ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы исследуемой проблемы 8
1.1 Познавательная активность учащихся и ее уровни 8
1.2 Пути развития познавательной активности учащихся 11
1.3 Организация самостоятельной работы, как средство познавательной
активности учащихся 15
1.4 Проблема классификации самостоятельных работ 20
1.5 Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся 26
1.6 Характеристика различных видов самостоятельных работ на уроках
математики 29
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной
активности учащихся 38
2.1 Изучение познавательной активности учащихся на уроках
математики 38
2.2 Описание методики развития познавательной активности учащихся на
уроках математики 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Современная педагогическая наука приоритетным направлением развития школы определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности школьника. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Существующая сегодня система общего образования не носит еще подлинно гуманистический характер. В связи с этим не в полной мере школа способствует развитию и саморазвитию учащихся, готовит к творческому выполнению всех функций в новом обществе.
Среди факторов, способствующих формированию познавательной активности учащихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого ученика позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая свойственна каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно - исследовательской деятельности, у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как больше нового. Исследованием этого вопроса занимались (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребёнка.
Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. считают, что развитие познавательной активности определяется высокопробными модификациями,
отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель - это результативность деятельности в процессе получения знаний и выделение различных, культурных содержаний в ситуации [19,56]. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребёнка, авторы исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С.Лейтес, В.Д. Небылицын).
Умение приобретения знаний складывается у учащихся прежде всего в процессе выполнения ими самостоятельных работ, в процессе самостоятельных поисков решения, стоящих перед ними проблем-задач.
Однако учёными установлено, что до сих пор в теории и практике обучения не решена проблема разумной организации самостоятельных работ учащихся. Это создаёт трудность на пути привития школьникам любви и способности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Школьники зачастую выполняют огромное количество всевозможных знаний, самостоятельных действий, но вместе с тем мало мыслят.
На наш взгляд, важная роль в развитии познавательной активности принадлежит самостоятельным работам. Мы исходим из того, что самостоятельная работа - это средство вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Под самостоятельной работой понимают любую организованную учителем деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической дели в специально отведенное для этого время.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления школьника, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим школьником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.
Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы, как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.
Учитывая актуальность данного вопроса, мы определили тему исследования: «Самостоятельная работа как средство познавательной
активности учащихся».
В ходе исследования была предпринята попытка разрешения проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики посредством различных видов самостоятельных работ.
Эта проблема и определила цель исследования.
Объект исследования - процесс познавательной активности учащихся.
Предмет исследования - самостоятельная работа учащихся на уроках математики.
Для разрешения обозначенной нами проблемы и реализации цели нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме.
2. Выявить показатели и уровни развития познавательной активности.
3. Изучить состояние развития познавательной активности учащихся.
4. Разработать методическую систему самостоятельных работ с целью пня познавательной активности учащихся на уроках математики.
5. Проследить динамику познавательной активности учащихся в процессе реализации специально разработанной методики.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой использование на уроках математики различных видов самостоятельных работ будет способствовать развитию познавательной активности учащихся.
В русле данной гипотезы для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности. База исследования: опытно-экспериментальная работа была проведена в МБОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследуемой проблемы» представлены познавательная активность, её уровни и пути развития, раскрывается сущность самостоятельных работ как средства развития активности и их классификация, характеризуются различные виды самостоятельных работ, рассматриваются требования к организации самостоятельных работ и теоретические основы построения поля рациональных чисел.
Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа по развитию активности учащихся» на основе теоретического анализа определены показатели и уровни познавательной активности школьников, проведён анализ состояния познавательной самостоятельности школьников 6 «Б»
класса МБОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области, представлены разработки самостоятельной работы на закрепление нового материала, обучающей и творческой самостоятельных работ, а также урока по теме «Умножение и деление рациональных чисел».
В заключении даны обобщённые результаты исследования, изложены основные его выводы, подтверждающие решение задач исследования.
Познавательная активность - внешне хорошо выраженная особенность мышления при приобретении и оперировании новыми знаниями. Это качество ума проявляется в постановке целей, проблем, выдвижении гипотез и самостоятельном решении этих проблем. В настоящее время к определению активности существуют различные подходы. В исследовании представляет интерес познавательная активность.
В нашем понимании познавательная активность представляет собой способность человека эффективно выполнять на определенном уровне действие или целый комплекс действий, руководствуясь лишь собственным опытом. Познавательная активность - это дидактический эквивалент обучаемости. Познавательная активность как качество личности проявляется в деятельности обучающегося и, прежде всего, в его самостоятельной работе. Поэтому самостоятельная работа является одним из главных средств воспитания активности учащихся. Она позволяет обучающемуся проявить активность во всех отношениях: мышлении, учении, переносе знаний, тренировке, проявлении воли, целенаправленности в достижении решения задач, учебной работоспособности.
Развитие активности не есть какая-то особая задача, требующая специальных средств. Она осуществляется всем процессом учебно-воспитательной работы. Главным способом, с помощью которого учитель может развивать у учащихся активность является правильное определение степени и характера трудностей в учебном процессе.
Успешное обучение и воспитание активности школьника достигается не только в процессе его самостоятельных действий. В учебной работе всегда есть действия как самостоятельные, так и действия по образцу. Вторые носят подражательный характер, а первые - творческий. Между этими различными по своей природе действиями существует связь: чем свободнее ученик владеет навыками действий по образцу, тем успешнее проявляется его активность и инициатива в учебной работе.
На развитие активности оказывает влияние и способ обучения. Научные положения глубоко усваиваются, развивается логическое мышление, стремление к познанию объективного мира тогда, когда новые теоремы, законы изучаются на основе жизненных задач и практических потребностей, а затем учащиеся, обобщая усвоенные научные знания, применяют их для решения задач теоретического характера. Активность мышления воспитывается так же самой логикой учебного процесса, позволяющей ученику осознать путь своего последовательного продвижения в усвоении знаний, и выдвигает некоторые требования [20, 9].
Важную роль играет самостоятельное, приобретение новых знаний на основе имеющихся жизненных представлений, усвоенных ранее знаний.
Признаком активности в учении можно считать проявление рефлексии, стремление осознать собственные действия и действия одноклассников. Самостоятельная работа учит школьника активно ставить учебные цели и планировать учебную деятельность не только свою, но и товарища, контролировать результаты.
В педагогической науке еще не сложилось единое понимание сущности самостоятельной работы. Анализ опубликованных трудов свидетельствует, что методисты и учителя-практики раскрывают сущность самостоятельных работ через описание либо форм организаций учебных занятий, либо путей руководства ее выполнением. В силу этого самостоятельная работа одними авторами определяется как метод обучения; другими - как прием учения; третьими - как форма организации деятельности учащихся.
В нашем исследовании самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно скорее рассматривать как средство вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, средство её логической и психологической
организации.
Проблема классификации самостоятельных работ является довольно сложной и не имеет однозначного решения. В педагогической науке существуют различные подходы к классификации самостоятельных работ. В зависимости от того, какие признаки принимают основополагающими, предлагаются различные варианты классификации самостоятельных работ.
Заслуживают внимания самостоятельные работы по образцу, реконструктивные, вариативные, творческие самостоятельные работы.
Творческая деятельность ученика в обучении протекает на разных уровнях. Самая высокая ступень творческой активности - это умение ученика выделить проблему в заданной ситуации, поставить новую проблему и разработать план ее решения, определить пути поиска решения, построить гипотезу этого решения.
Требования к организации активной самостоятельной деятельности учащихся на уроке определяются тремя факторами: а) конкретным содержанием учебного материала изучаемой темы урока, б) общедидактической задачей урока и методическим аспектом каждого, в отдельности взятого, звена; в) познавательной задачей и характером учебной деятельности ученика на каждом этапе его движения от незнания к знанию.
По форме организации самостоятельные работы можно подразделить на индивидуальные, фронтальные и групповые. Существуют такие виды самостоятельных работ, как индивидуальная самостоятельная работа, лабораторные работы, изучение нового материала по учебнику, лабораторно - практическая работа, практические работы по математике внутри школы и под открытым небом, решение задач и примеров по задачнику, самостоятельная работа по задачнику, самостоятельные работы по образцу, самостоятельные работы с указанием к их решению, вариативные самостоятельные работы, задачи повышенной трудности, творческие самостоятельные работы.
осуществлялось в 6 классе. В эксперименте принимало участие 24 ученика: 11 мальчиков и 13 девочек. Итоги первой четверти показали, что из общего числа учащихся успевают на «отлично» - 5 человек, что составляет 20.8%, на «хорошо» - 10 человек (50.1 %), на «удовлетворительно» - 7 человек
(29.1%). Начиная с первого года обучения до настоящего времени, состав класса не изменился. Почти все ученики этого класса занимаются а кружках «Изобразительного искусства», театрального искусства, в классах музыкальной школы, в спортивных секциях. Школьники проявляют высокую активность при организации классных и общешкольных мероприятий.
Учитель большое внимание уделяет самостоятельным работам различных видов и типов. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения педагог включает в учебно-познавательную деятельность учащихся различные виды самостоятельных работ в зависимости от целей и задач данного урока, учитывая особенности каждого его этапа, на уроке часто меняет виды работы, практикует коллективные обсуждения.
Анализ психолого-педагогической литературы способствовал выделению следующих показателей познавательной активности: способность ученика без помощи извне успешно решать доступные его уровню интеллектуального развития познавательные задачи; степень предпочтения самостоятельным действиям. На основе выделенных показателей были определены уровни сформированности познавательной активности: высокий, средний и низкий.
В экспериментальной работе нами были использованы методы наблюдения и изучения продуктов деятельности. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что из общего количества учащихся (24 человека) 4ученика проявили высокую степень познавательной самостоятельности, что составляет 16.6%, 8 - среднюю степень (30.3%), большинстве учащихся (12человек) оказались на низком уровне (50%).
Результаты контрольной работы позволили также распределить учащихся по уровням познавательной активности. К высокому уровню были отнесены учащиеся, выполнившие соответствующий вариант контрольной работы на «5», к среднему уровню - выполнившие работу на «4» балла, к низкому - на «3» балла и меньше.
Итоги контрольной работы позволили сделать вывод, что из общего количества (24 человека) учащихся высокого уровня познавательной активности оказалось 7, человек (25%), к среднему уровню были отнесены 11 учащихся, что составило 46.8% от числа испытуемых, к низкому уровню - 6 человек, т.е. 20.8%.
Чтобы выявить состояние познавательной активности учащихся, успевающих на «5» на «4» и на «3» мы по итогам 1 четверти разбили класс соответственно на три группы «А», «В», «С», где «А»- группа учащихся, успевающих на «5», «В»- на «4»и«С»-на«3».
Оказалось, что в группе «А» 3 ученика, характеризуются высоким уровнем познавательной активности, к среднему и низкому уровням были отнесены по одному человеку. В группе «В» большинство учащихся проявили средний уровень познавательной самостоятельности (6 человек), высокий - 4 ученика, а низкий - 2 ученика. Ни одного школьника с высоким уровнем познавательной активности не оказалось в группе «С», 4ученика проявили средний уровень познавательной активности.
Предложенное творческое задание отличается от других тем, что запас ранее усвоенных знаний, умений и навыков школьник использует в новой для него ситуации. По выполнению предложенного задания можно судить о способности учащихся самостоятельно выполнять задания. Задание в трёх вариантах различной степени сложности предлагалось ученикам как домашнее задание.
Результаты выполнения учениками творческого задания позволили сделать вывод о том, что из 24-х учеников класса 8 проявили высокий уровень познавательной активности, 10 учеников были отнесены к среднему уроню, 6 учеников - к низкому.
Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о том, что использование всех трёх методик дало приблизительно одинаковый результат. Но группы по успеваемости школьников и группы, соответствующие уровням их познавательной активности не совпадают. Результаты исследования позволили нам изучить причины этого несоответствия и проявления познавательной самостоятельности каждым учеником.
Мы считаем, что одним из средств обучения, способствующих развитию познавательной активности, является самостоятельная работа. Для развития познавательной активности школьников нами разработана и апробирована специальная методика. Результаты её внедрения в учебный процесс свидетельствуют о том, что уровень познавательной активности учащихся несколько повысился.
Экспериментальные данные заключительного этапа работы позволяют сделать вывод: спустя месяц количество учащихся высокого уровня познавательной активности составило 33.3% от общего числа испытуемых (8 человек), самостоятельность среднего уровня проявили 11 человек (45.8%), на низком уровне оказалось 20.8% учащихся (5 человек).
Динамика развития познавательной самостоятельности учеников свидетельствует о том, что процент учащихся, имеющих высокий уровень познавательной активности возрос на 8.3% (от 25% до 33.3%).Средний уровень увеличился на 4.4% (от 41.6% до 46%). Количество учащихся имеющих низкий уровень познавательной активности сократилось на 13.5 % (от 33.3% до20.8%).
На развитие познавательной активности могут также оказывать влияние внутренняя и внешняя мотивации, качество знаний, умений и навыков, организованности в учении, которая отражает способность к самостоятельному планированию и контролю учебной деятельности, а также дисциплинированность, волевые качества и др., что может стать предметом других исследований.
1. Алгебра и теория чисел/ Под ред. Виленкина Н.Я.- М., 1984 - 192 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М., 1977.- 256 с.
3. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 1984.- 64 с.
4. Варпаховский Ф.Л., Гальперин Г.А., Гисин В.Б. Алгебра и теория чисел. - М., 1994. - 223 с.
5. Виленский М.Я. Методика оценки учащихся «Типология школьников»//Завуч, 1998, №6.
6. Гиршович В.С. Виды самостоятельных работ. // Математика в школе. - 1998, №3. С. 37- 43.
7. Дайри Н.Г. O сущности самостоятельной работы. // Народное образование, 1963, №5. С. 35- 56.
8. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения /М.А.Данилов. - М.: Просвещение, 2008. - 82 с.
9. Демидов И.Т. Основания арифметики. - М., 1962. Доровской А.И Дидактические основы развития Одаренности учащихся. - М. 1998. - 209 с.
10. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. - 239 с.
11. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости - М.,1981.- 200 с.
12. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976.- 144 с.
13. Малкин И.И. О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке. В сборнике: «Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников» - Казань, 1966. - 23 с.
14. Математика: Учебник для 6 класса средней школы. / И.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.И. Жохов, - М., 1993. - 286 с.
15. Метельский Н.В. Пути совершенствования обучения математике. Минск, 1989. - 158 с.
16. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. - М., 1990. №3-4 с. 37- 43.
17. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого- М., 1996.- 608 с.
18. Педагогика: Учебное пособие. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,-А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.,1997. - 512 с.
19. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной
деятельности студентов. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2004. - 112 с.
20. Пидкасистый П.И., Коротяев В.И. Организация деятельности ученика на уроке. Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №3. - М.: Знание, 1985.-80 с.
21. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов-на-Дону, 1975. - 296 с.
22. Ростовецкая Л.А. Исследование самостоятельности как интегрального свойства личности//Личность и деятельность. Тезисы докладов к Всесоюзному съезду психологов СССР/27 июня 2 июля 1977 г./. - М.: МГУ, 1977. - С. 23.
23. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. Сост. Демидова С.И. Денищева Л.О. - M., 1985.
24. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения
математике. Сост. Кабалевский Ю.Д. - М., 1985.- 191 с.
25. Саранцев Г.И., Якуничев М.А., Десяева Н.Д. // Педагогика,
1996,№ 4. - С. 63- 66.
26. Срода Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности. - М., 1981. - 223 с.
27. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя - М., 1991.- 184 с.
28. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. - М., 1994.- 160 с.
29. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике - M., 1994. - 222 с.
30. www.pedsovet.org.mtree.task.viewlink_id.4556.Itemid.1181-51 k.