Введение 4
Глава 1. Теоретические основы гендерного воспитания мальчиков начальной школы на основе культурно-исторических традиций казачества 11
1.1. Воспитание мальчиков начальной школы на основе культурно -
исторических традиций казачества 11
1.2. Гендерный подход к развитию личности в младшем школьном возрасте 25
1.3. Культурно-образовательные условия реализации гендерного подхода в воспитании мальчиков младшего школьного возраста на традициях казачества 41
Выводы к главе 1 57
Глава 2. Организация педагогического эксперимента гендерного воспитания мальчиков начальной школы на основе культурно-исторических традиций казачества 58
2.1. Характеристика начального уровня гендерного развития мальчиков младшего школьного возраста на констатирующем этапе эксперимента ... 58
2.2. Экспериментальная программа гендерного развития мальчиков нач.
школы на основе культурно-исторических традиций казачества 73
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы 85
Выводы к главе 2 92
Заключение 93
Библиографический список 96
Приложения
Актуальность исследования. В современном отечественном образовании все чаще обращаются к историческому опыту воспитания как в семье, так и в образовательных учреждениях. На Северном Кавказе удалось сохранить и передавать из поколения в поколение самобытную культуру казачества и образ воспитания подрастающего поколения в духе народных традиций на основе культурных ценностей своего этноса.
Основными направлениями в развитии системы образования и воспитания подрастающего поколения казаков являются: разработка ценностной системы образования и воспитания с учетом регионального национального фольклора казачества, расширение сети образовательных учреждений, отвечающих интересам казачьего населения региона, утверждение в образовательной системе подлинных нравственных и патриотических ценностей казачества, восстановление в семье традиций народной педагогики казачества.
В истории педагогической мысли казачества большое место занимает воспитание мальчиков в духе казачьих принципов, ценностей и традиций. В настоящее время активно осуществляется процесс возрождения традиционных подходов воспитания мальчиков в образовательных учреждениях. Однако накопленный опыт воспитания мальчика-казака, его научная оценка как системы, позволяющей реализовать гендерный подход в воспитании, определил ряд противоречий, не позволяющих реализовывать данную систему в достаточной мере:
- между возрастающей значимостью культуры казачества Северного Кавказа и не достаточными уровнями исследований ее традиций как основы процесса воспитания в образовательном учреждении;
- между недостаточным уровнем реализации гендерного подхода в воспитательном процессе начальной школы и значимым потенциалом традиций казачьего воспитания мальчика-казака как этнокультурной основы совершенствования воспитательного процесса в данном направлении.
Наличие возникших противоречий и осуществление поиска путей их преодоления обусловили проблему исследования, которая состоит в теоретическом обосновании и поиске практических педагогических путей реализации гендерного подхода в воспитании мальчиков младшего школьного возраста на основе традиций казачества.
Актуальность проблемы, значимость ее решения в теории и практике воспитательного процесса начальной школы определили выбор темы исследования выпускной квалификационной работы: «Гендерный подход в воспитании мальчиков на основе культурно-исторических традиций казачества».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия применения педагогических традиций воспитания мальчика-казака как основы гендерного подхода в воспитательном процессе начальной школы.
Объект исследования: воспитательный процесс в начальной школе, осуществляемый в контексте народных воспитательных традиций казачества.
Предмет исследования: гендерный подход в воспитании мальчиков младшего школьного возраста на педагогических традициях казачества Юга России.
В основу проводимого исследования положена гипотеза, согласно которой качество гендерного воспитания мальчиков начальной школы будет выше, если будет:
1) уточнено содержание психолого-педагогического понятия «гендерный подход в воспитании»;
2) выявлены культурно-исторические особенности народной педагогики казачества в воспитании мальчиков;
3) охарактеризован воспитательный потенциал традиций казачества Юга России как историко-культурного и педагогического феномена в реализации гендерного подхода в воспитании мальчиков;
4) спроектирована структурно-функциональная модель воспитания мальчиков в условиях реализации гендерного подхода на основе культурных традиций казачества;
5) разработана и экспериментально проверена программа воспитания мальчиков при реализации гендерного подхода, базирующегося на воспитательном потенциале традиций казачьей культуры.
Актуальность, цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
1. Уточнить содержание психолого-педагогического понятия «гендерный подход в воспитании»;
2. Выявить культурно-исторические особенности народной педагогики казачества в воспитании мальчиков и определить духовно-идейные, социально-значимые ценности и идеалы казачьей культуры, определяющие аксиологические основы гендерного подхода к воспитанию мальчиков младшего школьного возраста;
3. Охарактеризовать воспитательный потенциал традиций казачества Юга России как историко-культурного и педагогического феномена в реализации гендерного подхода в воспитании мальчиков;
4. Спроектировать структурно-функциональную модель воспитания мальчиков в условиях реализации гендерного подхода на основе педагогических традиций народной педагогики казачества как культурно-исторического этноса.
5. Разработать и экспериментально проверить программу воспитания мальчиков при реализации гендерного подхода, базирующегося на воспитательном потенциале традиций казачьей культуры.
Теоретико-методологической основой исследования являются следующие научные работы: определяющие образование как ведущий фактор развития человека (Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, А.Ж. Овчинникова, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.); работы, анализирующие научно-методологические проблемы народной педагогики (А.С. Алексеев, Г.Н. Волков, А.И. Кочетов и др.); исследования историко-философского направления, раскрывающие исторические и современные аспекты жизнедеятельности российского казачества (М.П. Астапенко, Н.И. Бондарь, М.А. Рыблова, В.Н. Ратушняк, С.А. Скорик и др.); работы о духовно-нравственных традициях казачества (С.Н. Даньшов, Г.Н. Сараева, Е.П. Рохмистров, С.Н. Кононова, Б.А. Алмазов и др.); работы о возрастной психологии (В.В. Абраменкова, А.С. Алешина, Т.В. Бендас, Ш. Берн, Я.Я. Коломинский, И.С. Кон, В.С. Мухина и др.); исследования в сфере гендерной теории (И.С. Клецина, И.С. Кон, С.А. Ушакин, Т.Б. Рябова, А.А. Чекалина, И.П. Шелухина, Л.В. Градусова, М.М. Бахтин и др.); исследования гендерной и половой идентификации (В. Е. Копан, В. С. Агеева, Т. И. Юрьева и др.); теории социализации (П.Ф. Каптерев, Р.Г. Петрова, В.В. Зеньковский, О.И. Донина и др.).
Для доказательства и проверки выдвинутых научных предположений применялись следующие принципы: объективности, научности,
системности, целостности.
В ходе исследования нами применялись следующие методы:
Теоретические - научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; праксиметрический метод (изучение документов), исторический анализ педологического опыта, моделирование.
Экспериментальные - констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; наблюдение, анкетный опрос, тестирование.
Статистические - математическая обработка полученных результатов и их графическая фиксация.
Этапы исследования. Основное исследование осуществлялось в течении 2018-2019, 2019-2020 учебных годов и состояло из четырех этапов:
Первый этап (теоретико-поисковый, сентябрь - декабрь 2018) включал изучение состояния проблемы и ее отражение в научной литературе и педологической практике, обобщение накапливаемого эмпирического материала, определение общих подходов к решению проблемы, формулирование рабочей гипотезы.
Второй этап (проективный, январь - май 2019) - конкретизировались цели и задачи, диагностический аппарат, определялись исходные принципы экспериментальной программы и основные психолого-педагогические условия ее реализации.
Третий этап (экспериментальный, сентябрь 2019 - март 2020) состоял из констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента, где выявились основные исходные данные гендерных проявлений у мальчиков на начало эксперимента, анализировались полученные данные, уточнялась рабочая гипотеза, основное содержание и цели экспериментальной программы. Формирующий этап включал апробацию экспериментальной программы.
Четвертый этап (аналитико-обобщающий, конец марта - апрель 2020) включал систематизацию и обобщение материалов исследования, выявление эффективности разработанной программы, а также теоретическое осмысление полученного опыта в виде статей на II Международной интернет-конференция «Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст».
Теоретическая значимость исследования определяется: научной обоснованностью возможности реализации гендерного подхода в воспитании мальчиков младшего школьного возраста на основе народной педагогики, зафиксированной в традициях казачества; определением маскулинных качеств в воспитании мальчиков, сформулированных в «Кодексе чести казака» как основы гендерного подхода в воспитании младшего школьника; разработанностью принципов, цели, содержания и технологий реализации экспериментальной программы, отраженных в ее педагогической модели.
Практическая значимость заключается: в экспериментальной
проверке авторской программы воспитания мальчиков на основе гендерного подхода, построенной на социально-значимых ценностях и идеалах народной педагогики казачества в воспитании мальчика-казака, зафиксированных в «Кодексе чести казака»; в выводах и положениях, полученных в ходе исследования, которые расширяют возможности организации воспитательного процесса в начальной школе при реализации воспитательного потенциала казачьей культуры.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе проведенного эксперимента доказано, что воспитательный потенциал культуры казачества в воспитании подрастающего поколения, особенно мальчиков, на основе гендерного подхода значительно влияет на эффективность осуществление данного процесса. Уточненные понятия «гендер», «гендерный подход», «гендерное воспитание», в комплексе национально-культурных особенностей воспитания в условиях казачьего этноса, позволили раскрыть составные компоненты казачьего представления о воспитании мальчика-казака и воссоздать в цели воспитания целостное представление об образе мужчины в казачьей культуре как идеале казачества. В работе раскрыт педагогический потенциал культурного казачьего сообщества как значимого условия реализации ценностей казачьего образа жизни, который является условием эффективности осуществления гендерного подхода к воспитанию мальчика на основе казачьей педагогики.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических подходов и цели исследования, глубоким анализом научной педагогической, психологической, социально-культурологической литературы, комплексностью и адекватностью взаимодополняемых методов исследования, экспериментальной проверкой гипотезы, применением аналитических и математических методов анализа и обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой проведения исследования выступила МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №4» г. Михайловска. Всего в эксперименте приняли участие 28 человек, учащиеся начальной школы.
На защиту выносятся:
1. Уточненное понятие «гендерный подход» в контексте казачьей народной педагогики и традиций семейного воспитания мальчика-казака.
2. Модель, содержание, технологии воспитательного процесса на основе гендерного подхода в контексте казачьей культуры и особенностей воспитания мальчика в казачьей семье и казачьих образовательных учреждениях.
3. Структура и содержание программы воспитания, воплощающая особенности и самобытность труда, воинской службы, семейных отношений, искусства как условия овладения школьниками ценностно-смысловой основы гендера, выраженных в казачьих идеях воспитания мальчика-казака.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена идеями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка источников (75 источников). В работе содержится 13 рисунков, 11 таблиц.
Итак, в соответствии с целью данного исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия применения педагогических традиций воспитания мальчика-казака как основы гендерного подхода в воспитательном процессе начальной школы - нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Уточнено содержание психолого-педагогического понятия «гендерный подход в воспитании»;
2. Выявлены культурно-исторические особенности народной педагогики казачества в воспитании мальчиков и определены духовно-идейные, социально-значимые ценности и идеалы казачьей культуры, определяющие аксиологическую основу гендерного подхода к воспитанию мальчиков младшего школьного возраста;
3. Охарактеризован воспитательный потенциал традиций казачества Юга России как историко-культурного и педагогического феномена в реализации гендерного подхода в воспитании мальчиков;
4. Спроектирована структурно-функциональная модель воспитания мальчиков в условиях реализации гендерного подхода на основе педагогических традиций народной педагогики казачества как культурно-исторического этноса.
5. Разработана и экспериментально проверена программа воспитания мальчиков при реализации гендерного подхода, базирующегося на воспитательном потенциале традиций казачьей культуры.
В рамках решения первой задачи нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что гендерный подход помогает школьникам в овладении сценариями, опытом, моделями полоролевого поведения и в решении проблем, возникающих в ходе самореализации и самоидентификации. Гендерное воспитание - это относительно социально-контролируемый процесс развиия девочек и мальчиков в ходе их гендерной социализации - воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладении умениями и навыками соответствующего поведения.
Целью гендерного подхода в образовании является изменение традиционных культурных ограничений развития личности в зависимости от пола, что непосредственно связано с созданием условий для максимального раскрытия способностей мальчиков и девочек (Г.В. Гринских, Л.И. Столярчук, Е.Н. Каменская, И.С. Кон, А.О. Мудрик, Л.В. Штылева).
Для решения второй задачи нами был изучен исторический опыт казачьей народной педагогики. Мы выяснили, что актуальным источником традиционной казачьей морали является «Кодекс чести казака», идеалом которого является человек, обладающий такими качествами как: верность - преданность своей вере, Родине, своим родственникам; вежливость - уважение к старшим, к женщине; мужество - синтез нескольких морально-нравственных характеристик (С.Н. Даньшов, Г.Н. Сараева, Е.П. Рохмистров, С.Н. Кононова, А.В. Дюкарев, Б.А. Алмазов и др.).
В рамках третьей задачи нами было выяснено, что процесс обучения в образовательных учреждениях с казачьей тематикой строится как взаимодействие. В содержании воспитательной работы в современных образовательных учреждениях значительно усилен региональный компонент. Содержание воспитательной работы с гендерной направленностью содержит все аспекты национально-региональной культуры, исторически сложившихся традиционных видов трудовой деятельности казачества, нормы поведения, базовые ценности и духовные устремления.
С целью решения четвертой задачи нами была спроектирована структурно-функциональная модель воспитания мальчиков в условиях реализации гендерного подхода на основе педагогических традиций народной педагогики казачества как культурно-исторического этноса, представленная на рисунке 1.
Для решения пятой задачи нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на осуществление гендерного подхода в воспитании мальчиков начальной школы на основе культурно-исторических традиций казачества. Для выявления уровня сформированности маскулинных качеств мы использовали методику №1 «Рисунок человека» (автор Маховер К.), методику №2 «Исследование маскулинности и фемининности личности» (автор Бэм С.), методику №3 «Пословицы» (автор Клецина И.С.).
Разработанная нами программа по осуществлению гендерного подхода в воспитании мальчиков начальной школы на основе культурно- исторических традиций казачества содержит 6 тем в форме классных часов, внеклассных мероприятий, индивидуальной и групповой работы обучающихся, мультимедийных путешествий, бесед, экскурсий.
Предложенная нами программа по осуществлению гендерного подхода в воспитании мальчиков начальной школы на основе культурно - исторических традиций казачества доказала свою эффективность, это подтверждают изменения, которые были отмечены в уровне сформированности маскулинных качеств мальчиков начальной школы в экспериментальной группе в результате формирующего этапа эксперимента.
Таким образом, включенность мальчиков младшего школьного возраста в программу гендерного воспитания на основе культурно-исторических традиций казачества необходима, так как это позволяет облегчить и качественно улучшить процесс гендерной идентификации школьников.
1. Алексеев Б. Г. Полоролевое поведение и его акцентуации. СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
2. Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манчжура В.Т. Казаки. Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2013. - 87 с.
3. Антонович В. Короткая история казачества. К.: Украина, 1991. - 231 с.
4. Антонович И.И. ТолкоттПарсонс- основатель функционализма, создатель теории социальной системы // Современная американская социология / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 295 с.
5. Астапенко М. Вихорь-атаман: Историко-научное повествование. Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2013. - 448 с.
6. Балинов Ш. Чем было казачество. Прага: Вольное казачество, 1932. -72 с.
7. Баддели Дж. Завоевание Кавказа русскими: 1720-1860. М.:
Центрполиграф, 2011. - 362 с.
8. Белецкая Е.М. Казачество в народном творчестве и в русской литературе XIX века. Тверь: Золотая буква, 2004. - С. 13.
9. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. - 323 с.
11. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. О. И. Ключко. М.: Юрайт, 2017. - 404 с. (Серия: «Бакалавр и магистр. Академический курс»)
12. Гендерное образование: учебное пособие /под общ. ред. Л. И. Столярчук. Краснодар, 2011. - 387 с.
13. Гринских Г.В. К вопросу о гендерном воспитании // Современная педагогика. - Москва, 2013. № 6. - С. 1. [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http: //pedago gika. snauka.ru/2013/06/1841 , свободный доступ
(13.09.2019).
14. Гурко Т. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России / под ред. В.А. Ядова. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998.
- С. 173-196
15. Даньшов С. Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2006. - 25 с.
16. Де ЛауретисТеруа «Американс // Гендерные исследования. 1998. № 1.
- С. 137.
17. Дзюбан В.В. Казачество как субкультура в современном российском обществе (к постановке проблемы на примере Брянского региона) аспект / В.В. Дзюбан // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т.
19. - № 1. - С. 47
18. Д. Мацумото Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования, открытия.: СПб.: Грайм - Евро, 2008. - 668 с.
19. Донина О. И. Теоретико-методологические основы социального становления личности в современных образовательных системах / под науч. ред.Дониной О. И. Москва - Ульяновск: Ул. ГУ, 2006. - С. 21.
20. Дюма А. Кавказ:пер. с фр. Тбилиси: Мерани, 1988. - 287 с.
21. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
22.Заглада Л. «М» и «Ж». Раздельное образование: плюсы и минусы // Мир семьи. 2006. Ноябрь.
23.Захарченко М.В. Традиция в истории: опыт типологической
интерпретации: монография. СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 228с.
24.Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб.: ЦНСИ, 1996. Вып. 4. С. 5-13.
25. Казачество. История и культура. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://cossacksculture.mgutm.ru/,- свободный (20.10.2019)
26. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике : автореферат дис. ... д- ра пед. наук: 13.00.01 / Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2006. - 62с.
27. Кашина Н. И. Музыкальная культура казачества в формировании
культурной идентичности казаков-кадет: монография. - М.:
Издательство «Спутник +», 2013. - 194 с.
28. Кодекс чести казака / [сост., вступит ст. А. В. Дюкарев]. М.: РИПОЛ классик, 2020. - 336 с.
29. Киммел М. Гендерное общество / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2006. - 464 с.
30. Колесников В.А. История казачества на Ставрополье. 1771-1870 гг.: Учебное пособие для обучающихся 8-х классов учреждений дополнительного образования и классов казачьей (кадетской) направленности. Москва: Изд-воНадыршин, 2019. - 176 с.
31. Кононова С. Н. Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2009. - 182 с.
32. Коннелл Р. Основные структуры: труд, власть, катексис // Гендерная социология / под ред. И.Н. Тартаковской. М.: Вариант, Невский Простор, 2005. - С. 287-320.
33. Кон. И.С. Введение в Сексологию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва. Олимп.: ИНФРА-М 1999 (Серия "Высшее образование"). - 288 с.
34. Концепция традиционного духовно-нравственного развития,
воспитания, и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. М.;Ставрополь : Ирбис, 2013. - 36 с.
35. Краткий психологический словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ; ред.-сост. Л.А. Карпенко. Изд. 2-е, расширенное, испр. и доп. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - 512 с.
36. Крайник В.Л., Микова М.В. Сущность и содержание понятия
«гендерное воспитание» // Мир науки, культуры, образования. 2016. №
5. - С. 130-132.
37. Крессон Уильям. Казаки. история «вольных людей» от Запорожской Сечи до коммунистической России / пер. с англ. А.Л. Андреева. М.: Центрполиграф, 2016. - 223с.
38. Кузнецов И.В. Путь через века: (исторический очерк). Ходарев В.В. Казачий круг: (историко-драматическая поэма). Ставрополь: Центр пропаганды истории казачества, 1993. - 96 с. (Библиотечка казачьей семьи).
39. Лорбер Д. Пол как социальная категория // Основы гендерных исследований:хрестоматия / под ред. О.А. Ворониной. М. : МЦГИ, 2001. - С. 72-76.
40. Лукаш С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества. Ростов-на- Дону; Армавир, 2008. - С.69-76.
41. Маду Ленгерман П.,Нибрюгге-Брантли Д., Ритцер Дж. Современная теория феминизма // Современные социологические теории. 5-е изд. СПб. : Питер, 2002. - С. 357-415.
42. Мид М. Мужское и женское: исследования полового вопроса в меняющемся мире. М.: РОСПЭН, 2004. - 416 с.
43. Мид М. Культура и мир детства: избр. произведения / [Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева; сост., авт. послесл. и отв. ред. И. С. Кон]. М.: Наука, 1988.- 429 с.
44. Мирзоев А. С. Уэркъхабзе - кодекс чести черкесского дворянства // Эльбрус. Вып. по этнологии народов Северного Кавказа и Закавказья. Нальчик, 1999. - № 2. - С 225-254.
45. О кадетском образовании и кадетских образовательных учреждениях.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/461503901, свободный (03.09. 2019)
46. Петрова Р. Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Дашков и К. 2007. - С.93
47. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
48. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1990. - С. 193.
49. Ратушняк О. В., Худобородов А. П. Культурное наследие казачьей эмиграции.Т. 2. // Очерки традиционной культуры казачеств России / под общ. ред. Н. И. Бондаря. Краснодар, 2005. - С. 550-559
50. Роджерс К. Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. - 527 с.
51. Рохмистров Е. П. Казаки - воины, пахари. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2008. - 374 с.
52. Рыблова М. А. Культурное наследие казачества Юга России: проблемы изучения, сохранения и воспроизводства // Грани познания. 2010. №4 (9). - С. 23.
53. Рыблова М.А. Мужские сообщества донских казаков как
социокультурный феномен XVI - первой трети XIX в.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 24.00.01. СПБ, 2009. - 52 с.
54. Сараева Г. Н. Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество: дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2007. - 165 с.
55. Созаев В.В. Гендерная теория как фактор формирования тендерной компетентности в культурологическом образовании школьников// Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради. СПб., 2008. №33 (73), ч. 1 : - С. 426-430.
56. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утв. Президентом РФ 15.09.2012 N Пр-2789).
57. Струнников В.А. Пол // Большая советская энциклопедиям., 1975. Т.
20. - С. 171.
58. Сухомлинский В.А.: О воспитании / сост., авт.вступ. очерков С. Соловейчи. М.: Политиздат, 1975. - 272с.
59. Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М., 2001. - С. 101-105.
60. Унгер Р. О редефиниции понятий «пол» и «гендер»: монография: пер. с англ. М.: ACT, 2003. - 197 с.
61. Ушакин С. А. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1999 №5. - С. 39-83.
62. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - М. -Л., 1948. - т.2. - с. 69-166.
63. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматии
феминистических текстов / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - С. 193-219,
64. Фадеев Р. А. Кавказская война. М.: Эксмо: Алгоритм, 2005. - 174 с.
65. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. N 303, 31.12.2012.
66. Фрейд З. Я и Оно // Я и Оно: Сочинения. М., 2004. - С. 839-860.
67. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических
коллективов: Кн. для учителя/ Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. М.: Просвещение, 2013. - 207 с.
68.Чекалина А. А. Гендерная психология: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2006. - 256 с.
69.Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. - 2001.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ci-razvedka.ru/, свободный (10.09.2019) .
70. Швецова А.В. Возможности развития гендерной культуры в контексте компетентностного подхода к образованию // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 64-71.
71. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера, 2006. - 95 с.
72. Шкваров, А. Казачество эпохи Петра Великого. Конец «вольностям» казачьим / А. Шкваров. Москва: Гостехиздат, 2016. - 420 c.
73. Щупленков О. В. К вопросу о системе казачьего образования и воспитания // Казачество. М., 2016. № 17. - С. 19-30
74. Acker J. Hierarchies, Jobs, bodies: A theory of gendered or ganizations // The SocialConstruction of Gender / ed. by J. Lorber, S. A. Farrel. L., 1991, № 2. P. 146
75. Kohlberg L. Power C. Moral development, religious thinking and question of a seventh stage. Zygon, 1981, N 16, P. 203-259.