ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ 7
1.1. Характеристика подросткового возраста 7
1.2. Подходы к изучению интернет-зависимости в отечественной и
зарубежной психологии 16
1.3. Факторы риска формирования интернет-зависимости в подростковом возрасте 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ-
ЗАВИСИМОСТИ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты и их обсуждения 42
2.3. Описание программы психокоррекции личностных особенностей
подростков со склонностью к интернет-зависимости 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ 7
1.1. Характеристика подросткового возраста 7
1.2. Подходы к изучению интернет-зависимости в отечественной и
зарубежной психологии 16
1.3. Факторы риска формирования интернет-зависимости в подростковом возрасте 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ-
ЗАВИСИМОСТИ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты и их обсуждения 42
2.3. Описание программы психокоррекции личностных особенностей
подростков со склонностью к интернет-зависимости 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В современном мире уже невозможно представить жизнь без компьютеров и без интернета. Поэтому эта проблема очень важна на сегодняшний момент. Сеть интернет привлекает своей доступностью, безопасностью и возможностью общаться с большим количеством людей практически одновременно. В наибольшей степени данное утверждение касается молодежи, которые ищут и находят в интернете разрешение возрастных проблем. Однако чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на подростка, вызывает отрицательное воздействие на психику и психоэмоциональную сферу. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Интернет является удобным средством ухода от реальности, анонимных социальных интеракций, реализации фантазий с обратной связью, получения неограниченного количества информации.
Интернет является одним из основных источников получения учебной информации, эффективным средством связи и общения в межличностном взаимодействии. Легкая доступность информации, быстрота связи расширяют познавательные и коммуникативные возможности, минимизируя временные затраты в образовательном процессе. В подростковом возрасте чрезмерное увлечение интернетом опасно как возникновением социальной дезадаптации, так и разрушающим воздействием на психоэмоциональную сферу подростка.
Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи- психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн. Cyber Disorder (CD) войдет в DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом,
любовными, ургентными аддикциями, аддикциями избегания, отношений, к трате денег и трудоголизмом.
За рубежом вопрос интернет-зависимости рассматривали: К. Янг, И. Голдберг, Дж. Сулер и др. В нашей же стране проблемой интернет- зависимости стали заниматься относительно недавно Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский, А.Ю. Егоров, А.Е. Жичкина, В.Д. Менделевич, Е.И. Рассказова, Г.У. Солдатова и др.
Проблема интернет-зависимости является актуальной, так как исследование, проведенное С.Б. Цымбаленко, А.В. Шариковым, С.Н. Щегловой, свидетельствует о том, что в нашей стране наблюдается рост значимости для современных подростков форм досуга, связанных с компьютерной техникой.
Проблема исследования: каковы личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости?
Цель исследования - изучить личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости и разработать программу психокоррекции личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости.
Объект исследования - личностные особенности подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости.
Гипотеза исследования: подростки со склонностью к интернет- зависимости характеризуются такими личностными особенностями, как заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, негативное самоотношение.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста.
2. Определить подходы к пониманию интернет-зависимости в отечественный и зарубежной психологии.
3. Обозначить факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков.
4. Изучить личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости.
5. Разработать программу психокоррекции личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются исследования развития личности в подростковом возрасте таких авторов как Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, подходы к изучению интернет-зависимости таких авторов как Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров.
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы (сравнительный);
- эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ, описательная статистика, методы статистической обработки данных осуществлялись с использованием непараметрического критерия U-критерий Манна-Уитни (для оценки различий между двумя выборками по уровню какого- либо признака, количественно измеренного);
- методы интерпретации.
Методики исследования:
1. «Тест на интернет-зависимость» (С.А. Кулаков).
2. «Методика многофакторного исследования личности» (Р. Кэттелл) (подростковый вариант).
3. Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин).
4. Методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Губкин Белгородской области. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-15 лет в количестве 90 человек.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости своевременной профилактической работы, которую стоит проводить с подростками со склонностью к интернет-зависимости.
Интернет является одним из основных источников получения учебной информации, эффективным средством связи и общения в межличностном взаимодействии. Легкая доступность информации, быстрота связи расширяют познавательные и коммуникативные возможности, минимизируя временные затраты в образовательном процессе. В подростковом возрасте чрезмерное увлечение интернетом опасно как возникновением социальной дезадаптации, так и разрушающим воздействием на психоэмоциональную сферу подростка.
Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи- психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн. Cyber Disorder (CD) войдет в DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом,
любовными, ургентными аддикциями, аддикциями избегания, отношений, к трате денег и трудоголизмом.
За рубежом вопрос интернет-зависимости рассматривали: К. Янг, И. Голдберг, Дж. Сулер и др. В нашей же стране проблемой интернет- зависимости стали заниматься относительно недавно Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский, А.Ю. Егоров, А.Е. Жичкина, В.Д. Менделевич, Е.И. Рассказова, Г.У. Солдатова и др.
Проблема интернет-зависимости является актуальной, так как исследование, проведенное С.Б. Цымбаленко, А.В. Шариковым, С.Н. Щегловой, свидетельствует о том, что в нашей стране наблюдается рост значимости для современных подростков форм досуга, связанных с компьютерной техникой.
Проблема исследования: каковы личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости?
Цель исследования - изучить личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости и разработать программу психокоррекции личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости.
Объект исследования - личностные особенности подростков.
Предмет исследования - личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости.
Гипотеза исследования: подростки со склонностью к интернет- зависимости характеризуются такими личностными особенностями, как заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, негативное самоотношение.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста.
2. Определить подходы к пониманию интернет-зависимости в отечественный и зарубежной психологии.
3. Обозначить факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков.
4. Изучить личностные особенности подростков со склонностью к интернет-зависимости.
5. Разработать программу психокоррекции личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются исследования развития личности в подростковом возрасте таких авторов как Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, подходы к изучению интернет-зависимости таких авторов как Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров.
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы (сравнительный);
- эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ, описательная статистика, методы статистической обработки данных осуществлялись с использованием непараметрического критерия U-критерий Манна-Уитни (для оценки различий между двумя выборками по уровню какого- либо признака, количественно измеренного);
- методы интерпретации.
Методики исследования:
1. «Тест на интернет-зависимость» (С.А. Кулаков).
2. «Методика многофакторного исследования личности» (Р. Кэттелл) (подростковый вариант).
3. Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин).
4. Методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Губкин Белгородской области. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-15 лет в количестве 90 человек.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости своевременной профилактической работы, которую стоит проводить с подростками со склонностью к интернет-зависимости.
По результатам проведенного исследования удалось решить поставленные задачи. Теоретический анализ исследований проблемы личностных особенностей подростков со склонностью к интернет- зависимости показал, что в целом подростковый возраст определяется как критический в плане социализации. Происходящие в подростковом возрасте изменения характеризуются физиологическими, социальными, личностными и когнитивными преобразованиями.
В данном возрасте происходят изменения социальной ситуации развития подростков - стремление присоединиться к миру взрослых, ориентирование поведения на ценности и нормы этого мира. Вследствие этого, для подростка характерно проявление чувства взрослости, также развитие самооценки и самосознания, интереса к собственным способностям и возможностям, к себе как к личности. В подростковом возрасте активизируются личностные структуры, связанные с компонентами жизнестойкости: активный поиск осмысленности сегодняшней жизни,
развитие самооценки на основе сознательной рефлексии, выработка отношений к различным жизненным ситуациям и отношений к своим переживаниям этих ситуаций
Подростковый возраст характеризуется наличием большого числа противоречий, из которых каждому подростку предстоит сделать свой выбор. В дальнейшем этот выбор станет основой, формирующейся в этот период уникальности собственного «Я», а также основного новообразования возраста - чувства взрослости. Период подростничества связан с перестройкой и отмиранием практически всего, что было сформировано до этого.
Самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка, а также эмоционально-оценочным отношением к своей личности. Его становление соприкасается с тревожностью, страхами, неуверенностью в себе; напрямую связано с деятельностью и целями, ценностными ориентациями и выступает важнейшим фактором образования и стабилизации её единства. Отношение к себе определяет социальную активность личности и делится на положительное и отрицательное самоотношение. Именно положительное отношение к себе влияет на формирование адекватной самооценки, уверенности в себе, самостоятельности, энергичности, оптимистичности и вере в свои возможности.
Интернет-зависимость - это одна из форм нехимических зависимостей, характеризующая навязчивым желанием проводить как можно больше времени в киберпространстве, и болезненная неспособность и нежелание выйти из виртуальной реальности. Возникновение сети Интернет, а также развитие всех видов информационных технологий - это одно из благ современного человечества. Виртуальная коммуникация позволяет людям мгновенно получать практически любую информацию, увеличивать свою работоспособность и заниматься саморазвитием. Однако у данного феномена есть обратная сторона - зависимость, наносящая вред психологическому здоровью и оказывающая пагубное влияние на отношения с другими людьми в реальной жизни.
Факторами зависимого поведения являются семейные отношения, индивидуально-личностные характеристики и внешние социальные факторы. Каждый из них по-своему влияет на формирование и развитие аддиктивного поведения. Семья может не дать ребёнку необходимой любви и не научить его любить себя. Это приведёт к ощущению своей никчёмности, бесполезности, отсутствие веры в себя. Поэтому подросток будет искать замещение в компаниях сверстников, и, чтобы показать там свою значимость, приобрести уважения, он станет подражать тем формам поведения, которые там присутствуют. Сюда может относиться и личностные отклонения, и психические заболевания человека, из-за которых он не может реализовать себя тем или иным способом и, поэтому, ищет веселья и необычных ощущений в приёме спиртного или табака.
Интернет-зависимость характерна в большей степени в подростковом возрасте, особенности которого делают подростков уязвимой социально-демографической группой в отношении формировании зависимого поведения. Низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, импульсивность, недостаточная социальная адаптация способствуют развитию отклоняющегося поведения выступают факторами риска формирования интернет-зависимости.
Результаты исследования показали, что у подростков со склонностью к интернет-зависимости, наблюдался несколько заниженный уровень самооценки, средний уровень притязаний. Значительное расхождение между самооценкой и уровнем притязаний являлось источником внутреннего эмоционального напряжения, поскольку изначально уровень актуальных возможностей оценивается как низкий, а уровень стремлений планируется как высокий. В результате у подростков были сформированы изначально недостижимые цели, что снижало мотивацию и способствовало еще большему понижению самооценки. Это дало основания прийти к выводу, что между самооценкой личности и уровнем притязаний существует тесная функциональная связь, от этого во многом зависит личностное развитие, способность личности к саморегуляции поведения и деятельности.
По данным диагностики была разработана специальная программа психологической коррекции, целью которой являлась психокоррекция таких личностных особенностей, как заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, негативное самоотношение - способствующих формированию интернет-зависимости в подростковом возрасте.
По результатам исследования были сформулированы следующие выводы: для подростков со склонностью к интернет-зависимости, характерен низкий уровень самоконтроля, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, импульсивность, слабый волевой контроль, эмоциональное напряжение при неудовлетворении актуальной потребности.
Самоотношение подростков со склонностью к интернет-зависимости отличается следующими характеристиками: негативное представление о себе, низкий уровень самопринятия, самоуважения, внутренняя конфликтность.
Подростков со склонностью к интернет-зависимости характеризует низкий уровень самооценки.
На основе результатов исследования личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости разработана программа «Психокоррекция личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости», которая позволит изменить негативные личностные особенности и снизить риск приобретения интернет-зависимости.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: подростки со склонностью к интернет-зависимости характеризуется такими личностными особенностями, как заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, негативное самоотношение.
В данном возрасте происходят изменения социальной ситуации развития подростков - стремление присоединиться к миру взрослых, ориентирование поведения на ценности и нормы этого мира. Вследствие этого, для подростка характерно проявление чувства взрослости, также развитие самооценки и самосознания, интереса к собственным способностям и возможностям, к себе как к личности. В подростковом возрасте активизируются личностные структуры, связанные с компонентами жизнестойкости: активный поиск осмысленности сегодняшней жизни,
развитие самооценки на основе сознательной рефлексии, выработка отношений к различным жизненным ситуациям и отношений к своим переживаниям этих ситуаций
Подростковый возраст характеризуется наличием большого числа противоречий, из которых каждому подростку предстоит сделать свой выбор. В дальнейшем этот выбор станет основой, формирующейся в этот период уникальности собственного «Я», а также основного новообразования возраста - чувства взрослости. Период подростничества связан с перестройкой и отмиранием практически всего, что было сформировано до этого.
Самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка, а также эмоционально-оценочным отношением к своей личности. Его становление соприкасается с тревожностью, страхами, неуверенностью в себе; напрямую связано с деятельностью и целями, ценностными ориентациями и выступает важнейшим фактором образования и стабилизации её единства. Отношение к себе определяет социальную активность личности и делится на положительное и отрицательное самоотношение. Именно положительное отношение к себе влияет на формирование адекватной самооценки, уверенности в себе, самостоятельности, энергичности, оптимистичности и вере в свои возможности.
Интернет-зависимость - это одна из форм нехимических зависимостей, характеризующая навязчивым желанием проводить как можно больше времени в киберпространстве, и болезненная неспособность и нежелание выйти из виртуальной реальности. Возникновение сети Интернет, а также развитие всех видов информационных технологий - это одно из благ современного человечества. Виртуальная коммуникация позволяет людям мгновенно получать практически любую информацию, увеличивать свою работоспособность и заниматься саморазвитием. Однако у данного феномена есть обратная сторона - зависимость, наносящая вред психологическому здоровью и оказывающая пагубное влияние на отношения с другими людьми в реальной жизни.
Факторами зависимого поведения являются семейные отношения, индивидуально-личностные характеристики и внешние социальные факторы. Каждый из них по-своему влияет на формирование и развитие аддиктивного поведения. Семья может не дать ребёнку необходимой любви и не научить его любить себя. Это приведёт к ощущению своей никчёмности, бесполезности, отсутствие веры в себя. Поэтому подросток будет искать замещение в компаниях сверстников, и, чтобы показать там свою значимость, приобрести уважения, он станет подражать тем формам поведения, которые там присутствуют. Сюда может относиться и личностные отклонения, и психические заболевания человека, из-за которых он не может реализовать себя тем или иным способом и, поэтому, ищет веселья и необычных ощущений в приёме спиртного или табака.
Интернет-зависимость характерна в большей степени в подростковом возрасте, особенности которого делают подростков уязвимой социально-демографической группой в отношении формировании зависимого поведения. Низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, импульсивность, недостаточная социальная адаптация способствуют развитию отклоняющегося поведения выступают факторами риска формирования интернет-зависимости.
Результаты исследования показали, что у подростков со склонностью к интернет-зависимости, наблюдался несколько заниженный уровень самооценки, средний уровень притязаний. Значительное расхождение между самооценкой и уровнем притязаний являлось источником внутреннего эмоционального напряжения, поскольку изначально уровень актуальных возможностей оценивается как низкий, а уровень стремлений планируется как высокий. В результате у подростков были сформированы изначально недостижимые цели, что снижало мотивацию и способствовало еще большему понижению самооценки. Это дало основания прийти к выводу, что между самооценкой личности и уровнем притязаний существует тесная функциональная связь, от этого во многом зависит личностное развитие, способность личности к саморегуляции поведения и деятельности.
По данным диагностики была разработана специальная программа психологической коррекции, целью которой являлась психокоррекция таких личностных особенностей, как заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, негативное самоотношение - способствующих формированию интернет-зависимости в подростковом возрасте.
По результатам исследования были сформулированы следующие выводы: для подростков со склонностью к интернет-зависимости, характерен низкий уровень самоконтроля, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, импульсивность, слабый волевой контроль, эмоциональное напряжение при неудовлетворении актуальной потребности.
Самоотношение подростков со склонностью к интернет-зависимости отличается следующими характеристиками: негативное представление о себе, низкий уровень самопринятия, самоуважения, внутренняя конфликтность.
Подростков со склонностью к интернет-зависимости характеризует низкий уровень самооценки.
На основе результатов исследования личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости разработана программа «Психокоррекция личностных особенностей подростков со склонностью к интернет-зависимости», которая позволит изменить негативные личностные особенности и снизить риск приобретения интернет-зависимости.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: подростки со склонностью к интернет-зависимости характеризуется такими личностными особенностями, как заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, негативное самоотношение.
Подобные работы
- Личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Психологические особенности подростков, склонных к интернет- зависимому поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ
СТАДИЯМИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ЗАВИСИМОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Психокоррекция личностных особенностей подростков зависимых от компьютерных игр (Московский Гуманитарно-Экономический Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Диагностика и профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Личностные особенности подростков с различным опытом в ситуациях кибербуллинга
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020



