критерия U-критерий Манна-Уитни (для оценки различий между двумя выборками по уровню какого- либо признака, количественно измеренного);
- методы интерпретации.
Методики исследования:
1. «Тест на интернет-зависимость» (С.А. Кулаков).
2. «Методика многофакторного исследования личности» (Р. Кэттелл) (подростковый вариант).
3. Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин).
4. Методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Губкин Белгородской области. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-15 лет в количестве 90 человек.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости своевременной профилактической работы, которую стоит проводить с подростками со склонностью к интернет-зависимости.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования удалось решить поставленные задачи. Теоретический анализ исследований проблемы личностных особенностей подростков со склонностью к интернет- зависимости показал, что в целом подростковый возраст определяется как критический в плане социализации. Происходящие в подростковом возрасте изменения характеризуются физиологическими, социальными, личностными и когнитивными преобразованиями.
В данном возрасте происходят изменения социальной ситуации развития подростков - стремление присоединиться к миру взрослых, ориентирование поведения на ценности и нормы этого мира. Вследствие этого, для подростка характерно проявление чувства взрослости, также развитие самооценки и самосознания, интереса к собственным способностям и возможностям, к себе как к личности. В подростковом возрасте активизируются личностные структуры, связанные с компонентами жизнестойкости: активный поиск осмысленности сегодняшней жизни,
развитие самооценки на основе сознательной рефлексии, выработка отношений к различным жизненным ситуациям и отношений к своим переживаниям этих ситуаций
Подростковый возраст характеризуется наличием большого числа противоречий, из которых каждому подростку предстоит сделать свой выбор. В дальнейшем этот выбор станет основой, формирующейся в этот период уникальности собственного «Я», а также основного новообразования возраста - чувства взрослости. Период подростничества связан с перестройкой и отмиранием практически всего, что было сформировано до этого.
Самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка, а также эмоционально-оценочным отношением к своей личности. Его становление соприкасается с тревожностью, страхами, неуверенностью в себе; напрямую связано с деятельностью и целями, ценностными ориентациями и выступает важнейшим фактором образования и стабилизации её единства. Отношение к себе определяет социальную активность личности и делится на положительное и отрицательное самоотношение. Именно положительное отношение к себе влияет на формирование адекватной самооценки, уверенности в себе, самостоятельности, энергичности, оптимистичности и вере в свои возможности.
Интернет-зависимость - это одна из форм нехимических зависимостей, характеризующая навязчивым желанием проводить как можно больше времени в киберпространстве, и болезненная неспособность и нежелание выйти из виртуальной реальности. Возникновение сети Интернет, а также развитие всех видов информационных технологий - это одно из благ современного человечества. Виртуальная коммуникация позволяет людям мгновенно получать практически любую информацию, увеличивать свою работоспособность и заниматься саморазвитием. Однако у данного феномена есть обратная сторона - зависимость, наносящая вред психологическому здоровью и оказывающая пагубное влияние на отношения с другими людьми в реальной жизни.
Факторами зависимого поведения являются семейные отношения, индивидуально-личностные характеристики и внешние социальные факторы. Каждый из них по-своему влияет на формирование и развитие аддиктивного поведения. Семья может не дать ребёнку необходимой любви и не научить его любить себя. Это приведёт к ощущению своей никчёмности, бесполезности, отсутствие веры в себя. Поэтому подросток будет искать замещение в компаниях сверстников, и, чтобы показать там свою значимость, приобрести уважения, он станет подражать тем формам поведения, которые там присутствуют. Сюда может относиться и личностные отклонения, и психические заболевания человека, из-за которых он не может реализовать себя тем или иным способом и, поэтому, ищет веселья и необычных ощущений в приёме спиртного или табака.
Интернет-зависимость характерна в большей степени в подростковом возрасте, особенности которого делают подростков уязвимой социально-демографической группой в отношении формировании зависимого поведения. Низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, импульсивность, недостаточная социальная адаптация способствуют развитию отклоняющегося поведения выступают факторами риска формирования интернет-зависимости.
Результаты исследования показали, что у подростков со склонностью к интернет-зависимости, наблюдался несколько заниженный уровень самооценки, средний уровень притязаний. Значительное расхождение между самооценкой и уровнем притязаний являлось источником внутреннего эмоционального напряжения, поскольку изначально уровень актуальных возможностей оценивается как низкий, а уровень стремлений планируется как высокий. В результате у подростков были сформированы изначально недостижимые цели, что снижало мотивацию и способствовало еще большему понижению самооценки. Это дало основания прийти к выводу, что между самооценкой личности и уровнем притязаний существует тесная функциональная связь, от этого во многом зависит личностное развитие, способность личности к саморегуляции поведения и деятельности.
По данным диагностики была разработана специальная программа психологической коррекции, целью которой являлась психокоррекция таких личностных особенностей, как заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, негативное самоотношение - способствующих формированию интернет-зависимости в подростковом возрасте.
По результатам исследования были сформулированы следующие выводы: для подростков со склонностью к интернет-зависимости, характерен низкий уровень самоконтроля, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, импульсивность, слабый волевой контроль, эмоциональное напряжение при неудовлетворении актуальной потребности.
Самоотношение подростков со склонностью к интернет-зависимости отличается следующими характеристиками: негативное представление о себе, низкий уровень самопринятия, самоуважения, внутренняя конфликтность.
Подростков со склонностью к интернет-зависимости характеризует низкий уровень самооценки.
На основе результатов исследования личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости разработана программа «Психокоррекция личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости», которая позволит изменить негативные личностные особенности и снизить риск приобретения интернет-зависимости.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: подростки со склонностью к интернет-зависимости характеризуется такими личностными особенностями, как заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, негативное самоотношение.



1. Аршинова В.В. Профилактика гемблинга в Интернет- зависимости в образовательной среде / В.В. Аршинова, В.В. Барцалкина, Т.В. Дуденкова. - М.: МГППУ, 2015. - 20 с.
2. Бабанин Л.Н. Мотивация пользователей интернета / Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вопросы психологии. - 2009. - №6. - С. 31-34.
3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р.Т. Байярд, Д. Байярд; пер. с англ. / под. Ред А.Б. Орлова. - 7-е изд. - М.: Академический проект, 2015. - 208 с.
4. Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина // Флогистон 5.0.
- 2014. - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - 2-е изд., стереотип.; под редакцией Д.И. Фельдштейна. - Москва - Воронеж, 2001. - 352 с.
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
7. Бредихина М.В. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М.В. Бредихина. - Владимир, 2007. - 251 с.
8. Бубеев Ю.А. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация / Ю.А. Бубеев, А.И. Романов, В.В Козлов. - М.: Слово, 2008. - 160 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский.
- М.: Смысл Эксмо, 2003. - 1134 с.
10. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - 2-е изд.- стер. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. - 240 с.
11. Гудси Ф.Б. Проблемы психологической зависимости от
Интернета в современный период / Ф.Б. Гудси // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология. - 2012. - №.1. - С.100-103.
12. Друзин В.Н. Проблема профилактики игровой компьютерной аддикции подростков / В.Н. Друзин // Инновации в образовании. - 2017. - № 5. - С. 75-82.
13. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
14. Жилов В.С. Основные проблемы Интернет-зависимого поведения / В.С, Жилов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №54. - С.361-365.
15. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет / А Е. Жичкина // Психологический журнал. - 2012. - № 2. - С. 75-78.
16. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося
поведения / Е.В. Змановская. - 5-е изд. - М.: Издательский центр
«Академия», 2008. - 288 с.
17. Иванова Л.С. Проблемно-ориентированное сопровождение
школьников с проявлениями дезадаптации: диссертация кандидата
психологических наук / Л.С. Иванова. Москва, 2003. - 176 c., С. 48.
18. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей / В.Г. Казанская. - СПб: Питер, 2006. - 237 с.
19. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / Е.Н. Каменская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 224с.
20. Коваль Т.В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости
/ Т.В. Коваль // Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru). - 2012. - №4. - Режим доступа:
www.psyedu.ru/j ournal/2012/4/3149.phtml.
21. Колышко A.M. Психология самоотношения / А.М. Колышко. - Гродно: ГрГУ, 2014. - 102 с.
22. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.:
Просвещение, 1982. - 207 с.
23. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-15.
24. Короленко Ц.П. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета / Ц.П. Короленко, В.А. Лоскутова // Бюллетень СО РАМН. - 2004. - №3. - С.45-51.
25. Крюкова Е.Н. Формирование межличностных отношений студентов, склонных к интернет-зависимости / Е.Н. Крюкова // Вестник ВЭГУ. - 2016. - № 2. - С. 48-55.
26. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: пособие для практических психологов / С.А. Кулаков. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2015. - 350 с.
27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /
A. Е. Личко. - СПб.: Речь, 2013. - 256 с.
28. Менделевич В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) /
B. Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова // Вестник клинической психологии. - 2003. - № 2. - С. 153-158.
29. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учеб. пособие / Н.Н. Мехтиханова. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 256 с.
30. Минаков А.В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности / А.В. Минаков. - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/minakov.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебное пособие / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 456 с
32. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. / С.Р. Пантелеев - М.: Смысл, 1993. - 32с.
33. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. / С.Р. Пантелеев. - М.: МГУ, 1991. - 108с.
34. Потапова О.С. Компьютерная игра в пространстве культуры / О.С. Потапова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2016. - №4. - С. 349-353.
35. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Учебное пособие / сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2013. - 668 с.
36. Прихожан А.М. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых - На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. - М.: МГППУ, 2011. - 297 с
37. Прихожан А.М. Психология подросткового возраста / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 408 с.
38. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: Речь, 2015. - 656 с.
39. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
40. Репринцева Е.А. Игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, формы проявления / Е.А. Репринцева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2007. - № 4 (49). - С. 173-180.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
42. Самосват О.И. Демонстративное поведение подростков в социальных сетях как способ получения социального одобрения / О.И. Самосват, В.Б. Никишина // Психологические и общекультурные детерминанты здоровья человека: сборник материалов науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.Н. Разуваева. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. - С. 255-257.
43. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2016. - 464 с.
44. Серебреникова Ю.В. Влияние компьютерных игр на
агрессивность у подростков 14-15 лет / Ю.В. Серебреникова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология. - 2017. - № 1. - С. 192-196.
45. Солдатова Г.У. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Психологический журнал. - 2013. - Т.34. - №4. - С. 105-114.
46. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис. д-ра психол. наук / В.В. Столин. - М., 1985. - 530 с.
47. Столин В.В. Самосознание личности. / В.В. Столин - М: МГУ, 1983. - 284 с.
48. Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников: основные характеристики виртуального пространства / Дж. Сулер. - Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/electronic.
49. Федоров А.Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет- зависимости у подростков / А.Ф. Федоров, И.А. Власова // Молодой ученый.
- 2016. - №5. - С. 785-787.
50. Федорчук Л.С. Зависимость студентов от интернета и социальных сетей как психологическая проблема / Л.С. Федорчук, М.А. Наумова // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник трудов науч. конф. - Томск: ТГУ, 2017. - С. 176¬177.
51. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. / Д.И. Фельдштейн - М.: Институт практической психологии, 2006. - 345 с.
52. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире (по результатам социологического исследования) / С.Б. Цымбаленко, А.В. Шариков, С.Н. Щеглова. - М.: Юнпресс, 1999. - 84 с.
53. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. / Л.Б. Шнейдер - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 336с.
54. Щеглов Ф.Г. Игровая зависимость / Ф.Г.Щеглов. - СПб.: Речь, 2015. - 448 с.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология / Б.Д. Эльконин. - М.: Владос, 2001. - 254 с.
56. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Флинта, 2006. - 352 с.
57. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ