Введение 6
1 Теоретические аспекты психосоциальной работы с семьей и детьми 14
1.1 Подходы к психосоциальной работе с семьей и детьми 14
1.2 Организационно-правовые основы психосоциальной работы с семьей и
детьми 29
1.3 Технологии психосоциальной работы с семьей и детьми 47
2 Анализ опыта деятельности по реализации сетевых технологий психосоциальной работы с семьей и детьми на примере МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» г. Бердска Новосибирской области 61
2.1 Особенности реализации сетевых технологий в психосоциальной работе с
семьей и детьми в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» г. Бердска Новосибирской области 61
2.2 Рекомендации по оптимизации использования сетевых технологий в деятельности по реализации психосоциальной работы с семьей и детьми в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» г. Бердска Новосибирской
области 83
Заключение 92
Список использованной литературы 96
Приложение 104
Актуальность. Сейчас, во время глобальных экономических и социальных изменений в России, влекущих за собой колоссальные изменения социального пространства и действительности, уязвимыми становятся российские семьи с детьми. Конфликты, зависимости, проблема детско- родительских отношений, невыполнение родительских обязанностей, насилие и агрессия по отношению к детям и проявление любой асоциальной активности - лишь малая часть проблем, с которыми семьям приходится сталкиваться в условиях современного общества и мира. В последние годы возрастает тенденция роста семейного неблагополучия, столкновение семей с различными кризисными ситуациями, которые они не в силах преодолеть. По информации ВЦИОМ, за пять лет (с 2013 года по 2018 год) стало возрастать количество людей, которые считают, что непосредственно сталкивались с неблагополучными семьями: показатель повысился с 4% в 2013 году до 16% в 2018 году . Самыми распространенными формами неблагополучия респонденты выделили следующие: пьянство и невнимание к детям и их нуждам (24%), применение физического насилия (10%), употребление наркотиков (6%), асоциальная деятельность (4%) .
В 2019 году по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации было зафиксировано 489694 человек, стоящих на учёте и поставленных на учёт в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по всей России, из которых 275651 человек - это несовершеннолетние, а 213973 человека - родители и законные представители, которые в дальнейшем получают статус семьи в социально опасном положении . По данным проекта «Если быть точным» на 2018 и 2019 год в Российской Федерации была зафиксирована следующая информация: 2034982 человека обратились в наркологические центры за помощь, с целью избавиться
от наркотической и алкогольной зависимости; 18,9 млн. человек, чей денежный доход меньше прожиточного минимума; 1369812 человек являются потерпевшими от преступлений и правонарушений. В Новосибирской области проблема преступности и правонарушений, по данным информационного портала, является крайне выраженной . На первый квартал 2019 года в городе Новосибирске было выявлено: 537 несовершеннолетних и 285 семей, находящихся в социально опасном положении, что составляет 1,05% от всей численности несовершеннолетних города Новосибирска . По результатам отчёта об итогах проведения межведомственной комплексной операции «Семья» в 2018 году по Новосибирской области, направленной на помощь семьям и детям в трудной жизненной ситуации, которая охватывает межведомственную работу специалистов социальных учреждений, сотрудников органов внутренних дел, специалистов сфер здравоохранения и образования и общественные организации, был создан социальный паспорт семей: 51430 малообеспеченных семей; 24536 многодетных семей; 3778 семьи с детьми, состоящими на учёте в органах внутренних дел; 334 семьи, в которой один или оба родителя, которые находятся в местах лишения свободы; 859 семьи, где один или оба родителя осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы .
Особенно остро стоят проблемы алкоголизма и наркотической зависимости. В 2018 году на 100 тысяч человек населения приходилось 51,6 тысячи человек страдающих алкогольной зависимостью. Количество людей, которые имеют наркотическую зависимость, составляет 10,1 тысяч человек на 100 тысяч человек населения. Данный показатель был снижен по сравнению с предыдущими годами (в 2017 году количество больных синдромом алкогольной зависимости составляло 53,2 тысячи человека на 100 тысяч человек населения, а наркотической зависимостью - 11,1 тысячи человека на 100 тысяч человек населения), но данные проблемы всё так, же остаются актуальными7.
Проблема детско-родительских отношений в семье всегда остаётся одной из ведущих. В неблагополучной семье происходит отрицательное и десоциализирующее влияние на ребёнка, которое приводит к различным девиациям, виктимитизации и асоциальности. Также очень важной проблемой остается конфликтность в семьях, которая нередко порождает как физическое, так и психологическое насилие. На 2018 год по данным МВД количество преступлений против несовершеннолетних (кражи у несовершеннолетних, изнасилования, нанесение телесных повреждений, убийства и т.д.) увеличилось на 5% с 91554 случаев в 2017 году до 96750 в 2018году. Стоит отметить, что более 60% случаев, 54697 в 2018 году и 44568 в 2017 году соответственно, были совершены непосредственно в самой семье пострадавшего ребёнка .
Семейное неблагополучие и все проблемы, которые неразрывно связаны с кризисами в семье, на сегодняшний день являются и остаются приоритетными проблемами для социальной политики государства. В связи с быстрым развитием и изменением социального пространства, произошедшие за последнее двадцатилетие, которое охватило не только экономические и правовые, но и социально-психологические аспекты жизни современной семьи, Правительством Российской Федерации была разработана Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Ведущими целями Концепции являются обеспечение семейного благополучия и ответственного родительства, создание и поддержка социальной устойчивости каждой семьи, а также модернизирование системы социального обслуживания населения и развитие системы оказания необходимых для семей социальных услуг .
Каждая семья по-разному противостоит трудным жизненным ситуациям: одни активизируют все свои внутренние ресурсы и преодолевают все семейные кризисы, у других наоборот, наблюдается рост напряженности и нарастания проблем в семье. Все проблемы, с которыми приходится сталкиваться семье, не только разрушают её изнутри, но и влияют на психологическое состояние детей и, как следствие, на развитие у них социальных патологий. Для преодоления неблагополучия необходимо вмешательство специалистов социальной сферы, задачей которых является использование грамотных методов и технологий для наиболее эффективного разрешения их проблем. Одним из таких направлений работы с семьей и детьми является психосоциальная работа.
Основной задачей психосоциальной работы является гармонизация отношений человека и предотвращение его десоциализации в обществе. В последнее время, психосоциальная работа становится актуальнее и используется практических во всех социальных организациях и учреждениях. За последние несколько лет появилось огромное количество инноваций в этом направлении: с возникновением новых масштабных проблем актуализируется потребность в создании новых методов и технологий для их разрешения. Многие технологии психосоциальной работы способны помочь разрешить группу проблем личности не только ребёнка, но и его родителей, а также позволяют рассмотреть специфику их поведения и, вследствие глубокой работы, преодолеть сложившиеся проблемы, как в психологическом состоянии личности, так и в социальном пространстве.
Одними из приоритетных и инновационных технологий психосоциальной работы являются сетевые технологии, которые успешно внедряются и практикуются в России. Сетевые технологии подразумевают под собой работу с сетью контактов человека, его основными взаимоотношениями с людьми, для разрешения кризисной ситуации, сложившейся в семье. Эти технологии позволяют найти и активизировать ресурсы и потенциал семьи, который есть у ребёнка. Самый главный принцип сетевых технологий - возвращение ребёнка в
семью, как следствие минимизирования не благополучия.
Таким образом, можно сказать, что неблагополучие семей является актуальной проблемой, которая отрицательно влияет на социальное благополучие общества в целом. Также происходит влияние на личность ребенка, находящегося в условиях неблагополучия, у которого впоследствии развивается девиантное поведение: алкоголизм, наркомания и токсикомания, агрессивность, виктимность, суицид и суицидальные попытки, правонарушения и порой даже преступления.
На данный момент эти проблемы нуждаются в разрешении по двум причинам. Во-первых, при не разрешении неблагополучной ситуации в семье происходит ухудшение её функционирования и уже имевшихся проблем таких как: алкоголизм, наркомания, насилие, проблемы детско-родительских
отношений и т.д. Во-вторых, трудные жизненные ситуации в семье влияют на состояние ребёнка, которые негативно сказываются на его социализации в обществе. Разрешение этих проблем возможно через использование психосоциальной работы с семьей и детьми, в частности с использованием сетевых технологий, непосредственно применяющихся с окружением ребенка и семьи, находящимися в социально опасном положении. Отсюда следует, что для выполнения данной задачи требуется теоретическая база для углублённого изучения данных технологий в контексте психосоциальной работы с семьей и детьми. И именно поэтому эта тема нуждается в детальном исследовании.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы.
Исследованием проблем психосоциальной работы с семьей и детьми занималось значительное количество учёных из отраслей как социального, так и гуманитарного знания. Условно их можно разделить по отраслям наук, такие как: социология, социальная психология и социальная педагогика.
Первая группа исследователей, которые занимались изучением специфики психосоциальной работы с семьей и детьми (Коптеева Е.С., Сухов А.Н., Шинина Т.В., Агафонова К.С. и др.), изучала основные направления и подходы психосоциальной помощи, которые её координируют. Вышеуказанная группа учёных уделяла большое вниманию изучению теоретических и практических аспектов рассмотрения технологий психосоциальной работы с данной категорией населения, а также уделяла большое внимание организационно-правовым аспектам психосоциальной работы с неблагополучными семьями.
Вторая группа ученых-социологов (Ю. Бронфенбреннер, А.А. Ниязова, Г.В.Градосельская, Н. И. Олифировичи др.) рассматривала такие понятия как «социальная сеть», «анализ социальных сетей», «сеть социальных взаимодействий» и «социальные связи». Исследователи занимались изучением специфики расположения отношений и окружения человека, а также процессом формирования социальных связей у людей.
Социальные психологи (Д.А.Винокуров,Е.А. Никитина,Н.Власова, М.Г. Ананенко и др.) занимались изучением ресурсов сети контактов ребёнка и всей семьи в целом для стабилизации кризисной ситуации, сложившейся в семье. Исследователи подробно изучали основные этапы сетевых технологий, их основную специфику, трудности и особенности ведения беседы с сетью контактов человека.
Чётвертая группа учёных из области социальной педагогики (И.С. Скляренко, С.Ч.Рожанская, Ж.А Захарова и др.) рассматривали влияние сетевых технологий на гармонизацию личности человека в целом. Данная группа исследователей подробно изучала сеть контактов ребёнка для дальнейшей стабилизации ситуации и восстановления отношений в семье.
Таким образом, можно выделить, что в научной литературе социально-гуманитарного знания достаточно много информации уделяется изучению такого понятия, как «социальная сеть» и сетевая технология. Исследователями рассматривались особенности использования сетевых технологий и влияние проведенной технологии на стабилизацию кризисной ситуации в семье. В научных трудах были описаны основные этапы реализации процесса применениясетевой технологии, диагностики для определения сети контактов человека и подробно раскрывался дальнейший алгоритм работы - сетевая встреча и работа после неё. Однако в общем массиве социально-гуманитарной литературы очень мало источников, связанных с описанием практического применения сетевых технологий в психосоциальной работе с семьей и детьми. На данный момент времени в нашей стране сетевые технологии только начинают внедряться в деятельность социальных учреждений и организаций. Таким образом, основываясь на проведенном анализе можно говорить о том, что на настоящем этапе, использование и исследование сетевых технологий психосоциальной работы с семьей и детьми характеризуется недостаточной степенью разработанности. Следовательно, данная проблема требует дальнейшего изучения особенностей реализации технологии с данной клиентской категорией. С учетом всего вышеизложенного была избрана данная тема, проблемой которой является недостаточная изученность организационных аспектов реализации сетевых технологий в психосоциальной работе с семьей и детьми с позиции социальной работы и как следствие, недостаточная изученность особенностей и специфики использования технологии в деятельности организаций и учреждений социального обслуживания населения.
Проблема исследования: недостаточная изученность организационных аспектов реализации сетевых технологий в психосоциальной работе с семьей и детьми.
Объект исследования: психосоциальная работа с семьей и детьми.
Предмет исследования: организационные аспекты применения сетевых технологий в психосоциальной работе с семьей и детьми.
Цель: изучить организационные аспектов реализации сетевых технологий в психосоциальной работе с семьей и детьми.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к психосоциальной работе с семьей и детьми;
2. Определить организационно-правовые основы психосоциальной работы с семьей и детьми;
3. Изучить технологии психосоциальной работы с семьей и детьми;
4. Выявить особенности реализации сетевых технологий в психосоциальной работе с семьей и детьми в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» г. Бердска Новосибирской области.
5. Разработать рекомендации по оптимизации использования сетевых технологий в деятельности по реализации психосоциальной работы с семьей и детьми в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» г. Бердска Новосибирской области.
В данной работе были рассмотрены основные подходы к психосоциальной работе с семьей и детьми, которые являются теоретической базой построения практики психосоциальной работы в целом; изучены организационно-правовые основы психосоциальной работы с семьей и детьми, регулирующие деятельность социальных учреждений и их специалистов; рассмотрены психосоциальные технологии, которые применяются в работе с семьей и детьми для преодоления трудной жизненной ситуации; были исследованы официальные сайты социальных учреждений и проведено интервью МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» со специалистами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних с целью рассмотрения особенностей реализации сетевых технологий в работе с семьей и детьми; а также составлены методические рекомендации для оптимизации технологии «Сеть социальных контактов» для специалистов социальных учреждений.
Таким образом, в завершении данной работы можно сделать несколько выводов на основе поставленных задач.
В практике психосоциальной работы используется большое количество подходов, от самых базисных, таких как диагностический и психодинамический подходы, но и закладывающие новые методы и способы работы с семьей и детьми в социально-опасном положении. На данный момент времени одним из самых внедряемых подходов является экосистемный, который базируется на идее экосистем, социальном окружении, разделяющиеся на семью, родственников, друзей, школу и т.д. В психосоциальной работе данный подход позволяет увидеть взаимоотношения между человеком и его окружением, сетью контактов. Рассматривая данный подход в контексте работы с семьей и детьми, следует отметить, что он позволяет увидеть следующее: характер отношений ребенка и семьи, а также уровень взаимоотношений с другими экосистемами, выявить внутренние и внешние ресурсы семьи для преодоления трудной жизненной ситуации. Именно экосистемный подход становится основой для создания сетевых технологий, которые направлены на изучение сети контактов человека.
Психосоциальная работа в основном регламентирована Национальными стандартами РФ ГОСТ, охватывающие специфику социально-психологических услуг для семей и детей и факторы контроля их качества предоставления. Для реализации и предоставления социального обслуживания семьям используется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, содержащая в себе не только социально-психологические услуги, но и другие виды социальной помощи и поддержки. Также активно внедряется социальное сопровождение, направленное на работу с семьями, трудно идущими на контакт со специалистами по социальной работе и находящимися на межведомственном взаимодействии. Рассмотрев организационные основы психосоциальной работы, были отмечены основные социальные учреждения, специализирующиеся на оказании психосоциальных услуг семье и детям - это Центр социальной помощи семье и детям, Комплексный центр социального обслуживания населения и Центр психолого-педагогической помощи и их структурные подразделения, на которых базируется предоставление социальной помощи семье и детям. Важную роль в организации психосоциальной работы играет определенные требования к специалисту по социальной работе и нормативно-правовая база учреждения.
Психосоциальная работа объединяет огромное количество технологий, которые направлены на улучшение ситуации и выхода из социально опасного положения семьи. Для специалиста важнейшей задачей становится подбор необходимой технологии для разрешения кризисов в семье. Сетевая технология, в частности «Сеть социальных контактов», является одной из новейших и, прежде всего, направлена на разрешение неблагополучия в семье. Сетевая технология специализируется на выходе из трудной жизненной ситуации, но и отслеживании проблем взаимоотношений ребёнка и влияния этих отношений на его психологическое состояние. Как инструмент психосоциальной работы, данная технология является не только диагностической работой по поиску социальной сети семьи, но и направлено на изучение влияние микросистем на человека, а также активное решение психосоциальных проблем, сложившихся у семьи.
Делая вывод по проведенному исследованию, можно сказать, что на данный момент технология «Сеть социальных контактов» используется по всей территории Российской Федерации и является распространённой технологией психосоциальной работы с семьей и детьми. В ходе проведения анализа документов были выявлены особенности в работе с семьей и детьми: всестороннее изучение окружения ребенка, использование внутреннего потенциала семьи для решения проблем, командная работа специалистов, относительно небольшая продолжительность и эффективность технологии; структура технологии - особенности проведения сетевых встреч и командная работа специалистов. В числе трудностей ведения технологии были установлены: организация сетевой встречи т.к. немногие участники захотят участвовать в сетевой встрече, отсутствие стимула для решения трудной жизненной ситуации в семье. Было установлено, что данная технология достаточно широко используется в социальных учреждениях и основной клиентской категорией являются дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.
Так же, после проведения интервью у специалистов отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних МБУ Центра социальной помощи семье и детям «Юнона» города Бердска были рассмотрены организационные аспекты внедрения технологии «Сеть социальных контактов». На базе Центра технология используется около десяти лет, после прохождения специалистами по ней обучение. По мнению специалистов, использование технологии «Сеть социальных контактов» в работе с семьей и детьми на базе отделения является эффективным: диагностическая работа позволяет увидеть характер отношений ребенка и его окружения, а также выбрать людей для проведения сетевой встречи; с помощью сетевой встречи можно достигнуть разрешения ситуации неблагополучия семьи и активизации ресурсов семьи, необходимых для преодоления социально опасного положения. Однако, несмотря на свою эффективность, специалисты отделения отметили, что сетевая технология достаточно трудоёмка и требует значительных как теоретических, так и практических усилий от специалиста.
Для преодоления возникновения трудностей, возникающих у специалистов во время проведения технологии «Сеть социальных контактов» необходимо создать и предложить методическую разработку, которая будут содержать в себе методические рекомендации для поэтапного выполнения диагностической работы «Карта сетей контактов» и сетевой встречи, а также информацию об организации пространства для проведения технологии, основные правила, условные обозначения и прописанную модель поведения специалиста согласно этапам технологии. Это необходимо для усовершенствования проведения технологии т.к. нет определённого полного алгоритма ее выполнения, который включал бы в себя не только теоретическое обоснование, но и поэтапное проведение технологии, включающее в себя модель поведения специалиста с клиентами при ее проведении. Также рекомендацией для специалистов, которые только начали практиковаться в применении технологии «Сеть социальных контактов», были предложены учебные сетевые сессии, которая подразумевает под собой практическое решение кейса с применением данной технологии. Это необходимо для развития необходимых навыков и компетенций у специалистов для эффективного проведения технологии «Сеть социальных контактов» на практике.
Вследствие всего этого, в рамках данной дипломной работы были разработаны рекомендации по оптимизации использования сетевых технологий в деятельности по реализации психосоциальной работы с семьей и детьми в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» г. Бердска Новосибирской области.
1. Агафонова К.С. Музыкотерапия в психосоциальной работе: к соотнесению опыта музыкотерапии с психосоциальными подходами / К.С. Агафонова // Sciencetime. - 2018. - №5. - С. 93-98.
2. Александрова Н.В. Интегративный подход к психосоциальной реабилитации детей и подростков // Омский психиатрический журнал. — 2016. — №4(10). — С. 1 -5. // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZintegrativnyy-podhod-kpsihosotsialnoy- reabilitatsii-detey-i-podrostkov/ - Загл. с экрана.
3. Арпентьева М.Р. Клинико-психологическое и социально-психологическое консультирование: общее и специальное / М.Р. Арпентьева // Медицинская психология в России. — 2016. — №5. — С. 1-17.
4. В Минпросвещения подсчитали, где чаще всего бьют детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.znak.com/2019-08- 14/v_minprosvecheniya_podschitali_gde_chache_vsego_byut_detey_i_eto_permskiy _kray/ - Загл. с экрана.
5. Вострикова Т.П. Основные теоретические подходы к решению проблем практики социальной работы / Т.П. Вострикова // Интерактивная наука. - 2016. - №1. - С. 73-76.
6. ВЦИОМ: в четыре раза выросло число россиян, в чьем окружении большинство семей неблагополучные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://takiedela.ru/news/2018/07/08/neblagopoluchie/ - Загл. с экрана.
7. ВЦИОМ: Неблагополучные семьи: кто виноват и что делать?
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1026/ - Загл. с экрана.
8. Выдрина И.И. Правовое регулирование социальной работы в Российской Федерации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2016. - №3. - С. 80-84.
9. Горбачева А.С. Профилактика аддикций у подростков средствами тренинга / А.С. Горбачева, Н.В. Ковалева // КПЖ. — 2016. — №2-1 (115). — С. 172-175.
10. Гордеева М.В. Социальное сопровождение семей с детьми / М.В. Гордеева // Информационно-методический сборник. - М.: ИДПО ДТСЗН. - 2015. — 242 с.
11. ГОСТ Р 52142-2013. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107236/ - Загл. с экрана.
12. ГОСТ Р 52142-2013. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107236/ - Загл. с экрана.
13. ГОСТ Р 52142-2013. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107236/ - Загл. с экрана.
14. ГОСТ Р 52143-2013. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107237/ - Загл. с экрана.
15. ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52498-2005/ - Загл. с экрана.
16. ГОСТ Р 52883-2007. Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r- 52883-2007/ - Загл. с экрана.
17. ГОСТ Р 52883-2007. Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r- 52883-2007/ - Загл. с экрана.
18. ГОСТ Р 52885-2013. Социальное обслуживание населения.
Социальные услуги семье // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107238/ - Загл. с экрана.
19. ГОСТ Р 52888-2013. Социальное обслуживание населения.
Социальные услуги детям // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107239/ - Загл. с экрана.
20. ГОСТ Р 53061-2014. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200112655/ - Загл. с экрана.
21. ГОСТ Р 53063-2014. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200112656/ - Загл. с экрана.
22. Добрина О.А. Диагностическая школа в социальной работе: оценка гуманистического потенциала / О.А. Добрина, Т.В. Басова // Интерактивная наука. - 2017. - №1. - С. 102-103.
23. Если быть точным. Социальные проблемы в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tochno.st/ - Загл. с экрана.
24. Жиляева М.С. Комплексная психосоциальная терапия как метод коррекции эмоциональной сферы младших подростков / М.С. Жиляева // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований: сб.статей / Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич). - Нефтекаменск, 2019. - С. 938-943.
25. Закон Новосибирской области от 18.12.2014 №449-ОЗ «Об
отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/465707350/ - Загл. с экрана.
26. Зубко И.П. Тренинг эмпатии для подростков / И.П. Зубко // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. — 2019. — №4. — С. 73-84.
27. Ибрагимова Э.Ф. Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями / Э.Ф. Ибрагимова, А.С. Авдеенко, Е.В. Соболева // Вестник СМУС74. - 2017. - №2 (17). - С. 1-3.
28. Информация по учету семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении на территории города Новосибирска за 1 квартал 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://novo- sibirsk.ru/news/204697/ - Загл. с экрана.
29. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html/ - Загл. с экрана.
30. Коптева Е.С. Использование психосоциальных технологий для повышения эффективности реабилитации / Е.С. Коптева, И.С. Косенкова // Бюллетень науки и практики. — 2019. — №1. — С. 1-4.
31. Корчагина Г.А. Профессионально-личностное становление психосоциального работника в процессе обучения в вузе / Г.А. Корчагина, И.М. Крючкова // Профессионально-личностное становление и развитие специалиста: история и современность: сб. статей / Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция". - Рязань, 2017. - С. 183-187.
32. Лифинцев Д.В. Стандартизованные методы оценки сетей социальных связей индивида в социальной работе и психологической практике / Лифинцев Д.В., Лифинцева А.А., Серых А.Б. // Электронный журнал «Клиническая и специальная психология». — 2015. — №4. — С. 1-11.
33. Макаров Ю.В. Технологический подход к психологическому тренингу / Ю.В. Макарова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2017. — №.1. — С. 48-58.
34. Методические материалы к мастер-классу по применению методов
мобилизации социального окружения детей и семей в кризисной ситуации [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://detstvolife.kaluga.socinfo.ru/media/2018/06/2/ - Загл. с экрана.
35. Методические рекомендации «Технологии работы психолога учреждения социального обслуживания Новосибирской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mtsr.nso.ru/page/3693/ - Загл. с экрана.
36. Министерство труда и социального развития Новосибирской области: Статистическая информация за 2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mtsr.nso.ru/page/7452/ - Загл. с экрана.
37. Мосина А.В. Практика применения Федерального закона от
28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) / А.В. Мосина // Ленинградский юридический журнал. — 2018. — №4 (54). — С. 234-241.
38. Ниязова А.А. Экосистемный подход как один из эффективных факторов социального развития детей / А.А. Ниязова, Ю.М. Гибаддулина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - №1 (52). - С. 58-64.
39. Овчарова Р.В. Коррекция нарушений семейного воспитания социально и педагогически запущенных подростков / Р.В. Овчарова, Н.А. Жигарева // Вестник Курганского государственного университета. - 2017. - №3 (46). - С. 79-85
40. Попов К.Н. Исследование социальных сетей / К.Н. Попов, Смирнова Н.С. // Системные исследования. Методологические проблемы. —
2018. —№1.— С. 116-136.
41. Приказ Министерства социального развития Новосибирской области от 10 марта 2015 года N 182 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Новосибирской области" (с изменениями на 12 апреля 2019 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/5498302/ - Загл. с экрана.
42. Приказ Минтруда России от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе" // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155554/38b6b508956f9ea57ffb 1bcc2973514e5e2b1c38/ - Загл. с экрана.
43. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 683н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по работе с семьей" // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157269/ - Загл. с экрана.
44. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 682н "Об утверждении
профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157396/ - Загл. с экрана.
45. Приленский Б.Ю. Рецензия на монографию Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриевой «Психодинамическая психотерапия трудных клиентов» / Б.Ю. Приленский // Медицинская психология в России. - 2019. - №1. - С. 1-4.
46. Рыбакова А.И. Место психосоциальной работы с населением в
подготовке социальных работников / А.И. Рыбакова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого
взаимодействия в инклюзивном образовании: сб. статей / Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. - Рязань, 2015. - С. 148-151.
47. Скляренко И.С. Сетевая технология как педагогический инструмент / И.С. Скляренко, Ю.И. Курипченко, Г.И. Демин // Психология и право. - 2018.
- № 4. - С. 192-203.
48. Снадина Е.Л. Применение комплексного арт-терапевтического воздействия в социальной работе с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении / Е.Л. Снадина // Academy. — 2019. — №6 (45). — С. 1-3.
49. Статистический сборник 2018 год // Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-9../ - Загл. с экрана.
50. Сухов А.Н. Объекты психосоциальной работы / А.Н. Сухов // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. статей / Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. - Рязань,
2019. - С. 162-165.
51. Толкарёв Р.С. Теоретические подходы к исследованию психологии социальной работы / Р.С.Толкарёв // E-Scio. - 2017. - №3 (6). - С.1-4.
52. Федеральная служба государственной статистики: Уровень жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13397/ - Загл. с экрана.
53. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120- ФЗ // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ - Загл. с экрана.
54. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ - Загл. с экрана.
55. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152 «О персональных
данных» // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ -
Загл. с экрана.
56. Филатова Т.П. Особенности организации и проведения первичной психолого-педагогической профилактики компьютерной игровой аддикции среди подростков / Т.П. Филатова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2015. — №47. — С. 1-9.
57. Фирсов М.В. Историческая эволюция подходов к методам диагноза и оценки в теории и практике психосоциальной работы за рубежом / М.В. Фирсов, М.В. Мороз // Вестник Тверского Государственного Университета. Серия: педагогика и психология. - 2015. - №3. - С. 212-221.
58. Фирсов, М. В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: учебное пособие для вузов / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 390 с.
59. Хабарова Д.О. Модель профилактики аддиктивного поведения и ее применение в школьной педагогической практике/ Д.О. Хабарова, А.А. Федюченко, В.Ю. Федюченко, Г.Н. Петрова, Т.Ю. Богданова, Л.А. Савельева // МНИЖ. — 2015. — №3-4 (34). — С. 45-46.
60. Чагин В.Н. Особенности психосоциального подхода в практике социальной работы / В.Н. Чагин, Г.И. Шпаг // Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества: сб. статей по итогам Международной научно-практической конференции / Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований". - Уфа, 2018. - С. 105-108.
61. Шинина Т.В. Алгоритм социально-психологической диагностики семьи / Т.В. Шинина // МНИЖ. — 2016. — №2-4 (44). — С. 1-4.
62. Шукшина Л.В. Снижение агрессивности подростков в процессе психологического тренинга / Л.В.Шукшина, О.В. Мизонова, Н.Н. Морозова // RussianJournalofEducationandPsychology. — 2017. — №4-2. — С. 332-340.